Меню

Онлайн Библейская Энциклопедия -- Г 3 --



Грех
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить:
1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или"упущение" истинной цели;
2) паша (гла-гол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;
3) ава, прежде всего, означает "кривить", "искривлять". Производное от него сущ. авон следует понимать как "кривду", "уклонение", "преступление";

4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, "заблуждение". В отличие от рус. слова "грех", эти евр. слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., к-рый в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение - как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, - по своей сути Г. всегда означает: "Тебе единому согрешил я" (Пс 50:6). Т.о., для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. "грех есть беззаконие"- 1 Ин 3:4). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия "грех" невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.

Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:
1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди - Исх 20:1-11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. (Исх 30:38; Лев 7:25; 1 Цар 2:17). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Агг 2:10-13);
2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исх 20:12). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2 Цар 12:7-12; Ам 5:21-24);

3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник - это человек без Бога.
В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА. Библия и, в часта. книга Левит.не описывает происхождения зла зло. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, к-рый напоминает человеку о его сотворен-ности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое "я" восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. "я". Грехопадение - это ключевое событие после сотворения мира.

В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (Рим 5:12).Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он - тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной к-рому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие "первородный грех" или "наследственный грех".

Г. ГРЕХ И ВИНА. Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей "действующей силе", помимо Бога и человека: сатане, т.е. дьяволе, или "власти тьмы" (Кол 1:13). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1 Кор 13:5: треч-оулогидзетаи - "не размышляет" о зле, в Синод, пер. - "не мыслит зла"). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. - это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам - "быть виновным" - особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1, А, 3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными (Лев 4:13,22) и сознательными (Чис 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; Пс 50:7). Г. приводит человека к вине (Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (Жертва). Конечно, с т.зр. Н3, это только временная возможность уйти от суда, к-рый выносит приговор Г. Но и здесь Г. - это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи - жить как Божие создание.
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ. Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:
1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. "промахнуться" и "упущение". Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр.,Деян 2:38; Евр 1:3), греховная сущность человека (Ин 9:41; 1 Ин 1:8) и персонифициров. власть Г. (Рим 5:12; Гал 3:22; Рим 5-12);
2) реже в НЗ встречается слово хамартема, к-рым иногда обозначаются греховные дела. Пара-коэ подразумевает непослушание, а аномиа - беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.

Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:
1) примочат., что Евангелия (за искл. Ев. от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г. Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г., к-рый для Него - реальность, связ. с человеком. Его проповеди и деяния - это преодоление Г. и спасение от него (Мф 9:13; Лк 5:8). Искупление, Прощение, Жертва (IV). Иисус провозглашает Царство Божие (Мк 1:15), для наступления к-рого необходимо покаяние в Г. Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, к-рая вернет грешника в Его дом (Лк 5:10). По поручению Отца Иисус преодолевает Г. через прощение (Мф 9:2). Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г. мира (Ин 1:29,36; 1 Ин 1:7). Этим он дарует человеку полную свободу (Ин 8:34,36). Своей деят-стыо Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (Ин 9:41). Отвергающий Его избирает смерть (Ин 8:24); исповедующий Ему свои Г. получает прощение (1 Ин 1:9);
2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне (Лк 15:11). Г. - это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (покаяние). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (Обращение), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;
3) Иисус - это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. (Ин 8:21,24). Проклятие.

В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ. Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:
1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1 Кор 15:9; 1 Тим 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;
2) Г. пришел в мир через Адама (Рим 5:12), и т.о. произошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. - сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, к-рый приступает к человеку как искуситель (Мф 4:1-11; Откр 12:9).0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (Рим 5:12), и теперь Г. живет в нем (Мф 15:19; Иак 1:14);
3) Г.несетссо-бой смерть (Рим 6:23), к-рая также свидет-вует о подверженности человечества Г. (1 Кор 15:56). След., Г. - это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность - это состояние человечества. Люди находятся под властью Г. При этом за Г. как отдельными деяниями следует различать Г. как человеческую сущность, проявлением к-рой и являются отдельные Г.;
4) наконец, существует еще одна сила, к-рая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон (Рим 5:13; Гал 3:19), к-рый является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (Рим 1:21), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем "плотском" бытии (- Плоть) человек - это проданный Г. раб (Рим 7:14), Г. владеет им;
5) при всем этом Павел знает, что Г. может быть преодолен Христом (Рим 8:3). Г. действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г. (2 Кор 5:21). То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, "за нас" (2 Кор 5:21; ср. 1 Кор 15:3; Гал 1:4). Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать (Рим 5:21). Иисус - вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г. (Евр 2:17;). Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г., забрезжила надежда. В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г. (Рим 6:2). Отныне Г. уже не имеет прав на него (Рим 6:13,18), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;
6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства (Рим 8:10), а ждет того (Рим 8:18),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (Рим 8:11; 1 Кор 15:26). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1 Ин 1:7-10). Беспорочный (невиновный).

