Меню
Russian English French German Spanish

Библейская Энциклопедия -- С 7 --



Софар
[евр. Цофар, возм., значение имени связано с евр. "пищать", "щебетать", один из трех друзей Иова. С. был родом из Наамы (Иов 2:11; Иов 11:1; Иов 20:1; Иов 42:9).

Софонии книга
-> Книга пророка Софонии.

Софония
-> Цефания (2-4).

Сохо
(в Синод. пер. также Сокхоф):
1) город в иуд. Шефеле (в Синод. пер. - "на низменных местах", Ис Нав 15:35), располож. между Одолламом и Азекой в -> Долине дуба (1 Цар 17:1.19; см. карту на стр. 216). С. был укреплен Ровоамом (2 Пар 11:7), а во времена Ахаза завоеван филистимлянами (2 Пар 28:18).
2) город на горе Иудиной (Ис Нав 15:48), совр. Хирбет-Шувеке, между Анавом и Эстемо, в 16 км юго-зап. Хеврона. Подразумевается ли в 1 Пар 4:18 именно этот город или речь идет о вышеназв. городе, неизвестно;
3) город на вост. границе равнины Сарон (3 Цар 4:10, в Синод. пер. - Соко), упоминаемый еще в надписях Тутмоса III, а позднее - Сисака. Ныне Телль-эр-Рас, близ Эш-Шувеке, в 3 км сев. Тул-Карма. Эта местность была заселена начиная с бронзового века и вплоть до визант. периода.

Союз, завет
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА
Евр слово берит - "соглашение", "союз" - встречается в тексте ВЗ 285 раз. Его этимология окончат. не выяснена. Судя по Быт 15:9 и Иер 34:18, оно происходит от араб. слова "рассечение", судя же по Иез 20:37 - от аккад. бириту - "кандалы", "узы". Существуют и другие объяснения происхождения слова берит: от аккад. бирит - "между", от евр. бара - "есть" (Исх 24:9-11) или, согл. 1 Цар 17:8, от евр. бара - "видеть", "избирать". Слово "завет" встречается в Библии в целом ряде характерных словосочетаний: "вступить в завет", "преступить (нарушить) завет", "поставить завет", "положить завет", "хранить (соблюдать) завет". Чаще всего (86 раз) встречается словосочетание "рассекать завет" (в Синод. пер. оно обычно передается как "поставить завет" или "заключить завет"). (О происхождении этого выражения см. в конце п. II.) К этой же смысловой группе относятся след. понятия: -> ковчег завета, -> Книга Завета, -> обрезание, -> завещание, -> завет соли и кровь завета. Слова "завет" и "союз" не являются букв. переводом соответств. евр. слова, они, скорее, передают его общий смысл. Берит можно перевести также как "договор", "условие" и т.д.

II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗА, ЗАВЕТА
В Библии заключение С. имеет целый ряд особенностей и представляет собой довольно сложный процесс. Так, заключение С. между Иаковом и Лаваном (Быт 31:44) было порождено чувством правовой незащищенности и включало след. этапы (Быт 31:43):
1) устанавливался памятный знак, призванный свидет-вовать о заключении С. (Быт 31:45: камень-памятник и холм из камней; ср. ковчег завета, Книга Завета, скрижали завета);
2) оговаривались и принимались взаимные обязат-ва (Быт 31:50.52);
3) в свидетели призывался Бог или некое божество (Быт 31:50.53);
4) приносилась клятва (Быт 31:53);
5) совершалось жертвоприношение (Быт 31:54);
6) заключение С. завершалось совместной трапезой (Быт 31:54). Однако процедура могла быть и иной. Напр., С. мог заключаться через пожатие рук (Иез 17:18). В других случаях особая роль отводилась окроплению "кровью завета" (Исх 24:8; Зах 9:11), олицетворявшей жизненную силу, или жизненную субстанцию. Вместо заключит. трапезы (Числ 18:19; ср. Быт 26:28.30; Быт 31:46.54; Ис Нав 9:14) мог совершаться "завет соли", когда для закрепления С. обе стороны совместно съедали немного соли. В Быт 15:9 подробно описан древний обычай, к-рый затем упоминается в Иер 34:16: туши жертв. животных рассекали пополам и части их складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство, через к-рое проходили стороны, заключающие С. Тем самым участники процесса как бы говорили, что, если они нарушат С., с ними произойдет то же, что и с этими животными. Среди различных свидет-в заключения договора следует особо выделить обряд обрезания (см. Быт 17).

III. СОЮЗ КАК ПРАВОВОЙ АКТ
1) С. (завет) мог заключаться как между отдельными людьми, так и между родами, коленами и народами (Быт 31:44.49; Ис Нав 9:3-27; 1 Цар 18:1-4; 1 Цар 20:8.17.23.42; 2 Цар 5:1-3; 3 Цар 5:1; 3 Цар 20:34; Иез 17:13). Стороны, заключавшие С., вступали в определ. правовые отношения друг с другом, причем права и обязанности сторон оговаривались до мельчайших деталей (Быт 31:44.50.52; Лев 25:17; 2 Цар 3:13; 3 Цар 5:12). Различия в социальном статусе партнеров, их правах и обязанностях не были препятствием для заключения С. (ср. Авраам и Авимелех, Быт 21:1; Иисус Навин и гаваонитяне, Ис Нав 9:1; Давид и Ионафан, 1 Цар 18:1; 1 Цар 20:1);
2) С. считался священным, т.к. обычно он заключался "пред лицом Господа" (1 Цар 23:18) или к.-л. божества и каждая из сторон призывала свое божество в свидетели (Быт 31:50.53). Нарушение С. становилось грехом против Бога (Быт 31:53; Ам 1:9) и вызывало Его гнев. С. скреплялся клятвой (Быт 31:53; 2 Цар 21:7), в к-рой партнеры часто призывали проклятия на свою голову в случае, если они нарушат соглашение. Следствием заключения С. были мир и единство, обусловленные выполнением каждой из сторон своих обязат-в по отношению к партнеру. Выполнение договора часто требовало от сторон "верности и милосердия". В случае заключения С. между Давидом и Ионафаном речь шла не просто об установлении дружеских отношений, к-рые могли возникнуть и без заключения С. (1 Цар 18). Вступив в С., Давид и Ионафан приняли на себя определ. обязат-ва (1 Цар 20:8: хранить верность договору, проявлять милосердие), к-рые остались в силе даже после смерти одного из партнеров (Ионафана, 2 Цар 21:7).

Личная симпатия обоих мужей (1 Цар 18:1.3) привела к заключению С., что поставило их взаимоотношения на правовую основу, а это подразумевало гораздо большие, чем просто дружеские, обязат-ва;
3) заключение С. имело важное значение для социального и полит. развития Израиля. Наряду с кровным родством С. долгое время оставались единств. способом упорядочения межчеловеч. отношений. Вплоть до эпохи царей колена Израиля были объединены именно таким образом (см. 2 Цар 5:1-3). Но после того как соглашения между коленами утратили свое значение, С. принял форму целевого договора (ср. 3 Цар 5:12; 3 Цар 15:19; Ос 12:1). Существовали договоры между гос-вами и торг. договоры, в к-рых идея братства, заложенная в понятии С., утрачивалась.
IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ
Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, к-рый по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязат-ва. В правовом отношении, однако, человек не может быть достойным партнером Бога. И если Бог все же вступает с ним в С., то это лишь свидет-во того, что Божий завет выходит за рамки понятия правового С. (-> Святость.) В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов:

1) ЗАВЕТ С НОЕМ
(Быт 6:18; Быт 8:21; Быт 9:8-17): Бог обязался "не истреблять более всякую плоть" и обещал Ною многочисл. потомство. Ной, со своей стороны, обязан был отказаться от употребления в пищу крови животных и от совершения убийства. Свидет-вом завета стала радуга. Божьи благословения относились не к одному только Ною, они распространились затем на всю землю и на все человечество (Быт 9:13.17);

