Библейская Энциклопедия онлайн -- К 6 --
Кружка
Сосуды из золота, названные в Исх 25:29; Исх 37:16; Числ 4:7 (ср. 1 Пар 28:17) К., были, вероятно, ковшеобразными чашами. Они применялись при принесении жертвы возлияния и стояли рядом с другими золотыми сосудами на столе для хлебов предложения. -> Кувшин.
Крупный скот
[лат. Boa taurus; евр. шор, бакар; греч. бус, таурос].
I. В библ. времена палестинские коровы были, как правило, мелкими и худыми. Арав. порода, к к-рой принадлежали и палестинские коровы, отличалась коричневым, черным или пятнистым окрасом и изогнутыми рогами средней величины. Удойность их была невысокой (400-700 л в год). Обычно летом коровы не давали молока, за искл. тех случаев, когда теленок оставался при корове. Поэтому телят держали при коровах как можно дольше. Однако частично упитанность крупного рогатого скота достигалась за счет откорма, на что указывает частое упоминание мясного скота в Библии (3 Цар 1:9; 3 Цар 4:23; Ис 1:11; Иер 46:21; Иез 39:18; Мал 4:2; Мф 22:4; Лк 15:23).
II: 1) К.С. со времен праотцев был основным богатством людей (Быт 12:16; Быт 13:5; Иов 1:15; Иов 42:12). В Ханаане наиб. пригодными для разведения крупного рогатого скота были равнина Шарон и сопредельные холмистые местности (1 Пар 27:29), а также Васан (Иез 39:18; Ам 4:1);
2) при убое животных предпочтение отдавалось молодым особям (Быт 18:7; 1 Цар 28:24; Лк 15:23). В качестве рабочего скота использовали волов. Обычно запрягали двух волов в одну повозку (Чис 7:4 и след.; 1 Цар 6:7; 1 Пар 13:9; ср. также ил. на стр. 1043), в плуг (Втор 22:10; Суд 14:18; 3 Цар 19:19-21) или в молотило (Втор 25:4; 2 Цар 24:22 - в Синод. пер. - "повозки"). Иногда волов использовали и как вьючных животных (1 Пар 12:40).
III. Быки (тельцы) обычно служили в качестве жертв. животных (Числ 7:3; 1 Пар 15:26; Евр 9:13). Принесение в жертву коровы упоминается при заключении завета с Авраамом (Быт 15:9 - в Синод. пер. - "телица"). Коровы приносились также в качестве мирной жертвы (Лев 3:1), в жертву по особому случаю (1 Цар 6:14), при приготовлении очистит. воды (Числ 19:2-9) и при жертве за убитого, когда убийца был неизвестен (Втор 21:1-9).
IV. В Египте корова считалась символом плодородия почвы (см. Быт 41:2 и след.; ср. Иер 46:20). На ил. на стр. 234 изображена егип. гиря в форме бычьей головы; -> Золотой телец -> Единорог.
Крученый
-> Виссон.
Крыло:
1) в Библии К. птицы (Быт 7:14; Иов 39:26; Екк 10:20) часто символизирует защиту (Втор 32:11; Пс 35:8; Мф 23:37), силу (Ис 40:31) и спасение (Пс 54:7; Пс 138:9; Откр 12:14). Голубю, к-рого приносили в жертву всесожжения, надламывали К. (Лев 1:17);
2) пророкам в их видениях являлись херувимы с четырьмя крылами (Иез 1:6 и след.; Иез 10:16 и след.) и серафимы с шестью крылами (Ис 6:2). По Божьему приказанию херувимы на крышке ковчега завета были сделаны с К. (Исх 25:17-20; Исх 37:9; 3 Цар 8:7; 2 Пар 3:11-13), что должно было символизировать защиту и прикрытие. В повествованиях о явлении ангелов на земле К. ни разу не упоминаются;
3) в поэтич. речи К. наделяется и ветер (2 Цар 22:11; Пс 17:11; Пс 103:3; Ос 4:19).
Крытый
-> Покрывать.
Крышка (ковчега завета)
Крышка [евр. каппорет] -> ковчега завета была сделана из чистого золота и имела размеры 2,5 локтя (ок. 1,25 м) в длину и 1,5 локтя (ок. 75 см) в ширину. Установленные на К. две золотые фигурки херувимов (Исх 25:17 и след.; Исх 37:6 и след.) должны были указывать на присутствие живого Бога. В День искупления первосвященник окроплял К. кровью жертв. животных (Лев 16:13 и след.).
Крючок
В скинии собрания, как позднее и в храме (2 Пар 3:9), с помощью золотых К. крепилась завеса, разделявшая святилище и Святое Святых (Исх 26:32.37; Исх 36:36.38). Завесы двора скинии удерживались с помощью серебряных К. (Исх 27:10 и след.; Исх 38:10-12).
