Меню

Библейская Энциклопедия онлайн -- Л 2 --



Лия
[евр. Леа, возм., "дикая корова"], дочь Лавана и старшая сестра Рахили. Благодаря обману, совершенному ее отцом, Л. стала первой женой Иакова. Т.к. Иаков больше любил красавицу Рахиль, то Бог первой даровал детей не столь привлекательной Л. Она родила Иакову сыновей Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона и дочь Дину. Иаков похоронил Л. в пещере, на поле Махпела (Быт 29:16-35; Быт 30:9-21; Быт 49:31).

Лоамми
("не Мой народ"), имя второго сына Осии, имевшее символич. значение (Ос 1:9; Ос 2:23).

Лоб (чело)
I. Израильские "благородные" женщины закрывали свои лица покрывалами (Быт 24:65), а простолюдинки (и блудницы) лиц не закрывали. Поэтому Л. блудницы (Иер 3:3) так же, как медный (Ис 48:4) или крепкий Л. (Иез 3:7), был символом народа, в своем упрямстве и непокорности не желавшего ни слушать Бога, ни подчиниться Ему, ни устыдиться Его. Пророк, к-рый должен возвестить такому народу суд Божий, также получает от Бога "крепкое чело" (Иез 3:8 и след.) - силу и несгибаемость.
II. В Библии говорится о знаках отличия, к-рые имеются на Л. нек-рых людей. Так, Аарон, как -> первосвященник, носил на челе полиров. золотую пластинку с надписью "Святыня Господня" (Исх 28:36-38). Пророк в 3 Цар 20:38.41, как кажется, скрывает под покрывалом, доходящим до глаз, некий знак на челе, к-рый позволяет опознать его принадлежность к пророкам. Кр. того, в видении Иезекииля чело всех воздыхающих и скорбящих о грехах Иерусалима помечается евр. буквой "Тав", к-рая в своей древнейшей форме изображалась в виде креста; такие люди освобождаются от кары небесной (Иез 9:4-6, в Синод. пер. - "знак на челах"). В Откровении сказано, что рабы Божьи носят печать (Откр 7:3) или Имя Божье (Откр 14:1; Откр 22:4) на своем челе. Но есть и такие, к-рые приняли начертание зверя, противника Агнца, на свое чело (Откр 13:16; Откр 14:9); они будут подвержены каре (Откр 14:10), в то время как запечатл. окажутся пощаженными (Откр 9:4). Вероятно, знамение, к-рым был отмечен Каин (Быт 4:15), следует рассматривать в связи с этими местами Откровения.

Лобзание
-> Целование, лобзание.

Лобное место
-> Голгофа.

Лобные подвески
(Ис 3:18, в Синод. пер. - "звездочки и луночки") -> Украшение (II,3).

Лод (Лидда),
город, располож. вблизи Оно (1 Пар 8:12) и Иоппии (Деян 9:38), о к-ром упоминается уже в надписи Тутмоса III. После возвращения израильтян из вавил. плена Л. был вновь заселен (Езд 2:33; Неем 7:37; Неем 11:35). В новозаветные времена этот город назывался Лиддой (Деян 9:32 и след.), позднее - Диосполисом, в наст. время это снова Л. (в 18 км юго-вост. Тель-Авива).

Лодевар (Лодавар)
("без слова"), город, лежащий вост. Иордана (2 Цар 9:4; 2 Цар 17:27). Возм., совр. Умм-эд-Дабар, находящийся юж. Вади-эль-Араба, одного из левых притоков Иордана, к югу от Ярмука.

Ложь
- сознат. искажение -> истины, призванное ввести к.-л. в заблуждение. Мотивы Л. могут быть самыми разными: бессилие, тщеславие, хвастовство, себялюбие. Л. может выражаться в различных формах: обман, мошенничество, клятвопреступление, лжесвидет-во, -> клевета.

I: 1) описываемые в ВЗ случаи Л. порой не сопровождаются к.-л. определ. нравств. оценкой (Быт 12:13; 1 Цар 19:14.17; 1 Цар 20:6), но это отнюдь не означает, что Л. оправдывается. С др. стороны, Господь использует воен. хитрость Хусия, чтобы поссорить Авессалома и Ахитофела (2 Цар 16:16-19; 2 Цар 17:6-14). Повивальные бабки, утаившие правду от фараона и тем самым спасшие свои жизни и жизни израил. младенцев, были вознаграждены Господом (Исх 1:18-21). Но, как правило, Л. и обман подвергаются Божьему суду, поскольку они прямо запрещаются Его заповедями (Исх 20:16; Лев 19:11). Особенно предосудительным считаются действия священника или пророка, из корыстных соображений извращающего Божье слово или своевольно говорящего от имени Бога (Иер 6:13; Иер 8:8; Иер 28:15; Иер 29:31; Иез 13:6-9);
2) в евр. тексте присутствуют различные слова и выражения, обозначающие Л., ее разнообразные проявления, напр., "ложь" (Пс 39:5); "лживый язык" (Пс 108:2); "обманчивое слово" (Иер 7:4); "лжесвидетельство" (Пс 26:12); "вероломство" (Иез 17:20); "нарушение завета" (Пс 43:18); "лжеучительство" (Авв 2:18); "ложная клятва" (Ос 10:4).