2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ
(Быт 15:7-21; Быт 17:3-14): Бог обещал Аврааму бесчисл. потомство и владение Ханааном. Авраам, в свою очередь, обязался совершать обрезание, служившее свидет-вом завета. Упоминания об этом завете постоянно встречаются в тексте НЗ. Заключ. позднее на горе Синай завет не заменил завета с Авраамом, а значительно дополнил его (Исх 32:1; Исх 33:1; Рим 4:13; Гал 3:17);

3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ
(Исх 19, Исх 20, Исх 21, Исх 22, Исх 23, Исх 24): Бог обязался сделать Израиль "собственным Его народом", а народ должен был сделаться "святым народом" (см. Исх 19:5; Втор 26:17; Иер 7:23; Иез 11:20; Ос 2:23 и т.д.). Свидет-вом завета стали Десять Заповедей (хранившиеся в ковчеге завета) и -> Книга Завета (Исх 24:4.7; вероятно, имеется в виду собрание законов в Исх 20:22-23:33), в к-рых подробно изложены обязат-ва Израиля. Заключение завета сопровождалось жертвоприношением, окроплением народа "кровью завета" (Исх 24:8) и трапезой в присутствии Бога (Исх 24:11). Создав себе идола, израильтяне нарушили завет, однако этот С. был торжественно восстановлен (Исх 34:27), ибо Бог милостив и верен завету, даже если другая сторона не выполняет свои обязат-ва (Исх 34:6-9). Еще раз завет был подтвержден в земле Моавитской (Втор 29, ). При этом были заново записаны заповеди и воздвигнуты памятные камни, а на горах Гевал и Гаризим были произнесены соответственно проклятия и благословения (Втор 27, ). Этот завет обновлялся трижды: а) при ИИСУСЕ НАВИНЕ, на народном собрании в Сихеме (Ис Нав 24): инициатором обновления завета был Иисус Навин, к-рый в изменившихся обстоят-вах призывает народ остаться верным Богу. Подробно изложив историю отношений Бога с Израилем, он предоставил народу возможность выбора между Богом и языч. божествами. Затем был установлен памятный камень (в качестве свидетеля слов Господних) и записан возобновленный договор; б) при ИОСИИ, в ходе проводившихся реформ (4 Цар 22, 4 Цар 23): после прочтения найденного в доме Господнем Закона Моисеева царь, народ и священники возобновили свои обязат-ва перед Богом, к-рые заключались в восстановлении культа, очищении его от элементов идолопоклонства, возрождении праздника Пасхи. Свидет-вом этого С. стала "Книга Завета" (возм., книга Второзаконие или ее часть, напр. Втор 12:1 - Втор 27:1); в) при ЕЗДРЕ (Неем 8:1 - Неем 10:1; Езд 10:3): народ исповедал свои грехи и обязался вновь исполнять заповеди Закона Моисеева, прежде всего в отношении празднования субботы, уплаты десятины и отказа от смешанных браков. Завет был подписан князьями и священниками (Неем 9:38);

5) кр. того, особые заветы были заключены с Давидом (2 Цар 7:1; ср. Ис 55:3; Иер 33:21.26), Финеесом (Числ 25:11) и левитами (Мал 2:4.8). В основе завета с ДАВИДОМ лежит пророчество Нафана (2 Цар 7). Из Пс 2:1 и Пс 109:1 становится очевидным, что этот завет - одно из важнейших мессианских обетований как ВЗ, так и НЗ.
V. ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА

1) инициатива заключения завета исходит от Самого Бога. Только в упомянутых выше случаях обновления завета (причиной к-рого было покаяние) она отчасти принадлежит людям (см. Исх 34:1; Иисус Навин, Иосия и Ездра);
2) суть Божьего завета выражена в формуле, согл. к-рой Бог желает стать Богом Израиля, а Израиль должен стать Божьим народом (ср. Исх 19:5; Втор 26:17; Иер 7:23; Иез 11:20; Ос 2:23 и др.). Обязанности народа, вытекающие из завета, определены в Десяти Заповедях, в Книге Завета (Исх 20:1; Исх 24:7) и в других договорных записях (Ис Нав 24:25; Неем 8:1). К числу наиб. важных заветов относятся соблюдение субботы и совершение обрезания. Бог в ответ обязуется множить народ Израиля и отдать ему во владение землю Ханаанскую. Обращает внимание то обстоят-во, что обязат-ва Бога менее конкретны, чем обязат-ва народа, во всяком случае, во времена пророков.

Это связано с тем, что завет был актом Божьей милости, ответом на к-рую со стороны народа стало непослушание и отпадение. -> Закон;
3) завет Бога с Его народом имеет свою предысторию, ему предшествует Божье милостивое деяние. Народ вступает в завет с Богом не для того, чтобы ч.-л. получить, а потому, что он уже получил Божье благословение. Лишь спустя долгое время после избрания Богом израильтян Своим народом народ Израиля признал Его своим Богом. Вступление в Божий завет означает для людей установление отношений с Богом, в то время как Бог всегда имел связь с людьми. Завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании к.-л. условий, выдвинутых партнером по договору. Т.о., ключевые понятия Библии - Божья милость и Его верность завету (ср. Исх 34:6-9). Это, однако, не исключает Божьего суда. Но суд превращается в средство, призванное вернуть нарушившего обязат-ва "в узы завета" (Иез 20:37). Завет зиждется на верности Бога, преодолевающего людскую неверность судом и милостью. Бог - Господь Израиля потому, что Израиль должен стать Его народом, а не потому, что он уже является Его народом.

VI. НОВЫЙ ЗАВЕТ БОГА С ИЗРАИЛЕМ
Из книг пророков становится очевидно, что Божий завет менее всего может быть назван правовым С., в основе к-рого лежат формально-правовые отношения (Ис, особенно начиная с Иез 407; Иер; Иeз и Ос). Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует (Ис 24:5; Иер 31:32; Иез 16:8.15; Ос 6:7 и т.д.). Они, однако, указывают на то, что Бог возобновляет завет с Израилем. Господь избирает Израиль (Ис 42:6), проявляет к нему милость (Ис 49:8), хранит его (Иер 33:20). Бог прощает Израилю грехи (Иер 31:34) - "ради имени Своего" (Иер 14:21) и при посредстве Своего Духа (Ис 59:21) - и отказывается от Своего права вершить правосудие. Осия проникновенно описывает милосердие Бога, заключающего с народом Израиля брачный С., в к-ром личные отношения важнее, чем формальное право (Ос 2:18). Таким образом, новый завет, о к-ром говорят Иеремия (Иер 31:31-34; Иер 32:40) и Иезекииль (Иез 11:19; Иез 34:23; Иез 36:25; Иез 37:26), не является правовым С. Это основанный только на милосердии акт избрания, по собств. воле совершаемый Богом по отношению к Его вероломному народу. Этот завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида (-> Мессия). Следствие завета - мир Божий, вечный, как Его сущность и Его могущество (ср. Ис 55:3; Иер 32:40; Иез 16:60 и др.).
VII. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Употребление понятия "союз" в метафорич. значении встречается в Ис 28:15 (С. со смертью), Иов 31:1 (завет с глазами) и в Иер 33:20 (завет с днем; в Синод. пер. - "завет о дне").
VIII. ИИСУС ХРИСТОС И НОВОМ ЗАВЕТЕ
Греч. слово диатеке ("завет") встречается в тексте НЗ 33 раза, в основном в цитатах из ВЗ и в других ссылках на него. Т.о., в основе новозаветного понятия "завет" лежит его ветхозаветная трактовка. Только в двух местах слово диатеке используется в значении -> "завещание" (Гал 3:15-17; Евр 9:15-20). Как и завещание, вступающее в силу только после смерти наследодателя, Божий завет стал действительным после смерти Иисуса Христа. Т.о., в НЗ различаются два завета, заключаемые по воле одного Бога, и поэтому оба действительные: новый завет представляет собой продолжение древнего (ветхого) (Гал 3:1; 2 Кор 3). Христос является Основателем и Ходатаем нового завета и вместе с тем - Целью и Исполнением обетования и всего ветхого завета (Лк 22:20; 1 Кор 11:25; Евр 9:15).

