Меню

Библейская Энциклопедия -- Ж 2 --



Животные
в Библии - это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в воздухе; Ж., сотвор. в шестой день, - обитатели суши и пресмыкающиеся. Человеку было поручено властвовать над Ж. (Быт 1:26.28; Пс 8:7-9), поэтому в грехопадение человека с его последствиями были вовлечены и Ж. Змея была проклята "пред всеми скотами" (Быт 3:14). После потопа Бог постановил, что Ж. должны жить в страхе пред человеком, в руки к-рого отданы, и что они должны служить ему пищей.

В этом проявляется прогрессирующее по причине греха разрушение сотвор. мира. При этом Бог обещает взыскать со зверей человеч. кровь (Быт 9:2-5). Бог говорит о Своем праве собственности на животных (Пс 49:10 и след.), они предназначены прославлять Бога (Пс 148:10; Ис 43:20). Во время потопа Бог повелел Ною спасти Ж. - "от всякой плоти по паре" (Быт 6:19; Быт 8:1); Бог защищает животных, запрещая человеку злоупотреблять той властью, к-рую Он дал ему над зверями (Исх 20:10; Исх 23:12; Втор 22:6.7; Втор 25:4). Иногда Он даже использует Ж. как орудие для суда над человеком (Втор 32:24; Ис 56:9; Иер 15:3; ср. Иез 34:5.8). Божье деяние, направл. на спасение мира, распространяется и на Ж. Они упоминаются в обетовании мирного царства (Ис 11:6 и след.; Ис 65:25; ср. Ос 2:18). Противоборство зверей между собой и их вражда с человеком прекратятся вместе с устранением греха; вся тварь будет свободна от служения бренной плоти и с надеждой станет ожидать откровения славы сынов Божьих (Рим 8:19.21). В то же время падение человека особенно ярко проявляется в том, что он поклоняется изображениям Ж. (Рим 1:22-25). Ж. часто упоминаются в притчах и в других местах Свящ. Писания, служа примером для людей (Притч 6:6-8; Ис 1:3), свидет-вом творч. силы Бога (Иов 38:39 - Иов 41:26), а также олицетворением политич. (Дан 7:1; Дан 8:1; Откр 13) или демонич. сил (Откр 9:2-21). Израильтяне различали Ж. чистых и нечистых, т.е. таких, мясо к-рых было разрешено или запрещено употреблять в пищу. -> Пищевые запреты -> Рыба -> Птица -> Змея -> Гады, пресмыкающиеся -> Лапа -> Животноводство -> Херувимы (I,1). См. далее статьи по названиям отдельных Ж.

Живущие в доме
-> Домашние, живущие в доме.

Жизнь, живой
I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ
1) в ВЗ под словом "жизнь" [евр. хайим] подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, к-рый ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие "Ж." тесно связано с понятиями -> плоть [евр. басар] и -> душа [евр. нефеш]. Бог - Творец Ж., тела и души (Быт 2:7); Он вдохнул в человека "дыхание жизни", и "стал человек душею живою". Т.о., Бог - это "источник жизни" (Пс 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Быт 1:24; Втор 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Пс 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Иов 2:4; ср. Втор 30:15).

Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Исх 20:12; Пс 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Быт 3:22) или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Иов 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Быт 6:3; Иов 20:8; Пс 89:10; Ис 40:6.7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Исх 20:13; Лк 6:9). Он желает сохранить (Быт 1:28; Втор 32:39; Иов 10:12) и умножить (Быт 9:7) сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Быт 2:7; Пс 103:30; Иез 37:8-10), к-рое иногда отождествляется с "духом". С др. стороны, носителем Ж. названа также -> кровь (Быт 9:4; Лев 17:11; Втор 12:23);

2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек - это "живущая душа" (Деян 17:25; 1 Кор 15:45). Естеств., бренная Ж. [греч. дзоэ] - великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (Мк 5:23), являясь его единств. Господом (Лк 12:20; 2 Кор 1:9; Пс 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со -> смертью (-> Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (Ин 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (Лк 10:25-37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (Мк 12:29-31).

II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА
1) В Библии - и прежде всего в НЗ - говорится не только о телесной Ж., начало и конец к-рой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (Ин 3:3.5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1 Ин 5:1.4). Новое рождение, или -> возрождение, открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (Ин 14:6; Флп 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (-> Прощение, простить; ср. Числ 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2 Кор 5:17). Телесная Ж., к-рая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Пс 89:5.6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (Ин 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., к-рой Он наделяет верующих в Него и к-рой Сам Он живет в них (Гал 2:20; Кол 1:27). Новая, по сути своей "вечная", Ж. (1 Ин 5:13; ср. -> Блаженный) полностью обновляет мышление (Ин 17:3) и волю (Лк 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела. Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (Мф 16:24-26). -> Исцеление;
2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью принадлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (Ин 15:2.6; Евр 6:4-6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2 Кор 4:17), уныние, неверие и страх (Мф 26:69-75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (Мф 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Откр 2:7.11.17; Откр 3:5.12.21). В этом случае человек обретет "венец жизни" (Откр 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в "видении" (2 Кор 5:6.7; Откр 22:4) и в славе (1 Кор 13:12.13; 1 Кор 15:42.43.57; Кол 3:3.4), а совершившись, не будет иметь конца;
3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Деян 17:25), Который является Богом "не мертвых, но живых" (Мф 22:32) и врагом смерти (1 Кор 15:26), многократно назван в Библии "живым Богом" (Ис Нав 3:10; 1 Цар 17:26; Пс 41:3; Мф 26:63; Деян 14:15; Рим 9:26; 2 Кор 3:3). Его Дух дарует Ж. (Ин 6:63; Рим 8:11), а Его слово является живым (Деян 7:38; Евр 4:12; 1 Петр 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Пс 32:9; Пс 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, "хлебом жизни" (Ин 6:33.35.48.51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (Ин 7:38.39).

III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА
В Быт 26:19 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В Ин 4:10 и след. Иисус говорит о живой воде, "текущей в жизнь вечную".

Жилище, обитать
I. Вечное Ж. Бога - на небе (Пс 2:4; Евр 8:1 и след.; Евр 9:11; Откр 15:5). Но поскольку Господь хочет обитать среди Своего народа, то Он повелевает Моисею построить на земле святилище по указ. образцу (Исх 25:9), шатер (-> Скиния), к-рый можно во время странствования переносить с места на место. Здесь Бог являлся Своему народу, как позднее в -> храме (3 Цар 8:10 и след.); отныне каждый израильтянин знал, где ему следует искать Бога (Пс 121). Осознание того, что в храме обитает Бог, заставляло израильтян и в изгнании направлять свои молитвы в сторону Иерусалима (Дан 6:11). И все же оказалось, что это Ж. не было соверш., ибо здесь Господь обитал во мгле (3 Цар 8:12), а человек, приблизившийся к Нему незванным, должен был умереть (Числ 3:10; Числ 18:7; ср. Ис 6:5). Это Ж. Бога на земле люди подвергали осквернению своим нечестием (Лев 15:31; Иер 23:11). Кр. того, это малое Ж. не могло вместить славу великого Бога (3 Цар 8:27). При всей радости, к-рую вызывает святилище, не следует забывать о том, что только небесное Ж. достойно Бога (Ис 66:1).
II. В НЗ Бог также обитает в Своем народе на земле, но уже не в построенном человеч. руками храме (Деян 7:48; Деян 17:24). В Иисусе слово Божье обитало среди нас во плоти (досл. "жило в шатре"; Ин 1:14), через три дня после Своей смерти Он соорудил истинный храм Своего тела (Ин 2:19). Отец обитает на земле во Христе (Ин 14:10), во Христе обитает вся полнота Божества (Кол 1:19; Кол 2:9). Теперь на этом краеугольном камне стоит храм из живых камней (1Пет 2:5 и след.), т.е. людей, в к-рых Отец и Сын сотворили Свою обитель (Ин 14:23) посредством Св. Духа (Рим 8:9.11; 1 Кор 3:16; 2 Тим 1:14). Христос через веру обитает в их сердцах (Еф 3:17), и Бог вселяется в них и ходит в них (2 Кор 6:16), т.е. Он входит не в малое помещение, чтобы говорить только с одним человеком, а наполняет Своим присутствием все здание Своей Церкви.
III. Созиданием Церкви Божья цель еще не достигается. Когда Авраам пришел в землю, к-рую Бог намеревался дать его детям, он не строил там постоянных Ж., а жил в шатрах в знак того, что остается пришельцем в этой земле и ожидает города, Художник и Строитель к-рого - Бог (Евр 11:9 и след.). Это пример для Божьего народа Нового Завета, как и переход Израиля через пустыню в землю обетованную (Евр 4). Верующие - пришельцы в этом мире (1 Петр 2:11), здесь у них нет постоянного города, они стремятся к будущему (Евр 13:14). Каждый из них живет здесь в хижине, к-рая когда-нибудь разрушится (2 Кор 5:1), но может радоваться этому, ибо знает, что Христос приготовил ему место в доме Отца Своего (Ин 14:2). Там Господь собирает своих чад, к-рые через возрождение уже имеют жительство на небесах (Флп 3:20) и будут жить у Него вечно (Откр 7:15; Откр 21:3; Откр 22:3 и след.).

Жир
-> Тук, жир.

Житница:
1) упоминаемые в Притч 3:10 и в Лк 12:24 житницы - это помещения для хранения зерна. Вероятно, речь идет о небольших помещениях без окон внутри дома, возможно, подвального типа. Намек на наличие в Палестине библ. времен подвалов-кладовых содержится в Иер 41:8;
2) хранилище для зерна и других продуктов (Иер 50:26; Иоил 1:17). В ветхозаветные времена так обычно называли круглую емкость диаметром 2-3 м, имеющую отверстие в верхней части. Ж. храма называли более обобщенно - кладовыми (1 Пар 26:15.17). Настенная живопись, обстановка гробниц и надписи дают достаточно полное представление о Ж. егип. фараонов (Быт 41:35.36), о засыпке и учете зерна, а также о должностных обязанностях и титуле "смотритель над житницами". Более крупные хранилища сооружались в определ. городах с учетом адм. нужд и стратегич. необходимости. Израильтяне были вынуждены построить для фараона в Египте "города запасов" - Пифом и Раамсес, к-рые рассматривались как опорные пункты для воен. походов. С их помощью египтяне поддерживали свое владычество над Арамом (Сирией) и Палестиной (Исх 1:11). Соломон, заботившийся об укреплении своего царства, также сооружал "города для запасов" (3 Цар 9:19; 2 Пар 8:4.6). Как свидет-вуют результаты раскопок, такими городами регион. значения с хранилищами для зерна и других продуктов, собиравшихся в качестве натур. податей, были также Лахис и Бет-Шемеш (Вефсамис). В казематной конструкции (-> Крепость, II,4) гор. стен Девира, Бет-Шемеша, Гезера, Хацора исследователи также видят указание на то, что эти населен. пункты представляли собой "города для запасов". Пустоты внутри стен, первонач. служившие хранилищами, позднее были частично засыпаны щебнем. Ровоам (2 Пар 11:11), а позднее Иосафат (2 Пар 17:12) и Езекия (2Пар 32:28 и след.) продолжили эту практику. Подобные города существовали и в Израильском царстве (2 Пар 16:4);
3) помещение для хранения продуктов растениеводства, прежде всего зерна (Быт 41:56; Втор 28:5.8; Пс 143:13 и др.). Как наполненные Ж. отождествлялись с благополучием и Божьим благословением (Притч 3:10), так опустевшие или разрушенные Ж. были символом бедствия и запустения (Иоил 1:17; Агг 2:19).

Жнец
-> Земледелие (IV).

Жребий
С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. -> Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Ион 1:7). Израильтяне бросали Ж. при разделе Ханаана (Числ 26:55; Ис Нав 14:2; Ис Нав 18:6.10), при распределении служений и обязанностей (1 Пар 24:5.31; 1 Пар 25:8; 1 Пар 26:13; Неем 10:34; Лк 1:9); Ж. руководствовались при определении виновного в к.-л. грехе или преступлении и даже при избрании царя (Ис Нав 7:14-18; 1 Цар 10:19-21; 1 Цар 14:28-42). В день Искупления с помощью Ж. определялись козел для Господа и козел отпущения (-> Азазель) (Лев 16:8-10). К жеребьевке нередко прибегали при разделе добычи и пленных (Авд 1:11; Иоил 3:3; Наум 3:10; ср. Мф 27:35). В НЗ говорится лишь об одном случае, когда верующие воспользовались Ж.: это было при избрании ап. Матфия (Деян 1:26). О том, как именно шла жеребьевка, в Библии сведений нет, только в Притч 16:33 сказано, что Ж. бросался в пол одежды.

Жук
Неизвестно, обозначает ли евр. слово хасил (в Синод. пер. - "жуки"; Иоил 1:4; Иоил 2:25) определ. вид насекомого или одну из стадий развития -> саранчи.

Журавль
Евр слово агур в Иер 8:7 в Синод. пер. передано как "журавль". Но поскольку здесь, как и в Иер 38:14, слово агур дано в сочетании со словом сус (в Синод. пер. - "ласточка"), то скорее всего речь идет о более точном определении понятия сус. Тогда словосочетание сус агур может означать "черный стриж". -> Ласточка (2).