Меню
Russian English French German Spanish

Библейская Энциклопедия онлайн -- П 3 --



IV. ПИСЬМА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Письма в вз упоминаются довольно часто (2 Цар 11:14; 3 Цар 21:8; 4 Цар 20:12), причем иногда приводится и их содержание (4 Цар 5:5-7; 4 Цар 10:1-3; 4 Цар 19:10-14). Большое значение имеет П. Иеремии к евр. пленникам в Вавилон (Иер 29:11). Упоминаются также "разводные" П. (Втор 24:1) и купчие записи (Иер 32:10-14). Купчие записи делались на глиняных табличках, к-рые затем запечатывались в глиняный сосуд. На наружной поверхности сосуда еще раз воспроизводился текст договора. Образцы подобных записей найдены в Месопотамии.

V. ПИСЬМА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

НЗ содержит 21 П. (послание). Большинство из них принадлежат ап. Павлу (Рим 1, 1 Кор 1 и 2 Кор 1, Гал 1, Еф 1, Флп 1, Кол 1, 1 Фес 1 и 2 Фес 1, 1 Тим 1 и 2 Тим 1, Тит 1 и Флм 1). Кр. того, в Деян 1 приводятся П., содержащее постановление -> Апостольского собора (Деян 15:23), и П. Лисия (Деян 23:26). Упоминаются и другие П., точное содержание к-рых неизвестно (1 Кор 5:9; 2 Кор 10:9; Кол 4:16). Но не все П. в НЗ написаны в традиц. форме. Так, Откровение Иоанна, содержащее семь посланий (Откр 2, Откр 3), представляет собой прежде всего Апокалипсис (Откровение о потустор. мире и о грядущем), а Послание к Евреям написано в жанре эпистолы (искусно построенного назидат. послания). С др. стороны, Послание Павла к Филимону, в отличие от посланий, обращенных к церквам, носит исключит. личный характер, оно к тому же было не продиктовано (Рим 16:22; 1 Кор 16:21; Кол 4:18; 2 Фес 3:17), а написано автором собственноручно (Флм 1:19; ср. Гал 6:11; 2 Ин 1:12; 3 Ин 1:13).

Обычно же личный характер посланий отступает на второй план перед их истинной целью - благовествованием о делах Божьих. Послания ап. Павла, как и остальные новозаветные послания, написаны в основном по схеме: отправитель и приветствие (Рим 1:1.7; 1 Кор 1:3; 2 Кор 1:2; Гал 1:1.3 и др.), получатель (напр., Гал 1:2; Еф 1:1; Флп 1:1; Кол 1:2 и т.д.), благодарение Богу и молитва (напр., Кол 1:3; 1 Фес 1:2; 2 Фес 1:3; 2 Тим 1:3 и др.). В заключение следовали -> приветствия (Рим 16:3; 1 Кор 16:19; 2 Кор 13:12; Еф 6:21 и т.д.), а также благословения, заменявшие личную подпись отправителя (1 Кор 16:23; 2 Кор 13:13; Гал 6:18; Еф 6:24 и др.).

В главных чертах подобное построение посланий соответствовало принятой в то время форме П. Однако послания Павла не только свидет-вуют о его знакомстве с антич. образцами эпистолярного жанра и риторики, но и выявляют особенности, свойств. исключит. ему одному, напр. наличие в них обстоят. молитвы (благодарность и ходатайство) в начале П. вместо обычного хайрейн - приветствия (в НЗ только в Деян 23:26 и Иак 1:1). Послания новозаветных авторов по форме и содержанию полностью отвечали цели благовествования. В них чередуются проповедь, поучение (Рим 1:18; Рим 2:1; Рим 6:1; Рим 7:1) и увещевание (Рим 12:1.2; Рим 15:30; 2 Кор 6:1; 2 Кор 10:1; Гал 5:1; Еф 5:1; Еф 6), пророчества (Рим 11:25; 2 Фес 2:1) и хвала (Рим 11:33; 2 Кор 1:3; Еф 1:3; Еф 3:14). В первых частях посланий Павла больше внимания уделяется наставлениям в учении (напр., Гал 1:1 - Гал 5:12), а в других - вопросам христ. жизни (наставление, увещевание, ободрение - напр., Гал 5:13 - Гал 6:18). В Послании к Евреям поучения постоянно чередуются с увещеваниями.

Новозаветные послания не только не копируют древнегреч. или древнеевр. образцы, но и представляют собой совершенно новый лит. жанр. "Стиль этих посланий присущ исключительно Павлу, и никому кроме Павла. Это не частное письмо, но и не произведение литературы, это что-то среднее между подражанием и неповторимостью" (У. фон Виламовиц-Мёллендорф). Авторы посланий НЗ не случайно придали им такую форму. Форма и содержание новозаветных посланий исполнены и в какой-то мере определены Св. Духом, действовавшим в авторах НЗ (см. 2 Тим 3:16).

VI. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА "ПИСЬМО"

В 2 Кор 3:1-3 верующие метафорич. именуются "письмом Христовым", написанным Св. Духом через служение апостола.
Пить
Слово "П." в Библии часто употребляется в метафорич. значении. Если человек "пьет" беззаконие (Иов 15:16) или глумление (Иов 34:7), как воду, это означает, что беззаконие или глумление являются для него нормой жизни. "Пить воду из своего колодца" означает хранить любовь своей жены и наслаждаться ею (Притч 5:15-19). Выражение "испить чашу" передает образ Божьего суда (Иез 23:32); в отношении Иисуса - это образ страданий, к-рые Он понес за грехи людей (Мф 20:22.23; Мф 26:42). -> Еда, пища, есть, вкушать -> Жажда.

Питье
I. Обычно израильтяне пили -> воду, к-рую черпали из колодцев или водоемов (Иер 2:13). В пищу употребляли овечье и козье -> молоко (Втор 32:14; Притч 27:27), -> вино (в т.ч. молодое) и крепкие хмельные напитки. Вино получали из перебродившего виноградного сока, его пили чистым или добавляли в него специи. Кр. того, был известен кислый напиток, -> уксус, к-рый смешивали с водой и оливковым маслом (Руф 2:14; Мф 27:48; Мк 15:36; Ин 19:29). Уксус у римлян считался напитком для людей низкого сословия, солдат и рабов.

II. Евр слово шехар означает "хмельной напиток" (в Синод. пер. - "сикер" или "сикера"; 1 Цар 1:15; Притч 20:1; Притч 31:4.6; Ис 29:9 и проч.); корень шкр имеет значение "напиться", "быть пьяным". Какие напитки в каждом отдельном случае подразумеваются под словом шехар, неизвестно. Кроме виноградного, пили перебродившие яблочный, финиковый и другие соки. Широко распространено было в Израиле и пиво. В Египте варили пиво из ячменя и пшеницы с добавлением дикого шафрана и соли. Пиво было распростр. напитком также в Ассирии, Вавилонии и Сирии; известны нек-рые сведения о компонентах древнего пива и способах его приготовления.

III. Священники, служившие в святилище, и люди, посвящ. богу (-> Назорей), не должны были употреблять ни вина, ни крепких напитков, ни уксуса, получ. из вина или другого крепкого напитка (Лев 10:9; Числ 6:3; ср. Лк 1:15). Рехавиты также не пили вина (Иер 35:6). Библия содержит тексты, восхваляющие вино (Пс 103:15), одобряющие потребление вина и крепких напитков (Втор 14:26), рассказывает о чуде в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино (Ин 2:1-11), но в то же время предостерегает от злоупотребления им, осуждает пьянство (-> Опьянение, пьянство, пьяница) (Быт 9:21; Притч 31:4; Еф 5:18). Хмельной напиток давали пить осужд. перед распятием (Мк 15:23). -> Пить -> Жажда -> Жертва возлияния.

Пифом
[егип. Притм, "дом (бога) Атума"; библ. "город для запасов"], город в Египте, который израильтяне строили для фараона (Исх 1:11). Исследователи отождествляют П. с Телль-эр-Ретабе в Вади-Тумилате (библ. Гесем), что в 14 км зап. Телль-эль-Машута (библ. Сокхоф).