II: 1) уже в ВЗ Л. подвергается Божьему наказанию, однако только в НЗ вскрывается ее подлинная суть. Л. тесно связана с царством тьмы. Подобно тому как существует царство -> света и истины, принадлежащее Богу и Христу, существует и царство -> тьмы и лжи, где владычествуют дьявол и подвластные ему демоны;

2) сатана - лжец [греч. псэустес] и отец лжи [греч. псэудос]; Л. - неотъемлемое свойство его сущности (Ин 8:44; ср. Быт 3). В его распоряжении находится целое царство Л., к к-рому принадлежат: а) -> антихрист, творящий "ложные чудеса" (2 Фес 2:9), чтобы люди "верили лжи"; б) лжехристы [греч. псэудохристой; Мф 24:24; Мк 13:22], выдающие себя за Христа и производящие чудеса, чтобы (насколько это возможно) прельстить избранных; в) лжепророки [греч. псэудопрофетай; Мф 24:11.24; Мк 13:22]. Уже в ветхозаветные времена они играли губит. роль, отвлекая народ завета от Бога и навлекая тем самым на Израиль Божью кару (Иер 6:13; Зах 13:2). НЗ также предостерегает от подобных искусителей, к-рые внешне неотличимы от истинных пророков и к тому же удостаиваются всеобщей хвалы (Мф 7:15; Лк 6:26; Деян 13:6; 2 Петр 2:1; 1 Ин 4:1). В Oткр "лжепророк" (Откр 13:11-13; Откр 16:13; Откр 19:20; Откр 20:10) действует рука об руку с антихристом, заботясь о религ. обосновании власти богопротивных мирских сил; г) лжеапостолы [греч. псэудапостолой; 2 Кор 11:13; Откр 2:2], лжебратия [греч. псэудаделфой; 2 Кор 11:26; Гал 2:4] и лжеучителя [греч. псэудодидаскалой; 2 Петр 2:1; ср. 1 Тим 4:2], с дьявольской силой стремящиеся расколоть, сбить с истинного пути и уничтожить Церковь Иисуса Христа и одноврем. организовать лжеобщину и построить лжецерковь. (Ср. также сказанное о лжесвидетелях [греч. псэудомартюрес] в Мф 15:19; Мф 26:59 и след.; 1 Кор 15:15; Откр 3:9); д) все люди, не гнушающиеся Л. [греч. псэустай]. Существует правило: "Всякий человек лжив" (Рим 3:4).

Язычники "заменили истину Божию ложью" (Рим 1:25). Ап. Павел вынужден предостерегать верующих от лжехристиан (гностиков; 1 Тим 6:20.21). Анания и Сапфира нашли внезапную смерть за наглую Л. посреди исполненной Св. Духом Церкви (Деян 5:1-11); е) обольщающие людей (1 Тим 4:1) нечистые духи (Мф 10:1; Мф 12:43 и след.; Мк 3:11.30) или бесы (демоны, Мк 1:34; -> Одержимость). Т.к. бесы стремятся подражать делам Св. Духа, то верующим совершенно необходим дар различения духов (-> Дар, дарование (II,Г,7); 1 Кор 12:10; 1 Ин 4:1). В Откр 16:13.14 говорится о "знамениях бесовских духов". Сюда же относятся лживые предсказания и колдовство волхвов (Деян 8:9-11; Деян 13:6-12);

3) как царство истины, -> Царство Божие являет собой полную противоположность царства Л.; земная жизнь Иисуса проходила в борьбе против лживой власти дьявола и бесов. Он изгонял бесов "перстом Божиим" (Лк 11:20), и "не было лести в устах Его" (1 Петр 2:22). В искупит. страданиях Иисуса Ему противостояли силы Л.: в лице предателя Иуды, в лице первосвященников Анны и Каиафы, в лице лицемерных книжников и фарисеев, в лице лжесвидетелей и непостоянного в своих симпатиях народа, в лице Пилата и Ирода и в лице отрекшегося Петра (Мк 14:1 - Мк 15:1; Ис Нав 18-19).