Кува,
местность в Египте, по другим предположениям, - это Куве в Малой Азии (Киликия), -> Мицраим. Из К. для Соломона доставляли лошадей (3 Цар 10:28; 2 Пар 1:16). В Масоретском тексте (МТ) Библии это слово можно прочесть также как "скопление... [товаров]".
Кувшин, ведро, водонос,
сосуды для хранения и транспортировки продовольств. запасов и воды, были самых разнообразных форм и размеров. В евр. и греч. языках К. разных видов обозначались разными словами:
1) обычный К. для продовольств. запасов (без ручек) был высотой 60-120 см, вмещал 20-50 л жидкости, имел выпуклое днище, поэтому для устойчивости его надо было ставить либо в углубление в земле, либо на спец. подставку. В таких К. хранили муку, вино, масло, воду;
2) К. других форм, водоносы, имели сверху две ручки (реже одну), их носили на голове или на плече, доставляя воду из -> колодца в дом (Быт 24:15; 3 Цар 18:34; Ин 4:28); в них также хранили продукты (3 Цар 17:12). Такие К. были и у 300 человек из отряда Гедеона (Суд 7:16). Носить воду считалось женским занятием; мужчина с К. привлекал к себе внимание (Мк 14:13; Лк 22:10);
3) перед домом или в доме устанавливали высеченные из камня сосуды, в к-рых хранили воду, предназнач. для омовения до и после еды (Ин 2:6 и след.); их вместимость зачастую составляла свыше 100 л (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);
4) примечат., что К. эпохи израил. царей часто имели клейма на ручках, к-рыми они были помечены как сосуды для уплаты -> податей. Нек-рые ученые считают, что такие клейма ставили на К., изготовленных в цар. горшечных мастерских (см. 1 Пар 4:23). В Лакише (библ. Лахисе) был найден сосуд с цар. мерным клеймом (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);
5) сосуды, упоминаемые в 3 Цар 14:3; 3 Цар 17:12; 4 Цар 9:1; Иер 19:1.10, служили для хранения меда и растит. масла и по форме были похожи на бутыли. Известны были и фляги, сначала глиняные, а затем металлич., плоской формы, с двумя ручками, соединявшими широкую часть К. с горлышком (1 Цар 26:11; 3 Цар 19:6).
Кузнец
-> Ремесло (V).
Кулон,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:59), его местонахождение точно не установлено.
Кумран
-> Рукописи Мертвого моря.
Кун,
город Адраазара, царя сувского (1 Пар 18:8), где Давид взял много меди. Впоследствии Соломон приказал сделать из этого металла "медное море". Римляне называли этот город Конна. Ныне на месте К., в 807 км от Бейрута и в 34 км сев.-вост. Баальбека, расположено селение Рас-Баальбек.
Купальня,
место, где купают скот (Песн 4:2; Песн 6:6).
Купание
В жарком климате Ближнего Востока К. было необходимостью. Из Исх 2:5; Исх 7:15; Исх 8:20 можно заключить, что во времена Моисея при дворе фараона было принято купаться в Ниле. Согл. же Геродоту, егип. жрецы должны были совершать омовение четыре раза в день (Hist, II,27). При раскопках в егип. дворцах были обнаружены комнаты для К., в к-рых мылись сидя. Для слива воды сооружалась сточная система. Ванные комнаты имелись и во дворцах вавилонян и ассирийцев. При раскопках в Эшнуне, в одном из дворцов периода аккад. династии (-> Вавилония), было обнаружено семь туалетных и пять ванных комнат. В каждой туалетной стоял большой кувшин для воды с глиняным черпаком.
В Ассирии тоже были известны ванны. Найденная в Самарии ванна для ног (ср. Пс 59:10) принадлежит к 900-600 гг. до Р.Х. В ВЗ часто говорится о К. и омовении, совершаемом под струей воды (Лев 15:13) или в реке (4 Цар 5:10.12). После долгого путешествия обычно смывали пыль с ног (Быт 18:4; Быт 19:2; Быт 24:32; Быт 43:24). В домах знати омовения совершались во внутр. дворе (2 Цар 11:2.4). Люди омывались перед торжеств. событиями (Руф 3:3; Иез 23:40) и по окончании траура (2 Цар 12:20). Согл. Иов 9:30; Иер 2:22, для омовения применялись талая вода, щелок и мыло. Важное значение придавалось К. во время отправления службы в скинии и храме (Исх 40:12 и след.; Лев 8:6; Лев 16:4.24), а также совершавшемуся во исполнение закона об обрядовой чистоте (Лев 14:8; Лев 15:5; Лев 17:15; Чис 19:7 и след.). Во дворе святилища находился медный умывальник для священников (Исх 30:17-21). Все это является напоминанием о том, что лишь чистые душой могут приблизиться к Господу и что, в то же время, телесная нечистоплотность является в Библии символом греха. В НЗ также часто идет речь о К. или омовении (Мк 7:3 и след.; Ин 13:10; Деян 9:37), причем говорится об омовении ног и упоминается о применявшихся для этого умывальницах (Лк 7:44; Ин 13:5; 1 Тим 5:10).
Общие купальни с просторными залами и колоннами, как, напр., -> Вифезда (Ин 5:2) и -> Силоам, куда Иисус послал омыться слепого (Ин 9:7), были построены, очевидно, по образцу греч. и рим. бань. Упоминания о горячих целебных источниках Тивериады и Гадары, находившихся вблизи Геннисаретского озера, и источника Каллироя, находившегося вост. Мертвого моря, встречаются, начиная с римских времен. В источнике Каллироя тщетно пытался найти исцеление смертельно больной Ирод Великий. -> Омовение.
Купец
-> Торговля -> Купля.
Купля,
покупка, закупка ч.-л. Эта торг. операция была известна израильтянам уже на ранних стадиях историч. развития. При крупных сделках присутствовали свидетели, их имена записывались в купчей (см. Иер 32:10 и след. - "купчая запись"), затем назначалась цена за товар в -> денежном (см. Быт 23:15; Иер 32:10) или натур. выражении. После уплаты покупателем оговоренной суммы товар переходил в его собственность (см. описание покупки Авраамом участка земли; Быт 23:3 и след.). Наряду с земельными участками, продуктами питания (4 Цар 7:1), одеждой и т.п. (Притч 31:24) продавалось право первородства, как это видно из истории Иакова (Быт 25:31 и след.). В ВЗ упоминается и о продаже людей в рабство (Быт 37:36; Исх 21:2). При заключении брака полагался выкуп за невесту (см. -> Брак).
В городах бойкую торговлю вели уличные торговцы и лавочники, продававшие специи, продукты питания, одежду, оружие (ср. Иер 13:1; Мф 25:9; Мк 16:1; Лк 22:36; Ин 4:8). Зерно и продовольств. товары можно было купить на рыночной площади, у гор. ворот (4 Цар 7:1); нередко лавки размещались вдоль одной улицы (см. 3 Цар 20:34). Т.о., К. и продажа были частью повседневной жизни израильтян (Лк 17:28; Откр 13:17). Пророки предостерегали торгующих от искушения использовать неверные весы и меры (Ос 12:7; Мих 6:10 и след.). К христианам обращено предостережение против обмана покупателей (1 Фес 4:6);
2) в переносном смысле следует понимать слова о том, что Бог продал (в Синод. пер. - "предал") Свой народ в руки врагов, т.е. передал его в собственность врагу, в его распоряжение (Суд 2:14), или о том, что человек "продан греху", т.е. подчинен его власти (Рим 7:14). Кто был продан, тот может быть и выкуплен (Ис 52:3). Мудрость представляет собой товар, к-рый стоит приобрести (Притч 17:16; Притч 23:23). Рекомендуется также купить белую одежду праведности (Откр 3:18), и даже Царство Небесное предстает в образе драгоценной жемчужины как истинно достойное приобретение (Мф 13:45 и след.). Это означает, что человек должен употребить все свое достояние и даже свою жизнь на то, чтобы быть причастным к Божьим благам. -> Торговля.
Курение
-> Жертва курения, курение.
Курение дыма
-> Дым, курение дыма.
Куропатка
[евр. коре, "глашатай"], птица семейства тетеревиных и фазановых. В Палестине обитают разные виды К. (Perdicidae), в т.ч. серая К. (Perdix perdix). В окрестностях Мертвого моря (см. 1 Цар 26:20) можно встретить песчаную К. (Ammoperdix heyi), в гористой местности - каменную К. (Caccabis chukar или Alectoris cypriotes), а на прибрежной равнине - похожих на фазанов турачей (Frankolinus vulgaris). Высказывание Иеремии о К., высиживающей яйца, к-рых она не несла, относится к людям, "приобретающим богатство неправдою" (Иер 17:11). Иногда несколько самок К. откладывают яйца в одно гнездо, в результате чего появляется кладка в 20-30 яиц (-> Перепел).
Кута
(4 Цар 17:24.30), город, жителей к-рого ассир. царь переселил в Самарию. В клинописных источниках К. часто упоминается вместе с Вавилоном и Борсиппой. Этот город был заново открыт в Телль-Ибрагиме, лежащем сев.-вост. Вавилона. В результате раскопок был обнаружен храм Нергала (4 Цар 17:30). Нергал, или Нерунагал, был богом войны, охоты и подземного мира. Он считался также богом солнца; иногда его изображали в образе льва.