Меню

Библейская Энциклопедия онлайн -- П 5 --



Послание к Титу

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) в П.кТ. АВТОРОМ назван Павел (Тит 1:1), а личное отношение пишущего к адресату (Тит 1:4), как и поручение, к-рое он дает ему, подтверждают авторство апостола;
2) ПОВОД к написанию П.кТ. просматривается в самом послании. На о-ве Крит уже было много верующих, но не было духовных руководителей - пресвитеров или епископов (Тит 1:5). При своем первом посещении этого острова Павел упорядочил жизнь верующих в отдельных городах, но его пребывание там, очевидно, было слишком коротким, чтобы охватить все церкви. Поэтому он оставил там Тита, к-рый должен был завершить начатое апостолом дело и устранить недочеты в руководстве церквами. Tит получил от апостола указания, что именно он должен был делать;
3) АДРЕСАТ.
Хотя Tит и не упоминается в Деяниях, но из посланий апостола он известен как его сотрудник (2 Кор 2:12.13; 2 Кор 7:6-8; 2 Кор 8:16-19; Гал 2:1.3). Из кратких сведений о нем следует, что Tит был одним из особо близких Павлу помощников, поскольку апостол называет его истинным сыном (Тит 1:4) и хвалит за усердие (2 Кор 8:16) и любовь к церквам (2 Кор 7:15);
4) Павел, очевидно, написал Послание к Титу на пути в Никополь (Тит 3:12), где он собирался провести зиму, предположительно в период между написанием Первого и Второго -> посланий к Тимофею (I,2). Более точных сведений нет.
II. СОДЕРЖАНИЕ
А. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ
1. Приветствие адресату (Тит 1:1-4).
2. Основные требования:
а) требования к тем, кто назначается на должности епископов и пресвитеров (Тит 1:5-9);
б) размежевание со лжеучителями (Тит 1:10-16).
3. Основополагающие правила:
а) правила воспитания членов церкви в соответствии с Евангелием (Тит 2:1-15);
б) отношение к властям и окружающим на основе обретенной благодати (Тит 3:1-8).
4. Отдельные указания и заключение (Тит 3:9-15).
Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Если Павел в приветств. слове подробно говорит о своем служении и Божеств. призвании, то это адресовано не Титу, а критским церквам, поскольку Tит знал о полномочиях, к-рыми обладал апостол; видимо, Павел стремился укрепить позицию Тита в его отношениях с критянами (Тит 1:1-4). Tит остался на Крите, чтобы по поручению апостола поставить в церквах -> епископов и -> пресвитеров (Тит 1:5). Павел указывает ему на важнейшие критерии, по к-рым он должен производить отбор среди претендентов на эти должности (Тит 1:6-9) и еще раз подчеркивает необходимость соответствия церковных руководителей строгим требованиям. Он также указывает на многочисл. искусителей и опасность учений, распространяемых "людьми, отвращающимися от истины" (Тит 1:10-16), к-рым Tит должен решительно противостоять. Павел объясняет, как, на основе Евангелия, воспитывать верующих (Тит 2:1.15) в христ. любви, ибо это соответствует высокому призванию Церкви (Тит 2:11-14). При этом он призывает верующих вести себя должным образом в отношении начальств и властей (Тит 3:1), быть кроткими в обращении с окружающими (Тит 3:2), указывает им на великую благодать Христа (Тит 3:3-7). В заключение Павел дает Титу нек-рые поручения, повторно предостерегает его от бесполезных "споров и распрей о законе", а также от лжеучителей (Тит 3:9-11) и просит своего сотрудника быть готовым к тому, что его позовут в Никополь (Тит 3:12).

Послание к Филимону,
самое краткое из сохранившихся посланий ап. Павла. Оно написано, вероятно, в Риме одноврем. с посланиями к ефесянам и к колоссянам (ср. Флм 1:1 - Кол 1:1; Флм 1:10 - Кол 4:9). Раб Онисим, сбежавший от Филимона, состоят. члена Колосской церкви, встретил в Риме Павла и благодаря ему пришел к вере. Павел охотно оставил бы его при себе в качестве помощника (Кол 4:13), но не захотел нарушать действующий Закон. Онисим мог получить свободу только в силу добровольного согласия своего господина, а не по приказу апостола. Отказ от владения рабом мог произойти только как акт веры со стороны человека, увидевшего в рабе не свою собственность, а брата по вере. Пребывание в рабстве не препятствует человеку стать христианином. Но может ли христианин продолжать считать рабом человека, к-рого освободил Иисус Христос? Чтобы подчеркнуть это, Павел приравнивает Онисима к себе: "Прими его, как мое сердце", - пишет он Филимону (Кол 4:12). Он хотел бы видеть этих двух людей равными (Кол 4:13). Филимон должен понять, что сам он, будучи господином, на самом деле не кто иной, как раб Христа (ср. 1 Кор 7:20-22), значит, он и Онисим - братья. Но нарушение закона со стороны раба не может быть оправдано волей Божьей; только слово господина может сделать раба свободным в правовом отношении. В изменившихся обстоят-вах Павел преступает рамки установлений ВЗ, согласно к-рым беглого раба нельзя выдавать (Втор 23:16). Это послание позволяет по-новому взглянуть на отношения господина и раба, начальника и подчиненного: как один, так и другой несут ответственность перед истинным Хозяином - Господом. Неверность и протест одной стороны повлияет на приговор суда Божьего так же, как и отсутствие заботы о ближнем и братской любви к нему - другой.

Послание к Филиппийцам

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) в самом начале П.кФ. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7.12-14; Флп 2:19-25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; Флп 4:10-20). Все это столь однозначно указывает на авторство Павла, что оно никогда и никем не оспаривалось. Вместе с Павлом отправителем послания назван Тимофей. Это не единственный случай, когда апостол писал послания вместе со своими ближайшими сотрудниками (1 Кор 1:1; Гал 1:1; 1 Фес 1:1);
2) АДРЕСАТ послания - церковь в Филиппах, македонском городе, где селились в основном рим. ветераны. Лежащий в глубине материка, он, в отличие от порт. городов, не имел непосредств. контактов с др. городами и странами. В связи с этим следует заметить, что связь с миром хотя и облегчала миссионерскую деят-сть (-> Фессалоника), но одноврем. способствовала проникновению опасных влияний, к-рые порождали непостоянство в убеждениях (-> Коринф). Филиппийская же церковь жила интенсивной внутр. жизнью и благодаря поддержке Павла принимала активное участие в его миссионерском служении (Флп 4:15). Созданию здесь церкви способствовали благоприятные обстоят-ва. Павел, призванный Богом из Малой Азии в Македонию, начал свою деят-сть в Филиппах. Здесь женщина по имени -> Лидия, вместе с домочадцами слышавшая благовествование Павла и его спутников, уверовала. Крестившись, она приняла благовестников в свой дом. После того как Павел изгнал духа из служанки-прорицательницы, к-рая своим "ремеслом" приносила хозяевам большой доход, те схватили Павла и Силу и отвели "к начальникам", обвинив в том, что эти двое "возмущали" город. Павла и Силу избили и бросили в темницу, однако Бог освободил их оттуда посредством землетрясения. Увидев это чудо, тюремщик уверовал в Бога (Деян 16). Так в Филиппах увидели, что Бог поддерживает верно служащих Ему и дарует им победу;
3) ВРЕМЯ И МЕСТО написания П.кФ. точно установить невозможно. В качестве места заключения Павла, где он написал это послание, исследователи называют три города: Эфес, Кесарию и Рим Упоминание -> претории (Флп 1:13) и "святых ... из кесарева дома" (Флп 4:22), очевидно, говорит в пользу Рима, но претории существовали и в малых столицах; а) существует целый ряд косвенных указаний на то, что в конце своего трехлетнего пребывания в Эфесе (начало 55 г. по Р.Х.) Павел оказался в заключении (-> Акила -> Послания к коринфянам, I,4). То обстоят-во, что сообщения об этом отсутствуют в Книге Деяний, не является достаточным основанием для того, чтобы опровергнуть данную версию; ведь Деяния умалчивают и об обстоят-вах, при к-рых Павел попал в, казалось бы, безнадежное, смертельно опасное положение, о чем писал он сам (2 Кор 1:8).

В пользу Эфеса как места написания П.кФ. говорит и то обстоят-во, что его геогр. положение позволяло поддерживать относит. прочные связи с Филиппами, и это облегчало задачу приезда сюда посыльных (см. Флп 2:25-30). На раннее время написания П.кФ. указывает и борьба с иуд. приверженностью к Закону, происходившая внутри церкви (Флп 3:1-6), однако этот довод не убедителен; б) о Кесарии известно, что в этом городе Павел, даже находясь в заточении, смог защитить и утвердить Евангелие в ходе публичного разбират-ва его дела (Деян 24:1 - Деян 26:1; ср. Флп 1:7), но никакие частные подробности, имеющиеся в П.кФ., не указывают на время, когда Павел находился в Кесарии (между 56 и 58 гг. по Р.Х.); в) согл. наиб. древнему преданию, Павел написал П.кФ. во время своего первого заключения в Риме; на это указывает то обстоят-во, что апостол, предвидя благоприятный исход дела, строит планы нового путешествия (Флп 1:25-27; Флп 2:23). Именно поэтому П.кФ. вместе с другими посланиями, написанными в заточении (послания к ефесянам, колоссянам и Филимону), датируют началом 60-х гг. по Р.Х. Зрелость суждений и емкость послания также соответствуют этому более позднему сроку;
4) очевидно, причиной написания П.кФ. явилось желание Павла выразить благодарность за переданное ему Филиппийской церковью пожертвование, хотя основная его цель - попечение о душах филиппийцев и укрепление их в вере. Апостол ищет не даяния, а "плода, умножающегося в пользу верующих" (Флп 4:17).
II. СОДЕРЖАНИЕ
1) КОМПОЗИЦИЯ

Приветствие святым в Филиппах (Флп 1:1.2).
I. Повод к написанию послания (Флп 1:3-11):
1. Благодарность за благовествование (Флп 1:3-6).
2. Связь апостола с адресатами и просьба об их духовном возрастании (Флп 1:7-11).
II. Положение, в к-ром находится апостол, и его оценка (Флп 1:12-30):
1. Узы Павла способствуют успеху благовествования (Флп 1:12-14).
2. О проповеди притворной и искренней (Флп 1:15-20).
3. Тоска по Господу и необходимость дальнейшего служения (Флп 1:21-26).
4. Общность апостолов и Церкви в страданиях, переносимых ради Христа (Флп 1:27-30).
III. Следование за Христом в церк. жизни (Флп 2:1 - Флп 4:20):
1. Единодушие в жизни и умонастроениях (Флп 2:1-4).
2. Пример Христа (Флп 2:5-11).
3. Жизнь веры как Божье действие (Флп 2:12.13).
4. Указания относит. следования за Христом (Флп 2:14-18).
5. Усердные сотрудники (Флп 2:19-30).
6. Христ. жизнь между прошлым и обетованным (Флп 3:1-21).
7. Образ новой жизни (Флп 4:1-9).
8. Зачаток настоящего плода (Флп 4:10-20).
Приветствия и благословения (Флп 4:21-23).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Филиппийцы живут в общении друг с другом, следуя Евангелию, т.е. познание Благой Вести и жизнь в соотв. с ней стали смыслом их жизни. Церковь и все ее члены увлечены мощным, пульсирующим потоком жизни (Флп 2:1), основа к-рого - "общение духа" как соединенность с Богом. Это проявляется как в духовной помощи, оказываемой через увещевание и утешение, так и в явленной через любовь и милосердие помощи в житейских трудностях. Церковь, кр. того, объединена общим делом распространения Евангелия. Она заботится о находящемся в заточении апостоле, направляя к нему своего посланца с пожертвованиями (Флп 4:10-16.18), и доказывает тем самым свою верность ему. И все же церковь еще не достигла совершенства, хотя ее соучастие в деле благовествования создает уверенность в том, что Бог приведет ее к цели (Флп 1:5).


Эта цель предполагает полную преданность человека Богу, с тем чтобы Он мог беспрепятственно производить в верующих "и хотение и действие" по Своему благоволению (Флп 2:13). Поэтому находящийся в заточении апостол не утратил присущего ему мужества и даже в таком положении свидетвует о Христе (Флп 1:12-14). Нек-рые полагают, что Павел обречен на бездеят-сть. Он же радуется тому, что проповедуеют Христа. И в темнице Павел осознает себя защищенным заступничеством Церкви и содействием Св. Духа по воле Бога. Он убежден, что ни в чем не будет "посрамлен", ибо для него "жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп 1:19-21; ср. Флп 3 и Гал 2:20). Подобно Павлу, и нам надлежит заботиться об исполнении на земле данного Богом поручения (Флп 1:22-26). Вероятно, т.наз. "Гимн Христу" (Флп 2:5-11) во времена Павла звучал в церквах при богослужениях как исповедание веры. Этот гимн на примере жизни Иисуса показывает, как необходимо жить каждому, кто хочет реально исполнять на земле волю Божью. Поэтому Павел призывает к тому, чтобы верующие подражали Иисусу, ибо апостол знает о даре Св. Духа, через к-рого Бог действует в верующих (Флп 2:12; Флп 4:7). Жизнь в подражании Христу требует от учеников преданности, смирения, самоотречения и послушания вплоть до смерти; но именно тогда, когда по человеч. меркам все кажется потерянным, Бог силен возвысить падшего, равно как и унизить того, кто кичится своей победой. Осознавая это, апостол радуется даже тому, что он сам может "соделаться жертвой" (Флп 2:17). Считая свои прошлые достижения "тщетою" (Флп 3:7), он призывает церковь вопреки всем препятствиям направить взгляд на Господа и служить Богу духом. Постоянно возрастая, достичь образа Христа - вот та цель, к к-рой стремится Павел (Флп 3:12). Возможности и пути к этому он указывает в Флп 2:12-18. Только помня об этой цели, можно понять жизнь и деяния апостола. Та преданность делу, к-рой отличалось его служение, должна наполнять жизнь каждого христианина. К этому призывает П.кФ.

Послания
-> Письмо.

Послания Иоанна

ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ
I. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ
Уже в Ев. от Иоанна проводится различие между людьми, прочно связавшими свою судьбу с Христом, и людьми, к-рые, встретив Иисуса, оставили Его, ибо слова Господа показались им чрезмерно суровыми (Ин 6:66). Подобное явление наблюдалось и в Церкви: одновременно с ее ростом и проникновением в Слово Божье здесь отмечалось стремление к мирским благам. Задача Первого послания (-> Письмо) заключается в том, чтобы предостеречь Церковь от этой опасности и указать верующим на необходимость пребывания во Христе.
II. АВТОР
Заголовок послания и введение к нему, сравнение его содержания и стиля с Ев. от Иоанна, а также свидет-во ученика Иоанна Поликарпа Смирнского определенно указывают на авторство ап. Иоанна. По-видимому, Иоанн написал это послание (вероятно, как и Второе и Третье), будучи вполне зрелым человеком, так что Первое послание можно датировать концом I в. по Р.Х.
III. АДРЕСАТ
Отсутствие в Первом послании обычных для эпистолярного жанра обращения и заключения не позволяет сказать ч.-л. определенное о его адресате. Возм., послание было обращено к христианам тех церквей в Малой Азии, к-рым адресованы семь посланий книги Откровение (Откр 2 - Откр 3). В отличие от Второго и Третьего посланий, к-рые имеют форму письма (т.е. указан адресат и есть заключение), Первое послание можно, скорее, отнести к учительной и назидат. лит-ре. В то же время в нем также видна личная, искренняя любовь к читателям, к-рая ощущается не только в обращениях "возлюбленные" (1 Ин 2:7) или "дети" (1 Ин 2:12), но и в языке, тональности всего послания.
IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ
Причиной написания послания, видимо, стало широкое распространение взглядов, извращавших христ. понимание личности Христа, а тем самым и значение грядущего спасения. Кр. того, известно, что в Малую Азию, где Иоанн совершал апостольское служение, из Египта пришел иудеохристианин Керинф, утверждавший, что Иисус был обыкнов. человеком, на Которого при крещении сошел Спаситель, отделившийся от Него в момент Его крестной смерти (это учение получило название "докетизм").
V. СОДЕРЖАНИЕ
В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда - все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон (1 Ин 1:1-4).
VI. КОМПОЗИЦИЯ
Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав:
Введение: подлинность и достоверность благовествования (1 Ин 1:1-4):
1. Условия, необходимые для общения с Богом (1 Ин 1:5 - 1 Ин 2:17):
а) очищение от грехов (1 Ин 1:5 - 1 Ин 2:2);
б) единство веры и дел (1 Ин 2:3-11);
в) неприятие мира (1 Ин 2:12-17).
2. О постоянстве (1 Ин 2:18 - 1 Ин 3:24):
а) отпадение антихристов (1 Ин 2:18-23);
б) пребывание в правде (1 Ин 2:24-29);
в) пребывание в праведности (1 Ин 3:1-10);
г) пребывание в любви (1 Ин 3:12-18);
е) уверенность в спасении (1 Ин 3:19-24).
3. Сущность любви (1 Ин 4:1-21):
а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух, отрицающий Его (1 Ин 4:1-6);
б) откровение Божьей любви в воплощении Христа (1 Ин 4:7-11);
в) значение нашей любви (1 Ин 4:12-15);
г) пребывание в любви Божьей (1 Ин 4:16-21).
4. Вера (1 Ин 5:1-21):
а) истинная вера и ее воздействие (1 Ин 5:1-5);
б) главное свидетельство нашей веры (1 Ин 5:6-12);
в) общение с Богом в вере (1 Ин 5:13-21).

VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить -> возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека (1 Ин 3:9.14; 1 Ин 4:7; 1 Ин 5:1.4.18). Послание призвано укрепить возрожденного человека, к-рому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога (1 Ин 2:1.2; 1 Ин 3:1.8.14; 1 Ин 4:9.10 и др.);
2) основу для новой жизни дает общение человека с Богом, явленным во Христе. Оно достигается и сохраняется очищением грехов, пагубная суть к-рых не всегда осознается человеком (1 Ин 1:5 - 1 Ин 2:2), и делами, согласующимися с верой (1 Ин 2:3-11). Выполнение этих условий способствует духовному созреванию и укреплению человека, если только он вновь не обратится к мирскому (1 Ин 2:12-17). Общение человека с Богом в любое время может быть разрушено, как показывает пример антихристов, не признающих Иисуса Христом (1 Ин 2:22) и тем самым отделяющих себя от Тела Христова (1 Ин 2:19). От отпадения может уберечь только постоянное пребывание в новой жизни, к-рой свойственны праведность, очищение от грехов, любовь и уверенность в спасении. Но обретение новой жизни - это не исключит. заслуга самого человека, а милостивое деяние Бога, Который хранит рожденных от Него, оберегая их от лукавого (1 Ин 5:18);
3) основой новой жизни является любовь, к-рая не может быть разделена на любовь к Богу и любовь к ближнему (1 Ин 4:20.21). В этой любви, к-рая обязат. должна подкрепляться делами (1 Ин 3:18), проявляется новая жизнь, дарованная Богом. В ней заключена духовная связь с Богом, Который есть любовь (1 Ин 4:16). Беря свое начало в Боге, любовь из вечности явилась миру и открылась нам в единородном Сыне, посланном для нашего спасения (1 Ин 4:9). Умозрительно познать Бога и любовь невозможно. Только через рождение от Бога можно причаститься Божьей любви и тем самым познать сущность Бога. Всякий, подобно антихристам, отрицающий пришествие Христа, отрицает тем самым и Божью любовь (1 Ин 4:2.3);
4) обретение этой любви и заложенного в ней спасения возможно через веру, к-рая дается исключит. через возрождение и к-рая живет только в любви (1 Ин 5:1). Верующий "побеждает мир" (1 Ин 5:4), и благодаря этому в нем может зародиться новая жизнь.

ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ
I. АДРЕСАТЫ


Заголовки обоих коротких посланий и их тесная связь с Первым посланием указывают на авторство ап. Иоанна, к-рый здесь, однако, называет себя "старцем" (2 Ин 1:1; 3 Ин 1:1). Эти послания адресованы "избранной госпоже" (предположит., некоей вдове) "и ее детям" (2 Ин 1:1), а также христианину Гаию, к-рый нигде более не упоминается (3 Ин 1:1). Адресатом Второго послания могла быть и церковь (в этом случае под "госпожей и ее детьми" аллегорич. подразумевается церковь). Объем каждого послания соответствует размеру одного листа папируса.
II. КОМПОЗИЦИЯ
1. Второе послание ап. Иоанна:
а) единство в истине (2 Ин 1:1-3);
б) любовь как хождение в истине (2 Ин 1:4-6);
в) распознавание обольстителя и антихриста (2 Ин 1:7);
г) предостережение от отпадения (2 Ин 1:8.9);
д) призыв остерегаться лжеучителей (2 Ин 1:10.11);
е) обещание посетить адресатов послания (2 Ин 1:12);
ж) заключит. приветствие (2 Ин 1:13).
2. Третье послание ап. Иоанна:
а) приветствие и благословение (3 Ин 1:1.2);
б) свидет-во о хождении Гаия в истине (3 Ин 1:3.4);
в) свидет-во о его деятельной любви (3 Ин 1:5.6);
г) кто любит, тот споспешник истины (3 Ин 1:7.8);
д) надменность Диотрефа (3 Ин 1:9.10);
е) Димитрий - пример человека, делающего добро (3 Ин 1:11.12);
ж) заключит. замечания и приветствия (3 Ин 1:13-15).
III. СОДЕРЖАНИЕ
В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о к-рых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине (2 Ин 1:1-3; 3 Ин 1:3-8). Ходить в истине - значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа (2 Ин 1:7-9). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их (2 Ин 1:10.11). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в к-ром человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола (3 Ин 1:9.10), к-рый, по словам Иоанна, "принимал славу от людей" (см. Ин 5:41.42.44) и тем самым показывал, что он - не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок (3 Ин 1:10).
Послания к коринфянам

I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ

Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом (1 Кор 1:1; 2 Кор 1:1). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (Деян 18:1-17; Деян 20:1-5), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист. общин:
1) Павел пришел в -> Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один. Здесь он нашел приют у -> Акилы и Прискиллы (Деян 18:1-3), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он "побуждаем был духом" проповедовать Христа (Деян 18:5; 2 Кор 1:19). После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), дом к-рого находился рядом с синагогой. В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян 18:5-8), но явно небезопасную для него деятельность (ср. Деян 18:9). Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу -> Галлиону, но не добились успеха (Деян 18:11-17). Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь нек-рое время спустя (ст. 18); его работа была продолжена -> Аполлосом (Деян 18:27; Деян 19:1);
2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г. - лето 55 г. по Р.Х.), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в к-ром призывал их к нравств. чистоте (1 Кор 5:9). В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях (1 Кор 7:1) и направили в Эфес своих посланцев (1 Кор 16:17). Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, к-рые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др.) (1 Кор 1:11). Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя "Христовой", т.е. принадлежащей Христу. К разногласиям такого рода (1 Кор 3:3) добавлялись личные споры, тяжбы на языч. суде (1 Кор 6:1-8), недостойное поведение при совершении Вечери Господней (1 Кор 11:17) и отрицание воскресения из мертвых (1 Кор 15:12). Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь;
3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем (1 Кор 4:17; 1 Кор 16:10). Находясь в Эфесе (1 Кор 16:8), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое П.кК.), в к-ром еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян. Здесь же, в Эфесе, находится -> Аполлос, к-рый пока еще не намерен возвращаться в Коринф (1 Кор 16:12). Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного (1 Кор 5:13), призывает к единству (1 Кор 1:10.12) и к любви (1 Кор 13:1; 1 Кор 16:14). Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср. 1 Кор 16:8), возм., в 54 или 55 г. по Р.Х.;

4) в 2 Кор 2:1; 2 Кор 12:14; 2 Кор 13:1, вероятно, говорится о посещении Павлом Коринфа, не упомянутом в Деяниях. Ситуация там, видимо, настолько обострилась, что потребовалось присутствие апостола. Но, очевидно, его пребывание там было кратким и, на первый взгляд, безуспешным; похоже, что какая-то часть членов церковной общины отказалась признавать апостола и повиноваться ему (2 Кор 10:1.10; ср. также 1 Кор 4:3-5). Павел ответил на это т.наз. "слезным посланием" (2 Кор 2:4; 2 Кор 7:8,12), к-рое также не сохранилось. Нередко высказывается мнение о том, что оно содержится в 2 Кор 10:1 - 2 Кор 13:1. Такое предположение кажется маловероятным, если исходить из того, что о путешествии в Коринф Тита, к-рый, вероятно, и передал "слезное послание", говорится как об уже свершившемся факте (2 Кор 12:18). Вскоре после этих событий в Ефесе начались гонения на христиан (Деян 19:23), и апостол, видимо, оказался в заточении (ср. Рим 16:3; 2 Кор 1:8-10). После освобождения он покинул город (летом 55 г. по Р.Х.) и отправился через Троаду в Македонию (Деян 20:1; ср. 1 Кор 16:5-8). Здесь состоялась его долгожданная встреча с Титом, к-рый сообщил ему, что коринфяне признали свою неправоту и, искренне раскаявшись, вернулись к послушанию (2 Кор 7:6-16);

5) радуясь вновь обретен-ному общению с коринфянами, Павел, находившийся теперь в Македонии, вновь пишет им послание (Второе П.кК.). Апостол увещевает верующих простить виновных и призывает к любви внутри церкви (2 Кор 2:6-8). Он затрагивает вопрос о пожертвованиях для Иерусалима (2 Кор 8, 2 Кор 9) и для их сбора отправляет в Коринф Тита с двумя братьями (2 Кор 8:16-24). Апостол сообщает о своем намерении в скором времени посетить Коринф, после чего возвращается к аргументам своих противников (2 Кор 10, 2 Кор 11, 2 Кор 12, 2 Кор 13). Общение с коринфянами не должно быть поставлено под угрозу из-за неясности или недосказанности, поэтому в послании четко говорится о несовместимости любви к церкви с грехом и непослушанием. То обстоят-во, что Второе П.кК. одноврем. адресовано всем святым по всей Ахаии (2 Кор 1:1), подчеркивает принципиальность этого разъяснения;
6) три месяца, проведенные Павлом в Греции (Деян 20:2.3; зима 55/56 гг.), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см. 1 Кор 16:6), где он и написал -> Послание к Римлянам (см. Рим 16:23).

II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из к-рого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1 Кор 11:16). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1 Кор 1:11). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель к-рого - восстановить и укрепить церковь на общей основе - на Иисусе Христе.
1) КОМПОЗИЦИЯ
Обращение, приветствие и благодарение (1 Кор 1:1-9).
I. Обеспечение единства Церкви (1 Кор 1:10 - 1 Кор 8:13):
А. Единство (1 Кор 1:10 - 1 Кор 2:16):
1. Единый Христос (1 Кор 1:10-17).
2. Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира (1 Кор 1:18-25).
3. Единое правило Божьего призвания и избрания (1 Кор 1:26-31).
4. Единый критерий проповеди (1 Кор 2:1-5).
5. Единая возможность понимания Божьего откровения (1 Кор 2:6-16).
Б. Угроза единству (1 Кор 3:1 - 1 Кор 4:21):
1. Ситуация в Коринфе (1 Кор 3:1-4).
2. Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих (1 Кор 3:5-15).
3. Опасность человеч. мудрствования (1 Кор 3:16-23).
4. Опасность присвоения прав Бога (1 Кор 4:1-5).
5. Предупреждение опасностей через смирение (1 Кор 4:6-13).
6. Надлежащее отношение к апостолу и его вести (1 Кор 4:14-21).
В. Угроза со стороны мира (1 Кор 5:1 - 1 Кор 8:13):
1. Блудодеяние (1 Кор 5:1-5).
2. Церковь должна очиститься от греха (1 Кор 5:6-13).
3. Церковь должна самостоят. справляться с мирскими тяжбами (1 Кор 6:1-11).
4. Человеч. тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св. Духа (1 Кор 6:12-20).
5. Отношения между полами и нерушимость брака (1 Кор 7:1-40).
6. Свобода и совесть в вопросе об идоложертв. яствах (1 Кор 8:1-13).
II. Порядок в Церкви (1 Кор 9:1 - 1 Кор 15:58):
А. Внешний порядок (1 Кор 9:1 - 1 Кор 11:34):
1. Апостол и Церковь (1 Кор 9:1-23):
а) права апостола (1 Кор 9:1-14);
б) отказ от этих прав (1 Кор 9:15-23).
2. Устремленность к цели - важнейшая предпосылка церк. порядка (1 Кор 9:24 - 1 Кор 10:13):
а) сосредоточенность на цели (1 Кор 9:24-27);
б) предостережение от неправедных путей отцов (1 Кор 10:1-13).
3. О еде и питье (1 Кор 10:14-33):
а) Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы (1 Кор 10:14-22);
б) свобода не должна вредить совести ближнего (1 Кор 10:23-33).
4. Собрания верующих в церкви (1 Кор 11:1-34):
а) поведение мужчины и женщины в церк. собрании (1 Кор 11:1-15);
б) вечеря любви и Вечеря Господня (1 Кор 11:16-34).
Б. Дары Духа (1 Кор 12:1 - 1 Кор 14:40):
1. Единство в многообразии даров (1 Кор 12:1-11):
а) корень единства (1 Кор 12:1-6);
б) разнообразие в проявлениях дарований (1 Кор 12:7-11).
2. Необходимость многообразия даров (1 Кор 12:12-31):
а) Церковь как Тело Христово (1 Кор 12:12-26);
б) различное предназначение членов Тела (1 Кор 12:27-31).
3. Любовь как основа всех даров (1 Кор 13:1-13):
а) благочестие и любовь (1 Кор 13:1-3);
б) признаки истинной любви (1 Кор 13:4-7);
в) начальное и совершенное (1 Кор 13:8-13).
4. Взаимодействие дарований (1 Кор 14:1-40):
а) дар пророчества и говорения на иных языках (1 Кор 14:1-14);
б) надлежащее использование дарований (1 Кор 14:15-40).
В. Основополагающая надежда церкви (1 Кор 15:1-58):
1. Основное содержание Евангелия (1 Кор 15:1-19):
а) истинность воскресения Христа (1 Кор 15:1-11);
б) значение воскресения мертвых (1 Кор 15:12-19).
2. Благая весть (1 Кор 15:20-34):
а) преодоление смерти (1 Кор 15:20-28);
б) следствие веры в воскресение (1 Кор 15:29-34).
3. Преобразование через смерть (1 Кор 15:35-58):
а) новое тело (1 Кор 15:35-50);
б) преображение (1 Кор 15:51-58).