Даже тайну воскресения первосвященники пытались превратить в Л. посредством подкупа стражей гробницы (Мф 28:11-15). Но победа Иисуса свершилась и будет открыто явлена во время Его Второго пришествия (Флп 2:10.11; Откр 1:7). А до тех пор Церковь Христова - это "столп и утверждение истины" (1 Тим 3:15). Через -> возрождение люди, природа к-рых изначально лжива (Пс 115:2), войдут в Царство Божие, в к-ром дух истины наставляет на всякую истину (Ин 16:13). Отсюда и требование: отвергните Л. (Еф 4:25; Кол 3:9; Иак 3:14). Ап. Павел с полным основанием говорит о себе: "Я не лгу" (Рим 9:1; 2 Кор 11:31; Гал 1:20; 1 Тим 2:7). Но все те, кто продолжает лгать, будут лишены грядущего Царства Божиего и его славы (Откр 21:8.27; Откр 22:15).

Лоза
(виноградная) -> Виноград.

Лоида
("лучшая", "более желательная"), верующая бабушка Тимофея (2 Тим 1:5).

Локотники
В 3 Цар 10:19; 2 Пар 9:18 и др. "локотниками" названы подлокотники цар. трона.

Локоть
-> Меры длины, площади, объема и веса (I,1).

Лоно Авраамово,
обозначение защищенности, к-рая, по представлениям иудеев, ожидает умерших праведников в царстве мертвых (Лк 16:22). В основе образа лежит картина праздничного пира. При этом Авраам выступает в роли хозяина, а самый уважаемый гость возлежит на его -> лоне или на его -> груди (ср. Мф 8:11).

Лоно, колени
I. словоЕвр хек обозначает сгиб, к-рый образует тело сидящего человека. В этом сгибе помещается ребенок, лежащий или сидящий на коленях у матери (3 Цар 17:19 - в Синод. пер. - "руки"), или животное (2 Цар 12:3 - в Синод. пер. - "грудь"). Иногда то же подразумевается и под словом биркайим - "колени". Далида усыпляет Самсона, держа его голову на своих коленях (Суд 16:19). Когда на колени кладут новорожденного (Иов 3:12), это символизирует принятие его в семью. В Руф 4:16 Ноеминь, заключая дитя в свои объятья, тем самым берет на себя заботу о нем. В Быт 30:3 речь идет об усыновлении ребенка. В НЗ слово "лоно" [греч. колпос] подразумевает почетное место у -> груди хозяина дома (см. Ин 13:23.25; Ин 21:20). То же значение имеет и "лоно Авраамово" (Лк 16:22.23) или "недро Отчее" (Ин 1:18).
II. Л. означает также пазуху подпояс. одежды, к-рая служила карманом. Там хранили, напр., заработ. вознаграждение (Лк 6:38). Возм., и в 2 Цар 12:3 также подразумевается одежда, в складках к-рой спала овечка (ср. Ис 40:11).

Лопата
-> Оружие и орудия труда -> Веяло, лопата.

Лорухама
("нелюбимая"), имя дочери Осии, имевшее символич. значение (Ос 1:6).

Лот
(в Ис 25:7 слово "лот" переводится как "покрывало").
I. Сын Арана, брата Авраама (Быт 11:27). Л. сопровождал Авраама в Ханаан (Быт 11:31; Быт 12:5) и в Египет (Быт 13:1). После того как Л. стал обладателем столь же больших стад, как и Авраам, последний бескорыстно предложил ему выбрать себе для жизни любую часть Ханаана. Л. выбрал область у Иордана и переселился в Содом (Быт 13:1-13), где ему приходилось ежедневно созерцать разврат и распутство жителей города (2 Петр 2:7.8). Когда Л. попал в плен, Авраам освободил его (Быт 14:12-16). Во время разрушения Содома Господь спас Л., вспомнив об Аврааме (Быт 19:29), к-рый молил Его помиловать город ради спасения праведников (Быт 18:16-33). Жена Л., оглянувшись на город во время бегства, превратилась в соляной столп (Быт 19:17.26); сам же Л. первое время оставался в Сигоре, а затем стал жить на горе. В результате кровосмесит. связи Л. с его двумя дочерьми, напоившими отца вином, у него родились два сына. Моав ("вода", т.е. семя, потомок отца), сын Л. от старшей дочери, стал родоначальником -> моавитян; от Бен-Амми ("дитя моего народа"), сына от младшей дочери, произошли -> аммонитяне (Быт 19:31-38).
II. -> Меры длины, площади, объема и веса (II).

Лотан
О значении слова см. -> Лот. Сын хоррея Сеира (Быт 36:20).

