Меню

Библейская Энциклопедия онлайн -- П 7 --



Привратник

I: 1) в обязанность П. у гор. ворот (4 Цар 7:11) входило своеврем. открывать и запирать ворота (Неем 7:1.3; ср. Неем 13:19). П., наблюдая за тем, как люди и повозки продвигались через ворота, могли задерживать тех, кто казался им подозрительным (Иер 37:13.14);
2) в богатых частных домах надзор за входной дверью поручался рабу (Мк 13:34) или рабыне (Ин 18:16.17; ср. Деян 12:13).
II. В обязанности левитов входила и охрана святилища (1 Пар 9:19). Давид определил на это служение 4000 левит. П. дежурили поочередно (1 Пар 9:22.25; 1 Пар 23:5), день и ночь (1 Пар 9:27) неся вахту у ворот храма (1 Пар 26:13; 1 Пар 9:27), у сокровищниц (1 Пар 9:26) и у кладовых (1 Пар 26:17). Они же собирали с израильтян денежные подати (4 Цар 22:4). Эти П. во главе с начальником стражи при храме (Деян 4:1, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) часто упоминаются и в НЗ (-> Левиты, III). Они должны были следить за тем, чтобы в храм не вошел к-л. ритуально нечистый, какой-л. человек с палкой, с пыльными ногами или в обуви, а также за тем, чтобы на внутр. двор не вступила ни одна женщина.

Призрак
[греч. фантасма]. Когда Иисус пришел к ученикам по воде, они приняли Его за П. (Мф 14:26; Мк 6:49).
Призыв, призвать, призвание
В Септуагинте евр. слово кара переводится словами калейн или эккалейн ("вызывать", Втор 20:10; в Синод. пер. - "предлагать"). Первое значение этого слова - "звать", "называть" (напр., Мф 10:25). В НЗ оно часто встречается в значении "призвать", "пригласить".
I. КТО ПРИЗЫВАЕТ
Сам Бог обращается к человеку, ставя его перед выбором, уклониться от к-рого невозможно. Обращаясь к людям и призывая их, Бог кладет конец молчанию, царившему между Ним и человечеством со времени грехопадения: Быт 12:1 (Авраам); Исх 3:1 (Моисей); Ос 11:1 (весь Израиль). В НЗ к П., исходящему от Бога Отца, присоединяется П. Его Сына. Словно добрый пастырь (Ин 1:43; Ин 10:27; Мф 23:37), созывает Иисус людей.
II. К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ БОГ
К вере в Него, к общению с Ним, к служению Ему. Вера является ответом на дело спасения, к-рое Бог совершает через Иисуса, и это дело часто называется словом "призыв". Слово Господне ждет от человека ответа. Перед тем как ответить, необходимо прислушаться к Слову, сам же ответ должен заключаться в послушании ему (в греч. яз. глагол акуэйн означает "слушать", а составная форма гюпакуэйн - "проявлять послушание"; в рус. яз. сущ. "послушание" также происходит от глагола "слушать"). Вера в Бога и в Его Сына соответствует воле Отца Небесного (Ин 14:1), являясь Его даром (Мф 16:17), и часто возникает под действием Его слова (Лк 5:5). Вера - это доверие к Богу, Который Один только и заслуживает полного доверия. Им живет ученик, идущий по стопам Учителя. Вера приобщает к Учителю (Ин 15:1) и открывает доступ на великий пир в Царствие Божьем (Лк 14:15). Своим П. к вере, общению и служению Господь хочет спасти человека. Он призывает его вернуться из мира, искаженного грехом, в мир праведности, с чужбины - на родину, в дом Отца (Лк 15:11-32), обратиться от печали и ложных друзей к радости (Лк 15:24; картина брачного пира, Мф 22:1), от вражды с Господом и людьми - к миру Божьему (Кол 3:15), от жизни бренной - к жизни вечной, от дух. бедности - к дух. богатству (Еф 3:16 и др.), из сообщества грешников перейти в Его Церковь и в Его Царство.
III. КОГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ
Бог взывает ко всем людям (экклесиа, "церковь" происходит от калейн и означает букв. "призванные"), т.к. хочет спасения всех (1 Тим 2:4). Милость Его безгранична. Даже если не все внемлют Его П. - а Бог никого не принуждает принять его (Мк 10:22), - Он не перестает желать всеобщего спасения. В Библии часто говорится о воле Господа (-> Избрание) к спасению всех людей, всего мира (Ин 3:16; 2 Кор 5:19), и эта воля не ограничивается одним избран. народом (Израилем) или отдельными праведниками. И, видимо, только в вечности будет дан ответ на загадку, почему нек-рые люди не внимают П. Господа (Лк 14:18.24) или, приняв его, спустя нек-рое время вновь отпадают (см. Евр 6:4-6).
IV. С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ
Бог может обращаться к людям разными способами: непосредственно (Исх 3:1), во сне (Мф 1:20), в видении (Ис 6:1). Но в большинстве случаев призыв осуществляется через свидет-во других людей (Лк 14:17). Передавать Божий П. другим - наиважнейшая задача каждого христианина: "дабы возвещать совершенства..." (1 Петр 2:9). Бог также может призвать человека через опред. событие в его жизни. Так, Он призвал блудного сына вернуться домой, заставив его голодать (Лк 15:14). В общем же вся история отношений Бога с людьми - это Его П. к покаянию и спасению.
V. КАК ЧАСТО ПРИЗЫВАЕТ БОГ
Милосердие Божье безгранично (Пс 102:8), Его долготерпение велико (Рим 2:4). Он обращается к людям многократно (Евр 1:1). Кто слышит Его слово и внимает ему (Деян 2:37), у того есть возможность покаяться, обратиться и обрести Его милость. Но никому не дано знать, когда пробьет для него Божий час. И когда это случится, то может оказаться уже слишком поздно - как это произошло с фараоном (Исх 6:1 - Исх 12:1).
VI. ОСОБЫЕ ПРИЗЫВЫ
Иисус призывает к Себе в ученики каждого, но не каждого допускает к пастырскому служению. Если же Господь принимает решение поставить пастыря, Он сообщает об этом общине (Деян 6:3-6; Деян 14:23; Деян 20:28; Тит 1:5; -> Должность, II,Б) и указывает вновь призванному место его служения (Деян 13:2). Видимая нужда в пастыре и чья-либо одаренность, а также проявляемые людьми склонности еще не свидетельствуют о призвании. Призвание может требовать одаренности и образованности (Деян 7:22), но оно не является их следствием (Иер 1:7-10). П., если он исходит непосред. от Бога (Ис 6:1; Иез 1:3 - Иез 3:15; Лк 5:10; Ин 21:15-17; Деян 9:3-6; Деян 26:12-18), может вначале вызвать сомнения у призванного (Иер 1:6; Ион 1:1-3; Моисей пытался отклонить Божий П. пять раз: Исх 3:11.13; Исх 4:1.10.13). Но в конце концов воля Бога торжествует над всеми сомнениями и даже над открытым неповиновением (см. Ион 3:2).

