Меню

Онлайн Библейская Энциклопедия -- Н 3 --



Нир
-> Нер.

Нирей
[греч. Нерей, в греч. мифологии морское божество], рим. христианин, к-рого Павел приветствовал в своем послании (Рим 16:15).

Нирий
[евр. Нери, "мой светоч"], предок Иисуса Христа, отец -> Салафиила (Лк 3:27).

Нирия
[евр. Нерийя, "Господь есть светоч"], сын Маасеи, отец Варуха и Сераии (Иер 32:12; Иер 36:4; Иер 51:59).

Нисан
-> Календарь.

Нисрох,
языч. бог, в храме к-рого в Ниневии был убит своими сыновьями Синаххериб (библ. Сеннахирим) (4 Цар 19:37; Ис 37:38). Имя Н. однозначно истолковать пока не удалось.

Ничто
I. Все сущее - это результат Божьего творения, для к-рого не было никаких объективных предпосылок. Все видимое сотворено из ничего "Богом... называющим несуществующее, как существующее" (Быт 1:1 и Евр 11:3; Рим 4:17).
II. Библия указывает на ничтожность всякого создания как раз в тех случаях, когда это создание возвышает себя и претендует на некую собственную значимость пред Богом. Людям, преисполненным осознания собств. значимости, следует помнить о том, что они есть "ничто" (Пс 38:6.12) и даже "все они вместе легче пустоты" (Пс 61:10). Таковы в Библии египтяне (Ис 30:7), все язычники (Ис 40:17; ср. Дан 4:32), идолы (1 Кор 8:4) и, наконец, те, кто не имеет любви (1 Кор 13:2).
III. Только тот, кто сам смиренно осознает себя как "Н." (2 Кор 12:11), может стать Божьим соработником. Бог избирает как раз того, "кто есть ничто", чтобы через него творить историю, превращая в Н. тех, кто "хвалится пред" Ним (1 Кор 1:28). Бог Отец осуществляет великие деяния через Иисуса именно потому, что Сын "ничего не может творить Сам от Себя" (Ин 5:19.30). То же относится и к христианам, к-рые должны осознавать свою полную зависимость от Иисуса: "без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5).

Нищий
-> Бедность, бедный, попечительство о бедных.

Но (-Амон),
так в Библии названы Фивы, столица Верхнего Египта [егип. Нвт, "город"] (Иер 46:25; Иез 30:14). Богом города Н. был -> Амон (Амун). В 663 г. до Р.Х. ассирийцы овладели считавшимся неприступным Н. (Наум 3:8-10). Город был знаменит великолепными храмовыми сооружениями - Рамессеем Рамсеса II в Западных Фивах, храмом богини Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, храмом Рамсеса III в Мединет-Абу, храмом в Луксоре с перечнем покоренных Тутмосом III и Рамсесом II городов, храмом в Карнаке с перечнем побед, одерж. во время палест. похода Шешонком (библ. -> Сусаким). -> Египет.

Но-Амон
-> Но (-Амон).
Ноа,
дочь-наследница Салпаада (Числ 26:33; Числ 27:1; Числ 36:11; Ис Нав 17:3).

Ноадия
("Господь открыл Себя, известил о Себе"):
1) левит, современник Ездры (Езд 8:33);
2) пророчица, пытавшаяся устрашить Неемию (Неем 6:14).

Нов (Ново, Номва)
Место, где во времена Саула жил священник Ахимелех со своим семейством (1 Цар 21:1; 1 Цар 22:9.11.19). В Ис 10:32 Н. упоминается как место последней остановки ассирийцев на пути к Иерусалиму. В Неем 11:32, при перечислении городов, в к-рых жили вернувшиеся из вавил. плена вениамитяне, Н. стоит между Анафофом и Ананией (Вифанией). Исходя из этих данных можно предположить, что Н. находился на сев. отроге Елеонской горы, на пути в Иерихон. Возм., это именно то место, где Давид поклонялся Богу (2 Цар 15:32). Однако существуют и другие т.зр. Иероним считал, что это Бейт-Нуба, располож. сев.-зап. Аиалона. Тогда Н., упомянутый в Первой книге Царств, следует отличать от того, что упомянут в Ис 10:32 и Неем 11:32. Кр. того, с Н. пытались отождествить Шафат, или Эль-Куме, лежащий сев. Иерусалима.

Нова,
город вблизи Иогбеги (Суд 8:11); возм., тождествен -> Нофе (Числ 21:30).

Новах,
израильтянин из колена Манассии, завоевавший местность -> Кенаф вост. Иордана и назвавший ее своим именем (Числ 32:42).

Ново
-> Нов.

Новомесячие
-> Луна -> Календарь.

Новообращенный
[греч. неофютос]. Слово "Н.", встречающееся в НЗ лишь в 1 Тим 3:6, обозначает человека, к-рый недавно был обращен ко Христу из иудаизма или язычества, т.е. в вере является еще новичком. Ему еще нельзя доверить ответств. должность в церкви, поскольку может возникнуть опасность, что он возгордится или станет объектом насмешек со стороны окружающих из-за своей неопытности или некомпетентности. Этот запрет призван подчеркнуть необходимость роста в вере (ср. Еф 4:15; 1 Петр 2:2; Евр 5:12-14).

