Меню
Russian English French German Spanish

Библейская Энциклопедия онлайн -- П 8 --



6) в.пророч. слове явной становится и "всеобщность" Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;
7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Иер 28). Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);
8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6; Ис 11:1; Ис 53; Иер 23:5; Зах 9:9). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном - о Божьем Новом Завете (Иер 32:32).
IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ. НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П. (Евр 1:1). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф 2:5; Мф 3:3; Мф 21:4; Рим 14:9-11). В 1 Петр 1:10-12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.
V. ПРОРОКИ В НЗ. Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1 Кор 12:28; Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1 Кор 14:37; 2 Петр 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20; Еф 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (4 Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42; ср. ->Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Деян 21:10-14), либо будущих событий (Деян 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11-16).

Пророчество
Пророчество, пророчествовать. I. Под П. Библия понимает -> откровение, данное человеку посредством Духа Божьего. В НЗ П. причислено к дарам Духа (-> Дар), о к-рых должны "ревновать" все верующие (1 Кор 14:1.5.39).Хотя "орудием" П. Всегда является человек, верующие с уверенностью принимают откровение как слово Бога, что позволяет им утверждать: "Дух Святой сказал..." (Деян 13:2), "Дух Святой свидетельствует..." (Деян 20:23) или "...Дух говорит церквам" (Откр 2:29). Речь идет о Божьих откровениях, к-рые невозможно постичь человеч. разумом (ср. 2 Петр 1:20). И тем не менее П. - это осмысленное, упорядоченное слово (1 Кор 14:32). Если в ВЗ пророч. даром наделены только пророки, то в НЗ Дух П. обещан всем (Иоил 2:28;Деян 2:16-18;Деян 21:9; 1 Кор 12, 1 Кор 13, 1 Кор 14). Ср., однако, особое служение -> пророка (V).
II. Пророч. речь может быть основана на прямом словесном откровении Бога (см. Иер 1:7.11.19; Зах 1:1). Но часто Бог посылал пророкам сны и видения (Быт 46:2; Числ 12:6; Дан 1:17; Дан 2:19; Дан 7:1; Зах 1:7; Иоил 2:28), иногда сопровождаемые пояснениями (3 Цар 22:19-33; Пс 88:20; Ис 1:1; Иер 1:11-19; Иез 37:1-14; Ам 7:1-9; Ам 8:1-3; Деян 10:10-16), к-рые надлежало пересказать народу; иногда Бог, повелевая пророкам совершить то или иное символич. действие, пояснял им его смысл (Ис 20:2; Иер 27:2; Иез 12:3-7; Ос 1:2-9) или приказывал записать опред. сообщение (Ис 8:1; Ис 30:8; Иер 29:1; Иер 30:2), как это было при передаче -> Закона Моисею (Исх 24:4; Исх 34:27). В ВЗ передача пророч. вести осуществлялась пророками в различных формах, известных и привычных народу, напр. в притче (Иез 17:2-10), плаче об умерших (Ис 14:4-23; Ам 5:1), хвалебных песнопениях (Ис 42:10-17; Ис 44:23), скорбных песнопениях - плачах (Иер 14:2-6), паломнич. песнопениях (Ис 2:2-4), насмешливых песнях (Ис 23:7-10.15),в форме обвинений и угроз (Ис 1:2-4; Ам 1:3 - Ам 2:6).
III. П. распространяется на прошлое, настоящее и будущее. Пророч. свет позволяет увидеть события давно прошедших времен (Иез 20:4-28); как пророч. прозрение, в к-ром отразилось прошлое, вероятно, следует понимать и рассказ о сотворении мира в Быт 1. Актуальность П., его непреходящее значение состоит в том, что оно раскрывает внутр. жизнь человека (1 Кор 14:24), позволяет заглянуть в сердце ближнему (ср. Мф 16:17; Мк 2:8; Ин 4:17-19; Деян 5:1-4), способствует распознанию духов (Ин 4:1). Главная же сфера П. - это будущее, что подтверждается не только исполнившимися в Новом Завете ветхозаветными предсказаниями, но и самим Новым Заветом (Деян 11:27; Деян 20:23; Деян 21:10; Откр 1:1). "Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7; ср. Ис 42:9; Ис 46:10); так, пророки заранее предвидели и предвещали дарование Евангелия (Рим 1:1; 1 Петр 1:10-12).
IV. Предназначение П. состоит в том, чтобы давать верующим конкретные указания, какие действия нужно совершать в данный момент и какие решения, соотв. Божьей воле, принять (см. Ин 16:13; Еф 1:17). Павел писал, что цель П. - это назидание, увещевание, утешение Церкви (1 Кор 14:3.31).

Но П. имеет свои границы: человек способен познавать и передавать лишь частицу полной истины Божьей (ср. 1 Кор 13:9); П. Никогда не входит в противоречие с верой (ср. Рим 12:6). П. - это каждый раз указание пути, Господь может заменять одно П. другим или отменять его (1 Кор 14:30). П. никогда не подкрепляется к.-л. доказат-вами, оно воспринимается верующими как Божье откровение. Опасность исходит от лжепророков, подражающих пророкам истинным; поэтому духов надлежит испытывать (Ин 4:1-3; ср. 1 Кор 12:3), а всякое П. проверять на истинность (1 Кор 14:29). Ал. Павел видит в П. такой дар, к-рым мог бы обладать каждый член церкви (1 Кор 14:1.5.39). П. - это знамение Для верующих (1 Кор 14:22), оно служит назиданию, увещеванию, утешению и поучению общины (1 Кор 14:3.31). Назначение на определ. ->служение или на должность часто происходило также на основании П. (1 Тим 1:18; 1 Тим 4:14).

Прославление
Прославление прославлять. I. П. - это обретение части вечной Божьей -> славы. Иисус бьи явлен в славе в момент Своего "преображения" (Лк 9:32). В конце времен Иисус еще раз явится на землю, на этот раз уже в полноте Своей славы (Мк 13:26), и вместе с Ним будут прославлены верующие в Него (Рим 8:18).
II:

1) Иисус говорит, что славу дал Ему Отец (Ин 17:22); Бог прославил Его имя (Ин 12:28). Но там, где Бог являет человеч. взорам Свою славу. Он вместе с тем скрывает ее под видимым уничижением;

2) особенно это проявляется в смерти Иисуса. Он заранее знал, что израильтяне отрекутся от своего Христа (Мессии) и что приближается Его крестная смерть. Но Он знал и о том, что это будет час прославления Сына Человеческого (Ин 12:23). Когда Иуда собирался предать Его, Иисус выразился еще яснее: ныне прославился Сын Человеческий (Ин 13:31). Подобным же образом начинается и первосвященнич. молитва Иисуса (Ин 17:1). Унижение крестом - это возвышение славой (ср. также двойное значение слова "возносить" в Ин 3:14; Ин 8:28; Ин 12:32). Распятый покрыт Божьей славой;

3) над земной жизнью Иисуса тяготело то обстоят-во, что Он еще не был прославлен (Ин 7:39; Ин 12:16); Он пребывал в неизвестности и уничижении, но именно потому Он прославляет Бога на земле (Ин 17:4). Его сокрытая слава ждала своего раскрытия, поэтому Иисус просил Отца: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира"(Ин 17:5; ср. Ин 12:28). Слава Иисуса Христа в недре Отчем (Ин 1:18) все та же - в унижении и в возвышении (Деян 3:13).

III. Иисус делает и Своих учеников причастными к грядущей славе (Ин 17:10). "Мы ... преображаемся в тот же образ от славы в славу" (2 Кор 3:18). Этим "от славы в славу" переброшен мост из настоящего в будущее Царство Божье на земле. Последнее П. будет всеохватным и коснется всех людей. Павел разъясняет это в Флп 3:21: Иисус так преобразит наше уничиженное тело, "что оно будет сообразно славному телу Его".

