Меню

Библейская Энциклопедия -- С 6 --



Собственность:
1) каждый израильтянин, будучи в этом мире лишь "пришельцем и поселенцем", должен был рассматривать С. как имущество, данное ему Богом на время (Лев 25:23). Бог, как Верховный Властелин всей земли, оставил за Собой право устанавливать особые законы, касающиеся доходов от С. (-> Десятина -> Начатки плодов -> Субботний год -> Бедность, бедный -> Богатство, богатый -> Общность имущества);
2) Бог, собственник всей земли (Исх 19:5), давший во владение народу Израиля землю Ханаанскую (Втор 32:49), называет этот народ Своим уделом (Исх 19:5; ср. Втор 7:6; Пс 134:4). Бог избрал этот народ, потому что любит его: несмотря на грехи и беззакония израильтян, Он вел их, храня им верность (Втор 7:7);
3) Христос пришел в Свое владение, но "свои" (т.е. израил. народ) Его не приняли. После вознесения Иисуса искупленная Его кровью Церковь названа "родом избранным", "народом святым", "людьми, взятыми в удел" (1 Петр 2:9; ср. также Тит 2:14; Еф 1:14).

Сова (Цоба, Сува, Цован, Мецовая)
[евр. Цова], небольшое Арамейское царство в -> Сирии, сев. Дамаска (1 Цар 14:47; 2 Цар 8:3; 2 Цар 10:6; 2 Цар 23:36; 3 Цар 11:23; 1 Пар 11:47; 1 Пар 18:3; 1 Пар 19:6; Пс 59:2).

Сова, филин
В Библии встречается несколько евр. слов, обозначающих различные виды сов. Из них слово кос (Лев 11:17; Втор 14:16; Пс 101:7 - во всех случаях в Синод. пер. - "филин"), по всей видимости, обозначает одну из разновидностей сыча - Athene noctua saharae. В евр. оах (Ис 13:21) предполагают филина Bubo bubo aharonii, напоминающего филина обыкновенного; в евр. яншуф (яншоф) (Лев 11:17; Втор 14:16 - в обоих случаях в Синод. пер. - "ибис"; Ис 34:11) - ушастую С. (Asio otus). Нек-рые исследователи полагают, что этим словом назван пчелоед Merops apiaster, но не исключено, что речь идет об уже упоминавшейся разновидности филина Bubo bubo aharonii. тахмасЕвр (Лев 11:16 и Втор 14:15) истолковывается как "козодой обыкновенный" (Caprimulgus europaeus), но возм. также, что это одна из разновидностей С. Все виды С. (филинов) считались у израильтян нечистыми (Лев 11:16; Втор 14:15). В Ис 34:11 вселение филинов олицетворяет собой картину опустошения Едома. -> Нетопырь.

Совак
[евр. Шовах], военачальник Адраазара, арам. (в Синод. пер. - "сирийского") царя Сувы, к-рый был побежден и убит Давидом (2 Цар 10:16.18; 1 Пар 19:16.18).

Совершенство, совершенный,
то, что содержит полноту всех достоинств, отвечает идеальному образцу, нечто завершенное, не нуждающееся в улучшении. Божье С. занимает особое место, ибо оно является мерилом, устанавливающим норму, в то время как всякое другое С. сотворено или образовано только как подобие (Быт 1:27). Это надо принимать во внимание там, где Библия говорит о человеч. С.
I: 1) Божье С. нельзя представлять себе как возвед. в степень человеч. С., ибо оно первично и является недостижимым для нас мерилом и образцом. Не Бог превосходит человека, как если бы последний являлся образцом и мерилом, а человек во многом уступает Богу, Который есть истинное мерило С. Бог безначален, т.е. до Него никого и ничего не было, след., Он не может отвечать установл. до Него образцу, стремиться к завершению или к достижению цели. Так, Библия лишь однажды говорит о Божьем С., призывая к С. людей (Мф 5:48). Его С. явлено нам в Его свойствах, Его знании (Иов 37:16; ср. Иов 11:7), воле (Рим 12:2) и деяниях (2 Цар 22:3);
2) Иисус, как единородный Сын Отца (Ин 1:14), сопричастен Божьему С. Живя на земле, Он был образом Божьим, равным Богу (Флп 2:6); в Нем телесно обитала полнота Божества (Кол 2:9), Он совершенен вовек (Евр 7:28). Но Он был совершеннен и как человек, достигнув С. страданиями (Евр 2:10), в совершенном послушании воле Отца полностью отказавшись от своевольных деяний (Ин 5:19).
II. С. людей - С. другого рода. Праведный в эпоху ВЗ легко и по праву мог считать себя совершенным, когда соизмерял себя с нормами Закона, как он их понимал (ср. высказывания Иова о самом себе; -> Справедливость, праведность, правда). Высказывания о С. в НЗ, на первый взгляд, кажутся противоречивыми. С одной стороны, С. - это цель устремлений христианина (Мф 5:48; Флп 3:12), с другой, - верующие ясно названы совершенными (Флп 3:15). Кажущееся противоречие разрешается осознанием того факта, что для каждой ступени духовного роста существует свой эталон С. Никто, родившись вновь, не может сразу же стать "отцом" во Христе, но должен сначала стать соверш. как дитя (ср. 1 Ин 2:12-14). Несовершенен тот, кто по возрасту должен бы уже быть отцом во Христе, но продолжает питаться младенч. пищей (1 Кор 3:1) и не понимает основ Писания (Евр 5:12). В любом возрасте и во всякое время совершенен тот, кто пребывает во Христе (Кол 2:10), и в этом С. стремится к цели (Флп 3:14), к-рая заключается в том, чтобы увидеть Господа "лицем к лицу" (1 Кор 13:12), и для к-рой нужно быть подобным Ему (1 Ин 3:2).
III. Совершенно в конечном счете все то, что исходит от Бога: Его Закон (Пс 18:8), радость, к-рую дарит Иисус (Ин 15:11), любовь к Богу, проистекающая из соблюдения Его заповедей (1 Ин 2:5), братская любовь, к-рую Павел называет совокупностью С. (Кол 3:14), красота Израиля в период "юности и любви" (Иез 16:14). Особым С. отличается откровение НЗ. Соверш. Первосвященник (Евр 7:28) в "совершеннейшей скинии" (Евр 9:11) принес жертву (ст. 14), к-рая одна только способна "сделать совершенным" верующих (Евр 10:1) и приготовить их к С., по сравнению с к-рым несовершенно все, что было до этого (1 Кор 13:10).

Совесть:
1) С. - это данное человеку Богом второе "я" [греч. сюнейдесис, "совесть", "сознание"], к-рое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. порядка. С. человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл. Богом порядок (Быт 3);
2) С. может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24). С. может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1 Цар 24:6). И, наконец, С. может наказывать человека за уже совершенное преступление. Нек-рые грехи оставляют в сердце человека след, к-рый не стирается на протяжении всей жизни (1 Тим 4:2). Проснувшаяся С. может подтолкнуть человека к обращению (2 Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: "Наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт 4:13);
3) если человек совершил неправый поступок, то С. "укоряет" (Иов 27:6), "беспокоит" (см. 1 Цар 25:31), постоянно преследует (1 Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14; Евр 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деян 24:16). Человек не в состоянии самостоят. успокоить пробудившуюся С. - ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9.14). Только кровь Христа очищает человеч. сердце от "мертвых дел", от "порочной совести" (Евр 9:14; Евр 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С. (в ВЗ: "сердце"). Вначале С. может быть "немощной" (1 Кор 8:12), но "испрашивание у Бога доброй совести" (так в греч. тексте; в Синод. пер. - "обещание Богу доброй совести" - 1 Петр 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может "осудить" ее (см. Рим 14:1; Кол 2:16; 1 Тим 4:1-5). С. не чужда и падшему человеку. Об этом свидет-вует осознание своей греховности как евр. народом, так и язычниками (Иер 17:1; Ин 8:9; ср. Рим 2:15). Так как человеч. С. может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь "чистую совесть". С., сердце могут ошибиться; С. и ум могут быть осквернены (Тит 1:15). Господь "проникает" в человеч. сердце (Иер 17:9), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1 Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С. Обычно же С. свидет-вует человеку "в Духе Святом" (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидет-вом С., непорочной пред Богом (1 Ин 3:21);
4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие "С.", в этом значении здесь употребляется слово "сердце". В соотв. с подобным словоупотреблением в 1 Тим 1:5 говорится о любви "от чистого сердца и доброй совести".