Новый
Понятие новизны часто встречается там, где говорится об отношении к Богу. Хлеб нового урожая нельзя есть, пока не будет принесена жертва Богу (Лев 23:14). Новым должно быть то, что используется в служении Богу: новая колесница для перевозки ковчега завета (1 Цар 6:7; 2 Цар 6:3; 1 Пар 13:7), новое одеяние, к-рое Ахия разодрал на 12 кусков, чтобы 10 отдать Иеровоаму (3 Цар 11:29-40), новая чаша, из к-рой Елисей бросает соль в источник, чтобы вода стала "здоровой" (4 Цар 2:20). Всегда новы деяния Бога, к-рыми Он вершит суд (Числ 16:30) и спасение (Суд 5:8); человек же отвечает на это новой песнью благодарности и хвалы (Пс 39:4; Пс 95:1; Пс 97:1; Пс 143:9; Ис 42:10). Наряду с утверждением Екклесиаста о том, что с человеч. т.зр. нет ничего нового под солнцем (Екк 1:9), известны просьба псалмопевца о новом духе и слова пророка о новом великом Божьем деянии. Об этом говорит Исаия (Ис 42:9; Ис 43:19; Ис 48:6), к-рый также возвещает, что народ Божий будет назван новым именем (Ис 62:2) и что в конце времен Бог сотворит новое небо и новую землю (Ис 66:22). Иезекииль предсказывал, что человек обновится -> сердцем и духом (Иез 11:19; Иез 36:10); он также описывал исходящий из святилища поток, на берегах к-рого деревья жизни будут ежемесячно приносить новые плоды (Иез 47:12). -> Обновление.
Новый Завет
-> Библия.

Нога
I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Пс 120:3), "пошатывается" (Пс 72:2), "претыкается о камень" (Пс 90:12), "стоит на камне" (Пс 39:3) или "на пространном месте" (Пс 30:9); для Н. "расставляют сети" (Иер 18:22; Плач 1:13), их "ставят в колоду" (Иов 13:27);
2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Ис 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх 3:5; Ис Нав 5:15);

3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт 18:4; Суд 19:21; 1 Цар 25:41; Песн 5:3; Ин 13:4-14; 1 Тим 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк 7:46; Ин 12:3). Во время траура Н. не мыли (2 Цар 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор 33:24; ср. Иов 29:6);
4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Ис Нав 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Пс 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Плач 3:34; Рим 16:20; ср. Ис 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Пс 8:7; 1 Кор 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин 13:18; Евр 10:29);
5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис 60:14; Откр 3:9), благоговение (Деян 10:25; Откр 19:10; Откр 22:8-9), обратиться с просьбой (1 Цар 25:24; Мк 5:22; Мк 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4 Цар 4:27; Мф 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф 15:30; Деян 4:35; Деян 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Втор 33:3; Лк 10:39; Деян 22:3; ср. также Лк 8:35);
6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез 25:6) и гнев (Иез 6:11), а также о "говорении ногами" (Притч 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк 10:11; Деян 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф 10:14; Деян 13:51);
7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх 4:25 и Ис 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части тела, а в Ис 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх 20:26; 3 Цар 19:13).

II. ОМОВЕНИЕ НОГ:

1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. 1 Тим 5:10);
2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Исх 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;
3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Ин 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх 29:4; Лев 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Ин 3:5; Тит 3:5; Евр 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2 Петр 1:9; 1 Ин 1:7-10; 1 Ин 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Ин 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.

Ногаг
-> Ногах.

Ногах (Ногаг)
("яркое сияние", "блеск"), сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1 Пар 3:7; 1 Пар 14:6).

Ноготь
Плоский роговой покров на конце пальца [евр. циппорэн] (Втор 21:12; Дан 4:30).

Нод
["(земля) неприкаянных"], земля, лежащая вост. Эдема, в к-рую удалился Каин (Быт 4:16).

Ноема
-> Наама (I,1).

Ноеминь
[евр. Нооми, кр. ф-ма: "(Бог есть) блаженство, милость"], жена Елимелеха, свекровь Орфы и Руфи (Руф 1:2-5).

Нож
-> Оружие и орудия труда.

Ной
[евр. Ноах, согл. Быт 5:29, возм. "утешитель"], потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Быт 5:28-32; ср. Быт 9:24). При рождении Н. его отец сказал: "он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь".

