Меню

Библейская Энциклопедия -- С 4 --




Сердце

I. В ВЗ и НЗ слово "С." употребляется преимущ. в переносном значении. В прямом значении С. - это жизненно важный орган (см. Втор 28:28 - "оцепенение сердца"); стрела, вонзенная в С., приносит смерть (2 Цар 18:14). Ложь, страх, непослушание, испуг или большая радость заставляют "всколебаться" С. (1 Цар 24:6; 2 Цар 24:10; Ис 7:2).
II. Слово "С." обозначает в Библии в основном сущность человеч. личности, СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ И ДУХА. Так, С. человека ощущает подавленность (Пс 33:19), печаль (Ин 16:6), смущение (Ин 14:1), скорбь (2 Кор 2:4) или радость (Ин 16:22). Человеч. С. исполнено воли и решимости действовать (Неем 4:6, букв. "доставало сердце работать"), оно "обдумывает свой путь" (Притч 16:9). Человеч. С. открыто другим людям (2 Кор 7:3); здесь живет преданность (2 Цар 15:6), но может поселиться и ненависть (Лев 19:17); здесь принимается решение о послушании или непослушании (Деян 7:39). В С. живут мудрость и глупость (3 Цар 3:12; Пс 13:1; Притч 22:15), желание и надежда (Пс 36:4), представления и знания (1 Кор 2:9). "От избытка сердца говорят уста" (Мф 12:34). С. имеет способность рассуждать (1 Кор 7:37), умиляться (Деян 2:37); оно может быть приравнено к совести (1 Ин 3:19). Т.о., в С. коренятся глубинные мотивы человеч. поступков (см. Притч 15:13; Мк 2:6-8) - как злых (Деян 8:21), так и добрых (1 Тим 1:5). С. может быть не только чистым и добрым (Пс 50:12; Лк 8:15), но и злым и неверным (Лк 6:45; Евр 3:12). С. представляет всю личность (Пс 26:8); оно обозначает человеч. сущность (Притч 4:23; ср. "сокровенный сердца человек" в 1 Петр 3:4). Человек, делающий ч.-л. от всего С., принимающий в к.-л. сердечное участие, противопоставлен в Библии тому, кто творит показное благочестие (1 Цар 16:7; Иер 29:13; Ос 7:14; Иоил 2:13; Мф 18:35; 2 Кор 5:12). Главное дело человеч. жизни написано "в сердцах наших" (2 Кор 3:2). -> Человек.
III: 1) именно С. принимает ДУХОВНОЕ РЕШЕНИЕ об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему. Поэтому призыв любить Господа (Мк 12:30; Лк 10:27) обращен в первую очередь к С. и только затем - к душе, воле и разуму. С. может ожесточиться или окаменеть (Исх 4:21; Мк 6:52; Евр 3:8), омрачиться непониманием (Рим 1:21), на нем может лежать "покрывало" непонимания (2 Кор 3:15). Библия не оставляет сомнения в том, что неверующий человек в своем С. зол, упрям, непослушен, себялюбив (Ис 29:13; Иер 5:23; Иер 7:24). С. может прельститься грехом, сатана стремится вложить в С. человека греховные помыслы (см. Деян 5:3; 2 Петр 2:14), в С. могут поселиться идолопоклонство и ложная вера;
2) от открытости С. во многом зависит, придет ли человек к вере, покаянию и обращению. Только Богу подвластно сотворить чистое С. (Пс 50:12). Только Ему под силу раскрыть С. человека для пробуждения веры (Деян 16:14); и только Он дарует разумное С. (3 Цар 3:9; ср., однако, Иак 4:8). Необходимо помнить о том, что С. побуждает нас совершить тот или иной поступок. Именно поэтому Бог стремится написать Свой Закон в наших С. (Иер 31:33; Евр 8:10) и дать нам новое С. (Иез 36:26): все наши помыслы, воля и дела должны определяться благоговением перед Божьим именем и подчиняться Его воле (Пс 85:11);
3) это ветхозаветное обетование Бог исполняет в Своей Церкви, изливая в наши С. Свою любовь (Рим 5:5), Свой Дух (2 Кор 1:22; Гал 4:6). Тогда в них вселяется Христос (Еф 3:17), озаряющий наши С. (2 Кор 4:6) и соблюдающий их (Флп 4:7). Христос заботится о том, чтобы С. укреплялись благодатью в вере (1 Фес 3:13; Евр 13:9; Иак 5:8). С., отданное Христу, становится сосудом, вмещающим богобоязненность, богопочитание и боговосхваление (Еф 5:19; Кол 3:16; 1 Петр 3:15). Человек должен возлюбить Бога всем С., всем своим существом (Втор 6:5; Втор 30:10; Иер 29:13; Мф 22:37) и повиноваться Ему безраздельно (Еф 6:5). Что это значит, видно из сравнения судеб Давида и Соломона (3 Цар 11:4.9). С. Давида, несмотря на грехи (2 Цар 11), принадлежало Господу; Соломон же отвратил свое С. от Господа, когда жены склонили его к служению чужим богам. Идолопоклонство - это отпадение от Бога (см. Рим 1:23);
4) человеч. С. всегда открыто пред Господом, Бог испытывает и судит его (1 Фес 2:4), оно обнаруживает самые сокровенные помыслы (1 Пар 29:17; Пс 7:10; Пс 138:23). Слово Божье "судит помышления и намерения сердечные" (Евр 4:12), а на грядущем суде Господь "обнаружит" (т.е. выявит) скрытые "сердечные намерения" (1 Кор 4:5). Но Его Дух в Церкви уже и ныне может открывать сокровенные тайны С. (Деян 5:3; 1 Кор 14:25).
IV. В ряде мест в Библии говорится не только о человеч., но и о БОЖЬЕМ СЕРДЦЕ. Господь "найдет Себе мужа или пастыря по сердцу Своему" (1 Цар 13:14; Иер 3:15; Деян 13:22). "Помышление сердца Его - в род и род" (Пс 32:11). Грехи человека вызывают скорбь в Божьем С. (Быт 6:6), но там, где приходится судить человека, Господь "не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (Плач 3:33). И когда суд кажется неотвратимым, С. Божье разрывается от боли за Свой неверный народ, и тогда Господь может сжалиться над ним (Иер 31:20; Ос 11:8).
V. В переносном смысле слово "С." может означать также поднебесную высоту (Втор 4:11 - МТ: "до сердца небес"), недра земли (Мф 12:40) или морскую пучину (Исх 15:8; Притч 23:34; Притч 30:19 - МТ: "в сердце моря"; Иез 27:4.25-27; Иез 28:8; Ион 2:4).

Серебро
[евр. кэсэф; греч. аргирион], самый ценный благородный металл после -> золота (Втор 8:13; Втор 17:17; 2 Цар 21:4; 3 Цар 20:3). В Израиль С. ввозили из Офира (3 Цар 10:22) и из -> Фарсиса (Иер 10:9; Иез 27:12). В Библии часто упоминается выплавка чистого металла из серебросодержащей руды (ср. Иов 28:1; Пс 11:7; Пс 65:10; Притч 25:4; Иез 22:18-22). Весовое С. (Ис 46:6) использовали в качестве средства платежа и обмена (Быт 23:16; Быт 37:28). Серебряные монеты появились лишь после вавил. плена (-> Деньги). Из С. изготовляли украшения (Быт 24:53; Исх 3:22; Песн 1:10; -> Украшения), венцы (Зах 6:11), -> музыкальные инструменты (Числ 10:2), чаши (Быт 44:2) и сосуды (Числ 7:13; Езд 1:9). В больших количествах С. применялось при сооружении -> скинии (Исх 38:25-28), -> храма и их утвари (1 Пар 28:14-17; 1 Пар 29:2-7). Из С. отливали языческих идолов (Пс 134:15; Ис 2:20) и модели языческих храмов (Деян 19:24). Нередко с С. образно сравнивают духовные и небесные блага (Иов 28:15; Пс 118:72; Притч 2:4; Притч 3:14; Притч 8:10; Притч 10:20; Притч 16:16; Притч 22:1; 1 Кор 3:12; 1 Петр 1:18).

Серед,
сын Завулона (Быт 46:14), его потомки стали называться "поколение Середово" (Числ 26:26).