Заключит. часть послания (1 Кор 16:1-24): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения.
2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя "духовную" свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы.

Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину "единым телом", чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего -> Тела (VI) во славу Господа. Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.кК. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на к-ром только и может быть все установлено (1 Кор 3:11). Этим основанием является жертв. смерть Христа (1 Кор 1:13). Именно это свидет-вуется в слове о кресте (1 Кор 1:18), принятие к-рого делает человека членом Тела Христова, оправдывает и освящает его. Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (1 Кор 1:30). Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1 Кор 1:19; 1 Кор 2), превращает церковь в Божий Храм, в к-ром живет Его Дух (1 Кор 3:16-23). Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы. С одной стороны, в нек-рых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом. Это относится, напр., к вопросам о безбрачии (1 Кор 7:1) и о разрешенных яствах (1 Кор 8:1; 1 Кор 10:14.23); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе. С др. стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать. Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви. Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1 Кор 6:13-20), запрещение участвовать в языч. культовых обрядах (1 Кор 10:14-22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1 Кор 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1 Кор 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1 Кор 11:3; 1 Кор 14:34; -> Богослужение, V,3). Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело (1 Кор 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13). Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат. соединения с Христом (1 Кор 15) (1 Кор 9:24-27).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
Это послание, темой к-рого является служение, можно поставить в один ряд с Посланием к Филиппийцам. Касаясь одного и того же вопроса, оба послания рассматривают его с разных сторон. В Послании к Филиппийцам автор призывает церковь активнее включаться в работу для своего Господа; во Втором П.кК. Павел говорит как служитель Христа, к-рому уже приходилось обращаться к своей церкви с нелестными словами.
1) КОМПОЗИЦИЯ
Обращение и приветствие (2 Кор 1:1).
I. Общность в утешении (2 Кор 1:3 - 2 Кор 2:11):
1. Бог - утешитель во всякой скорби (2 Кор 1:3-5).
2. Общность в страдании, заступничестве и славе (2 Кор 1:6-14).
3. Верность данному слову (2 Кор 1:15-22).
4. Горькие обличения как путь к радости (2 Кор 1:23 - 2 Кор 2:4).
5. Прощение восстанавливает общность (2 Кор 2:5-11).
II. Праведное служение Христу (2 Кор 2:12 - 2 Кор 6:10):
А. Характеристика служения (2 Кор 2:12 - 2 Кор 4:18):
1. Предназначение благовестника (2 Кор 2:12-17).
2. Снаряжение посланника (2 Кор 3:1-6).
3. Озаряющая сила служения (2 Кор 3:7 - 2 Кор 4:6).
4. Притеснения в служении (2 Кор 4:7-18).
Б. Цель служения и его основа (2 Кор 5:1 - 2 Кор 6:10):
1. Сила надежды (2 Кор 5:1-10).
2. Сила страха Господня (2 Кор 5:11-16).
3. Божьи деяния во Христе (2 Кор 5:17-21).
4. Божьи деяния в соработниках Христа (2 Кор 6:1-10).
III. Жизненные устои церкви (2 Кор 6:11 - 2 Кор 9:15):
А. Основополагающая заповедь: отделение от мира (2 Кор 6:11-18).
Б. Воздействие слов апостола (2 Кор 7:1-16):
1. Раскаяние (2 Кор 7:1-9).
2. Послушание (2 Кор 7:10-16).
В. Подтверждение общности святых (2 Кор 8:1 - 2 Кор 9:15):
1. Достойная подражания помощь бедствующим (2 Кор 8:1-7).
2. Призыв к истинной любви (2 Кор 8:8-15).
3. Надлежащее распоряжение приношениями (2 Кор 8:16-24).
4. Усердие во вспоможении (2 Кор 9:1-5).
5. Действие общности верующих (2 Кор 9:6-15).
IV. Полномочия апостола (2 Кор 10:1 - 2 Кор 13:10):
А. Полномочия (2 Кор 10:1 - 2 Кор 11:6):
1. Упрек в хождении по плоти (2 Кор 10:1-6).
2. Полномочия от Господа (2 Кор 10:7-18).
3. Равенство прав всех апостолов (2 Кор 11:1-6).
Б. Использование полномочий (2 Кор 11:7 - 2 Кор 12:10):
1. Отказ от положенных прав (2 Кор 11:7-15).
2. Страдания ради Благой Вести (2 Кор 11:16-32).
3. Откровения (2 Кор 12:1-10).
В. Воздействие полномочий (2 Кор 12:11 - 2 Кор 13:10): исправление и очищение церкви.
Заключение: приветствия и благословения (2 Кор 13:11-13).
2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Основополаг. тезисы Второго П.кК. заложены в его первой части. Бог, как утешитель во всякой скорби, превращает утешенных в утешителей, дабы они сами могли утешать "находящихся во всякой скорби" (2 Кор 1:4). В руке Господа человек становится Божьим орудием, и общение в Церкви Христовой дает ее членам утешение, ибо верующие сострадают друг другу (2 Кор 1:6) и молятся друг за друга (2 Кор 1:11). Заслугой верующего перед Христом будет его готовность прийти на помощь своему ближнему. В основе такой связи Павла с коринфянами лежит верность апостола однажды данному слову. Доверие к Богу основано на том, что во Христе Он исполнил все Свои обетования. Вторым признаком общения является уважение к братьям. Так, Павел из уважения к церк. общине откладывает свое посещение Коринфа. Третий признак - недопустимость осуждения: упавшему брату надо помочь подняться, постараться вернуть его на истинный путь. Четвертый - любовь и забота, к-рой был исполнен Павел, находясь в Троаде. Служение утешения заповедано всем верующим, но не все пригодны для такого служения; эту тему Павел раскрывает на основании собств. опыта.

Поскольку в церкви объединены верующие, обращенные из иудеев и из язычников, то вначале Павел противопоставляет служение НЗ служению ВЗ. Оба служения озарены славой, но в ВЗ эта слава преходяща (2 Кор 3:7.13), а в НЗ - вечна, ибо служитель НЗ полностью и навсегда преображается в образ Господа (2 Кор 1:18). Если сила слова захватывает служителя и позволяет ему испытать на себе Божью милость (2 Кор 4:1), то сила служения многообразно отражается в нем самом, очищая и преобразуя его жизнь, его сущность, его отношение к Слову Божьему и к людям (2 Кор 2). Встреча с Христом преображает служителя, позволяя ему нести свет миру (2 Кор 4:6). Служитель проходит особую школу страдания, к-рое должно преодолеваться верой. Это испытал на себе Павел. Сила страдания становится благословляющей силой (2 Кор 4:10), к-рая действует в людях, уверенных в том, что им приготовлено жилище на небесах, и радующихся этому. Такие люди подчиняют свою жизнь одной цели - стремлению в небесную обитель. Уверенность в своем спасении не должна приводить к заносчивости; испытывая страх Господень, верующий помнит о грядущем Суде и воздаянии (2 Кор 5:10). Определяющим условием при вынесении приговора будет не то, как относились к нам люди, а то, как мы относились к ним. Поэтому Павел делает все, что в его силах, для церкви в Коринфе, за к-рую он должен будет держать ответ перед Богом. Так, люди, к-рым Христос дает слово примирения, преображаются, заботясь уже не о себе, а только о славе Божьей и о спасении людей. Полномочия Павла, к-рые не меньше, чем полномочия других апостолов, не что иное, как жизнь ради ближних, как отказ от прилежащих ему прав. Эти полномочия дают ему право наставлять и увещевать. Законность прав Павла подтверждается теми страданиями, к-рые ему пришлось претерпеть ради благовествования, а также тем, что Бог даровал ему в откровениях, как на это сдержанно намекает сам Павел.

Послания к Тимофею
Первое и Второе П.кТ., а также Послание к Титу, называют пастырскими, поскольку все они адресованы сотрудникам Павла, к-рым апостол доверил надзор за церквами, и все они содержат наставления для верующих, несущих пастырское служение.
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) АВТОРОМ обоих посланий в начале каждого из них назван Павел, другие данные также указывают на него как на духовного отца адресата (1 Тим 1:2; 2 Тим 1:2), наставника, определившего Тимофея на это служение (2 Тим 1:6; 2 Тим 3:10). Павел, проповедник, апостол и учитель язычников (2 Тим 1:11), был знаком и даже дружен с семьей Тимофея (2 Тим 1:5). В первые века христианства авторство Павла не вызывало сомнений ни у кого, за искл. гностиков, но неприятие лжеучителями тоже может расцениваться как свидет-во подлинности посланий. Только в XIX в. нек-рые комментаторы выразили сомнения в авторстве апостола, говоря, что упомянутые в П.кТ. лжеучения появились лишь во II в. по Р.Х. Однако, скорее всего, первые приметы таких искажений христ. учения апостол распознал значит. раньше;
2) ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ не поддаются точному определению. Вероятно, П.кТ. не были написаны в тот период, к-рый отображен в Деяниях, поскольку там не сообщается, что Тимофей был однажды оставлен в Эфесе. Скорее всего, Павел после своего заточения в Риме вновь посетил Эфесскую церковь. Из Флп 2:24; Флм 1:22 видно, что Павел рассчитывал на свое скорое освобождение. Но можно лишь предполагать, какие поездки и в какой последоват-сти он еще предпринял. Вместе со стремлением донести Евангелие до отдаленных пределов Римской империи, до Испании (Рим 15:28), имелась необходимость вновь посетить церкви в Малой Азии, чтобы поспособствовать их укреплению. Известно, что Павел, находясь на Крите, оставил там Тита (Тит 1:5), а находясь в Эфесе - Тимофея, в то время как сам он отправился в Македонию (1 Тим 1:3). Вероятно, здесь и было написано Первое П.кТ. В соотв. со своими замыслами, Павел, перезимовав в Никополе (Тит 3:12), весной мог еще раз совершить путешествие в Эфес, посетив по пути Троаду (2 Тим 4:13). Вероятно, оттуда апостол держал путь через Милет и Коринф (2 Тим 4:20) в Рим, хотя и предполагал, что там его ждет мученич. смерть (2 Тим 4:6-8). Он просил Тимофея прибыть к нему до наступления зимы. Но к каким годам можно отнести эти события, ученые пока установить не могут;
3) АДРЕСАТ послания, -> Тимофей, известен как сотрудник апостола по другим посланиям Павла и по Деяниям (Деян 16:1; Деян 17:14; 2 Кор 1:19; 1 Фес 3:2).
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
А. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие адресату (1 Тим 1:1-2).
I. Ложное и правильное понимание Закона (1 Тим 1:3 - 1 Тим 3:16):
1. Предупреждение об опасности уклониться в пустословие (1 Тим 1:3-6).
2. Закон нужен для грешников (1 Тим 1:8-11).
3. Путь Павла к Божьим установлениям (1 Тим 1:12-17):
а) искупающая благодать (1 Тим 1:12-14);
б) преобразующее Божье милосердие (1 Тим 1:15-17).
4. Предостережение Тимофею (1 Тим 1:18-20).
II. Установления церкви (1 Тим 2:1 - 1 Тим 3:16):
1. Совместная молитва (1 Тим 2:1-15):
а) молитвы за начальствующих (1 Тим 2:1-7);
б) задачи мужчины и женщины в богослужении (1 Тим 2:8-15).
2. Установления для служителей (1 Тим 3:1-16):
а) требования к епископам (1 Тим 3:1-7);
б) требования к диаконам (1 Тим 3:8-16).
III. Сила Бога живого как источник благочестия (1 Тим 4:1-16):
1. Необоснованность требований лжеучителей (1 Тим 4:1-5).
2. Сила благочестия (1 Тим 4:6-11).
3. Напоминание Тимофею о том, что он должен быть образцом для верных (1 Тим 4:12-16).
IV. Поведение в церкви (1 Тим 5:1 - 1 Тим 6:21):
1. Отношение к старшим и к младшим (1 Тим 5:1.2).
2. Отношение к вдовам (1 Тим 5:3-16).
3. Отношение к пресвитерам (1 Тим 5:17-21).
4. Личные предостережения (1 Тим 5:22-25).
5. Установления для рабов (1 Тим 6:1.2).
6. Призыв удаляться от лжеучителей (1 Тим 6:3-6).
7. Призыв довольствоваться земными благами (1 Тим 6:7-10).
8. Подвиг праведной веры (1 Тим 6:11-16).
9. Опасность богатства (1 Тим 6:17-19).
10. Напоминание о верности истине (1 Тим 6:20.21).

Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Тимофей несет служение в большом городе, где церковь подвержена особым опасностям. Они приходят не извне, а проистекают оттого, что община выросла до такой численности, когда контроль над всеми членами становится затруднителен. Поэтому в церковь проникают люди, к-рым нужны слава и слушатели (ср. Деян 20:28-30). Сначала апостол говорит о неких людях, к-рые, напр. с помощью хитроумного истолкования ветхозаветных родословий, пытаются доказать свое знание Свящ. Писания (1 Тим 1:7) и за громкими дискуссиями о второстепенных вопросах забывают о главном в Библии: о чистосердечной любви и чистой совести (1 Тим 1:3-7).

Предположит. здесь речь идет о христианах, обратившихся из иудеев, подчеркнуто почтит. отношение к-рых к Закону хорошо понятно. Но им нужно разъяснять, что Закон в первую очередь призван сделать явным грех (1 Тим 1:8-10; ср. Рим 7:7), поскольку Евангелие по милосердию Божьему обращено к грешнику. Это подчеркивается личным свидет-вом Павла (1 Тим 1:13-16). Далее следуют различного рода советы, касающиеся совместной молитвы, а также требования, к-рым должен соответствовать тот, кто стремится занять руководящее положение в церкви (1 Тим 2, 1 Тим 3). Другая опасность, на к-рую Павел указывает Тимофею, грозит со стороны лжеучителей-гностиков, настаивающих на соблюдении различных предписаний о еде и на запрете браков. Они забывают, что всякая пища сотворена Богом, а потому верующий может с благодарностью принимать ее (1 Тим 4:1-5). Всем этим заблуждениям Тимофей должен противопоставить истинное учение (1 Тим 4:6.11.16), и никто не в праве пренебрегать его указаниями, несмотря на то, что он молод (1 Тим 4:12). Павел заканчивает это послание рядом практич. советов своему молодому сотруднику, продиктов. любовью и заботой о его душе (1 Тим 5, 1 Тим 6).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
А. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ
1. Приветствие адресату (2 Тим 1:1.2).
2. Благодарения, наставления и призывы:
а) благодарность Богу за обоюдную привязанность Павла и Тимофея и их совместное служение (2 Тим 1:3-18);
б) наставления и призывы к стойкости в служении (2 Тим 2:1-13).
3. Предостережения:
а) предостережения от ложных учителей (2 Тим 2:14 - 2 Тим 3:9);
б) наставления твердо придерживаться Писания (2 Тим 3:10-17).
4. Тимофею предстоит продолжить поруч. Павлу служение, к-рое для апостола заканчивается в связи с приближающейся смертью (2 Тим 4:1-8).
5. Различные просьбы и заключение послания (2 Тим 4:9-22).

Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Первые же строки послания показывают сердечную любовь и привязанность апостола к молодому сотруднику и верному сподвижнику (2 Тим 1:2). Теперь, в конце жизни, Павел намерен доверить ему продолжение своего дела (2 Тим 4:5.6). Павлу пришлось держать ответ перед гонителями (2 Тим 4:16), и он остался в одиночестве (2 Тим 1:15). Свидание с Тимофеем укрепило бы апостола (2 Тим 1:4), поэтому он просит его прибыть по возможности скорее (2 Тим 4:9). Основное содержание послания - наставления Тимофею и впредь твердо держаться унаслед. учения (2 Тим 1:8.13.14; 2 Тим 3:14), проявлять себя безукоризн. сотрудником (2 Тим 2:3.15; 2 Тим 4:2.5), быть бдительным во всем (2 Тим 4:5), удаляться от непотребного пустословия (2 Тим 2:16.21.23), осознавая прежде всего, что лжеучения и искушения - это знамения последних дней (2 Тим 3:1-9; 2 Тим 4:3.4). При этом Павел напоминает о милостивых Божьих дарах, получ. Тимофеем (2 Тим 1:5.14; 2 Тим 3:15), и многократ. указывает на свою собств. жизнь и апостольское служение как на пример для подражания (2 Тим 1:12; 2 Тим 2:10; 2 Тим 3:10; 2 Тим 4:7).
Послания к фессалоникийцам
Первое и Второе П.кФ. позволяют, как никакие другие послания, познакомиться с характером деят-сти Павла. В них показана также молодая, полная жизни церковь, особенно близкая сердцу апостола. Здесь же Павел, в ответ на вопросы фессалоникийской общины, говорит о грядущих событиях.

I. ВОПРОС ОБ АВТОРСТВЕ И АДРЕСАТЕ. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЙ
1) оба П.кФ. указывают на авторство ап. Павла и его сотрудников Силуана (Силы) и Тимофея (1 Фес 1:1; 2 Фес 1:1);
2) адресат посланий - церковь в Фессалонике, крупном порт. городе. Отсюда она могла оказывать влияние на другие церкви, в том числе и на находящиеся далеко от Македонии и Греции (1 Фес 1:8). Книга Деяний сообщает об основании церкви в Фессалонике, второй в Европе после церкви в Филиппах (Деян 17:1-9). После того как в Филиппах Павел был отвергнут иудеями (1 Фес 2:1.2), он, в сопровождении Силы и Тимофея, прибыл в Фессалонику. Здесь апостол в течение трех суббот проповедовал в синагоге. Нек-рые евреи и многие греки, прежде всего женщины из знатных семейств, уверовали в Евангелие. Но отвергшие Благую Весть евреи и здесь взбунтовались и вынудили Иасона, хозяина дома, где жил Павел, и других христиан дать "удостоверение" - вероятно в том, что проповедь Павла будет прервана (Деян 17:9). Поэтому Павел и Сила ночью отбыли в Верию;
3) в Афинах Сила и Тимофей вновь встретились с Павлом, к-рый прибыл туда раньше их, но были немедленно отправлены назад в Македонию. Впоследствии они нашли Павла в Коринфе, где, вероятно, обо всем ему подробно рассказали (1 Фес 3:6). Сообщение Тимофея и могло стать поводом к написанию Первого П.кФ. Павел, отвечая на вопросы, беспокоившие эту церковь, своим посланием укрепляет авторитет назнач. руководителей общины (1 Фес 5:12). Пребывание апостола в Коринфе продолжалось с осени 50 г. до весны 52 г. по Р.Х.; вероятно, в начале этого периода и было написано Первое П.кФ. Второе П.кФ., видимо, тоже было написано в Коринфе, т.к. известно, что Павел, Сила и Тимофей позднее уже не сходились вместе. Поскольку вопросы о Втором пришествии Христа продолжали будоражить церковь, а гонения усилились, то можно предположить, что Второе П.кФ. последовало вскоре за Первым, может быть, спустя несколько месяцев.
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (1 Фес 1:1).
Первая часть. Пройденный путь (1 Фес 1:2 - 1 Фес 3:13):
1. Праведная церковь (1 Фес 1:2-10):
а) благодарение Богу (1 Фес 1:2.3);
б) возрастание по примеру других церквей (1 Фес 1:4-8);
в) общее суждение о церкви в Фессалонике (1 Фес 1:9.10).
2. Деятельность апостола в Фессалонике (1 Фес 2:1-16):
а) путь в Фессалонику (1 Фес 2:1.2);
б) чистота проповеди Павла (1 Фес 2:3-6);
в) преданность апостола Фессалоникийской церкви (1 Фес 2:7-12);
г) вера торжествует, несмотря на гонения (1 Фес 2:13-16).
3. Постоянная связь апостола с церковью в Фессалонике (1 Фес 2:17 - 1 Фес 3:13):
а) скорбь Павла по поводу разлуки (1 Фес 2:17-20);
б) направление в Фессалонику Тимофея (1 Фес 3:1-4);
в) добрые вести (1 Фес 3:5-8);
г) благодарение Богу за Его заступничество (1 Фес 3:9-13).
Вторая часть. Указание будущего пути (1 Фес 4:1 - 1 Фес 5:25):
1. Условия для дальнейшего роста церкви (1 Фес 4:1-12):
а) продвижение к совершенству (1 Фес 4:1.2);
б) освящение через воздержание от нечистоты (1 Фес 4:3-8);
в) освящение через братолюбие (1 Фес 4:9-12).
2. Взгляд на события конца времен (1 Фес 4:13 - 1 Фес 5:11):
а) восхищение Церкви Господа (1 Фес 4:13-18);
б) пришествие Христа (1 Фес 5:1-8) - его срок;
особое положение возрожденных;
в) задача верующих (1 Фес 5:9-11).
3. Отдельные наставления (1 Фес 5:12-24):
а) уважительное отношение к предстоятелям (1 Фес 5:12.13);
б) взаимная помощь (1 Фес 5:14.15);
в) жизнь от Бога (1 Фес 5:16-22);
г) призыв к братьям молиться о своем освящении и сохранении до пришествия Христа (1 Фес 5:23.24).
Заключение. Последние наставления и благословение (1 Фес 5:25-28).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Исполн. благодарности Богу, Павел напоминает о становлении церкви в Фессалонике, церкви живой, в к-рой в избытке присутствуют вера, любовь и надежда. Ее духовная жизнь - это знамение ее избранности, подтверждающее, что проповедь Павла происходила по велению Божьему. Фессалоникийцы стали подражателями благовестнику (1 Фес 1:6), и тем самым - примером для верующих; об их решит. прорыве к вере говорили повсеместно. Своим существованием церковь не в последнюю очередь обязана верной и самоотверженной деятельности Павла. Он был призван в Македонию Богом (Деян 16:9.10). Его путь там начался с поругания в Филиппах, что, однако, не обескуражило апостола (1 Фес 2:2). Его благовествование было лишено "нечистых побуждений" и лукавства (1 Фес 2:3), он не искал ни признания людей (1 Фес 2:4), ни корысти, ни славы (1 Фес 2:5.6). Павел работал день и ночь (1 Фес 2:9) ради каждого из братьев (1 Фес 2:11), с полной отдачей; подобно кормилице (1 Фес 2:7) или отцу (1 Фес 2:11), он просил их поступать достойно Бога (1 Фес 2:12). Так было заложено основание прочной связи между апостолом и этой церковью.

Попечит-во и поддержка были необходимы фессалоникийцам, поскольку с принятием ими Евангелия начались гонения на христиан, противостоять к-рым молодая церковь могла, только духовно окрепнув. Так как Павлу пришлось покинуть город и оставить церковь один на один с этой бедой, то он попросил Тимофея вернуться в Фессалонику. Апостол остался в Афинах один (1 Фес 3:1), с трудом обходясь без своего помощника. Вторая часть Первого П.кФ. говорит о будущем. Прийти к вере - это еще не все, главное заключается в том, чтобы жить, преуспевая в послушании Богу (1 Фес 4:1). Бог ждет освящения человека, т.е. его отвращения от низменных страстей, к-рым предаются язычники (1 Фес 4:5), от несправедливости по отношению к ближнему (1 Фес 4:6). Говоря об этом, апостол знал, что жизнь в богатом торг. городе представляла собой особое искушение. Тот, кто непокорен заповедям Христа и не желает подчиняться им, противостоит не человеч. предписаниям, он проявляет непокорность Самому Богу (1 Фес 4:8), Его призыву к святости (1 Фес 4:7). Это относится и к нек-рым членам церкви, не желающим зарабатывать себе на жизнь "собственными руками" (1 Фес 4:11.12). Церковь могла бы не беспокоиться о будущем, поскольку это Церковь надежды; но радость от предвкушения грядущего омрачена тенью озабоченности. Возникло опасение, что уже умершие члены церкви окажутся обделеными, представ перед Христом позднее тех, кто еще жив. Павел утешает верующих: сначала воскреснут умершие, а затем живущие будут восхищены вместе с ними на небо, так что Церковь предстанет перед Господом как единое целое (1 Фес 4:16). Но для того чтобы община не терялась в догадках, Павел направляет ее взор на главное, при этом он не только утешает верующих, но и предупреждает их. Историч. времена и сроки Второго пришествия остаются тайной Божьей. Господь придет без предупреждения, поэтому надо жить в постоянной готовности. Апостол также напоминает, что всякое освящение собств. силами обречено на неудачу. Освятить может только Бог. Поэтому Павел обращает свой взор к Нему с просьбой об освящении всего человека, чтобы сохранить без порока его дух, душу и тело до дня пришествия Иисуса Христа (1 Фес 5:23).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (2 Фес 1:1.2).
1. Церковь в гонениях (2 Фес 1:3-12):
а) благодарность за то, что вера фессалоникийцев возрастает и среди скорбей (2 Фес 1:3-6);
б) победа, к-рая придет со Вторым пришествием Христа (2 Фес 1:7-10);
в) заступничество Павла и его молитва о благоволении (2 Фес 1:11.12).
2. Предупреждение о ложных ожиданиях (2 Фес 2:1-12):
а) ложные ожидания скорого пришествия Христа (2 Фес 2:1.2);
б) пришествию Христа будет предшествовать явление сына погибели (2 Фес 2:3-6);
в) власть обольщения над погибающими (2 Фес 2:7-10);
г) осуждение заблуждающихся (2 Фес 2:11.12).
3. Павел и церковь в Фессалонике (2 Фес 2:13 - 2 Фес 3:5):
а) благодарность апостола Богу за эту церковь (2 Фес 2:13.14);
б) ходатайство Павла за фессалоникийцев (2 Фес 2:15-17);
в) просьба Павла молиться о нем (2 Фес 3:1.2);
г) уверенность апостола в фессалоникийских верующих (2 Фес 3:3-5).
4. Назидания апостола (2 Фес 3:6-16):
а) осуждение тунеядцев (2 Фес 3:6-13);
б) требование послушания (2 Фес 3:14.15);
в) благословение (2 Фес 3:16).
Заключение (2 Фес 3:17.18).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Еще в Первом П.кФ. говорится об опасностях, подстерегающих молодую церковь: это гонения (1 Фес 2:14-16), мирские соблазны (1 Фес 4:3-5), нежелание трудиться нек-рых членов церкви (1 Фес 5:11). Теперь, по мнению Павла, эти опасности превратились в угрозу для жизни церкви. Павел и ранее пытался вмешаться в течение событий, но ему дважды воспрепятствовал в этом сатана (1 Фес 2:18). Поэтому апостол в письм. форме излагает свой взгляд на эти опасности и указывает путь к их преодолению. Усиление гонений принесло церкви благословение; вера, любовь и терпение возросли и могут служить примером для других церквей. Кр. того, происходит четкое размежевание между членами церкви. Верующие, провер. испытаниями, становятся достойными Царства Божьего (2 Фес 1:5), в то время как враги Христа своими злодеяниями уготавливают себе праведный суд. Эти бедствия заставляют церковь с тем большей надеждой ожидать дня пришествия Господа для великого Суда, несущего вечную гибель всем, не признавшим Бога или не проявившим послушания Ему, несмотря на свою веру (2 Фес 1:8). Апостол наставляет церковь, чтобы, несмотря на бедствия, она оказалась достойной своего призвания и этим прославила имя Христа (2 Фес 1:11,12). Большую опасность для церкви представляли также лжеучителя, к-рые, ссылаясь на Павла, утверждали, что день Господень уже наступил (2 Фес 2:2). Апостол опровергает это ложное утверждение указанием на то, что перед Вторым пришествием Христа должен открыто и беспрепятственно проявить себя -> антихрист. Это произойдет по воле Бога, Который т.о. получит основание для того, чтобы осудить всех возлюбивших неправду (2 Фес 1:11,12). Павел благодарит Бога за братьев, избранных через "освящение Духа и веру истине" к спасению и "достижению славы Господа" (2 Фес 1:13,14). Он просит верующих соблюдать верность учению и просит Бога утешать и утверждать их во всяком благом деле (2 Фес 1:17). От верных Богу Павел ожидает молитв о распространении слова Божьего, чтобы через вмешат-во Господа могло осуществиться избавление от "беспорядочных и лукавых" людей (2 Фес 3:2). Еще одна опасность, подстерегающая церковь, кроется в людях, обратившихся к вере, а потому называемых братьями (2 Фес 3:6.15), но тунеядствующих. Они пытаются использовать милосердие трудолюбивых братьев, чтобы не работать самим. Такие люди позорят церковь. Там, где увещевания не помогают, таких братьев надо наказывать, прекращая общение с ними, а их имена сообщать апостолу. Т.о., Второе П.кФ. позволяет узнать о борьбе, к-рая велась за молодую, живую, но подвергавшуюся жестоким вражеским нападкам церковь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---