Греция
(Иония, Еллада). 1) в Зах 9:13 Г. названа Ионией (евр. - Яван; Ис 66:19). Под царем Г. (Дан 8:21) подразумевается Александр Македонский; 2) в НЗ Г. (Елладой; Деян 20:2) названа рим. провинция Ахаия.

Гриф
Птица, названная в Синод, пер. грифом (Лев 11:13; Втор 14:12),- это вероятно, бородач, или ягнятник. Эта крупная, с размахом крыльев прим. в 2,5 м, птица встречается в скалистых горах у Мертвого моря и на Синайском полуо-ве. Крылья и спина у бородача темные, грудь, шея и голова намного светлее. Бородач питается живой добычей: мелкими зверьками и черепахами, к-рых он, подняв в воздух, бросает на камни, разбивая т.о. их панцирь. С подобным способом умерщвления добычи, видимо, связано его евр. название - пэрэс, т.е. "разбивающий кости". У израильтян эта птица считалась нечистой.

Грифель
Для письма и рисования на глиняных табличках, а позднее на табличках с восковым покрытием использовались Г., изготовленные из различных материалов. Выражение "начертать человеческим письмом" (Ис 8:1) означало "написать обычно, понятно для всех". В Пс 44:2 обыгрывается мастерство искусного писца. Письменность.

Гроб Иисуса
После смерти Иисуса Его тело было положено в гроб (т.е. высеченную в скале гробницу), "в котором еще никто не был положен" (Ин 19:41). Иосиф из Аримафеи приготовил эту гробницу для себя в саду, к-рый находился в непосредств. близости от Голгофы (Голгофа) (Мф 27:60; Ин 19:41). Гробница, видимо, имела низкий вход (Ин 20:5), к-рый можно было закрыть, привалив к нему камень (Мк 15:46). Вероятно, тело было положено на высеченную из камня скамью, к-рая располагалась справа от входа; здесь в момент прихода женщин сидели ангелы (Мк 16:5,6; Ин 20:12).

Гробница
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. I. На Ближнем Востоке Г. находились, как правило, за пределами городов и селений - в пещерах (Быт 23), под деревьями (Быт 35:8; 1 Цар 31:13),в поле (Нав 24:30,32). Известно, что захоронения устраивали и под жилыми домами(1 Цар 25:1). Обычно умирающиеза-вещали похоронить себя в семейных Г. (Суд 16:31; 2 Цар 2:32; 3 Цар 13:22).

Каждый израильтянин хотел подобным образом "приложиться к своим отцам" (2 Пар 34:28); быть похороненным в ином месте означало страшное наказание (3 Цар 13:22). В этом отчетливо проявлялась принадлежность к своему роду - даже после смерти. Но сооружать семейные Г. могли лишь состоят, люди; бедняков и простолюдинов хоронили в общих Г., напр., жителей Иерусалима - в долине Кедрона (4 Цар 23:6; Иер 26:23). Позднее у евреев появилась надежда, что именно в этой долине начнется воскресение из мертвых; истлевшие останки больше не сваливали вместе, как это часто делалось раньше. Царские Г., вероятно, находились в столице. О захоронении царей Иудеи в главном городе страны в Библии говорится весьма определенно (3 Цар 2:10; 3 Цар 11:43 и др.). То же, хотя и менее конкретно, говорится о месте захоронения израил. царей (3 Цар 16:6,28; 3 Цар 22:37; 4 Цар 10:35 и др.). Ср. цар. саркофаги в Библе ( Гевал),к-рые были обнаружены внутри гор. стен.
II. При раскопках в Палестине учеными было найдено множество Г., следов сожжения трупов при этом обнаружено не было. В ВЗ говорится о сожжении как о виде смертной казни (Быт 38:24; Лев 20:14) или как о способе ее ужесточения (Нав 7:25);исключением стало сожжение тел царя Саула и его сыновей, кости к-рых остались целыми и были погребены (1 Цар 31:12). В Израиле тела умерших предавали земле, из к-рой их сотворил Бог.

III. ОСНОВНЫЕВИДЫ ГРОБНИЦ:
1) древнейшими Г. являются СКАЛЬНЫЕ Г., устроенные в пещерах. Они размещались в одной или нескольких пещерах, естественных или обработанных человеком; попасть в них можно было по пологому спуску. Пример такой Г. - цар. усыпальница в Гезере (Газере);
2) в ШАХТНЫХ Г., представляющих собой модификацию скальных, к склепу ведет вертикальный вход, причем шахта и склеп нередко разделены либо могильной плитой,ли-бо большим камнем;
3) Г., вырубленные в породе, называются СВОДЧАТЫМИ,часто они имеют ведущую вниз лестницу;
4) в начале железного века получили распространение СКАМЕЕЧНЫЕ Г.: тело умершего покоилось в склепе на возвышении у стены, сделанном наподобие скамьи;
5) иногда в захоронениях встречаются ГЛИНЯНЫЕ СОСУДЫ, в к-рых обычно покоятся детские останки. Учеными не обнаружены на них какие бы то ни бьмо признаки насильственной смерти, поэтому эти находки не считаются свидет-вами жертвоприношений детей;
6) в новозаветное время Г. помимо собственно склепа часто имели переднее помещение. В ШТОЛЬНЕВЫХ Г. тела умерших лежали в узких горизонтальных отсеках, к-рые вырубались в скальной породе и имели выход в главное помещение. Найденные в Гезере подобные Г. имеют размеры 0,5 х 0,5 х 1,75 м. Не исключено, что по истечении нек-рого времени штольни главного помещения освобождались, и оставшиеся кости в специальных сосудах (лат. оссуарии) переносили в меньшие по размеру штольни, располож. в этой же гробнице;
7) наиб. распространенными в рим. период были КОРЫТООБРАЗНЫЕ Г. В стенах главного помещения, вход в к-рое закрывал большой круглый камень (см. Мф 27:60), вырубались три ниши. В них находились скамьи (см. Ин 20:5-7) или своеобразные открытые саркофаги. Чтобы затруднить вход в Г., желоб, по к-рому двигался камень, часто вырубался под углом;
8) позднее получил распространение обычай расписывать Г. В эллинистич. эпоху на плитах, закрывающих вход в штольневые Г., делали надписи - имена умерших или предупреждение "Не открывай!" Подобные предостережения встречаются на оссуарии царя - Аза-рии (Озии) и в скальной Г. - Севны.

Гром
(евр. кол, "голос", "звук"; раам, "звук", "шум", "сотрясение"; греч. бронте). Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию. Гром усиливает страх перед сильной бурей (Исх 9:23), в то же время он свидет-вует о всемогуществе и славе Бога Творца (ср. Иов 28:26; Иов 37:5). Трепет людей перед Г., свидет-вующим о могущ-ве Бога, превращается в преклонение перед Божеств, откровением, как, напр., во время дарования законодат-ва на Синае (Исх 19:16). Г. явился подтверждением речи Самуила к народу Израиля (1 Цар 12:17), он же символизирует Божье величие и Его славу на небесах (Откр 4:5) и будет сопровождать окончат, суд Божий над миром (Откр 10:3 и след.; Откр 16:18).В Иов 40:4 и Пс 28:3-9 говорится о громовом гласе Господа. Как предвестники разрушит, бури, раскаты Г. символизируют в Библии Божье возмездие, готовое обрушиться на грешников (2 Цар 22:14; Пс 76:18 и след.). В Ин 12:28 глас с неба воспринимается частью слышавших его как Г.

Грудные дети
Израильтянки вскармливали своих детей грудью в течение продолжит. времени (1 Цар 1:22-24), как правило, два-три года (2 Мак 7:27), поэтому нет ничего необычного в том, что младенцы в этом возрасте уже умели говорить (Пс 8:3; Мф 21:16). День, когда ребенка отнимали от груди, иногда отмечался как праздник (Быт 21:8).

Грудь
1) в новозаветные времена люди за трапезой возлежали рядом друг с другом, опираясь на левую руку. Если возлежавший отклонялся назад, его голова оказывалась на уровне Г. соседа по столу слева. Поэтому место справа от хозяина дома считалось особенно почетным. Во время Тайной Вечери это место занимал Иоанн (Ин 13:23,25; Ин 21:20). 2) человек, ударявший себя в Г., выражал тем самым свое горе и отчаяние (Наум 2:7; Лк 18:13; Лк 23:48); 3) выражение "находиться у грудей матери своей" передает чувство защищенности, присущее человеку в раннем (Пс 21:10; ср. Иов 3:12). Материнская Г. упоминается как в связи с плодовитостью, так и в связи с бесплодием (Быт 49:25; Лк 23:29). "Сосцы утешения" (Ис 66:11) служат символом богатства и благополучия; 4) при принесении мирной жертвы совершался обряд потрясания перед Господом грудной частью жертв, животного, к-рая затем доставалась священнику, совершавшему жертвоприношение (Исх 29:26 и след.; Лев 7:30 и след.; Лев 8:29; Лев 9:20).

Грядущее
будущее. Библии незнакомо понятие "будущее" в значении "неизвестное, еще не наступившее время". Там.где она говорит о грядущих веках (Еф 2:7), подразумевается не будущая эпоха сама по себе, а ее содержание, к-рое покажет все безмерное богатство Божьей милости. Во всех остальных местах Библии слово "грядущее" употребляется для обозначения Второе пришествие Христа. Перед этим пришествием явится антихрист, к-рый придет "по действию сатаны" (2 Фее 2:9). Явление Христа повлечет за собой суд над миром (Деян 24:25); Божий гнев (Лк 3:7; 1 Фее 1:10) обратится на неверующих (Рим 1:18; 1 Фее 2:16). Верующие же приобщатся к будущим благам Первосвященника Христа (Евр 9:11): к вечной жизни (1 Тим 4:8) в новом мире (Еф 1:21; Евр 2:5) и в будущем граде (Евр 13:14),к грядущей славе (Рим 5:2; Приход Царства Божиего на землю). Вся жизнь верующих обращена к Г. и определяется им, но для них Г. - это настоящее, поскольку силы будущего века воздействуют на них и действуют в них уже сегодня (Евр 6:5).

Губить
Истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление. I. Глагол "губить" означает: "уничтожать", "истреблять", "убивать", "разрушать", "разорять", а сущ. "гибель" - "истребление", 'смерть", "потеря". II: 1) когда в ВЗ говорится о гибели и истреблении, то в первую очередь подразумевается смерть и исчезновение, что соответствует привычному, житейскому смыслу слова (Быт 19:77; Чис 17:12; Числ 24:24; 1 Цар 26:10), но нередко слово "истребление" употребляется и в значении "суд Божий" (Быт 6:13; Быт 9:11; Быт 18:28). В НЗ слово "гибель" может означать и окончательное крушение надежды на спасение, и тогда оно равнозначно проклятию (Мф 10:28; 1 Фее 5:3; 2 Фее 1:9); 2) по поводу Ин 17:12; 2 Фее 2:3 Проклятие (осуждение) (11,1).
III. "Губитель" в Исх 12:23 - это ангел, поражающий народ по поручению Господа (ср. 2 Цар 24:16; 1 Кор 10:10); ср. Иер 6:26; Иер 22:7 - там под словами "губитель" и "истребитель" подразумевается иноземный враг).

Гудгод
место, где израильтяне разбили стан во время странствования по пустыне; то же, что и "Хор-Агидгад".

Гуни
(Гуний) (от араб. "птица (неизвестного вида)"): 1) сын Неффалима (Быт 46:24; 1 Пар 7:13), прародитель одного из родов неффалимитян (Чис 26:48); 2) гадитянин, отец Авдиила (1Пар 5:15).

Гур
возм.,"младенец (еще питающийся молоком матери)", возвышенность, возле Ив-леама (4 Цар 9:27), на к-рой, вероятно, располагался постоялый двор. Местоположение Г. неизвестно. Возм.,ее название сохранилось как Гурра или Хирбет-Кара.

Гур-Ваал
местность, населенная арабами, к-рые вторглись в Иудею, но были побеждены Озией (2 Пар 26:7). Возм.,то же место, что и Иагур (Нав 15:21), располож. вост. Беэр-Шевы (Вирсавии), или область Эль-Джвар. лежащая юж. Телль-Джемме (Герар).

Гусеница
(евр. газам, "обрезающий"). В Иоил 1:4; Иоил 2:25; Ам 4:9 слово "гусеница" предположит, обозначает егип."саранча" schistocerca gregaria в первой стадии развития.