Спасение
I. СПАСЕНИЕ И ПОГИБЕЛЬ
Божье С. особенно ярко высвечивает то погибельное состояние, в к-ром пребывает мир. В результате непослушания и отпадения человечество оказалось во власти греха и смерти (Рим 5:12.16.19; 1 Кор 15:22). Наказание падшему человечеству простирается на все творение, все оно осуждено на "суету" (Рим 8:20), т.е. на бессмысленное и ничтожное существование. Т.о., "спасение и избавление" означают устранение этого бедствия и восстановление первонач. состояния (Деян 4:28; Еф 1:4.11).
II. СПАСЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Всякая помощь Бога рассматривается в ВЗ как С.(Исх 14:13; Суд 15:18; Пс 17:3.36; Пс 117:14; Ис 60:18), но все отчетливее это понятие концентрируется на основополагающей, спасающей Божьей помощи (Пс 97:1-3), обетованной в -> Мессии (Быт 3:15) и ожидаемой с надеждой (Быт 49:18; Пс 118:123.166). По Божьему промышлению, в этом преображении мира будут участвовать и язычники (Пс 71:11.17), и т.о. Божье С. будет простираться "до концов земли" (Ис 49:6).
III. СПАСЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Все высказывания о С. или о блаженстве в НЗ относятся к Иисусу Христу и Царству Божьему, к-рое явлено в личности Христа и Его деяниях и грядет в полноте в Его Втором пришествии (Лк 1:69; Деян 4:12; Деян 16:17; Еф 1:13; Флп 1:19; 1 Петр 1:5). С. и блаженство в НЗ - понятия тождественные; в переводе М.Лютера "блаженство" больше связано с прощением, оправданием и освобождением от вечного суда, в то время как слово "спасение" чаще употребляется при описании жизни в новом Божьем Царстве:
1) словом "С." обозначается совершенное благое деяние Иисуса Христа. В словах и деяниях Христа, особенно в Его смерти и воскресении, осуществились великие ветхозаветные обетования (2 Кор 1:20): сатана лишился своей власти (Ин 12:31; Ин 16:11), грехи прощены (Еф 1:7), далекие от Бога приблизились к Нему (Еф 2:13), человек был освобожден от власти греха (Ин 8:36; Рим 1:24; Рим 6:14; Рим 8:2). Приход Иисуса Христа ознаменовал собой начало нового времени - времени С. (Гал 4:4). Наступил решающий поворот в свящ. истории, началась новая эра, в к-рой Бог, как Спаситель и Царь, творит все заново (Рим 3:21). Произошел коренной переворот, в результате к-рого мы навсегда избавлены от власти тьмы и введены в Царство Сына Божьего (Кол 1:13; ср. Рим 6:15). Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос исполнил Божью волю к С. грешников (Ин 19:30; Флп 2:8) и приобрел для погибающего мира спасительную благодать (Рим 1:16; Гал 1:4; Еф 2:5; 1 Фес 5:9);

2) словом "С." обозначается так-же и непрерывно совершающееся деяние Иисуса Христа, к-рое происходит в период между Его вознесением и Вторым пришествием и к-рое превращает это время в "день спасения" (2 Кор 6:2). Воскресший Господь и ныне действует в мире (Ин 15:16; Еф 4:4-6), Словом и Духом защищая и поддерживая Свою Церковь (Ин 10:27), избранную из всех народов (Мф 28:18) ко С. (1 Петр 1:5). Через Своих посланников Он распространяет Благую Весть по всему миру (Рим 10:17). Творя чудеса, храня и защищая людей, руководя ими, исцеляя и освобождая их, а также наказывая и осуждая, Христос подтверждает Свою цар., Божеств. власть. Так Он готовит мир ко дню Своего Второго пришествия. Иисус Христос постоянно творит вечное С. человека от смерти и проклятия;
3) наконец, словом "С." определяется полнота Царства Божьего на земле (Откр 7:10; Откр 12:10; Откр 19:1). Дарованная в Иисусе новая реальность уже наступила, но полноту она обретет лишь в будущем (Рим 13:11). Вечное С., дарованное нам через Христа и в Нем пребывающее, мы можем познать в вере, и когда-нибудь мы приобщимся к С., увидев Бога "как Он есть" (1 Ин 3:2). Мы будем избавлены от последнего Суда, ибо наши имена записаны в Книге жизни (Откр 20:12). Нас ожидает "искупление тела нашего" (Рим 8:23), преображение его (1 Ин 3:2), встреча с Иисусом "лицом к лицу" (1 Ин 3:2; ср. 1 Кор 13:12), последняя, окончат., победа Иисуса над всеми Его врагами (Откр 21), вечное блаженство без слез, без боли и смерти (Откр 21:4). Полное Божье С. наступит, когда все враги будут повержены (Откр 20:10.14) и честь будет воздаваться единому Богу (Откр 19:6), Которому принадлежат "царство, сила и слава вовеки".

Спаситель
В Библии С. назван Господь, спасающий как Свой народ (1 Пар 16:35; Пс 84:5; Ис 43:3; Ис 49:26), так и отдельного человека (Пс 16:7; Пс 50:16). В НЗ Иисус Христос назван С. Своего народа (Лк 2:11; Деян 5:31; ср. Мф 1:21), С. Своего Тела, т.е. Церкви (Еф 5:23) и мира (Ин 4:42; 1 Ин 4:14). Кр. того, в апостольских посланиях С. часто именуется Сам Бог (1 Тим 1:1; 1 Тим 4:10; Тит 1:3; Тит 2:10; Иуд 1:25). -> Август.