Лохеш (Галлохеш)
("шептун", "заклинатель"), отец Шаллума (Неем 3:12). Во времена Неемии Л. подписался под обязат-вом исполнять Закон (Неем 10:24).

Лошадь
[Equus caballus; евр. сус, параш, рэкэш; греч. гиппос]. Находки, сделанные при раскопках Ура, показывают, что Л. была известна в Месопотамии как упряжное животное уже в середине III тысячел. до Р.Х. Свидет-вом существования митаннийско-хурритского коневодства является найденное в Богазкёе руководство по приручению Л. В Рас-Шамре был обнаружен текст с описанием болезней Л. (-> Пласт.) В благословении Иакова конь упоминается как верховое животное (Быт 49:17; ср. Быт 47:17). В Египте запрягать Л. в колесницы первыми начали гиксосы (ср. Исх 14:6-9), и с тех пор конь стал символом военной мощи (Втор 17:16; Пс 19:8; Пс 32:17; Ис 31:1.3).

Наряду с этим известны егип. изображения всадников; по-видимому, у египтян существовали и кавалерийские отряды, служившие, напр., для разведыват. целей. Существуют доказат-ва существования кавалерии у ассирийцев с VIII в. до Р.Х. Однако в Библии, там, где речь идет о военных действиях, под "всадниками" (Исх 14:9; 2 Пар 12:3; Иер 51:21) подразумеваются почти исключит. воины на колесницах (-> Колесница, повозка); всадники в роли вестников упоминаются в 4 Цар 9:18 и след. (ср. Есф 8:10). В Израиле запрягать Л. в колесницы начали при -> Соломоне (3 Цар 4:26), к-рый занимался посреднич. торговлей Л. для колесниц (3 Цар 10:28 и след.; -> Кува). Поскольку Л. не подковывали, то особое значение придавалось крепости ее копыт (Ис 5:28). Изредка Л. использовали при молотьбе (Ис 28:28). Белый конь у римлян был символом победы (ср. Откр 6:2; Откр 19:11-16). -> Осёл.

Луд,
сын Сима (Быт 10:22; 1 Пар 1:17) и его потомки. Иосиф Флавий считал (и возм., это так и есть), что потомками Л. были лидийцы. В Ис 66:19 упоминается языч. народ Л. В Иез 27:10 и Иез 30:5 о Л. (в Синод. пер. - "лидияне") говорится как о союзнике Персии.

Лудим
(ф-ма мн.ч. в евр. яз. - "луды"). В Быт 10:13; 1 Пар 1:11 Л. назван потомком Мицраима, сына Хама. Вероятно, это был африканский народ, оказывавший воен. помощь египтянам (Иер 46:9 - в Синод. пер. - "лидяне").

Лужа,
небольшое углубление в почве, наполненное водой (Иез 47:11). -> Соль (I).

Луз
("миндальное дерево"):
1) древнее название Вефиля (Быт 28:19; Быт 48:3; Ис Нав 18:13; Суд 1:23);
2) город в земле хеттеев (т.е. хеттов), к-рый, по всей видимости, находился в Сирии и был основан после разрушения первого Л. (Суд 1:26). Высказывались предположения, что это совр. Лувейзие, лежащий прим. в 7 км сев.-зап. Банияса (Кесарии Филипповой).

Лук
I. Л. (и стрелы), о к-ром часто говорится в ВЗ, являлся в древности грозным оружием. Согл. Быт 27:3, Исав ходил на охоту с колчаном и Л. В Ис 7:24 Л. также упоминается как охотничье оружие, но прежде всего Л. был оружием боевым. Хорошими лучниками слыли египтяне и ассирийцы; в Израиле искусным владением Л. особо отличались представители колена Вениамина (1 Пар 8:40; 1 Пар 12:2; 2 Пар 14:8; 2 Пар 17:17). Л. делали из прочного, но гибкого дерева. О том, что представляли собой медные Л. (2 Цар 22:35; Иов 20:24; Пс 17:35), четких сведений нет.