VII. ПРИЗВАНИЕ, ДЕЛО

Если человек признает Иисуса Господом, то он не должен от Него ничего утаивать: этот человек всем своим существом, своими мыслями и поступками принадлежит Тому, Чьим учеником он стал. Бог создал человека (Быт 2:7) и наделил его талантами и способностями (1 Кор 4:7), к-рые тот обязан реализовать (Лк 19:11-27). Бог желает видеть в человеке труженика, а не бездельника (Быт 1:28; Быт 2:5; 1 Фес 4:11; 2 Фес 3:10). Т.о., христианин, будучи учеником Иисуса и творением Божьим, служит своему Господу. Служить он может в любом деле, к-рое совершается правед. путем. Лютер возражал против мнения, согл. к-рому призвание священника или монаха выше других призваний (1 Кор 7:20). Для Бога любая деят-сть, если она совершается Именем Господа Иисуса (Кол 3:17), есть призвание. Так и Иисус Христос служит Своему Отцу, следуя Его заветам и проповедуя Его любовь.

Прикрывать
-> Покрывать, закрывать, повязывать.

Пример
-> Образец, пример, прообраз.

Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление
I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1) основное значение евр. глагола киппэр, переводимого в Синод. пер. словами "примирять", "умилостивлять" и др. - "покрывать" (такой перевод также встречается в Синод. пер.); родств. ему сущ. кофэр означает -> выкуп (1). Принимая во внимание значения обоих слов, можно предположить, что речь идет о заглаживании некой -> вины путем принесения даров. Применительно к богослужению слово киппэр означает -> "жертвой искупить вину перед Богом и таким образом достичь -> прощения" (прежде всего в книгах Левит и Числа), но оно также встречается и в общем значении - "искупить вину перед тем, перед кем провинился";
2) греч. слово гиласкомай имеет широкое значение - от "умилостивить" (Бога или человека) до "подкупить". В Септуагинте этим словом обычно переводится евр. киппэр, в НЗ оно встречается только в Лк 18:13 ("будь милостив ко мне"), а в Евр 2:17; в 1 Ин 2:2; 1 Ин 4:10 употреблено сущ. гиласмос. В НЗ чаще употребляется глагол (апо)каталлассо и сущ. каталлагэ (Рим 5:10.11; Рим 11:15; 1 Кор 7:11; 2 Кор 5:18-20; Еф 2:16; Кол 1:20.22), а также диалассомай (Мф 5:24). Эти слова первонач. означали "произвести изменения", "обменять", "поменяться друг с другом" и "подмена", "путаница", а затем они также получили значение "примирение" и в этом значении использовались и в разговорном греч. языке.
II. УМИРОТВОРЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
"Умиротворение" в первую очередь означает "достижение примирения между людьми". Так, Иаков пытался умиротворить своего брата Исава, к-рый, как ему казалось, гневается из-за соверш. Иаковом обмана, выслав ему навстречу богатые дары (Быт 32:20). Мудрый человек может умилостивить цар. гнев (Притч 16:14; ср. Притч 25:15); но муж, жена к-рого изменила ему, не поспешит примириться с ней (Притч 6:34-15). Иисус заповедует верующему примириться со своим братом (по вере) перед принесением дара Богу (Мф 5:24). В 1 Кор 7:11 "примириться" означает восстановить распавшийся брак. Во всех перечисл. случаях подразумевается восстановление человеч. общения, разруш. в результате истинной или предполагаемой вины к.-л.
III. ПРИМИРЕНИЕ С БОГОМ
1) всякий грех, т.е. действие, противоречащее Божьей воле, ведет к нарушению общения между Богом и отдельным человеком или народом Божьим; Бог гневается за соверш. грех и заставляет испытывать его последствия (напр., посылая поражение в войне или голод) до тех пор, пока люди не искупят этот проступок, осудив виновных в нарушении Заповедей Бога, и тем заслужат примирение. Поэтому Ахан был истреблен вместе со всем своим семейством (Ис Нав 7), а за кровавую вину Саула Давид выдал на казнь гаваонитянам семь его потомков (2 Цар 21). Только кровь грешника способна искупить такой проступок и привести народ или страну к примирению с Богом (ср. Числ 35:33). Во всяком случае, это касается преднамеренных прегрешений, совершаемых "дерзкою рукою", и тяжких грехов, напр. грехов священников из дома Илия (1 Цар 3:14);
2) наряду с этим у израильтян существовал и установл. Богом порядок, при к-ром определ. прегрешения, прежде всего невольные (Лев 4:2; Лев 5:17), могли и должны были искупаться кровью жертв. животных, замещающей кровь грешника (см. особенно книгу Левит). Примирять таким способом народ Израиля, т.е. общество Господне как целое, с Богом, освобождая израильтян от последствий совершенного в их среде греха (ср. Втор 21:1-9), было задачей служения Аарона и его сыновей (1 Пар 6:49) и вообще задачей храмового служения (Неем 10:33; ср. 2 Пар 29:24). В любом случае средством такого примирения была -> кровь (животного). "Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает" (Лев 17:11). Действуя так по указанию Бога, священник, т.е. человек, достигал в указ. случаях, т.е. прежде всего при невольных прегрешениях (Числ 15:22-29), примирения, так что Бог прощал вину данному человеку или всему народу;
3) ветхозаветные жертвоприношения ограничены не только в своей "сфере действия", но и по сути своей не могут приводить к полному и продолжит. примирению с Богом. "Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек" (Пс 48:8.9). На вопрос: "С чем предстать мне пред Господом?" (Мих 6:6), - Михей отвечает так: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих 8). Но сделать человека достаточно чистым для того, чтобы он мог свободно предстать пред Господом (ср. Ис 6:3-5), ветхозаветные жертвоприношения не могли. Это указывало на необходимость нового, всеохватного примирения, к-рое должен был сотворить Сам Бог и намек на к-рое содержится у Исаии (Ис 6:7);
4) на этом ветхозаветном основании НЗ провозглашает, что жизнь и смерть Иисуса Назарянина дает окончат. и полное примирение человечества с Богом, в к-ром только и могут быть дарованы искупление и спасение. Ибо как через одного человека грех вошел в мир, а через грех - смерть, к-рая стала участью всех людей, потому что все согрешили, так и через праведность Одного пришло оправдание к жизни для всех людей (Рим 5:12.18). В качестве "милостивого и верного Первосвященника пред Богом" (Евр 2:17) Иисус Христос, принеся в жертву Свою кровь и Свою жизнь, искупил достойные смерти грехи людей (1 Петр 1:18), обеспечив им тем самым необходимое примирение с Богом (Рим 5:10.11). "Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их" (2 Кор 5:19; ср. 1 Ин 2:2). Итак, Сам Бог, по Своей любви и милосердию, совершил это примирение (1 Ин 4:10), даровал обреченным на смерть грешникам -> прощение их грехов и -> оправдание и вновь предложил им вступить в общение с Ним. Его цель - примирить с Собой во Христе "всё", всю вселенную (Кол 1:20). Чтобы примирение, сотвор. Богом для всех людей, достигло их и все они могли бы воспользоваться этим даром, каждый должен, услышав весть об этом примирении, принять ее верой. Поэтому Бог поручил "служение примирения" (2 Кор 5:18-21) Своей Церкви, к-рая от имени Христова просит: "Примиритесь с Богом" (2 Кор 5:20). Принявший эту Благую Весть входит в состав нового человечества, обретая доступ к Отцу и пребывая с Ним в одном Духе (Еф 2:11-22).