Совет:
1) наставление, указание, мнение, высказанное кому-л. по поводу того, как ему поступить, что сделать. В зависимости от знаний (Притч 15:7) или намерений советчика (2 Пар 22:4; Иов 5:13) С. может быть желанным (Числ 27:21; 2 Пар 10:6) или непрошенным (Исх 18:19); мудрым (Притч 1:5) или "худым" (Иез 11:2). С. не освобождает того, кто его получил, от принятия решения (Притч 1:25.30) и от ответственности. Бог, давая С., ручается за его результат Своими обетованиями (Ис 46:10; Пс 32:11) и руководит людьми через Свои С. (Пс 72:24). Он помогает тем, кто доверяет Его С., разрушает злые С. врагов (2 Цар 17:14) и предопределяет события (Деян 4:28);
2) С. Господа призваны спасти человека и указать ему путь к этому спасению - Его С. неизменно оказывает помощь (Пс 32:11; Ис 46:10) тем, кто добровольно вступает на путь спасения (Лк 6:47). Но Бог осуществляет Свою волю и по отношению к непокорным и упрямым, напр., таким, как фараон (Исх 5, Исх 6, Исх 7, Исх 8, Исх 9, Исх 10, Исх 11, Исх 12, Исх 13, Исх 14). Только Бог не нуждается ни в чьих С. (Ис 40:13; Рим 11:34);
3) слово "С." обозначает также орган, призванный руководить народом в соотв. с Божьим законом и откровением (Ин 11:47-51; -> Синедрион). Когда участники такого С. не осознают свою избранность Богом и не руководствуются Божьими велениями (Ис 1:26), их С. легко превращается из "совета праведных" (Пс 110:1) в "совет нечестивых" (Пс 1:1; Пс 2:2; Ис 30:1);
4) в Деян 25:12 под С. подразумевается группа рим. чиновников и приближенных прокуратора, с к-рыми Фест обсуждал вопрос о предании Павла суду императора.

Советники, начальники общества:
1) С., или начальниками общества, названы люди, к-рые при принятии важных решений народом Израиля или его властителем (Числ 16:2; Иов 3:14; Ис 1:26) привлекались в качестве помощников или консультантов. Насколько широко они пользовались правом решающего голоса, остается невыясненным;
2) семь высших должностных лиц перс. двора, к-рые в Есф 1:14 названы приближенными, а в Езд 7:14,28 - "советниками" царя;
3) в Езд 4:8.9 и 17 словом "С." передано арам. выражение беэл теэм = "господин приказа", титул высокопост. перс. чиновника.

Сови
[евр. Шови], сын аммонитянина Нааса из Раввы; С. доставил Давиду продовольств. запасы и предметы обихода (2 Цар 17:27).

Совлечься
В 2 Кор 5:4 глагол "С." означает "освободиться от смертной оболочки" для того, чтобы, приняв бессмертный образ, "облечься в небесное наше жилище" (2 Кор 5:2), к-рое, в отличие от земного, будет невидимым и вечным (2 Кор 4:18). Ап. Павел надеется, что ему удастся избежать физич. смерти, потому что он (см. 2 Кор 1) рассчитывает дожить до Второго пришествия Христа (ср. 1 Фес 4:15). Верующим, к-рые будут жить во время Второго пришествия, предстоит не совлечься, а -> облечься во Христа (-> Воскресение -> Взятие на небо -> Второе пришествие Иисуса).

Соглядатаи
В целях воен. разведки в расположение неприятеля направляли С. - отдельных воинов (Ис Нав 2:1; Ис Нав 7:2; 1 Цар 26:4), небольшие группы (Числ 13) или более крупные отряды (Числ 21:32), к-рые иногда могли даже завоевывать селения. И в мирное время чужестранец мог быть заподозрен в том, что он является С. (Быт 42:9.11).

Согрешение,
духовно или нравственно неправильный поступок (-> Грех). Человек может совершить С. по незнанию (Пс 18:13), однако и в этом случае ему необходимо получить прощение грехов. Ученики Иисуса Христа должны были простить грех верующему человеку (Мф 6:14; Мф 18:35; Гал 6:1), ибо лишь тот, кто прощает С., будет прощен Богом (Мф 6:15). Но Христос, "Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу" (Евр 9:14), может "соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своею непорочными в радости" (Иуд 1:24).

Соди
(евр. "моя тайна" или "мой совет"), отец Гаддиила, соглядатая от колена Завулона во времена Моисея (Числ 13:1).

Содом
Наряду с -> Гоморрой, известнейший из городов в долине -> Сиддим. Оба города были уничтожены Господом за грехи их жителей (Быт 10:19; Быт 13:10-13; Быт 14:2; Быт 19:1; Втор 29:23). В Ис 1:9-10 (ср. Ис 3:8) с С. сравнивается согрешивший Иерусалим (ср. Откр 11:8). Иисус неоднократно сравнивает грех жителей С. и Гоморры с виной совр. Ему городов (Мф 10:15; Мф 11:23; Лк 10:12).

Созвездия
Евр слово маззалот (4 Цар 23:5), вероятно, обозначает созвездия зодиака. -> Утренняя звезда -> Звезда.

Сокровище
- это любое ценное имущество (Притч 21:6; Иер 15:13; Лк 12:21; Евр 11:26), прежде всего драг. металлы (Екк 2:8; Ис 2:7) и драг. камни (см. 1 Пар 29:2.8), а также ладан, смирна (Мф 2:11), дорогие специи, ароматич. вещества и масти (4 Цар 20:13; Ис 39:2). С., хранившиеся в -> сокровищнице Господней (Ис Нав 6:18) или в сокровищнице дома Господня (1 Пар 29:8), дома Божьего (2 Пар 5:1), включали в себя воен. добычу (золото, серебро, бронзовые и железные сосуды), к-рую посвящали Богу Иисус Навин, Давид и другие военачальники (Ис Нав 6:23; 2 Цар 8:11; 3 Цар 7:51; 1 Пар 26:27), а также добровольные дары (1 Пар 29:1-8) и драгоценности, собр. в качестве -> податей (1). Надзор за сокровищами осуществляли левиты (1 Пар 9:26; 1 Пар 26:20-28). (-> Комната -> Сокровищница, хранилище -> Привратник.) В метафорич. значении слово "С." обозначает то, что особенно дорого сердцу человека, как хорошее, так и плохое (Мф 12:35). С. богобоязненных - это послушание Господу (Ис 33:6), Сам Бог (Иер 10:16), в Котором сокрыты все С. премудрости и ведения (Кол 2:3). "Сокровища на небе" собирает себе тот, кто ищет богатства только в послушании Богу (Мф 6:20; Мф 19:21; Лк 12:23; Лк 18:22). -> Богатство, богатый.

Сокровищехранитель, казнохранитель
[евр.-арам. гизбар или гедавар], чиновник перс. царя при его дворе (Езд 1:8) или в провинции царства (Езд 7:21), ответств. за финансы. Эти наиб. ответств. должности упоминаются также, когда речь идет о чиновниках Вавилонского царства (Дан 3:2).

Сокровищница, хранилище
[греч. гадзофюлакион; Мф 27:6: корбанас]:
1) упомянутые в Езд 8:29; Неем 10:38; Неем 13:4-9 комнаты, отведенные под кладовую, в к-рой хранились храмовые сокровища, в -> храме Ирода располагались, вероятно, по периметру внутр. двора;
2) здание, в к-ром хранились сокровища царя (4 Цар 20:13; Ис 39:2) или храма (Дан 1:2). В "доме сокровищ" перс. царя находился и гос. архив (Езд 5:17; Езд 6:1);
3) 13 сосудов, к-рые, согл. Иосифу Флавию, были установлены во "дворе женщин" при храме Ирода для сбора подати на храм, а также добровольных денежных и натуральных приношений, предназнач. для богослужебных целей. Согл. Талмуду, три раза в год эти приношения переносились в С., где хранились храмовые сокровища. Возле этих С. проповедовал Иисус (Мк 12:41.43; Лк 21:1; Ин 8:20). -> Короб.

Сокхоф
[евр. Суккот, "кущи", "палатки"]:
1) место первой стоянки израильтян при исходе из Египта (Исх 12:37; Исх 13:20; Числ 33:5). Возм., это совр. Телль-эль-Машута, располож. прим. в 14 км вост. Телль-эр-Ретабе (Пифон) и прим. в 18 км зап. Исмаилии на Суэцком канале.
2) место на вост. берегу Иордана в уделе Гадовом (Быт 33:17; Ис Нав 13:27; 3 Цар 7:46; Пс 59:8), ныне Телль-Дер-Алла, на сев. берегу Иавока, в 10 км сев.-вост. его впадения в Иордан (ср. Суд 8:4).

Солам
-> Саранча (IV).

Соленая долина
-> Соляная (Соленая) долина.

Соленое море
Со II в. по Р.Х. это внутр. море называли также Мертвым. С юга к нему примыкает Иорданская долина. В Библии С.М. (Числ 34:12; Втор 3:17; Ис Нав 3:16) именуется также "морем равнины" (Втор 4:49), "морем пустыни" (4 Цар 14:25), Восточным морем (Иез 47:18; Иоил 2:20); в рим. эпоху его называли Асфальтовым озером. Поверхность Мертвого моря на 392 м ниже уровня океана. В результате сильной жары испарение воды происходит очень интенсивно, поэтому концентрация солей в С.М. очень велика - 25%. Живые организмы жить в нем не могут. При легком ветре С.М. обычно спокойно, однако сильные ветры поднимают большие волны, а зимой здесь случаются даже штормы. На более пологом зап. побережье выпадает мало дождей, и приток воды в С.М. дают только небольшие ручьи и речки. Вост. побережье - гористое, с узкими ущельями в местах впадения рек (Вади-Зарка-Маин; Вади-ал-Мауджиб -> Арнон).

Южнее расположен полуо-в Лисан с устьем реки Вади-Керак. В рим. времена здесь можно было, перейдя море вброд, выйти на иуд. берег (возм., 2 Пар 20:2). Этот переход охраняла маккавейская крепость Масада, построенная Иродом Великим и позволившая последним борцам иуд. восстания продержаться здесь до 73 г. по Р.Х. Плодород. равнина вост. полуо-ва Лисан, вероятно, часть некогда богатой влагой долины Сиддим (Быт 13:10; Быт 14:2), к-рая после разрушения -> Содома и -> Гоморры (Быт 19) оказалась залитой морскими водами. В этой части С.М. (Ис Нав 15:2) глубина не превышает 5 м. Юж. берег моря с устьем Вади-эль-Хеса (-> Заред) образует Севху, "достояние крапивы, соляную рытвину, пустыню навек" (Соф 2:9). Наряду с -> солью здесь добывали и -> земляную смолу; эти разработки определили основное экономич. значение С.М. в древности. В пророчестве Иезекииля, согл. к-рому С.М. наполнится свежей водой из живого источника, вытекающего из храма (Иез 47:8-10), говорится, что болота рядом с потоком останутся солеными (Иез 47:11). О судоходстве на С.М. в ветхозаветное время ничего не известно, но корабли на мозаичной карте -> Медевы свидет-вуют, что в рим. период оно процветало. -> Рукописи Мертвого моря.

Солнечные часы
Все элементы С.Ч. - столбик, колышек или треугольник - сочетаются так, что по расположению тени можно узнавать время дня. Существуют различные виды С.Ч., в зависимости от конфигурации и положения указателя и циферблата. До изобретения механических часов С.Ч., наряду с водяными и песочными, были общепринятым хронометром. В Библии С.Ч. упоминаются только в связи с царем Езекией (4 Цар 20:9-11; Ис 38:8). Тень на этих часах двигалась по "ступеням", под к-рыми, вероятно, подразумеваются часовые деления. Поскольку нет никаких более подробных указаний, то нельзя сказать достоверно, какого типа были эти С.Ч.

Солнце
С. в Библии - это дневное светило, сотворенное Богом (Быт 1:16; Пс 135:8) и покорное Ему (Иер 31:35; Мф 5:45), знамение власти Творца и образ Его -> славы (Пс 83:12; Мф 17:2; Откр 1:16). Господь определяет путь С. (Пс 73:16; Пс 103:19; ср. также Ис Нав 10:12-14; Иов 9:7). Распространенное в -> идолослужении (V) поклонение С. (4 Цар 23:5.11; Иез 8:16) было запрещено народу Израиля (Втор 4:19). "Под солнцем" происходит жизнь на этой земле (Екк 1:9; Екк 2:11 и др.). Радоваться С. (Екк 11:7), видеть С. (Екк 7:11) - это дар земной жизни. Восход и заход С., как указание времени, играют роль в различных предписаниях Закона (Исх 22:2.3; Лев 22:7; Втор 16:6; Втор 23:11), на местности они обозначают восток или запад (Пс 49:1; Пс 112:3; Мал 1:11). В день суда Божьего С. померкнет (Ис 13:10; Ис 24:23; Иез 32:7; Ам 8:9; Иоил 2:10.31; Мф 24:29; Откр 6:12; Откр 9:2; ср. Мф 27:45 и пар.); а по свершении всего уже не будет С., поскольку тогда Сам Бог станет С. Своего народа (Ис 60:19; Откр 21:23; Откр 22:5).

Соломон
[евр. Шеломо, от евр. "процветание", "благоденствие", "мир"].
I: 1) сын -> Давида и Вирсавии. Родился прим. в 990 г. до Р.Х. В 970-930 гг. до Р.Х. занимал престол неразделенного царства Израиля и Иуды (3 Цар 1:1 - 3 Цар 11:1; 1 Пар 29:20 - 2 Пар 9). Еще до рождения С. Господь назначил его наследником престола, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар 22:9). Кр. того, Господь повелел через пр. Нафана наречь Соломону имя Иедидиа = "Возлюбленный Богом" (2 Цар 12:24). С., как миролюбивый царь, является прообразом -> Мессии, великого Божьего Царя-Миротворца. Но С., какой бы большой властью и славой он ни обладал, не был тем мессианским, праведным правителем, о к-ром пророчествовал Давид (2 Цар 23:1-7);

2) при Давиде и С. царство Иуды и Израиля достигло наибольших размеров за всю свою историю. С. властвовал над всеми царствами от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта, народ в его время жил спокойно, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4:20.25). Однако на склоне лет С. поддался влиянию своих жен-язычниц и наряду с почитанием Господа стал поклоняться идолам, чем навлек на себя Божий суд. У С. было два иноземных врага - -> Адер Идумеянин и -> Разон, царь Дамаска; впоследствии к ним добавился внутр. враг в лице -> Иеровоама, к к-рому позже, после смерти С., перешла власть над десятью израил. коленами (3 Цар 11:14-40).

3) восхождение С. на престол состоялось еще при жизни его отца. Перед смертью Давид оставил С. завещание (3 Цар 2:1-10). Вскоре к молодому царю обратился с просьбой -> Адония, еще при жизни Давида претендовавший на престол. Старший брат просил отдать ему в жены Ависагу, девушку, к-рая ухаживала за состарившимся Давидом, надеясь с ее помощью осуществить свои планы. С. не без основания усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, по-этому Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник -> Иоав также был убит, а первосвященник -> Авиафар - сослан в Анафоф. Главным военачальником стал Ванея, а первосвященником - Садок (3 Цар 2:12). Все это укрепило власть С. (в Синод. пер. отсутствует фраза, содержащаяся в евр. тексте 3 Цар 2:46: "Так царство было укреплено в руке Соломона"). Могущество С. закрепилось и его женитьбой на дочери фараона (1 Цар 3:1), вероятно, одного из последних фараонов XXI, или Танисской, династии (-> Египет). Егип. царевна, видимо, была не первой женой С., поскольку его сын -> Ровоам родился в тот год, когда он стал царем (3 Цар 11:4 и 3 Цар 14:21).

II. В Гаваоне С. во сне явился Господь и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар 3:5). С. попросил даровать ему разумное сердце, чтобы справедливо судить народ и различать, где добро, а где зло (3 Цар 3:9), а также премудрости и знания (2 Пар 1:10). За эту просьбу Господь обещал дать ему больше богатства и славы, чем любому из царей, правивших как до, так и после него. Кр. того, С. была обещана долгая жизнь, в том случае если он будет следовать заповедям Божьим; этого, однако, не случилось: С. дожил лишь до 60 лет. О мудрости С. можно судить по тому, как он решал судебные дела (см. 3 Цар 3:16-28); его мудрость была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян" (3 Цар 4:30). С. называли автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар 4:32). Часть их сохранилась в Притч 1:1 - Притч 9:1; Притч 10:1-22:16; Притч 25:1 - Притч 29:1 (-> Песнь песней -> Екклесиаст). Разные люди, в т.ч. и цари, услышав о мудрости С., стремились познакомиться с ним лично (3 Цар 4:33.34), среди них была царица Савская (-> Шева) (3 Цар 10:1-13; 2 Пар 9:1-12). Позднее С. приписали апокрифич. книгу "Премудрость Соломона" и псевдоэпиграфы типа "Псалмы Соломона" и "Песни Соломона" (-> Апокрифы).
III:
1) С. прославился не только своей мудростью. Его власть и богатство также овеяны легендой. Известен С. и как строитель: своему народу он оставил величеств. -> храм. При сооружении храма С. оказал помощь тирский царь -> Хирам (1), приславший искусного ремесленника -> Хирама (2). Сооружение храма началось в 480 г. после исхода евреев из Египта, на четвертом году царствования С. (967 г. до Р.Х.) (3 Цар 6:1; -> Летосчисление, IV,2). Строит-во было завершено через семь лет, т.е. в 961 г. до Р.Х. В течение след. 13 лет (3 Цар 7:1) С. продолжал строит-во своего дворца. В общей сложности сооружение храма и дворца заняло 20 лет (3 Цар 9:10), с 967 по 947 г. до Р.Х.;

2) масштабные строит. работы, в т.ч. возведение укреплений, городов для запасов и колесниц, требовали много рабочих рук. С. установил для израильтян трудовую повинность (3 Цар 5:13); оставшихся в стране хананеев он превратил в оброчных работников и низовых надсмотрщиков (1 Цар 9:20; 2 Пар 2:16), в то время как все руководящие должности занимали евреи (3 Цар 9:22; 2 Пар 8:9). Интересные подробности о разработке рудных копей в Араве (на юге и в окрестностях -> Пунона) совр. ученые узнали благодаря находке археологов - большой медеплавильной установке в Ецион-Гавере. Из этого порт. города корабли отправлялись в Офир (1 Цар 9:26-28; 1 Цар 10:11.22). Геогр. положение его царства позволяло С. контролировать все караванные пути, по к-рым шла транзитная торговля между Сирией, Месопотамией, Малой Азией на севере и Египтом и Аравией на юге. О податях, к-рые брали с купцов, упоминается в 1 Цар 10:15; 2 Пар 9:14. Кр. того, С. был посредником в торговле лошадьми из Малой Азии и боевыми колесницами из Египта, то и другое он поставлял сир. и хеттским царям (3 Цар 10:28.29; -> Мицраим). Торговля дала толчок строит-ву "городов для запасов", из к-рых особо упомянуты Фадмор (Пальмира), располож. сев.-вост. Дамаска, и Тамара - на юге (3 Цар 9:18.19; 2 Пар 8:4.6). Царство С., за искл. удела Иуды, было заново поделено на двенадцать областей, каждой из к-рых правил особый наместник (3 Цар 4:5.7-19). Каждый из наместников в течение одного месяца в году отвечал за снабжение цар. двора (3 Цар 4:7.22.23.27). В обязанности этих чиновников входило также снабжение постоянного войска (3 Цар 4:28), состоявшего из 1400 боевых колесниц и 12 тыс. всадников.

Для коней и колесниц было сооружено 4 тыс. стойл (2 Пар 1:14; 2 Пар 9:25). После того как С. закончил сооружение храма и дворца, Господь явился ему во второй раз (3 Цар 9:1-9; 2 Пар 7:11-22), причем теперь в словах Господа звучало грозное предостережение: если С. или его потомки отпадут от Бога, то храм превратится в груду развалин. Видимо, к этому времени С. стал уже не столь богобоязн. человеком, каким он был в начале своего царствования: несмотря на серьезное предостережение, он впал в идолопоклонство (3 Цар 11:1-13). Толчком к этому послужили его браки, в к-рые он вступал по полит. мотивам. Наряду с женой-египтянкой у С. было 700 жен из княж. родов и 300 наложниц. Это были аммонитянки, эдомитянки, сидонянки, хеттеянки и т.д. Они склонили сердце стареющего царя к своим языч. богам, так что оно перестало безраздельно принадлежать Господу. С. стал служить финикийской -> Астарте и аммонитскому Милхому, сооружал капища на -> высотах для -> Хамоса и -> Молоха. Тогда Господь оповестил С., что отнимет у него царство, а за его сыном останется лишь одно колено. Когда, процарствовав 40 лет, С. умер (3 Цар 11:42), суд Божий над домом Давида и евр. народом выразился в разделе царства, к-рому уже никогда более не удавалось достичь прежнего могущества.

Соль
I. В Книге Иисуса, сына Сирахова, С. причисляется к продуктам, крайне необходимым для жизни человека (Сир 39:32; ср. Иов 6:6). С древнейших времен С. в больших количествах добывали на Мертвом (-> Соленом) море. С. была главным предметом внутр. торговли в Палестине. В конце времен, когда исходящий от жертвенника святилища поток живой воды сделает "здоровыми" даже воды Мертвого моря, все же останутся болота и лужи, где можно добывать С. (Иез 47:11).
II: 1) в ВЗ С. отнесена к сфере божественного; все, что посыпано С., не портится и не пропадает. Т.о., с ней связано представление о силе, поддерживающей, охраняющей и продлевающей жизнь. Новорожд. детей обтирали солью (Иез 16:4). Елисей превратил нездоровую воду, к-рая, очевидно, была причиной бесплодия земли, в здоровую, добавив в нее С. (4 Цар 2:19-22). Без С. не обходилось ни одно жертвоприношение (Лев 2:13; Иез 43:24). Это должно было показать, что такая "посоленая" жертва не только охраняет человека пред Богом, но и соединяет его с Ним. С. жертвы - это С. завета (завет С.: Числ 18:19; 2 Пар 13:5). Вместе с тем она символизирует прочность и продолжительность -> завета Божьего. В Библии отражено и распростран. на Ближнем Востоке представление о том, что съеденная вместе с к.-л. соль обладает силой, объединяющей людей. Это относилось к гостю, а также к чиновнику царя, к-рый ест С. в цар. доме (Езд 4:14);
2) но С. - это также и символ разрушит. проклятия и гнева Божьего (Втор 29:23; Пс 106:34; ср. Суд 9:45). С. могла обозначать Божью животворящую милость и уничтожит. -> суд.