Пифон
[евр. Питон], вениамитянин, потомок Ионафана (1 Пар 8:35; 1 Пар 9:41).

Пища
I. П. - это любой вид питания для человека и животного (Быт 6:21; Быт 41:35; Суд 13:16; Притч 6:8; Иез 34:5; Мал 3:10; Мф 14:15). Бог создал всякую П. (Быт 1:29; 1 Тим 4:3) и дает ее всем живущим (Быт 9:3; Иов 38:39-41; Пс 135:25; Пс 144:15; Деян 14:17). Он дарует ее в изобилии (Иов 36:31) и благословляет ее (Пс 131:15). Тем, кто доверяет Ему, Он советует не заботиться о еде и питье (Мф 6:25).

П. необходима для жизни; только у больных душа отвращается от всякой П. (Пс 106:18); но П. не приносит духовной пользы, не приближает нас к Богу (1 Кор 8:8; ср. Рим 14:17). Сердце хорошо укреплять благодатью, а не яствами (Евр 13:9; в данном случае понятие "яства" употребляется метафорически: подразумеваются чуждые христианству учения). Проступок Исава тем тягостнее, что свое первородство, Божье благословение и обетование, он продал за П. (Евр 12:16). Павел призывает не осуждать верующих за их П. (Кол 2:16; 1 Тим 4:3-5); никто не должен из-за П. огорчать или соблазнять брата (Рим 14:15). ->

Пищевые запреты.
II. В переносном смысле пожираемое огнем именуется его П. (Ис 9:18; Иез 21:32). Слезы - П. страждущего (в Синод. пер. - "хлеб") (Пс 41:4), к-рый как бы живет своей болью. Духовной жизненной силой становится слово Божье (Иер 15:16), а Иисус говорит, что Его П. - творить волю Божью (Ин 4:32.34). Он учит о "пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин 6:27), и о Своей плоти как о П. истинной (Ин 6:55). Как молоко и "твердая пища" (1 Кор 3:2; 1 Кор 10:3; Евр 5:12-14) противопоставлены в посланиях Павла учение для начинающих, еще незрелых христиан, и учение для христиан "совершенных", "у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр 5:14). -> Еда, пища, есть, вкушать -> Трапеза.

Пищевые запреты
имеются у многих народов. Они основаны на культовом различии между -> чистым и нечистым. В Древнем Израиле также существовали законы, нарушая к-рые человек становился нечистым. Они являлись составной частью запретов Пятикнижия и были даны через Моисея Самим Господом.

I. Закон Моисея содержит след. установления относительно пищи:
1) а) самым древним является запрет на употребление в пищу крови (Быт 9:4; Лев 19:26), потому что -> кровь, как вместилище жизни, считается священной (Лев 17:14; Втор 12:23) и является средством очищения (Лев 17:11; Втор 12:27). Существует и запрет есть мясо падшего или растерзанного зверем животного (Лев 11:39; Лев 17:15). Такое мясо разрешалось отдать или продать только иноземцу (Втор 14:21); б) не разрешалось есть курдюк жертвенных животных, а также весь тук, покрывающий их внутренности (Лев 7:3, Лев 7:23-25); это предназначалось в жертву Господу (Лев 3:3.16). Кр. того, простым израильтянам не разрешалось есть определ. части жертвы, предназначенные священнику (Лев 22:10). Тук павших или растерзанных животных разрешалось применять для других целей (Лев 7:24). -> Тук, жир; в) запрещалось употреблять в пищу определ. виды млекопитающих, а также нек-рых птиц, водоплавающих, пресмыкающихся и насекомых (Лев 11:1; Втор 14:3-21);
2) а) под особым запретом находилось мясо вола, забодавшего человека до смерти (Исх 21:28); запрещалось есть плоды фруктовых деревьев в первые три года плодоношения (Лев 19:23-25; -> Первородство, первородный, II,3); б) нечистой считалась пища, пришедшая в соприкосновение с умершим человеком (см. Числ 19:14) или животным (Лев 11:31-38). -> Идоложертвенное;
3) по поводу значения П.З. в борьбе за веру в период -> Маккавеев см. 1 Макк 1:62-64; 2 Макк 6:18
II. П.З. полностью соблюдались иудео-христианами ранней Церкви (ср. Деян 10:14; Деян 21:20). Что же касается обращенных из язычников, им предписывалось только воздерживаться от идоложертвенного, крови и удавленины (Деян 15:20.29).

Плавить
-> Железо (II) -> Металл -> Ремесло (V) -> Испытание, испытывать (II).

Плакальщица
-> Жалоба (I,2).

Пласт
спрессов. смокв упомянут в 4 Цар 20:7; Ис 38:21 как целебное средство, заживляющее раны. Примечательно, что в пособии по лечению лошадей, найденному в Угарите (-> Рас-Шамра), спрессованные смоквы прописываются для лечения этих животных при появлении у них мыта (сапа).
Плата, вознаграждение, награда

I. Человек получает П. за работу, выполненную им по поручению другого человека. Каждый, кто выполняет к.-л. работу, должен быть вознагражден за нее (ср. Быт 29:15; Лев 19:13; Втор 24:14.15; Лк 10:7). Ветхозаветный Закон и пророки свидет-вуют о том, что выплата заслуженного вознаграждения соответствует Божьей воле. В числе других обществ. пороков, к-рые одноврем. характеризуются как непослушание Богу, упоминаются невыплата вознаграждения (Иер 22:13) и требование вознаграждения тогда, когда оно недопустимо (Мих 3:11).

II: 1) в метафорич. значении слова "вознаграждение", "плата" "награда" (в Синод. пер. обычно - "доля", "участь", "жребий", "наследие", "возмездие" и др.) встречаются прежде всего в тех случаях, когда говорится о воздаянии Бога человеку за непослушание и недобрые дела. Это "вознаграждение" заключается в несчастье, неурожае, голоде, болезнях, смерти, в рассеянии народа на чужбине. (Ср. Иов 20:29; Иов 27:13; Пс 10:6; Ис 17:14; Иер 6:19; Иер 13:25; Рим 1:27; 2 Петр 2:13.) Истинное же вознаграждение - счастье, радость, благополучие, духовное благословение - полагается человеку за послушание и за праведные дела (Пс 18:12; Ис 61:8);

2) иуд. законники выстроили след. схему отношений человека с Богом: кто совершает дурное, на того - как правило, уже в этой жизни - обрушиваются Божье наказание и несчастья, а тот, кто поступает праведно и послушен Богу, может рассчитывать на земное благополучие и на Божье благословение (см. Лк 18:9-14). Из речей друзей Иова, равно как и из Лк 13:1-5; Ин 9:2 и др., можно сделать заключение, что подобные идеи получили свое дальнейшее развитие, в результате чего выводы о смирении или непослушании человека, о его праведности или греховности делались на основании лишь внешних обстоятельств его жизни. Говоря о том, что Бог повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, Иисус дает понять, что по тому, как сложилась жизнь человека, нельзя судить об отношении к нему Бога (Мф 5:44.45);

3) Иисус часто говорил о будущем вознаграждении верующим (Мф 5:12; Мф 10:41.42; Мф 19:27-29; Лк 6:23); при этом Он, однако, показывал, что человек не может требовать у Бога награды (Мф 20:1-15; Лк 17:7-10). Притча о работниках в винограднике убедительно доказывает, что для подданных Царства Христова не существует "сдельной оплаты труда". Здесь главную роль играет не видимая жизнь человека, а насыщение его Божьей правдой (-> Справедливость, праведность) (Мф 5:6), т.е. принадлежность ко Христу и обитание в нем Св. Духа. Отношения работника и господина, предусматривающие обязат. выплату вознаграждения, сменяются сыновними отношениями верующего со своим Отцом Богом, при к-рых П. более не требуется (Мф 6:1-5; Лк 6:35; Рим 4:4.5). Вознаграждение христианина, испытывающего вслед за Иисусом страдания и подвергающегося за Него поношениям, заключается в общении с Господом в этой жизни и в будущей славе, а также в Божьем благословении (Мк 10:29.30). В 1 Кор 3:8-15 ап. Павел говорит о том, что даже единичное дело, совершенное христианином, к-рому была дарована Божья сила, будет вознаграждено. -> Слава (II,1).