Приношение, возношение, плечо возношения
I. ПОНЯТИЕ
Приношение [евр. терума] - священная -> подать, к-рая предназначалась для Господа, святилища или священника. Раввины утверждали, что с П. связана церемония, подобная -> потрясанию жертвы (пред Господом), однако это не находит подтверждения в Библии.
II. ВИДЫ ПРИНОШЕНИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) добровольные П. на строит-во и содержание святилища (Исх 25:2; Исх 35:5; Исх 36:3), на строит-во и содержание храма Соломона (4 Цар 12:4; 4 Цар 22:4; 1 Пар 29:2), для использования их в ритуале жертвоприношения (2 Пар 30:24), на сооружение второго храма (Езд 8:25);
2) предписанная законом подушная подать: каждый израильтянин старше 20 лет обязан был давать половину сикля на святилище как П. Господу (Исх 30:13; Мф 17:24.27);
3) возношение части жертвы. При жертвоприношении за грех из тельца вынимали внутренности - тук, почки и т.д. - и сжигали их на -> жертвеннике всесожжения (Лев 4:8); при совершении хлебного П. часть хлеба также сжигали, и это было "благоухание, приятное Господу" (Лев 2:9; Лев 6:15; Иез 45:13 - в МТ, в отличие от Синод. пер., речь идет не о дани князю, а о П. Господу). Возношение при принесении "жертвы благодарности", или мирной жертвы, составляло один из четырех видов приношения (Лев 7:12);
4) хлебное возношение представляло собой лепешку, к-рую отдавали священнику (Числ 15:19; ср. Неем 10:37). Иуд предание определяет в качестве минимального объема этого возношения 1/24 часть массы приготовленного теста; со времени разрушения храма лепешка сжигалась;
5) возношение левитов составляло десятую часть той десятины, к-рую они получали от народа; "десятину из десятины" левиты отдавали священникам в качестве "возношения Господу" (Числ 18:26; Неем 10:39);
6) П. священникам представляло собой определ. часть жертвы. Так, от волов и овец они получали "плечо, челюсти и желудок". Им причитались также "начатки" от хлеба, вина, елея и овечьей шерсти (Числ 18:11-13; Втор 18:3; Неем 13:5). В тех местах ВЗ, где в одном ряду с десятиной упоминаются П., речь идет о П. именно такого рода (2 Пар 31:12; Неем 10:37-39; Мал 3:8), домочадцы священника могли есть предназначавшееся ему П. (Лев 22:1-16). П. хранились в храме в особых помещениях (2 Пар 31:11; Неем 12:44; Мал 3:10), к-рыми заведовали специально назначенные начальники;
7) при посвящении Аарона в священники (Исх 29:1; Лев 8:1) на жертвеннике было сожжено т.наз. "плечо возношения" от "овна вручения"; Моисею, исполнявшему обязанности посвящающего священника, досталась грудь овна, к-рой он потрясал "пред лицем Господним". При последующих посвящениях в священники, как и при принесении жертвы благодарности, священник, совершавший этот обряд, получал обе эти части жертв. животного (Лев 7:34; Лев 10:14; ср. Числ 6:20). Евр слово шок, переданное в Синод. пер. как "правое плечо", обозначает бедро жертв. животного (Лев 7:32-34), плечо же по-евр. называется зероа (Числ 6:19; Втор 18:3).


Принудительные работы
По словам Самуила, право вводить П.Р., равно как и право взимать десятину от урожая, призывать израильтян на воен. службу и др., принадлежит царю Израиля (1 Цар 8:10-17). Хананейские письм. источники свидет-вуют, что соотв. правами обладали цари всех хананейских городов-государств. Самуил говорит о том, что сыновья израильтян должны будут возделывать цар. поля и собирать с них урожай (1 Цар 8:12).

Но, видимо, эти работы предстояло выполнять немногим, поэтому бремя П.Р. не должно было восприниматься как слишком тяжелое. Гораздо более серьезным было предупреждение о том, что царь привлечет к П.Р. "рабов ... и рабынь ... юношей лучших ... ослов ... и употребит их на свои дела" (1 Цар 8:16). Всю тяжесть П.Р. народ испытал на себе во время строит-ва укреплений и дворца Давида (2 Цар 5:9.11), а также при возведении храма, цар. дворца, городов для запасов и для колесниц по проекту Соломона. Оставшихся в стране хананеев (3 Цар 9:15,17-21), выполнявших тяжелую работу и служивших надсмотрщиками (2 Пар 2:16.17; 2 Пар 8:4-8), было явно недостаточно для столь грандиозного проекта, поэтому Соломон был вынужден обложить повинностью весь Израиль (3 Цар 5:13.14). Рабочие из израильтян привлекались к П.Р. на время, ежемесячно сменяя друг друга. Одним из таких рабочих был, вероятно, Иеровоам, сын Навата (3 Цар 11:27.28). Увидев, что Иеровоам хорошо трудится, Соломон назначил его надсмотрщиком над всеми рабочими из "дома Иосифа". Вероятно, основная тяжесть работ лежала на десяти коленах Израиля, во всяком случае, они чувствовали себя наиб. угнетенными. Колено Иуды, видимо, было в основном освобождено от работ, на него не распространялся и новый административный порядок, т.к. в область Иуды не были назначены приставники (3 Цар 4:7-19).