Прославление
Прославление, восхваление. I:1) ВЗ прославляет положит, качества человека (Притч 31:31). Тот, кто пользуется авторитетом и снискал благословение Божье, прославляется другими людьми (Иов 29:11). Но вместе с тем текст 3 Цар 20:11 предупреждает об опасности самовосхваления (ср. Притч 27:1). Жажда восхваления ведет к тщеславию (2 Пар 25:19) и заканчивается отпадением от Бога (Пс 96:7). Господь предостерегает от самовосхваления тех, кто получил от Него дары мудрости, силы, богатства, т.к. человек легко может счесть их надежным достоянием и подтверждением своей исключительности. Истинно достойны восхваления те, кто познал Бога в Его милосердии (Иер 9:23.24). -> Надменность,
2) только Господь может и должен быть прославляем, особенно в народе, к-рому Он открылся (Втор 10:21; 1 Пар 16:10; Ис 43:21). Прославляются имя Бога (1 Пар 29:13), Его правда (Пс 50:16), сила (Пс 58:17), милость (Пс 89:14), а также слово Божье (Пс 55:5). Такое прославление - это слышимый в мире отзвук Божьего откровения; поэтому оно совершается публично (Пс 21:23) и должно исходить от всех "концов земли" (Ис 42:10). Это то возвещение хвалы (Пс 50:17), через к-рое и язычники учатся познавать и восхвалять Бога (Иер 33:9; Иез 16:14).Так становится ясна Божья цель: весь сотвор. мир должен объединиться в проповеди Его славы (Пс 18).
II: 1) НЗ призывает еще категоричнее: "хвалящийся хвались Господом" (1 Кор 1:31, ср. Иер 9:22; 2 Кор 10:17; Рим 5:11). Бог спасает в Иисусе только из милости, чтобы никто не мог хвалиться перед Богом (Еф 2:9; 1 Кор 1:29),всякое прославление человека исключено (Рим 3:27; 11:18). Тщеславие, заключающееся в надежде на собств. силы, есть зло (Иак 4:16); напротив, истинного восхваления заслуживают Божьи дела (Ин 12:17), крест Иисуса (Гал 6:14), надежда на грядущую славу (Рим 5:2) и даже скорбь, через терпение ведущая к надежде (Рим 5:3). An. Павел прославляет терпение и веру, к-рые Бог пробуждает в христианах, обращенных из язычников (2 Фес 1:4; ср. 2 Кор 9:2-4). Поэтому и эти качества послужат похвале апостола в день Второго пришествия Иисуса (Флп 2:16; 1 Фес 2:19), как плод и знамение великих деяний, сотворенных Богом в Павле и через Павла (1 Кор 15:10; Гал 2:8). Неверно, однако, было бы восхвалять человека за то, что он сделал якобы своими собств. силами, тогда как все исходит от Бога (1 Кор 3:21; ср. 1 Кор 3:4);
2) Павел не нарушает эти принципы, когда восхваляет себя перед коринфянами (2 Кор 10:1 - 2 Кор 12:12). Здесь он противостоит церкви, к-рая начала ориентироваться на внешние авторитеты (2 Кор 10:7) и в к-рой появились люди, "хвалящиеся по плоти" (2 Кор 11:18). Поэтому Павел стал "немощным для немощных", чтобы спасти и вразумить их (1 Кор 9:22). Он отдает себе отчет в своем "неразумии" (2 Кор 11:17), в том, что, хвалясь, говорит как неразумный (2 Кор 12:11), но к этому принудили его коринфяне. Однако сказанное Павлом соответствует истине, апостол даже замалчивает кое-что из дарованных ему благословений, чтобы не соблазнить других ложной верой в него, Павла (2 Кор 12:6). -> Прославление, прославлять -> Хвала -> Честь -> Слава.

Просо
Просо /евр.дохан/ (Panicum miliaceum), род однолетних трав семейства злаковых. Широко возделывается в юго-зал, и юж. Азии, на севере Африки, в юж. Европе. Мелкое зерно П. (пшено) используется как продукт питания, солома идет на корм скоту. Хлеб, к-рый надлежало испечь Иезекиилю в знак наступления тяжелых дней для израил. народа, содержал примесь проса (Иез 4:9, в Синод, пер. - пшено").

Простота сердца
Простота сердца, чистосердечность, отсутствие расчета и хитрости (Быт 20:5; Еф 6:5)

Прохор
Прохор (греч. "предводитель хоровода", "руководитель хора"), один из семи -> служителей церкви в Иерусалиме (Деян 6:5).

Прощение
Прощение, простить. I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: 1) в евр. языке существует множество слов и понятий, выражающих идею П. Там, где в Синод, пер. употребляются слова "простить" и "прощение", основное значение соотв. евр. слов нередко бывает другим, напр. "устранить", "убрать" (Пс 24:18), "извинить" (4 Цар 24:4; Неем 9:17) и "извинение" (Пс 129:4; Дан 9:9), "укрыть", "покрыть" или "стереть" (Пс 77:38; Ис 22:14; Иез 16:63), а в нек-рых случаях -> "примирить" (1,1). "Переступить", "пройти мимо", "пропустить мимо" - таково значение евр. слова, употребл. в Мих 7:18; 2 Цар 24:10; Иов 7:21. Понятие П. передается в Синод, пер. и др. словами: "отпускать" (Пс 31:1), "не вменять" (Пс 31:2), "не поминать" (Ис 43:25), "изгладить' Ис 43:25; Ис 44:22), "омыть'; "очистить" (Пс 50:4);

2) НЗ передает понятие "прощение", "прощать" греч. глаголом афиэми и сущ. афесис и харидзомай; при этом последнее слово в данном значении встречается только у Павла, а первое - в других новозаветных посланиях. В остальных случаях глагол афиэми означает "отсылать", "отпускать" (Мф 13:36), "оставлять", "покидать" (Мк 13:34; Рим 1:27; Откр 2:4),атакже "допускать" (Мф 3:15),"раз-вязывать"(Ин 11:44), испускать" (Мф 27:50). Кр. того, это слово является юридич. термином, означающим "освободить кого-либо от правовых обязательств" (ср. Мф 18:27.32; 1 Кор 7:11). Исходя из этого слово афи-эми еще в Септуагинте, а затем и в НЗ употреблялось для обозначения понятия 'прощать" (Мф 6:12; Мк 2:7.10; Ин 2:12). Очень редко употреблявшееся, помимо Библии, слово афесис встречается в Лк 4:18 (в Синод, пер. - "освобождение" и "свобода"); Мк 1:4; Мф 26:28 (в Синод, пер. - "оставление"). Харид-зомаи означает прежде всего "услужить кому-либо", "подарить что-то" (Лк 7:21;Деян 27:24; Рим 8:32), а также "выдать (человека)" (Деян 25:11,16). То, что Павел постоянно употребляет это слово в значении "прощать" - как в отношении Бога, так и в отношении людей (Еф 4:32; Кол 3:13), - очевидно, связано с тем, что глагол харидзомай имеет общий корень с сущ. жарке, "милость". Т.о., уже само это слово призвано указывать на то, что П. совершается исключит, по -> милости Бога.

II. СУЩНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ:

1) П. у израильтян означало продление срока уплаты долга ( -> Субботний год). К полному П. долгов беднякам призывал Неемия во время восстановления стен Иерусалима (Неем 5:9-12). Вопрос о П. возникает, когда человек, совершив проступок в отношении другого человека или нарушив Божью заповедь, страдает от последствий своих неверных действий и стремится к освобождению от этой вины. "Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне" (Пс 37:5). Это бремя может быть столь тяжким, что человек уже не может поверить, что получит П. Ибо ->вина человека необратима. Во-первых, никакой греховный, сопряж. с виной поступок нельзя обратить вспять, он навсегда входит в нашу жизнь, сопровождая человека и в вечности (ср. Откр 14:13), вплоть до последнего Суда (ср. Мф 16:27; Рим 2:6; 1 Петр 1:17; Откр 20:12). Из-за своих грехов человек оказывается Божьим противником: "Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх 20:5.6). Бог милосерден, но Его милосердием не смягчается и не отменяется Его неприятие греха. Об это неприятие разбились оба царства израильтян: Израильское (4 Цар 17:7-23) и Иудейское (4 Цар 24:20), ибо Господь не желал более прощать их грехи (4 Цар 24:3.4);

2) именно потому, что вина греха столь тяжела и ее нельзя ни отменить, ни устранить ничем, кроме П., оно не должно и не может быть одностор. действием. П. возможно только как отношение между двумя личностями. Тот, перед кем человек провинился, прощает, т.е. объявляет через свободное и милостивое волеизъявление, что он со своей стороны не считает более соверш. проступок бременем, отягощающим взаимоотношения. Благодаря этому шагу тот, кто находился в плену своей вины, освобождается от нее - не в такой степени, чтобы она была обращена вспять и все ее последствия были устранены, но все же настолько, чтобы отношения между этими двумя личностями могли начаться заново и чтобы вторая сторона, получив П. своей вины, обрела возможность новой жизни, особенно в том случае, если прощающей стороной является Бог. Эту возможность, к-рую ему предоставляет Бог, человек должен использовать в полной мере (Пс 129:4; ср. Пс 50). Такова цель долготерпения (Неем 9:17; Ис 55:6.7) и суда Божьего (2 Пар 7:13-14; Иер 36:3). В конечном счете Бог простит весь Свой народ (Ис 33:24; Иер 31:34; Иер 50:20; ср. Иез 16:63);