Серна
Упоминаемая в Библии серна [евр. яэл] - это Capra nubiana, вид дикой козы, обитающей в палест. горах, и чаще всего - в скалах Эн-Гадди (1 Цар 24:3; Пс 103:18; ср. Иов 39:1). У нее более светлый окрас, чем у европ. вида Capra ibex и более тонкие рога. -> Лань -> Антилопа -> Олень -> Тавифа.

Серп
-> Оружие и орудия труда.

Серух
(евр. "сплетенный", "витой"), сын Рагава, отец Нахора, предок Авраама (Быт 11:20.22; 1 Пар 1:26; Лк 3:35).

Серьга
-> Украшения (II,3).

Сесах
[евр. Шешах], имя, скрывающее название Вавилона (Иер 25:26; Иер 51:41). Эта форма происходит от т.наз. "письма атбаш", при к-ром буквы евр. -> алфавита отсчитывали в обратном порядке и т.о. заменяли согласные в слове "Бавель", т.е. "Вавилон", ("бет" и "ламед", 2-ю и 12-ю буквы) 2-й и 12-й буквами от конца ("шин" и "каф").

Сестра
I. Родная С. к.-л. человека - это дочь его родителей (Быт 4:22); у человека может быть и сводная С., к-рая имеет общим с ним одного из родителей, отца или мать (см., напр., Быт 20:12).
II. В более широком смысле у израильтян С. назывались родственницы и все женщины данного колена или все соотечественницы (Числ 25:18; Иов 42:11). В НЗ С. названы все женщины, принадлежащие к новому Божьему народу, к Церкви (Рим 16:1; 1 Кор 9:5). В иносказат. значении С. называют народы родств. происхождения или родств. по духу (Иер 3:7; Иез 16:46-52). Именование невесты С. (Песн 4:9-12) находит свое соответствие в егип. любовных песнях, где любящие обращаются друг к другу как брат и С.
III. Брак между братьями и С. практиковался у многих народов, а иногда являлся и узаконенным (напр., у фараонов); Авраам тоже был женат на своей сводной С. Сарре (Быт 20:12). Но в Законе Моисея брак между С. и братом был запрещен (Лев 18:9.11; Лев 20:17); никто не имел права также жениться сразу на двух С. (Лев 18:18).

Сетование
-> Плач, оплакивать.

Сеть (тенеты)
I: 1) С., или тенеты, обычно использовали для ловли крупных животных (Ис 51:20; Иез 12:13; Иез 19:8). Зверей загоняли либо в разлож. на земле, либо в расставленные сети, к-рые затем, когда добыча попадала в них, затягивали. Известны ассир. и егип. рисунки, изображающие сцены охоты, во время к-рой животных, напр. газелей, гонят в расставленные С. Для ловли птиц применялись С., состоящие из двух частей, к-рые смыкались, как только птица дотрагивалась до приманки (Пс 123:7; Притч 7:23; Ам 3:5);
2) о С. для ловли рыбы -> Рыба -> Рыболовство.
II. Как рыболовные, так и охотничьи С. служат образами суда, бедствия и враж. козней (Пс 9:16.30; Пс 24:15; Пс 30:5; Пс 139:6; Плач 1:13).

Сефар
(евр. "счет", "исчисление"), место, обозначавшее вост. границу расселения потомков Иоктана (Быт 10:30, в Синод. пер. - "до Сефара, горы восточной").

Сефарад,
земля, в к-рой жили изгнанные иудеи (Авд 1:20). В ассир. и перс. надписях упоминается некая местность Спарда в Малой Азии; Саргон II называет Шапардой одну из областей в сев.-зап. Мидии (ср. 4 Цар 17:6). Согл. более поздней иуд. традиции, словом "Сефарад" именуется Испания, а "сефардами" называют евреев, предки к-рых жили на Иберийском полуо-ве.

Сефатия
-> Шефатия (8).

Сефе,
местность с крупным водным источником вблизи Рамы (1 Цар 19:22); ее точное местонахождение неизвестно.

Сефур
(евр. "сокрытый"), сын Михаила, соглядатай от колена Асира во времена Моисея (Числ 13:14).

Сеять
-> Земледелие.

Сибболет
-> Шибболет.

Сива:
1) -> Суса;
2) [евр. Цива, "волокно", "ветвь"], раб Саула, от к-рого Давид узнал, что сын Ионафана Мемфивосфей жив. Царь призвал Мемфивосфея ко двору и отдал ему в слуги С. Тот вместе с 15 своими сыновьями и 20 рабами должен был управляться с владениями Мемфивосфея, доставшимися ему в наследство от Саула (2 Цар 9). Когда Давид скрывался от Авессалома, С. с парой ослов и продовольств. припасами поспешил навстречу ему, обвинив своего господина Мемфивосфея в том, что тот остался в Иерусалиме, чтобы возвратить себе царство Саула. За это Давид пообещал С. отдать ему все, чем владел Мемфивосфей (2 Цар 16:1-4). После гибели Авессалома С. вновь предстал перед Давидом (2 Цар 19:18), но вместе с ним был и Мемфивосфей, сумевший оправдаться перед царем. Давид принял решение, чтобы они поделили между собой владения Саула (2 Цар 19:15-31).

Сиван
-> Календарь.

Сивраим
-> Сепарваим.

Сивхай
(в Синод. пер. также Совохай) (евр. "сплетенный"), хушатянин (хушит), один из храбрых у Давида (1 Пар 11:29) и начальник восьмого отделения войска (1 Пар 27:11). С. убил исполина Сафута. -> Саф (Сафут) (2 Цар 21:18; 1 Пар 20:4).

Сигон
Царь аморр. гос-ва (со столицей в Есевоне), к к-рому израильтяне по прибытии в Заиорданье направили послов, чтобы он разрешил им пройти через его землю. Но С. запретил это, вышел навстречу израильтянам со своим войском и был разбит при Иааце. Израильтяне заняли его землю от Арнона до Иавока и стали селиться в ее городах. До этого С. разбил войско моавит. царя и завоевал его царство вплоть до Арнона (Числ 21:21-31; Втор 2:26-37; Суд 11:19-22); очевидно, С. покорились и мадиам. вожди (Ис Нав 13:21). Земля С. была поделена между коленами Рувима и Гада (Числ 32:1-4.33-38).

Сигор,
егип. царь, в союз с к-рым, прим. в 725 г. до Р.Х., стремился вступить израил. царь -> Осия (4 Цар 17:4). Этот союз, причину возникновения к-рого можно объяснить нежеланием израильтян платить дань ассир. царю, имел своим следствием завоевание ассирийцами Самарии и разрушение Северного царства.

Сигор
[евр. Цоар], первонач. называемый Бела (Быт 14:2.8), город на юж. побережье Мертвого моря (Втор 34:3). Во время суда над Содомом и Гоморрой С. был пощажен ради Лота (Быт 19:20-23.30). Позднее этот город стал моавитским (Ис 15:5; Иер 48:34). Ученые предполагают, что сегодня на месте С. лежат развалины Эс-Сафие.

Сиддим
(евр. "равнины"), долина, где предположительно находились Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор (Быт 14:2) и "где ныне море Соленое" (Быт 14:3). Под этим, вероятно, подразумевается равнинное сев. побережье Мертвого моря юж. полуо-ва Эль-Лизан.

Сидон
[евр. и финик. "ловля (рыбы)"]:
1) старший сын Ханаана (Быт 10:15), родоначальник ханаан. племени, основавшего город Сидон;
2) финик. порт. город, в 35 км сев. Тира, совр. Сайда (Быт 10:19; Суд 1:31; Суд 18:28; Ис 23:2). С. сначала был самым значительным из финик. городов, так что это название могло обозначать всю -> Финикию (Суд 10:6; 3 Цар 16:31). "Сидон великий" (Ис Нав 19:28) означает подвластную С. тер.; Сеннахирим также различает в своих надписях "великий" и "малый" С. Позднее Тир затмил своим влиянием С. (Иез 27:8). В НЗ С. часто упоминается наряду с Тиром (Мф 15:21; Мк 3:8; Мк 7:24.31; Деян 12:20); ап. Павлу было позволено по пути в Pим навестить своих друзей в С. (Деян 27:3).