После смерти Соломона десять колен Израиля под предводит-вом главного надсмотрщика Иеровоама потребовали облегчить им "жестокую работу" (3 Цар 12:3.4). Но царь Ровоам грубо отклонил это требование, чем вызвал народные волнения. В результате Адонирам, начальник над израил. рабочими, к-рого Ровоам неосмотрительно послал парламентером, был побит камнями (3 Цар 12:16-18).

Природа, природный
I. Восхищение П. как таковой, без упоминания о ее Творце, чуждо Библии; поэтому в ВЗ соотв. слова нет вообще. Всё созданное (творение; -> Сотворение мира) существует только благодаря Богу, является исключит. местом Его творчества, Его произведением и одеянием, к-рым Творец окружает Себя. Развиваясь по Его законам, П. открывает доброту и могущество Бога, вызывает у человека изумление, вселяя в него благоговение пред Богом, а не перед ней самой (см. Иов 38:1; Притч 8:22; Пс 103:1; Мф 6:26.28). В Библии нет практич. никаких упоминаний о зарождении естеств. наук, исследующих действующие в П. законы. Этим объясняется и то обстоятельство, что природные явления, даже тщательно наблюдаемые, подвергаются весьма приблизит. классификации, о чем свидет-вуют, напр., перечисления, относящиеся к растит. и животному миру.

II. Библии не знакомо и столь привычное, напр. для греч. философии, противопоставление П. духу и духовности; античные авторы (философы) считали, что дух человека создан П. и связан с ней. Однако НЗ проводит четкое разграничение между природным и тем, что вызвано или обновлено -> Божьим Духом. Словом "природа" здесь переданы два разных греч. слова:
1) слова фюсис, фюсикос обозначают обусловленное биологич. происхождением физич. и духовное своеобразие и основанную на этом принадлежность к определ. виду (роду) (см. "природные ветви" в Рим 11:21.24), а также свойственные этому виду жизненные процессы (см. "естественное употребление" в Рим 1:26) и сложившийся порядок (1 Кор 11:14). Подразумевается то общее, что свойственно и человеку и животному (физиологическое и инстинктивное) (см. 2 Петр 2:12; Иуд 1:10);
2) слова псюхе, псюхикос обозначают относящееся к душе как движущей силе "живой твари" и включают в себя (понимаемое под "плотью и кровью") своеобразие смертного земного существа (см. 1 Кор 15:44). -> Душа.
III. К природным составляющим -> человека, присущим ему как созданию, относятся как сфера тела, так и сфера души. Они подчиняются закономерностям земной жизни. Кр. того, человек как Божье создание, связан известными нравств. директивами (законами), к-рые изначально ему известны и даже язычником воспринимаются как обязат., независимо от Бога (Рим 2:14). Но вместе с тем человек от П. является частью падшего человечества и вместе с П. порабощен греху и смерти (Рим 5:12; Рим 7:23). Именно поэтому "душевный человек" не может воспринимать то, что исходит от Духа Божьего (1 Кор 2:14), именно поэтому от П. (т.е. по своему происхождению) он является "чадом гнева" (Еф 2:3). Спасение человека не может быть достигнуто совершенствованием его П.; только новое творение (2 Кор 5:17), новое рождение от Бога позволяет человеку стать "причастником Божеского естества" (2 Петр 1:4) и воссесть на небесах (Еф 2:6). Обновление завершается совлечением "тела душевного" и -> воскресением "тела духовного" (1 Кор 15:44-49).

Прискилла
[ласкат. форма имени "Приска" (лат. "старая, почтенная")], жена -> Акилы. В греч. тексте ап. Павел постоянно называет ее Приской (только в нек-рых рукописях в 1 Кор 16:19 ее имя звучит иначе), в то время как в книге Деяния она названа уменьшит. именем П. Когда имп. Клавдий выслал из Рима всех евреев (эдикт Клавдия от 49 г. по Р.Х.), П. и Акила покинули город и переселились в Коринф. Павел в первое время своего пребывания в Коринфе жил в доме этой супруж. пары, занимаясь ремеслом, каким занимались П. и Акила, - изготовлением палаток (Деян 18:1-3). Затем он переехал в дом Тития Иуста, расположенный рядом с синагогой (Деян 18:7 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Супруги сопровождали Павла в его путешествии в Эфес; здесь они остались (Деян 18, Деян 19, Деян 20, Деян 21) и здесь же принимали у себя Аполлоса, наставляя его в вере и в учении (Деян 21:26). Когда Павел вновь прибыл в Эфес, в доме этой супруж. пары стала регулярно собираться местная община. Вместе с апостолом супруги направили в Коринф свои приветствия (1 Кор 16:19). Павел назвал их своими сотрудниками, "которые голову свою полагали за его душу" (Рим 16:3). Возм., он имел в виду то, как они повели себя во время гонений в Эфесе (1 Кор 15:32; 1 Кор 16:9; 2 Кор 1:8); в таком случае они, видимо, покинули этот город вместе с Павлом и направились в Рим, где их дом вновь стал местом собраний церкви (Рим 16:3.4); сюда же, в Рим, Павел направлял им из Коринфа свои приветствия и рекомендации. Позднее супруги вновь жили в Эфесе (2 Тим 4:19). Служение Господу так объединило П. и Акилу, что их всегда упоминали вместе, причем в греч. тексте в четырех случаях из шести имя жены названо первым.

Приставник, притеснитель
[евр. ногес] - чиновник, приставл. для наблюдения за работающими на принудит. работах (Исх 5:6.10.13); это же понятие в других местах Синод. пер. передано словом "притеснитель" (Ис 9:3.4; Зах 9:8). В Ис 60:17 слово ногес (в Синод. пер. - "надзиратель") употреблено в метафорич. значении. На егип. рисунках П. всегда держит в руках палку (ср. Ис 9:4). -> Принудительные работы.

Пристройка
-> Храм (III,1).

Притвор Соломонов
Портик, назв. в Синод. пер. притвором, располагался вдоль вост. стороны двора язычников в храмовом комплексе, построенном Иродом (Ин 10:23; Деян 3:11; Деян 5:12) (-> Храм, VI). Почему этот портик был назван в честь Соломона, неизвестно. Возм., это связано с тем, что в вост. части окружавшей храм стены сохранилась древняя каменная кладка, относящаяся к перс. периоду или ко времени до вавил. пленения.