3) в ВЗ Бог в значит, степени связал Свое П. с совершаемым через священника -> очищением (111,2) (Лев 5:10.16.18), как сказано в Евр 9:22: "Без пролития крови не бывает прощения". Из этого следует, что П., к-рое Бог дарует из милосердия и любви, нисколько не умаляет Его святости и праведности;

4) вся глубина и тайна П., являющегося безвозмездным даром Божьим, открывается в НЗ. Бог не может не замечать греха, а должен реально лишить его силы и устранить. Жизнью и смертью Сына Божьего Иисуса Христа совершается окончат. -> очищение (Ш,4), основа всякого, в т.ч. и ветхозаветного прощения (-> Жертва, IV); Он - наш ходатай перед Отцом (Ин 2:1), ходатайствующий за нас пред Богом (Евр 7:25; Рим 8:34). Если Иоанн Креститель возвещал близость наступления Царства Божьего (Мф 3:2) и проповедовал крещение покаяния для П. грехов (Мф 3:11; Мк 1:4), то с Иисусом это Царство реально явилось к людям (Мф 12:28). Поскольку Иисус пришел, чтобы "отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:45),0н облечен властью прощать грехи (Мк 2:5.10; Лк 7:48), однако Его противники, фарисеи, еще полностью находившиеся в плену ветхозаветных установлений, не признавали Его полномочий на это П. (Мк 2:6.7). Кровь Иисуса - кровь "нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26:28); во Христе "мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф 1:7; Ин 2:12). Поэтому Он свободно общается с мытарями и грешниками (Мф 9:9-13; ср. Мф 21:28-32) и приглашает всех их к Отцу (ср. Лк 14:23.24). Он просит у Своего Отца о П. даже для тех, кто распинал Его (Лк 23:34), и со Своего креста дарует прощение иудеям (Деян 13:38) и язычникам (Деян 10:43; Деян 26:17-18),неся им спасение (ср. Пс 32:1.2), мир и радость (Деян 8:39);
5) принес. Иисусом П. грехов теперь через благовествование Его посланников, к-рые до этого сами получили П. (ср. Ин 21:15-17; 1 Тим 1:12-16), должно передаваться далее (Лк 24:47), и не просто как весть, но и как реальная сила: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин 20:23; ср. Иак 5:14-16 и -> Ключ, 11,4). Но эта власть никоим образом не означает полной свободы учеников прощать или не прощать кому-то грехи, она может быть использована только под непосред. Руководством Св. Духа.

III. НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ:

1) Бог напоминает каждому человеку об обязанности прощать своих должников (Мф 6:12.14; Мк 11:25; Лк 6:37; Лк 11:4; Еф 4:32; Кол 3:13), а также строго предостерегает от непримиримости: "А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф 6:15). Даже если брат ваш семь раз в день согрешает против вас и просит простить его, ему нельзя отказать в этом (Лк 17:3.4). Выражение "семь раз" в данном случае говорит лишь о том, что прощать можно неоднокр., и ни в коей мере не обозначает количеств, предел для П. (Мф 18:21.22). Притча о лукавом рабе (Мф 18:23) показывает, как отсутствие снисхождения к просьбе другого (Мф 18:28-30) препятствует П. собств. грехов (Мф 18:32-35). Это еще раз (см. выше, 11,1) убеждает нас в том, что вина представляет собой нечто необратимое и что ее последствия остаются и после получения П. Раб не принял даров, ему новых отношений с господином, т.к. сам был немилосерден, и потому его вина была восстановлена в полном размере, он вновь оказался в плену у нее (Мф 18:34); 2) дар П. обязывает человека быть послушным Господу, вот почему были тщетны неискренние и своекорыстные просьбы о П., с к-рыми обращались к Богу фараон (Исх 10:16-20) и Саул (1 Цар 15:24-26). Не может быть прощено и хуление Св. Духа (Мк 3:28-30; -> Хула, 111,4). Послание к Евреям предупреждает о невозможности обновления покаянием людей, отпадших от Господа (Евр 6:4-6; Евр 10:26.27; Евр 12:15-17).

Насколько строго Бог придерживается этих принципов, показывает слово, сказанное Господом Своему народу при заключении завета: "Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем" (Исх 23:20.21). Народ Израиля сам навлек на себя суд своим непослушанием - в пустыне, в земле обетованной - вплоть до пленения - и, наконец, своим отказом принять Христа. Поэтому Павел предостерегает на примере истории своего народа: "Итак видишь благость и строгость Божью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен" (Рим 11:22). А это означает, что верующие должны ежедневно и вовеки жить только милосердным прощением Божьим.

Прямота
Прямота, открытость, смелость, дерзновение. I. В ВЗ: 1) греч. слово парресиа, к-рое в Синод. пер. передано словами, вынесенными в заголовок статьи, означает "прямота", "открытость", "откровенность", "неустрашимость";
2) слово парресиа в политическом контексте близко к понятию "независимость". Согл. Аристотелю, каждый свободный гражданин должен отвергать раболепие и низкопоклонство и упражняться в парресиа;
3) в Септуа-гинте слово парресиа встречается редко. В Лев 26:13 им переводится евр. слово комемийют - "вертикально", "стоймя" (в Синод, пер. - "с поднятой головой"). В Пс 93:1 глагол парресиадзестай передан евр. словом "яфа" ("явиться"), в данном случае оно относится к Богу, Который является человеку. В Иов 22:26 и Иов 27:10 говорится об открытости пред Богом ("будешь радоваться, утешаться"): человек, не знающий за собой вины, искренне радуется перед лицом Бога. В Притч 1:20.21 слово парресиа относится к Божьей премудрости, возвышающей свой голос на улицах и площадях.
II. В НЗ:
1) при описании деяний Иисуса довольно часто, особенно в Ев. от Иоанна, используются слова "прямота" и "открытость". Иисус выступает перед людьми свободно и открыто (Ин 7:26; Ин 18:20). Конечно, прямота Иисуса не снимала завесы тайны, к-рая окутывала Его личность и к-рая приоткрылась лишь верующим ученикам. Открытость Иисуса совмещалась иногда со скрытностью и таинственностью (см. Мк 5:43; Мк 8:30-32 и др.);
2) образцу смелости, явленной Иисусом, следовали Его ученики, пренебрегавшие смертью и не страшившиеся своих врагов. Смелость учеников Иисуса зиждилась на их уверенности в грядущем спасении (Деян 4:12). Важно не терять смелости даже в нужде и страданиях: "Не оставляйте же дерзновения вашего!" (Евр 10:35, см. пер. НЗ под ред. еп.Кассиана);
3) тайна благовествования должна возвещаться с дерзновением. В этом - молитв, прошение ап. Павла (Еф 6:19). Дерзновенное свидет-во стало для Павла "необходимой обязанностью", возложенной на него Богом. Апостол должен свидет-во-вать, а свидет-во означает открытое исповедание. Иногда действия благовестника определяются лишь его желанием повиноваться Богу; но если в его благовествовании нет дерзновения, значит, оно лишено необходимой внутренней уверенности. Не случайно в книге Деяний говорится, что Павел учил о Господе Иисусе Христе "со всяким дерзновением" (Деян 28:31); 4) в нек-рых местах Свящ. Писания говорится о том, что человек, последовавший за Иисусом Христом (Рим 8:31), не знает страха пред Богом, пред Судьей; даже в день Страшного Суда он может уповать на то, что ему, прощенному грешнику. Бог возложит на голову победный венец (Ин 3:21; Ин 4:17; Ин 5:14).

Псалмы учительные
Псалмы учительные. В заголовках псалмов Пс 31; Пс 41; Пс 43; Пс 44; Пс 51; Пс 52; Пс 53; Пс 54; Пс 73; Пс 77; Пс 87; Пс 88; Пс 141 в евр. тексте стоит слово маскил (в Синод, пер. - "учение"), как и в Пс 46:8 (в Синод, пер. - "разумно"). Точное значение этого слова - "наставляющий", "вразумляющий": оно производное от корня сахал - "делать понятным", "быть понятным", "действовать разумно"; возможно, эти псалмы были выделены как стихотворения для изучения, что и отмечено в их заголовках.