Список народов
I. Рассказав об окончании потопа и о том, что в соотв. с Божьим обетованием подобный суд никогда больше не постигнет землю (Быт 9:9-19), Библия приводит С.Н., составляющих новое человечество, к-рому предназначено это обетование (Быт 10:1; ср. Деян 17:26.27). Без притязания на всеохватность народы перечислены по трем группам как потомки Иафета, Хама и Сима, сыновей Ноя. Об областях их проживания точных сведений нет, так что в отношении отдельных народов можно ограничиться лишь предположениями. Попытки датировать С.Н. на основании представл. в нем общей картины также остаются сомнит., ибо без данных о том, где и когда каждый народ расселялся, трудно установить его точное место в политич. истории (ср., напр., хеттов и аморреев). (См. также соотв. статьи, посвящ. отдельным народам.)
II. Достаточно точно или с определ. степенью вероятности мы можем идентифицировать след. народы и страны.
А. От Иафета:
1) Гомер: киммерийцы. Аскеназ: скифы. Фогарма: земля на востоке Малой Азии;
2) Мадай: мидяне;
3) Иаван: греки. Фарсис: финикийские колонии на Сардинии или в Южной Испании. Киттим: жители Кипра. Доданим (Роданим): жители Родоса;
4) Фувал: тибарены в Малой Азии;
5) Мешех: их зап. соседи мушки;
6) Фирас: тирренцы.
Б. От Хама:
1) Хуш: эфиопы. Сева: африк. народ в Эритрее. Раама и Шева: южноаравийские племена. Дедан: племя в сев.-зап. части Аравии. Сеннаар: Вавилония;
2) Мицраим: египтяне. Лудим: лидийцы. Нафтухим: жители Нижнего Египта. Патрусим: жители Верхнего Египта. Филистимляне. Кафторим: критяне;
3) Фут: Пунт на зап. побережье Красного моря;
4) Ханаан: народы Палестины и Сирии. Сидон: финикийцы. Хет: хетты. Иевусей: иевусеи. Аморрей: аморреи. Гергесей: гергесеи. Евей: евеи - всё это палест. народы, из к-рых аморреи добились господства и над Вавилонией. Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей: жители сир. городов Арки, Сиану, Арвада, Симиры и Емафа.
В. От Сима:
1) Елам: Элам, царство, лежащее вост. Вавилонии;
2) Ассур: ассирийцы;
3) Иоктан: племена в Центральной и Южной Аравии. Хацармавеф: Хадрамаут. Офир: в юго-зап. части Аравии;
4) Арам: сирийцы.
III. Т.о., С.Н. охватывает Ближний Восток, включая сопредельные области Европы и Африки, - то пространство, на к-ром в течение столетий в рамках мировой истории происходили отраж. в Библии события Свящ. истории. Краткий С.Н. прерывается подробным рассказом о сильном властителе Нимроде в Сеннааре (Вавилонии) (Быт 10:8-12). С др. стороны, среди народов и племен выделяется родословное древо из пяти поколений от Сима через Арфаксада до Фалека (Быт 10:21.22.24.25), к-рое позднее приведет через Авраама к народу Божьему, через Лота - к Моаву и Аммону (Быт 19:37), через брата Фалека Иоктана (Быт 10:26-29), через Авраама и Хеттуру (Быт 25:13-15) и через Измаила - к арав. племенам. Сохран. в С.Н. знание об этнологии земли свидет-вует о всеохватной историч. общности и родстве всех людей, среди к-рых и народ Израиля в этом отношении не занимает особого места. Ученым не известно ни одного небибл. С.Н., данные к-рого могли бы иметь значение, сравнимое с данными настоящего списка, не говоря уже о том, какое место этот список занимает в Свящ. истории. В нем одновременно представлена вся панорама мира, на фоне к-рой впоследствии будут разворачиваться Божьи деяния во спасение мира через Авраама и Израиля.

Споткнуться,
зашататься, упасть (Ис 31:3; Плач 5:13). В переносном смысле С. нередко означает помехи в отношениях человека с Богом (Пс 72:2; Пс 93:18; 2 Петр 1:10). В Евр 12:13 то же понятие передано словами: "дабы хромлющее не совратилось".
Справедливость, праведность, правда (в значении 'справедливость')

I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязат-вами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова "справедливость" (цедака) как "верность общине". Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Пс 21:32; Пс 35:7; Пс 70:19.24; Пс 88:15 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется "праведным Господом" (2 Пар 12:6; Пс 144:17; Втор 32:4; Езд 9:15; -> Вера);
2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета - Закона, к-рому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, к-рое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Ис 41:10). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог - это оплот и порука их спасения (Пс 70:2.15.19.24). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Иов 34:10-12; Пс 95:13; Ис 59:17). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4 Цар 6:8). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, к-рая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Ис 51:5; Ис 56:1);
3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий промысел направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.
Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ
Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями (Втор 6:25). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, "праведность" во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидет-вует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога "нет ни одного делающего добро", "нет человека праведного на земле" (Пс 13:1-3; Пс 142:2; Екк 7:20), а с другой, - что нек-рые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Пс 36:30). О том, что праведность - это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоят-во, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Иов 9:2; Иов 14:4), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Иов 13:18; Иов 16:20; Иов 17:8), но и обретает это признание (Иов 42:7). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Пс 32:5; Пс 35:11; Пс 102:17; Пс 111:1). Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через -> прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Пс 50:4-14). Праведник полагается на Божий промысел и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Пс 102:6; Пс 124:3; Пс 128:4). -> Оправдание.
В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ
Знаменательна встречающаяся в нек-рых местах ВЗ самооценка праведников (Иов 27:6; Пс 17:21.24). "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Нек-рые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Ис 64:5; Дан 9:18); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Ис 45:24).
Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ
Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Ис 43:26; Ис 48:1; Ис 53:11; Ис 57:12; Ис 58:2; Ис 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Ис 45:8.23). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис 40:1; Ис 51:17; Ис 54:7; Ис 60:17; Ис 61:1). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.
II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ

В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово "праведность" встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла - 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность - это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1 Ин 3:7; Откр 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Мф 5:10; 1 Петр 3:14); страдание "доставляет мирный плод праведности" тем, кто "научен через него" (Евр 12:11). "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1 Петр 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Мф 5:6); преследуемым праведникам обещано утешение - "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (2 Петр 3:13); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деян 17:31).
Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА
1) праведность, основанная на вере. Праведность - это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, к-рое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, к-рая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, "в прежней жизни" неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Флп 3:4) и воспринимавший праведность как заслуженную "безупречным" поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деян 9:1), Павел осознал, что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (Еф 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (Гал 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (Рим 3:20). "Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою", а не под Божьей правдой (Гал 3:10). "Христос сделался для нас ... праведностью" (1 Кор 1:30), потому что "не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (2 Кор 5:21 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана).

Праведность - это Божий дар в Иисусе Христе (Рим 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, - в мире греха. Эта праведность становится реальной через -> веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом "праведностью от веры", "праведностью веры" (Рим 4:9.11.13; Рим 9:30; Рим 10:4.6; Гал 5:5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа;
2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых" (Рим 3:8; ср. Рим 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (Рим 6:2)! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом - все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу (2 Кор 5:9). Павел убедительно призывает нас к праведности (Рим 6:13.16.18-20; Рим 9:30; 2 Кор 9:10; Еф 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.

Срам, посрамить, позорно
- эти слова в Синод. пер. передают значение различных евр. и греч. слов, к-рые связаны с понятиями: -> стыд, -> бесчестие, -> насмешка.
I. Люди нередко бесчестят и позорят себя и др. людей. К этому ведут, напр., половая распущенность и насилие (Быт 34:5; 2 Цар 13:11; Рим 1:24.27), а также глупость. Глупый человек является позором для своей матери (в Синод. пер. - "пренебрегает") (Притч 15:20). Люди стремились унизить Иисуса, но он "пренебрег посрамлением" (Евр 12:2). Среди обвинений, к-рые Павел вынужден был предъявлять собств. народу, есть и такое: хвалишься Законом, а преступлением его бесчестишь Бога (Рим 2:23). Верша суд, Бог стремится не дать впредь бесславить Свое святое имя (Иез 39:7).
II. Бог вершит отмщение гордецам и безбожникам; народ, покрывший себя бесчестием и стыдом, предается вечному С. (Пс 70:13; Пс 77:66; Пс 131:18; Ис 20:5; Ис 37:27 и проч.).
III. Совершенно иной опыт и иная судьба у верующего. Еще псалмопевец говорил: "Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя" (Пс 24:3; ср. Ис 54:4). Тем более Христос, камень преткновения и камень соблазна для неверующих как в наше время, так и при Своем Втором пришествии, не посрамит тех, кто верой ищет прибежища у Него (Рим 9:33), пребывает в Нем (1 Ин 2:28) и надеется на Него (Рим 5:5). На этом основана и убежденность Павла в том, что он ни в чем не будет посрамлен (Флп 1:20).
IV. Чтобы преуспеть в -> освящении, без к-рого духовное служение утрачивает силу, человеку необходимо отвергнуть "скрытные постыдные дела" (2 Кор 4:2). Ученик Христов не должен участвовать в "бесплодных делах тьмы" (Еф 5:11); в своем служении он призван удерживаться от постыдной корысти (Тит 1:11; 1 Петр 5:2). При этом условии он может сохранить внутр. мир и спокойствие, даже если его путь проходит через "честь и бесчестие", через добрую или худую молву (2 Кор 6:8).

Сребреник
-> Деньги.

Сребролюбие
-> Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие.