Притеснитель
-> Приставник, притеснитель.
Притча:
1) жанр П. был хорошо известен и широко использовался уже в ветхозаветные времена. Именно в этом жанре выдержано проклятие Иофама (Суд 9:7), рассказ женщины из Фекои (2 Цар 14:6) и притча Нафана (2 Цар 12:1). В НЗ эту традицию продолжил Иисус: Он часто использует П. в Своем благовествовании (Мф 13:1; Лк 12:13; Лк 15:1; Лк 16:19);
2) образным языком П. рассказывается об нравств. и духовных ценностях. Чаще всего речь идет о Царстве Божьем (Мф 13:24.31.33.44.45.47; Мф 18:23; Мф 20:1; Мф 22:2). Необходимо учитывать, что в библ. П. иносказание строится не на характерных особенностях к.-л. лица или предмета, а на сходстве ситуации в целом. Поэтому следует помнить, что фраза "Царство Небесное подобно..." в Синод. пер. не вполне точно передает смысл оригинала;
3) иногда П., не ограничиваясь основной идеей, предлагает читателю сравнительные образы. В этом случае размывается грань между П. и аллегорией, в к-рой каждый образ имеет вполне конкретное значение. Это можно проследить на примере притчи о сеятеле (Мф 13:3-8.38-43). Еще более очевидные аллегории встречаются в Ев. от Иоанна: добрый пастырь и Иисус, истинная виноградная лоза;
4) короткие П. часто сходны с афоризмами и пословицами (Мф 15:13.14; Лк 4:23; Лк 6:39), поэтому разные исследователи называют разное число содержащихся в Евангелиях П. (всего их около 40). Собственно П. бывают, как правило, двух видов: в первом описываются типичные, постоянно повторяющиеся события, явления или процессы (напр., П. о закваске), а в основе второго лежит какой-то единичный случай, напр. П. о талантах (Мф 18:23) или П. о блудном сыне (Лк 15:11). Разновидностью П. являются поучит. истории, встречающиеся только в Ев. от Луки. В них нет иносказания, но представлена определ. модель поведения, к-рой следует либо подражать (Лк 10:30; ср. Лк 10:37: "Иди, и ты поступай так же"), либо, наоборот, к-рую нужно отвергать (Лк 12:16-21); позитивная и негативная модели поведения могут быть представлены и в одной П. (Лк 18:10);
5) значение и цель П. Иисуса заключается в том, чтобы явить одним и скрыть от других духовный смысл Его благовествования (Мф 13:10; Лк 8:10). Тот, кто не принимает Иисуса Христа и отклоняет Его Благую Весть, не сможет понять Его П. и раскрыть тайну божеств. величия: он не в силах осознать тот факт, что величие Бога открылось в личности Иисуса Христа. Своим же последователям Иисус открыл глаза, предоставив возможность познать Божью славу. П. ставят человека перед нравств. и духовным выбором. Они - нечто большее, чем просто лит. произведение дидактич. характера, богатое аллегориями, афоризмами и пословицами. П. - это своеобразный лит. жанр, задачу к-рого нельзя сводить лишь к абстрактному "поучению". -> Тайна -> Басня.

Притчи Соломоновы
Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) евр. название книги - Мишлей (мн.ч. от машал), что означает "притчи", "сравнения", "уподобления", "метафорич. речь", т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., Притч 8 и Притч 9:1-6); кр. того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (Притч 3:5.6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;
2) согл. названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (3 Цар 4:29-31; 2 Пар 1:7-12). Согл. 3 Цар 4:32, Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;
3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Екк 12:8-10), она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25:1). Приложение к книге, возм., содержит речи двух древних ближневост. царей -> Агура (Притч 30) и -> Лемуила (Притч 31); впрочем, согласно иуд. традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;
4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном фрагменте (Притч 10:1 - Притч 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч 10:26). Кр. того, читателю предлагаются уподобления (Притч 6:27-29) и загадки (Притч 30:4). Относительно продолжительные высказывания содержатся в Притч 30:10-33. Т.о., в этой книге представлены все виды поэзии премудрости;
5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Рим 12:20; 1 Петр 4:18; 2 Петр 2:22).
II. СОДЕРЖАНИЕ
1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ


Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ. исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы. Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно выделить первое собрание П.С., второе собрание П.С., составленное при Езекии, а также притчи Агура и Лемуила. Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Притч 1:1 - Притч 9:18; Притч 10:1 - Притч 22:16; Притч 22:17 - Притч 24:34. Но такое деление не определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр. о соблазне плениться чужой женой (Притч 2:16; Притч 5:1-23; Притч 6:24 - Притч 7:27; Притч 9:13-18). В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Притч 25:24 = Притч 21:9; Притч 26:22 = Притч 18:8; Притч 27:11 = Притч 23:15; Притч 27:13 = Притч 20:16). Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах. Кр. того, речь может идти о разных собраниях, к-рые впоследствии были объединены;

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно - для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Притч 3:19) и упорядочившем его (Притч 3:20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч 2:6), Который наставляет человека на пути, угодные Ему (Притч 4:14).

Мудрость - это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (Притч 4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Притч 13:1-10). Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Притч 21:1.30). При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Притч 3:13) и научиться ей (Притч 24:14; Притч 30:3); мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Притч 17:16; Притч 23:23). Мудрость надо искать у людей разумных (Притч 10:13; Притч 14:33), у праведных (Притч 10:31), к-рые сами живут по мудрости, и у смиренных (Притч 11:2). Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность (Притч 2:2; Притч 5:1), с к-рой следует принимать полезные советы (Притч 13:10). Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Притч 2:10). Кощунствующий (в Синод. пер. - "распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Притч 14:6). Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Притч 24:7). Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч 23:9).

Глуп же тот, кто надеется на себя (Притч 28:26): подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон (Мф 12:42). Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк 11:49). Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф 13:54). Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1 Кор 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1 Кор 12:8). Основание всякой праведной мудрости - страх Господень. Он - начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя опора (Притч 1:7). Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и способен дать мудрость, познание и разум (Притч 2:5.6). Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч 10:27; Притч 14:26; Притч 19:23), ибо он удерживает от зла (Притч 3:7; Притч 8:13; Притч 14:2; Притч 16:6). Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч 1:24-31). Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч 23:17). Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч 11:22) и в стремлении к власти (Притч 19:13; Притч 21:9; Притч 27:15).

Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч 11:16; Притч 12:4; Притч 14:1; Притч 19:14). В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Притч 5:18), он не должен заглядываться на других женщин (Притч 2:16; Притч 6:26; Притч 23:33). Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Притч 7:6-23). И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Притч 10:4; Притч 20:13), указаны ее последствия (Притч 10:15). Но и богатому П.С. напоминают о его долге (Притч 14:31; Притч 22:22). Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Притч 13:7; Притч 19:1.22). Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Притч 30:7-9). Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Притч 22:2; Притч 29:13). Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Притч 1:19; Притч 15:27; Притч 17:8; Притч 23:6-8; Притч 28:8.22), ложь (Притч 6:17; Притч 8:13; Притч 12:19-22; Притч 13:5; Притч 21:6; Притч 29:12), лень (Притч 6:6-11; Притч 10:4.26; Притч 12:11.24.27; Притч 13:4; Притч 21:25; Притч 24:30; Притч 26:14). Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Притч 3:9; Притч 11:17.24; Притч 14:21.31; Притч 21:3) и многое др.