Псалом
Псалом. Благочестие людей ВЗ находит свое живое отражение в одухотвор. свидет-ве П. (-> Хвалебная песнь). Такие песнопения, помимо Псалтири, встречаются и в других местах ВЗ, напр. в Исх 15:1-18; 1 Цар 2:1-10; Ис 38:10-20; Ион 2:3-10.
I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
1) евр. название книги Псалтирь - Техиллим, "хвалебные песнопения" - происходит от глагола халая, "ликовать", "восхвалять" (ср."аллилуйя").0д-нако из всех П. только Пс 144 обозначен как техилла ("хвалебная песнь"). Септуагинта называет эту книгу Псалмой (Псалмы); сущ. псалма - производное от глагола псаллейн, "играть на лире", к-рый указывает на способ исполнения П.;
2) Псалтирь как собрание гимнов, песнопений и молитв древней Церкви имеет богатую историю. В своем нынешнем виде она представляет подборку прежде разрозненных сборников древних песнопений, таких, как Псалтирь Давида (Пс 3 - Пс 10), песнопения для хора, написанные сынами Кореевыми (Пс 41 - Пс 48), Малая книга песен восхождения (Пс 119 - Пс 133; -> Смена) и др. Это объясняет то обстоят-во, что, напр., песнь о безумце (Пс 13) встречается дважды: она включена не только в Псалтирь Давида, но и во второй сборник П. (Пс 52). Псалтирь делят на пять книг (Пс 1 - Пс 40; Пс 41 - Пс 71; Пс 72 - Пс 88; Пс 89 - Пс 105; Пс 106 - Пс 150), первые четыре из к-рых завершаются краткими славословиями (Пс 40:14; Пс 71:18-20; Пс 88:53; Пс 105:48). Вероятно, Пс 1 считался вступит., а Пс 150 - заключит. песнопением всей Псалтири;
3) исполнение П.:
а) собранные в Псалтири песнопения должны были исполняться во время богослужения. Богослужебное предназначение П. подтверждается и сравнением 1 Пар 16:8-36 с Пс 104 и Пс 95. Во время утреннего жертвоприношения в каждый из дней недели пели по псалму, причем в след. последовательности: Пс 23; Пс 47; Пс 81; Пс 93; Пс 80; Пс 92; Пс 91. О распределении П. по различным праздникам имеются разные сведения, точно известно лишь то, что во время пасхальной трапезы пели "Халлель" (Пс 112 - Пс 117; -> Хвалебная песнь). В целом собрание П. в том виде, в каком оно представлено сегодня, - это, вероятно, книга песнопений, к-рая имела хождение в эпоху второго -> храма;
б) формой исполнения П. была декламация с живыми модуляциями голоса под музык. сопровождение и с участием хора (2 Пар 5:12). То, что П. исполнялись как антифонное пение, лучше всего видно на примере Пс 135, в к-ром вторая часть каждого стиха "Ибо вовек милость Его" воспринимается как ответ общины на слова солиста. Наряду с этим можно найти фрагменты с рефреном, к-рый должны были петь народ или хор (Пс 41 - Пс 42). Со времен Давида в обязанности левитских певцов и музыкантов входила игра на псалтирях, цитрах и кимвалах (1 Пар 25:1; 2 Пар 7:6; 2 Пар 29:25-30). Дальнейшее перечисление -> музыкальных инструментов, к-рые должны были сопровождать прославление Бога, мы находим в Пс 150:3-5. -> Поэтическое искусство -> Песня -> Хвалебная песнь;

в) многие выражения, смысл к-рых не совсем понятен совр. человеку, возм., служили указаниями для исполнителей П. Напр., слово -> села, возм., указывало на паузу в молитв. песнопении. Сюда же относятся и те евр. слова, которые в Синод, пер. переданы как "плачевная песнь" (Пс 7 и др.), "учение" (Пс 31:1 и др.) и др. Пятьдесять пять П. имеют в заголовке пометку ламенаццеах, что предположит. означает начальнику хора. Иногда, видимо, упоминается какая-то другая песнь, на мелодию к-рой следовало петь П. "О лани, на которую охотятся на заре" (Пс 21:1, в Синод. пер. - "При появлении зари"), "О голубице, безмолвствующей в удалении" (Пс 55:1);

4) в заголовках прим. ста П. названы имена авторов: Моисея (Пс 89), Давида (Пс 3 - Пс 31; Пс 33 - Пс 40; Пс 50 - Пс 64; Пс 67 - Пс 69; Пс 85; Пс 100; Пс 102; Пс 107 - Пс 109; Пс 121; Пс 130; Пс 132; Пс 137 - Пс 144), Соломона (Пс 71; Пс 126), -> Асафа (Пс 49; Пс 72 - Пс 82), Емана (Пс 87), Ефама (Пс 88) и сынов Кореевых (Пс 41; Пс 43 - Пс 48). Во многих П. заголовок и текст указывают на события, к-рые позволяют достаточно точно определить время возникновения самих П. (Пс 136; ср. -> Давид, XI). Если таких указаний нет, то возраст песен установить практически невозможно: лингв, анализ также не дает каких-л. результатов. Многие П., авторами к-рых названы Давид и Соломон, можно датировать началом эпохи царств; это подтверждается и др. местами Библии (2 Цар 1:17-27; 2 Цар 3:33; 2 Цар 22:1 - 2 Цар 23:7; 3 Цар 4:32; Ам 6:5). Подобные формы поэтич. иск-ва развивались в Сирии и Палестине с глубокой древности, что доказывают тексты из Рас-Шам-оы.


II. СОДЕРЖАНИЕ. Книга П. не поддается делению на главы, как др. книги Библии. П., близкие по содержанию, или П. одних и тех же авторов рассредоточены по всей книге. В то же время среди них нетрудно выделить устойчивые группы, как, напр., "цар. П." Или "песни восхождения". Но и подборка П. по содержанию, без учета их последовательности, вряд ли возможна. К мессианским можно отнести те П., к-рые истолковывались таковыми еще до прихода Христа; эту группу можно расширить за счет тех П., к-рые истолкованы как мессианские уже в НЗ. Группирование П. по др. признаку затрудняется тем, что один П. может содержать различные составляющие, напр. наряду с жалобой на бедствие включать благодарность Богу за помощь. Яснее обстоит дело с цар. П. (Пс 91 - Пс 99) и песнями восхождения (Пс 119 - Пс 133). Кр. того, следует назвать покаянные и молитв. П. (Пс 3; Пс 6; Пс 31; Пс 37; Пс 50; Пс 87; Пс 101; Пс 129; Пс 142); просьбы к Богу о помощи (Пс 4; Пс 5; Пс 10; Пс 27; Пс 40; Пс 54; Пс 58; Пс 63; Пс 108; Пс 119; Пс 139); хвалебные и благодарств. песнопения (Пс 17; Пс 28; Пс 105; Пс 110; Пс 112; Пс 116; Пс 117; Пс 133 - Пс 135; Пс 137; Пс 143 - Пс 150); утренние песнопения (Пс 3; Пс 5; Пс 18; Пс 56; Пс 62; Пс 107); назидат. П. (Пс 1; Пс 5; Пс 7; Пс 14; Пс 49; Пс 72; Пс 93; Пс 118; Пс 138); мессианские П.(Пс 2; Пс 15; Пс 21; Пс 23; Пс 39; Пс 44; Пс 68; Пс 71; Пс 109; Пс 117); П. о славе Божьего творения (Пс 8; Пс 18; Пс 28; Пс 32); П. ист. содержания (Пс 77; Пс 104; Пс 105); 2) хотя Псалтирь - это собрание многих песнопений, созданных разными авторами, все же можно поставить вопрос о ее основной идее, поскольку речь в П. идет не только о благочестивых чувствах, выраженных в поэтич. форме.

П. как -> молитвы - это разговор с Богом, вопль ( -> призыв) о спасении и ответ на Божьи дела, совершаемые для спасения Его народа и каждой отдельной личности. П. учат тому, как молиться Богу в Духе и истине. Приходя к Богу в молитве, человек должен осознавать свою греховность, к-рая проявляется прежде всего во всеобщей греховности человечества, нередко открыто восстающего против Бога (Пс 2), пренебрегающего грядущим Божьим судом (Пс 9) или вообще отрицающего существование Бога (Пс 13; Пс 52). Поскольку враги Бога не могут вести войну против Него Самого, то они преследуют людей, стремящихся жить благочестиво (Пс 16; Пс 21; Пс 36) и в ожидании Божьего вмешательства безропотно сносящих эти преследования. Когда Господь, желая наказать и вразумить Свой народ, надолго отдает его в руки врагов, то жалобы и упования изливаются в П. (Пс 136; Пс 125). Еще глубже и острее, чем общая вина человечества, осознаются собств. грехи. Человек, ничтожный пред Богом (Пс 8:5; Пс 143:3.4) и подобный червю (Пс 21:7), опускается еще ниже под тяжестью собств. греха, лежащего на нем с рождения (Пс 50:3-8) и являющегося причиной страшных бед (Пс 37).

Первое желание грешника - замолчать свой грех, но душевные и телесные страдания принуждают его к - исповеданию, к-рое является предпосылкой прощения (Пс 31; Пс 78:9; Пс 129:3).
Однако не всякое -> страдание представляет собой Божье наказание. Так, страдающий праведник после основат. проверки своей совести может исповедаться и в своей невиновности (Пс 7; Пс 25:2.11). Прощая людям грехи. Бог извлекает их "из страшного рва, из тинистого болота" (Пс 39:3), а души их избавляет от коварства и насилия (Пс 71:14) и даже от власти преисподней (Пс 48:16). Непостижимая слава Божья проявляется в том, что Он очищает Своих избранных и дарует им новое, чистое сердце (Пс 50:9-14). Прощение и искупление - это то, из чего произрастает благодарность Богу, к-рой исполнены сердца спасенных Им (Пс 106; Пс 107). Но полное искупление народа Божьего пока только обещано (Пс 129:8); оно будет достигнуто лишь после того, как страдавший в одиночестве Мессия (Пс 21) явится как Царь славы (Пс 23), победивший всех Своих врагов (Пс 117). Следует помнить, что милость и избавление не будут дарованы Богом каждому, поэтому человек должен обратиться к Нему за помощью (Пс 26:7-10; Пс 64:3-5) и познать страх Господень, удерживающий от греха (Пс 85:11).

Бог - это праведный Судья (Пс 7:12-18; Пс 10:1-7), от Которого не укроются даже те наши грехи, к-рые неизвестны нам самим (Пс 89:8); но праведность Бога (-> Справедливость) всегда сопровождается Его -> милостью, -> милосердием, добротой и -> верностью (Пс 102:8-13; Пс 144). Бог - праведный помощник в бедах. Он всегда приходит на помощь благочестивым (Пс 15; Пс 22; Пс 36; Пс 41; Пс 42), в т.ч. и в гонениях (Пс 56; Пс 58), поэтому молитвы с жалобами на бедствия переходят в благодарность, открывающую путь для Божьего спасения (Пс 49:23). При этом только Сам Бог знает срок, в к-рый придет помощь (Пс 12:2.3). Божья помощь, полученная человеком, ведет его к постоянному и живому общению с Богом (Пс 72:23-28), дарующим благословение (Пс 64; Пс 66; Пс 127). Тот, кто познал Божье благословение, всецело уповает на Него (Пс 26; Пс 45; Пс 61; Пс 90; Пс 91). Поэтому жизнь Божьего народа, как и жизнь отдельного благочестивого человека, все более наполняется благодарностью, к-рая может выражаться в хвалебных песнопениях. Это благодарств. Славословие Бог желает слышать из уст человека как новую песнь (Пс 32; Пс 33; Пс 95) - так, чтобы она сливалась со славой Божьей, проповедуемой всем Его творением (Пс 8; Пс 18:1-7; Пс 103; Пс 148). Поэтому книга заканчивается призывом: "Все дышащее да хвалит Господа!" (Пс 150:6).

Птица
Птица. В евр. языке нет слова, значение к-рого совпадало бы с рус. словом "птица". Слово оф ("летающее"; Быт 1:20.26; Лев 1:14; Лев 11:13; Втор 14:20; Втор 28:26; Иер 5:27 и др.; в Синод, пер. чаще всего - "птица") обозначает все летающие живые существа, в т.ч. и насекомых (Лев 11:20; Втор 14:19; в обоих случаях евр. шэрэц хаоф-, в Синод, пер. - "животные пресмыкающиеся, крылатые" или "крылатые пресмыкающиеся) и крылатых млекопитающих (-> Нетопырь). Другое евр. слово, циппор ("щебечущее ), по значению значит, ближе к рус. слову "птица", но обозначает, как правило, только мелких П. (Быт 15:10; Втор 22:6; Пс 83:4; Пс 101:8; Екк 9:12; Екк 12:4; в Синод, пер. - "петух"; Иез 17:23 и др. -> Воробей). Употребляемое в НЗ греч. слово пе-тейнон ("летающее"; в Синод, пер. - "птица"; Мф 6:26; Мф 8:20; Мф 13:4.32; Мк 4:4.32; Лк 8:5; Деян 10:12 и др.) соответствует рус. слову "птица". Мир П. Палестины чрезвычайно богат. Там обитают прим. 400 видов и подвидов птиц. Одна из причин такого обилия пернатых объясняется климатом (теплое и сухое лето, умеренная и сырая зима) и разнообразием ландшафта этой страны (морское побережье, внутр. воды, возделываемые земли на равнинах, пустыня, горные районы). Но главная причина, почему в Палестине П. собираются в огромных количествах, состоит в том, что здесь пролегают важнейшие трассы, по к-рым перелетные П. мигрируют между Европой и Африкой. Большая часть из встречающихся в Палестине видов - это перелетные и кочующие птицы. Настоящий рай для П., особенно водоплавающих, - район Иорданской впадины с оз. Хуле и Галилей-ским морем (оз. Киннерет).

В ВЗ говорится об охоте на П. с помощью -> силков и -> сети, а в апокрифич. книгах упоминается использование П. для приманки (Сир 11:30). Но охота на П. подлежала ограничениям со стороны Закона: нельзя было ни убивать, ни ловить самку, если у нее был выводок (Втор 22:6.7). Пойманных П. держали дома для развлечения (Иов 40:24); упоминается и содержание декоративных П. (3 Цар 10:22). Целый ряд видов П., в части, хищных, у израильтян считался нечистым (Лев 11:13-19; Втор 14:12-18; -> Пищевые запреты; см. статьи, посвящ. отдельным видам П.). Чистыми П. (Лев 14:4; Втор 14:11.20) считались голуби, единств, вид П., к-рые разрешалось приносить в жертву (Быт 15:9; Лев 5:7), перепела (Исх 16:12.13) и, вероятно, отдельные певчие П., назв. в Мф 10:29; Лк 12:6 "малыми птицами" (-> Воробей). Очень часто слово "П." употребляется в Библии в метафорич. значении (-> Орел -> Голубь). Находящийся в опасности человек часто сравнивается с П., на к-рую охотятся (Пс 10:1; Пс 123:7; Притч 6:5; Притч 7:23; Екк 9:12). Образы П. присутствуют в псалмах (Пс 83:4; Пс 101:8; Пс 103:12), и в притчах (Притч 1:17; Притч 26:2; Притч 27:8), пророки тоже нередко обращаются к образам П., изображая в своих пророчествах картины суда и спасения (Ис 10:14; Ис 16:2; Иер 17:11; Иез 17:23; Иез 31:6; Иез 39:17; Дан 7:6; Ос 11:11; Ам 3:5; Соф 2:14). Образы П. встречаются также в притчах и иносказаниях Иисуса (Мф 6:26; Мф 8:20; Мф 10:29; Мф 13:32; Мф 23:37; Лк 12:6-7 и др.).

Публий
Публий, ->начальник о-ва Мелиты (Мальты) в то время, когда корабль, на к-ром Павла везли в Рим, потерпел крушение у берегов этого острова (Деян 28:7). В сохранившихся на Мальте надписях, сделанных в I в. по Р.Х., встречается греч. титул начальника острова (протос), и это, по-видимому, свидет-вует о том, что П. занимал высокое положение в рим. администрации. Судя по имени, П., скорее всего, был римлянином.

Пуд
Пуд ("скромный"), христианин из Рима (2 Тим 4:21).

Пунон
Пунон, место расположения стана израильтян в Эдоме (Числ 33:42), между -> Салмоной и -> Овофом. Вероятно, именно здесь Моисей изготовил изображение медного змея (Числ 21:4-10), об этом свидет-вует изображение и на карте из Мадабы (VI в. по Р.Х.). П. - это располож. прим. в 50 км юж. Мертвого моря район рудников, разработка к-рых велась еще в бронзовом веке. Судя по находкам, к-рые были сделаны в П. и в городах, лежащих сев.-зап. от него, эта местность заселялась в 2200-1800 гг. и в 1200-800 гг. до Р.Х, а впоследствии - в набатейский, рим. и визант. периоды. Чтобы защитить подступ к рудникам, Соломон построил укрепление на горной гряде, ведущей в сторону Аравы (Хамра-эль-Фи-дан). В списке эдомских старейшин, чьи имена соответствовали управляемым ими областям, Пинона (Быт 36:41; 1 Пар 1:52), вероятно, можно отождествить с П.