III: 1) в НЗ Иисус говорит об очистит. суде, где "всякий огнем осолится" (Мк 9:49);
2) в Мф 5:13 подразумевается предохраняющая сила С. То, чего раввины ожидали от Торы, от Закона, Иисус признает за Своими учениками: их присутствие предохраняет мир от полного разложения и сдерживает готовый разразиться суд (см. Быт 18:24). Сила С. заключена в слове Иисуса, к-рое живет среди Его учеников (Мк 9:50; Кол 4:6);
3) может ли С. утратить свою силу (досл. "стать не соленой" Мк 9:50 или "негодной" Мф 5:13; Лк 14:34)? Все попытки объяснить это утверждение тем, что С., добываемая не промышл. способом, может оказаться непригодной в пищу из-за высокого содержания примесей, неубедительны. Вопрос Иисуса о несоленой С. - это вопрос-загадка об утрате принадлежности к Богу. То, что невозможно в природе, человек может сделать возможным, если утратит дар Иисуса и не ответит на Его призыв. Иисус говорит о -> свободе каждого человека, к-рая предусматривает возможность отпадения, и поэтому добавляет к Своей загадке: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф 5:35).

Соляная (Соленая) долина
Долина на юге Иудеи, где Давид разбил эдомитян (2 Цар 8:13; 1 Пар 18:12; Пс 59:2). Позднее победу над эдомитянами здесь одержал царь Амасия (4 Цар 14:7; 2 Пар 25:11). Отталкиваясь от араб. слова милх, что в переводе означает "соль", ученые считают, что С.Д. - это Вади эль-Милх (совр. Беэр-Шева), верхняя часть долины Беэр-Шевы. Согл. другому предположению, С.Д. - это Севха, местность, располож. юж. -> Соленого моря.

Соляной столб
-> Лот.

Сомнение, сомневаться
I. В ВЗ эти слова не встречаются.
II: 1) в НЗ глаголом "сомневаться" чаще всего переводится греч. слово диакрино, к-рое также означает "различать", "судить". Тот, кто хочет судить о Божьих обетованиях и взвешивать их достоверность, становится на путь неверия (Рим 4:20; ср. Рим 14:23). Верить - значит доверять и повиноваться, не проявляя С. (Мф 21:21; Мк 11:23; Деян 10:20; Деян 11:12). Измеряющий Божью заповедь и откровение мерилом своего разума подобен в своих С. "морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой" (Иак 1:6). Это человек "с раздвоенной душой" (греч. дипсюхос; цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Иак 1:8; Иак 4:8), нецельный сам по себе и непостоянный во всех своих действиях. Он утратил свои твердые устои [греч. дистадзо]; это слово описывает состояние Петра, когда он, идя по воде, испугался и начал тонуть (Мф 14:30), а также состояние учеников, к-рым их разум мешал поверить в Воскресшего (Мф 28:17). Но все молитвы и дела веры должны совершаться без С. (Флп 2:14; 1 Тим 2:8; здесь использовано греч. слово диалогизмус - "сомнение", "ропот"). В Евр 11:1 в значении "несомненность" употребляется греч. слово эленхос, "доказательство", "уверенность";
2) С. может быть связано с надеждой на опровержение к.-л. факта или с желанием удостовериться в его реальности, как это произошло с Фомой (Ин 20:24-29). Воскресший даровал Своему ученику уверенность, к к-рой тот стремился, но его позицию однозначно назвал неверием (Ин 20:27). Однако блажен тот, кто доверяет Богу безоговорочно (Ин 20:28). Но там, где С. превращается в безнадежность, где человек сдается сам и не ждет помощи от Бога, царит отчаяние, часто невыносимое из-за непрощенной вины. В полной безысходности и смешении мыслей единств. выходом кажется самоубийство - примером здесь могут служить Иуда (Мф 27:4) и Ахитофел (2 Цар 17:23), но самоубийство не может спасти от суда Божьего (2 Тим 4:1). Если верующий не видит возможности избежать земной смерти, то он может быть утешен доверием к Богу, Который воскрешает мертвых (2 Кор 1:8-11; -> Скорбь).

Сон
I. В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Быт 28:11). Часто спали на подстилке, к-рую на день скатывали. Там, где говорится о ношении постели, подразумевается именно такая подстилка (Мф 9:6; Ин 5:9). У богатых были настоящие -> кровати с тонкими матрасами, к-рые использовали как по одному, так и во множестве, укладывая один на другой. Существовали одеяла, чтобы укрываться (Суд 4:18, в Синод. пер. - "ковер"), но обычно для этого использовали плащ или верхнюю одежду (1 Цар 19:13), к-рую по этой причине нельзя было удерживать в качестве залога дольше, чем до вечера (Исх 22:26.27; Втор 24:12.13).

II: 1) в С. видели не только здоровый отдых после тяжелой работы (Екк 5:11), но и воспринимали его как нечто угрожающее, полагая, что у С. есть общее со смертью. Спокойно и без опасений можно спать только потому, что Господь бодрствует (Пс 3:6; Пс 4:9; Притч 3:24). Господь - страж Израиля, неусыпный и недремлющий (Пс 120:3). Забота (Екк 5:11) или томление (Быт 31:40) похищают С., но ленивого его долгий С. приводит к несчастью (Притч 6:9-11; Притч 20:13; Притч 23:21). В решит. часы ученики оставляют Иисуса в одиночестве, потому что засыпают от усталости (Мф 26:36-46; Лк 9:32). В метафорич. значении звучит призыв к Церкви, предостерегающий ее от духовного С. и зовущий проснуться и бодрствовать (Мк 13:36; Рим 13:11; Еф 5:14; 1 Фес 5:6). -> Бодрствовать, просыпаться;

2) Господь не только охраняет спящих, Он посылает людям во С. Свои откровения и указания (Быт 28:12-16; Иов 4:13-17; Иов 33:15-18; Иер 31:26; Мф 1:20-24; -> Сновидение -> Видение). Кр. того, в отдельных случаях Бог наводит на человека особенно крепкий С., чтобы этим скрыть от него Свои действия, как это было в случае с Адамом (Быт 2:21), при откровении Аврааму (Быт 15:12), а также в истории с Саулом, к-рого Бог крепко усыпил, чтобы помочь Давиду (1 Цар 26:12).
III. О С. в Библии часто говорится в метафорич. смысле. На тех, кто почитает Бога только внешне, а сердцем отстоит далеко от Него, Господь может навести дух усыпления (Ис 29:10-14; Рим 11:8), так что их глаза становятся как бы закрытыми (Мф 13:15; Деян 28:27). О Божьем суде над народами сказано, что неблаговоление Господа погружает в С. и колесницу, и коня (Пс 75:7), что Он упоит вавилонян так, чтобы они заснули мертвым С. и больше не проснулись (Иер 51:39.57). Так С. превращается в символ духовной или физич. смерти, а в Пс 89:6, напротив, это образ быстрого течения жизни.

Сонам
-> Сунем (Сонам).

Сооружать
-> Строительство, строить, возводить, возделывать.

Соперник
-> Право, правосудие -> Сатана -> Вражда, враг.

Сорек
(евр. "красный (виноград)"). Поток С. (Суд 16:4, в Синод. пер. - "долина") - это совр. Вади-эс-Сарар, верхнее течение Нахр-Рубина, впадающего в 13 км от Яффы в Средиземное море. С. берет свое начало на Иудейском нагорье и протекает в Шефеле близ Цоры, Естаола (Суд 13:25) и Беф-Самеса.

Сорес,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:59). В евр. тексте С. не упоминается; в совр. переводы это название попало из Септуагинты. Предположит. это совр. Шореш, находящийся прим. в 15 км зап. Иерусалима. -> Сеир (II,2).

Сорная трава
I. С.Т. в библ. странах отличаются от трав европ. стран, что обусловлено иным составом почвы и климатич. особенностями. Так, касатик (сорт лилий), тюльпаны, нарциссы, ирисы и гиацинты растут на пашнях как сорняки, а необрабатываемая земля весной сплошь покрыта пурпурно-красными анемонами (-> Лилия). Зерновые посевы пестрят маками, васильки же чаще растут при дорогах. Распространены и такие растения, к-рые считаются сорняками и у нас, - полевая редька, журавельник, но прежде всего чертополох и колючий кустарник (Быт 3:18; -> Терние -> Волчцы).
II. Греч. цицанион, перевед. в Мф 13:24-30.36-42 как плевелы, - это плевел опьяняющий (Lolium tremulentum), достигающий выс. прим. 80 см, жесткая трава, растущая среди яровых посевов зерновых. Ее всходы отличаются от пщеницы только своими узкими и гладкими листьями, а при созревании они выделяются очень тонкими и остистыми колосьями. Мелкие черноватые зерна этого растения, как правило, поражены грибком, и в этом случае ядовиты. Употребление их в пищу вызывает у человека головокружение и тошноту, отрицательно сказывается на зрении и порой может привести к смерти. Поскольку прополка бывает затруднена из-за сходства плевел с пшеницей, то их чаще всего отделяют после жатвы с помощью особого сита.

Сосед,
человек, живущий поблизости (-> Ближний); благодаря возможности приходить вовремя на помощь и оказывать поддержку (Исх 3:22; Исх 12:4; Руф 4:17; 4 Цар 4:3; Лк 15:6.9) живущий рядом С. становится дороже и ближе живущего вдалеке брата (Притч 27:10). Но в то же время от глаз С. нельзя скрыть свои недостатки или утаить ч.-л., так что виновный в ч.-л. или неудачник может подвергнуться поношениям и насмешкам со стороны С. (Пс 30:12; Пс 43:14; Пс 78:4; Пс 79:7; Пс 88:42).

Сосипатр
(греч. "помощь отца", или "отец-помощник"):
1) христианин из Верии, сопровождавший Павла во втором миссионерском путешествии из Греции в Асию (Деян 20:4);
2) родственник и соотечественник Павла, приветствующий церковь в Риме из Коринфа (Рим 16:21).

Составляющий масти (мироварник)
Приготовлением мазей (-> Масть), мира для помазания, благовонных курений и составов из специй занимались особые специалисты (Неем 3:8 - в Синод. пер. - "гараккахим"), владевшие "искусством составляющего масти" (Исх 30:25.35; Исх 37:29; 2 Пар 16:14). Так, в Библии сказано, что Веселиил изготовлял "елей помазания и курение благовонное" (Исх 31:11). В состав мира для помазания входило по 500 сиклей (прим. 5,6-6,1 кг) -> смирны и касии (-> Корица, касия), по 250 сиклей -> корицы и -> тростника благовонного, 1 гин (3 и 2/3 л) оливкового масла (-> Маслина, масло, елей). О том, как приготовлялось миро, достоверных сведений не имеется. Курит. состав составляли из истолч. в порошок -> стакти, ониха (раковины Blatta byzantina) -> халвана душистого и чистого -> ливана (Исх 30:23-25.34). В Иов 41:23 упоминается, что мазь готовили, кипятя состав в котле. В Екк 10:1 говорится, что в этом деле необходима аккуратность: мертвые мухи портят благовонную масть. Для царя (1 Цар 8:13), вероятно, в первую очередь изготовляли масти и благовония для ухода за телом. Поскольку мази играли важную роль в медицине, то мироварник мог быть также помощником -> врача.

Сострадание
Слово "С." передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: "сопереживание страдающему или разделение с ним скорби [греч. сюмпатейн, "сочувствовать"] и "соучастие в страданиях, переносимых другим лицом" [греч. сюмпасхейн, "страдать вместе"; по-русски можно перевести как "сострадание"]. В Синод. пер. др.-евр. и греч. слова, обозначающие эти понятия, передаются по-разному (см. ниже):

1) в 3 Цар 2:26 др.-евр. глагол гитана употреблен в значении "переносить страдания вместе с к.-л." (в Синод. пер. - "терпел"). Царь Соломон пощадил священника Авиафара, враждебно действовавшего против него, поскольку тот переносил бедствия, в т.ч. связ. с войной, вместе с Давидом, его отцом ("сострадал" Давиду). Другие места ВЗ говорят о С. в значении "соболезновать", "сожалеть": "Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? И кто окажет сострадание к тебе?" [ Иер 15:5; здесь в оригинале употреблены глаголы хамаль - "смилостивиться" и нуд - "жалеть", ср. Наум 3:7]. С. может быть заповедано Богом, но также и запрещено Им (Иер 48:17; ср. Иер 16:5. В обоих случаях употреблен глагол нуд - "жалеть");

2) в НЗ С. означает, в первую очередь, глубочайшее единение со Христом, включающее в себя подлинное соучастие в Его жизни, причастность к Его пути через страдания к прославлению. Страдающий вместе со Христом имеет обетование вместе с Ним и прославиться (Рим 8:17.18; 1 Петр 4:13). Кто принимает "участие в страданиях Его", тот уже на земле становится соучастником воскресения мертвых (Флп 3:10) и небесного утешения (2 Кор 1:5.7). Страдающим вместе со Христом уже в земной жизни даруется отблеск той славы, причастниками к-рой в полной мере они станут тогда, когда "приидет Сын Человеческий во славе Своей" (Мф 25:31).

С. Христу (в Синод. пер. - "страдание вместе со Христом") - не только внутр. переживание отдельного человека, но и осознание им своей причастности к Телу Христову - Его Церкви, поэтому оно проявляется в С. ближним - "членам тела Христова" (1 Кор 12:26). Оно происходит ради благовестия (2 Тим 1:8; 2 Тим 2:3). Христос сострадает Своей общине (Церкви) во время ее преследований (Евр 10:32-34); но и община разделяет страдания каждого своего члена (1 Кор 12:26). Путем взаимного С. братство учеников Иисуса достигает совершенства. Так исполняют ученики закон Христов (Гал 6:2; ср. Мф 16:24.25). (-> Ученики -> Крест -> Следовать за кем-либо). Сказанное выше проясняет смысл слов НЗ о С. как о сочувствии. Христос "может сострадать нам в немощах наших", потому что был "подобно нам, искушен во всем", но не совершил греха (Евр 4:15). Понимание Им нашей природы и Его действенное участие в наших нуждах, имеющее спасит. значение, тесно связаны между собой. Поэтому апостол и призывает христиан к подобному же обращению друг с другом: они должны постоянно проявлять С. и сочувствие к нуждам своих ближних (1 Петр 3:8). -> Страдание, страдать.

Сострадание
Слово "С." передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: "сопереживание страдающему или разделение с ним скорби [греч. сюмпатейн, "сочувствовать"] и "соучастие в страданиях, переносимых другим лицом" [греч. сюмпасхейн, "страдать вместе"; по-русски можно перевести как "сострадание"]. В Синод. пер. др.-евр. и греч. слова, обозначающие эти понятия, передаются по-разному (см. ниже):

1) в 3 Цар 2:26 др.-евр. глагол гитана употреблен в значении "переносить страдания вместе с к.-л." (в Синод. пер. - "терпел"). Царь Соломон пощадил священника Авиафара, враждебно действовавшего против него, поскольку тот переносил бедствия, в т.ч. связ. с войной, вместе с Давидом, его отцом ("сострадал" Давиду). Другие места ВЗ говорят о С. в значении "соболезновать", "сожалеть": "Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? И кто окажет сострадание к тебе?" [ Иер 15:5; здесь в оригинале употреблены глаголы хамаль - "смилостивиться" и нуд - "жалеть", ср. Наум 3:7]. С. может быть заповедано Богом, но также и запрещено Им (Иер 48:17; ср. Иер 16:5. В обоих случаях употреблен глагол нуд - "жалеть");

2) в НЗ С. означает, в первую очередь, глубочайшее единение со Христом, включающее в себя подлинное соучастие в Его жизни, причастность к Его пути через страдания к прославлению. Страдающий вместе со Христом имеет обетование вместе с Ним и прославиться (Рим 8:17.18; 1 Петр 4:13). Кто принимает "участие в страданиях Его", тот уже на земле становится соучастником воскресения мертвых (Флп 3:10) и небесного утешения (2 Кор 1:5.7). Страдающим вместе со Христом уже в земной жизни даруется отблеск той славы, причастниками к-рой в полной мере они станут тогда, когда "приидет Сын Человеческий во славе Своей" (Мф 25:31). С. Христу (в Синод. пер. - "страдание вместе со Христом") - не только внутр. переживание отдельного человека, но и осознание им своей причастности к Телу Христову - Его Церкви, поэтому оно проявляется в С. ближним - "членам тела Христова" (1 Кор 12:26).