Приход Царства Божиего на землю
Библия свидет-вует: Божьи деяния на земле направлены на достижение конечной цели, заключающейся в окончат. свершении извечно существовавшего Божьего замысла спасения (-> Царство Божие).

I. СРОК
Срок, когда Царство Божие придет на землю, остается тайной Божьей (Мф 24:36; Деян 1:7). Приближение конца времен имеет свои признаки. Это, с одной стороны, активизация сил зла, к-рые усиливаются во всем мире, открываясь в своей сатанинской богопротивности. С др. стороны, среди политич. (Мф 24:6), обществ. (2 Тим 3:1) и религ. (2 Фес 2:3; 2 Петр 3:3; 1 Ин 2:18) потрясений действует некая сдерживающая сила (2 Фес 2:7), благодаря к-рой Евангелие проповедуется во свидет-во всем народам (Мф 24:14) и увеличивается число уверовавших в Христа язычников (Рим 11:25). Все эти процессы исполнены внутр. связи; события, след. одно за другим и влияющие друг на друга, ведут к определ. цели, знаменующей собой конец истории человечества.
II. СПОСОБ
Способ прихода царства Божьего неразрывно связан с видимым -> Вторым пришествием Иисуса Христа в откровении правды и славы Божьей (Мф 24:27; Деян 1:11; Откр 1:7), к-рое принесет с собой разделение людей на две категории. Осуществление Божьих обетований для верующих в Него произойдет посредством их восхищения (-> Взятие на небо) для встречи с Господом (1 Кор 15:51; 1 Фес 4:16.17; Откр 20:4-6). В этом "первом воскресении" верующие познают искупление тела (Рим 8:23), получат "венец жизни" (Откр 2:10; ср. 2 Тим 4:8) и примут участие в суде над безбожным миром (1 Кор 6:2). Они будут званы на "брачную вечерю Агнца" (Откр 19:7.9) и навсегда пребудут с Господом (1 Фес 4:17). Исполнение Божьих обетований о врагах Господа начнется с победы над сатаной и его помощниками, к-рые будут низвержены и заключены в бездну (Откр 19:11 - Откр 20:3). Разрушит. и губит. влияние сатаны прекратится на тысячу лет; в то же время влияние Иисуса и Его преображ. Церкви на народы земли скажется в том, что эти народы откроются для Божьей благодати (Ис 2:1-4; Мих 4:1-8; Мих 7:11-17). Сила Св. Духа будет в это время беспрепятств. действовать на земле. По окончании этого периода сатана предпримет последнее наступление, но будет окончат. побежден (Откр 20:7). После всеобщего воскресения (Откр 20:13) для всего человечества настанет последний (Страшный) Суд, на к-ром человечество будет навеки разделено на спасенных и погибших. Конечно, милосердие Божье безгранично и Его воля к спасению распространяется на всех людей (Рим 11:32; 1 Тим 2:4), но отвергающий Его милость и пренебрегающий ею обрекает себя на проклятие и на абсолютную удаленность от Бога (Мф 13:30.49.50).
III. ЦЕЛЬ ПРИХОДА ЦАРСТВА БОЖИЕГО
Извечный замысел Божий, данный нам в обетованиях, достигнет своего полного осуществления. Подтвердится достоверность Божьих обетований и предупреждений. Бог одержит полную победу над сатаной, грехом и смертью. Его правда, святость и милость восторжествуют на всей земле. Всем откроются Его небесная слава, Его величие и Его неогранич. власть и милость. Его имя будет святиться, Его воля будет и на земле, как на небе! Всякое влияние греха и смерти будет полностью устранено из нового мира Божьего (Мф 19:28; 1 Кор 15:25; Откр 21:4.27; Откр 22:15). Этот вновь даруемый -> рай явится воплощением и осуществлением извечных замыслов Бога, в нем будут обитать правда (2 Петр 3:13), мир и радость (ср. Откр 21:4). На этом Христос завершит Свое дело и навечно передаст Царство Отцу (1 Кор 15:24.27.28), Который есть "всё во всём" (ср. Еф 4:6). Все будут прославлять Его и молиться Ему (Флп 2:10.11; Откр 22:3-5).

Пришелец
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) в состав израил. общества наряду с "природными жителями" входили "пришельцы" (Исх 12:19; Лев 16:29; Числ 9:14), к-рые жили среди израильтян и находились под защитой главы одного из колен. Они давали обязат-во придерживаться обычаев богоизбр. народа и пользовались определ. правами. Их называли "пришельцами" и "поселенцами" (Числ 35:15), "притеснять и угнетать" их было запрещено (Исх 22:21). Так как Господь Бог любит П., то их должны любить и израильтяне, в прошлом сами "пришельцы в земле Египетской" (Втор 10:18). В Законе неоднократно упоминается о том, что по отношению к П. необходимо быть милостивым (Втор 14:29; Втор 16:11.14; Втор 26:11). Выполнения предписаний, касающихся П., требовали также пророки (Иер 7:6; Иер 22:3; Иез 22:7; Зах 7:10; Мал 3:5). Строго запрещалось судить П. "превратно" (Втор 24:17; Втор 27:19). Хотя П. не принадлежали к святому народу (Втор 14:21), большинство из них обладало равными с израильтянами правами (Лев 24:22). Однако в нек-рых случаях они все же уступали в правах представителям богоизбранного народа. Так, израильтяне, вынужденные продать себя в рабство из-за бедности, в -> юбилейный год становились свободными, П. же оставались рабами навечно (Лев 25:45). Если израильтянин из-за нужды продавал себя в рабство П., то семья израильтянина могла в любое время выкупить его (Лев 25:47-49); также оговаривалось, что с рабом-израильтянином нельзя обращаться жестоко (Лев 25:53). Хотя браки между израильтянами и дочерьми П. были запрещены, они все же имели место (Втор 21:10; Суд 14:1; Езд 9:1; Езд 10:2);

2) П. были обязаны вместе с израильтянами участвовать в слушании Закона (Втор 31:12). Они были включены в завет Бога с Его народом (Втор 29:9-12) и могли быть приняты в общество Израиля в том случае, если совершали обрезание (Исх 12:48). П. наряду с левитами, сиротами и вдовами получали свою часть десятин в третий год (Втор 26:12). Кр. того, они имели право участвовать в праздниках Седмиц и Кущей (Втор 16:11). На них распространялся запрет на идолопоклонство (Лев 20:2), на кровосмесит. и развратные связи (Лев 18:26), на употребление в пищу крови (Лев 17:10), на работу в субботний день (Исх 20:10; Исх 23:12) и на употребление в пищу квасного во время праздника Пасхи (Исх 12:19). Так же как израильтяне, П. должны были поститься в День искупления (Лев 16:29), испрашивать прощение за совершенные ошибки и не злословить на Господа Бога (Лев 24:16; Числ 15:26-31). Им разрешалось приносить жертвы Господу (Числ 15:14; Лев 17:8). П., спасавшемуся от мстителей за кровь, был открыт доступ в -> города-убежища (Числ 35:15). До тех пор пока П. не был обрезан, ему не разрешалось участвовать в празднике Пасхи; но, совершив обрезание, он мог принимать участие в богослужениях наравне с евреями.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Слово "пришелец" употребляется в НЗ по отношению к земной жизни верующего человека (1 Петр 1:1; 1 Петр 2:11; Евр 11:13). "Истинный град" любого христианина находится на небесах (Флп 3:20; Евр 13:14; -> Жилище, III); живя в мире сем, христианин испытывает на себе его враждебность. Язычники, вошедшие в состав народа Божьего через веру в Иисуса Христа, становятся уже не П., а полноправными членами общества Господня (Еф 2:19).
Проклятие
Проклятие, проклинать: 1) Божье П. - это лишение благословения. Так, Бог проклял змея, соблазнившего Еву (Быт 3:14), и Каина, убившего брата (Быт 4:11). Бог обещал Аврааму проклясть людей, "злословящих его" (Быт 12:3). П., произнесенные мужами Божьими в адрес других людей (Быт 9:25; Быт 49:7; Втор 27:15; Ис Нав 6:25), не являются выражением мести, ненависти или нетерпимости - это пророчества о лишении благословения и о Божьем наказании;
2) в Законе Моисея запрещалось под страхом смерти проклинать родителей (Исх 21:17), начальников родов (Исх 22:28) и глухих (Лев 19:14). Хула на Господа также считалась тяжелейшим преступлением (Лев 24:10);
3) незаслуженное П. не будет услышано Богом (ср. 2 Цар 16:12; Неем 13:2; Притч 26:2 и др.). Наиболее серьезными были последствия родительского П. (Быт 9:25; Быт 27:12). Иисус Христос "сделался за нас проклятием" (Гал 3:13 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
4) христианину не должно проклинать ни себя, ни других (Мф 5:44; Рим 12:14; Иак 3:10). Прообраз -> Образец, пример, прообраз.

Прозелиты
Прозелиты, язычники, к-рые после обрезания и специального омовения (-> Крещение, 1,1) принимались в общину Израиля (Деян 2:10; Деян 13:43). Из поздних евр. письм. источников известны две группы прозелитов: "прозелиты врат", соблюдавшие лишь т.наз. "семь законов -> Ноя", и "прозелиты правды", к-рые полностью подчинялись Закону Моисея.

Пропитание
Пропитание. I.-. Трапеза (III). II. Ученики Господа не должны отягощать своих сердец заботами о еде (Лк 21:34), поскольку Отец Небесный, питающий птиц, позаботится и о пропитании Своих детей (Мф 6:26; Лк 12:24). Иисус учит, что проповедующий Евангелие должен жить от благовествования (1 Кор 9:14); an. Павел ссылается здесь на Лк 10:7.

Проповедь
Проповедь, проповедовать, проповедник. Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви.

I. В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др.-евр. слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Пс 21:32), Божьего града (Пс 86:3), мира (Ис 52:7). В ВЗ часто используются такие выражения, как "славить и восхвалять Бога", "возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину". Такого рода возвещение не было связано с опред. местом, временем или облечено в конкретные формы. -> Пророки осознавали себя "устами Божиими", призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Иер 15:19). Нередко библ. пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Иер 20:7-9). Часто их пророчества были исполнены поэтич. вдохновения и находили выражение в соотв. лит. формах. В евр. текстах нередко встречаются типичные для -> поэтич. жанров приемы - вост. цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др.). Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Пс 104:1; Ис 40:6; Иер 2:2; Иер 11:6; Ион 1:2; Ион 3:2; Мих 3:5; Зах 1:14).

Слова, переведенные в Исх 36:6; 2 Пар 24:9; Дан 5:29; Ос 5:8 как "объявлять", "возвещать", "провозглашать", "возглашать" или "проповедовать", обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата. Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Иер 14:14; Иер 23:28). Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Иер 1:6; Иез 3:1; Ион 1:2). От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Часто его деят-сть не приносила видимого успеха (-> Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово "не возвращается тщетным" (Ис 55:11). Важно отметить, что ветхозаветная П. нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич. дей-ствиями. к-рые особенно запоминались слушателям: Иер 27:2 (возлож. на шею дерев. ярмо); Иез 12:1-7 (проломленная стена) и др. П. ПРОПОВЕДЬ В НЗ: 1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования; отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах. Ниже приводятся наиб. часто употребляемые греч. глаголы, обознач. П.: кэрюс-сейн - "публично, во всеуслышание объявлять" (Мк 1:45; Мк 5:20; Лк 8:39); эвангелидзейн - "возвещать Благую Весть", "благовествовать" (Мф 11:5; Деян 16:10; Рим 1:15; 1 Кор 1:17); дидаскейн - "учить" (подразумевается обстоят., длит. проповедь-наставление) (Мф 4:23; Мф 7:29; Мф 9:35; Мк 4:2); мартюрейн - "свидетельствовать", т.е. "распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры". Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидет-ву огромное значение (Лк 4:22; Ин 1:15; Ин 1:2);

2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ:
а) иудеи проповедовали Закон (Деян 15:21), т.е. по субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (-> Училище). Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П. Евангелия (Лк 4:16; Деян 13:14);
б) Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Мф 3:1; Мк 1:3; Лк 3:3).

Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 3:2). Этот призыв, в к-ром соединились Закон и Евангелие, был услышан евр. народом. Многие покаялись в грехах и приняли крещение (Мк 1:5).Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Деян 13:23-25). Благовествование и крещение Иоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Ин 1:29);
в) спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос. В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения. Иисус был Вестником, Посланником Отца (Ин 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, к-рую Он нес (Лк 4:18.21; -> Вера, 11,2). К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Мф 12:28; Лк 17:21; Ин 1:26). Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал. Иисус вещал на горе (Мф 5, Мф 6, Мф 7),в домах и синагогах (Мф 4:23), на берегу моря (Мк 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Лк 20:1). Его П. принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами. Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении; в Нем Царство Божье открылось во плоти.

Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1 Петр 3:19). Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев. В П. Евангелия действует Сам Господь (Лк 10:16; Рим 10:14.17);

г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Мк 1:44.45; Мк 7:36). Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету. Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами;
д) Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Мк 6:12; Мф 10:7). Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич. служения. Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус: "Приблизилось Царство Небесное" (Мф 10:7).Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Мф 28:18-20; Мк 16:15-18; Ин 20:21-23). Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого -> Духа (Деян 1:8; Деян 2:1). С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру. Одноврем. их Весть получила новое и окончат, содержание. Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Гос-пода(1 Кор 1:23);
3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. Предметом новозаветной П. является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов:

а) П. Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Мф 9:35), означает, что Христос - Господь (2 Кор 4:5), потому что Ему будет принадлежать "царство мира" (Откр 11:15). Цель Евангелия не только блаженство (-> Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной;
б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2 Кор 5:18). Важнейшая часть этой П. - призыв к -> покаянию (Мф 3:2; Мф 4:17). Без него нет доступа в Царство Божье (Ин 3:3); в) за покаянием следует -> вера (Евр 6:1), из к-рой только и может возникнуть новая жизнь. Петр называет веру испытанной и драгоценной (1 Петр 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Рим 1:16; Рим 3:22.28; Рим 4:3.5; Рим 9:33; Рим 10:9; 1 Кор 1:21; Гал 2:16);
г) призыву к вере сопутствует П. -> оправдания, к-рое Бог дарует верующему (2 Кор 3:9). Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Рим 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Рим 3:23-28; Рим 4:5; 2 Кор 3:9);
д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Деян 9:20;Рим 14:24; 1 Кор 1:23; 1 Кор 15:14). П.по-каяния и веры (Деян 20:21) наделена действенной силой. Она есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2 Кор 2:1); для одних Евангелие - соблазн и безумие, для других - Божья сила и Божья премудрость (1 Кор 1:23). Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Откр 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Мф 5:10-12; Мф 10:22; 2 Тим 3:11.12);
4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ:
а) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия: "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим 10:15; ср. Мк 3:14; Лк 4:18; Лк 9:2; Деян 26:16-18). Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования. Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование. Истинный проповедник благовествует по "необходимой обязанности" (1 Кор 9:16);
б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2 Кор 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в НЗ очень редко (напр., в 2 Тим 1:11; 1 Тим 2:7; 2 Петр 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике. Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (Мф 10:16). Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2 Тим 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его П., иначе он становится недостойным великой миссии (1 Кор 9:27; Рим 2:21). Несоответствие между жизнью и П. делает служение бесплодным; в) суть П. заключается не во вдохновенных человеч. словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1 Кор 2:4); г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Гал 1:10) или "льстить их слуху" (2 Тим 4:3). Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2 Тим 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1 Кор 9:19; 2 Тим 2:15), прокладывая т.о. путь к их сердцам;

5) СЛУШАТЕЛИ. Цель П. - не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2 Кор 2:4.5; Рим 10:10.17). Из веры произрастает -> послушание (Рим 1:5), к-рое Бог также "производит" в верующем (Флп 2:12.13; Еф 2:8-10). Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П. одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь.

Пророк
Пророк. I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греч. слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. - "прозорливец", 1 Цар 9:9; 1 Пар 9:22; 1 Пар 29:29), хозэ (в Синод, пер. - "прозорливец", 2 Цар 24:11; "провидец", Ам 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1 Цар 2:27; 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.
II. ПРОРОК В ВЗ:
1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез 8:6); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис 7:1-9); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8; Мих 2:1).

По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; Иер 4:1-4; Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Т.о., П. - это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой - знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. - это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось -> избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь - в словах милости и в словах гнева - высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;
2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: -> Авраам (Быт 20:7), -> Моисей (Втор 18:15-18; Втор 34:10), -> Аарон (Исх 7:1), -> Самуил (1 Цар 3:20), -> Гад (1 Цар 22:5), -> Нафан (2 Цар 7:2), -> Ахия (3 Цар 11:29), -> Самей (3 Цар 12:22), -> Иуй (3 Цар 16:7; 2 Пар 19:2), -> Илия и -> Елисей, -> Михей (3 Цар 22:9), а также -> Иоанн Креститель (Мф 3:7-11; ср. Мф 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: -> Мариамь (Исх 15:20), -> Девора (Суд 4:4), -> Алдама (4 Цар 22:14) (-> Олдана) и -> Анна (Лк 2:36); в Ис 8:3 под словом "пророчица" подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;
3) известно, что во времена Самуила (1 Цар 10:5.10; 1 Цар 19:20), Илии (4 Цар 2:3.5.15) и Елисея (4 Цар 4:38-41; 4 Цар 6:1) существовали т.наз."школы П." - служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1 Цар 19:20.24) или Елисея (4 Цар 4:38), к-рые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких "сынов пророческих" (3 Цар 20:35) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое "пророчество", хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1 Цар 10:10; 1 Цар 19:20-24);

4) подобных П. собирал Ахав (3 Цар 22:6; ср. 3 Цар 22:22, где эти П. названы "его пророками"), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Ис 28:7; Иер 6:13; Иер 8:1; Иер 14:18; Иер 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих 3:5.11), что в народе обычно считалось делом естественным (1 Цар 9:7; 3 Цар 13:7; 4 Цар 8:8),но против подобной деят-сти восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5-8), решит. отмежевывались от профессиональных П., к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14; Иер 8:11; Иез 13:10.16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13-16; Иер 23:17.25-27.32; Иер 27:10.14; Иез 13). Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14; Иер 23:25-27; Иез 13:6; Иез 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30-32; Мих 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3 Цар 22:22); 5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Ис 6; Иер 1; Иез 1, Иез 2, Иез 3; Ам 7:15; Ион 1:1); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился "рабом Божиим" (Иер 7:25);

Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1; Ис 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Иер 20:7; Ос 1). Для народа Израиля П. - это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. - это служение стража (Иез 3:17; Иез 33:7), а его слово - это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2; Иер 7; Ос 4:1) и возвещение суда (Ис 5:1; Ам 2:4), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, - а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.
III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:
1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч. слово;

2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами "так говорит Господь" /еяр.неум яхве, "речение Яхве"; Ис 1:24;Иер 29:11 идр./;
3) во многих случаях весть П. - это призыв к -> обращению от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1; Ис 9:8; Иер 21:4; Иер 28). Ист. катастрофы - это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12; ср., однако, Ис 44:24 - Ис 45:7);
4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (-> Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;

5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1) или произнесенную речь (Иер 7:1); слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16; Агг 2:2) или через символич. действие (Ис 20; Иер 28; Иер 32). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: "И было ко мне слово Господа..."; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (-> Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь "протоколирует" действия пророка;
6) в.пророч. слове явной становится и "всеобщность" Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---