Сидоняне
-> Сидон (1).

Сиена,
город на юж. границе -> Египта, в 700 км юж. Каира (Иез 29:10; Иез 30:6), ныне Ассуан. Иуд колония на нильском острове Элефантина владела здесь собств. -> храмом (VII,2), как следует из целого ряда найденных там папирусов V в. до Р.Х., написанных по-арамейски.

Сикль
-> Деньги (I,2).
Сикомор, сикоморовое дерево
[евр. шикма; греч. sykomorea; лат. Ficus sycomorus], дерево из рода фикусов семейства тутовых (Moraceae). Его родина - Египет (Пс 77:47), позднее его стали разводить в Палестине: сначала в Шефеле (3 Цар 10:27; в Синод. пер. - "на низких местах", т.к. шефела означает "низменность", "долина"), затем - в Нижней Галилее и в окрестностях Иерихона (Лк 19:4; в Синод. пер. - "смоковница"). В эпоху Давида за посадками сикомор в Шефеле надзирал особый цар. чиновник (1 Пар 27:28; в Синод. пер. - "над ... смоковницами в долине"). С., достигающее 16 м высоты, обладает мощной кроной, в ее ветвях человек может спрятаться и, подобно Закхею, следить оттуда за происходящим (Лк 19:4; в Синод. пер. говорится о смоковнице). Окружность ствола С. достигает 10 м, корневая система широко разветвлена. Плоды С. внешне напоминают смоквы, они растут пучками (связками) на стволе и на толстых ветвях. Плоды съедобны, но не очень вкусны. Чтобы они быстрее созрели и стали слаще, на них делают надрезы. Об этом действии говорится в Ам 7:14 (в Синод. пер. - "собирал сикоморы"). Древесина у С. плотная, ровная и очень прочная, по пригодности для столярных работ уступающая только кедру.

Сикоморовое дерево
-> Сикомор, сикоморовое дерево.

Сила
[греч. ф-ма арам. имени, соотв. евр. Шаул, в Синод. пер. - Саул ("испрошенный")]. С., называемый в посланиях своим лат. именем Силуан [от silva - лес], - один из ближайших сотрудников Павла и, как и апостол, рим. гражданин (Деян 16:37). Он являлся членом Иерусалимской церкви, учителем и пророком (Деян 15:22.32); после -> Апостольского собора он вместе с Иудой, Павлом и Варнавой был направлен в Антиохию, чтобы сообщить там о принятом собором решении (Деян 15:25-27). Павел, отказавшийся взять во второе миссионерское путешествие Иоанна Марка, выбрал в качестве сопровождающего С. (Деян 15:40). Оба оказались в заточении в Филиппах (Деян 16:22). Когда Павлу пришлось покинуть Верию и отправиться в Афины, С. и Тимофей остались в Македонии, возм., в Фессалониках (Деян 17:14). Неизвестно, оказался ли впоследствии С., подобно Тимофею (1 Фес 3:1), при Павле в Афинах. Точно установлено, что он прибыл в Коринф и что Павел тогда получил возможность успешно проповедовать (Деян 18:5), причем С. всячески способствовал ему в этом (2 Кор 1:19). Вместе с Павлом и Тимофеем он назван отправителем обоих посланий к фессалоникийцам (1 Фес 1:1; 2 Фес 1:1). Позднее С. был секретарем Петра (1 Петр 5:12). Иных сведений о С. не имеется, однако имеющиеся данные позволяют заключить, что С. был преданным помощником апостолов.

Сила, сильный
Словом "сила" в Синод. пер. переданы различные евр. и греч. слова, к-рые, кроме основного значения, имеют и другие: "имущественное состояние", "крепость", "власть", "великолепие", "могущество", "защита", "помощь", "опора", "мощь" и др. С. - неотъемлемое свойство Бога и характерный признак Его деяний. Только Бог располагает С. во всей ее полноте. Он по Своему усмотрению наделяет С. Свои создания, включая человека, равно как и лишает их этой С.
I. Божья С. названа в Библии "преизбыточной" (2 Кор 4:7; ср. Еф 1:19), ибо она превосходит все земные человеч. силы. Своей великой С. Бог сотворил небо и землю (Иер 32:17), и через это становится видимым "невидимое Его, вечная сила Его и Божество" (Рим 1:20). С. Бога проявляется в Его судах (Исх 9:16; Пс 20:14) и в Его милосердной помощи (Втор 4:37; 2 Пар 25:8). С. - одно из обозначений Самого Бога (Мф 26:64), Его Духа (Лк 1:35; Лк 24:49) и Евангелия (Рим 1:16; ср. Евр 4:12). Поэтому восхваление С. Божьей постоянно сопутствует восхвалению Бога (Иов 37:23; Пс 64:7; Пс 146:5 - Синод. пер. - "крепость"; Мф 6:13; Откр 4:11; Откр 19:1 и проч.).
II. СИЛА ИИСУСА ХРИСТА.
Обетование, данное через пр. Исаию (Ис 9:6), подтверждает и евангелист Лука: от Христа исходит "сила Господня" (Лк 5:17; ср. Лк 6:19; Деян 10:38). Павел свидет-вует, что Иисус открылся "Сыном Божиим в силе" (Рим 1:4), и теперь наша задача заключается в том, "чтобы познать Его и силу воскресения Его" (Флп 3:10). Но в конце времен все земные племена увидят Сына Человеческого, грядущего "с силою и славою великою" (Мф 24:30; Откр 5:12).
III. БОЖЬЯ СИЛА В ЧЕЛОВЕКЕ.
Еще в псалмах говорится о том, что Бог является С. жизни человека (Пс 26:1 - в Синод. пер. - "крепость"), Он вооружает человека С. (Пс 17:33), дает его душе великую С. (Пс 137:3 - в Синод. пер. - "бодрость"). "Надеющиеся на Господа обновятся в силе" (Ис 40:31), как бы не были они слабы (Ис 40:29; 2 Кор 12:9). Иисус обещал Своим ученикам: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой" (Деян 1:8). Первый мученик Стефан назван человеком, "исполненным веры и силы" (Деян 6:8). "А Савл более и более укрепляется", говорится в Деян 9:22 о Павле, бывшем гонителе христиан; сам же он рассказывает о своем внутр. преобразовании так: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы" (2 Тим 1:7). Уже малая толика этой Божьей С. может подвигнуть всю Церковь к братской любви, верности и мужеств. свидет-вованию. Господь благословляет тех, кто, не имея много С., сохранил слово Его, и не отрекается от имени Его (Откр 3:8). Мы должны доверять не земным человеч. С., к-рые преходящи и столь же ненадежны, а Божьей С., к-рой мы никогда не располагаем, но к-рая в ответ на нашу молитву может быть дарована нам по усмотрению и милости Бога. -> Власть.

Силки (петли, тенета)
I. Понятие "петля", с помощью к-рой можно поймать, запутать или тащить человека или животное (-> Западня, силки -> Охота), употребляется в Библии почти исключит. в переносном смысле. -> Сеть.
II: 1) все, что может вызвать падение человека, рассматривается как С. Безбожники и гордые расставляют С. (Пс 63:6, в Синод. пер. - "сеть"; Пс 139:6), люди тоже могут быть "С." и выступать в качестве искусителей (Втор 7:16, в Синод. пер. - "сеть"; Ис Нав 23:13, Суд 2:3 - в Синод. пер. - "петля"). Поспешно данный обет также становится С. для человека (Притч 20:25, в Синод. пер. - "сеть"). Мудрость учит избегать С. (Притч 13:14; Притч 14:27 - в Синод. пер. - "сети");
2) "беззаконного удавляют собственные беззакония" (Притч 5:22); "скрытно разложены по земле силки", позволяющие его поймать (Иов 18:8-10). Так, напр., С. становится стремление к богатству, приводящее к погибели и проклятию (1 Тим 6:9, в Синод. пер. - "сеть"). Человек от природы опутан С. смерти (2 Цар 22:6, Синод. пер. - "сети смерти"). Верующий также может попасть в С. дьявола (2 Тим 2:26, в Синод. пер. - "сети диавола");
3) Павел заботился о том, чтобы его советы и увещевания не стали петлями для верующих (1 Кор 7:35, в Синод. пер. - "наложить узы"); он стремился помочь им, а не властвовать над ними.