Оно происходит ради благовестия (2 Тим 1:8; 2 Тим 2:3). Христос сострадает Своей общине (Церкви) во время ее преследований (Евр 10:32-34); но и община разделяет страдания каждого своего члена (1 Кор 12:26). Путем взаимного С. братство учеников Иисуса достигает совершенства. Так исполняют ученики закон Христов (Гал 6:2; ср. Мф 16:24.25). (-> Ученики -> Крест -> Следовать за кем-либо). Сказанное выше проясняет смысл слов НЗ о С. как о сочувствии. Христос "может сострадать нам в немощах наших", потому что был "подобно нам, искушен во всем", но не совершил греха (Евр 4:15). Понимание Им нашей природы и Его действенное участие в наших нуждах, имеющее спасит. значение, тесно связаны между собой. Поэтому апостол и призывает христиан к подобному же обращению друг с другом: они должны постоянно проявлять С. и сочувствие к нуждам своих ближних (1 Петр 3:8). -> Страдание, страдать.

Сосуд:
1) о букв. значение -> Чаша -> Кружка -> Кувшин, ведро, водонос -> Сковорода -> Кадильница -> Блюдо -> Котел -> Горшечник;
2) в метафорич. значении С. в Библии названы люди (Рим 9:22; 2 Тим 2:20). "Сосудами гнева" названы люди неверующие, а "сосудами милосердия" - спасенные кровью Иисуса Христа. Во 2 Кор 4:7 Павел называет тело человека С., в к-ром заключено сокровище -> Евангелия, и потому этот С. становится жилищем Св. Духа. В 1 Фес 4:4 под С. подразумеваются тела мужа и жены ("чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести") (ср. 1 Петр 3:7).

Сосфен
(греч. "спасающий", "помогающий"), начальник синагоги в Коринфе, к-рый был избит греками "пред судилищем" наместника Галлиона (Деян 18:17). По общему мнению, в 1 Кор 1:1 подразумевается тот же С., к-рый к этому времени, вероятно, уже стал верующим христианином.

Сотай
(евр. "уклоняющийся"), один из рабов Соломона, потомки к-рого вернулись с Зоровавелем из вавил. плена (Езд 2:55; Неем 7:57).

Сотворение мира, творение
I. ПОНЯТИЕ
Творческая деят-сть Бога не ограничивается в Библии сферой природы в узком смысле слова, а распространяется также на человеч. историю (Исх 34:10; Числ 16:30; Ис 22:11; Иер 31:22). Тем не менее под выражением "С.М." прежде всего подразумевается созидательное деяние Бога, к-рым Он вызвал мир из небытия (Быт 1:1 и Быт 2:1; Пс 103:1 и др.). В евр. языке глагол бара применяется исключит. по отношению к Божьему деянию С.М. и, след., отделен от человеч. "творчества" (то же и в НЗ: греч. ктидзо = "творить" относится только к Богу). Бара означает "становление, вызванное исключительно Божьей волей", когда Бог Своим словом вызывает нечто из небытия (Быт 1:1; Ис 45:5-7; Ис 48:13 и др.); следует, однако, иметь в виду, что близкими по значению глаголу бара и даже замещающими его могут быть и другие глаголы, особенно аса и яцар, к-рые означают "делать", "образовывать", т.е. создавать нечто новое в предметно-осязаемой сфере (Ис 43:1.7; Ис 45:7.18; Иез 28:13; Ам 4:13; ср. Быт 1:1.21.27; Быт 2:3, где употреблен глагол бара, с Быт 1:7.16.26). След., с т.зр. Библии, становление, разворачивающееся в невидимой Божьей реальности, и начало бытия в нашем видимом мире образуют две стороны одного и того же явления, неотделимые одна от другой.
II. СОДЕРЖАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА О СОТВОРЕНИИ МИРА
А) АКТ СОТВОРЕНИЯ МИРА
1) рассказ о С.М. В Библии мы встречаемся с Богом, Который Сам свидет-вует о Себе в истории. Его первонач. созидат. деяние - составная часть единого историч. процесса (Ис 44:24; Ис 45:7,11; Иер 27:5); действующий в истории Бог - это Бог Творец. Из этого следует: а) начало мира - а именно его сотворение - непостижимо само по себе. Его нужно рассматривать как часть всеохватного деяния Бога, Который установил, что за первым сотворением мира последует второе, за началом - завершение (Ис 48:12; 1 Кор 15:24; Кол 1:16). Не случайно Библия заканчивается прозрением "нового неба" и "новой земли" так же, как она начинается с сотворения существующих неба и земли (Откр 21:1; ср. Ис 65:17); б) нельзя из истории о С.М. выделять только т.наз. "достоверные данные". Как бы ни было справедливо утверждение о том, что Бог требует в первую очередь веры, все же рассказ о С.М. никоим образом не свидет-вует лишь о том, что Бог создал мир; в нем - хотя и опосредованно - говорится об "истории" сотворения, т.е. этот рассказ значим и с т.зр. того, "как" был создан мир.

Его нельзя переоценивать, рассматривая как протокол, составл. по рациональным правилам человеч. историографии, но нельзя и недооценивать, видя в нем легенду или миф, не имеющие ист. значения. Ведь то, что является историей для Бога, не укладывается в рамки постижимых человеком ист. законов. Так же как сообщ. в пророч. предвидении библ. знание о конце этого мира с Божьей т.зр. представляет собой историю, т.е. действительные, грядущие в перспективе события, так и знание о начале мира, сообщаемое в Божеств. откровении, может быть понято как пророч. ретроспектива, а след., как история с вытекающим из этого факта значением. Конечно, это откровение было дано библ. авторам в понятном для них виде, в контексте представлений о мире, бытовавших в то время; так, напр., рассказ о творении можно истолковать в рамках древневавил. картины мира, особенно, повествование о втором дне сотворения мира, где говорится о создании небосвода как полусферич., покоящегося на диске земли колокола, разделяющего воды мирового океана на земные моря и небесный океан. Хотя в Библии представлена своя собств. "картина мира", библ. рассказ вместе с тем допускает и такое толкование, к-рое никак не расходится с той картиной мира, к-рая существует в совр. естествознании. Поскольку совр. наука стала открытой для "другой (а именно, Божеств.) действительности", то она уже не тщится постичь и истолковать всю реальность (см. прежде всего H.Rohrbach, Bibl. Schoepfungsbericht u. moderne Naturwissenschaft; "Naturwissenschaft u. Gotteserkenntnis", 1959). Следует иметь в виду, что во всяком пророч. видении обязат. присутствуют метафоры и образы, к-рые можно было бы "расшифровать", исходя из Писания в целом (см. Откр 1).

Поэтому в принципе было бы правомочно истолковывать, напр. дела семи дней, в соотв. с Пс 89:5 - как череду эпох; "твердь" (Быт 1:6-8) - как разделит. "перегородку" между конечной, видимой действит-стью и действит-стью Божьей, а воды над твердью (Быт 7:11) - как угрожающие сатанинские силы хаоса, от к-рых Бог стремится обезопасить человека. Подобным же образом понимание рассказа о С.М. как Божеств. откровения позволяет, с ист. т.зр., серьезно отнестись к повествованию о прародителях в т.наз. "втором" сообщении о С.М. (Быт 2:4). "Создание" Адама и Евы (примечат. образом переданное глаголом яцар - "образовывать", "формировать", а не глаголом бара) следует понимать как Божье избрание из уже существующего человечества (в Быт 1:26 слово адам, "человек", является собират. понятием). Принимая во внимание образный характер откровения и особенности евр. мышления, отдельные детали повествования должны истолковываться не буквально, а как символы. Напр., Быт 1:7 по смыслу следует трактовать как "Господь Бог создал человека как прах земной" или, соотв., "глиняным", "из пыли" (для обозначения его ничтожности). Показат. для библ. рассказа о С.М. и то, что в нем совершенно отсутствует тема спора между собой нескольких богов, распростр. в мифах других древних народов. Отзвуки мифов, как, напр., обозначение "бездны", первобытного океана (Быт 1:2) словом техом, к-рое лингвистически напоминает о вавил. драконе хаоса Тиамате, относятся лишь к форме, по содержанию же они совершенно не мифологичны. Это особенно явно следует из того, что звезды, созд. в четвертый день С.М., названы не божествами, а подчеркнуто прагматически - "светилами", т.е. подчиненными Творцу созданиями. Так единый Бог свидет-вует о Себе как о Том, Кто Своим словом постепенно вызывает Свое творение из небытия, как об абсолютно отдел. от всего творения Создателе, тем не менее начинающем с этого творения историю мира. -> Человек с одной стороны, как цель творения, приравнен к прочим созданиям (он сотворен вместе со зверями полевыми, см. Екк 3:19; Ион 3:7), с другой - как собеседник и довер. лицо Бога - в своем богоподобии он особо облагорожен и выделен (Пс 8).

И свое предназначение человек находит не в природной сфере, а именно в связи с Творцом;
2) ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА БИБЛИИ развивают, дополняют и подтверждают сообщение о С.М.: а) в ВЗ особо подчеркивается способность Бога Своим словом вызывать из небытия: "Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Пс 32:9; а также Иов 38:11; Пс 32:6; Пс 148:5; Ис 41:4; Ис 44:27; Ис 45:12; Ис 48:13; Ам 9:6). Своим словом Бог властен не только дать, но и отнять жизнь (Втор 32:39; Иов 34:14; Пс 101:27; Пс 103:29). Со Своими созданиями Он может делать "все, что хочет" (Пс 134:6), как горшечник с глиной (Иер 18:1-6; ср. Ис 29:16; Ис 45:9). И постоянно продолжающееся рождение нового внутри сотвор. мира - это продолжение Его созидающих деяний, вызывающих из небытия в бытие (Исх 4:11; Неем 9:6; Пс 103:27-30; Иер 1:5; Ис 44:2; Мал 2:10); б) НЗ признает свидет-во ВЗ о С.М. Частое употребление выражений "от начала мира", "в начале создания" или "от создания мира", "от начала творения", "прежде основания мира" и др. (Мф 13:35; Мф 25:34; Мк 10:6; Мк 13:19; Лк 11:50; Ин 17:24; Еф 1:4; 2 Петр 3:4; Евр 1:10) показывает, что НЗ рассматривает С.М. как подготовку к главному действию Бога в истории, Его спасит. деянию. Он, Своим словом вызывающий к бытию несуществующее (Рим 4:17; 2 Кор 4:6) и сотворивший "все" (Деян 4:24; Деян 14:15; Деян 17:24; Еф 3:9; Кол 1:16; Откр 4:11; Откр 10:6), есть первопричина и цель всего (Рим 11:36; 1 Кор 15:27), Он достоин вечной славы и восхваления (Откр 4:11). Но НЗ не просто подтверждает сказанное в ВЗ, а идет дальше, свидет-вуя об участии в процессе С.М. Иисуса Христа. Завуалированно об этом говорит и ВЗ, упоминая о существовании персонифицир. "мудрости" как "художницы", родившейся еще до начала мира и участвовавшей в его создании (Притч 8:22-31). В НЗ эта вуаль сбрасывается: Словом, ставшим плотью (Ин 1:14), "все начало быть" (Ин 1:3; 1 Кор 8:6); "все Им стоит" (Кол 1:17); через Него и "веки сотворены" (Евр 1:2). Однако все создано не только "через Него", но также и "для Него" (Кол 1:16). Это подробнее характеризует деяния Бога в С.М. и в истории, раскрывая их как деяния во спасение, последнее из к-рых совершено в Иисусе Христе.

Б. ОБРЕЧЕННОСТЬ СОТВОРЕННОГО МИРА
Диссонансом в гармонию мироздания Божьего, к-рое после сотворения было "хорошо" (Быт 1), ворвался грех. Человек, одар. дыханием Божьим, ставший образом и подобием Бога и предназнач. быть Его представителем в сотвор. мире, вступил в общение с богопротивной силой. Грехопадение Адама, навлекшее проклятие вины и смерти на все представляемое им человечество, увлекло к погибели и все творение (Быт 3:17; Рим 5:12), и ныне "вся тварь совокупно" стенает об искуплении (Рим 8:19). Весь мир подчинился влиянию и власти сатаны, "бога", "князя" этого мира (Мф 4:8; Ин 12:31; Ин 16:11; 2 Кор 4:4; Еф 2:2). Сотвор. мир, вступающий в радикальное противоречие с Божьим миром (Евр 9:11), покорился суете (Рим 8:20); человечество оказалось заключ. в непослушание и в неверие (Рим 11:32). Хотя Бог и в этом гибельном мире "не перестал свидетельствовать о Себе" (Деян 14:17) - и это лишает человека всякого извинения, - но сердце человеч., омрач. непослушанием, извращает Божье творение (Рим 1:19).

В. ТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА
В Ис 11:6; Ис 65:25 обещано исчезновение взаимной враждебности, свойств. падшему творению. Осуществление этого обетования связывается с явлением "отрасли от корня Иессеева" (Ис 11:1). У Бога есть замысел обновления падшего мира (см. Еф 1:10; Кол 1:28), основ. на Его любви: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11:32). То, что Он планировал с начала мира, но хранил в тайне, то "ныне", когда пришло время, Он осуществил в Христе и позволил возвестить всему миру (Рим 14:25; Гал 4:4; Еф 1:9; Кол 1:26; 2 Тим 1:10). Одноврем. с искупит. подвигом Христа, Который является "началом [нового] создания Божия" (Кол 1:18; Откр 3:14), сатана утрачивает свое право обвинять учеников Иисуса пред Богом (Лк 10:18; Ин 12:31), а также и свое абсолютное господство над этим миром: тот, кто через возрождение стал человеком "во Христе", является уже "новой тварью" (2 Кор 5:17; Гал 6:15; ср. также Ин 1:13; Еф 4:24; Кол 3:10), "творением, созд. во Христе Иисусе на добрые дела" (Еф 2:10), в то время как до этого он был заключен в "плоть", т.е. в сотвор. мир, находящийся под властью сатаны и обреч. Господом на уничтожение. Через преображение в образ Иисуса "от славы в славу" (2 Кор 3:18) верующий восстанавливает стертое подобие образу Бога (Рим 8:29; 1 Кор 15:49; Кол 3:10; Еф 4:24). Возрожденному ясно открывается, что этот мир является падшим, неискупленным миром, но не "в себе самом", а из-за своих тесных отношений с богопротивными силами (Рим 14:14; ср. Мк 7:14; 1 Кор 10:26; а также Кол 2:20; Тит 1:15). "Всякое творение Божие хорошо и ... непредосудительно", если принимается верующим с благодарностью, потому что оно освящается словом Божьим и молитвой (1 Тим 4:3-5). Новое творение, проявляющееся в -> возрождении отдельных верующих внутри этого обреч. на погибель мира, указывает в конечном итоге на то, что и весь сотвор. мир познает "возрождение" (Мф 19:28). Небо и земля, о к-рых говорится в Быт 1:1, перестанут существовать (Мк 13:31) и сменятся "новым небом" и "новой землей" (2 Петр 3:13; Откр 21:1), "на которых обитает правда". Это новое творение будет окончат. откровением Христа, приносящим освобождение всему стенающему творению (Рим 8:21).

Сотник
-> Начальник, вождь (II,1).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---