Платок
По многообразию применения этот кусок ткани соответствовал носовому платку (см. Лк 19:20), применяющемуся в Европе. Он служил для отирания пота с лица и рук (ср. Деян 19:12). При погребении П. покрывали лицо умершего (Ин 11:44). В сообщении о воскресении Иисуса наряду с пеленами упомянут и "плат, который был на главе Его" (Ин 20:7), но, возм., этот "плат" тождествен плащанице (Мф 27:59; Мк 15:46; Лк 23:53), в к-рую было обернуто Его тело до того, как его обмотали пеленами (ср. также Ин 20:7 с Лк 24:12).

Плач
I. П. - это проявление глубокого внутр. волнения или реакция на -> боль (Быт 27:38; Руф 1:9; Деян 20:37), признак -> страдания (Быт 21:16; Есф 8:3; Лк 19:41), -> печали (Быт 50:1; Деян 9:39) или -> страха (Числ 14:1), но также и -> радости (Быт 29:11; Быт 33:4; Быт 43:30). При этом слезы отнюдь не чужды и мужчинам (Быт 50:17; Пс 6:7; Пс 41:4; Ис 16:9; Мф 26:75; Деян 20:31; 2 Кор 2:4; Евр 5:7).

II. П. в Библии - это признак разруш. отношений с Богом, боли от осознания собств. грехов (Суд 2:4; Езд 10:1; Лк 22:62) и печали от постижения человеком вины, вызвавшей суд Божий (Неем 1:4; Ис 15; Иер 13:17; Плач 1:16; Лк 19:41). Иoиль призывает израильтян в П. и рыдании обратиться к Господу (Иоил 2:12); изгнанники в Вавилоне, плача, вспоминают о разруш. Иерусалиме (Пс 136:1); иудеев, вернувшихся из плена, заставляет разразиться слезами чтение вслух Закона (Неем 8:9). Такого рода П. и рыданиям Бог внемлет (4 Цар 20:5; Пс 6:9) и дает обещание Своей помощи (Иер 31:16; ср. Пс 125:5). Но бывает и такой П., к-рому Господь уже не внемлет (Втор 1:45; Евр 12:17), поскольку слезы здесь не сопровождаются отвращением от греха (Мал 2:13; ср. Мф 3:7).

III. Ко всякому П., к-рый сопровождает искреннее раскаяние, относится обетование о том, что при наступлении Царства Божьего Бог отрет всякую слезу (Ис 25:8; Откр 21:4) и не будет больше слышно П. и вопля (Ис 65:19; ср. Лк 6:21; Ин 16:20-22).

Плaч Египтян,
место, где израильтяне скорбели по Иакову, -> Горен-Гаатад (Быт 50:11).

Плaч Иеремии, книга
-> Книга Плaч Иеремии.

Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование).
Стенания, П. и жалобы служат выражением физич. или душевных страданий (Иов 9:27; Иов 30:31), безысходного горя и печали (Исх 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Иоил 2:12). Вопль верующих обращен к Богу (Пс 63:2; Пс 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Пс 29:12). Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Иер 7:16).

I. Почти у всех вост. народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, к-рый мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Иосиф семь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Быт 50:3.10); по 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Числ 20:29; Втор 34:8). Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Екк 12:5; Иер 9:17; Мк 5:38; ср. Мф 9:23; Лк 8:52), чтобы те оплакали умершего. На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в -> пепле, посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины. Однако у израильтян определ. языч. формы этих знаков траура были запрещены (Лев 19:27; Втор 14:1; -> Плешивый (лысый). Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Иер 16:6; Иез 24:16; Иез 27:30-32).

Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами: от громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа: "Увы, брат! Увы, государь!" (3 Цар 13:30; Иер 22:18; Иер 34:5), до законченных по форме поэтич. произведений, подобных тем, к-рые мы находим у Давида (2 Цар 1:17-27; 2 Цар 3:33). Этот П. был написан стихотворным размером, называемым "хромающим стихом" (кина). Упоминается в Библии и несохранившаяся "плачевная песнь" Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных "плачевных песней" (2 Пар 35:25). Особенно скорбным бывал П. по единств. сыну или первенцу (Иер 6:26; Зах 12:10). Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, т.е. не был похоронен по всем правилам (Иер 16:4; Иер 25:33). Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (Мф 11:17).

Пророки использовали стихотворную форму П. по умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Иез 19:1; Иез 26:17; Иез 27:2; Иез 32:2-16; Ам 5:1.16; ср. в НЗ Откр 18:9-19). Пр. Исаия развивает эту традицию. В Ис 53 в форму П. облечено новое содержание: предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти. Ранее Бог установил границы выражения скорби. Божьему народу были запрещены нек-рые знаки траура. Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Лев 21:1-6); первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (Лев 21:10). То же относилось и к посвященным Богу (Числ 6:6-8; -> Назорей).

Когда у пр. Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Иез 24:16). Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (Лк 8:54). Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (Лк 23:27; ср. Иер 9:17). Стефана после его смерти оплакали "мужи благоговейные", об участии же церкви в этом ничего не говорится (Деян 8:2). Об оплакивании умерших говорил и Павел (1 Фес 4:13-18). Надежда на воскресение победила погребальный П. Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти. Один из церк. писателей II столетия говорил: если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид "Апология").

Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч. обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П. по умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в. по Р.Х.);
2) ЖАЛОБА в правоведении - это обвинение одним лицом другого перед судом (-> Право, правосудие). Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1 Кор 6:1-8). (-> Cуд -> Судить.) Сатана, противник верующих (1 Петр 5:8), является их обвинителем перед Богом (Иов 1:9; Иов 2:4; Зах 3:1; Откр 12:10). -> Дьявол.

Плевать
на человека означает выражать глубочайшее презрение к нему (Числ 12:14; Мф 26:67; Мф 27:30). По поводу Втор 25:9 -> Брак.

Плевелы (полова)
-> Земледелие (IV).

Плен
как изгнание, насильств. переселение целого народа или его части.
I. В качестве прообраза П. (= изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада (Быт 3:23). Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич. предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр. и внешнее порабощение.
II. Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П. (Исх 1:11-14). Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип. рабства (Исх 3:7-10; Исх 20:2; -> Исход).
III: 1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами (Лев 26:33-39; Втор 4:25-28; Втор 28:36.37.64-68). Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему (Лев 26:40-45; Втор 4:29-31; Втор 30:1-10). После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П. Тщетно пророки Ам и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание;

2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным - халдеи (вавилоняне). Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до Р.Х.) начали систематич. переселение целых народностей. Во время походов 733 и 732 гг. Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож. на севере Палестины, и колена, жившие вост. Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод. пер. Гозан назван рекой, а Хавор - областью; 4 Цар 15:29; 1 Пар 5:6.26). В Ис 9:1 отражены именно эти события. После взятия Самарии Салманасаром (726-722 гг. до Р.Х.) его преемник Саргон II (721-705 гг. до Р.Х.) завершил переселение, депортировав большую часть оставшегося населения Северного царства в те же вышеназв. области и в Мидию (4 Цар 17:6; 4 Цар 18:11). Как Тиглатпаласар, так и Саргон упомянули об этих переселениях в своих анналах, причем Саргон указал и число угнанных жителей Самарии: 27 290 человек. Покинутые израильтянами самарийские города были заселены жителями Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима (4 Цар 17:24).

При Ашшурбанапале (ок. 640 г. до Р.Х.) в страну хлынул новый поток переселенцев из Элама, Персии и Вавилонии (Езд 4:9). Из 2 Пар 30:1.10 становится очевидным, что на тер. Северного царства оставалась часть израильтян. В результате их смешения с новыми колонистами образовался народ, называемый -> самарянами (4 Цар 17:24-41). Какова была судьба угнанных израильтян, неизвестно. Лишь немногие из них сохранили связь со своим народом; об их потомках упоминается в НЗ (Лк 2:36; Деян 2:9);

3) евреи, населявшие Южное царство, были угнаны Навуходоносором II (604-562 гг. до Р.Х.) в вавил. П. Это событие оказалось столь важным в истории евр. народа, что принято различать допленный и послепленный периоды. Этому П. предшествовало еще одно ассир. переселение, когда Синаххериб (библ. Сеннахирим) во время похода против Езекии в 701 г. до Р.Х. увел из больших и малых городов Иудеи, по его собств. утверждению, 200 150 (?) человек. Кр. того, довольно большое число евреев после убийства Годолии бежало в Египет. Среди беженцев были пророки Иеремия и Варух (Иер 41:11 - Иер 44:30).

Переселение в Вавилон проходило в несколько этапов. Нек-рые знатные евреи, среди них и пр. Даниил, были уведены в П. еще в 605 г. до Р.Х., после победы вавилонян при Каркемише (Дан 1:1-4). Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя Иехонию, его мать, жен, слуг и придворных, а также 10 тыс. воинов и всех ремесленников. Захватив город, он вывез оттуда все сокровища храма и цар. дворца. Лишь малая часть населения осталась в городе (4 Цар 24:12-16). Иехония, согласно вавил. летописям, был пленен 16 марта 597 г. до Р.Х.; отправили же его в Вавилон лишь в апреле след. года (2 Пар 36:10; Иез 40:1). Этим, вероятно, объясняется датирование пленения Иехонии в одном случае восьмым (4 Цар 24:12), а в другом - седьмым годом правления Навуходоносора (Иер 52:28). Трудно сказать, были ли 3023 иудея, названные в Иер 52:28, отдельной группой переселенцев или составляли лишь часть предыдущей группы. Захватив и разрушив в 587 г. до Р.Х. Иерусалим, Навузардан выселил почти всех оставшихся в живых жителей города, за искл. тех, кто был предназначен для работ в поле (4 Цар 25:11; 2 Пар 36:20; Иер 39:9; Иер 52:15); 832 человека, упомянутые в Иер 52:29, были, видимо, депортированы первыми, еще до падения Иерусалима. Между тем, не вся страна была разорена и не все ее жители были выселены. Нек-рые города, в т.ч. Массифа (Иер 40:6), видимо, сдались вавилонянам без сопротивления и поэтому были пощажены. Кр. того, по стране были разбросаны остатки евр. войска, ушедшие затем в Египет (Иер 43:4-7). В 582 г. Навузардан отвел в Вавилон еще одну группу евреев численностью в 745 человек (Иер 52:30). Указ. число - 4600 человек - нельзя рассматривать в качестве общего числа депортированных (даже если учитывать людей, к-рые позже вернулись из П. и к-рые, в свою очередь, составили лишь часть всех угнанных в П.).

IV. После того как Вавилон был захвачен персами, Кир в 538 г. до Р.Х. разрешил жившим в П. евреям возвратиться на родину (2 Пар 36:22; Езд 1:1-4). Вначале этим разрешением воспользовались 42 360 членов евр. общины, а также 7337 рабов и рабынь и 200 певцов и певиц (Езд 2:64). Часть евреев решила остаться в местах высылки (см. Есфирь; Зах 6:10; Деян 2:9; ср. -> Рассеяние). Вавил. П. продолжался не 70 лет, как часто считают, а меньше. Пророчества в Иер 25:11; Иер 29:10 вовсе не говорят о продолжительности П.; они определяют время существования Нововавилонского царства 70 годами, что вполне соответствует периоду 605-539 гг. до Р.Х. В 2 Пар 36:21 эти 70 лет, возм., означают время, прошедшее между разрушением храма в 587 г. и его освящением заново в 515 г. до Р.Х.

V. Вавил. П. сыграл важную роль в истории евр. народа благодаря служению таких мужей, как пророки Иезекииль и Даниил (здесь же можно назвать и Иеремию). После разрушения храма народ с большим старанием стал изучать Закон и соблюдать субботу. Большее значение придавалось обрезанию как видимому свидет-ву принадлежности к богоизбр. народу. В П. Израиль окончат. отказался от идолопоклонства и познал истинную ценность уз, духовно скрепляющих общину. Вдали от родины и в отсутствие храма главной в духовной жизни народа оставалась Тора. Обращение с пленными, вначале довольно суровое (Пс 136), постепенно становилось более мягким (Иер 29:5-7). Евилмеродах освободил царя Иехонию из темницы и даже позаботился о его обеспечении (4 Цар 25:27-30); Даниил (Дан 2:48; Дан 6:3) и Неемия (Неем 1:11) получили высокие должности. Евреи принимали участие в экономич. жизни Вавилона, многие из них достигли материального благополучия (ср. Езд 2:69) и пользовались уважением. Подобные успехи порой удерживали их от возвращения на родину. -> Пленный.

Пленный
Победители, захватившие город, брали в плен и превращали в рабов его жителей (Втор 21:10; 4 Цар 5:2), в том числе женщин и детей (Втор 20:13). Иногда всех П. или нек-рых из них убивали (4 Цар 25:7.21; 2 Пар 25:12). Людей угоняли в плен нагими (т.е. в нижних одеждах) и босыми (Ис 20:4), мужчины при этом были "окованы цепями" (Наум 3:10). Пленных женщин отдавали на поругание воинам, к-рые "поднимали края их одежды" и "показывали их наготу и срамоту" (Наум 3:5). Знатных П. ослепляли (4 Цар 25:7), а ассирийцы часто продевали таким П. кольцо в ноздри или через губы (Ис 37:29). Особенно жестоко наказывали П. мятежников: им отсекали руки и ноги, отрезали нос и уши (Иез 23:25) или вырывали язык. Случалось, что с П. сдирали кожу или сажали на кол -> Плен и -> Раб.

Плетение волос
Модные прически рим. женщин нередко состояли из множества тесно улож. одна к другой кос; чтобы сделать такую прическу, требовалось много времени. Апостолы считали, что женщинам-христианкам непозволительно тратить время на столь легкомысленное занятие (1 Тим 2:9; 1 Петр 3:3). -> Волосы.

Плечи, рамена
Выражение "преклонить плечи для ношения бремени" иносказат. означает "готовность к служению" (Быт 49:15). Носить на П. бремя значит "страдать под гнетом непосильного труда" (Пс 80:7; Ис 10:27). В пророчестве Исаии говорится о рождении Мессии, на П. Которого ляжет владычество (Ис 9:5).

Плешивый (лысый)
Плешивость как у мужчин (4 Цар 2:23; ср. 2 Цар 10:4), так и у женщин (Ис 3:17.23; ср. 1 Кор 11:5) считалась позором и подвергалась осмеянию. Однако наголо остриженная голова (Втор 21:12; Ис 22:12; Иер 7:29; Иер 16:6; Иез 7:18; Иез 27:31; Ам 8:10; Мих 1:16 и др.) или сбритая борода (Ис 15:2; Иер 48:37; ср. Иер 41:5) являлись знаком глубочайшего траура. Особые языч. формы этого обычая, когда выстригались только определ. части головы или бороды, были запрещены израильтянам как народу Божьему (Лев 19:27; Втор 14:1). Еще строже этот запрет был определен для священников (Лев 21:5; Иез 44:20). Остригать голову наголо полагалось по окончании срока обета -> назорейства (Числ 6:9.18; ср. Деян 18:18; Деян 21:24). При посвящении в левиты (Числ 8:7) и очищении прокаженного (Лев 14:8) волосы сбривались на всем теле. -> Волосы -> Плaч -> Болезнь: плешивость.

Плод
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В Библии П. является творением Создателя (Быт 1:11), результатом Божьей милости и славы (Втор 7:13; Втор 28:4; Пс 126:3), в то время как бесплодие представляется Божьим наказанием (Быт 30:2; 1 Цар 1 и др.). Иисус Христос назван "плодом чресл" Давида (так букв. в Деян 2:30) и "плодом чрева" Марии (Лк 1:42).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) П. в Библии названы последствия добрых и злых поступков и замыслов (Иер 17:10; Иер 21:14; Иер 32:19; Мф 7:16; Мф 12:33);
2) П. - это также вознаграждение за усердный труд (2 Тим 2:6), воздействие речей благочестивого человека (Притч 12:14; Притч 13:2; Притч 18:20), дела рук прилежной хозяйки (Притч 31:16.31) и заслуги праведника (Ис 3:10);
3) в Библии в аллегорич. форме говорится о смерти Христа, к-рая "принесет много плода" (Ин 12:24), о плодотворности общения с Иисусом (Ин 15:4), о П. Божьего слова (Мф 13:8; Рим 1:13), Божьей мудрости (Притч 8:19), освобождения от греха (Рим 6:22), покаяния (Мф 3:8), правосудия (Ис 32:17), а также о "жертве хвалы" прославляющих Божье имя (Евр 13:15). В Гал 5:22 и Еф 5:9 говорится о П. Св. Духа.

Плод чрева
-> Дети, сыновья, младенцы, чада.

Плотник
Когда царь Давид начал строит-во своего дворца, тир. царь Хирам прислал ему П. и других рабочих (2 Цар 5:11). Эти П. одноврем. были и столярами. Они выполняли разнообразные работы: делали двери, оконные рамы, мебель и т.д. Кр. того, они принимали участие в изготовлении лодок, предназнач. для плавания по Геннисаретскому озеру. В обязанности гор. и сельских П. входили починка колесниц, а также молотил, плугов и других орудий труда (-> Земледелие), но можно предположить, что большую часть работ, связ. с древесным материалом, выполняли сами земледельцы.

Основным инструментом при обработке дерева (-> Оружие и орудия труда) являлся топор, но была известна и относит. короткая пила, сначала кремниевая, нередко имевшая дерев. ручку, позднее - бронзовая и железная. Эти пилы были предназначены для работы одного человека. Обрабатывая дерев. заготовки, П. проделывали отверстия для стыков и соединений сначала с помощью монолитного резца. Затем этот резец стал пустотелым, им действовали с помощью каменного, а позднее - железного молотка.

Для соединения дерев. деталей, кроме дерев. штифтов, в плотницких работах использовали гвозди - бронзовые, а позднее - железные. Израильтяне знали и бурав - острый бронзовый штырь. Удерживая бурав на доске с помощью выдолбл. камня, его вращали посредством натянутого шнура. Инструментами П., согл. Ис 44:13, были также циркуль, мерный шнур, резец и отвес. Судя по упомянутой ссылке, П., очевидно, занимались и резьбой по дереву. Евр текст для обозначения понятия "П." употребляет слово хараш, к-рое могло обозначать и других ремесленников строит. специальностей (мастеров по работе с деревом, камнем или металлом). Но во многих стихах ВЗ из контекста следует, что речь идет именно о П. (см., напр., 4 Цар 22:6; 2 Пар 24:12; 2 Пар 34:11; Иер 10:3), в других местах к слову хараш добавлено слово эц ("дерево"), хараш эц = "мастер по дереву" (2 Цар 5:11; 4 Цар 12:12; 1 Пар 14:1; 1 Пар 22:15; Ис 44:13). Греч. слово тектон (Мф 13:55; Мк 6:3) имеет столь же широкое значение, как и евр. хараш, но, как правило, оно обозначает П. (так его и передают древнесир., коптские, эфиопские и армянские переводы), поэтому с уверенностью можно утверждать, что Иосиф, отец Иисуса, был П. -> Ремесло (III).

Плоть, плотский, плотяной
I. СВИДЕТЕЛЬСТВО ТВАРНОСТИ
1) под П. прежде всего понимается телесная сущность человека и других созданий, "материал", из к-рого они созданы (Иов 10:11; 1 Кор 15:39). Подобие сошедшего на землю Сына Божьего Своим земным братьям подтверждается в Библии фразой: "И Слово стало плотию" (Ин 1:14; ср. Кол 1:22; 1 Тим 3:16; 1 Петр 3:18; 1 Ин 4:2). -> Тело;
2) соединение людей в браке, к-рый служит основой не только физич., но и духовного единства, называется "одной плотью" (Быт 2:24; Мф 19:5; Еф 5:31);
3) близкие родственники являются людьми "одной кости и плоти" (Быт 29:14; Быт 37:27). Принадлежность к одному народу может также называться родством по П.: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Рим 9:3). Иисус в силу Своей человеч. природы также находится в подобных родств. отношениях с евр. народом (Рим 1:3). В Быт 6:12; Ис 40:5 П. называется человечество и вообще все живое на земле.
II. СВИДЕТЕЛЬСТВО БРЕННОСТИ
Человек является творением Божьим; как таковой он противопоставлен Творцу, и его жизнь имеет строгие границы. Вследствие этого слово "П." получает в Библии новое звучание. Библия постоянно указывает человеку на то, что он есть П., и напоминает ему о бренности жизни. Являясь П., человек бессилен перечить всемогущему Богу. Поэтому полагаться только на П. представляется безумием. Помощь и спасение можно обрести лишь через веру в живого Бога (Пс 55:5; Пс 77:39; Ис 40:6; 1 Петр 1:24). Бог предостерегает от ложной веры в силу П.: "И египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух" (Ис 31:3). Поэтому стремление правителей Иудейского царства найти спасение в союзе с к.-л. мировой державой разоблачается как безумие и оскорбление Бога, стремящегося быть истинной защитой Своего народа.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕПОВИНОВЕНИЯ БОГУ
1) в Быт 6:12, где говорится о том, что "всякая плоть извратила путь свой на земле", слово "П." обретает третье, и наиболее глубокое значение. П. - это не только бессильный, бренный человек, но и тот, кто сознательно противится Богу. Такой человек обращает свои помыслы и желания не к Богу, своему Творцу и Господу, а направляет их на самого себя. Это тот, кто не восхваляет величие Господа Бога, а превозносит свою собств. славу. В НЗ такое понимание П. приобретает более глубокое содержание. В П. "не живет ничего доброго" (Рим 7:18), и она "не покоряется закону Божию" (Рим 8:7). Существуют плотские помышления, к-рые "продают" человека греху (Рим 7:14), толкают его к вражде против Бога (Рим 8:7) и отвращают от него благоволение Божье (Рим 8:8). П. порождает в человеке гордыню (Флп 3:3). Если праведный иудей хвалится своим происхождением и тем, что он обрезан, полагая, что не имеет нужды в Божьей милости, это значит, что он видит Божий дар только в П. Тем самым, плотскими могут быть не только греховная "нечистота" человека, но и его набожность, благочестие и добродетель, в том случае, если, полагаясь на них, он отвергает утверждение Христа: "Рожденное от плоти есть плоть" (Ин 3:6). П. тленна (Рим 8:6.13; 1 Кор 15:50; Гал 6:8) и немощна (Мф 26:41; Ин 6:63; Гал 5:17);
2) от плотской гибели спасает Божья благодать. Ап. Павел сказал рим. христианам: "Вы не по плоти живете" (Рим 8:9). Никакой закон не в силах избавить человека от жизни во П., но Бог послал Сына Своего, чтобы разрушить оковы П. (Рим 8:3). Ученику Христа предоставляется возможность "духом умерщвлять дела плотские" (Рим 8:13; Гал 5:16).
IV. СВИДЕТЕЛЬСТВО ВОССОЗДАНИЯ ПЛОТИ
В нек-рых случаях слово "П." получает в Библии позитивное звучание (Иез 11:19; Иез 36:26; 2 Кор 3:3). Человеч. сердце - изначально каменное, противящееся Божьей воле. Но проникаясь Духом Божьим и благодатью Иисуса Христа, оно смягчается и подчиняется Божьей воле во славу Божью.

Плуг
-> Земледелие.
Победа, побеждать

I. Бог сражается за Свой народ и побеждает (Втор 33:29; Пс 117:7-14; Притч 21:31; Авв 3:8-15), когда тот, в осознании своей зависимости от Бога, просит Его о победе (Исх 17:11). Богу принадлежат слава победы и благодарение за нее (1 Пар 29:11), и спасенные праведники радостно восклицают: "Десница Господа творит силу" (Пс 117:15).

II. Решающая П. Иисуса Христа совершилась на Голгофе и стала очевидной после воскресения Распятого. Иисус явился как сильнейший, чтобы победить сильного - сатану (Лк 11:22). Как Агнец, добровольно шедший на заклание, Он победил все враждебные людям силы - дьявола, грех и смерть (1 Кор 15:55; Откр 5:5). "Пригвоздив ко кресту" осуждающую нас долговую расписку ("рукописание"), он вырвал из рук врага обвинительный материал против нас, разоружив тем самым его и его духов тьмы, принародно обличив их и восторжествовав над ними (Кол 2:14). Возм., эта П. еще скрыта от глаз мира, но она станет очевидной для всех со -> Вторым пришествием Господа в -> славе, так что пред именем Иисуса преклонится всякое колено и все языки исповедуют Его как Господа и победителя (Флп 2:10). Но эта П. была достигнута уже в тот момент, когда Иисус на кресте воскликнул: "Совершилось!" (Ин 19:30); она готовилась уже с тех пор, как Бог сказал: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею" (Пс 2:6).

III. Как бы ни была пока еще сокрыта П. Воскресшего от глаз мира сего, искупленные Господом могут уже ныне познать ее в своей жизни, а именно: а) как П. над вражьей силой, к-рая уже не властна над ними (Лк 10:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:13; 1 Ин 5:18); б) как П. над злом, к-рое, возм., было причинено им, но в ответ на к-рое им теперь не надо обращаться к гневу, ненависти и мести (Рим 12:21; 1 Петр 3:9); в) как П. над миром, его искушениями, похотью и стяжательством, угрозами и гонениями (Мф 5:44; 1 Ин 5:4); г) как П. над грехами, к-рые уже не могут долее удерживать освобожденных Господом под своей властью (Рим 6:14.18.22; 1 Ин 3:9); д) как П. над духами лжи и лжепророками (1 Ин 4:4; Откр 15:2); е) как П. над смертью, к-рой отныне могут не бояться те, кто уже здесь принял вечную жизнь в Сыне Божьем (Ин 3:36; Ин 10:28; 1 Кор 15:57; 1 Ин 5:12).

Но этой П. в повседневной -> борьбе они достигают не собственными усилиями, а только -> кровью Агнца и словом свидет-ва своего, а также сораспятием своего "я" Христу (Гал 2:19; Откр 12:11). Сам Христос дарует П. Своим приверженцам и стремится сделать их соучастниками Своего торжества, повсеместно распространяя через них благоухание познания о Себе (2 Кор 2:14). Пребывать в этой П. Господа и жить ею - для его учеников не только возможно, но и необходимо; ибо только тем, кто стал соучастником этой П., кто принял ее, принадлежат возвышенные обетования Господа в Его послании семи Церквам (Откр 2 и Откр 3). Эта П. не может быть достигнута только собственными силами и стараниями верующих, но, как говорит Павел, только "силою Возлюбившего нас" (Рим 8:37) мы в состоянии одержать великую П. Ведь наша вера - "это и есть победа, победившая мир" (1 Ин 5:4).

Побивать камнями
-> Наказание, наказывать.

Побуждать
-> Возбуждать, побуждать, поощрять.
Повар, варить:

1) Еврейское слово, обозначающее "варить", отдельных случаях применяется и в значении "печь" (2 Цар 13:8) или "жарить" (Втор 16:7; 2 Пар 35:13; в переводе Лютера "готовить ... на огне"). В остальном оно обозначает приготовление какого-либо блюда в кипящей жидкости (Исх 23:18; Иез 24:13 и далее). Чаще всего упоминается варка мяса (Лев 8:31; 1 Цар 2:13; 2 Пар 35:13; сравн. Суд 6:19), жарка (запекание встречалась реже (сравн. Исх 12:9; 1 Цар 2:15; Ис 44:16). Во всяком случае потребление мяса никоим образом не относится к посведневной жизни (сравн. Ам 6:4; Лк 15:29;), чаще речь идёт о жертвенной трапезе (Исх 29:31; Числ 6:19; Втор 16:7). Как правило варили овощные блюда (Быт 25:29.34; 4 Цар 4:38; Притч 15:17). В субботу варить и жарить (запекать) было запрещено (сравн. Исх 16:23; Исх 35:3).

2) Ветхий Завет знаёт как минимум четыре сврейских слова, обозначающих сосуды для варки (Лев 7:9; 1 Цар 2:14; 4 Цар 4:38; Мих 3:3). Правда, нам ничего неизвестно о том, чем они различались между собой. При раскопках иногда обнаруживались наряду с керамическими сосудами в виде котлов или чаш, такие же предметы из металла (сравн. Иез 24:6.11).
3) Поваров и поварих мог себе позволить только богатый дом (1 Цар 8:13; 1 Цар 9:23). Еврейское слово, обозначающес "повар", определяет его как мясника; из этого следует, что он главным образом был искушен в приготовлении мясных блюд. В обычных же домах забоем и разделкой скота, по-видимому, занимался глава семейства и его рабы, а хозяйка дома и служанки варили мясо (Быт 18:6; Лк 15:23). Особые помещения (в переводе Лютера "кухни") и очаги, предназначенные для приготовления пищи, однозначно упоминаются только Иезекиилем (Иез 46:20-24). Для извлечения мяса из котла пользовались вилкой с тремя зубцами (1 Цар 2:14).

Повар, поварня
Только богатые израильтяне могли позволить себе держать П. или повариху (1 Цар 8:13; 1 Цар 9:23). Евр слово, обозначающее П., происходит от глагола "резать (скот)"; след. П. занимался преимущ. приготовлением мясных блюд. Обычно же убой скота и разделка туш было делом отца семейства и его слуг, в то время как хозяйка дома и служанки занимались приготовлением еды (Быт 18:6; Лк 15:23). Об особых поварнях и очагах достаточно четко говорится только у Иезекииля при описании храма (Иез 46:20-24).

Поварня
-> Повар, поварня.

Повеление о проповеди,
или повеление о миссионерстве - так принято называть слово воскресшего Иисуса, Который поручает Своим ученикам "научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" и "уча их соблюдать все", что Он повелел им (Мф 28:19). -> Посланничество, посылать.

Повешенный
В ветхозаветные времена повешение (Числ 25:4; 2 Цар 21:6.9.13) применялось как способ ужесточить казнь приговоренного к смерти человека (ср. Быт 40:19). Исходя из евр. текста Есф 7:9, можно предположить, что здесь говорится о посажении на кол - казни, распространенной в Ассирии. Но против такой версии свидет-вует высота установленного столба. Повешенный считался проклятым Богом (ср. Гал 3:13), его тело нужно было снять до наступления ночи, с тем чтобы оно не оскверняло землю (Втор 21:22; Ис Нав 8:29; Ис Нав 10:26). Этими соображениями объясняется просьба иудеев (Ин 19:31) снять тела распятых с крестов. -> Крест.

Повивальная бабка
П.Б., т.е. женщины, принимавшие роды, упоминаются в Быт 35:17; Быт 38:28 и Исх 1:15.


Повязка
[евр. цаниф], головной убор (Ис 3:22), возм., некий вид тюрбана. В Иов 29:14 это же слово передано как "увясло", а в Зах 3:5 как "кидар".

Повязывать
-> Покрывать, закрывать, повязывать.

Погибель
- это противоположность вечной -> жизни (Мф 7:13), полное крушение, к-рое терпит человек. П. - это не просто исчезновение, а безнадежное пребывание в -> смерти (Мк 9:43; ср. также Рим 2:5-10). Погибель - это отвержение от Бога, к-рое открывается в день Суда (2 Петр 3:7). -> Проклятие, проклинать -> Cуд -> Преисподняя (III) -> Правосудие -> Судить -> Губить, истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление.

Погода
-> Календарь -> Дождь -> Снег -> Восточный ветер -> Ветер.

Погребение

I. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ

Погребальные песни и похоронные обряды имели в основном языч. происхождение, поэтому в Израиле они подверглись значительным изменениям. -> Плaч (I,2).

II. ПОХОРОНЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ

Умерших в Израиле обычно предавали земле; сожжение считалось преступлением (Ам 2:1 - здесь сожжением был осквернен прах умершего царя эдомского), но его применяли к преступникам для ужесточения наказания (Лев 20:14; Ис Нав 7:25). П. совершались сразу после наступления смерти, часто в тот же день (Втор 21:23; Лк 16:22; Деян 5:6). Это объяснялось, с одной стороны, жарким климатом, а с другой - тем обстоят-вом, что любое прикосновение к телу умершего делало человека "нечистым на семь дней" (Числ 19:11). Умершему закрывали глаза (Быт 46:4), затем тело обмывали (Деян 9:37), натирали благовониями (Мк 14:8) и относили к месту П. (см. п. III этой же ст.).

Если в ветхозаветные времена умерших хоронили в их обычных одеждах, то в эпоху правления римлян труп чаще всего завертывали в тонкое полотно (Мф 27:59; Ин 11:44). Обряд бальзамирования не был распространен в Палестине, хотя существовал обычай класть в гробницу различные пряности и благовонные смолы, к-рые должны были изгонять запах смерти (2 Пар 16:14). Возм., в могилу клали и личные вещи умершего, хотя оружие и украшения в этой связи упоминаются только в Иез 32:27, где речь идет об иноплеменниках. Жертвы умершим в виде приношений пищи осуждаются во Втор 26:14 как противоречащие заповедям Господа. Остаться непогребенным и быть брошенным на растерзание диким зверям считалось великим бесчестием, и этим часто угрожали (3 Цар 14:11; 3 Цар 21:23; Иер 7:33). Именно поэтому Рицпа заслужила особую похвалу, накрыв покрывалом убитых сыновей Саула (2 Цар 21:10).

III. ГРОБНИЦЫ

Прикосновение к могиле делало человека нечистым на семь дней (Числ 19:16), поэтому, чтобы случайно не наступить на нее или не коснуться надгробного камня, было принято белить могилу известью (в Мф 23:27 и в Лк 11:44 Иисус сравнивает с такими могилами внутренне нечистых книжников). Заклинание мертвых над могилой или внутри гробницы (Ис 29:4; Ис 65:4) было строго запрещено (Втор 18:11). Согл. Мф 23:29, само почитание могил означает отпадение от истинной веры: Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.

Подарок
П. преподносились в соответствии с обычаями. Отец делал П. сыновьям, не обладавшим правом наследования (Быт 25:6), и дочерям - в качестве приданого (Суд 1:15). Жених одаривал отца невесты (Быт 34:12), а приглаш. на свадьбу гости - новобрачных (Пс 44:13). П. свидет-вуют о добрых отношениях между людьми (Есф 9:19) и гарантируют снисхождение вельмож (Притч 18:16). Судьям запрещалось принимать П., т.к. это могло быть расценено как подкуп (Исх 23:8; Втор 16:19). Монархи делали П. своим подданным в знак признания их заслуг (Дан 2:48) или в знак своего монаршего расположения (Есф 2:18). П. монархам подносили их вассалы в качестве дани (4 Цар 16:8; Пс 44:13; Пс 71:10; Мф 2:11). -> Дань.

Подати
I. НА СВЯТИЛИЩЕ
Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1-9; Исх 35:4-29; Исх 36:4-7; Исх 38:24-29), а также на сооружение первого (1 Пар 29:2-9) и второго храмов (Езд 2:68; Езд 7:16; Неем 7:70). В дальнейшем денежные П. сначала в размере половины серебряного сикля (-> Деньги) взимались с каждого "поступающего в исчисление", т.е. с каждого способного воевать мужчины в возрасте от 20 лет (Исх 30:11-16).

Это должно было предотвратить поражение израильтян губит. язвой во время исчисления народа (ср. 2 Цар 24). Собранное серебро было использовано при сооружении скинии (Исх 38:25-28). Когда после свержения Гофолии иудеи обратились от служения Ваалу к служению Яхве, царь Иоас возобновил сбор дани на поддержание храма, сделав ее ежегодной (4 Цар 12:5; 2 Пар 24:5,9). Когда затем при Неемии народ вновь обязался соблюдать Закон, то постановил взимать ежегодные П. на потребности храма в размере трети сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неем 10:32). Обоснование более низкого размера П. на храм не приводится. Позднее вернулись к прежнему размеру дани, сохранившемуся до времени Иисуса и взимавшемуся с каждого взрослого израильтянина (Мф 17:24). Эту П. стали обозначать по названию греч. монеты соотв. достоинства - "дидрахмы". Упомянутый в Мф 17:27 статир составлял 4 драхмы и соответствовал одному сиклю (-> Деньги). Законом устанавливались следующие П. натурой: всё первородное (-> Первородство, первородный), к-рое частично можно или нужно было выкупать (Исх 13:11-16; Числ 3:44-51), начатки плодов земли (Исх 23:19; Втор 26:1-10) и -> десятина (Лев 27:30-33; Втор 14:22-29), известная еще во времена Авраама и Иакова (Быт 14:20; Быт 28:22). В Неем 12:44 П. на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины (в Синод. пер. приношения делятся на начатки и десятины).

II. ПОДАТИ ГОСУДАРСТВУ

Таковые П. начали взимать в Израиле только после установления цар. власти, когда наряду с племенной организацией возникла независимая от нее система управления:

1) в период существования Иудейского и Израильского царств происходило отчуждение собственности, за счет чего властитель содержал своих чиновников (1 Цар 8:14), в то время как израильтяне (1 Цар 8:12.16; 3 Цар 5:13-17) и хананеи (3 Цар 9:20) выполняли разнообразные трудовые и служебные повинности.

В качестве постоянной П. царь требовал десятину от урожая зерна, винограда и приплода скота (1 Цар 8:15.17); за сбор этих П. отвечали 12 чиновников, назнач. Соломоном (3 Цар 4:7-19). В Ам 7:1, вероятно, говорится и о праве царя собирать первый покос травы. В другом месте мы узнаём о П. торговцев и купцов (3 Цар 10:15): очевидно, это были пошлины на товар и за пользование дорогами. К этому прибавлялась дань, к-рую израил. цари получали с покоренных народов (2 Цар 8:11.12; 4 Цар 3:4; 2 Пар 17:11), однако позднее они сами выплачивали дань завоевателям - ассирийцам, вавилонянам и египтянам. В подобных обстоят-вах царь Менаим собрал с богатых израильтян в качестве налогов по 50 сиклей серебра, чтобы выплатить требуемую сумму ассир. царю Фулу (4 Цар 15:20);

2) по возвращении из плена, в период господства персов, в Иудее взимались те же налоги, что и в других перс. провинциях (Езд 6:8; Неем 5:4). При этом в Езд 4:13.20; Езд 7:24 различаются три вида П., под к-рыми, возм., следует понимать прямое налогообложение, косвенные налоги на предметы потребления и пошлины за пользование дорогами и мостами. Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (Езд 7:24). Из поступлений, к-рые должна была отчислять в определ. размере каждая провинция, покрывалось также содержание областеначальника, на что в Иудее приходилась сумма в 40 сиклей серебра в день. Неемия отказался от этого жалованья, облегчив т.о. народу бремя налогов (Неем 5:14). Кр. того, было дано повеление обеспечивать из налогов, поступавших от провинций, располож. зап. Евфрата, поставки для храма в Иерусалиме (Езд 6:8; Езд 7:21).

Средства поступали несвоеврем., что, вероятно, затягивало его сооружение. По особым поводам, как, напр., при женитьбе на Эсфири, перс. царь издавал (Есф 2:18) особый указ о льготах в налогообложении;
3) еще при егип. царях из династии Птолемеев, а затем при сир. династии Селевкидов в Палестине практиковался откуп налогов, что продолжалось и в период рим. господства. Откупщик брал на себя обязат-во выплачивать казне установленные платежи, впоследствии выжимая свой собственный доход из взятой на откуп земли. Рим налогообложение (Мк 12:14; Лк 20:22; Лк 23:2; Рим 13:6) состояло из поземельного налога и подушной П., к-рая, в свою очередь, слагалась из собственно подушной П. (Мф 22:17-21) и подоходного налога. Монета (Мф 22:19), к-рой платили П., была рим. динарием (-> Деньги).

Далее взималась пошлина на ввоз и вывоз товаров, а также пошлина за пользование дорогами и мостами. И эти пошлины также отдавались на откуп, поэтому население ненавидело иуд. откупщиков и сборщиков П. (-> Мытарь, пошлина). С целью установления размера П. император отдавал распоряжение о проведении переписи населения и инвентаризации имущества. Такой оценкой ко времени рождения Иисуса (Лк 2:1-5) по очереди были охвачены все земли Римской империи. Др.-евр. историк Иосиф Флавий сообщает еще об одной переписи в Иудее, также при -> Квиринии, в 6 г. по Р.Х., когда эта область, ранее подвластная Архелаю, была превращена в рим. провинцию. Эта перепись могла стать причиной восстания Иуды-галилеянина (Деян 5:37).

Подвизаться
-> Борьба, бороться.
Подножие:
1) подставка для ног (2 Пар 9:18);
2) "подножие ногам Бога" - образное выражение, означающее ковчег завета и указывающее на место Божьего присутствия и откровения (1 Пар 28:2);
3) сравнение земли с "подножием ног" Божьих подчеркивает абсолютную зависимость сотворенного мира от всенаполняющего Божьего величия (Мф 5:35; Деян 7:49);
4) егип. барельефы подтверждают тот факт, что фараоны в знак одержанной победы использовали пленных врагов в качестве П. Эта сцена изображена на П. трона египетского фараона. Обычай попирать ногами поверженного врага отражен в Пс 109:1. -> Подстава, подножие.

Подражание, подражать
Новозаветные послания показывают, что подражать Христу одноврем. означает подражать апостолам (1 Кор 4:16; Флп 3:17) и наставникам (Евр 13:7), предстоятелям церквей (1 Фес 2:14), ветхозаветным свидетелям веры (Евр 6:12; ср. Евр 11). Ап. Павел увещевает: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор 11:1). Принявшие Благую Весть становятся подражателями Господа (1 Фес 1:6); в перечне того, что включает в себя такое П. (2 Тим 3:10), на первом месте стоят учение, житие и расположение, за ними следуют вера и терпение (Евр 6:12; Евр 13:7), любовь и жертва (Еф 5:1), гонения, страдания и скорби (1 Фес 1:6; 1 Фес 2:14; 1 Петр 2:21). Ап. Павел в своем служении стремился быть образцом для подражания (2 Фес 3:7-9).

Подсвечник
-> Светильник, подсвечник.

Подстава, подножие
На металлич. (медных) подставах крепились медные же чаши, в к-рых священники омывали руки и ноги перед совершением жертвоприношения (3 Цар 7:27; ср. Исх 30:18; -> Умывальник, умывальница.

Поздние дожди
-> Дождь.

Поздняя трава,
трава, выросшая после первого покоса (Ам 7:1).

Познание, познавать
В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу.
I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА
1) Бог даровал людям естественную способность П. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца" (Екк 3:11). Способность П. земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Екк 1:13 сказано: "...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем", а в Екк 1:18 говорится: "...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Истинным предметом П. являются дела Божьи и Его воля (Кол 1:9), а также тайны Его Царства (Мф 13:11);
2) естеств. способности человека несовершенны (1 Кор 13:9). Даже видимый сотвор. Богом мир человек до конца познать не может (Иов 38), но в еще большей степени это относится к П. Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь "части путей Его", лишь то немногое, что мы слышим о Нем, "а не гром могущества Его" (Иов 26:14). Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. "Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1 Кор 8:1);
3) опасность П., понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с к-рым пришлось бороться ранней Церкви (ср. -> Антихрист, I). В конечном итоге гностики прославились тем, что познали "глубины сатанинские" (Откр 2:24). Говоря об их заблуждении, ап. Павел подчеркивает, что совершенное П. возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу (1 Кор 14:20);
4) глагол "П." употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке (Быт 4:1; 1 Цар 1:19; 3 Цар 1:4).

II. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ БОГА

1) П. Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, к-рому Бог открыл Себя. "Бог не был бы Создателем, если бы возможность познавать Его исходила бы не от Него Самого" (О.Вебер). Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества;

2) в Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога. "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас" (Ис 59:2). Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеч. родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. "Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45), и Сын Человеческий "держит все словом силы Своей" (Евр 1:3). Так происходит и поныне;

3) Библии известно ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА, источниками к-рого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеч. совесть: а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать "вечную силу Его и Божество" (Рим 1:19). Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение; б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языч. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом); в) внешнее свидет-во (факт сотворения мира и история), дополняется внутр. свидет-вом - человеч. -> совестью. Это свидет-во не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла (см. Рим 2:14). Естественное П. Бога может быть неясным и неосознанным (Деян 17:23), оно касается лишь богооставленности человека (Рим 1:20), а не пути к спасению, лишь Закона (Рим 2:15), а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение;

4) ПОЗНАНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ:
а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в ВЗ: "ведом в Иудее Бог" (Пс 75:2). В библ. П. Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, - как Господь, т.е. творец истории Своего народа; б) НЗ говорит нам об окончат. и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа (Ин 1:14; Евр 1:1), через Которого люди отныне могут прийти к П. Бога, основанному на прощении грехов (Иер 31:34). Иисус говорил: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9). Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к П. Бога;

5) ПОЗНАНИЕ ХРИСТА - это П. Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы (2 Кор 4:6). П. Христа даруется Самим Богом (Мф 16:17), оно сообщается через Писание (Ин 5:39) и проповедь (2 Кор 4:4.6), через воздействие Св. Духа (Еф 1:17). П. Христа (2 Петр 3:18), к-рое одноврем. является и общением с Ним (Ин 10:14), ведет к превращению "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13). В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2:3). П. Бога Отца и Христа (см. Ин 14:7) дарует благодать и мир (2 Петр 1:2), а также жизнь вечную (Ин 17:3). Поэтому ап. Павел говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего" (Флп 3:8);

6) если П. Бога означает жизнь вечную (Ин 17:3), то оно должно быть ДЕЙСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ, т.е. П. не только Его существа, но и Его воли (Иер 22:16; Деян 22:14; 1 Кор 14:37). Это, с одной стороны, ведет человека к П. самого себя и осознанию своей греховности (Иов 42:2-6), для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю (Рим 3:20; Рим 7:7), а с другой - к деятельному послушанию, из к-рого опять же вырастает новое П. (Кол 1:9-11). Напротив, злые дела и грехи, свидет-вуют об отсутствии истинного П. Бога (Тит 1:16; 1 Ин 3:6). Никакая ученость книжников не гарантирует им П. Бога, у иных она может даже отнимать "ключ разумения" (Лк 11:52). Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа (-> Дар, дарование) (1 Кор 12:8).

Позорище
[греч. театрон, "зрелище", "театр"]. Павел (1 Кор 4:9) сравнивает жизнь и предназначение апостола с борьбой "приговоренных к смерти" гладиаторов, к-рые в антич. цирковых представлениях должны были бороться друг с другом и с дикими зверями. Такое представление проходило на глазах жаждущей зрелищ публики: подобно этому, борьбу христиан наблюдают два мира - видимый и невидимый (ангелы). Когда во время гонений на христиан вместо гладиаторов на арену стали выпускать осужд. христиан, метафора Павла приобрела реальное содержание (возм., уже в Евр 10:33; ср. 1 Кор 15:32). -> Ристалище.

Покаяние, каяться
I. ПЕРЕВОД
Слово "каяться", к-рым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч. метаноэйн, "изменять образ мыслей"] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн - "изменять образ мыслей".

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---