Силла
(евр. "влекущая вниз"), местность в пределах Иерусалима или вблизи него, местоположение точно неизвестно; должна была находиться вблизи -> Милло (4 Цар 12:20).

Силоам
[евр. Шилоах, "посылающий", "проводящий", т.е. "водопровод", "желоб для воды"].
I. Источник -> Геон (2), от к-рого зависело водоснабжение Иерусалима, находился за пределами гор. стены - на вост. склоне холма, на к-ром был расположен город. Поэтому существовала опасность, что при осаде города жители будут отрезаны от воды. Чтобы предотвратить это, зап. источника, в скале, был пробит туннель, к-рый заканчивался вертикальной шахтой в пределах города и т.о. гарантировал доступ к воде. Возм., этот туннель подразумевается под евр. циннор (в Синод. пер. это слово опущено, 2 Цар 5:8), и, как кажется, по нему Иоав проник в "город иевусеев" (ср. 1 Пар 11:6).
II. Позднее воду из Геона стали подавать и через другие каналы, к-рые под небольшим наклоном (ср. Ис 8:6) проходили вдоль вост. склона гор. холма. Первый канал шел к Кедронской долине. Там он, вероятно, питал цар. водоем (Неем 2:14) вблизи Ворот Источника. В наши дни он засыпан, а в ветхозаветные времена предположительно служил и для орошения цар. сада (Неем 3:15; ср. 4 Цар 25:4). Второй канал давал воду пашням и садам на юж. склоне гор. холма. По его боковым ответвлениям вода поступала на террасы склона. Канал заканчивался в черте города, где за двойной стеной вода собиралась в нижнем водоеме Селах (Неем 3:15), т.е. в "старом пруду", как он назван в Ис 22:11. Ныне это пересохший Биркет-эль-Хамра ("Красный пруд"). Ввиду угрозы ассир. осады (2 Пар 32:3) -> Езекия приказал засыпать все источники воды за пределами гор. стены.
III. Вместо засыпанных источников царь приказал соорудить туннель С., дл. 512 м, ведущий от Геона к юго-зап. части Иерусалима и подающий воду в новый, верхний пруд С. (Ин 9:7; 4 Цар 20:20; 2 Пар 32:30). Выше места соединения туннеля с прудом при раскопках был найден фундамент квадратного сооружения выс. 10 м. Возм., здесь стояла Силоамская башня (Лк 13:4).

Силом,
город, прим. в 15 км сев. Вефиля, в 5 км юго-вост. Левоны и в 3 км вост. дороги, ведущей из Вефиля в Сихем (ср. Суд 21:19), совр. Селун. Со времен Иисуса Навина С. был средоточием -> богослужения у израильтян, здесь стояла -> скиния (Ис Нав 18:1) и торжественно отмечались ежегодные праздники (-> Пасха -> Пятидесятница -> Кущи) (Суд 21:19; ср. 1 Цар 1:3). Раскопки свидет-вуют о расцвете города в начале железного века; затем - вероятно, после поражения при Авен-Езере (1 Цар 4:1-11) - он был разрушен (ср. Пс 77:60; Иер 7:12.14; Иер 26:6). В эпоху царств город вновь был заселен (3 Цар 11:29; Иер 41:5), но археол. находки, относящиеся к этому времени, немногочисленны.

Силуан
-> Сила.

Сим
[евр. Шем, "имя", "слава"], старший (Быт 10:21) сын Ноя (Быт 5:32; Быт 6:10; Быт 7:13; Быт 9:18; Быт 10:1.21-31; 1 Пар 1:17-27). С. и Иафет почтительно отнеслись к своему отцу, когда тот в опьянении лежал обнаженным (Быт 9:21-23). Ной благословил С., сказав: "Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему" (Быт 9:26-23). В этом благословении содержится пророчество о том, что потомки С. распространят среди народов земли истинное богопознание ("Господь Бог Симов"), а потомки Иафета (индоевропейские народы) унаследуют веру семитов в Единого Бога (Иафет "вселится в шатрах Симовых"). С. стал родоначальником рода Авраама - народа Израиля и предком Иисуса Христа. Его сыновьями были Елам, Асур, Арфаксад, Луд и Арам (Быт 10:21). От них происходят народы Месопотамии, примыкающих к ней с востока горных областей, а также Сирии, Палестины и Аравии. Семитские яз. подразделяются на восточно- и западносемитские. Восточносемитским является аккад. яз. (ассир.-вавил.). Западносемитские яз., в свою очередь, делятся на группы северносемитскую и южносемитскую. К первой группе относятся, прежде всего, иврит и -> арам., ко второй - сев.-араб., юж.-араб. и эфиоп. языки.

Симей
-> Шимий (13).

Симеон
[евр. Шимон, от глагола "слышать"]:
1) второй сын Иакова и Лии (Быт 29:33; Быт 35:23; Исх 1:2). Вместе с братом Левием он напал на Сихем, чтобы отомстить за свою сестру Дину, и истребил все мужское население (Быт 34:25-31). Во время первого посещения Египта сыновьями Иакова Иосиф оставил С. у себя в качестве заложника (Быт 42:24.36; Быт 43:23). Когда Иаков со своим семейством переселился в Египет, у С. было шесть сыновей: Иемуил, Иамин, Огад, Иахин, Цохар и Саул. Последний был сыном хананеянки (Быт 46:10; Исх 6:15). В благословении Иакова предсказано, что С. и Левий будут "разделены в Иакове и рассеяны в Израиле" (Быт 49:5-7). В благословении Моисея (Втор 33) С. не упомянут;
2) потомки сына Иакова, колено С. Среди его поколений в Числ 26:12-14; 1 Пар 4:24 отсутствует имя Огада, причем причина этого не указана. При первом исчислении народа это колено насчитывало 59 300 годных к войне мужчин (Числ 1:23), их число к концу странствования по пустыне снизилось до 22 200 человек (Числ 26:14), так что колено С. сместилось с третьего на последнее место среди колен Израилевых. Такие потери вызваны процессами, о к-рых сообщается в Числ 25:1 (ср. Числ 25:9.14). Внутри стана колено С., вместе с коленом Гада и под предводительством Рувима, занимало место юж. скинии, при передвижении оно снималось с места вторым (Числ 2:10-16). Удел С. в Ханаане находился в области расселения колена Иуды, чересполосно с этим последним, поэтому в Ис Нав 19:1-9 указаны только предназнач. С. города, но не границы его удела. Из этих городов Ашан назван среди левитских городов, к-рые получили сыны Аарона (1 Пар 6:59). С. вместе с Иудой выступили на войну против хананеев (Суд 1:3.17). Израильтяне колена С. в количестве 7100 человек пришли в Хеврон, чтобы воцарить Давида над Израилем (1 Пар 12:25). Из сказанного в 1 Пар 4:31 следует, что они владели городами, названными в 1 Пар 4:28.31, только до времени Давида; возм., с этим связаны сведения о том, что во времена Езекии они завоевали пастбища хамитян в Гедоре (в Синод. пер. - Герара), а затем истребили остатки амаликитян на горе Сеир (1 Пар 4:34-43). В 2 Пар 15:9; 2 Пар 34:6 сыны С. примечательным образом названы вместе с коленами Северного царства (ср. также упоминание города Вирсавии в Ам 5:5; Ам 8:14). В остальных случаях этот город причисляется не к уделу С., а к уделу Иуды (2 Цар 24:7; 3 Цар 19:3; 4 Цар 23:8). После эпохи Езекии и Иосии колено С. исчезает с ист. сцены. Тем не менее в пророчестве Иезекииля оно получает свой удел в земле обетованной, между уделами Вениамина и Иссахара (Иез 48:24), а в Апокалипсисе Иоанна среди 144 000 запечатленных названы и 12 000 из колена С. (Откр 7:7);
3) предок Иисуса Христа, живший в период между царствованием Давида и вавил. пленом (Лк 3:30);
4) израильтянин, взявший себе иноплеменную жену (Езд 10:31);
5) праведный и благочестивый муж в Иерусалиме, к-рому Св. Дух открыл, что он не умрет, не увидев Мессию. Когда Иосиф и Мария принесли в храм Иисуса, С. приветствовал Младенца как Мессию Божьего, благословил родителей и изрек пророчество о Марии (Лк 2:25-35);
6) пророк и учитель в Антиохийской церкви с лат. прозвищем Нигер (Черный) (Деян 13:1).

Симон
[евр. Шимон, от глагола "слышать"]:
1) апостол -> Петр (Мф 10:2);
2) другой ученик Иисуса по прозвищу "ревнитель" [арам. канай, в Синод. пер. - Кананит, Мф 10:4; Мк 3:18; греч. зелотос, в Синод. пер. - "зелот", Лк 6:15; Деян 1:13]. Судя по этому прозвищу, он, очевидно, ранее принадлежал к партии зелотов, непримиримых борцов против римского ига;
3) один из братьев Иисуса (Мф 13:55; Мк 6:3);
4) отец Иуды Искариота (Ин 6:71; Ин 13:26);
5) фарисей, в доме к-рого во время трапезы некая женщина умащала ноги Иисуса миром (Лк 7:36-50);
6) житель Вифании, страдавший проказой и предположительно исцеленный Иисусом. Когда Иисус принимал участие в праздничной трапезе в его доме, Мария из Вифании возлила миро Ему на голову. Вероятно, С. был другом или родственником Лазаря (Мф 26:6-13; Мк 14:3-9; Ин 12:1-8);
7) киринеянин, т.е. выходец из области Киренаика в Северной Африке, к-рый был принужден нести крест Иисуса (Мф 27:32). Он был отцом Александра и Руфа (Мк 15:21; ср. Рим 16:13);
8) волхв в Самарии, изумлявший народ своим иск-вом. Когда Филипп проповедовал там Евангелие и творил чудеса, С. примкнул к нему и был крещен. Когда впоследствии С. увидел, что "чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый", он предложил апостолам деньги, чтобы иметь "власть" делать то же самое. Петр сурово осудил его, и С. попросил заступничества апостолов, чтобы его не постигла кара (Деян 8:9-24). В позднейшей лит-ре С. упоминается как отец всех лжеучителей и родоначальник "лжеименного гносиса"; сообщается о споре, состоявшемся между ним и Петром в Риме;
9) кожевник в Иоппии, у к-рого жил Петр (Деян 9:43; Деян 10:6.17.32).

Син:
1) пустыня между Елимом и Синаем (Исх 16:1; Исх 17:1; Числ 33:11) на западе Синайского полуо-ва, предположительно совр. Деббет-эр-Рамле, юж. Джебель-эт-Тиха.
2) егип. крепость (Иез 30:15), возм., Пелузиум на Средиземноморском побережье, ныне скрывающий развалины древнего города Телль-эль-Фарама, располож., прим., в 35 км юго-вост. Порт-Саида.

Синагога
I. Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как "собрание" (Иак 2:2). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 - букв. "в синагогу вашу"); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр 2:9; Откр 3:9 - в Синод. пер. - "сборище сатанинское"). В новозаветное время С. были как в Палестине (Мк 1:21; Лк 4:33), так и в -> рассеянии (Деян 13:5; Деян 17:17), и вообще "по всем городам" (Деян 15:21). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4 Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. - "сыны пророческие"). Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. - "скопище"), а Иак 2:2 относит и к христ. собранию (в Синод. пер. - "собрание").
II. Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возм., что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возм., свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4 Цар 23:8; в Синод. пер. здесь евр. коганим - "священники" передано как "жрецы"). "Места собраний Божиих", о к-рых упоминается в Пс 73:8, возм., были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии. Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, к-рые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидет-вовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг. до Р.Х.). Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р.Х.). Рим авторы пишут без дополнит. пояснений о "местах молитвы" [греч. просеухэ], т.е. о С. Два процесса сделали С. основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религ. традиции, поскольку С. оставались единств. религ. учреждением. Во-вторых, институт С. помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. необходимостью. В результате С. приобрела статус религ., духовного и обществ. центра иуд. общины. Служение в С. было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С. в -> рассеянии, чье относит. свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на к-ром велась службы (сначала арам., а затем греч. вместо евр., т.е. применялся яз. мировой культуры), на толковании свящ. текстов (на к-рое также оказала влияние греч. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о С. диаспоры).
III. О строит-ве и устройстве С. существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деят-сти общины. Часто при С. находится двор для проведения особых праздников. В основном помещении - в нише или в особом шкафчике или ларце ("ковчег") - на нек-ром возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кр. того, в С. должны стоять два семисвечных -> светильника (ср. Лев 24:2-4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа - умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа, на к-рой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. иск-ва вообще, к-рые встречаются относит. часто, напр. известная настенная роспись по библ. сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р.Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на к-ром, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. на колесницу, возм., рельеф воссозд. возвращение ковчега завета филистимлянами (1 Цар 6:10).
Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, к-рый устанавливался при богослужении в опред. месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто - восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины - на хорах или в отгорож. стенами, решетками или завесами помещении. Мужчины и женщины приходят в С. с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. собрание проходит под руководством начальника С. (Деян 13:15), кантора и раввина.
IV. Синагогальное богослужение состоит из благодарств. и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел - Пс 112, Пс 113, Пс 114, Пс 115, Пс 116, Пс 117). Богослужение в С. всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания. Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой. Кульминац. моментом богослужения, в к-ром основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль - "Слушай, Израиль", состоящая из Втор 6:4-9; Втор 11:13-21; Числ 15:37-41; она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (-> Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем - своего рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. после разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11).
V. Как и Иисус (Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян 6:9). Павел регулярно ходил в С. (Деян 9:20; Деян 13:5.14; Деян 14:1; Деян 17:1.10, Деян 17:1; Деян 18:4.19; Деян 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуверовавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян 13:45; Деян 17:5; Деян 18:6; Деян 19:9), причем уверовавшие следовали за ним. -> Учебные занятия -> Училище.

Синай
I: 1) гора, с вершины к-рой израильтянам был дан Господом Закон (-> Закон, III), причем Десять заповедей изречены непосредственно Богом, а остальные предписания сообщены через Моисея (Исх 20:1-22). Гора расположена в пустыне с тем же названием (Исх 19:1.11.16; Втор 33:2; Суд 5:5; Пс 67:9.18; ср. -> Хорив). Примечательно, что эта священная гора находится за пределами земли обетованной: народ Израиля зависим от Бога живого, а не от святого места (см. речь Стефана, Деян 7:30.38).
2) Библия сообщает о некой горе в одиннадцати днях пути от Кадес-Варни (Втор 1:2), недалеко от к-рой народ расположился станом (Исх 19:2). Ее вершина была видна из стана (ср. Исх 19:11.16), израильтяне могли беспрепятственно подойти к подножию этой горы (Исх 19:17), так что Моисею пришлось провести особую черту, чтобы народ не порывался взойти на гору (Исх 19:12). Кр. того, в Библии сообщается о "потоке, текущем с горы" (Втор 9:21). Общее направление -> странствования в пустыне указывает на то, что эта гора находилась в пределах Синайского полуо-ва, с чем согласуются также иуд. и раннехрист. традиции. Вопреки этому нек-рые исследователи, полагая, что гора С. должна была представлять собой вулкан (ср. Исх 19:18), искали ее вост. залива Акаба в Мадиаме, поскольку в обозримый ист. период на Синайском полуо-ве не было действующих вулканов. Конечно, такой подход к проблеме характерен только для тех исследователей, которые отрицают подлинность Богоявления на С., к-рая составляет основу всей библ. традиции.
II. Из различных гор Синайского полуо-ва наиболее отвечающим библ. описанию представляется массив на юге полуострова: горная цепь дл. ок. 3 км с вершинами Джебель-Муса (араб. "гора Моисея", 2244 м) на юго-востоке и Рас-эс-Сафсафе (1994 м) на северо-западе. От Рас-эс-Сафсафе простирается долина Эр-Раха, к-рая вместе с пересыхающими ручьями Вади-эш-Шейх и Вади-эд-Деир представляет собой пространство, способное вместить огромный стан. Здесь наличествуют и прочие приметы библ. рассказа, включая поток, так что с высокой степенью вероятности можно предположить, что место, где израильтянам был дан Закон, находилось именно здесь, прим. в 90 км сев. южного мыса Синайского полуо-ва.