Когда Бог решил истребить людей за их неправедность, Н. обрел благодать пред Его очами; он был "человек праведный и непорочный" и "ходил пред Богом" (Быт 6:8). Господь велел Н. построить -> ковчег и войти в него вместе с женой, сыновьями и их женами. Н. должен был взять с собой семь пар чистых животных и по одной паре нечистых, а также пищу для себя и для животных. Н. послушался Господа и сделал так, как ему было сказано, показав тем самым пример истинной веры (Быт 6:13-22; Евр 11:7). Когда ему было 600 лет, губит. потоп обрушился на землю (Быт 7:6); только восемь человек спаслись от смерти (1 Петр 3:20). По окончании -> потопа Н. вышел из ковчега, к-рый оказался "на горах -> Араратских" (Быт 8:4.18), соорудил -> жертвенник и принес на нем жертву всесожжения. Тогда Бог решил больше никогда не проклинать землю за грехи человека; сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь никогда больше "не прейдут" (Быт 8:20-22). Бог благословил Н. и его сыновей (Быт 9:1-7; ср. Быт 1:28-31) и заключил -> завет (IV,2) с ним, его потомками и всеми живыми существами, к-рые были в тот момент с ним. В этом завете Бог обещал впредь не уничтожать потопом жизнь на земле; знаком завета стала радуга (Быт 9:8-17). Н. первым стал возделывать виноград. Когда однажды он, опьяневший, лежал в шатре, его, обнаженного, увидел младший сын Хам и насмеялся над ним, рассказав об этом братьям. Сим и Иафет прикрыли отца одеждой. Когда Н. узнал, что сделал Хам, то проклял его сына, Ханаана, и благословил Сима и Иафета (Быт 9:20-27). После потопа Н. прожил еще 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт 9:28-29). В Иез 14:14.20 и 2 Петр 2:5 о Н. говорится как о праведнике. Иудеи придают важное значение "семи заповедям", основанным на Быт 9:1-7, относя их ко всем людям и особенно к -> прозелитам. Эти заповеди таковы:
1) признание властей;
2) запрещение богохульства;
3) запрещение идолопоклонства;
4) запрещение кровосмешения;
5) запрещение убийства;
6) запрещение разбоя и воровства;
7) запрещение потреблять мясо с кровью.

Номва
-> Нов.

Нон (Нав)
[евр. Нун, "рыба"], ефремлянин, отец -> Иисуса Навина (Исх 33:11; Ис Нав 1:1; 1 Пар 7:27).

Носилки (носильный одр)
Креслами-носилками [ Песн 3:9 - евр. аппирейон, заимствование из греч.; Ис 66:20 - евр. цав], нередко имевшими балдахин, знатные люди пользовались вместо колясок. При продолжит. путешествиях Н. могли перемещать и с помощью лошадей, ослов или лошаков, в остальных случаях их несли рабы - от двух до шести человек.

Нофа,
город, лежавший вост. Иордана и, вероятно, сев. Дивона (Числ 21:30). Этот моавитский город исследователи отождествляли с Новой (-> Нова), вблизи Иогбеги (Суд 8:11), а также искали его на месте развалин Новакис под Амманом.

Ноха,
сын Вениамина (1 Пар 8:2).

Ночная влага
-> Роса (Песн 5:2).

Ночная стража
В ветхозаветную эпоху часы от заката до восхода солнца, согл. воен. обычаю, делили на три Н.С. (Исх 14:24; Суд 7:19; 1 Цар 11:11; Пс 89:5; Плач 2:19). Первая стража длилась примерно с 18 до 22 час., вторая - с 22 до 2 час., а последняя, утренняя, - с 2 до 6 час. В эпоху НЗ три стражи были заменены греч.-рим. делением ночи на четыре Н.С. (Лк 12:38; Мк 6:48): вечер, полночь, пение петухов и утро (Мк 13:35). Кр. того, ночь, как и -> день, делилась на 12 часов (Деян 23:23), и упомянутый здесь третий час ночи соответствовал, т.о., первой Н.С.

Ночное видение,
сновидение, через к-рое человек может получить откровения (Иов 4:13-17) и через к-рое его совесть может быть разбужена Богом (Иов 33:15-18). -> Видение -> Книга пророка Захарии.

Ночное привидение
Евр слово Лилит, переводимое как "ночное привидение" (Ис 34:14), является именем женщины-демона, к-рое встречается также в текстах вавил. заклинаний. По преданию, эта женщина-демон, обитающая в пустыне, нападает на людей. Изначально Лилит была, вероятно, демоном бури, но из-за схожести ее имени со словом лайла ("ночь") евреи считали ее ночным демоном.

Ночь
-> День -> Тьма -> Ночная стража.

Нрав, характер, ум
В ВЗ эти понятия передаются евр. словами нефеш -> душа или руах -> дух (см. Пс 33:19; Притч 17:22); в НЗ - греч. словами нус (-> Ум, разум, разумение, разумный) или дианойа ("мысли", "сознание", "взгляды" -> Благоразумие), напр. в Мф 22:37; Мк 12:30; Рим 7:23.25. В обоих случаях смысл этих понятий не ограничивается сферой человеч. чувств. В библ. понимании ум - это основа исполнения Закона Божьего (см. Рим 7:25), а также вместилище новой, духовной жизни возрожд. человека.

Ныне
-> Сегодня, ныне.