Деревянные Л. иногда укреплялись сплетенными веревками, сухожилиями или роговыми накладками. В Сирии были распространены тупоугольные Л. Тетиву для Л. сплетали из скруч. льняных нитей или из сухожилий и кишок волов и верблюдов. В 3 Цар 22:34, 4 Цар 13:16 и в 2 Пар 18:33 речь идет об обыкнов. способе натягивания Л., а в остальных случаях для обозначения этого действия служит евр. выражение, к-рое дословно можно перевести как "нажать ногой", "наступить на лук" (1 Пар 5:18; Пс 7:13; Пс 10:2; Пс 36:14; Ис 5:28; Ис 21:15; Плач 2:4; Плач 3:12; Зах 9:13). Для подготовки Л. к стрельбе его клали на землю, наступали на него ногой, затем одной рукой сгибали Л., а другой закрепляли тетиву. После использования Л. тетиву отвязывали, чтобы она не растягивалась. Стрелы изготавливали из тростника или дерева, а наконечники - из железа или меди и особым образом зазубривали. Оперение на тупом конце стрелы предотвращало ее вращение во время полета. Иногда наконечники стрел обматывали пропитанной смолой или маслом пенькой, к-рую поджигали, и горящие стрелы летели в лагерь противника (см. Пс 7:14; Ис 50:11; Еф 6:16). Из Иов 6:4 можно заключить, что в библ. времена были известны и отравленные стрелы. Специальные напальчники и нарукавники защищали левую руку воина, державшую Л., от травмирования при выстреле.
II: 1) [евр. хацир, "трава"; Числ 11:5], очевидно, подразумевается лук-порей (Allium Por-rum), выращиваемый в Египте и Палестине. Его ели с хлебом и другими продуктами отдельно или в салате, а также использовали как приправу к рыбным блюдам;

2) (Allium cepa), растение из семейства лилейных, овощная культура. Во времена ВЗ его использовали в пищу в сыром, жареном или вареном виде. Во время странствования по пустыне израильтянам остро недоставало егип. Л. (Числ 11:5). В Палестине разводили преимущ. репчатый Л., причем его трубчатые листья считались вредными. В качестве приправы Л. употребляли прежде всего с чечевичной похлебкой.

Лука
(кр. ф-ма от Луция или Луциана). Во время своего первого заключения в Риме Павел передает христианам из Колосс приветствие Л., "возлюбленного врача" (Кол 4:14), бывшего, вероятно, христианином из язычников. Одноврем. с этим в Флм 1:24 Павел упоминает Л. в числе других своих сотрудников. Во время второго заключения Павла в Риме Л. также находился с апостолом, оставаясь временами его единств. помощником (2 Тим 4:10). Л. назван автором третьего Евангелия, из чего можно заключить, что он одноврем. является и автором книги Деяния Апостолов - произведения, тесно связанного с Ев. от Луки (Лк 1:1-4; ср. Деян 1:1.2). Повествование от 2-го лица мн.ч. (т.н. "мы-повествование") в книге Деяния (Деян 16:10-17; Деян 20:5 - Деян 21:18; Деян 27:1 - Деян 28:16) с большой долей вероятности позволяет сделать заключение, что Л. присоединился к Павлу в Троаде, во время второго миссионерского путешествия, и сопровождал Павла до Филипп. Вероятно, там Л. задержался на нек-рое время и позже вместе с Павлом отправился в Иерусалим. Наконец, он сопровождал Павла в его поездке в Рим Именно к этому времени относятся упоминания о Л. в апостольских посланиях (Кол 4:14; Флм 1:23; 2 Тим 4:10). О жизни Л. более ничего не известно; согл. преданию, он был родом из Антиохии (Сирия). -> Деяния апостолов (I) -> Евангелие от Луки (II).

Лукавый
-> Зло, злоба, злобный.

Луна
[евр. йерех или йареах - "странствующий", "движущийся"; ходеш - "обновляющийся"; левана - "белая"]:
1) широко распростр. среди языч. народов почитание Л. (Иов 31:26.27; Ис 47:13) было перенято частью израильтян, к-рые, вопреки заповедям Господним (Втор 4:19; Втор 17:3), предались многобожию, в т.ч. поклонению светилам (4 Цар 21:3; 4 Цар 23:4.5; Иер 8:2);
2) в др.-евр. календаре принят лунно-солнечный год (лунные циклы согласуются с солнечными при помощи введения дополнит. - "високосного" - месяца) (ср. Быт 1:14; -> Календарь). При этом особую роль играют "новомесячия", поскольку месяцы связаны только с Л., а след., по Л. рассчитываются и библ. годовые праздники (см. Исх 12:2.6.14; Лев 23). В Числ 10:2.8.10 содержится предписание священникам трубить в новомесячия в две серебряные трубы, а в Числ 28:11-15 - приносить в эти дни особую жертву сверх ежедневной. В новомесячие седьмого месяца (свящ., впоследствии получившего вавил. название "тишри") отмечается праздник Труб (Лев 23:23-25), или День трубного звука (Числ 29:1-6; ср. Пс 80:4.5), к-рый, согл. иуд. традиции, считается также праздником Новолетия, или Нового года, (Рош-Гашана) и Днем ежегодного небесного суда над всеми людьми. Благодаря празднованию новомесячия каждый наступающий месяц в году посвящается Господу, подобно тому как и каждый день года освящается утренними и вечерними ежедневными жертвоприношениями (-> Жертва).

Лунатизм
-> Болезнь.

Лухит,
селение в Моаве, расположенное в горах (Ис 15:5; Иер 48:5). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, оно располагалось между Ареополем (Эр-Раббой) в Моаве и -> Сигором. Музиль (Arabia Petraea, I,75) считает, что это Хирбет-Фас, находящийся прим. в 20 км юго-зап. Эль-Керака (библ. Кир-Харешета), или Хирбет-Мединт-эр-Рас, прим. в 4 км вост. Хирбет-Фас.

Луций,
христианин из Кирины, пророк и учитель в Антиохийской церкви (Деян 13:1). Возм., он тождествен Л., упомянутому в Рим 16:21.

Льстец
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.

Льстить
-> Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец.

Любовь, любить

I. В греч. тексте НЗ понятие "любовь" передано двумя словами: филиа и агапэ (слово эрос, обозначающее физич. влечение между мужчиной и женщиной, в НЗ не встречается):
1) глагол филео ("любить") и производное от него сущ. филеа ("любовь") означают сердечную привязанность, чувство нежности и т.п. (Лк 7:38.45; Лк 15:20; Лк 22:47; Деян 20:37). Эти слова употребляются, когда речь идет о Л. Бога Отца к Иисусу (Ин 5:20), а также - о Л. между родителями и детьми (Мф 10:37). В Ин 21:15.16.17 слово филеа подразумевает Л. Петра к Господу, но здесь оно противопоставлено слову агапао;
2) малоупотребит. в мирском языке сущ. агапэ и глагол агапао обозначают в НЗ истинную Л. в широком смысле этого слова: Л. Бога к людям (Ин 3:16) и проистекающую из нее Л. людей друг к другу (Мф 22:39), а также Л. к врагам (Мф 5:44), Л. мужчины к женщине (Еф 5:25.28.33), но вместе с тем и эгоистич. Л., способную направить человека на неверный путь (Лк 11:43; 2 Тим 4:10; 2 Петр 2:15; 1 Ин 2:15);
3) в Септуагинте представлены все оттенки значения слов филиа и агапэ. При переводе на совр. языки бывает трудно передать эти оттенки (ср. Ос 3:1). В евр. тексте ВЗ для выражения таких понятий, как "любовь", "жалость", "сочувствие", "благоволение", "страсть" и др. (тесно связанных с понятием "любовь"), используются восемь евр. слов. Большая часть этих слов обозначает как Божью Л., так и человеч., в т.ч. и Л. между мужчиной и женщиной.

II: 1) в ВЗ прежде всего говорится о человеч. Л.: а) о Л. мужчины и женщины, напр. Иакова и Рахили (Быт 29:20); б) о мужской дружбе, напр. Давида и Ионафана (1 Цар 18:3; 2 Цар 1:26); в) о родительской Л. (Притч 13:24; ср. Евр 12:5-11); г) заповедь Л. к ближнему в первую очередь определяет взаимоотношения между израильтянами (Лев 19:18), но распространяется и на -> пришельцев, и даже на врага (-> Вражда, враг) (Притч 25:21 и след.);
2) ВЗ многократно говорит и о Л. человека к Богу. Взгляд человека, в первую очередь, должен быть обращен к Богу: "И люби Господа, Бога твоего" (Втор 6:5). Из этой заповеди вырастает Л. к Богу, подобная той, что, согл. Писанию, была у Соломона (3 Цар 3:3). Такая Л. находит свое выражение в радостном душевном излиянии: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!" (Пс 17:2). Эта Л. относится также к "обители дома Божия" (Пс 25:8) и к Закону Божьему (Пс 118:97.113 и др.), поэтому часто встречаются выражения: "любящие Бога и соблюдающие (сохраняющие) заповеди Его" (Исх 20:6; Втор 5:10; Втор 7:9; Неем 1:5), "любить Господа и служить Ему" (Втор 10:12; Втор 11:13; Ис 56:6), "любить Бога и ходить путями Его" (Втор 11:22; Втор 19:9; Ис Нав 22:5), "любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс 96:10);

3) человеч. Л., в том числе и Л. к Богу, берет свое начало в Божьей Л. к нам. Он избрал народ Израиля не потому, что это был выдающийся народ, а потому, что любил его (Втор 7:6-8; Ос 11:1). Л. постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Ос 3:1; Ос 11:7-9): "Я возлюбил вас, говорит Господь" (Мал 1:2). Любящий Бог творит милость тем, кто Его любит (Втор 5:10), Он дарует им великий мир (Пс 118:165) и хранит их (Пс 144:20). Л. Бога порождает в человеке Л. к другому человеку, к ближнему и пришельцу (Лев 19:18.34);
4) человеч. Л. может оказаться суетной, если ее объектом явл. материальные ценности (Екк 5:9) или, что еще хуже, зло (Мих 3:2). Такая Л. подлежит Божьему суду, к-рый, однако, есть не что иное, как проявление Божьей Л. Господь лишь на малое время оставил народ Израиля, но затем Он вновь обратится к нему и помилует его вечной милостью (Ис 54:5-8). Бог через Иеремию возвещает Своему народу, терпящему бедствие: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер 31:3). В НЗ Божья Л. торжествует над человеч. неверностью благодаря спасит. подвигу Иисуса Христа.

III. О Божьей Л. к людям и о Л., вызываемой Богом в людях, в НЗ говорится гораздо чаще, чем в ВЗ:
1) центр. здесь является перенесенная из ВЗ заповедь Л. к Богу и Л. к ближнему (Мф 22:36-39). "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки", т.е. в них полностью выражена воля Божья в отношении людей;
2) вся человеч. Л. основана на искупит. и спасит. действии Божьей Л. в Иисусе Христе (Ин 3:16). Л. Бога к отчужденному от Него, погрязшему в грехе человечеству потребовала жертвы - смерти Его Сына, к-рая принесла спасение человечеству и даровала ему новую жизнь. Следовательно: а) движущей силой этой Л. является воля Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2:4); б) благодаря Л. Отца к Сыну (Мк 12:6; Ин 15:9) Иисусу было поручено дело спасения (Ин 3:35); в) Божья Л. к людям проявляется в том, что Иисус сердечно, с Л. относится к ним: Он любит богатого юношу (Мк 10:21), Лазаря (Ин 11:3.36) и его сестер, грешников (Мф 9:9 и след.; Лк 15:2) и "Своих, сущих в мире" (Ин 13:1); г) Своим самопожертвованием Иисус доказал Свою Л. к грешным людям. Он возлюбил каждого человека задолго до того, как человек смог осознать это (Рим 5:6-8.10; Гал 2:20); д) цель исполненного Л. служения Иисуса - искупление человечества от рабства зла (Мк 10:45). В Нем действует Л. Божья, к-рая стремится примирить нас с Богом и привести к новой жизни (Рим 5:8-11; Еф 2:4-6); е) каждый человек должен возлюбить Иисуса. Если мы любим Его, то Бог Отец любит нас (Ин 16:27);
3) возвещаемая в НЗ Благая Весть всегда направлена на то, чтобы мы постигли Божью Л. во Христе, оставались верны ей и т.о. преображались под ее воздействием: а) об этом свидет-вует притча о грешнице (Лк 7:36-50).

Очевидно, перед описанным событием Иисус проповедовал в местной синагоге о том, что Бог приемлет грешников. Кто осознает глубину собственных прегрешений и силу Л. Божьей, тот способен "много возлюбить". Но человек, изначально мнящий себя праведником, как в данном случае хозяин дома, не может познать Л. Господа и поэтому не проникается Л. к ближнему. Преображающее воздействие Л. Божьей показано на примере Закхея (Лк 19:8) и Петра (Лк 5:8). Путь Петра, отрекшегося от Иисуса, но вернувшегося к Нему и принятого Им (Лк 22:31 и след.; Ин 21:15 и след.), позволяет познать Л. Бога, Который "верен" даже тогда, когда мы неверны Ему (2 Тим 2:13): Он всегда готов проявить Свою всепрощающую любовь и доброту; б) верующим надлежит постоянно пребывать в Л. к Богу и ближним (Ин 15:9 и след.): от этого зависит наше познание Христа (2 Петр 1:7 и след.; 1 Ин 4:7 и след.). Не любящий брата своего "не есть от Бога" (1 Ин 3:10), а любящий "перешел из смерти в жизнь". "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин 4:20 и след.); в) вероятно, исходя из этого, следует понимать и Откр 2:4, где превознесенный Господь сообщает ангелу Эфесской церкви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою". Л. Бога предшествует Л. человеч.: Он прежде возлюбил людей (1 Ин 4:19) и разбудил в них истинную Л.;
4)

Л. Христова, проистекающая от Отца, "объемлет" (см. 2 Кор 5:14) -> учеников и последователей Христа так, что они всё более руководствуются ею и становятся свидетелями своего Господа: а) благодаря Христовой Л. ученики стали "друзьями" Иисуса [греч. филой (Ин 15:9-15), "любимые", "доверенные"]; Он открыл им Божий путь и Божью волю, поэтому они совершенно осознанно могли исполнять Его заповеди; б) в своем служении ученики Христа руководствуются Л. (2 Кор 5:14-21), к-рая делает совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела (1 Кор 13:1-3). Эта Л. долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей корысти, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Она ведет учеников за Учителем, заставляя их порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Мф 20:23; Мк 10:39; Ин 21:18 и след.; Еф 5:2; 1 Ин 3:16). Примечат., что самые глубокие высказывания о Л. мы находим именно у Иоанна, "ученика, которого любил Иисус" (Ин 13:23 и проч.); в) Л., к-рая заповедана Церкви Самим Иисусом (Ин 13:34 и след.), становится отличит. признаком учеников Христа (Деян 2:47; Деян 5:13). Служение друг другу должно совершаться в Л. (Мк 10:43 и след.), и эта Л. должна постоянно возрастать (Флп 1:9; 2 Фес 1:3). К этой мысли апостолы вновь и вновь возвращаются в своих посланиях (Флп 2:2; Кол 3:14; 1 Петр 1:22; 1 Петр 2:17; 1 Петр 4:8; 1 Ин 4:7; Евр 10:24; Евр 13:1). Иная мотивация отношений в Церкви ведет к заблуждению (см. 1 Кор 8:1; Гал 5:13).

Не следует, однако, забывать, что Л. не должна означать терпимости к греху и злу внутри Церкви (Мф 18:17; Ин 2:15; 1 Кор 5:11.13); г) благодаря христ. Л. происходит и внутр. обновление всего обществ. устройства: изменяются отношения между мужем и женой (Еф 5:21-33; Кол 3:18 и след.; 1 Петр 3:1.7; -> Тело, IV), отношения между родителями и детьми (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след.), отношения между господами и рабами и т.д. (Еф 6:5-9; Кол 3:22 - Кол 4:1; 1 Петр 2:18-21). (-> Послание к Филимону); д) выражение глубочайшей связи с Господом - это исполнение заповедей о Л. к Богу и своему брату; любящий пребывает в Л. Божьей. По Л. к Нему Бог узнаёт христианина (1 Кор 8:3 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); тем, кто любит Бога, "все содействует ко благу" (Рим 8:28). Вера христианина "действует любовью" (Гал 5:6); верующий осознает свое страдание как знак того, что он пребывает в руке возлюбившего его Бога (Евр 12:6 и след.; Откр 3:19). Сила Л. превосходит даже силу смерти, ибо Л. "никогда не перестает" (1 Кор 13:8-13). Л. является частью грядущего мира, нового мироздания, и благодаря ей мы можем уже здесь и сейчас стать его частью;

5) однако наряду со спасит. Л. Божьей и Л. к Богу существует и губительная Л., уводящая от Бога. Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им был явлен -> свет, спасит. Божье деяние в Иисусе (Ин 3:19). Возлюбив человеч. славу более, чем славу Божью, высокопостав. евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать Иисуса (Ин 12:42.43). Так, сотрудник Павла Димас, прельстившись миром, оставил Павла, а вместе с ним и Господа (2 Тим 4:10). Поскольку человеч. сердце склонно к губительной Л., то Иисус и апостолы призывают сделать решит. выбор: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин 2:15). Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Мф 6:24). Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога, Иисуса следует возлюбить более, чем все сущее в мире (Мф 10:37; Лк 14:26). Свящ. Писание, приводя слова Христа: "Сберегающий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее", учит любить Его больше собств. жизни (Мф 10:39; Мф 16:25; Ин 12:25).

Любодеяние
-> Блуд, блудница, блудник.

Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие
Л. появляется тогда, когда человек не довольствуется тем, чем владеет. Это эгоистич. и алчное желание греховно, т.к. оно не только разрушает любовь к ближнему, но и оскорбляет Небесного Отца, Который заботится обо всех и дарует каждому все необходимое для жизни (Мф 6:19-34). Библия достаточно резко говорит о том, что корыстолюбивый человек отрекается от Бога (Пс 9:24) и что "сребролюбие есть корень всех зол" (1 Тим 6:10). Л. [греч. плеонексиа = "больше" и "иметь"] является идолослужением (Кол 3:5), поскольку заставляет человека поклоняться деньгам и достатку как божеству; христианин должен избегать Л. (Лк 12:15; Евр 13:5). Для борьбы с Л. верующему даются первая и десятая заповеди, четвертая просьба молитвы "Отче наш" (Мф 6:11) и обетования (Мф 6:33 и Евр 13:5 и след.). Кто следует этим наставлениям, тот, спасаясь от рабства Л., обретает независимость и истинную свободу, а также благочестие, присущее людям, к-рые довольствуются тем, что имеют (1 Тим 6:6-8).