Синедрион
1) С. - это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; -> Деньги, II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (Езд 7:25; ср. Езд 10:14). Это право сохранялось за ними и позднее. Однако после 30 г. по Р.Х. права С. в отношении смертной казни были ограничены (Ин 18:31). Отныне смертный приговор, вынесенный С., приводился в исполнение только по утверждении его рим. наместником. На практике же существовала возможность безнаказанно обойти это положение, как напр., в случае с незаконной казнью Стефана (Деян 7:57). Поскольку С. по своей сути был религ. органом живущего в подчинении -> закону иуд. общества, то его авторитет в новозаветный период распространялся не только на собственно евр. тер., но, видимо, и на иудеев, живших, напр., в Дамаске (Деян 9:1);
2) в состав С. входил 71 человек. Председательствовал на нем избранный на год первосвященник (-> Каиафа -> Ханания, 16). В С. также входили первосвященники, т.е. члены первосвященнич. семейств (-> Анна; ср. Деян 4:6: Иоанн и Александр), -> саддукеи и -> фарисеи (Ин 7:45; Деян 23:6). Саддукеи, как правило, поддерживали полит. линию первосвященника и были представлены в С. священниками; книжники и раввины, принадлежавшие по большей части к группе фарисеев, составляли оппозицию (см. Деян 23:9). В числ. отношении фарисеи составляли большинство в С., но они были расколоты на два лагеря: одни из них принадлежали к школе рабби Гиллеля, другие - к школе рабби Шаммая. Весь С. нередко обозначается в НЗ как "первосвященники со старейшинами и книжниками" (Мф 26:57; Мк 15:1; Лк 22:66). Из членов С. в НЗ поименно названы -> Гамалиил (Деян 5:34), Иосиф из Аримафеи (Мк 15:43; Лк 23:50) и Никодим (Ин 3:1; Ин 7:50). Был ли Савл из Тарса (Деян 7:58; Деян 8:1; Деян 9:1) полноправным членом С., неизвестно.

Синей,
потомок Ханаана (Быт 10:17; 1 Пар 1:15), предположительно предок-эпоним жителей города Син в Северной Финикии [ассир. Сиану].

Синим,
одна из стран или земель, откуда с соизволения Божьего вернутся изгнанники Израиля (Ис 49:12). Это название относили, среди прочего, к егип. городам Пелузиуму (-> Син) или -> Сиене (Ассуан) и к окружающим их областям; предполагали также, что это название области в Персии или даже древнейшее в лит-ре Ближнего Востока упоминание Китая.

Синтихия
(греч. "благоприятное стечение обстоятельств", "счастливый случай"), женщина в церкви в Филиппах, к-рую Павел призывает к "единомыслию" с Еводией (Флп 4:2).

Сион
1) (возм., от евр. "знаменитый"), во Втор 4:48 другое обозначение -> Ермона;
2) ("крепость"), первонач. древняя крепость иевусеев на юго-вост. холме Иерусалима, к-рая после покорения города Давидом стала называться "городом Давида" (2 Цар 5:7; 3 Цар 8:1; 1 Пар 11:5; 2 Пар 5:2). Позднее С. стали называть Свящ. гору (Пс 2:6), к-рую избрал Господь (Пс 77:68) и где Он пребывает (Ис 8:18). Так, название "С." сначала распространилось на тер. храма (ср. 1 Макк 7:33), а затем стало синонимом Иерусалима (4 Цар 19:31; Пс 50:20; Пс 96:8; Пс 134:21; Пс 147:1 и др., особенно часто С. упоминается в Пс, Ис, Иер, Плач, Иоил, Мих, Зах). В Библии Иерусалим поэтич. назван "дщерью Сиона" (4 Цар 19:21; Ис 1:8; Зах 9:9 и др.). В Евр 12:22 о "горе Сион" (ср. Откр 14:1) говорится также в связи с Небесным Иерусалимом.

Сира
Колодец С., о к-ром говорится в 2 Цар 3:26, находился согл. Иосифу Флавию, в 20 стадиях (3,6 км) сев. Хеврона. Нек-рые исследователи отождествляют С. с источником, к-рый ныне называется Сирет-эль-Белла.

Сиракузы,
порт. город на вост. побережье Сицилии, основанный в 734 г. до Р.Х. как коринфская колония, переживший период своего расцвета в V и IV вв. до Р.Х. и принадлежавший к самым большим, красивейшим и могущественнейшим городам в западном Средиземноморье. В 212 г. до Р.Х. С. после двухлетней осады С. были завоеваны римлянами, но и под властью римлян оставались значительным в культурном и эконом. отношении городом. В С. Павел провел три дня во время своего путешествия в Pим (Деян 28:12).

Сирийцы, Сирия
I: 1) сирийцы, или арамеи - их родоначальник Арам назван среди сыновей Сима (Быт 10:22), - это группа семит. племен, в течение столетий распространившихся в Сирии, Месопотамии и сев. части вост. берега р. Иордан. ВЗ называет родиной С. Каир (Ам 9:7 - в евр. оригинале - Геир). Арамеями считались и не происходившие от Арама потомки Нахора, брата Авраама (Быт 22:20-24; Быт 25:20; Быт 31:24). Судя по Быт 31:47, Лаван говорил по-арам. (-> Арамейский язык, I). Иаков, вероятно, по причине его пребывания в Сирии и женитьбы на дочерях Лавана, также упомянут как "странствующий Арамеянин" (Втор 26:5).
2) в ассир. надписях сирийцы - называемые "араму", "аруму", "ариме" или "армаия", - упоминаются начиная с XII в. до Р.Х. Они продвигались от аравийско-сирийской пустыни к Евфрату, одноврем. с этим появились в Вавилонии и двигались по направлению к Кархемишу. Около 1000 г. до Р.Х. арам. -> халдеи пришли на юг Вавилонии; в долине Хабора (Ховара) и Балиха, как и вокруг Зинджирли, существовали арам. царства. Сев. и вост. Кархемиша гос-во арамеев располагалось на обоих берегах Евфрата. На юге Сирии также находился ряд небольших арам. царств: Дамасское (2 Цар 8:5) - юго-вост. Антиливана, царство Цова (в Синод. пер. - Сувское, 2 Цар 8:3) - сев. него и, вероятно, включало и сев. часть равнины Бекаа; царство Рехов (2 Цар 10:8), предположит. находившееся в юж. части Бекаа, у Ермона (ср. Суд 18:28); царства Мааха (2 Цар 10:8) и Гессур (2 Цар 15:8) охватывали области сев. и сев.-вост. Геннисаретского озера; царство Tов [ 2 Цар 10:8, в Синод. пер. выражение иш Тов - "человек (в собират. смысле) Това" - передано как Истов] располагалось на Иармуке, вост. Едреи. У С. никогда не было единого гос-ва; раздробленные мелкие сир. гос-ва или города-гос-ва становились объектами притязаний крупных централизов. гос-в;
3) израильтянам со времен Саула (1 Цар 14:47) и Давида (2 Цар 8:3.5; 2 Цар 10:8.19) приходилось бороться с арамеями. Подвластная Соломону тер. - вплоть до Типсаха на Евфрате - включала юж. часть Сирии (3 Цар 4:21; 2 Пар 8:3), сев. же гос-ва арамеев оставались самостоятельными. После распада царства Соломона Дамаск (-> Венадад -> Азаил -> Рецин) был одним из опаснейших противников израильтян, особенно Северного царства (до тех пор, пока оба царства сохраняли независимость от великих царств Месопотамии);
4) после того как арам. гос-ва вост. Евфрата были завоеваны ассирийцами, Салманасар III, в результате многочисл. воен. походов в середине IX в. до Р.Х., продвинулся к Сирии, но не смог надолго покорить ее сев. область. Вскоре после 800 г. до Р.Х. и в -> Емафе пришел к власти арам. властитель (Закир), прежние же цари (Фой во времена Давида (2 Цар 8:9), Ирхулени около 850 г. до Р.Х.) были хеттами. Тиглатпаласар III завершил завоевание Сирии (733-732 гг. до Р.Х.); он, Саргон II и Сеннахирим покорили и восточновавил. арамеев. Хотя С. т.о. потеряли самостоятельность и этнически смешались с народами Месопотамии - ассирийцами, вавилонянами и др., их язык стал международным средством общения (-> Арамейский язык). Возм., в этом сыграло свою роль то обстоят-во, что в арам. письме применялись финик. буквы (-> Алфавит), в то время как ассир.-вавил. яз. использовал клинопись, к-рая являлась более сложной;
5) мы не располагаем к.-л. сведениями об арам. божествах, известны лишь их имена: -> Адрамелех, -> Анамелех, -> Ашима, -> Ваал, Адад (I,1), -> Нивхаз, -> Риммон, -> Тартак и -> Таммуз;
6) Сирия, как и Палестина, долгое время была составной частью великих империй, она оказывалась под властью ассирийцев, вавилонян, персов и греков. Лишь после смерти Александра Македонского (323 г. до Р.Х.) С., где в это время правила эллинист. династия Селевкидов, вернула себе самостоятельность. В это время Палестина превратилась в объект спора между Селевкидами и егип. правителями Птолемеями. Это противоборство проходило с переменным успехом, пока -> Маккавеям не удалось, в результате жестоких сражений, освободиться от сир. господства. В 64 г. по Р.Х. Помпей положил конец царству Селевкидов и присоединил Сирию к Римской империи, после чего С., вместе с покоренной через год Палестиной и Киликией была объединена в провинцию Cilicia et Syria (Сирия и Киликия; см. Деян 15:23.41; Гал 1:21), к-рая подчинялась легату Сирии (ср. Лк 2:2).
II. С. как физико-геогр. регион объединяет три области:
1) С., располож. в -> Месопотамии, вост. Евфрата; эта С. подразумевается в Быт 28:5 (в Синод. пер. - Месопотамия); ср. Быт 31:20; Ос 12:12; Ос 2:1) сирийская пустыня между Евфратом и Дамаском; самым значит. городом в этой области являлся Фадмор, позднее называвшийся Пальмирой (2 Пар 8:4);
3) С. в более узком смысле слова - страна у Средиземного моря, сев. Палестины (Мф 4:24; Деян 18:18; Деян 20:3; Деян 21:3). -> Палестина.

Сирион
(возм., от финик. "властвующий"), финик. название Ермона (Втор 3:9; Пс 28:6).

Сирота
Поскольку отец семейства предстает в Библии как ответств. перед Богом защитник своего дома, С., как дети, лишенные отца, беззащитны перед людской злобой. Их притесняют (Исх 22:21), на них поднимают руку (Иов 31:21) и даже убивают (Пс 93:6). У них крадут движимое имущество (Иов 24:3), их недвижимостью пользуются другие (Притч 23:10). Если С. ищут правды у судей, то не находят ее (Ис 1:23; Иер 5:28), ибо суды судят превратно, не в пользу С. (Втор 24:17). И тогда вмешивается милосердный Бог, устанавливая пределы произволу, защищая права бедных С. и обеспечивая их пропитанием (Втор 10:18; Пс 145:9). Поэтому каждый третий год провозглашается годом десятин, когда все десятины следует отдавать С. и другим обездоленным членам общ-ва (Втор 26:12). Кр. того, С., вдовы и пришельцы имели право на забытые снопы, на маслины и виноград, оставшиеся после сбора урожая (Втор 24:19-21). Проклят, кто превратно судит С. (Втор 27:19), он подпадает под суд Божий (Мал 3:5); защищать С. - долг каждого верующего (Ис 1:17). НЗ напоминает о том, что помощь, оказ. вдовам и С., есть чистое и непорочное благочестие пред Богом (Иак 1:27). Иисус утешает Своих учеников, говоря, что не оставит их С., а вновь придет к ним (Ин 14:18). Поэтому пришельцы (1 Петр 1:1) и все бесправные, как С., сознают, что от зла и враждебности этого мира их защищает Тот, Кому принадлежит вся власть на земле (Мф 28:18).

Сирофиникия
-> Финикия.

Сирт,
название двух бухт с песчаными отмелями на североафрик. побережье: Малый С. - в заливе Габес и Большой С. - в заливе Сидра. Во время путешествия Павла в Pим моряки опасались, что их корабль занесет ветром в Большой С., где судно могло сесть на мель (Деян 27:17).

Сисара
[евр. Сисра, возм., от "ретивый", "резвый"]:
1) военачальник ханаан. царя Иавина, правившего в Асоре. С., "который жил в Харошеф-Гоиме" (Суд 4:2), притеснял израильтян в течение 20 лет. Когда С., войско к-рого имело 900 железных колесниц, был разбит близ потока Киссон, он пытался укрыться в шатре Иаили, жены Хевера Кенеянина. Однако та, улучив момент, когда С. заснул, "взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою... и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле" (Суд 4:21; 1 Цар 12:9; Пс 82:10);
2) нефиней, потомки к-рого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:53; Неем 7:55; в Синод. пер. - "Сисра" и "Сисара").

Сисмай
(возм., от др.-евр. "резвый"), сын Елеаса из колена Иуды (1 Пар 2:40).

Ситтим:
1) -> Акация;
2) ("акация", "египетская гледичия"), С., или Аве-Ситтим, последнее место, где израильтяне располагались станом перед переходом через Иордан (Числ 25:1; Ис Нав 2:1; Ис Нав 3:1; Мих 6:5). До этого места, согл. пророчеству Иоиля, будет течь поток из Храма (Иоил 3:18), орошая долину (ныне Вади Кефрен), к-рая со своими мертвыми водами, Солеными горами на юге и скалами на западе, является символом бесплодия. Само это место отождествляют с Телль-эль-Кефреном на сев. берегу Вади-Кефрен, прим. в 18 км вост. совр. Иерихона; Н.Глюк, однако, идентифицирует С. с Телль-Хамманом, располож. в 3 км юго-вост. Телль-эль-Кефрена.

Сиф
[евр. Шет, "основание", "положенный"], третий сын Адама и Евы, к-рого Бог даровал им вместо убитого Каином Авеля (Быт 4:25). С. родился, когда Адаму было 130 лет (Быт 5:3). О потомках С. до Ноя см. Быт 5:6-32.

Сифри
(евр. "мой покров", "моя защита" или "моя тайна"), левит из рода Каафа, сын Узиила (Исх 6:22).

Сихарь
(возм., от евр. "плата", "заработок"), город вблизи колодца Иаковлева (Ин 4:5). Чаще всего его отождествляют с совр. Аскаром, располож. в 1 км сев.-вост. Телль-Балата, древнего Сихема.

Сихем
[евр. Шхем, "горб" (отсюда название горы), а также "спина", "плечо", "область", "участок"].
I. Город между горами -> Гевал (3) на севере и -> Гаризим на юге (Суд 9:6); вост. этого места на равнине расположен -> колодец Иакова, здесь же, возм., была и дубрава -> Море (1). Область С. прилегала к горе -> Ефремовой (Ис Нав 20:7), но сам город располагался в уделе Манассии, являясь, очевидно, городом-убежищем и левитским городом (Ис Нав 21:21), т.е. фактически был анклавом Ефрема в уделе Манассии (ср. Ис Нав 16:9; Ис Нав 17:9). С. был обнаружен при раскопках Телль-Балата. Уже в 2000 г. до Р.Х. здесь стоял город, обнесенный стеной с гор. воротами (ср. Быт 33:18; Быт 34:20). После того как город взял один из фараонов XII династии, его стены были обновлены и укреплены. Храм располагался на земляной насыпи, к-рая предположительно подразумевается под -> Милло (Суд 9:6.20). В письмах архива -> Телль-Амарны этот город назван Сакми. Близ С. располагался станом Авраам (Быт 12:6). Первонач. Иаков соблюдал лояльность в отношении евеев, населявших этот город. Но затем его сыновья истребили мужское население С., за то что жители города не препятствовали похищению их сестры (Быт 33:18 - Быт 35:5). В С. Иисус Навин дважды возвещал Израилю Закон: после первых побед в Ханаане (Ис Нав 8:30-35) и в конце своей жизни (Ис Нав 24:1-28; -> Иисус Навин, 1г). В период судей Авимелех попытался создать здесь царство (Суд 9). После смерти Соломона в С. сев. колена отложились от Ровоама (3 Цар 12:1-19), и город становится первой резиденцией Иеровоама (3 Цар 12:25). После вавил. плена С. вместе с горой -> Гаризим стал духовной жизни и местом святилища -> самарян, к-рых иудеи презрительно называли "глупым народом, живущим в Сихеме" (Сир 50:28, в Синод. пер. - "сикимы"). Иоанн Гиркан разрушил этот город в 128 г. до Р.Х.
II. Мужское имя:
1) сын Еммора, князя города С. (I); С. обесчестил дочь Иакова Дину и этим вызвал месть ее братьев (Быт 34);
2) Шехем - потомок Манассии (Числ 26:31; Ис Нав 17:2), его потомки образовали поколение Шехема;
3) Шехем - другой израильтянин из колена Манассии, сын Шемиды (1 Пар 7:19).

Сихор
-> Шихор.
Сияние (освещение, озарение), сиять (освещать, озарять):
1) Бог есть -> Свет, источник всякого С. (Пс 17:29; Пс 117:27). Перед С. Божьего света отступает мрак;
2) авторы ветхозаветных книг убеждены, что человек сам по себе не может познать волю Господа, поэтому Бог наставляет человека. Отсюда и часто повторяющиеся просьбы человека просветить его относит. Божьей воли: "Освети нас лицом Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое" (Пс 66:2), "Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим" (Пс 118:135), "Заповедь Господа светла, просвещает очи" (Пс 18:9). Согл. Исаии, С. Божеств. света будет явлено через Мессию (Ис 9:2; Ис 42:6; Ис 59:9; ср. Лк 1:79; Лк 2:32);
3) в НЗ Иисус Христос, Мессия, явившийся как Свет миру (Ин 8:12), чудесным образом исполнил предсказания пророков ВЗ. Свет в образе Христа, посланный Богом во мрак (Ин 1:5) и предназначенный всему миру, воссиял сначала в народе Израиля. Свет распространяется по миру через Благую Весть (2 Кор 4:3-6). Вначале С. этого света посредством воздействия Св. Духа озарило сердца апостолов, и они стали "светом миру" (Мф 5:14), неся весть о познании Божьего света в Иисусе Христе (см. Еф 3:9);
4) озаряющая сила Евангелия освещает тьму, делая явными грех и ложь (Еф 5:13) и указывая единств. путь к спасению (Еф 5:14). Под воздействием Благой Вести человек принимает решение (Ин 3:19-21). Тот, кто последовал Божьему призыву, обращается от тьмы к свету. Озарение предшествует обращению, но и после обращения С. света не прекращается, поскольку Божий Дух просветляет глаза тем, кто обратился к свету (Ин 16:13), научая их отличать доброе от злого и выбирать доброе, т.е. исходящее от Бога (Евр 5:14). В этом смысле просвещение - важная составная часть спасения. Поэтому ап. Павел, говоря о Церкви, молитвенно просит, чтобы Господь "просветил очи сердца вашего" (Еф 1:18).

Скакать
В 3 Цар 18:26 говорится о пророках Ваала, к-рые "скакали ... у жертвенника". Вероятно, этим глаголом ветхозаветный автор выражает свое презрительное отношение к их ритуальному танцу.

Скала
В Библии С. служит олицетворением силы (Пс 30:3.4), защиты и безопасности (Ис 32:2; Ис 33:15). Твердость скальной породы является причиной того, что Бог в Библии часто называется С. (в Синод. пер. нередко - "твердыня") (Втор 32:4; Пс 17:3; Ис 26:4).

Скала Орива
-> Цур-Орив.

Скала равнины
(Иер 21:13), возм., так называлась "святая скала" на площади перед Иерусалимским храмом, на к-рой позднее был построен "храм на скале".

Скверна
[евр. тума, цоа, ки], т.е. нечистота (Плач 1:9, в Синод. пер. - "нечистота"), а также "отбросы" (Ис 4:4); употребляется как образ греха. В Ис 28:8 С. обозначает рвотные массы (в Синод. пер. - "блевотина").

Скева,
иуд. первосвященник, семь сыновей к-рого, выступая в роли заклинателей, употребляли следующее выражение: "заклинаем вас [=бесов] Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян 19:13-17).


Скиния
[евр. мишкан, откуда греч. скенэ - "обитель"].
I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ
1) С. - это переносное святилище, в к-ром со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх 25:8). Ее другие названия: жилище (Исх 26:1, в Синод. пер. - "скиния"), жилище или шатер Закона (Исх 38:21; Числ 9:15, в Синод. пер. - "скиния откровения") и дом Господа (Исх 34:26). Наиб. употребительное ее название "скиния собрания" (Исх 40:34) дословно означает "шатер собрания", т.е. место откровения Господа, о к-ром Он говорит: "Где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою [c Моисеем]" (Исх 29:42);
2) от этой С. следует отличать другую С. собрания (Исх 33:7-11), т.е. временный шатер, к-рый Моисей поставил за пределами стана на период между поклонением израильтян золотому тельцу и возведением истинной С. собрания. Известно, что здесь Господь тоже открывался израильтянам, но ничего не говорится о том, что в этой С. совершались жертвоприношения и богослужения.
II. ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ СКИНИИ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ
1) Повеление соорудить святилище Моисей получил от Господа, Который показал ему на горе "образ" С. (Исх 25:40; Деян 7:44; Евр 8:5). Необходимый материал был собран посредством -> податей (I), т.е. налогообложение исчисленных лиц (Исх 38:25), и благодаря добровольным приношениям (-> Жертва) народа (Исх 35:4-29). Израильтяне приносили так много пожертвований, что Моисей распорядился прекратить приношения (Исх 36:5). Для изготовления С. Господь призвал и одарил необходимым мастерством Веселиила из колена Иуды и Аголиава из колена Дана, к-рые руководили работами и учили прочих работников (Исх 31:1-11; Исх 35:30-35; Исх 36:8);
2) спустя прим. полгода С. и необходимая утварь были изготовлены и доставлены Моисею (Исх 39:32-43), к-рый установил С. первого числа первого месяца второго года после исхода из Египта (Исх 40:17). В течение семи дней происходило освящение С., жертвенника и священников (Исх 29:37; Лев 8:33.35), а на восьмой день Аарон принес свою первую жертву, и слава Господня наполнила С. (Исх 40:34; Лев 9:1.23). Затем начальники Израилевы в течение 12 дней делали свои приношения в жертву освящения (Числ 7).
III. ОПИСАНИЕ
1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Исх 25, Исх 26, Исх 27, Исх 28, Исх 29, Исх 30) и в сообщении о сооружении С. (Исх 36, Исх 37, Исх 38, Исх 39, ). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, -> с ковчега завета и с его крышки, служащей образом -> престола благодати (Исх 25:10-22; Евр 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к к-рой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. - -> светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вышитыми -> изображениями херувимов, - -> жертвенник курения (ср. 3 Цар 6:22; Евр 9:3);
2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева -> ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Исх 36:20). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, к-рые продевались сквозь кольца (Исх 36:31). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, к-рые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отделял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Исх 36:35-38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало состояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Исх 26:1). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и тако-го же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под углом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;
3) прямоугольный -> двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес к-рых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Исх 27:9). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Числ 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на к-рых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;
4) во дворе помещался -> жертвенник всесожжения с его утварью (Исх 38:3), а между ним и С. - -> умывальник (Исх 40:6).
IV. СЛУЖЕНИЕ
Служение в С. отправляли -> священники и -> левиты (Исх 28:43; Исх 29:30; Числ 4:3). Левиты были ответственны за принадлежности С.; они разбирали, переносили и собирали ее (Числ 1:50); священники совершали жертвоприношения на жертвеннике всесожжения (Лев 6:5.7) и служили у жертвенника курения, у стола хлебов предложения и у золотого светильника (Исх 30:1-7; Лев 24:1-9). Но в Святое Святых, "во мрак, где Бог" (ср. Исх 20:21), мог входить только -> первосвященник раз в году, в великий -> День очищения (Лев 16), чтобы за завесой кровью жертвенного животного совершить очищение народа.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ---