Библейская Энциклопедия онлайн -- П 4 --
II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ
В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17; Мф 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18). Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иез 18:23). П., к к-рому призывают апостолы (Деян 2:38), - это не насилие человека над собой и не свидет-во его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П. человека заключается в -> исповедании им своей вины (Лк 15:21; ср. Иов 42:6; Притч 28:13; 1 Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).
III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ
П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возм., даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоил 2:12; Ион 3:5), плачем (Мф 26:75; Лк 7:37), разрыванием одежд (3 Цар 21:27; Езд 9:3), облачением в траур (Ион 3:5) и биением себя в грудь (Лк 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иoиль призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца (Иоил 2:12), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Мф 3:7). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1).
IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4-6; ср. Евр 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр 7:27; Евр 9:12; Евр 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: "умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды" (Рим 6:10), но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми" (Рим 6:11). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.
V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ
В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иер 2:1; Иер 3:1), (Ам 5), Иoна (Ион 5), а в НЗ - Иоанн Креститель (Мф 3:1). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян 2:14.37). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Ис 55:7; Иер 25:5) и обличаются его собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге - к смерти (Иер 21:8). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11; Лк 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47; Деян 5:31 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (Лк 24:47; Деян 17:30). -> Обращение, обратить, обратиться.
Покой, почить, успокоиться
- этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение "почить от дел" встречается и в начале Библии (Быт 2:2), и в ее конце (Откр 14:13). Истинный П. означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его установлений. П., установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство (Екк 2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом (Быт 3:17-19; Быт 4:12). Вместо того чтобы жить в П., наслаждаясь Божьими дарами (Екк 4:6; Мф 6:26), человек стремится обезопасить свое существование накоплением богатства (Пс 38:7; Лк 12:19).
К этому добавляется беспокойство, вызываемое человеч. злобой (Пс 54:17-23; Иак 3:8). Особенно трудно найти П. людям, одержимым злыми духами (Мф 12:43-45; Мк 5:4). Мир, в к-ром живут люди, тоже не знает П., он наполнен войнами или ожиданием их (Мк 13:7). В этом мире суеты Бог создал народ, к-рый призван к П. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля (Исх 3:8), так чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем П. (Исх 20:8-10, -> Суббота).
Пашня также должна отдыхать каждый седьмой год (Лев 25:2-7). Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, Бог предлагает обездоленным Свою помощь и защиту (Пс 54:19; Пс 90:1). Народ Израиля пребывает в состоянии П., пока остается на путях Божьих (Ис Нав 21:44; 3 Цар 5:18; 3 Цар 8:56). Спасение станет полным, когда Бог будет находиться в П. среди Своего народа (2 Пар 6:14; Пс 131:8.14). Предпосылкой такого П. было послушание народа завета, но Израиль, "ходивший иными путями", редко пребывал в этом состоянии.
Следствием этого стало то обстоят-во, что израильтяне не достигли в Ханаане окончат. осуществления Божьих обетований (Евр 4:3.6). Народ Израиля не достиг П., к-рый продолжает оставаться обетованием (Евр 4:8). Поэтому пророки говорят о грядущем ненарушаемом П. (Ис 32:18), к к-рому Дух Божий приведет Своих (ср. Ис 63:14). Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на Котором почил Дух Господень (Ис 11:2) и Который дарует душевный П. несущим Его иго, т.е. разделяющим с Ним Его дело (Мф 11:29). Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя заботами о физич. существовании, поскольку всё получают из рук Бога (ср. Мф 6:25).
Они участвуют в труде (2 Фес 3:10) и, довольствуясь тем, что имеют (1 Тим 6:6-10), пребывают в любви и мире с Богом. Несмотря на это, П. все еще остается целью, поскольку верующих постоянно подстерегают искушения, исходящие как извне (Еф 6:11), так и из самой Церкви (Деян 20:28-31); на них обрушивается вся ненависть мира (Мф 10:22). Но это преходящие страдания, к-рые не могут обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3), в них живет Христос (Гал 2:20). Он победил мир (Ин 16:33); принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы (1 Ин 5:4; Откр 17:14), если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды (Евр 6:19). Тот, кто наперекор всем трудностям неотступно продвигается к цели (Евр 4:11), найдет совершенный П. от всех своих дел (Откр 14:13) под защитой вечного общения с Богом (Откр 7:14-17).
Поколение Зарино
-> Зерах (2 и 3).
Поколение Середово
-> Серед.
Покров:
1) относит. П. скинии -> Скиния -> Шкуры синие;
2) одеяло или покрывало для сна (Исх 22:26; Иов 24:7; Иов 31:19; Ис 28:20), также в переносном смысле (Иов 26:6; Пс 104:39; Ис 14:11);
3) Моисей прикрыл покрывалом свое лицо, чтобы израильтяне не видели отблеск Божьего величия (Исх 34:33-35). Этот П., как поясняет ап. Павел, до сегодняшнего дня закрывает от них истинное значение ВЗ (2 Кор 3:13-16). В Ис 25:7 покрывало олицетворяет неведение язычников.
Покрывало, покров
- имеется в виду покрытие шатра (Исх 26:1; Исх 36:8; Числ 4:25), в 4 Цар 7:2; Иер 4:20; Иер 10:20 то же евр. слово переведено как "шатер". В Ис 54:2 П. создает образ защищенного пространства, в к-ром можно жить, в Пс 103:2 с П. (в Синод. пер. - "с шатром"), простершимся над землей, сравниваются небеса. П. шатров были ткаными; -> Ремесло (II).
Покрывать, закрывать, повязывать:
1) выражение "покрыть голову" в Библии часто означает "проявить почтительность к к-л.", а также "выразить собств. отделенность от ч.-л." Лицо закрывали перед Богом и при Его приближении (Исх 3:6; 3 Цар 19:13). Женщины закрывали лица от мужчин (Быт 24:65); приговор. к смерти накрывали голову (Есф 7:8);
2) покрывало на голове означало также выражение скорби (2 Цар 15:30; 2 Цар 19:4);
3) повязка на губах (собств., на усах) у прокаженного указывает на его нечистоту; в остальных случаях она была знаком скорби (Иез 24:17) или пристыж. молчания (Мих 3:7);
4) покрывая особым образом свои лица покрывалами, блудницы, видимо, делали это своим отличит. знаком (Быт 38:14);
5) в метафорич. значении выражение "закрывать лицо кому-либо" означало "лишить его возможности ясно видеть ч.-л. или узнать о ч.-л." Бог "закрывал лица" судьям, отчего они не судили праведно (Иов 9:24), и прозорливцам, из-за чего никто не мог понять их пророчеств (Ис 29:10.11). Но в будущем Бог уничтожит это "покрывало", и народы узнают Его (Ис 25:7).
Покрывать, крытый:
1) П. грехи и преступления означает прощать их (Пс 31:1; Пс 84:3; Притч 10:12; Рим 4:7; 1 Петр 4:8; Иак 5:20). Но в Иов 31:33 сокрытие проступков означает действие, препятствующее прощению;
2) "покрыть тению руки Своей" означает "взять под защиту" (Ис 49:2; Ис 51:16);
3) под "крытыми повозками" (Числ 7:3) следует понимать фургоны; "крытый субботний ход" (4 Цар 16:18) означает место, покрытое крышей, вход в храм;
4) в день искупления [евр. йом киппур, букв. "день покрывания"] облако от совершаемого первосвященником курения должно было покрыть крышку, "к-рая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть" (Лев 16:13);
5) об обоих херувимах на крышке ковчега (Исх 37:7-9) и о херувимах в давире храма Соломона (3 Цар 6:23-28) говорится, что их распростертые крылья покрывали сверху ковчег и его шесты (3 Цар 8:7; 1 Пар 28:18; 2 Пар 5:8).
Полба
[евр. куссэмэт], хлебный злак, выращиваемый в Египте (Исх 9:32), Палестине (Ис 28:25) и Месопотамии (Иез 4:9). Вероятно, куссэмэт обозначает не собственно полбу (Triticum spelta), а дикую двузерянку (Triticum dicoccum).
Полдень
[евр. цогорайим, букв. "двойное (солнечное) сияние"], обозначение наиболее светлого (Втор 28:29; Иов 5:14; Ис 59:10), ясного (Иов 11:17; Пс 36:6; Ис 58:10) и жаркого (2 Цар 4:5; Песн 1:6) периода дневного времени. -> День (сутки).
Поле, нива:
1) обработанная или пригодная для обработки земля (Быт 2:5; Быт 3:18; Лев 23:22 и др.);
2) открытое П. (Быт 4:8; Лев 17:5; Мф 24:18; Лк 17:7 и др.);
3) П. битвы (1 Цар 4:2);
4) в переносном значении "нивы, поспевшие к жатве" олицетворяют человека, готового воспринять Евангелие (Ин 4:35). "Бросить на поле" (Иез 16:5; Иез 32:4) означает "оставить лежать беспомощным", "бросить на произвол судьбы".
Полк,
рим. войсковая единица (= когорта), десятая часть -> легиона (Мф 27:27; Мк 15:16; Деян 21:31). Нек-рые П. носили особые названия или почетные наименования, как, напр., италийский (Деян 10:1; -> Италия, италийский, II) или Августов П. (Деян 27:1). Должность командира П. - Tribunus militum ("воен. трибун") - соответствует греч. хили-арху - тысяченачальнику (Деян 21:31; Деян 22:27).
Полушка
-> Деньги.
Полынь
[Artemisia absinthium; евр. лаана; греч. апсинтос], растение из рода Artemisia семейства сложноцветных (Compositae). Листья этого сорняка имеют серые волоски. У него мелкие, желтоватые головки цветков. Отличит. признак П. - сильный, неприятный запах и горький вкус. Горечь П. в Библии - это символ неверности, отпадения от Бога, неправедности (Втор 29:17; Ам 5:7; Ам 6:12; ср. Притч 5:4), наказаний Господних (Иер 9:14; Иер 23:15; Откр 8:11) и страданий (Плач 3:15.19).
Помазание
-> Масть (мазь), умащать, помазание.
Помазанник
[евр. машиах; греч. христос].
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
1) человек, призванный и посвящ. через помазание елеем на особое Божье служение. Помазание символизирует дарование Св. Духа (ср. 1 Цар 10:1), изменяющее человека и делающее его способным исполнять Божье служение. (-> Масть (мазь), умащать, помазание);
2) словосочетание "помазанник Божий" служило почтит. обращением к -> царям Израиля (1 Цар 2:10; 1 Цар 12:3; 1 Цар 24:7; 1 Цар 26:9.10.16; Пс 2:2; Пс 19:7 и др.); впоследствии оно, вероятно, стало использоваться как офиц. титул;
3) посвящ. Господу люди, напр. праотцы (патриархи) и перс. царь Кир, исполнявший Божьи поручения, в Пс 104:15 и в Ис 45:1 называются П. Божьими. Возм., здесь это название употребляется уже в качестве офиц. титула.
II. ХРИСТОС - ПОМАЗАННИК БОЖИЙ
П.(Христос) - это имя обещанного Богом -> Мессии (см. Пс 2:2), посланного Израилю -> Иисуса Христа (Ин 1:41). Его, являющегося одноврем. царем, священником и пророком, Бог помазал Св. Духом (Деян 4:26 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Деян 10:38).
Помышления
-> Мысли, думать.
Поношение, поругание, поносить
П. людей (Пс 14:3; Пс 101:9) или Бога (Пс 73:22; Ис 37:17) - это грех. От П. страдал и Иисус (Мф 27:44; Мк 15:32), Который сносил их с терпением, не отвечая злословящим Его тем же (1 Петр 2:23; ср. Лк 23:34). Нести Его поругание (Евр 13:13) - участь Его -> учеников (Мф 10:24.25). Но для них такое поругание дороже всех сокровищ мира, потому что тех, кто на земле страдал за Христа, ждет великое воздаяние (ср. Евр 11:26). Они блаженны (Мф 5:11), потому что на них почивает -> Дух -> славы, Дух Божий (1 Петр 4:14). И все же верующие просят Бога о том, чтобы Он положил конец этому поруганию (Пс 73:10), и в конце концов Бог полностью устранит П. Своего народа и откроет его пока еще сокрытую славу (Ис 25:8; ср. Откр 21:4). -> Срам, посрамить, позорно -> Боль -> Страдание.
Понт,
область в Малой Азии, лежащая вдоль юж. берега Черного моря; родина Акилы (Деян 18:2). Иудеи из П. присутствовали в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы (Деян 2:9). В Первом послании ап. Петр включает в число своих адресатов и христиан из П. (1 Петр 1:1).
Понтий Пилат,
рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Понтий - родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя "Понтий" было даровано ему при усыновлении. После смещения -> Архелая (Мф 2:22) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (-> наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп.
Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды.
Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1). Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса (Мф 27:2.11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - Ин 19:16). Жена П.П. просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19), но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого Человека (Ин 18:38; Ин 19:4.6). В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", П.П. умыл руки (Мф 27:24). Желая использовать возможность примирения с -> Иродом Антипой, П.П. направил Иисуса к нему (Лк 23:7-12). Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен - казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством.
Поощрять
-> Возбуждать, побуждать, поощрять.
Поражение Озы,
место, на к-ром Оза, дотронувшийся до ковчега завета, тотчас умер (2 Цар 6:8; 1 Пар 13:11). Возм., это название сохранилось в имени небольшого селения Хирбет-эль-Уз, к-рое расположено прим. в 3 км от -> Кириаф-Иарима, на пути в Иерусалим.
Порафа
[евр. Пората, возм., "данный жребием (или судьбой)"], один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8).
Порок, недуг,
болезнь или физич. недостаток человека или животного. Порок у животного делал его непригодным для жертвоприношения (Лев 22:21), поскольку жертв. животное не должно было иметь к.-л. физического П. или повреждения (Лев 22:17; Втор 15:21). Здоровым, без физич. изъяна, надлежало быть священнику, совершавшему жертвоприношение (-> Жертва -> Болезнь: порок). Бог исцеляет как физич., так и душевные недуги (Пс 102:3).
Поручительство, поручитель
В ВЗ часто говорится о П. (ср. Быт 43:9; Быт 44:32); Притчи Соломона настойчиво предостерегают от П. за другого (Притч 6:1-5; Притч 11:15; Притч 20:16; Притч 22:26). Любое П., скреплявшееся, вероятно, пожатием руки (Притч 17:18), не могло быть абсолютно надежным для обеих сторон, поскольку не во власти людей распоряжаться своим будущим. Лишь Бог действительно может быть Поручителем (Иов 17:3). Но все же человек обязан помогать тому, кто находится в нужде и просит о помощи (Мф 5:42).
Порций,
наименование рим. рода, из к-рого происходил прокуратор Иудеи П. -> Фест (Деян 24:27).
Порядок
-> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный.
Посещение
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Слово "посетить" в Библии употребляется не только в прямом значении - "прийти к кому-либо или куда-либо", - но и в метафорич., обозначая действие, совершаемое Богом. Посещая людей, Господь устанавливает связь с ними, проявляет о них заботу. П. Богом человека всегда подразумевает благо для него, даже в том случае, когда целью такого П. бывает наказание. Поэтому мы различаем два вида Божьего П.: оказание милости или совершение суда. Но оба П. связаны между собой. Человек, к-рого не посещает Бог, становится богооставленным.
II. ОКАЗАНИЕ МИЛОСТИ
Когда наступал час исполнения Божьих обетований, Бог посещал ожидавших Его людей: жену Авраама Сарру (Быт 21:1 - в Синод. пер. - "призрел Господь на Сарру"), мать Самуила Анну (1 Цар 2:21), народ Израиля в Египте (Быт 50:24; ср. Исх 3:16) и др. Когда на землю пришел Иисус, народ Израиля пережил время Его милостивого П. (Лк 1:68; Лк 7:16). Бог осудил Израиль на разорение за то, что народ "не узнал времени" Его посещения (Лк 19:44). Еще псалмопевцы молились, чтобы Бог посетил Свой народ, "виноград Божий", и сохранил его (Пс 79:15; Пс 88:33). Люди узнают о П. Бога по оказанным им духовным и телесным благодеяниям (Пс 64:10).
III. СОВЕРШЕНИЕ СУДА
ВЗ свидет-вует не только о Божьем долготерпении и милосердии, но и о том, что Бог наказывает за грехи: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исх 20:5; Числ 14:18). На непокорных Бог посылает "ужас", болезни, войну и проклятия (Лев 26:16). В ВЗ содержатся многочисл. свидет-ва о таких Божьих П. с целью суда (см. Иов 7:18; Пс 58:6; Ис 24:21). Для подобных испытаний Богом отведено определ. время (Исх 32:34; Иер 46:21): Бог назначает "день" (Ис 10:3) и "год" (Иер 23:12) такого П.; -> Суд
Послание Иакова
I. АВТОР
В начале послания автор, приветствуя братьев в рассеянии, говорит о себе: "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа" (Иак 1:1). При этом он не сообщает о своем апостольстве, из чего можно заключить, что послание было написано -> Иаковом (4), братом Господним, авторство к-рого подтверждается и церк. преданием.
II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Послание обращено к христианам (Иак 2:1.5.7) из иудеев, "находящимся в рассеянии" (Иак 1:1 - греч. эн те диаспора). Из текста послания видно, что эти люди хорошо знали сельское хоз-во (Иак 5:4.7) и жили, вероятно, недалеко от Палестины (см. Иак 5:7: ранний и поздний дожди); нек-рые из них были, видимо, ремесленниками или торговцами (Иак 4:13). Не вполне ясным представляется положение "богатых" среди остальных христиан: они - члены общины (Иак 1:10; Иак 2:2), но в то же время противопоставлены остальным христианам (Иак 2:6.7; Иак 5:1-6). Поскольку собрание обозначено здесь словом сюнагоге (Иак 2:2), ученые высказывали предположение, что этими "богатыми" были иудеохристиане, еще не окончат. порвавшие с евр. общиной и ее богослужением. Однако среди адресатов П.И. уже были учителя (Иак 3:1) и пресвитеры церкви (экклесиа; Иак 5:14). Эти не поддающиеся сегодня однозначному толкованию обстоят-ва дают основание относить П.И. ко времени зарождения первых христ. общин. Многие ученые рассматривают его как древнейший новозаветный текст, к-рый, возм., был написан еще до -> Апостольского собора, т.к. в нем отсутствуют к.-л. сведения об обращенных язычниках и ничего не говорится об обязательном исполнении Закона христианами. Возм., что иудеохристиане, к к-рым направлено послание, жили в Сирии, в окрестностях Антиохии (см. Деян 11:19). Однако другие ученые датируют П.И. прим. 60 г. по Р.Х. Видимо, адресаты послания знали основные положения учения Павла, след., к этому времени по крайней мере нек-рые из апостольских посланий уже были написаны. Во всяком случае, отсутствие упоминания о разрушении Иерусалимского храма дает основание считать, что П.И. было написано до 70 г. по Р.Х.
III. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА И ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ
П.И. во многом схоже с благовествованием Иисуса Христа, по крайней мере с тем, как оно изложено в первых трех Евангелиях. Прежде всего это относится к стилистике повествования с ее насыщенностью образами, взятыми из мира природы. Кр. того, в нем автор постоянно обращается к учению Иисуса и, прежде всего, к Нагорной проповеди, хотя и не приводит при этом прямых цитат. Можно предположить, что автор и его читатели хорошо знали содержание проповеди Иисуса, что дает ключ к решению вопроса о происхождении Евангелий. Ср. Иак 1:4 с Мф 5:48; Иак 1:5.6.17 с Мф 7:7-11; Мф 21:21.22; Иак 1:22 с Мф 7:21-27; Иак 2:5 с Лк 6:20 ("блаженны нищие", пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); Иак 2:8 с Мк 12:31; Иак 2:13 с Мф 5:7; Иак 3:12 с Мф 7:16; Иак 3:18 с Мф 5:9; Иак 4:4 с Мф 6:24; Иак 4:11.12 с Мф 7:1; Иак 4:12 с Мф 10:28; Иак 4:13.14 с Лк 12:16-20; Иак 4:17 с Лк 12:47; Иак 5:1 с Лк 6:24.25; Иак 5:2.3 с Мф 6:19; Иак 5:12 с Мф 5:34-37.
IV. СОДЕРЖАНИЕ
П.И. обращено к тем христианам, к-рые, будучи знакомы с учением Иисуса (см. Иак 3:1), нуждались в практич. помощи, чтобы строить свою жизнь не на эгоистич. расчете, а на вере. Раскрыв сущность всякого искушения и его причины (Иак 1:2-18), автор призывает верующих поступать по Слову Божьему (Иак 1:19-27), что несовместимо с лицеприятием (Иак 2:1-13). Вера, не находящая выражения в делах, мертва: никто не может апеллировать к своей исключит. умозрительной вере (Иак 2:14-26). В общении между людьми должны господствовать даруемая свыше мудрость и смирение, а не безудержное пустословие, себялюбивые распри, клевета и взаимное осуждение (Иак 3:1 - Иак 4:12). Человеком должна руководить Божья воля, а не стремление к выгоде (Иак 4:13 - Иак 5:6). В заключение Иаков призывает к долготерпению в страданиях (Иак 5:7-11), к искренности, не требующей никаких клятв (Иак 5:12), напоминает о силе молитвы (Иак 5:13-18) и о необходимости помогать братьям, уклонившимся от истины (Иак 5:19.20).
V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ
Было бы ошибкой, подобно М.Лютеру, назвавшему П.И. "полным соломы" и протестовавшему против включения этой книги в канон, искать в нем основополагающие теоретич. высказывания (-> Вера, II,6). Выдвинутые автором идеи понятны человеку, оказавшемуся в нужде и имеющему личный опыт повседневного борения в вере. Для него раскрывается значение трезвого и практичного подхода Иакова, глубоко и ясно понимающего трудности и опасности духовной жизни и своими наставлениями укрепляющего дух верующего.
Послание Иуды
I. АВТОР
П.И. называет себя братом Иакова (Иуд 1:1), но не принадлежит к числу апостолов (Иуд 1:17). Оба эти обстоят-ва указывают на авторство -> Иуды (4), брата Господа.
II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Об адресате и времени написания послания ч.-л. определенное сказать трудно. Просматривается его очевидная связь со Вторым посланием Петра. Лжеучителя, о к-рых там только еще предсказывалось (2 Петр 2:1-3), здесь уже действуют (Иуд 1:4; ср. Иуд 1:17.18). Остается неясным, к каким именно церквам было обращено П.И., к-рое можно датировать прим. 70 г. по Р.Х., возм., даже несколько ранее.
III. СОДЕРЖАНИЕ
Послание направлено против лжеучителей, проникших внутрь Церкви. Принимая участие в вечерях любви (Иуд 1:12), они в то же время отвергают Господа и извращают Божью благодать (Иуд 1:4). Нечестивые, они живут по собств. похоти, "злословят то, чего не знают" и не имеют Духа (Иуд 1:10.16-19). Иуда призывает церковь молиться Св. Духом, отстаивать веру и спасать заблудших (Иуд 1:3.20-23).
IV. ОСОБЕННОСТИ
Примечат., что Иуда дважды упоминает факты, известные нам лишь из внебибл. источников. Рассказ о споре архангела Михаила с дьяволом о теле Моисея (Иуд 1:9) приводится также в апокрифе "Успение Моисея"; пророчество Еноха (Иуд 1:14.15) в том же виде встречается только в "Книге Еноха" (Иуд 1:9), известной лишь по эфиоп. списку. Но это не означает, что мы имеем дело с прямыми цитатами или что Иуда воспринимал эти -> апокрифы как свящ. тексты (ср. цитаты из антич. авторов в Деян 17:28; 1 Кор 15:33; Тит 1:12; -> Поэты).
Послание к Галатам
I. АВТОР И АДРЕСАТ
Автор П.к Г. - ап. Павел (Гал 1:1; Гал 5:2). Содержание послания он, видимо, обсуждал с находившимися с ним братьями (Гал 1:2). Если личность автора не вызывает сомнений, то вопрос об адресате окончательно не решен. Неизвестно, следует ли искать адресатов в сев. или в юж. Галатии. Рим провинция -> Галатия, помимо собственно области Галатия, плоскогорья вблизи совр. Анкары, включала также тер., лежавшие к югу от нее: -> Фригию, -> Писидию и -> Ликаонию. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел посетил три города Ликаонии: Иконию, Листру и Дервию. Обращение Павла "о, галаты!" (Гал 3:1) относится, видимо, к народу, давшему название местности (т.е. подтверждает т.н. "северогалатийскую гипотезу"); сомнительно, чтобы жителей других областей провинции, т.е. Писидии, Фригии и Ликаонии, называли "галатами".
II. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Согл. Деян 16:6 и Деян 18:23, ап. Павел бывал в Галатии дважды, что находит подтверждение и в Гал 4:13, где говорится о первом, более раннем, посещении этой области. Эти свидет-ва дают повод заключить, что П.кГ. было написано в Ефесе между 54 и 57 гг. по Р.Х. Исследователи, придерживающиеся т.н. "южногалатийской гипотезы", считают, что П.кГ. было написано во время второго миссионерского путешествия. Т.о., датировка послания колеблется между 48 и 57 гг. по Р.Х. -> Апостольский собор (6).
III. СТИЛЬ И ФОРМА ПОСЛАНИЯ
П.к Г. - наиболее резкое и полемич. из посланий Павла. В нем больше пафоса, чем даже во Втором послании к Коринфянам. Это един-ств. послание, в начале к-рого отсутствуют обычные выражения благодарности, ходатайства и благословения (Гал 1:1), а в заключении - приветствия членам церкви (Гал 6:16). Павел указывает на свой апостольский авторитет, основ. не на людском мнении, а даров. ему воскресшим и вознесшимся Иисусом Христом. Но этот авторитет не исключает причастности к написанию П.кГ. других братьев (Гал 1:2). Всё П.кГ. представляет собой апологию Евангелия Иисуса Христа, к-рая начинается со слов: "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию" (Гал 1:6) и заканчивается словами: "Впрочем, никто не отягощай меня" (Гал 6:17).
IV. ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Поводом для написания П.кГ. явилась тревожная весть о появлении в галатийских церквах лжеучителей. Они настаивали на обрезании галатов и на исполнении ими отдельных положений Закона Моисея: соблюдения праздников (Гал 4:10) и запретов, касающихся пищи (Гал 2:12.14). Тем самым они противопоставляли законность, основ. на соблюдении заветов, вере, даров. Божьей милостью. Лжеучителя не принимали принципа Павла "или-или" и пытались найти компромисс между Законом Моисея и свободной милостью - благодатью - Иисуса Христа. П.кГ. - это исповедание совершенного спасения и оправдания грешников через веру в Господа Иисуса Христа. Все остальные темы - авторитет и призвание апостола, значение Закона - находятся в подчинении у этой главной идеи. В -> Послании к Римлянам мысль об оправдании грешников через веру также является центральной, но там основной удар направлен против неправедности язычников и ложной уверенности иудеев в своей непогрешимости. В П.кГ. Павел восстает против распространения в христ. церквах нового учения иудействующих, согл. к-рому основанием для спасения являются действия человека. П.кГ. - это жгучий протест против ложного благочестия и его носителей, утверждавших, что спасение может основываться на ч.-л. ином, кроме жертвы, принесенной Иисусом на кресте Голгофы. Здесь особенно ярко раскрывается глубокое понимание Павлом истинного смысла Евангелия. Любое человеч. тщеславие, особенно тщеславие кичащихся своим благочестием, развенчивается крестом Христовым (Гал 6:14).
Возвращение под иго Закона означает для Павла возобновление служения "вещественным началам" (Гал 4:8). Закон для иудеев и язычников - это лишь промежуточный этап, это наставник и посредник на пути к Иисусу Христу (Гал 3:1). Только Христос спасает людей и создает из них "новую тварь" (Гал 6:15), Израиль Божий (Гал 6:16). Но этим Павел не ограничивается.
Он показывает, что Христос не только противостоит ветхозаветному Закону, но одноврем. является и его исполнением. Где торжествует Его Дух, там исполняется и Закон. Сущность нового человека - в духе, и по духу же он должен поступать (Гал 5:25). П.кГ., очевидно, достигло своей цели. В последующих посланиях Павла больше не упоминается о разногласиях с галатами, напротив, из 1 Кор 16:1 можно заключить, что галатийские церкви вновь достигли полного единомыслия с апостолом и усвоили его проповедь.
V. КОМПОЗИЦИЯ
Послание, не считая краткого предисловия (Гал 1:1-5), введения (Гал 1:6-10) и заключения (Гал 6:11-18), состоит из трех частей:
1) Гал 1:6 - Гал 2:21: апологетич. часть, в к-рой апостол говорит о своем призвании Господом и о своей проповеди дарованного Богом Евангелия;
2) Гал 3:1 - Гал 5:12: догматич. часть, в к-рой Павел напоминает христианам о том, что путь к спасению лежит не через Закон, а через веру. Здесь же он говорит о непостижимом отпадении галатов, к-рые позволили лжеучителям увлечь себя;
3) Гал 5:13 - Гал 6:10: поучения и наставления, связанные с призывом жить в свободе, дарованной Христом, и жить по духу, порождающему плоды духа.
Послание к Евреям
I. АВТОР
Вопрос об авторстве П.кЕ. с самого начала вызывал споры, поскольку имя автора здесь не названо. Восточная Церковь признает автором П.кЕ. ап. Павла, а Западная - Варнаву. М.Лютер высказал предположение, что послание написано Аполлосом. Мы же будем полагаться лишь на те сведения, к-рые имеются в самом П.кЕ. Его автор принял Благую Весть от тех, кто слышал ее от Самого Иисуса Христа, свидет-во Которого было подкреплено чудесами, знамениями и раздаянием Св. Духа (Евр 2:3). Он не входил в ближайшее окружение Иисуса, хотя пришел к вере одним из первых. Автор П.кЕ. принадлежал к той церк. общине, к к-рой адресовал свое послание и к к-рой намерен был вернуться (Евр 13:19.23). Он обращается к своим читателям как учитель (Евр 5:11 - Евр 6:8; Евр 10:26-31; Евр 12:14-17). Судя по его глубокому знанию ВЗ и иуд. обрядов, он был евреем, а учитывая прекрасный лит. стиль послания, можно предположить, что он получил эллинистич. образование. Возм., послание было написано в Италии (Евр 13:24).
II. АДРЕСАТ
Указание на то, что послание обращено к евреям, имеется лишь в его заглавии. Многократное обращение автора к текстам ВЗ указывает на то, что оно было адресовано знатокам Писания. Все это дает возможность говорить о существовании иудеохрист. общины, но вопрос о том, где ее следует искать, остается нерешенным. Из отдельных деталей вырисовывается общая картина жизни общины. Достойные подражания наставники (Евр 13:7) заложили хорошие основы учения (Евр 6:1). Во время гонений, завершившихся для нек-рых членов общины тюремным заключением или утратой состояния, верующие доказали стойкость своей веры, выдержав "великий подвиг страданий" и приняв "участие в делах других, находившихся в таком же состоянии" (Евр 10:32-34). Бог не забыл их "дело и труд любви", к-рые они совершили "во имя Его, послужив и служа святым" (Евр 6:10). Тем не менее дальнейшее существование общины находилось под угрозой. Верующие перестали расти в познании Писания и в духовной жизни (Евр 5:11-14). Новые гонения они, очевидно, переносили не так стойко, как прежние (ср. Евр 10:35; Евр 13:3.13). Стремление к спасению у них ослабло (Евр 12:12-17), и нек-рые покинули общину (Евр 10:25). Если церковь не восстановит свои силы, предупреждает автор, то многие окажутся оскверненными от соприкосновения с распространяющейся нечистотой (Евр 12:15).
III. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
Самое раннее свидет-во существования П.кЕ. - его цитирование Климентом Александрийским в его Первом послании (90-100 гг. по Р.Х.). Поскольку П.кЕ. предполагает, что в Иерусалимском храме проходили службы, то можно утверждать, что оно было написано до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Т.к. первые наставники церк. общины, лично видевшие и слышавшие Христа (Евр 2:3), уже умерли (Евр 13:7), то временем написания П.кЕ. можно считать начало или середину 60 гг. (62 г. по Р.Х. - смерть Иакова, 64 г. по Р.Х. - первые гонения на христиан в Риме).
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ
Автор П.кЕ. подчеркивает роль личности Христа как Первосвященника Нового Завета. Тем самым он стремится предостеречь иудеохристиан от возврата к внешним обрядовым формам ВЗ. Цель П.кЕ. - увещевание, предостережение от отпадения и призыв к верности. За каждым сравнением Иисуса с Моисеем, Аароном, Мельхиседеком и др. следуют увещевания и предупреждения о том, что отпадение может произойти на любой духовной ступени; чем выше поднялся верующий, тем страшнее будут последствия его отпадения. Автор стремится показать, что прирастание познаний требует укрепления верности и святости, а возрастание в святости приведет к углублению познания.
V. КОМПОЗИЦИЯ
А. Слава Христова (Евр 1:1 - Евр 7:28): 1. Превосходство Христа над пророками (Евр 1:1-3).
2. Превосходство Христа над ангелами (Евр 1:4 - Евр 2:18):
а) свидет-ва из Писания (Евр 1:4-14);
б) предостережение (Евр 2:1-4);
в) необходимость временной униженности Иисуса (Евр 2:5-18).
3. Превосходство Христа над Моисеем (Евр 3:1 - Евр 4:13):
а) сравнение Иисуса с Моисеем (Евр 3:1-6);
б) предостережение (Евр 3:7 - Евр 4:13).
4. Превосходство Христа над Аароном (Евр 4:14 - Евр 6:20):
а) сравнение Иисуса с Аароном (Евр 4:14 - Евр 5:10);
б) увещевание (Евр 5:11 - Евр 6:20).
5. Превосходство Христа над Мелхиседеком (Евр 7:1-28):
а) превосходство Мелхиседека над Авраамом (Евр 7:1-4);
б) превосходство Мелхиседека над левитами (Евр 7:5-10);
в) превосходство Христа над всеми (Евр 7:11-28).
Б. Спасение при новом священстве (Евр 8:1 - Евр 13:22):
1. Необходимость заключения нового завета (Евр 8:1 - Евр 9:10):
а) служение в истинной скинии Божьей (Евр 8:1-5);
б) новый Божий народ (Евр 7:6-13);
в) временный характер ветхозаветного богослужения (Евр 9:1-10).
2. Блага спасения нового завета (Евр 9:11 - Евр 10:39):
а) дарования во Христе (Евр 9:11 - Евр 10:18);
воздействие крови Христа (Евр 9:11-28):
вечное спасение, очищение для служения, укрепление завета,
устранение грехов через вхождение в небесное святилище;
послушание и святость как следствие принесения в жертву тела Христа (Евр 10:1-18);
б) увещевание и предостережение верующих (Евр 10:19-39).
3. Жизнь в вере (Евр 11:1 - Евр 13:19):
а) сущность веры (Евр 11:1-6);
б) свидетели веры в Ветхом Завете (Евр 11:7-40);
в) жизнь в вере в Новом Завете (Евр 12:1 - Евр 13:21):
жизнь по примеру Христа (Евр 12:1-3);
Бог воспитывает верующих (Евр 12:4-11);
жизнь в святости (Евр 12:12-17);
жизнь по верно воспринятому Слову (Евр 12:18-29);
отдельные наставления (Евр 13:1-19).
В. Заключение: приветствия и благословение (Евр 13:20-25).
VI. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
П.кЕ. указывает на превосходство нового завета над старым (ветхим). Новый завет несет в себе совершенное откровение Божье в Христе (Евр 1:1-3). Ветхий завет - прообраз нового и подготовка к нему (Евр 8:7-13; ср. Иер 31:31). Христос, наследник всего сотворенного (Евр 1:2), "образ ипостаси" Бога и сияние Его славы (Евр 1:3), унизил Себя, чтобы, будучи истинным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10; Евр 7:15-17), принести Себя в жертву: в святости (Евр 7:26), сострадании (Евр 4:15) и послушании (Евр 10:7). То, что не было достигнуто всеми жертвоприношениями, совершавшимися в ветхозаветных богослужениях (Евр 10:1-4), сделал Иисус Христос "Своею Кровью" (Евр 9:12), принеся в жертву Свое тело (Евр 10:10): Он приобрел вечное искупление (Евр 9:12), устранил грех (Евр 9:26), "очистил совесть" людей "от мертвых дел" для истинного служения Богу Живому и Истинному (Евр 9:14). Многочисл. ветхозаветным жертвам противопоставлена однажды принесенная несравненная жертва Христа, через к-рую Он навсегда "сделал совершенными освящаемых" (Евр 10:10.14). Земное святилище (скиния и храм) уступило место святилищу небесному (Евр 8:2), вход в которое верующим открыл Своей кровью Христос (Евр 10:19-23). Вместе с новым священством вступил в силу и новый Закон (Евр 7:12) - закон Веры, к-рая преодолевает видимую бренность "осуществлением ожидания и уверенностью в невидимом" (Евр 11:1.4-38). Церковь призвана к вере (Евр 10:35-39), поскольку при всей превосходящей славе нового завета все же существует опасность отпадения - преднамеренный грех может воспрепятствовать спасению верующих (Евр 6:4-6; Евр 10:26). Поэтому Церковь сравнивается с народом Израиля во времена странствования его по пустыне (Евр 3:7-19). Члены Церкви несут ответственность друг за друга, поскольку отставший становится "горьким корнем" раздора и причиной осквернения всех ее членов (Евр 12:15; ср. Евр 3:12; Евр 4:1.11).
Послание к Ефесянам
I. АВТОР ПОСЛАНИЯ
Автором П.кЕ. является ап. Павел (Еф 1:1), к-рый был хорошо известен своим адресатам (Еф 3:2). Более точные сведения об обстоят-вах, сопутствующих моменту передачи послания, должен был сообщить Тихик, вероятно, и доставивший это послание (Еф 6:21). В П.кЕ. имеется много общего с Посланием к Колоссянам; в обоих посланиях встречаются даже одинаковые выражения. На этом основании предпринимались попытки оспорить авторство Павла. По мнению оппонентов, апостол постарался бы избежать повторов. Такой довод, однако, представляется неубедительным. Ведь если оба послания были написаны примерно в одно и то же время и при сходных обстоят-вах, но предназначались разным поместным церквам, то нек-рое дублирование вполне возможно.
II. МЕСТО НАПИСАНИЯ
П.кЕ. было написано почти одновременно с Посланием к колоссянам и Посланием к Филимону, а возм., и с Посланием к Филиппийцам. Сравнив эти послания и собрав воедино содержащиеся в них сведения, можно сделать опред. выводы: Павел находился в заключении, но все же у него оставались нек-рые, хотя и огранич., возможности для проповеди Евангелия (Еф 6:19). Очевидно, что, кроме Тихика, рядом с ним находились и другие сотрудники: Тимофей, Епафрас, Аристарх, Марк, Лука (Кол 1:1; Кол 4:10.12.14; ср. Деян 27:2). Все это больше соответствует условиям первого рим. заточения апостола, ко времени к-рого, по общепринятому мнению, относится написание посланий к ефесянам, колоссянам и Филимону. Не искл., однако, что они были составлены во время кесарийского заключения Павла.
III. АДРЕСАТ
В древнейших рукописях П.кЕ. в ст. Еф 1:1 при указании адреса отсутствуют слова "в Ефесе". По общепринятому мнению, послание являлось циркуляром, к-рый Тихик передавал различным поместным церквам для публичного зачитывания, дополняя его своим устным рассказом (Еф 6:21). На это же указывает и замечание в Кол 4:16. В таком случае можно предположить, что после чтения послания в церквах с него делались списки, в один из к-рых и было внесено дополнение "в Ефесе".
IV. КОМПОЗИЦИЯ
Послание содержит назидания (Еф 1:3 - Еф 3:21) и увещевания (Еф 4:1 - Еф 6:20). Сообщения личного порядка очень кратки. Это, очевидно, связано как с характером самого П.кЕ., так и с упомянутым выше фактом, что дополнит. сведения должен был сообщить Тихик (Еф 6:21).
А. В начале послания указаны отправитель и получатель, после чего следует приветствие с пожеланием благодати и мира (Еф 1:1.2).
Б. Назидательная часть (Еф 1:3 - Еф 3:21) содержит:
1) восхваление Бога, совершившего самопожертвование ради спасения всех христиан (Еф 1:3-14);
2) благодарение и молитв. ходатайство о том, чтобы получателям послания открылась благодать, дарованная во Христе всему миру (Еф 1:15-23);
3) величие новой жизни, к-рую Церковь имеет во Христе (Еф 2:1-22);
4) благодать апостольского служения Павла, молитва к Богу с просьбой даровать совершенное откровение тайны Христа читателям послания и заключит. гимн (Еф 3:1-21).
В. К увещеваниям относятся (Еф 4:1 - Еф 6:20):
1) призыв Церкви к единству в любви при всем богатстве дарований (Еф 4:1-16);
2) предостережение Церкви от возвращения к языч. жизни (Еф 4:17-24) и призыв являть себя чадами света (Еф 4:25 - Еф 5:20);
3) наставления в христианской семейной жизни, к-рая должна быть отражением отношений, существующих между Церковью и Христом; раб и господин должны любить друг друга (Еф 5:21 - Еф 6:9);
4) призыв к духовной борьбе и описание применяемого "всеоружия Божия" (Еф 6:10-20).
Г. Заключение (Еф 6:21-24): извещение о направлении Тихика и заключит. приветствие.
V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Главная тема П.кЕ. - воплощение Божьего замысла спасения (Еф 1:9; Еф 3:3) через Церковь Иисуса Христа (-> Тело, VI). Церковь и то, что связывает ее с Воскресшим, выходят здесь на первый план, а характерная для Павла тема Второго пришествия Иисуса звучит более приглушенно. Христос - глава Церкви (Еф 1:22; Еф 4:15), а сама она - Его тело (Еф 1:23; Еф 4:12.16; Еф 5:30), к-рое должно являть свое единство через служение ее членов (Еф 4:11.15). Это тело растет и зреет "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13). В послании Павел говорит о цели Божьего замысла спасения, состоящего в том, чтобы объединить всех людей, язычников и иудеев, в одну Церковь (Еф 2:11; Еф 3:5), в святой храм в Господе (Еф 2:21). Из послания следует, что крестный подвиг Христа и Его любовь направлены в первую очередь на Церковь, к-рую Христос спасает (Еф 5:23) и освящает Своей смертью (Еф 5:25). В П.кЕ. (Еф 2:14) Павел обращается к теме, прозвучавшей в Послании к Колоссянам, - примирение человечества с Богом (Еф 2:16). Здесь закладывается основание нашей веры в спасение. Апостол понимает свое призвание внутри избранной Богом Церкви, исходя из этого плана спасения, охватывающего весь мир и все человечество. Этой данной ему Богом благодати (Еф 3:2) Павел и посвящает свой молитв. гимн, завершающий третью главу П.кЕ.
Послание к Колоссянам
I. АВТОР, ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ
П.кК. было продиктовано ап. -> Павлом в то время, когда он находился в заточении (Кол 1:24; Кол 4:3.10); заключит. приветствие было написано им собственноручно (Кол 4:18). Неизвестно, в каком именно месте заключения находился Павел в момент написания П.кК. Чаще всего в этой связи называют Рим, а также Кесарию и Эфес. Соавтором Павла, участвовавшим в написании как П.кК., так и посланий к филиппийцам и к Филимону (Флп 1:1; Флм 1:1), считается один из его сподвижников - Тимофей (Кол 1:1; ср. также 1 Фес 1:1; 2 Фес 1:1). Передали послание адресатам Тихик (Кол 4:7-9; Еф 6:2) и раб Онисим (Кол 4:9; Флм 1:10). Послание к Филимону и П.кК. содержат одно и то же сообщение (Кол 4:17; Флм 1:2), так что, вероятно, они были написаны одновременно. Содержание и стиль изложения во многом схожи с содержанием и стилем -> Послания к Ефесянам, к-рое, видимо, было написано тогда же или несколько позднее.
II. АДРЕСАТ И ПОВОД К НАПИСАНИЮ
П.кК. адресовано церкви в -> Колоссах, основ. Епафрасом (Кол 1:7), к-рый в момент написания послания находился рядом с Павлом (Кол 4:12). В послании Павел благодарит Бога за то, что в этой церкви царят вера, любовь и благоустройство (Кол 1:4; Кол 2:5). Однако здесь, как, видимо, и в соседней Лаодикийской церкви, появились лжеучителя, поэтому П.кК. необходимо было прочитать в двух церквах (Кол 4:16). О том, какое именно лжеучение угрожало церкви, можно только догадываться, исходя из рассуждений апостола, - определенных сведений об этом нет. Лжеучителя в Колоссах отстаивали собственное, основ. на Законе представление о святости; они требовали обрезания всех верующих (Кол 2:11), соблюдения новомесячий, суббот и других праздников, а также определ. предписаний в отношении культовой чистоты (Кол 2:16.21.23). С др. стороны, в их служении ангелам проявляются черты, присущие гностицизму: Бог, по их мнению, не может непосредств. действовать в этом мире (ср. Ин 1:14), Он делает это только через иерархию различных духовных сил, благоволение к-рых наряду с благоволением Христа также необходимо для спасения (Кол 2:18). Павел определяет эти идеи как философию и человеч. учение, к-рое имеет лишь вид мудрости (Кол 2:8.22).
III. КОМПОЗИЦИЯ
1. Вступит. приветствие (Кол 1:1.2).
2. Благодарения и прошения:
а) благодарение Богу за духовную жизнь церкви (Кол 1:3-8);
б) просьба о дальнейшем возрастании церкви в познании Христа (Кол 1:9-12).
3. Значение личности и дела Христа (Кол 1:13-23):
а) Господь Царства и образ Бога (Кол 1:13-15);
б) посредник и цель всего творения (Кол 1:16);
в) Глава Церкви, примиривший мир с Богом (Кол 1:18-23).
4. Проповедь тайны Христа Его служителем Павлом (Кол 1:24 - Кол 2:3).
5. Отпор лжеучителям (Кол 2:4-23).
6. Новая жизнь во Христе (Кол 3:1 - Кол 4:6):
а) возможность новой жизни благодаря воскресению Христа (Кол 3:1-4);
б) совлечение ветхого человека с его делами (Кол 3:5-9);
в) облечение в нового человека (Кол 3:10-17);
г) практич. указания для повседневной жизни (Кол 3:18 - Кол 4:6).
7. Сообщения и приветствия личного характера (Кол 4:7-18).
IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Настоят. призывам лжеучителей к внешнему соблюдению Закона и их философским идеям, связывавшим спасение с ложным смирением и аскетизмом плоти (Кол 2:18.23), Павел противопоставляет реальность живого Христа и новой жизни в Нем. В противовес теории о иерархическом посредничестве божеств. сил апостол говорит о Христе как о Главе Церкви и о христианах как о членах этого единого организма. Христос есть образ Бога (Кол 1:15), Глава Церкви (Кол 1:18), Глава всякого начальства и власти (Кол 2:10): "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9), и в Нем "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол 2:3). Христос есть "упование славы" (Кол 1:27), в Нем верующие имеют искупление и прощение грехов (Кол 1:14), достигают совершенства (Кол 1:28) и совместно растут "возрастом Божиим" (Кол 2:19). Одним словом, Он является их "жизнью" (Кол 3:4). На этом основаны увещевания Павла христианам, к-рым надлежит облечься в образ Христа (Кол 3:10.12), сообразуя с этим свою повседневную жизнь (Кол 3:17). Им не должны помешать кажущиеся благоразумными, но по существу вводящие в искушение речи лжеучителей (Кол 2:4).
Послание к Римлянам
занимает особое место среди посланий ап. Павла. В нем апостол обращается к церкви, находящейся в мировой столице, к той христ. общине, с членами к-рой он еще не был знаком лично (Рим 1:10), но о к-рой слышал много хорошего (Рим 1:8; Рим 16:19). Павел говорит о своем намерении в ближайшее время посетить Pим (Рим 15:24). В этом послании, где ощущается живая связь между реалиями повседневной жизни и верой, Павел раскрывает суть своей проповеди и миссионерского служения.
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
1) ПОДЛИННОСТЬ.
П.кР. всегда рассматривалось как бесспорно принадлежащее Павлу. Оспаривалось лишь авторство двух последних глав, при этом высказывались след. причины: а) славословие (в Синод. пер. - Рим 14:24-26) в нек-рых рукописях встречается дважды, после Рим 14:23 и в конце послания, что, однако, не является доказат-вом того, что оно не принадлежит Павлу; б) Маркион не включал Рим 15 и Рим 16 в текст послания. Тертуллиан, Ириней и Киприан в своих сочинениях также нигде не упоминают эти главы, но это могло быть простой случайностью. Что же касается Маркиона, то он вносил в текст НЗ произвольные коррективы, основ. на собств. богосл. представлениях; в) нек-рым исследователям казались странными приветствия (Рим 16:3-15), адресованные членам церкви, к-рую Павел еще не посещал. Поэтому текст Рим 15 и Рим 16 они пытались рассматривать как послание, первонач. направленное в Эфес, или как отдельное рекомендат. письмо (Рим 16) для направлявшейся в Эфес диакониссы Фивы. Но против этого свидет-вует сам текст.
Во-первых, стихи Рим 15:14-29 определенно адресованы братьям, живущим в Риме (ср. Рим 1:13-15). Во-вторых, благоприятный отзыв Павла об Акиле и Прискилле (Рим 16:3) имел значение только для членов церкви, живущих в Риме, куда предположит. и направилась эта супруж. пара. Вместе с другими сотрудниками Павла (ср. Рим 16:5,7,9,12) они надеялись встретить в Риме апостола, планировавшего посетить рим. церкви. В этом случае посылать рекомендации в Эфес было бессмысленно. Кр. того, церкви вообще активно обменивались членами;
2) МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ.
Судя по упоминанию -> Гаия (3) (Рим 16:23; ср. 1 Кор 1:14) и Ераста (2 Тим 4:20), местом написания послания был Коринф. Апостол планировал путешествие в Иерусалим с целью передать тамошней церкви пожертвования христиан из язычников (Рим 15:26.31); это и другие обстоят-ва указывают на то, что зимой 55-56 гг. Павел провел три месяца в Греции (Деян 20:2). Именно тогда, скорее всего, у него появилось достаточно времени для написания столь обширного послания;
3) АДРЕСАТ.
П.кР. свидет-вует о существовании в Риме христ. общины, подтверждением этому служит и текст Деян 28:14 Связано ли возникновение рим. церкви с людьми, к-рые слышали проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деян 2:10), не установлено. Судя по сказанному у Светония, изгнание евреев из Рима (Деян 18:2) было связано с появлением в городе христиан. Среди рим. знакомых и сотрудников Павла, к-рым он передает свои приветствия (Рим 16:3-15), были и евреи. П.кР. позволяет сделать вывод о том, что Рим церковь состояла как из христиан, обращенных из язычников (Рим 1:5; Рим 11:13.17-24), так и из христиан-евреев (Рим 7:1; Рим 14:5,14,20). Рим церковь приняла истинное учение (Рим 16:17), и Павел прославляет ее веру, послушание (Рим 1:8; Рим 16:19) и познания, к-рые дают возможность ее членам наставлять друг друга (Рим 15:14). Но в Риме проявились и враждебные Павлу настроения, а его слово подвергалось искажению (Рим 3:8; ср. Рим 6:1), поэтому апостол предостерегает церковь от лжеучений (Рим 16:17).
II. КОМПОЗИЦИЯ
А. Вступление:
1. Обращение и приветствия (Рим 1:1-7).
2. Павел и рим. церковь (Рим 1:8-15).
3. Тема послания (Рим 1:16.17).
Б. Первая часть. Праведность от веры (Рим 1:18 - Рим 4:25):
1. Божий суд над язычниками (Рим 1:18-32).
2. Бог как беспристрастный судья (Рим 2:1-16).
3. Иудей перед Божьим судом (Рим 2:17-29).
4. Преимущество, даруемое обрезанием (Рим 3:1-8).
5. Божье обвинение человечеству (Рим 3:9-20).
6. Откровение оправдания верой в Иисуса Христа (Рим 3:21-31).
7. Доказат-во оправдания верой на примере Авраама (Рим 4:1-25).
В. Вторая часть. Новая жизнь от Бога (Рим 5:1 - Рим 8:39):
1. Плоды благодати (Рим 5:1-11).
2. Возникновение нового человечества во Христе Иисусе (Рим 5:12-21).
3. Свобода от греха (Рим 6:1-23).
4. Свобода от Закона (Рим 7:1-6).
5. Закон и грех (Рим 7:7-25).
6. Новая жизнь в Духе (Рим 8:1-11).
7. Сыны Божьи, принявшие Духа усыновления (Рим 8:12-17).
8. Надежда, благодаря ходатайству Духа (Рим 8:18-27).
9. Божий замысел (Рим 8:28-30).
10. Непоколебимость в вере (Рим 8:31-39).
Г. Третья часть. Праведность через веру и Израиль (Рим 9:1 - Рим 11:36):
1. Плaч об Израиле (Рим 9:1-5).
2. Основа избрания (Рим 9:6-13).
3. Бог свободен в выборе (Рим 9:14-29).
4. Камень преткновения (Рим 9:30-33).
5. Праведность через веру в ВЗ и вина Израиля (Рим 10:1-21).
6. Остаток Израиля (Рим 11:1-10).
7. Язычники и Израиль (Рим 11:25-36).
Д. Четвертая часть. Жизнь в послушании вере (Рим 12:1 - Рим 15:13):
1. О праведном единстве (Рим 12:1 - Рим 13:14).
2. О праведной свободе (Рим 14:1 - Рим 15:13).
Е. Заключение (Рим 15:14 - Рим 16:24).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
В П.кР. Павел представляет богосл. обоснование своей миссии и поясняет основные положения своей проповеди. В Рим 1:17 и далее названа основная тема: правда веры, или, точнее, "правда Божия от веры в веру". Все части П.кР. ориентированы на эту центр. идею: а) Павел начинает с того, что описывает состояние человека, как язычника, так и иудея, к-рого постигает откровение правды Божьей (Рим 1:17; Рим 3:21). Человек совершает грех и тогда, когда в своем непослушании заменяет поклонение Творцу поклонением твари (Рим 1:25), и тогда, когда уповает на Закон как на возможность оправдаться перед Богом (Рим 2:17). Всем выносится один и тот же приговор: грешен (Рим 3:9). Грех устраняет различие между язычником и иудеем в глазах Бога. Путь к Богу через исполнение Закона, каким хотят идти иудеи, приводит к греху (Рим 3:20). В этом бедств. для человека положении Бог открывает ему правду (-> Истина), посылая людям Своего Сына - Иисуса Христа: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа" (Рим 3:21). Правда Божья состоит в том, что оправдание перед Богом грешник получает "даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим 3:24). Высшим проявлением правды является Иисус, "Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру" (Рим 3:25).