Средиземное море,
С.М. именуется в Библии "великим морем" (Числ 34:6.7; Иез 47:19.20), "великим морем к западу (или на запад) солнца" (Ис Нав 1:4; Ис Нав 23:4), "морем Филистимским" (Исх 23:31), а также "морем западным" (Втор 11:24; Втор 34:2; Зах 14:8). Побережье С.М. являлось зап. границей историч. тер. Израиля (Числ 34:6), поэтому слово "море" [евр. йам] употребляется в значении "запад" (Ос 11:10; в Синод. пер. - "запад"). В древнейшие времена израильтяне не были знакомы с судоходством, т.к. большая часть побережья С.М. тогда еще не входила в состав их тер. и судоходство всецело находилось в руках финикийцев. О землях, располож. на "дальних" побережьях С.М. - вне самого Ханаана и прилегающих к нему стран, в Библии поэтому говорится как об (удаленных) "островах" (см. Быт 10:5; Пс 71:10; Ис 41:5; Ис 42:10.12; Иер 31:10; Иез 27:15 и др.). Однако пр. Исаия предсказал наступление времени, когда Израиль возрадуется и затрепещет сердце его, потому что к нему "обратится богатство моря" (Ис 60:5.9). И отдаленные "заморские" земли - "острова" должны ожидать возвещения закона Божьего, к-рый будет им проповедан из Израиля (Ис 42:4; ср. Ис 2:2-4).

Средние ворота
-> Иерусалим (III,В).

Средства к существованию
Если простые израильтяне зарабатывали на жизнь физич. трудом, то левиты, священники и цари жили за счет приношений (доходы такого рода называются в евр. яз. тевуа):
1) поскольку -> левиты не получили в Ханаане земельного удела (Числ 18:20) и не имели права заниматься к.-л. ремеслом, то им причиталась десятина от плодов земли и скота (Числ 18:21-24). Левиты пользовались правом участвовать в праздничных трапезах наравне с пришельцами, сиротами и вдовами (Втор 14:29; Втор 16:11). В период царств и после вавил. плена народ, по-видимому, стал пренебрегать своими обязанностями по отношению к священникам и левитам, так что об этом приходилось напоминать (2 Пар 31:4; Неем 10:36; Мал 3:8-10);
2) приношения священникам состояли из первородных животных (-> Первородство, первородный) и "первых произведений земли" (Числ 18:8-19), а также из -> десятины от того, что получали левиты (Числ 18:26-32). Кр. того, священники получали часть воен. добычи (Числ 31:25) и долю от приносимых жертв (Лев 5:16; Лев 7:8; 4 Цар 12:16);
3) состояние царей складывалось из добровольных подношений (1 Цар 10:27; 3 Цар 10:25), доходов от принадлежавших царям земельных владений (1 Цар 8:12; 1 Пар 27:25-31; 2 Пар 26:10) и -> дани, взимаемой с покоренных народов (2 Цар 8:2). -> Соломон взимал в качестве -> податей натуральные продукты (3 Цар 4:7), использовал подневольный -> труд (3 Цар 5:13). Кр. того, он извлекал доходы из торговли и судоходства (3 Цар 10:22.28).

Срубать (отсекать),
т.е. насильственно и быстро отделять острым инструментом.
I. О дереве, не приносящем доброго плода (Мф 3:10; Мф 7:19; Рим 11:22). Это образ карающего суда Божьего, к-рый настигает того, кто не приносит плодов веры и любви. Он символизирует насильственное и болезненное отлучение от общения с милосердным Богом и утрату вечной жизни.
II. Слова Иисуса об отсечении руки или ноги, если они нас соблазняют, становясь нам ловушкой (Мф 5:30; Мф 18:8), означают немедленное и радикальное освобождение от всего, что препятствует укреплению веры или освящению. Что-то вполне положительное само по себе (как, напр., работа, семья, иск-во и т.д.) может так захватить нас, что станет проводником греха, и мы в своей жизни уже не будем отводить Богу первое место. Если происходит нечто подобное, то это надо "отсечь". Не может быть точных указаний, годных для всех, о том, что подлежит "отсечению", каждый должен решать для себя сам - в зависимости от своих жизненных обстоят-в.

Стадий
-> Меры длины, площади, объема и веса (2).

Стадо:
1) -> Животноводство (IV);
2) в метафорич. значении С. - это Божий народ (Иез 34:2) и Церковь Христова (Лк 12:32; Ин 10:16). -> Пастырь.

Стакти
Др.-евр. слово натаф (собств. "капля") [от греч. стактост, "капающий"] означает благовонную смолу, к-рая упоминается только в Исх 30:34 как составная часть священного курения для скинии. Невозможно с уверенностью установить, идет ли здесь речь о смоле фисташки мастичной (-> Мастиковое дерево) или о смоле стиракса.

Стан
I. О местах, где израильтяне разбивали С. после исхода из Египта, -> Переход через пустыню.
II: 1) Библия дает точные сведения о том, как был устроен С. израильтян в период их странствования в пустыне (Числ 2:1; Числ 3:23.29.35.38). В центре С. находилась скиния собрания - место присутствия Бога (Числ 2:2). Вокруг скинии располагались израильтяне - по три колена с каждой из четырех сторон света. С вост. стороны, под знаменем Иуды, размещались колена Иссахара и Завулона; с юж., под знаменем Рувима, - колена Симеона и Гада; с зап., под знаменем Ефрема, - колена Манассии и Вениамина и с сев., под знаменем Дана, - колена Асира и Неффалима. О том, в каком порядке колена выступали на марше, говорится в Числ 10:11-28. Каждое колено располагалось по семействам (Числ 2:2).

Между шатрами двенадцати колен и скинией собрания разбивали свой С. левиты (Числ 2:17). Потомки Каафа, на попечении к-рых находились свящ. предметы, размещались с юж. стороны скинии (Числ 3:29.31), а гирсоняне (Числ 3:23-26) и потомки Мерари (Числ 3:33-37), отвечавшие за перенос скинии и ограды двора, - соотв. с зап. и сев. сторон. Перед входом в скинию собрания, с вост. стороны, разбивали свои шатры Моисей, Аарон и священники (Числ 3:38);
2) место, где израильтяне должны были разбить С., им указывало облако Господне; оно опускалось и покрывало скинию, а когда поднималось, это было знаком того, что пора отправляться в путь (Числ 9:15-23). Звуки труб священников служили сигналом к снятию С. (Числ 10:2.5-8). Впереди, указывая путь, двигался ковчег завета (Числ 3:33), находившийся под защитой Господа, о даровании к-рой молился Моисей (Числ 3:35). Со времени заключения завета израильтяне постоянно - и в С. (Числ 9:15), и на марше (Числ 10:34) - наблюдали Божье присутствие в облачном и огненном столпах (Числ 14:14);
3) присутствие Св. Бога обязывало народ к святости и чистоте (Втор 23:14). Прокаженные, "осквернившиеся" и др. должны были покинуть С., место общения с Господом (Лев 13:46; Числ 5:1-4; Втор 23:10). Жертва за грех сжигалась вне С. (Исх 29:14; ср. Евр 13:11-13); за его пределами совершалось также исполнение смертного приговора (Лев 24:14). Только очистившись, осквернившиеся могли вновь войти в С. (Числ 31:19-24). В Евр 13:13 выход за С. символизирует уход из иуд. общества, совершаемый ради Иисуса Христа.

Старейшины
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В ВЗ звание или -> должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16.18; Числ 22:7; Ис Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность (Исх 18:21; Втор 1:13.15). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. (-> Колено.) Согл. Втор 31:9-13, С. вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей (Втор 19:12; Втор 21:19; Втор 22:15-18; Ис Нав 20:4; Руф 4:2.4.9.11; 3 Цар 21:8.11; 4 Цар 10:1.5). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, к-рые рассматривались священниками и официальными судьями (Втор 17:8-13; ср. 2 Пар 19:8-11). Моисеем были назначены "семьдесят старейшин". Согл. Исх 18:1, это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согл. Числ 11:16, - по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями (Числ 11:25).
II. В ИУДАИЗМЕ
В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства - как в среде угнанных в плен (Иер 29:1), так и среди израильтян, оставшихся на родине (Иез 8:1; Иер 26:17). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. (Лк 7:3).
III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синод. пер. - "пресвитеры"; от греч. пресбютерос, "старейший") для людей, к-рые руководят Иерусалимской церковью (Деян 11:30; Деян 15:2.4; Деян 21:18), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ.
А. НАЗНАЧЕНИЕ
В НЗ говорится о назначении С. (пресвитеров) -> Павлом и -> Варнавой (Деян 14:23) или Титом по поручению Павла (Тит 1:5). Павел придает большое значение тому, что призвание пресвитеров изначально совершается Св. Духом (Деян 20:17.28; в Деян 20:28 С. одноврем. названы епископами, греч. эпископой; в Синод. пер. - "блюстителями"). Назначение на пост С. может совершаться и посредством избрания. Были назначения, совершенные апостолами (см. выше). В Дeян описывается, как для того, чтобы устранить непорядок, семь человек из числа "изведанных" назначаются в соотв. с определ. критериями (доброе имя, исполненность Св. Духом, мудрость) на особое служение в руководстве общиной (слово С. здесь не применяется): "и избрали Стефана..." Их введение в предназнач. им служение было совершено посредством молитвы и возложения рук, и Господь дал на это Свое благословение. Избрание людьми и назначение Св. Духом не противоречат одно другому, а представляют собой две стороны одного явления. (Ср. в этой связи Деян 15:1, где после обсуждения значит. разногласий провозглашается: "Ибо угодно Святому Духу и нам...", Деян 15:28). Т.о., Бог снисходит к нам, нередко осуществляя Свою волю через человеч. решение. Облеченные полномочиями С. необходимы для созидания общины. О них надо молить Господа так же, как и обо всех "делателях на жатве" Божьей (Мф 9:38). В 1 Тим 4:14 есть слова о "возложении рук пресвитерства" (в Синод. пер. - "священства"). Здесь невозможно точно установить, имеется ли в виду возложение рук на пресвитеров или то, что Тимофей стал пресвитером через возложение рук. В иудаизме возложение рук было принято при посвящении в сан раввина. Посредством возложения рук передавались и духовные дары, помогающие человеку в служении (2 Тим 1:6; в Синод. пер. - "чрез ... рукоположение").

Б. СЛУЖЕНИЕ
С. вначале в какой-то степени были помощниками апостолов в отд. общинах и трудились в живом контакте с ними. В общине С. пророчествовали, проповедовали Евангелие или были пастырями и учителями. Вместе с апостолами они решали вопросы, касающиеся отношения христиан из язычников к иуд. закону (Деян 15:6). В 1 Тим 5:17 и в Тит 1:5 названы необходимые черты личности и требования, предъявляемые к поведению пресвитера (в Тит 1:5.7 пресвитер приравнен к епископу). Этот перечень приводится, конечно, не только для решения вопроса о том, кто достоин стать С., но и как вспомогательное средство для самоконтроля и духовного роста. В 1 Петр 5:1-4 (Синод. пер. неточен, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) высказываются предостережения пресвитерам (и только затем следуют напоминания "младшим", чтобы они подчинялись им), здесь же идет речь о пастырском служении. Т.о., С. должны были прежде всего заботиться о душах верующих. В задачу пресвитеров входило также и -> исцеление больных посредством совместного возложения рук (Иак 5:14). В этой связи звучит призыв к взаимному исповеданию грехов (Иак 5:16). Упорядочение отношений между членами общины и устранение разного рода трудностей составляют основу служения С. Апостолы могли и сами исполнять служение С., как и другие церковные должности (1 Петр 1:5 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Пресвитером или С. (в Синод. пер. - "старцем") называет себя и автор 2-го и 3-го посланий Иоанна (в обоих случаях в 1 ст.), причем это обозначение следует понимать прежде всего как почетное звание носителя и продолжателя апостольской традиции. В данном случае перед нами не должностное лицо, а скорее, человек, высоко ценимый и почитаемый в христ. общинах, слово к-рого обладало высоким авторитетом.

Старость
С. - последний отрезок жизни, когда время деторождения уже прошло, хотя Бог может даровать детей и родителям, находящимся в преклонном возрасте (Быт 21:2.7; Быт 37:3; Быт 44:20; Лк 1:36; Евр 11:11). Плод всей жизни обнаруживается в обогащенной жизненным опытом мудрости стариков (Пс 36:25). Тот, кто, подобно Ровоаму, пренебрегает их советом, поступает неразумно и вредит себе (3 Цар 12:6-8). Иоас и Озия тоже пошли своим путем после смерти своих старших советчиков (2 Пар 24:17; 2 Пар 26:5.16). Но наряду с этим в Библии есть и предостережения от переоценки жизненного опыта. Бог может и стариков лишить разума (Иов 12:20), и тогда их притязания на превосходство в мудрости вызывает смех (Иов 12:12). Только Дух Божий дает человеку разум (Иов 32:6-9), и те, кто исполняет Его повеления смолоду, становятся умнее возгордившихся старцев (Пс 118:100).

Однако при всех обстоятельствах остается неизменной заповедь Господа почитать родителей (Исх 20:12) и старших, особенно же не пренебрегать состарившейся матерью (Притч 23:22) и всегда вставать "пред лицем седого" (Лев 19:32). Часто упоминаемая седина (1 Цар 12:2; Иов 15:10; Пс 70:18) представляет собой своего рода венец, естеств. украшение человека (Притч 16:31; Притч 20:29). Глупо выглядит стремление не замечать своей седины и С. (это образно сказано в Ос 7:9 о Ефреме). Павел учил Тимофея относиться к старикам, как к отцам и матерям (1 Тим 5:1); но и они должны быть примером детям и внукам (Тит 2:2-5) и возвещать им своим поведением могущество Божье (Пс 70:18). Многочисл. потомство до третьего и четвертого поколений (Быт 50:23; Иов 42:16) восхваляется как благословение С. (Притч 17:6) и даруется в обетованиях (Пс 127:6). От внуков и правнуков ожидают помощи и заботы в С. (Руф 4:15; 1 Тим 5:4.8.16). Тот, кто доживает до преклонного возраста, кто входит в гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы (Иов 5:26), тот умирает "в старости доброй" (Быт 15:15; Суд 8:32; 1 Пар 29:28), "престарелый и насыщенный жизнью" (Быт 25:8; Быт 35:29; 2 Пар 24:15; Иов 42:17) и "с миром" (Лк 2:29). Состоявшаяся жизнь обозначается словами "престарелый и насыщенный жизнью" (Быт 25:8; Быт 35:29; 1 Пар 23:1); но нередко С. сходит в могилу в сердечной боли и печали (Быт 42:38; Быт 44:29), не с миром, а в крови (3 Цар 2:6.9). Отсюда молитв. просьба к Богу: "не отвергни меня в старости ... не оставь меня" (Пс 70:9.18) и Его спасительный ответ: "И до седины вашей Я же буду носить вас" (Ис 46:4).

Старый человек нередко утрачивает способность принимать решения и действовать: так было с Илием в отношении его сыновей (1 Цар 2:22-25), с Давидом при попытке Адонии захватить цар. престол (3 Цар 1:1) и с Соломоном, когда он позволил своим языч. женам склонить свое сердце к иным богам (3 Цар 11:4). И царь в С. может стать неразумным (Екк 4:13). Последний период старческой слабости передан в Библии без прикрас (2 Цар 19:35; 3 Цар 1:1-4; Екк 12:1-5): нередко стариков мучают малодушие и недовольство; они уже не могут ясно отличить добро от зла. Ноги в С. становятся дрожащими и искривленными, подъем в гору и ходьба даже с посохом бывают затруднены (Зах 8:4). Зубы выпадают, глаза мутнеют или слепнут (Быт 27:1; Быт 48:10; 1 Цар 3:2; 3 Цар 14:4; Екк 12:3; ср., однако, Втор 34:7). Ослабевают слух и голос, еда и напитки кажутся безвкусными, а сон бежит от стариков. Кровь уже не греет понастоящему, и время жизни окончат. проходит (3 Цар 1:1-4). Тогда наступает время умирать, возвращаться к Богу, Который даровал жизнь (Екк 12:6.7) и Который Сам есть жизнь.

Старый
Это слово и его синонимы ("древний", "прежний", "ветхий") встречаются в Библии - исключая те случаи, когда речь идет о возрасте (-> Старость) - в трех значениях:
I. ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ПРОШЛОМУ ВРЕМЕНИ
Прошлое время: "дни древние" (Пс 76:6) и древние повествования: "гадания из древности" (Пс 77:2); люди, жившие ранее: "древние пророки" (Лк 9:8.19), "древние" (Мф 5:21.33; Евр 11:2). Локти "по прежней мере" (2 Пар 3:3) означали меру длины, к-рая применялась также при измерении храма в Иез 40:1 - Иез 43:1 (1 локоть = 52,5 см) и отличалась от привычной (1 локоть = 45 см): Иез 40:5 (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,1). "Есть старое" (Лев 25:22) означало употреблять зерно последнего перед субботним годом урожая, к-рого должно было хватить и на третий год.
II. НЕИЗМЕННОЕ
Постоянное в своей ценности и сущности: "новое и старое" (Мф 13:52); "заповедь древняя" (1 Ин 2:7); "Бог древний" (Втор 33:27; МТ - "Бог древности"), или "Ветхий днями" (Дан 7:9.13.22); но и "древний змий" - дьявол (Откр 12:9; Откр 20:2).
III. УСТАРЕВШЕЕ
В этом смысле слово С. употреблено в Евр 8:13: "Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению". В том же значении НЗ говорит о "ветхом человеке" (Рим 6:6; Еф 4:22; Кол 3:9), "старой закваске" (1 Кор 5:7), "Ветхом Завете" (2 Кор 3:14) и "ветхой букве", т.е. о Законе Моисея (Рим 7:6) и вообще о "древнем" (2 Кор 5:17; ср. Ис 43:18) или изношенном - "ветхой одежде" и "мехах ветхих" (Мф 9:16).

Стахий
[от греч. стахюс, "колос"], христианин в Риме, к-рому Павел передает свое приветствие (Рим 16:9).

Стегно,
относит. текста Быт 24:2 -> Клятва (II,3). Также -> Чресла, стегно, бёдра.

Стекло:
1) в совр. значении - "прозрачный твердый материал, получаемый из кварцевого песка и окилов некоторых металлов" - это слово употреблено в Откр 21:18.21 [греч. гюалос];
2) говоря о природе пророческого откровения, Павел использует образ "тусклого стекла", через к-рое можно видеть лишь "гадательно" (1 Кор 13:12). Такие откровения необходимо сопровождать соответствующими истолкованиями (ср. 1 Кор 14:26)

Стена
I. О проказе на С. (Лев 14:39) -> Болезнь.
II. О стене подбеленной -> Известь.
III. Наклонившаяся С., к-рая может упасть (Пс 61:4), - это образ грозящей опасности. -> Крепость, укрепление.

Стена подбеленная
-> Известь, известняк.

Стенание, стенать (вздыхать)
[евр. анах]. -> Плач, оплакивать.
I. В ВЗ слово "стенать" выражает, как правило, реакцию на события или обстоят-ва, к-рые угрожают человеку и против к-рых он бессилен. Сыны Израиля стенают (в Синод. пер. - "вопиют") от непосильного труда (Исх 2:23); народ стенает, когда господствует нечестивый (Притч 29:2); скот стонет, когда для него нет пастбищ (Иоил 1:18). С. так тесно связано с его причинами, что часто отождествляется с ними: так, молящийся, страдающий от тяжелой болезни или от внешних врагов, говорит: "Утомлен я воздыханиями моими" (Пс 6:7) или: "Лета мои в стенаниях" (Пс 30:11). Само С. - это еще не молитва, а простое выражение горя; но Бог не остается безучастным к истинному горю, Он восстает ради воздыхания бедных (Пс 11:6), а в молитве можно просить Бога о том, чтобы Он внял С. находящихся в беде (Пс 78:11; Плач 3:56). Когда Господь избавляет Свой народ от бедствия, прекращаются и С.: от избавленных Господом удалятся печаль и воздыхание (Ис 35:10; Ис 51:11).
II. В НЗ верующим запрещены горестные, гнетущие сетования друг на друга: так, Иаков требует от членов церкви, чтобы они не сетовали один на другого (Иак 5:9). Послание к Евреям увещевает Церковь не давать наставникам повода к воздыханию, "ибо это для вас не полезно" (Евр 13:17).

Иисус Христос лишил власти те силы, к-рые заставляли человека стенать. Поэтому С. уже не является бессильным воплем бедствия, а превращается в молитву о том, чтобы Бог сделал нас сопричастными к победе Христа. Прежде чем излечить глухонемого, Иисус Сам вздыхает, воззрев на небо (Мк 7:34). Дух Божий ходатайствует за нас "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26). Божьи чада стенают уже не из страха, а чаще о том, что в этой телесной жизни они еще не могут постигнуть всю полноту спасения, будучи пока что "спасены в надежде" (Рим 8:24). Поэтому С. бессилия превращается в воздыхание надежды на Бога. Мы "стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим 8:23), и вся тварь стенает вместе с нами (Рим 8:22). То же сказано и в 2 Кор 5:2: "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище".

Стенобитные машины,
осадные орудия, к-рыми разбивали ворота и разрушали стены (Иез 4:2; Иез 21:22). Они состояли из бревна с заостренным металлическим наконечником, подвешенного на передвижной станине. Израильтяне впервые познакомились с такими машинами у египтян, а позднее - у ассирийцев. -> Крепость, укрепление (III).

Стефан
[греч. стефанос, "венок", "венец"]:
1) христианин из Коринфа, домочадцев к-рого крестил Павел (1 Кор 1:16). Они были первыми верующими в -> Ахаии и посвятили себя служению церкви (1 Кор 16:15). Сам С. входил в число верующих, направленных из Коринфа в Эфес, где в то время находился Павел (1 Кор 16:17);
2) один из семи мужей, избранных в Иерусалиме, чтобы заниматься попечительством об иудеохрист. вдовах, т.е. о вдовах эллинистов; над этими женщинами, говорившими на греч. языке, нависла опасность оказаться обделенными евреями, т.е. иудеохристианами, к-рые говорили на арам. языке (Деян 6:1-6). Греч. имя Стефана позволяет предположить, что он сам принадлежал к эллинистам. В пользу его избрания -> служителем (IV) решающую роль сыграло то, что он был исполнен веры и Духа Святого. С. успешно благовествовал в Иерусалиме. Это возбудило ненависть ортодоксальных (не признававших Иисуса Мессией) иудеев-эллинистов, сначала тщетно пытавшихся противостоять ему, а затем выдвинувших лжесвидетелей с надуманным обвинением против С. в том, что он якобы хулил Бога, Моисея и храм. С. был схвачен и приведен в -> синедрион (Деян 6:8-15). Здесь он произнес речь в свою защиту (Деян 7:1-53), в к-рой проследил израил. историю вплоть до сооружения храма Соломоном и показал при этом, что в народе Израиля всегда находились люди, противостоявшие Богу. Судьи приговорили С. к смертной казни, и он был побит камнями за пределами города (Деян 7:54-59). Возможно, здесь имело место стихийная расправа, поскольку без согласия римлян иудеи не имели права подвергать к.-л. смертной казни (Ин 18:31). Умирающему С. в откровении явилась Божья слава. Его убийство стало началом жестокого гонения на христиан в Иерусалиме (Деян 8:1) под руководством Савла (-> Павел), в результате чего верующие - прежде всего, вероятно, эллинисты - вынуждены были бежать из города. Это гонение имело большое значение для последующих времен: беженцы начали проповедовать Евангелие за пределами Иерусалима, вплоть до Кипра и Антиохии (Деян 8:1; Деян 11:19), и их проповедь послужила фундаментом для дальнейшей христианизации Средиземноморья.

Стихии
[греч. стойхейа, "первопричины", "первичные составные части"]:
1) под С. подразумеваются первичные элементы (огонь, земля, воздух, вода), из к-рых, по мнению древних, состоит всё, что окружает человека. Эти С. при наступлении последнего Божьего Суда расплавятся от невиданного жара (2 Петр 3:10.12);
2) в Евр 5:12 слово стойхейа переводится как "первые начала" и подразумевает "первоосновы" ч.-л., напр. веры;
3) в Гал 4:3.9 слово стойхейа переведено как "вещественные начала мира". Обращенные язычники ранее почитали С. за богов (возм., имеются в виду небесные тела), но Христос одержал над ними победу. Закон тоже причисляется к С. мира (Гал 4:3.5; ср. Кол 2:20). Итак, С. мира - это реальности, на к-рых человек основывает свое бытие без живого Бога, явленного нам во Христе; в результате С. становятся порабощающими человека богами (ср. комментарий М.Лютера к первой заповеди: "Бог это то, к чему человек привязывает свое сердце"). Об этом говорит и ап. Павел в Кол 2:8. Согл. Кол 2:20, Христос умер "для стихий мира" и не имеет больше жизненных связей с ними.

Стихии мира
Греч. выражение стойхейа ту косму (в Синод. пер. - "стихии мира" - Кол 2:8.20; "вещественные начала мира" - Гал 4:3.9) в эллинистич. языч. мировосприятии обозначало не только четыре элемента (огонь, воду, воздух и землю), но и духов этих элементов, к-рых почитали божествами (Прем 13:1). Внешнее послушание, с к-рым язычник относился к духам элементов, соответствовало отношению иудея к ветхозаветному Закону (Гал 4:3-5; Гал 5:1; Кол 2:6-8.20). -> Стихии (1).

Стоики
В Деян 17:18 говорится о дискуссии Павла со "стоическими философами" (-> Эпикурейцы) в Афинах. Термин С. происходит от названия портика (Stoa) в Афинах, в к-ром учил основатель этой философ. школы Зенон из Китиона (310 г. до Р.Х.). Основное внимание С. уделяли этике, к-рую они считали учением о жизни. Целью человеч. существования считалось счастье, а его могли обеспечить только праведные поступки. К праведным действиям С. относили прежде всего проявление справедливости, благоразумия, мужества, исполнение долга по отношению к другим людям, власть рассудка над чувствами и влечениями. Бога С. представляли в виде некого предопределения или рока (Логос в значении всемирного разума), к-рый создал и поддерживает вселенную. Образ мышления С. оказал большое влияние на рим. общество, особенно на государств. мужей и политиков (Сенека, современник Павла и воспитатель Нерона; имп. Марк Аврелий). Сторонники стоицизма нередко обращались к народу с проповедью стоической этики, чтобы указать ему путь к лучшей, по их мнению, и более счастливой жизни.

Стол:
1) С. как предмета мебели в библ. времена не существовало. Евр слово шулхан (букв. "снятая шкура" или "распяленная шкура") обозначает кожаную подстилку, к-рую семейство расстилало на полу или на низкой столешнице, чтобы расположиться вокруг нее для трапезы - лежа или сидя на корточках. Только в домах правителей и знатных людей были настоящие С. (Суд 1:7; Иез 23:41), за к-рыми, однако, могло разместиться лишь малое число гостей. Т.о., можно предположить, что на княж. трапезах использовалось большое количество отдельных С. Судя по 1 Цар 20:24 за С. Саула сидели только Ионафан, Авенир и Давид;
2) в новозаветные времена под влиянием греч. обычая для праздничных -> трапез стали использовать низкие С., вокруг к-рых гости возлежали (Мф 9:10; Мф 26:7; Мк 16:14; Лк 7:36). Ложа или подстилки располагались у С. либо с четырех сторон, либо с трех, чтобы к ним могли подойти рабы, обслуживающие гостей.

Столб (столп),
опора или несущая балка к.-л. части здания. По представлениям израильтян, земля и небо тоже покоились на С. (Иов 9:6; Иов 26:11; Пс 74:4). Материалы археологич. раскопок говорят об обычае возведения в языч. храмах памятных С. (-> Памятник, памятный знак, I); возм., с этим связано и обетование в Откр 3:12, с той только разницей, что здесь говорится о храме Божьем. В НЗ Церковь Христова названа "столпом и утверждением истины" (1 Тим 3:15). Кр. того, столбами (столпами) метафорически называют стойких и сильных людей (Иер 1:18; Гал 2:9).

Столбы
В языч. капищах наряду с маццебами, освящ. камнями, стояли и ашеры, освящ. С. (Исх 34:13; Втор 7:5; 3 Цар 14:23 - в Синод. пер. - "капища"; 4 Цар 17:10 - в Синод. пер. - "изображения Астарт"). Камни представляли Ваала или вообще божество мужского пола, С. - богиню -> Ашеру (Суд 6:25,28,30 - в Синод. пер. - "священное дерево"; 3 Цар 16:33 - в Синод. пер. - "дубраву"; 2 Пар 17:6 - в Синод. пер. - "дубравы"; Ис 17:8 - в Синод. пер. - "кумиры Астарты"). Нельзя с полной уверенностью сказать, стали ли называть С. по имени богини или богиню - по этому предмету культа, но первое предположение кажется более вероятным. Такие С. (сначала это были, вероятно, освящ. деревья) стояли вплотную к жертвенникам.

Столп облачный,
превращавшийся по ночам в столп огненный, двигался впереди израильтян, указывая им путь во время их -> странствования в пустыне (Исх 13:21; Исх 14:19; Числ 14:14). Столп определял время, когда следовало трогаться в путь или разбивать стан (Исх 40:36). Как зримое знамение присутствия Божьего (Исх 33:9; Исх 40:34,38; Числ 12:5; Втор 31:15) он упоминается и позднее (Неем 9:12.19; Пс 77:14; Пс 98:7; Пс 104:39; 1 Кор 10:1).

Сторож (хранитель)
Задача С. - сберечь все, что находится под его охраной. Соотв. евр. слово подразумевает прежде всего -> пастуха, стерегущего овец (1 Цар 17:20). Слово "С." употреблено также в Быт 4:9, а в метафорическом значении, когда о Господе говорится как о хранителе Израиля, - в Пс 120:5. Девушка, приставленная стеречь виноградник, является главной героиней Песни Песней (Песн 1:5); упоминаются здесь и другие С. виноградника (Песн 8:11). Левиты, приставленные охранять святилище, названы "стоящими на страже у порога" (4 Цар 23:4; 1 Пар 9:22), С. ворот или привратниками (Неем 3:29; 1 Пар 9:17; 1 Пар 26:1-12). Что касается хранителя одежд, то неизвестно, был ли он должностным лицом в храме или в цар. дворце (4 Цар 22:14). Страж жен, т.е. С. гарема перс. царя, был придворным чиновником (Есф 2:8.14). Под "стерегущими дом" подразумеваются руки, к-рые с возрастом начинают дрожать (Екк 12:3).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---