Пурпур
Пурпур (багряница), краска, а также ткань темно-красного или фиолетового цветов. Эту краску получали из раковин улиток Murex brandaris и Murex trunculus. Железы этих улиток выделяют жидкость беловатого или зеленого цвета, к-рая под действием солнечных лучей становится фиолетовой /евр. техелет; ассир. такилту/. Посредством спе-циальных добавок из нее получают красную краску /евр. аргаман; ассир. аргаманну/. Производство П. и торговля им в древности были монополией финикийцев, привозивших П. в Палестину и другие страны Ближнего Востока. Во времена НЗ торговля П. процветала в городе Фиатире в Малой Азии (Деян 16:14). Ко времени исхода из Египта израильтяне уже знали П., они использовали его при изготовлении завесы в скинии (Исх 26:31.36), покрывал (Исх 26:1-4) и одежды первосвященника (Исх 28). Согл. 2 Пар 3:14, П. был использован и при изготовлении завесы храма. В Иер 10:9 П. упомянут как материал для одежды идолов. Пурпурная ткань была преимущ. одеждой людей знатных (царей и князей - Есф 8:15; Иез 23:6; Дан 5:7.16) и богатых (Притч 31:22; Лк 16:19)."Багряница", т.е. одежда красного цвета, знак цар. достоинства, в к-рую в насмешку облачили Христа, была плащом римского воина /греч. коккинос, "багряный": Мф 27:28; порфюра или порфюрус, "пурпур" или "цвета пурпура": Мк 15:17.20.

Пустословие
Пустословие. Согл. Еф 5:4, П. "не прилично" христианам (здесь оно названо в одном ряду со сквернословием). Греч. слово эутра-пелт, перевел, как "пустословие", первонач. означало "искушенность в светских манерах", "праздное времяпрепровождение".

Пустыня
Пустыня. Безлюдные (Иов 38:26; Иер 2:6), почти безводные и лишенные растительности (Ис 35:1.6; Ис 41:18; Иез 19:13) области на востоке и на севере -> Палестины (Ш,2дV). Обычно это не песчаные, а каменистые и часто гористые местности. В этих местностях нет дорог (Пс 106:4). В долинах растительность скудна, растут лишь тамариск, акации, терновник (Суд 8:7). После редких и нерегулярных дождей (->Дождь, 1,1; II) поднимается трава, к-рая служит кормом для стад (Исх 3:1). Об упоминаемых в Библии П. см. статьи по их названиям; также -> Иудейские горы -> Переход через пустыню (I). Слово "П." в ряде мест Библии означает Иорданскую впадину, сев. Мертвого моря (Ис Нав 8:15; Суд 20:42; 1 Цар 13:18; ср. Мф 3:1; Лк 3:2).

Путеол
Путеол, порт. город на берегу Неаполитанского залива. Во время своего путешествия в Рим Павел пробыл неделю у христиан в П. (Деян 28:13.14). Совр. название этого города - Поццуоли.

Путь
Путь. I. -> Дорога -> Палестина (II; V); II. Слово "П." (как и "дорога", "тропа") часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4; Притч 20:24), к-рый не может укрыться от Бога (Пс 138:3; Ис 40:27). Бог держит в Своей руке все П. (Дан 5:23) и охраняет П. святых (Притч 2:8). Богу ведом и скрытый от человека его грядущий жизн. П. (Иов 3:23), поэтому нужно довериться Богу (Пс 36:5). Наконец, смерть может быть названа "путем всей земли (3 Цар 2:2; Иов 16:22), однако подобное словоупотребление ограничивается ВЗ;
2) под ПУТЯМИ, КОТОРЫМИ ИДЕТ САМ БОГ, подразумеваются Божьи замыслы (Ис 55:8) или дела (Пс 144:17; Притч 8:22), особенно Его план спасения человечества (Деян 13:10; Деян 18:25). Все П. Божьи - "милость и истина" (Пс 24:10; Откр 15:3) и неподсудны людям (Ис 40:14), ибо превышают человеч. разумение (Ис 55:8; Рим 11:33);

3) часто слово "П." означает поведение, жизн. устои, "хождение" человека (-> Ходить) (Суд 2:17; Иез 23:31; Деян 14:16; Иак 1:8).Текст Исх 18:20 ясно показывает, сколь взаимосвязаны П. и дела. В книгах Царств нередко повторяется выражение о "хождении путем отца своего и во грехах его"(3 Цар 15:26.34; 3 Цар 16:2.19.26; 3 Цар 22:43.53). Особое духовное значение П. обретает оттого, что по нему идет Бог (Втор 11:28; Иер 7:23). "Путь добрый" (Иер 6:16; ср. с 1 Цар 12:23) - это жизнь в соотв. с Божьей волей. Вновь и вновь звучит призыв к Израилю "ходить путями Божиими' (Втор 8:6; Втор 10:12; Втор 11:22; Втор 19:9; Ис Нав 22:5). Т.о., выражение "ходить путями Божиими" обретает значение "поведение, заповед. человеку Богом" (Быт 18:19; 2 Пар 17:6; Пс 118:15; Мк 12:14; Евр 3:10);

4) представление о ДВУХ ПУТЯХ, к-рое намечается еще в ВЗ (Пс 1:6; Пс 118:29; Пс 138:24; Притч 4:18; Притч 15:19), известнои в позднем иудаизме, но по-настоящему развернуто только в Мф 7:13 (собств., это двойной образ: врата и П.). Речь здесь идет не о греховной или добредет, жизни, а о призыве Иисуса следовать за Ним. Следование за Христом - это суровое требование, узкий П. (доел. "обремененный -> скорбью путь"; тетлим-менос - слово, однокор. с тлипсис), поэтому большинство людей избегает его. Но только это следование дарует обетование вечной жизни. Вместе с тем эта схема двух П. показывает необходимость, неотступность и важность решения - идти за Богом или против Него. Третьего, нейтрального, П. не существует;
5) в НЗ слово "П." означает также средство или возможность ДОСТИЧЬ СПАСЕНИЯ (Деян 16:17; ср. Деян 16:30). Эту возможность, к-рую Исаия предвидел как П. святой (Ис 35:8-10), сделал реальной только Иисус Христос Своей кровью (Евр 10:19), до этого "путь во святилище' - к общению с Богом - был "еще не открыт" (Евр 9:8). Высшей точкой библ. высказываний о П. является определение Иисусом Самого Себя как П. (Ин 14:6). Величие и неповторимость Иисуса проявляются в том, что не Он нуждается в П. к Отцу, а Сам является П., когда уходит, чтобы Своей смертью приготовить место ученикам (Ин 14:3). Ин 14:6 показывает исключительность этого заявления. Иисус не возвещатель и не предтеча. Которого оставляют позади, как это было с Иоанном Крестителем (Ин 1:36). В Иисусе цель идентична П. Иисус - это П., потому что Он есть Истина и Жизнь (ср. Евр 10:19: "путь живой"), т.е. ответ на основной вопрос бытия (см. Быт 2: "древо познания" и "древо жизни"); 6) своеобразное и единств. в своем роде словоупотребление обнаруживается в Деяниях, где слово "П." обозначает ХРИСТИАН И ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ (Деян 9:2 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Деян 19:23; Деян 24:14 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Деян 24:14 показывает, что П. христиане называют именно то, что иудеи презрительно называли "ересью". След., это было самоназванием христиан (слово "христиане" вначале возникает вне Церкви; Деян 11:26). Подобным же образом Евангелие может быть названо "путем истины" или "путем правды" (2 Петр 2:2.15.21).

Пчела
Пчела (Apis mellifica var. syriaca}. Евр. слово девора обозначает дикую палестинскую П. Этот вид П. отличает очень светлая окраска брюшка; они довольно агрессивны, часто роятся. Свои гнезда П. устраивают в полых стволах деревьев и в расселинах скал (ср. также Суд 14:8). О пчеловодстве в Библии ничего не говорится. Это занятие было известно в Египте в примитивной форме, поэтому под медом в Библии следует понимать дикий мед (Мф 3:4). В переносном смысле П. являются также олицетворением преследователей (Втор 1:44; Пс 117:12; Ис 7:18).-> Мёд.

Пшеница
Пшеница /евр. хитта, греч. ситос/. П. (Triticum vulgare) начали возделывать еще в доисторич. времена, предположит. - на Ближнем Востоке. Уже в ветхозаветные времена П. считали лучшим хлебным злаком (Исх 29:2). В Библии она часто упоминается как самый важный и наиболее распростр. вид зерновых культур (Втор 8:8; Суд 6:11; 1 Кор 5:11; 2 Пар 27:5; Езд 6:9; Езд 7:22; Иов 31:40; Пс 147:3; Иер 12:13; Иер 41:8; Лк 22:31; Пс 12:24 и др.). В Палестине лучшие сорта П. выращивались в районах Капернаума.Хоразина и особенно в уделе колена Вениамина. Здесь не только колосья П. достигали необыкнов. величины, но и стебли ее были длиннее обычных, что обеспечивало большое количество соломы. В Палестине П. сеяли в ноябре-декабре, а жатва, в зависимости от погодных условий, бывала в апреле, мае или июне (-> Календарь). Зерна перемалывали в -> муку или ели, поджаривая колосья на огне (Руф 2:14 и др.). Растолч. зерна из высуш. на огне колосьев служили также в качестве хлебного приношения (Лев 2:14).Житницей всего Средиземноморского региона в древности был Египет (Быт 12:10; Быт 41:57); большое количество зерна доставлялось на кораблях из Александрии в Италию (Деян 27:6.38). Егип. П. представляла собой особый биологич. вид (Triticum compositum), каждое растение имело несколько колосьев на одном стебле (Быт 41:5). На древних рисунках пшеничные колосья имеют ту же форму, что и у совр. сортов.

Пята
Пята упоминается в связи со змеиным укусом (Быт 3:15; Быт 49:17), а также обозначает -> ногу или стопу (Быт 49:19; Пс 40:10). Иаков в момент рождения держался за П. своего брата Исава, и поэтому его имя означает "держащийся за пяту" (Быт 25:26). Это обстоят-во положило начало будущему соперничеству между братьями.

Пятидесятница
Пятидесятница. I. ИЗРАИЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. Праздник Седмиц (Исх 34:22; Втор 16:10; 2 Пар 8:13), называемый также праздником Урожая, или Днем первых плодов (Исх 23:16; Числ 28:26), был вторым большим праздником, отмечавшимся в Израиле ежегодно (-> Календарь) в конце жатвы. Он выпадал на 50-й день (Лев 23:15) после приношения первого снопа в праздник Опресноков (-> Пасха), т.е. его праздновали через 7 недель (Втор 16:9) после начала жатвы. Отсюда и названия "праздник Седмиц" и "Пятидесятница" /греч. гэ пентэтстэ /гэмера/, "пятидесятый день"/. Последнее название стало употребляться в позднем иудаизме и поэтому встречается только в НЗ. Праздник Седмиц, когда каждый израильтянин должен был явиться в святилище "пред лице Господа" (Втор 16:11.16.17), был днем отдыха, в к-рый происходило свящ. собрание (Лев 23:21; Числ 28:26). В этот день предписывалось принести след. -> жертвы: хлебное приношение из зерна нового урожая (Лев 23:16; Числ 28:26) в виде двух хлебов возношения (- Жертва потрясания), выпеченных из 2/10 частей ефы пшеничной муки, как первый плод Господу.

В отличие от других хлебных приношений, к-рым всегда полагалось быть пресными (Лев 2:11), в данном случае речь идет об обычных, употреблявшихся ежедневно, квасных хлебах (Лев 23:17).В жертву всесожжения по этому случаю приносили двух тельцов, одного барана и семь однолетних овец (Числ 28:27; в Лев 23:18 число тельцов и баранов, видимо, перепутано; см. табл. к статье -> Жертва), одного козла в жертву за грех (Лев 23:19; Числ 28:31) идвух однолетних овец в мирную жертву (Лев 23:19). Помимо этих жертв, приносимых от всего общества, каждый израильтянин должен был принести добровольную жертву, величина к-рой зависела от того, чем благословил его Господь (Втор 16:10), и каждая семья, включая живших с ней рабов, -> левитов, пришельцев, вдов и сирот, должна была "веселиться пред Господом" (Втор 16:11). При этом все евреи должны были помнить о том, что они или их предки были рабами в Египте, к-рых Господь освободил по Своему милосердию (Втор 16:12).

II. ИЗЛИЯНИЕ СВЯТОГО ДУХА В ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. В Деян 2 сообщается о том, что в ближайший после смерти, -> воскресения и -> вознесения Иисуса праздник П. на учеников был излит Св. Дух. Это явление Духа в день П. не было случайным, как не была случайной смерть Иисуса в праздник Пасхи. Подобно тому как П. знаменовала собой окончание жатвы, так сошествие Св. Духа завершало земной труд Иисуса. В Св. Духе Христова -> Церковь связана со своим Господом до Его Второго пришествия. Излияние Духа сопровождалось великими знамениями: внезапным шумом с неба "как-бы от несущегося сильного ветра", к-рым наполнился дом, где собрались ученики Иисуса (Деян 2:2; евр.руях, как и греч. пнеума означают и "ветер", и "дух"). Ученикам явились "языки, как бы огненные", к-рые разделились и "почили по одному на каждом из них" (Деян 2:3). Этот огонь напоминает о словах Иоанна Крестителя: "Я крещу вас в воде в по-каяние,но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф 3:11). Говорение "на иных языках" (Деян 2:4-11) выражает то обстоят-во, что Св. Дух, Который т.о. давал возможность возвещать о деянии, совершенном Иисусом Христом, свидет-вовал, что перед Богом больше не существует языковых и иных различий между народами. Люди, живущие в разных частях Римской империи и говорящие на разных языках, отныне сплочены, ибо они слушают и принимают Евангелие (Деян 2:5-11). Подобного излияния больше не повторялось. Явление в Деян 4:31 носит другой характер, тем не менее оно подтверждает, что Дух по обетованию Иисуса (Ин 14:16) остается обитать в Церкви (- Дух, Святой Дух, П,В,2-3). Когда позднее в НЗ упоминается П. (Деян 20:16; 1 Кор 16:8), то подразумевается иуд. праздник Урожая. Отмечала ли в этот день молодая христ. Церковь излияние Св. Духа, неизвестно.

Пятикнижие Моисея
Пятикнижие Моисея. I. А: НАЗВАНИЕ. В иуд. традиции первые пять книг ВЗ именуются Тора - "Учение", "Закон", или Торит Моше - "Учение Моисея", "Закон Моисеев", а также Хамиша Хум-шей Тора - "Пять частей Торы", или просто Хумаш - "Пятикнижие". Отцы Церкви и древние церк. писатели (Тертуллиан, Ориген), продолжая традицию, восходящую к переводу Семидесяти (- Септуагинта), обозначали их греч. словом пентатеухос - "Пятичастная (книга)", "Пятикнижие", или называли "Пятью Свитками" (хотя весь др.-евр. текст Торы традиц. всегда содержался в одном свитке). Каждая из пяти книг Моисея в иуд. традиции названа по первым словам данной книги:
1. Берешит-"Вначале".
2. Веэйле шемот (или Шемот) - "И вот имена" (или "Имена").
3. Вайикра - "И (Он) воззвал".
4. Бемидбар - "В пустыне".
5. Эйле гаддеварим (или Деварим) - "И вот речения (или "Речения"), а также Мишне Тора - "Повторение Учения (Закона)"
Переводчики Септуагинты использовали греч. названия, указывающие на содержание каждой из частей П.М. Эти названия прак-тич. без изменений были воспроизведены Иеронимом в его лат. переводе Библии (-> Вульгата) и употребляются до сего дня в переводе на разные языки:
1. Тенесис" - "Происхождение", "Становление" (лат. Genesis; в Синод, пер. -"Бытие").
2. "Эксодос" - "Исход" (лат. Exodus; в Синод, пер. - "Исход"),3. "Левитикон" - "(Книга) Левитов" (nsci.Levitiais; в Синод, пер. - "Левит").
4. "Аритмой" - "Числа" (лат. Numeri; в Синод, пер. - "Числа").
5. "Деутерономион" - "Второй Закон" (лат. Deuteronomium; в Синод, пер. - "Второзаконие").
Существует также традиция называть эти книги Первой, Второй, Третьей, Четвертой и Пятой книгами Моисея.
Б. СОДЕРЖАНИЕ:
1) П.М. повествует о сотворении Богом Вселенной и человека, о древнейшей истории человечества (книга Бытие), а также о происхождении и развитии, эпохе юности и духовного возмужания -> Израиля, к-рый в качестве молодого народа, вступившего в завет с живым и единым Богом, появляется среди народов древнего мира, погрязших в идолослужении (см. Быт 12 - Втор). П.М. включает в себя повество-ват. тексты, материалы о происхождении различных племен, народов, семейств и отдельных лиц (- Родословие), религ.-этич. и ритуальные предписания (-> Закон), пророч. речи и предвещания, поэтич. тексты. Однако весь этот материал подчиняется одной главной теме: это спасит. действие промысла Божьего, посредством к-рого Он желает восстановить Свое владычество над падшим творением. Это проявление промысла Божьего в истории человечества и предписания, данные Им людям, П.М. показывает на материале огромного периода времени - от сотворения человека до момента, предшествующего возвращению потомков Авраама в Ханаан;
2) а) центр, сюжетным событием книги Бытие (Быт 12) является призвание -> Авраама. Ему предстояло стать праотцем народа, в жизни к-рого воля Божья должна была выразиться и осуществиться как пример и знамение всем народам. Этому призванию, к-рым открывается особая эпоха свящ. истории, именуемая "временами Израиля" (в отличие от "времен язычников", Лк 21:24; ср. Деян 1:6.7), предшествовал целый ряд предуготовит. событий, имевших основополаг. значение для истории человечества в целом. Повествования об этих событиях изложены в Быт 1 - Быт 11. Согл. концепции книги Бытие, действия провидения Божьего распространяются на всех людей.

Избрание Израиля - это только средство для достижения великой цели Божьей - восстановления всего падшего человечества. Поскольку в книге Бытие излагаются предпосылки деяний Божьих, направленных на спасение всего мира (-> Спасение), она начинается не с призвания Авраама, а с картины сотворения мира, происхождения человека и человечества. С самого начала события, составляющие историю Авраама, рассматриваются как деяния Бога, направленные на восстановление владычества Божьего. Это подчеркнуто родословиями, содержащимися в Быт 1 - Быт 11 и показывающими прямую преемственность поколений от -> Адама до Авраама. Ту же точку зрения обнаруживает и сама последоват-сть повествования: вслед за сотворением земли и человека (-> Сотворение мира) описывается жизнь первых людей в Эдемском саду (-> Едем), где происходило общение человека со своим Создателем, еще не нарушенное грехом. Однако вероломство и ослушание приводят к тому, что человек оказывается во власти греха (-> Гpex). Своеволие, эгоизм и греховность человечества за период от Адама до Ноя возрастают настолько, что, согл. приговору Божьему, оно оказывается недостойным жизни и уничтожается всемирным -> потопом. Но в лице праведного Ноя и его семейства Бог сохраняет - остаток человечества, и земля вновь заселяется. Однако сердце че-ловеч. не изменилось (Быт 8:21). Во время строит-ва Вавилонской башни люди вновь проявляют надменность и противление Богу. Все это говорит о необходимости некоего нового начинания ради спасения человечества. Так, читатель книги Бытие постепенно "подводится" к рассказу о призвании Авраама. Ной был избран для сохранения человечества как такового; в жизни же Авраама вновь проявляется то единств., что делает человека человеком: познание единого святого Бога и вера в Него и Ему (-> Познание -> Вера).

Начиная с этого момента рассказ книги Бытие являет нам в Аврааме источник того спасит. благословения, к-рое распространится на все народы. В Ханаане Авраам проповедует единобожие и получает наследника обетования: он становится отцом -> Исаака, а через него - праотцем народа Божьего. Переселившись в -> Египет, потомки Авраама умножаются и становятся большим народом, к-рый в на-знач. срок окажется в силах завоевать и заселить землю обетованную. Одноврем. с рассказом об умножении народа Авраама Свящ. Писание показывает и разрастание боковых ветвей его потомства, к-рые одна за другой отделяются от основного ствола, становясь самостоят, народами и заселяя соседние страны: это племена, происходящие от -> Лота, племянника Авраама, -> Измаила, его сына от наложницы, и -> Исава, сына Исаака. В двух эпизодах, к-рыми завершается книга Бытие, ясно отражена цель всего повествования. Первый - похороны Иакова в пещере Мах-пеле, к-рую Авраам приобрел в Ханаане для погребения Сарры и к-рая стала для семьи патриархов залогом будущего обладания всей этой страной. Второй - клятва, взятая Иосифом перед смертью с соплеменников, что они при грядущем исходе перенесут его кости в землю обетованную. Книга Бытие, т.о., излагает предпосылки будущего завоевания Ханаана, к-рое становится исполнением обетовании, данных Богом праотцам Израиля; б) центр, событие книги Исход - явление Господа на горе Синай и дарование Закона (Исх 20).

Все предшествующие события постепенно приводят к нему: умножение потомков Иакова в Египте и преследования, к-рые им пришлось перенести; рождение -> Моисея, его воспитание при дворе -> фараона, особое попечение Провидения, сопровождавшее Моисея от рождения до исхода из Египта; -> казни египетские, чудо перехода через Чермное море, путь народа до горы Синай - вся первая часть книги может рассматриваться как своего рода предисловие к заключению синайского завета и к возвещению Закона Божьего. Этот Закон, даров, свыше, становится нац., политич. и духовной основой жизни Израиля. Во второй части книги описывается построение и воздвижение -> скинии завета после дарования Закона. Это - необходимое следствие заключения завета, поскольку свящ. скиния в пустыне (как впоследствии и храм Соломона в Ханаане) являет собой одноврем. и святыню, и жилище Господа, истинного Царя Израиля, посреди Его народа. Израиль обладает святилищем, в к-ром Всевышний желает постоянно общаться с сынами Авраама; в) условия этого торжеств, общения народа с Богом должны быть подробно и последоват. изложены. Их описание и служит главной темой книги Левит, в к-рой излагаются порядок -> богослужения и предписания об освящении (-> Святость), определенные Богом для Своего народа. В этой книге содержится прежде всего целый ряд указаний относит, принесения -> жертв и обязанностей священников - потомков Аарона, а также относит, чистой и нечистой пищи и различных видов ритуальной нечистоты. Все богослужебные предписания находят свою кульминацию в обрядах Дня очищения /евр. Йом-Киппур, Лев 16 и Лев 23:26-32/.

В этот день раз в году первосвященник входит в -> Святое Святых, чтобы совершить очищение святилища, священнников и всего народа. Кр. того, в книге Левит содержатся заповеди, цель к-рых - освящение всей жизни евр. народа: уставы, касающиеся -> праздников: еженедельных (суббот), ежемесячных (новомесячий) и годичных (Пасхи, Пятидесятницы, праздника Труб, Дня очищения, Кущей), а также предписания о 7-летнем и 50-летнем циклах с завершающими их субботним и юбилейным годами (-> Юбилейный год), служащими прообразами святого и совершенного покоя в грядущем Царстве Божьем; г) в книге Числа продолжается сюжетная линия книги Исход. Как и в первых двух книгах, изложение событий сосредоточено вокруг одной темы. Здесь это непослушание народа и последовавший за ним приговор Божий: все взрослые израильтяне, вышедшие из Египта, умрут в пустыне, не узрев земли обетованной, и только их дети вступят в нее (Числ 14). Содержание первых 13 глав (счисление народа, расположение израильтян станом и порядок их передвижения, празднование Пасхи, отбытие в путь от горы Синай, посылка разведчиков в Ханаан и мятеж народа при их возвращении) логически предшествуют Божьему приговору непокорному поколению. Затем описываются новые восстания и наказания за них, а также новые законы и заповеди (Числ 15; Числ 18; Числ 19; Числ 27, Числ 28; Числ 29).После смерти -> Аарона, прихода израильтян в Заиорданье, завоевания царств аморреев - Есевона и Васана, пророчеств -> Валаама и победы над мадианитянами (-> Мадиам) народ готовится к переходу через Иордан и вторжению в Ханаан. В книге Числа прослеживается путь народа от Синая до границ Ханаана и излагаются последствия Божьего приговора согрешившим израильтянам. В ней объясняются причины 40-летнего странствования по пустыне, путь через к-рую мог бы, при других обстоят-вах, занять считанные месяцы; д) в книге Второзаконие содержится повторение многих заповедей Закона Божьего, что отражено в самом ее названии. Пришедшие в Заиорданье израильтяне (за искл. -> Иисуса Навина и -> Халева) или не были свидетелями Синайского откровения и дарования Торы, или не сохранили об этом отчетливых воспоминаний, поскольку в то время (40 лет назад) были детьми. Этому новому поколению Моисей от лица Господа вторично возвещает заповеди Торы. Он передает содержание Закона достаточно свободно, придавая значение не столько букве, сколько тому, чтобы духовная суть заповедей запечатлелась в сердцах евреев. В первой части своей проповеди Моисей напоминает обо всех событиях, пережитых народом за время странствований по пустыне (Втор 1; Втор 2; Втор 3).

Во второй части он повторяет, объясняет и развивает отдельные положения Закона, в к-рых с особой силой проявляется дух благочестия, любви и человечности, призванный стать отличит, признаком народа Божьего (Втор 4 - Втор 27). В третьей части Моисей вновь ставит народ перед выбором: служение Богу или противление Ему, - предлагая выбор между жизнью или смертью, благословением или проклятием и пророчески предрекая последствия того и другого решения (Втор 28 - Втор 30). Книга завершается последними указаниями Моисея, связанными с предстоящим вторжением в Ханаан, его пророч. песнью и благословением, а также рассказом о его кончине; 3) по отношению к ВЗ П.М. играет ту же роль, что и Евангелия по отношению к НЗ. События и предписания, излож. в нем,являются основой всех дальнейших дея-ний и указаний Божьих (см. Мф 5:18; Ин 1:17).