Меню

Библейская Энциклопедия онлайн -- З 2 --



Зелфа
[евр. Зилпа, возм., "пылкая"], рабыня, к-рую Лия получила от своего отца Лавана (Быт 29:24). Позднее З. стала наложницей Иакова, к-рому она родила Гада и Асира (Быт 30:9-13; Быт 46:16-18).

Земира
("сопровождаемое музыкой пение"), вениамитянин, сын Бехера (1 Пар 7:8).

Земледелие
В раннепатриарх. период важнейшей отраслью сельского хоз-ва у израильтян являлось -> животноводство. Овладев землей в Палестине, израил. народ в первую очередь стал заниматься З. Раскопки древнего Иерихона показывают, что Палестина - один из древнейших известных нам сельскохоз. центров. Во Втор 6:10 указывается, что З. существовало в Палестине еще до захвата страны израильтянами. По данным науки, интенсивная обработка почвы существовала здесь прим. с 7500 г. до Р.Х. Др.-израил. законодат-во типично для народа, занимающегося З. Об этом ясно свидет-вует упоминание в Пятой книге Моисея об отдыхе земли в -> субботний год, а также закон о нерушимости межевых знаков (Втор 19:14; Втор 27:17). Даже царь Саул вначале был земледельцем (1 Цар 11:5), а три главных праздника израил. народа связаны с урожаем.
I. КЛИМАТ И ПОЧВА
В библ. времена климат Палестины, вероятно, был похож на нынешний. Кол-во осадков вряд ли претерпело значит. изменения, т.о., З. определялось периодом дождей с октября по апрель. Границы сельскохоз. областей сегодня трудно установить; в результате раскорчевки лесов и уничтожения кустарника скотом они постоянно расширялись. Максимальное кол-во осадков выпадало на плоскогорьях северо-запада, минимальное - в пустынях на юге и востоке страны. Поскольку угодья очень неоднородны, то областей сплошного З. почти нет.

Для сельскохоз. обработки могут использоваться прежде всего площади долин и равнин; но и на склонах гор, вследствие выветривания красного известняка, образуется плодородная почва, так же как и в результате разрушения вулканич. лавы в областях вост. берега Иордана. Т.о., для З. пригодной оказывалась прежде всего холмистая область между приморской равниной и горами Иудеи, равнина Махне в Самарии - юго-вост. Сихема, окраины Изреельской равнины, плоскогорья Моава и Аврана. Почва облагораживалась прежде всего очисткой угодий от камней, а содержание земли под паром каждый седьмой год препятствовало ее истощению (Исх 23:10; Лев 25:1-7).

О планомерном удобрении почвы почти ничего не известно вплоть до периода рим. господства. Из-за недостатка равнинных земель в зап. части Иудейского нагорья практиковались террасы, когда плодородную почву на горных склонах удерживали с помощью спец. каменных оград. По климатич. причинам земледел. работы были возможны только после ранних дождей в конце октября, так что сбор зерновых даже в горах заканчивался к середине июня. Земля под паром могла использоваться для выпаса мелкого скота, что одноврем. являлось единств. способом внесения удобрений. Как только начинались ранние дожди и размягчалась твердая, как камень, почвенная корка, приступали к пахоте и севу. Урожай зависел от своевременности и кол-ва осадков, выпадавших в виде зимних, или поздних дождей (Ам 4:7-9). Урожай находился под постоянной угрозой нападения саранчи и заболеваний злаковых культур. Как правило, участками земли владели семейства, их обрабатывавшие, крупное землевладение встречалось редко; позднее его доля стала увеличиваться, о чем свидетельствуют осуждающие речи пророков (Ис 5:8-10; Мих 2:2). В таких крупных хоз-вах применялся труд рабов и наемных работников, находившихся, однако, под защитой Закона (Исх 21:2; Лев 25:39-46; Втор 15:12).

II. ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ
1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга - орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником (Ис 7:25). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже);
2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, к-рый уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, к-рое тянула пара волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, к-рый израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под к-рым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником;
3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные.

III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ
Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего -> пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и -> ячмень (в Иудее), а также -> пшеница-спельта, или полба (Ис 28:25; Иез 4:9), и пришедшее из Африки -> просо - особенно урожайная культура, к-рую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (-> Смоковницы), -> виноград, -> маслины и -> гранаты, а также овощи (3 Цар 21:2; 4 Цар 4:39): чечевица (Быт 25:34), бобы (2 Цар 17:28), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры (Числ 11:5).
IV. СЕВ
Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала - бобовые культуры, в декабре - пшеницу, в январе и феврале - яровые (-> Год). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян (Лев 19:19), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Мф 13:3.24; Мк 4:26, где Он сравнивает семена с Божьим словом, к-рое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов.

V. УБОРКА УРОЖАЯ
Тяжелая работа по подготовке почвы и сева, как и напряж. ожидание своеврем. дождя (ср. Лев 26:19; в 3 Цар 17:1 его отсутствие рассматривается как наказание), и страх перед палящим вост. ветром (Втор 28:22) вознаграждались радостью сбора урожая после поздних дождей в апреле/мае (ср. описания в Пс 125:5). Страда начиналась со сбора ячменя (прим. с начала апреля, в зависимости от погодных условий и местонахождения поля) и продолжалась прим. два месяца, причем пшеницу убирали в последнюю очередь. Урожай наименее ценного злака, проса, обычно самый богатый, за ним следует ячмень, к-рого нередко рождается в 50 раз больше посеянного, и наконец, самое ценное зерно, пшеница, умножала посеянное в 30-100 раз (Мф 13:8). Жали ручными серпами, причем в древнейшие времена на изогнутом куске дерева укрепляли острые кремни, а с наступлением железного века стали пользоваться железными серпами. Срезая правой рукой стебли прим. на половине их высоты, т.е. значительно выше, чем при косьбе, левой рукой жнец захватывал колосья и складывал их на землю. Вязальщики (в т.ч. и женщины, Руф 2:8) следовали за ним и вязали сжатые колосья в снопы, чтобы затем поставить их колосьями вверх, оберегая от ночной росы; но чаще снопы сразу относили на гумно, иногда не связывая, и укладывали слоями. Повозками для перевозки снопов пользовались редко, и то лишь в более поздние времена в равнинных областях зап. предгорий; повозки, вероятно, были переняты у филистимлян (1 Цар 6:7).

VI. ОБМОЛОТ
Во время страды земледельцы зачастую покидали жилища и жили в шатрах или в пещерах вблизи поля. В качестве гумна использовалось ровное место, твердую почву к-рого иногда дополнит. выравнивали и утрамбовывали; по периметру оно нередко укреплялось камнями. Зерно провеивалось наиб. эффективно, если гумно было ориентировано в направлении зап. ветра. Гумно редко принадлежало одному хозяину (2 Цар 24:18; Руф 3:2), значит. чаще оно находилось в общем владении земледельцев данной местности. Сжатые колосья раскладывались кипами.

Молотило и молотилка. Бобовые культуры и небольшое кол-во зерновых для потребностей семьи сначала обмолачивали палками, но, вероятно, чаще всего при молотьбе использовали скот (Втор 25:4; Ос 10:11). Животных гоняли по кругу, заставляя топтать разложенные по всему гумну колосья. Позднее стали применять и молотила (Ам 1:3). Молотило представляло собой несколько досок, скрепленных вместе и спереди загнутых кверху, под к-рыми были укреплены чаще всего острые камни (позднее стали крепить железные ножи) для вылущивания зерна и резания стеблей. Впоследствии появились молотилки (Ис 28:27) - станина с несколькими, иногда зубчатыми, каменными колесами или валиками, к-рую на полозьях проволакивают по куче зерна (как и молотило). Работник стоял при этом на молотиле или, соотв., на молотилке. После молотьбы зерно сначала провеивали с помощью многозубчатых деревянных вил (веялки), отделяя его от мякины на усиливающемся к вечеру ветру. Затем измельченную солому и зерна подбрасывали вверх деревянной лопатой, чтобы ветер унес легкие примеси. Прежде чем поместить зерно в кувшины или амбары до помола (-> Мельница), его просеивали (Ам 9:9). Излож. в книге Левит законы устанавливают определ. принципы ведения сельского хоз-ва. Эти природоохранные и экономич. основы не теряют своего значения и поныне, а иногда и открываются заново. Сюда относятся практич. предписания по защите почвы (содержание земли под паром на седьмой год, Лев 25) или регулирование социальных вопросов (бедные имели право подбирать оставшиеся на поле колосья, Лев 23:22). Всхожесть посевов Бог ставил в зависимость от соблюдения этих заповедей (Лев 26:14). -> Урожай, жатва.

Землемерная вервь
-> Измерение.

Землетрясение
- подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. Его причинами являются тектонич. (ведущие к образованию гор) и вулканич. процессы в недрах земли. В Сирии и Палестине З. отмечались во все времена. Особенно сильное З. произошло во времена иуд. царя Озии (Ам 1:1; Зах 14:5). Великие откровения святости и могущества Бога также сопровождались З.: дарование Закона на горе Синай (Исх 19:18) было отмечено З., о чем неоднократно упоминается и в псалмах (Пс 67:9; Пс 76:19; Пс 113:7); смерть Иисуса на кресте (Мф 27:51) и Его воскресение (Мф 28:2) также сопровождались З. Частые З. являются признаком приближающегося Божьего суда над миром (Мф 24:7; Откр 6:12; Откр 11:13.19; Откр 16:18). Илии, однако, довелось испытать, как Господь приближается к человеку не в З., а в веянии тихого ветра (3 Цар 19:11). З. показывают могущество Создателя (Ис 29:6) в противовес немощи мертвых идолов (Иер 10:10). З. был ознаменован суд над Иудейским царством (Ис 5:25; Ис 24:18; Ис 29:6), над Вавилоном (Ис 13:13; Иер 50:46) и Ниневией (Наум 1:5). В Деян 4:31 "колебание места", где собрались члены первохристианской общины, является свидет-вом Божьего ответа на молитву верующих, а в Деян 16:26 Господь использует З. для освобождения ап. Павла и Силы из темницы в Филиппах.

Земля:
1) мир, в к-ром мы живем, в отличие от небес (Быт 1:1) (-> Мир);
2) суша, в отличие от моря (Быт 1:10), или заселенная земля (Быт 1:28; Быт 18:18). В поэтич. образах ВЗ говорится об основаниях, столбах (столпах), на к-рых покоится земля (1 Цар 2:8; Иов 9:6; Пс 74:4). Псалмопевец говорит об обитаемой земле как об основанной "на морях" и утвержденной "на реках" (Пс 23:2; Пс 135:6; ср. Исх 20:4); в остальных случаях глагол "основать" свидет-вует о том, что З. создана Творцом (Пс 101:26; Пс 103:5-9; Притч 3:19; Притч 8:29; Ис 48:13);
3) почва, на к-рой произрастают растения (Быт 27:28);
4) в Быт 11:1; Плач 2:15 и др. слово "З." подразумевает все население земли или его часть.

Земля восточная
-> Восточная земля.

Земля горшечника
-> Акелдама.

Земля крови
-> Акелдама.

Земляная смола,
или асфальт - затвердевшая нефть, входящая в состав земной коры. По химич. составу это тяжелый углеводород, образовавшийся в результате разложения органич. веществ. В ветхозаветные времена З.С. пользовалась большим спросом, проводились поиски ее месторождений. Основным местом добычи З.С. в древности являлась южная часть Мертвого моря, к-рое поэтому называлось также Асфальтовым морем [лат. Lacus Asphaltitis]. Здесь асфальт время от времени поднимался в больших количествах со дна и волны пригоняли его к берегу. В Быт 14:10 упомянуты "смоляные ямы" - копи горной смолы в долине Сиддим. В новозаветные времена монополией на поставки асфальта из Мертвого моря в Египет обладали набатеи. З.С. применялась для различных целей: для смоления кораблей (ср. Исх 2:3) и днищ лодок и, как полагают ученые, при бальзамировании трупов. В Вавилонии З.С. использовали как уплотнитель или заменитель строит. растворов (Быт 11:3).

Земное,
в противоположность небесному, это - "принадлежащее земле по своей сущности". В подобном значении в Библии слово "З." употребляется в паре со словами-антонимами: "плотское - духовное", "тленное - вечное", "Адам - Христос" (1 Кор 15:40). Поскольку все земное подчинено закону греха (Рим 5:12; Рим 7:14.23; 1 Кор 15:47), то и человеч. образ мыслей всегда направлен против Бога (Флп 3:18; Иак 3:15).

Зерах
(в Синод. пер. также - Зара, Зарай) [кр. ф-ма от евр. Зерахия, "озарение Господне"]:
1) князь идумеян, сын Рагуила (Быт 36:13.17; 1 Пар 1:37; вероятно, также Быт 36:33; 1 Пар 1:44);
2) Зара - сын Иуды (Быт 38:30; Ис Нав 7:1; 1 Пар 2:6). Его потомки названы поколением Зариным (Числ 26:20; Ис Нав 7:17);
3) сын Симеона (1 Пар 4:24), потомки к-рого также назывались поколением Зариным (Числ 26:13). В Быт 46:10; Исх 6:15 он назван -> Цохар;
4) левит из потомков Гирсона (1 Пар 6:21.41);
5) Зарай Ефиоплянин, к-рый с большим войском вторгся в Иудейское царство и был побежден Асой у Мареши (2 Пар 14:8).

Зерахия
("озарение Господне"):
1) сын Озии и отец Мераиофа из рода первосвященников (1 Пар 6:6; 1 Пар 6:51; Езд 7:4, в последнем случае в Синод. пер. - Захария);
2) отец Эльегоеная из сыновей Пахаф-Моава (Езд 8:4).

Зерешь
(возм., "растрепанная голова"), жена Амана (Есф 5:10.14; Есф 6:13).

Зеркало
I. В древности З. изготовляли из полированного металла, они были круглыми или овальными, чаще всего с богато украшенными ручками.
II: 1) в Библии редко встречается упоминание о З. Из медных З. женщин, собиравшихся у скинии, был сделан умывальник для священников (в Синод. пер. - "с изящными изображениями" вместо "из зеркал собирающихся"; Исх 38:8). В Иов 37:18 З. придан образ твердости и сияния неба, о зеркальной глади воды идет речь в Притч 27:19;
2) З. упоминается в НЗ как образ духовных истин. Слово Божие - это З., в к-ром человек узнает свою истинную сущность (Иак 1:23-25). В иуд. традиции пророч. откровение, дарованное Моисею и пророкам, представлялось как увиденная в З. картина. В 1 Кор 13:12 Павел говорит о "тусклом стекле", через к-рое можно видеть лишь "гадательно". Такие откровения необходимо сопровождать соответств. истолкованиями (ср. 1 Кор 14:26). Верующие в этом мире призваны исполнять роль З., в к-ром отражается слава Божья, становясь таким образом постижимой для людей, удаленных от Бога (2 Кор 3:18; 2 Кор 4:6).

Зефам
[возм., от евр. зайит, "маслина"], левит из Гирсонян, потомок Лаедана (1 Пар 23:8; 1 Пар 26:22).

Зефан
[возм., от евр. зайит, "маслина"], вениамитянин, потомок Иедиаила (1 Пар 7:10).

Зефар,
евнух перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). Ср. -> Авагфа.

Зехер
(предположит. кр. ф-ма от Захарии), вениамитянин, сын "отца гаваонитян" (1 Пар 8:31). Возм., он же упомянут в 1 Пар 9:37 как -> Захария (28).

Зив
[евр. Зеэв, "волк"], один из мадиамских вождей, к-рый был пленен и убит ефремлянами (Суд 8:3; Пс 82:12). Виноградный пресс, в к-ром это произошло, стали называть по его имени Иекев-Зивом (Суд 7:25); это место находилось зап. Иордана.

Зиза
("обилие", "избыток"):
1) израильтянин из колена Симеона, сын Шифия (1 Пар 4:37);
2) левит, сын Шимея (1 Пар 23:10; в др.-евр. Масоретском оригинале - Зина);
3) сын царя Ровоама (2 Пар 11:20).

Зилоты (зелоты),
самое радикальное политич. направление среди иудеев, возникновение к-рого связано с восстанием -> Иуды (7) Галилеянина (Деян 5:37). У З. было очень сильно выражено национально-патриотическ. чувство. Стремясь изгнать римлян, они в 66 г. по Р.Х. стали зачинщиками Иудейской войны. В этой войне они боролись не только с римлянами, но и с умеренно настроенными представителями своего народа. Судя по прозвищу "ревнитель" [греч. зелотес (Лк 6:15; Деян 1:13) арам. каннай = "кананит" в Синод. пер. (Мф 10:4; Мк 3:18]), к этой партии принадлежал апостол -> Симон.

Зима
-> Календарь -> Дождь.

Зимма
("мысль", "намерение"), левит из рода Гирсона, сын Шимия (2), внук Иахафа (1 Пар 6:20.42). Возм., он подразумевается и в 2 Пар 29:12.

Зимран
(возм., от евр. "играть (на струнном инструменте)", "воспевать"), сын Авраама и Хеттуры (Быт 25:2; 1 Пар 1:32).

Зимри
("моя песнь"; в Синод. пер. также - Замврий):
1) сын Зары из колена Иуды (1 Пар 2:6);
2) сын Салу, начальник поколения Симеона, убитый Финеесом за его грех с мадианитянкой (Числ 25:6-8.14);
3) Замврий - начальствовавший над половиной колесниц в Израильском царстве. После того как З., убив царя Илу, взошел на престол, он истребил дом Ваасы. Но его царствование длилось всего лишь 7 дней (882 г. до Р.Х.): когда -> Амврий осадил город Фирцу, З. покончил жизнь самоубийством (3 Цар 16:9-20; 4 Цар 9:31);
4) Замврий - вениамитянин и потомок Саула (1 Пар 8:36; 1 Пар 9:42). Его пытались отождествить с предыдущим З. (3), убийцей Илы, захватившим его престол;
5) Зимврия - земля (Иер 25:25), о расположении к-рой нет никаких сведений. Возм., ее название связано с -> Зимраном, потомки к-рого могли образовать самостоятельное царство в Аравии.

Зина
[греч. Зенас, кр. ф-ма от Зенодороса, "дар Зевса"], законник (т.е. знаток Закона), сопровождавший Аполлоса на Крите (Тит 3:13); Павел призывает Тита позаботиться о том, чтобы у З. и Аполлоса во время путешествия ни в чем не было недостатка.

Зиф
(возм., от слова "текущий"):
1) город (Ис Нав 15:55; 1 Цар 23:24; 1 Цар 26:1) и пустыня (1 Цар 23:14; 1 Цар 26:2) в области Кармила, Маона и Юты. Ровоам укрепил этот город (2 Пар 11:8). Согл. "Ономастикону" (список геогр. названий), З. располагался в 13 км юж. Хеврона, что указывает на совр. Телль-Зиф, располож. в 6 км юго-вост. Хеврона;
2) местность на юге удела колена Иуды (Ис Нав 15:24), вероятно, совр. Эз-Зейфе, в 6 км юго-зап. Корнуба и прим. в 30 км юго-вост. Беэр-Шевы;
3) израильтянин из колена Иуды, сын Меши (1 Пар 2:42). Возм., однако, что подразумевается город З. (1); в этом случае Меша является родоначальником его жителей;
4) сын Иегаллелела из колена Иуды (1 Пар 4:16);
5) -> Календарь.

Зифа
(возможно, от слова "текущий"), сын Иегаллелела из колена Иуды (1 Пар 4:16).

Зифеи,
жители города -> Зиф (1) (1 Цар 23:19; ср. 1 Цар 26:1; Пс 53:2).

Зихрий (Зихри)
("памятный" или "мое воспоминание"):
1) левит из рода Каафа, сын Ицгара (Исх 6:21);
2) вениамитянин, сын Шимея (1 Пар 8:19);
3) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8,23);
4) вениамитянин, сын Иерохама (1 Пар 8:27);
5) левит, сын Асафа (1 Пар 9:15);
6) левит, потомок Елиезера, сына Моисея (1 Пар 26:25);
7) рувимлянин, отец начальника над этим коленом во времена Давида (1 Пар 27:16);
8) представитель колена Иуды, отец Амасии, военачальника царя Иосафата (2 Пар 17:16), и, вероятно, также отец начальника сотни Елишафата во времена первосвященника Иодая (2 Пар 23:1);
9) ефремлянин из войска израил. царя Факея, убивший царского сына Маасею и двух придворных царя Ахаза (2 Пар 28:7);
10) вениамитянин, отец Иоиля, начальника в Иерусалиме (Неем 11:9);
11) глава семейства в доме первосвященника Авии во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:17).

Зия
[от др.-евр. Сия и Сияга, "движущийся", "мчащийся"]:
1) гадитянин из Васана (1 Пар 5:13);
2) нефиней, потомки к-рого возвратились из плена с Зоровавелем (Езд 2:44, в Синод. пер. - Сиага; Неем 7:47, в Синод. пер. - Сия).

Злаки
-> Земледелие.

Злачная пажить
обозначает в большинстве случаев плодородную почву в поймах рек (Пс 22:2). Это словосочетание служит метафорой для выражения попечения Бога о человеке.
Зло, злоба, злобный
Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. - два полюса, между к-рыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Быт 3:1), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (-> Грех):

1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в к-ром все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Быт 3 - ср., однако, Ис 45:6). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Пс 5:5; Пс 33:17; Пс 36:9; Пс 139:12; Притч 24:20; Иез 36:29-33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (Мф 13:49; Откр 20:10.14);

2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Быт 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить к-рый его никто не понуждал. В Быт 3-11 (в гл. 3-11 речь идет о грехе, само же слово "грех" впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Быт 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было "хорошо весьма". Далее З. связывается с личностью, к-рая получает имя "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:13; 1 Ин 5:18). Но и здесь сведения о происхождении "лукавого" отсутствуют;

3) лукавый - это -> дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. - это любое существо или явление, от к-рых исходит противление Богу (Втор 1:34; Иер 13:10; Флп 3:2; 2 Фес 2:3). Но злоба - это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. - не просто пассивный "противник": злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., "духи злобы" (Еф 6:12), стремятся к воплощению (Лк 8:32; Лк 11:24-26 -> Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Пс 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово - сод, к-рое обычно служит для обозначения "совета" народа Божьего (Иез 13:9), "сонма" святых (Пс 88:8) и даже "совета" Господа (Иер 23:18.22); в Пс 110:1 "совет" праведных отождествляется с общиной;

4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (Мк 9:20-22; Лк 13:16), в браке (1 Кор 7:5), в вопросах собственности (Мих 2:1) и в человеч. отношениях (Притч 15:28; Притч 17:4; Втор 15:9; Ис 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов 1:1 - Иов 2:1; Мф 5:10; 1 Фес 2:14-16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (Рим 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о "лукавом веке" (Гал 1:4; ср. 1 Ин 5:19), об оскверненной лукавством земле (Иер 3:2; ср. Числ 13:20), о злых зверях (Быт 37:20, в Синод. пер. - "хищный"; Лев 26:6, - Синод. пер. - "лютый"), злом и лукавом времени (Пс 36:19, - Синод. пер. - "лютое"; Еф 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим 7:24);

5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. Рим 5:14; Мф 4:1-11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;

6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс 28:3; 2 Кор 11:13-15) и действует "в глубине" и "в темноте" (Ис 29:15; Иез 8:12; Ин 3:19). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2 Фес 2:8);

7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, к-рое толкает его на непослушание Богу (Рим 7:7; Иак 1:14);

8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, к-рый дает о себе знать после совершения греховного поступка (1 Цар 15:24; 2 Цар 12:13; Мф 27:3). "Отягощенная" совесть служит человеку предостережением;

9) З. кроется в самом человеке (Быт 6:5; Втор 15:9; Мф 24:48; Иак 1:14; Иак 3:14; Иак 4:1). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Быт 3:10; Рим 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (Мк 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Пс 118:101; Пс 138:24; Иер 25:5; Деян 8:22) и полного очищения (Иер 4:14) Кровью Христовой (Евр 9:14), а также замены "сердца каменного" (Иез 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Притч 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер 1:16), либо "при кончине века" (Мф 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: "Неправедный пусть еще делает неправду" (Откр 22:11);

10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (Кол 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1 Петр 2:1; Иак 1:21) и побеждать З. добром (Рим 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2 Тим 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (Евр 5:14) и свою истинную веру;

11) до полного искоренения З. (Откр 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (Еф 6:16). Понимая, что его враги - нечеловеч., нечестивые силы, "духи злобы" и "мироправители тьмы" (Еф 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: "Избавь нас от лукавого" (Мф 6:13), и тогда верою в "Его Царство" он в этой битве познает силу и славу Бога (Ин 16:33). Христианин знает, что умер для греха (Рим 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.

Злодеи,
люди, сознательно творящие зло, поступающие беззаконно, неправедно по отношению к Богу или к окружающим (Иов 31:3; Иов 34:22; Пс 5:6; Пс 15:4; Пс 27:3; Пс 35:13; Пс 91:8.10; Притч 10:29; Притч 21:15; Ис 55:7). Враги Иисуса причисляли к З. и Его Самого (Мк 15:28; Ин 18:30; ср. Ис 53:12). Нередко так же злословят и учеников Иисуса (2 Тим 2:9; 1 Петр 2:12; 1 Петр 4:15). Иисус говорит, что лицемеры, к-рые исповедуют Его только на словах, - это те, кто "делает беззаконие", кто не исполняет волю Божью (Мф 7:23). З., распятые по правую и по левую руку от Иисуса (Лк 23:32), названы в Мф 27:38
разбойниками.

Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда
Так переводятся различные евр. и греч. слова, значение к-рых можно определить как "преднамеренное согрешение, преступление, злой умысел, дерзость" (Быт 6:11; 2 Цар 6:7; Ам 1:3.6.9.11.13; Откр 18:5 и т.д.). Выражение "сделать дерзкою рукой", встречающееся в Числ 15:30, означает совершить грех преднамеренно с целью противления Богу и Его Закону. Такое противление Богу не могло быть искуплено жертвоприношением. -> Жертва.

Злоречие
-> Хула, злословие, злоречие.

Злословие
-> Хула, злословие, злоречие.

Злословить
-> Брань, бранить, злословить.

Змей, дракон, крокодил:
1) евр. слово танним (в Септуагинте - "дракон"), передаваемое в Синод. пер. как "змей", "дракон" или "крокодил", обозначает, как правило, морское чудовище (Пс 73:13; Иез 29:3; Иез 32:2). Почти идентичное значение имеют слова -> левиафан и -> Раав (2). Слово танним встречается в Быт 1:21, Иов 7:12, Пс 148:7 (в Синод. пер. - "рыбы"), а в Иер 14:6 словом танним названы шакалы. В Исх 7:9.12; Втор 32:33 и Пс 90:13, вероятно, имеются в виду ядовитые змеи. В мифологии, и особенно в мифах о сотворении мира, важную роль играет дракон, олицетворяющий силу, враждебную одному из богов или верховному божеству. Так, и в ВЗ дракон (крокодил) символизирует ярость фараона (Иез 29:3; Иез 32:2), Навуходоносора (Иер 51:34), а также любую силу, выступающую против Господа и стремящуюся уничтожить Божий народ (Израиль). В Пс 73:13 тоже улавливается мотив борьбы с чудовищами. В ВЗ указывается на то, что драконы (танним) были сотворены Богом (Быт 1:21, в Синод. пер. - "рыбы"), поэтому они не божества, а Божьи творения (здесь употреблен евр. глагол бара, обозначающий Божье творение из ничего). В Пс 103 о левиафане говорится следующее: "Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в море..."; т.о., чудовища явно рассматриваются как творения Бога, полностью находящиеся в Божьей власти. "Огненное чудовище" -> Змея (I,6);

2) в НЗ дракон, или древний змей, фигурирует как образ сатаны. Это свирепое чудовище получит власть над всей землей, но в конце концов оно будет сковано и брошено в бездну (Откр 12:3; Откр 16:13; Откр 20:2.3).

Змей, медный,
изваяние З., сделанное из меди или бронзы, к-рое Моисей выставил в пустыне, вероятно, в районе -> Пунона, на высоком шесте. Все израильтяне, ужаленные змеями, к-рых Господь послал им в наказание, спасались, взглянув на медного З. (Числ 21:1-9). С этим ветхозаветным событием Иисус сравнивает Свою крестную смерть и ее спасит. действие (Ин 3:14). Этого медного З. израильтяне сохранили на память и принесли с собой в Ханаан. Во времена царя Езекии его называли Нехуштаном, "медным змеем", и поклонялись ему как истукану, принося перед ним жертвы курения (4 Цар 18:4). Поэтому Езекия распорядился уничтожить его. -> Изображение (II) -> Идол, идолослужение.

Змея
В Палестине распространены различные виды З., самая большая из к-рых достигает в дл. более 2 м.
I. Библ. слова, обознач. З. как общее понятие [евр. нахаш; греч. офис], в переводах на рус. язык обычно передаются словом "змея". Наряду с этим существует еще целый ряд более определ. обозначений, к-рые, как это происходит со многими названиями животных в Библии, нельзя однозначно отождествить с определ. видами (см., напр., Ис 59:5: из яиц цифони выползает эфэ). Значение корней слов и контекст, в к-ром употребляются отдельные слова, позволяют сделать след. предположения:

1) евр. пэтэн (в Синод. пер. - "аспид", "змея"), опасная (Пс 90:13), ядовитая З. (Втор 32:33; Иов 20:14.16; Пс 57:5; Ис 11:8): рогатая гадюка (Cerastes cornutus), родств. гадюке обыкнов., достигающая в дл. 60-75 см, ядовитая З. песочной окраски с широкой сплющ. головой, на к-рой видны два маленьких рога. Она часто встречается в песках по всей Северной Африке и Палестине. По нек-рым предположениям пэтэн - это аспид (настоящий) (см. ниже, I,3), на что указывает Пс 57:5, где пэтэн упомянут как З., к-рую использовали при заклинании. Заклинатели З. (ср. Екк 10:11; Иер 8:17) в совр. Египте, как, вероятно, и в древности, чаще всего работают с аспидами;
2) евр. цефа, или цифони (в Синод. пер. - "змея", Ис 11:8; Ис 59:5; "аспид", Ис 14:29; Притч 23:32; "василиск", Иер 8:17) - ядовитая З. (Ис 11:8). Это распростр. в Малой Азии, Сирии и Палестине вост. гадюка (Vipera xanthina), светло-серая ядовитая З., длиной до 1 м;
3) евр. эфэ (в Синод. пер. - "аспид", Ис 30:6; "ехидна", Иов 20:16; Ис 59:5), ядовитая З. (Иов 20:16) - состоящий в близком родстве с индийской коброй аспид (настоящий) (Naja haje). Это ядовитая З. желтоватой окраски, длиной до 2,5 м; ее изображение можно часто видеть на др.-егип. скульптурах как лобное украшение фараонов (см. выше, I,1). По предположениям других исследователей, эфэ - это песчаная эфа (Echis сarinatus), вид, сходный с рогатой гадюкой;
4) евр. шефифон (Быт 49:17, в Синод. пер. - "аспид"): это Zamenis diadema, ядовитая змея, длиной до 1,8 м, к-рая распространена на тер. от сев. Африки до сев. части Индии;
5) евр. киппоз (Ис 34:15, в Синод. пер. - "летучий змей") может обозначать зап. удавчика (Eryx jaculus), неядовитую З. длиной до 80 см, к-рая распространена в песчаных областях сев. Африки и зап. части Азии;
6) евр. сараф ("жгучий") обозначает в Числ 21:6.8 ядовитых З., к-рых Бог послал на народ Израиля в виде наказания, и медного змея, к-рого изготовил Моисей. Согл. Втор 8:15, где сараф (в Синод. пер. - "василиск") упомянут в одном ряду со скорпионом, под этими "жгучими" З. могут подразумеваться ядовитые З.; "жжение" от укуса ядовитой З. могло дать обозначение змеиному яду и ядовитым З. вообще.

Места в Библии, подобные Ис 14:29; Ис 30:6, где упоминаются летучие серафимы (мн.ч. от сараф, в Синод. пер. - "летучий дракон", "летучая змея"), а также Ис 6:2.6, где это слово обозначает шестикрылое существо, стоящее у престола Божьего (в Синод. пер. - "серафим"), явно говорят не об обычных З., а, возм., указывают на существа наподобие дракона или -> левиафана. Исаия использует здесь распростр. в народе представления, чтобы описать -> серафимов, к-рых он видел у престола Господа в своем видении (Ис 6:2.6);
7) евр. хомэт -> ящерица.

II. З. нередко олицетворяет коварство и зло (Пс 139:4; Мф 3:7; Мф 23:33), опасность (Быт 49:17), хитрость (Мф 10:16). Ядовитый укус змеи символизирует гибель (Втор 32:33; Пс 57:5; Ис 30:6; Мф 7:10; Откр 9:19), прежде всего внезапную (Иов 20:14.16; Притч 23:32; Екк 10:8; Ис 59:5; Ам 5:19). З. неоднокр. упоминаются как орудия кары Господней (Числ 21:6; Втор 32:24; Иер 8:17). В образе З. к Адаму и Еве подступило искушение (Быт 3:1), но в определ. время сатана, этот "древний змий", будет низвержен (Откр 12:9.14; Откр 20:2).

Знак, знамение
I. З. - это внешний признак ч.-л., выражение принадлежности к ч.-л., напр. З. подлинности (2 Фес 3:17); опознавательный З. (Исх 12:13). Воен. походные З. различия: -> Знамя (2).
II. Знамение - это действие откровения Божьего, призв. подтвердить и укрепить веру (Исх 3:12; Суд 6:17) или пробудить ее (Исх 4:1-9; Ин 2:23). Это также свидет-во о грядущем (Быт 9:12; Исх 3:12). Знамение может быть в З. воспоминания и завета (Быт 9:12-17; Быт 17:11; Исх 31:16; Иез 20:12.20). Но знамения - это и чудеса сатанинских сил, к-рые могут отдалять от Бога (Втор 13:2; Мф 24:24; 2 Фес 2:9; Откр 13:13; Откр 16:13). -> Чудо.
III. "Знамения времени" (Мф 16:3; ср. Лк 12:56) - это историч. события и процессы, к-рые знаменуют собой священно-историч. действие Бога и созревание мира для суда (ср. Мф 24:3; Мк 13:4; Лк 21:7), но могут быть познаны и истолкованы только через веру.
IV. Иисус говорит фарисеям и саддукеям, требующим от Него особого "знамения с неба", к-рое удостоверило бы, что Он - Мессия (Мф 16:1), о З. пр. Ионы (Мф 12:39-41; Мф 16:4; Лк 11:29.32). Слова Мф 12:40 об этом З. нужно понимать как прообраз смерти и воскресения Иисуса. Благовествование Иисуса было тогда единств. З., данным иудеям. Во всяком случае, ссылка на З. Ионы означает отказ Иисуса от демонстрации чуда как доказат-ва Своего мессианства. Иисус указывает Своим скептически настроенным противникам на необходимость веры в Его проповедь и в благовествование о Его воскресении (ср. Деян 2:32.36 и 1 Кор 1:22-24).

Знамя:
1) для обозначения З. различных воинских соединений в евр. яз. существуют два слова. Словом дегел называются З. четырех ополчений Израиля, каждое из к-рых включало три колена (-> Стан; Числ 1:52; Числ 2:2; Числ 10:14; см. также Пс 19:6; Песн 2:4). Кр. того, в Числ 2:2 упоминаются знаки [евр. от] отдельных колен. По виду эти знаки, вероятно, напоминали воен. штандарты египтян и ассирийцев;
2) евр. слово нес означает сигнал или воен. знак (Исх 17:15; Пс 59:6; Ис 31:9), выставлявшийся либо на открытом возвыш. месте (Ис 13:2; Ис 18:3; Ис 30:17), либо на гор. стене (Иер 51:12). О том, как выглядели эти знаки, неизвестно;
3) дымовые (Суд 20:38.40) или световые (Иер 6:1) сигналы называются на евр. яз. словом масет, к-рое встречается в Лахисских письмах;
4) евр. слово нес, в случае если оно употребляется по отношению к кораблям, можно понимать как парус или, возм., флаг (Ис 33:23; Иез 27:7).

Знание
I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮ
ядаЕвр , переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений: "узнавание", "осведомленность о чем-либо", "познание". От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей: к -> познанию.
II. БОЖЬЕ "ЗНАНИЕ"
Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх 33:12; 3 Цар 8:39; Иов 23:10; Пс 1:6; Пс 36:18; Пс 102:14; Ин 2:24). Человеку следует каяться и смиряться (Пс 102:14; Пс 138:1; Ис 1:3; ср. послания ангелам церквей в книге Откровения, начинающиеся словами: "Знаю дела твои", Откр 2:2.9.13.19; Откр 3:1.8.15), поскольку Господь знает не только о его недостойных поступках, но и о тайном позоре и обличает грех, в к-ром человек не признается. Но вместе с тем З. Богом нашей вины должно вызывать у нас радость и благодарение Ему, т.к. в этом содержится предпосылка нашего очищения (Наум 1:7).
III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ "ЗНАНИЕ"
З. о Боге, к-рое Адам вынес из Едемского сада, оказалось утраченным, так как человек отвернулся от Бога. Точно так же и то З. о Боге, к-рое израильтяне получили во время странствования по пустыне, было утеряно ими из-за идолопоклонства (Суд 2:10; Ис 1:3; Иер 31:32). Но обетованное Богом (Иер 31:34) исполнилось в Иисусе (Евр 8:10): через -> откровение Божье в Иисусе Христе человек смог узнать Бога как Он есть (Ин 14:7-9; 1 Тим 3:16). Это З. не стало преимуществ. правом мудрых, оно доступно для всех, и даже прежде всего для тех, кто в глазах мира выглядит немудрым (1 Кор 1:26-31), но призван к истинной мудрости (Иер 9:23).

Золотая дощечка (пластинка) на челе
-> Первосвященник.

Золото:
1) драг. металл, к-рый в ветхозаветные времена ввозился в Палестину из Хавилы (Быт 2:11), Савы (3 Цар 10:1), Аравии (Пс 71:15) и Офира (3 Цар 9:28). В евр. языке для обозначения З., помимо наиб. употребит. слова захав, используются слова сегор (Иов 28:15), кетем (Иов 28:16.19; Пс 44:10 и др.), харуц (Зах 9:3 и др.) и паз (Пс 20:4 и др.), однако смысловые значения этих слов сегодня неизвестны;
2) с древнейших времен из З. делали ювелирные украшения (Быт 24:22). Много З. использовалось при постройке скинии, при изготовлении предназнач. для нее утвари (Исх 25) и первосвященнич. одеяний (Исх 28), и особенно при строит-ве храма во времена Соломона (1 Пар 22:14; 2 Пар 3:4-9; 2 Пар 4:7.19-22); вероятно, у Соломона имелись большие запасы этого металла (3 Цар 10:14-19). Золотая храмовая утварь стала добычей Навуходоносора (4 Цар 25:15; Дан 5:2), но была возвращена евреям царем Киром (Езд 1:7-11; Езд 5:14);
3) в Библии З. часто упоминается как символ духовного богатства. Цена самого чистого З. ничтожно мала по сравнению с ценой исходящей от Бога мудрости (Притч 3:14; Притч 8:10.19), Божьего Закона (Пс 118:72.127), разумных речей (Притч 20:15), доброй славы (Притч 22:1), христ. веры (1 Петр 1:7) и искупит. крови Христа (1 Петр 1:18). В 1 Кор 3:12 З. названо в числе "строительных материалов", к-рые в Судный день пройдут испытание огнем. Совершая суд, Господь будет, подобно золотых дел мастеру, плавить и очищать З. (Мал 3:2.3), "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего ... золота" (1 Петр 1:7; Откр 3:18). В Иак 5:3 никчемность земного богатства подчеркнута образом "изоржавевшего" З. Но Небесный Иерусалим - это "чистое золото, как прозрачное стекло" (Откр 21:18.21).

Золотой телец
На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления (Исх 25-31) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола - З.Т. (Исх 32:1-6). Моисей сжег З.Т., растер пепел, смешал с водой и эту воду дал пить израильтянам. По его повелению левиты учинили в стане израильтян суровый суд; позднее Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля (Исх 32:34; Числ 14:22). Изготовление З.Т. и поклонение ему считалось великим грехом и безоговорочно осуждалось (ср. Втор 9:8-21; Неем 9:18; Пс 105:19-23). Далее в Библии не говорится о поклонении подобным изображениям - до тех пор, пока Иеровоам, сын Навата, не повелел изготовить двух З.Т. и установить одного в Вефиле, а другого - в Дане (3 Цар 12:28). Этот грех отразился на его потомках, став одной из причин гибели Северного царства (4 Цар 17:21-23; ср. -> Иеровоам -> Высота).

Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распростр. и у других семит. народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества к.-л. божества. Аарон, а позднее Иеровоам, стремились с помощью З.Т. выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельяху ("Бык Господень"), нацарапанное на черепках, найденных в -> Самарии. В различных языч. изображениях фигура быка служит подножием для самого божества; поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Вместе с тем, различные формы почитания быка, с к-рыми израильтяне познакомились в Египте, особенно культ бы-ка Аписа, могли повлиять на их представления о божестве, к-рые и привели к изготовлению З.Т.

Зоровавель
[евр. форма от аккадск. Зеру-Бабили, "семя (потомство) вавилонское"], сын -> Салафиилов, иуд. князь, к-рого перс. царь Кир в 538 г. до Р.Х. назначил областеначальником Иудеи. В Езд 1:8.11; Езд 5:14.16 он офиц. назван своим вавил. именем Шешбацар. Ряд исследователей выражали сомнения относительно тождественности этих лиц; высказывались предположения о том, что Шешбацар является предшественником Зоровавеля. Но сравнение Езд 5:16 с Езд 3:2.6.8 и Зах 4:9 не оставляет сомнений, что речь идет об одном и том же лице. Вместе с первосвященником Иисусом Зоровавель привел в Иерусалим возвращающихся из плена иудеев (Езд 2:1; Неем 12:1-9), восстановил богослужение (Езд 3:1-5) и в 537 г. до Р.Х. приступил к строит-ву храма. Но в результате сопротивления чужеземных племен, переселенных ассирийцами в Палестину, работы приостановились (Езд 4:1-5). Они были возобновлены и доведены до конца только во времена пророков Аггея и Захарии - в 520 г. до Р.Х. (Езд 5:1; Агг 1:1.14; Зах 1:1; Зах 4:6-10). После освящения храма в 515 г. до Р.Х. было упорядочено служение левитов и священников (Езд 6:14-18; Неем 12:47). За этим последовало празднование Пасхи (Езд 6:19-22). О дальнейшей деят-сти Зоровавеля и продолжительности его наместничества ничего не известно. Когда впоследствии Неемия решил "собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись", то обнаружил запись произведенной при З. переписи вернувшихся вместе с ним из плена (Неем 7:5-7; ср. Езд 2). В НЗ Зоровавель упомянут в обоих родословиях Иисуса (Мф 1:12; Лк 3:27).

Зохеф
(возм., от "подвижный"), сын Ишия из колена Иуды (1 Пар 4:20).

Зрелище
Так в Синод. пер. передано греч. слово театрон = театр. В Деян 19:29.31 этим словом назван амфитеатр в Эфесе. Такие театры были в каждом греч. и эллинистич. городе (-> Иерусалим -> Петра -> Самария). Здесь проходили представления и спортивные игры (-> Позорище, II), а также народные собрания. Напротив полукруглой сценич. площадки находились поднимающиеся кверху и располож. полукругом ряды для зрителей, к-рые завершались зданием, предназнач. для переодевания актеров [греч. скене]. Амфитеатры нередко вмещали 20-30 тыс. зрителей. Наряду с амфитеатрами существовали круглые сооружения без скене (напр., Колизей в Риме).

Зузимы,
народ в Гаме, побежд. Кедорлаомером (Быт 14:5). Их отождествляют с -> замзумимами.

Зуй
-> Цапля.