Вера - это полное предание себя Божьей воле (Рим 3:18), когда все ожидания связаны с Богом. Верующий получает оправдание не за какие-то заслуги, а исключит. по Божьей благодати (Рим 3:24). Вера и благодать в П.кР. - взаимозависимые понятия, к-рые указывают на Божьи деяния, основ. только на Его любви. При этом вера исходит от человека, к-рый может и хочет получать Божьи дары, а благодать исходит от Бога, дающего их даром; б) ап. Павел испытал силу Божьей правды; во второй части послания он говорит о ее воздействии на жизнь верующего. Ибо из жизни по вере должна произойти новая правда. С Иисуса началось новое человечество. Если от Адама на всех людей перешло проклятие, то Иисус стал источником благодати, приносящей вечную жизнь (Рим 5:12). В жизни человека, получившего оправдание верой, проявляются плоды благодати (Рим 5:3). Правда Божья действует как сила, "погребающая" грехи верующего вместе с Иисусом (Рим 6:4). В вере человек, соединенный с Иисусом, Его смертью и Его воскресением, получает от Бога новую жизнь, к-рую он посвящает на служение Богу (Рим 6:11). Верующему даровано и новое отношение к Закону. Умерев с Иисусом для греха (Рим 6:2-11), верующий умирает для Закона и освобождается от него (Рим 7:4-6). В этой связи Павел проясняет задачи и пределы -> Закона. Посредством Закона происходит осознание -> греха (Рим 7:7), более того, Закон вскрывает грех, открывая тем самым плотскую, безбожную сущность человеч. природы (Рим 7:13) в ее обреченности, но не указывая человеку путь к спасению (Рим 7:23). Напротив, как раз через Закон грех пробуждает желание нарушить Закон (Рим 7:8.11.13). Жизни в рабстве Закону противопоставлена новая жизнь, жизнь в Духе и под руководством -> Духа. Дух - это животворящая сила Божья (Рим 8:11), к-рая руководит сынами Божьими (Рим 8:14) и дарует им надежду на окончат. искупление (Рим 8:23); в) Павел, будучи иудеем, фарисеем и книжником, знает особенности своего народа.
Его народ - это избранный народ Божий. Теперь же Бог, в Своем окончат. откровении, обращается не только к израильтянам, но и к язычникам. Тема Израиля, проявляющаяся в первых восьми главах лишь подспудно, в главах Рим 9, Рим 10, Рим 11 становится главной. Собрание общества Израиля - главная тема ВЗ, строит-во Церкви Христовой - задача всей жизни Павла. Существует ли здесь противоречие? С печалью взирает Павел на своих сородичей и соотечественников. Бог среди множества благ даровал им обетования, они же отвергают исполнение этих обетований. Апостол констатирует: у Авраама было много детей, но лишь одного из его сыновей Бог избрал как носителя благословения (Рим 9:1-8). В этом проявляется важная закономерность истории народа Израиля: идет отбор из потомков Авраама по плоти, и этот отбор производит Сам Бог (Рим 9:15). Только некий -> остаток переживет возвещенный Исаией суд над народом (Рим 9:27). Путь к вере для израильтянина оказался труднее, чем для язычника, т.к. первому трудно было согласиться с тем, что Христос положил конец Закону (Рим 10:4), к-рым они надеялись оправдаться пред Богом. И в этом сбывается обетование, согл. к-рому язычники придут к спасению и к-рое тщетно было предложено израильтянам (Рим 10:20). Оттолкнул ли Бог Свой народ, остаток к-рого так мал? Нет! Израиль лишь был очищен от бесплодных ветвей, но он останется полноценым Израилем, деревом, на к-ром нет трещин, поскольку язычники, к-рые придут к вере, будут "привиты" к его стволу.
Те ветви, к-рые будут плодоносить, останутся на дереве; оказавшиеся же бесплодными будут удалены. Так Бог берет от иудеев и от язычников только то, что может принести плод, но в конце концов и весь Израиль будет спасен (Рим 11:26). -> Израиль (VI); -> Язычник; г) прояснив судьбу Израиля, Павел не может обойти молчанием еще один вопрос, настоят. требующий ответа. Если Христос есть конец Закона и верующие больше не подчинены Закону, то как же отныне должна строиться их жизнь? Является ли свобода чад Божьих открытой дверью в жизнь, не стесненную отныне никакими установлениями? Жизнь нового народа строится на принципе свободы, к-рая, однако, не должна превращаться в произвол, поскольку эта свобода возможна только на основе единения всех верующих, и только как свобода, данная Богом и не выходящая за пределы Его воли. Обновление же ума делает верующего способным распознавать волю Божью, не будучи привязанным к букве Закона (Рим 11:2). Каждый член сообщества народа Божьего осознает свою зависимость от Божьей милости. С др. стороны, к телу Христову - Церкви нас привязывает не только то, что мы получаем через общее благословение, но в еще большей степени то дарование, к-рым Бог благословил каждое Свое чадо и к-рое каждый должен принести на благо всего общества (Рим 11:3-8). Верующие, как чада Божьи, руководствуются принципом любви к ближнему не только в отношениях между собой, но и в отношениях к неверующим, и к своим врагам (Рим 11:9-21). Собств. зависимость от воли Божьей позволяет нам осознать тот факт, что и др. люди являются орудиями Божьими в Его действиях по отношению к нам. Рядом с нами или над нами Бог помещает и неверующих, чтобы они могли способствовать проявлению нашего послушания. Это показано на примере -> властей; даже безбожная власть - от Бога и потому может требовать от нас покорности (Рим 13:1-7).
Тело Христово как Божье орудие для исполнения Его замыслов в этом мире дает каждому то, что Бог приготовил для него, и прежде всего -> любовь (Рим 11:8-10). Пребывающий в -> любви и в -> свободе ходит пред Богом в свете, поскольку ему нечего скрывать (Рим 11:11-14). Истинная свобода может возникнуть только там, где люди сознают свою полную зависимость от Бога. Церковь объединяет людей старых и молодых, здоровых и немощных, сильных и слабых. Это многообразие не должно приводить к раздорам, духу осуждения не следует давать доступ в Церковь. Основанием ее внутр. жизни должна стать любовь, к-рая дает силу терпимо относиться друг к другу. Христос дал нам пример, на к-ром мы познаем, что свобода от собств. "я" дает возможность служить другим (Рим 14). Там, где члены тела Христова пребывают в единстве и в свободе, они могут "едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 15:6).
Послание к Титу
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) в П.кТ. АВТОРОМ назван Павел (Тит 1:1), а личное отношение пишущего к адресату (Тит 1:4), как и поручение, к-рое он дает ему, подтверждают авторство апостола;
2) ПОВОД к написанию П.кТ. просматривается в самом послании. На о-ве Крит уже было много верующих, но не было духовных руководителей - пресвитеров или епископов (Тит 1:5). При своем первом посещении этого острова Павел упорядочил жизнь верующих в отдельных городах, но его пребывание там, очевидно, было слишком коротким, чтобы охватить все церкви. Поэтому он оставил там Тита, к-рый должен был завершить начатое апостолом дело и устранить недочеты в руководстве церквами. Tит получил от апостола указания, что именно он должен был делать;
3) АДРЕСАТ.
Хотя Tит и не упоминается в Деяниях, но из посланий апостола он известен как его сотрудник (2 Кор 2:12.13; 2 Кор 7:6-8; 2 Кор 8:16-19; Гал 2:1.3). Из кратких сведений о нем следует, что Tит был одним из особо близких Павлу помощников, поскольку апостол называет его истинным сыном (Тит 1:4) и хвалит за усердие (2 Кор 8:16) и любовь к церквам (2 Кор 7:15);
4) Павел, очевидно, написал Послание к Титу на пути в Никополь (Тит 3:12), где он собирался провести зиму, предположительно в период между написанием Первого и Второго -> посланий к Тимофею (I,2). Более точных сведений нет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ---