Меню
Russian English French German Spanish

Библейская Энциклопедия -- И --



Иаазиил (Азиил)
[евр. Яазиэл], левит, современник Давида, привратник и певец при скинии (1 Пар 15:18.20).

Иаазия
[евр. Яазияху, возм., от араб. "да напитает Бог"], сын левита Мерари, отец Шогама, Заккура и Иври (1 Пар 24:26.27; имя Бено (= "сын его") появилось в Синод. пер. в результате ошибки переводчика. Следует читать: "у Иаазии, сына его: Шогам и Заккур и Иври"). Как И., так и его потомки более нигде не упоминаются (см. Исх 6:19; 1 Пар 23:21-23).

Иаакан
[евр. Якан, "опечаленный"], гадитянин, уроженец Васана (1 Пар 5:13).

Иаала
[евр. Яала, "серна"], один из рабов Соломона; его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:56; Неем 7:58).

Иаанай
[евр. Янай, "Он (Бог) ответит"], гадитянин, живший в Васане (1 Пар 5:12).

Иаарешия
[евр. Яарешья, "Яхве взрастит"], вениамитянин, живший в Иерусалиме (1 Пар 8:27).

Иаасай
[евр. Яасо, "да сотворит Он (Бог)"], израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:37).

Иаасиил
-> Иасиел.

Иааца (Яаца),
моавитский город, лежащий на плоскогорье вост. Иордана (Числ 21:23; Втор 2:32; Суд 11:20). И. вошла в удел Рувима (Ис Нав 13:18), но позже была снова завоевана моавитянами (Ис 15:4). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, этот город лежал между Дивоном и Медевой; А.Музиль предполагал, что он располагался на месте Умм-эль-Валид, в 12 км юго-вост. совр. Мадабы; Ф.М.Абель отождествлял его с руинами Джалул, находящимися в 5 км вост. города.

Иабец (Иавис)
[евр. Ябец, возм. "боль", "печаль"]:
1) местность в уделе Иуды (1 Пар 2:55); где был расположен И., доподлинно не известно;
2) израильтянин из колена Иуды. Мать дала ему имя И., т.к. родила его в муках. И. был "знаменитее своих братьев". Ему было ниспослано Божье благословение, после того как он, еще будучи ребенком, вознес Богу свою молитву (1 Пар 4:9.10).

Иавал
[евр. Явал, "поток" или "умножение"], сын Ламеха, брат Иувала (Быт 4:20); его потомки были кочевниками.

Иаван
-> Яван.

Иавин
[евр. Явин, "разумный"]:
1) царь Асора (Хацора), к-рый в союзе с другими царями сражался при водах Меромских с Иисусом Навином, но потерпел поражение. Асор был сожжен, а И. убит (Ис Нав 11:1-10);
2) другой царь Асора (Хацора), правивший позднее своего тезки и жестоко угнетавший израил. народ; вероятно, потомок Иавина (1). Его полководец Сисара был побежден Деворой и Вараком и убит Иаилью. Затем и сам И. был побежден израильтянами (Суд 4:1; Суд 5:1; Пс 82:10).

Иавис
-> Иабец (2).

Иавис Галаадский
[евр. Явеш, "высохший"], город в Галааде. Его жители были поражены за то, что не участвовали в войне против вениамитян. Израильтяне увели 400 девушек и отдали их в жены оставшимся в живых вениамитянам (Суд 21:6-14). Позднее, когда И.Г. был осажден аммонитянами, Саул поспешил ему на помощь и разбил осаждавших (1 Цар 11:1-11). В благодарность за это жители города после смерти Саула сняли его тело и тела его сыновей со стены Бефсана и с честью погребли их останки (1 Цар 31:12.13).

Иавнеил (Иавнея)
(возм., "Божие строение" или "Бог строит"):
1) город на севере удела Иуды (Ис Нав 15:11), к-рый называли также Иавнеей (2 Пар 26:6), а в эллинистич. времена - Иамнией. Озия отвоевал город у захвативших его филистимлян. Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, И. располагался между Диосполисом (Лиддой) и Азотом (Ашдодом). В наст. время - это Явне, большое селение, прим. в 20 км юж. Яффы;
2) город на юж. границе удела Неффалима (Ис Нав 19:33), к-рый можно отождествить с холмом Кафр-Джемма, находящимся в 11 км юго-зап. Тверии (Тивериады), где были обнаружены культурные слои, относящиеся к железному веку, а также к римско-визант. и араб. периодам.

Иавнея
-> Иавнеил.

Иавок (Явок)
("опустошающий"), левый приток Иордана, к-рый арабы называют Вади-Зарка, т.е. "голубая река" за цвет воды в нем. По верховьям И. проходила граница между владениями -> аммонитян и тер. Аморрейского царства (-> Амореи) Сигона (Втор 2:37; Ис Нав 12:2; Суд 11:13.22), а позднее - уделом колена Гадова. В верховьях реки находился город Равва (совр. Амман), столица аммонитян. В нижнем течении И. движется с востока на запад через -> Галаад. Здесь Иаков, возвращавшийся из Месопотамии, перешел эту реку (Быт 32:22 и след.).

Иагдиил
[евр. Яхдиэл, "да возрадует Бог"], глава рода в вост. полуколене Манассии (1 Пар 5:24).

Иагур
(евр. "он поселится"), город на юге удела Иуды (Ис Нав 15:21), возм., Телль-Джур, располож. в 10 км вост. Беэр-Шевы.

Иада
[евр. Яда, "Он (Бог) знал, позаботился, принял (кого-либо)"], израильтянин из колена Иуды, сын Онама (1 Пар 2:28.32).

Иаддай
[евр. Яддай]. Значение то же, что и -> Иада. Израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:43).

Иаддуй
[евр. Яддуа, кр. ф-ма от "известный (Богу)"]:
1) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:21);
2) сын Ионафана, последний из упоминаемых в ВЗ первосвященников (Неем 12:11.22). Согл. Иосифу Флавию, И. занимал эту должность во времена Александра Македонского.

Иадон
[евр. Ядон, "(Бог) рассудит"], житель Меронофа, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:7).

Иаер,
-> Иоиадда.

Иазания (Иезания)
[евр. Яазанья, Яазаньяху, "да прислушается Яхве"]:
1) сын Иеремии, глава дома рехавитов (Иер 35:3);
2) сын некоего маахитянина (4 Цар 25:23). Вероятно, это то же лицо, что и военач. царя Седекии Азария, сын Осаии, упоминаемый в Иер 43:2. В Массифе (совр. Телль-эн-Насбе) была найдена печать с именем И., к-рая, возм., принадлежала этому военач.;
3) сын Сафана, одного из старейшин колена Иуды. В видении Иезекииля он предстал совершающим идолослужение в Божьем храме (Иез 8:11);
4) сын Азура, князь колена Иуды, к-рого Иезекииль увидел в видении у вост. ворот храма (Иез 11:1).

Иазер
(от хананейского "помощь", "защита"), аморрейский город вост. Иордана (Числ 21:32), вошедший в удел колена Гадова (Числ 32:1.3.35; Ис Нав 13:25) и переданный затем левитам (Ис Нав 21:39; 1 Пар 6:81). Позднее И. был завоеван моавитянами (Ис 16:8; Иер 48:32). В качестве возможного местоположения И. исследователи называют ряд мест зап. и сев.-зап. Аммана (Раввы Аммонитской).

Иазиз
[евр. Язиз, "изобильный"], агаритянин, пастух, пасший отары овец Давида (1 Пар 27:31).

Иаиль
[евр. Яэл, "серна"], жена кенеянина Хевера. И. убила Сисару, когда тот, спасаясь от Варака, укрылся в ее шатре и заснул. Девора, предсказавшая этот поступок И., воспевает ее решительность в своей песне (Суд 4:9.11.17-22; Суд 5:6.24-27).

Иаир
[евр. Яир, "Он (т.е. Бог), да дарует свет"]:
1) сын Сегува и внук Есрома из колена Иуды (1 Пар 2:21-23). Он, однако, причислялся к колену Манассии, т.к. его мать принадлежала к этому колену (Чис 32:39 и след.; Втор 3:14; Ис Нав 13:30; 3 Цар 4:13);
2) галаадитянин, к-рый был судьей Израиля 22 года. Его 30 сыновьям принадлежали 30 городов в Галааде, к-рые назывались "селениями Иаира". И. был погребен в Камоне (Суд 10:3-5). Возм., он был потомком Иаира (1);
3) отец Мардохея, вениамитянин (Есф 2:5);
4) имя отца Елханана, одного из храбрых у Давида (1 Пар 20:5). То же лицо, что и -> Ягаре-Оргим;
5) начальник синагоги, умершую дочь к-рого воскресил Иисус (Мф 9:18; Мк 5:22; Лк 8:41).

Иакей
[евр. Яке, возм., от араб. "осторожный"], отец -> Агура (Притч 30:1).

Иаким
[евр. Яким, "да установит Он (Бог)"]:
1) руководитель 12-й череды священников во времена царя Давида (1 Пар 24:12);
2) сын Шимея, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1 Пар 8:19).

Иаков
[евр. Яаков]. В основе имени "Иаков" лежит корень акав, от к-рого образованы сущ. акев = "пятка" и глагол акав = "оставлять след", а также "побеждать" ("запинать") и "обманывать, вводить в заблуждение". Т.о., слово "И." может обозначать "он держится за пятку", "он оставит след", "он победит", "он обманывает" (см. Быт 25:26; Быт 27:36; Ос 12:3). М.Нот считал, что имя И. - это кр. ф-ма от южноараб. яакобил = "да защитит Бог". Как название местности слово "И." встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.:

1) а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в -> Египет, вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785-1540). (-> Исаак -> Летосчисление, IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, к-рый появится на свет первым, будет служить младшему (Быт 25:23; ср. Мал 1:2.3; Рим 9:10-13); б) первым родился Исав, вторым - И., к-рый держался за пятку брата (Быт 25:26). Когда И. повзрослел, он стал пастухом, "живущим в шатрах". Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника.

Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, к-рое предназначалось первенцу (Быт 27:1-40). По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран (Быт 27:41 - Быт 28:5). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец к-рой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. "поставил памятником" камень, к-рый служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим. "И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом"; в) в доме Лавана И. сам стал жертвой обмана. Ему приглянулась младшая дочь дяди - Рахиль, и он попросил Лавана отдать ее ему в жены, пообещав отработать за нее семь лет. Прошло семь лет, но вместо Рахили "Лаван... вечером взял дочь свою Лию и ввел ее" к И. Чтобы получить Рахиль,

И. вынужден был отработать еще семь лет, а затем - еще шесть за приданое. Через 21 год И. был отцом 11 сыновей и одной дочери; он разбогател, хитростью приобретя много скота. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют его благосостоянию, И., собрав домочадцев, тайком ушел в Ханаан. Бог предостерегает бросившегося в погоню Лавана от проявления недружелюбия по отношению к И.; на границе между Арамом и Галаадом И. и Лаван заключили между собой союз (Быт 29-31). Несмотря на то, что на вост. берегу Иордана И. встретили ангелы Божьи (Быт 32:1.2), он, тем не менее, опасался встречи со своим братом Исавом. Узнав, что Исав движется ему навстречу в сопровождении четырехсот вооруж. воинов, И. разделил своих людей и скот на два стана, чтобы в случае конфликта хотя бы один из них спасся. Затем он обратился к Богу в молитве и послал Исаву богатые подарки. Ночью ему пришлось бороться с таинственным "Некто", Которого он не хотел отпускать до тех пор, пока Тот не благословит его.

Наконец Некто открылся ему, сказав, что отныне И. будет носить имя -> Израиль, "ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Быт 32:28). И. назвал это место Пенуэл, что значит "Лик Божий". Утром состоялась встреча братьев, к-рая привела к примирению; г) Исав пригласил И. к себе в Сеир. Но И., к-рый все еще не доверял брату, свернул в сторону с намеченного пути и разбил свой стан близ Сихема (Быт 33). Глава 34 повествует о том, что сыновья И. Симеон и Левий перебили жителей города Сихема, после того как сын сихемского князя обесчестил их сестру Дину. По Божьему призыву И. отправился в Вефиль. Он повелел закопать под дубом близ Сихема предметы языч. культа, принадлежавшие членам его семьи и рабам. Придя в Вефиль, И. соорудил там жертвенник (Быт 35:1-7). Господь вновь явился И. и подтвердил данное ему имя - Израиль, а также обетование относит. земли, к-рая ранее была обещана Аврааму и Исааку.

В том месте, где Бог разговаривал с ним, И. поставил "памятник", "возлил на него возлияние" и заново назвал это место Вефилем; д) вскоре после того как И. покинул Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в Ефрафу, т.е. в Вифлеем; е) после того как младший сын И. -> Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей переселился в Египет. Израильтяне, поселившиеся в земле Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана (Быт 34:1; Быт 35:22; Быт 38:1). Когда И. прибыл в Египет, ему было 130 лет (Быт 47:1-12). Он умер в возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим 12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду (Быт 48-49). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице, где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия (Быт 49:29-32). Иосиф распорядился набальзамировать тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней (Быт 50:1-3); затем И. был погребен в Ханаане;

2) сын Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом (Мф 4:21). Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое положение среди учеников Иисуса (Мф 17:1; Мф 26:37; Лк 8:51). Однако о деятельности И. в Евангелии почти ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с Петром и Андреем (Мф 4:21; Лк 5:10). Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф 27:56 с Мк 15:40; Мк 16:1 и Ин 19:25). В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна, причем имя И., как правило, упоминается первым, возм., как старшего из двух братьев (Мф 10:2; Мк 3:17; Лк 6:14; что касается Деян 1:13, то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов). Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище "Воанергес", "сыны грома" (Мк 3:17), вероятно, за их рвение. Он осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян (Лк 9:54.55), и за их стремление к собств. славе (в Мф 20:20 мать просит за своих сыновей; Мк 10:35-40). После воскресения Иисуса И. вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме (Деян 1:13). В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить (Деян 12:1.2); вероятно, И. стал вторым христ. мучеником;

3) сын Алфея, также ученик Иисуса. В списках апостолов его имя стоит одним из последних. О деятельности И. почти ничего не известно. Возм., именно он упоминается в Мф 27:56; Мк 15:40; Мк 16:1; Лк 24:10. Если это так, то, значит, его мать Мария была среди женщин, сопровождавших Иисуса, а сам И. носил прозвище "меньший", данное ему либо из-за небольшого роста, либо для того, чтобы отличать его от Иакова, сына Зеведея (-> Клеопа);

4) брат Господа, упоминаемый в Мф 13:55; Мк 6:3; Гал 1:19, сын Иосифа и Марии (-> Братья Господа). Братья Иисуса, вначале не верившие в Него (Ин 7:5), затем оказались среди апостолов (Деян 1:14). Из вышесказ. можно заключить, что в 1 Кор 15:7 речь идет о брате Господа. И. играл важную роль в управлении Иерусалимской церковью (Гал 2:9.12). Именно его в первую очередь Петр просил уведомить о своем освобождении из тюрьмы (Деян 12:17). На -> Апостольском соборе И. внес предложение, к-рое было принято как общее постановление (Деян 15:13 и след.).

Павел посетил его в Иерусалиме после возвращения из третьего миссионерского путешествия (Деян 21:18); он встречался с ним и ранее, вскоре после своего обращения (Гал 1:19). И. - автор -> Послания Иакова. Согл. Евсевию Кесарийскому, И. называли "праведным"; вероятно, в 62 г. по Р.Х. его побили камнями иудеи, о чем сообщает и Иосиф Флавий. И., возглавлявшего иудеохрист. церковь в Иерусалиме, нек-рые исследователи представляют ярым оппонентом апостола язычников Павла. Но какими бы, на первый взгляд, различными ни были высказывания апостолов по ряду вопросу, главным для них всегда оставалась жизнь в -> вере. Когда Павел и И. лично общались друг с другом (Деян 15:1; Деян 21:18-26; Гал 1:19; Гал 2:9), они всегда находили общий язык;
5) отец ап. Иуды (9), о котором больше ничего не известно (Лк 6:16; Деян 1:13).

Дети Иакова
от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда
от Валлы, рабыни Рахили: Дан, Неффалим
от Зелфы, рабыни Лии: Гад, Асир
от Лии: Иссахар, Завулон, Дина
от Рахили: Иосиф, Вениамин
(О внуках и правнуках см. Быт 46:8-27).


Дети Иакова.

Иакова
[евр. Яакова, ф-ма имени -> Иаков], князь из колена Симеона, современник Иезекииля (1 Пар 4:36).

Иакова колодец
-> Колодец Иакова.

Иакова послание
-> Послание Иакова.

Иалон
[евр. Ялон, "обитающий"], сын Езры, израильтянина из колена Иуды (1 Пар 4:17).

Иамврий
-> Ианний и Иамврий.

Иамин
-> Ямин.

Иамлех
[евр. Ямлех, возм., "да поставит Он (Бог) царем"], князь из колена Симеона (1 Пар 4:34).

Ианнай
[евр. Яннай, "Яхве услышит"], сын Мелхия, предок Иисуса Христа (Лк 3:24).

Ианний
-> Ианний и Иамврий.

Ианний и Иамврий
[греч. Ианнес и Иамбрес], егип. волхвы, противостоявшие Моисею, но побежденные им (2 Тим 3:6-8). В ВЗ не названы не только имена, но и число волхвов (Исх 7:11.22; Исх 8:7.18.19). Но они указываются в иуд. -> Таргуме (толковании) на Исх 7:11. Иамврий - это предположит. греч. ф-ма от Ямре ("упрямый"); Ианний, вероятно, кр. ф-ма от евр. имени Йехоханан, близкого к встречающемуся в Талмуде слову яна - "подавлять".

Ианох
("покой"):
1) город вблизи Авел-Беф-Маахи и Кедеса (4 Цар 15:29), завоев. Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III). Высказываются предположения, что это совр. Яну, к-рый находится в 10 км вост. Тира;
2) погран. город между уделами Ефрема и Манассии (Ис Нав 16:6.7), совр. Хирбет-Янун, располож. в 10 км юго-вост. Сихема.
Ианум
(возм., "он дремлет"), город в уделе Иуды, названный в Ис Нав 15:53, возм., совр. Бени-Наим, в 6 км вост. Хеврона.

Иарев
[евр. Ярев]. "Царем Иаревом" Осия называет ассир. царя (Ос 5:13; Ос 10:6). Нек-рые исследователи рассматривают это евр. выражение как перевод аккад. титула "великий царь".

Иаред
-> Иеред (1).

Иарив
[евр. Ярив, "пусть Он (Бог) спорит, вершит суд"]:
1) сын Симеона (1 Пар 4:24), -> Яхин (1);
2) один из начальников, посланных Ездрой в Касифье (Езд 8:16);
3) священник, оставивший свою языч. жену (Езд 10:18).

Иарим
В Пс 131:6, вероятно, поэтич. обозначение -> Кириаф-Иарима.

Иаритянин,
прозвище, к-рое указывает на то, что данный человек произошел от Иаира (2 Цар 20:26). Возм., Ира И. был родственником или братом Елханана (1), сына Иаира (4).

Иармуф
(возм., от хананейского "возвышенность"):
1) аморрейский город-гос-во, царь к-рого был побежден Иисусом Навином (Ис Нав 10:3.5.23; Ис Нав 12:11). Позднее И. принадлежал к уделу Иуды (Ис Нав 15:35; Неем 11:29). Это совр. Хирбет-Ярмук [новоевр. Телль-Ярмут на Вади-Сурар, в 5 км юж. Бет-Шемеша;
2) левитский город в уделе Иссахара (Ис Нав 21:29). В 1 Пар 6:73 он назван -> Рамоф (2); -> Ремеф.

Иароах
[евр. Яроах, возм., "лунный"], гадитянин, живший в Васане (1 Пар 5:14).

Иарха
[евр. Ярха], египтянин, раб Шешана, израильтянина из колена Иуды. И., получив в жены дочь Шешана, стал его наследником (1 Пар 2:34.35).

Иасиел (Иаасиил)
[евр. Яасиэл, "да сотворит Бог"]:
1) И. из Мецоваи, один из главных воинов Давида (1 Пар 11:47);
2) сын Авенира, глава колена Вениамина во времена Давида (1 Пар 27:21). Иногда его отождествляют с И. (1).

Иасон
(греч. "исцелитель"):
1) христианин из Фессалоники, принявший у себя Павла и Силу, схваченный за это евреями и отведенный ими к гор. начальникам (Деян 17:5-9);
2) христианин из Коринфа, родственник ап. Павла (Рим 16:21).

Иаттир
(евр. "остаток"), город священников в горах удела Иуды (Ис Нав 15:48; Ис Нав 21:14). Давид отправил в И. часть своей добычи (1 Цар 30:27). Возм., это совр. Хирбет-Аттир [новоевр. Хурва-Ятрир], находящийся юж. Эд-Дахарие, в 25 км сев.-вост. Беэр-Шевы. Двое храбрых у Давида были итритянами (ифриянами), т.е. уроженцами И. (2 Цар 23:38; 1 Пар 11:40).

Иафет
[евр. Йефет, "да распространит (Бог)"], сын Ноя (Быт 5:32; Быт 6:10; Быт 7:13; Быт 9:18; Быт 10:1-5.21; 1 Пар 1:4.5). И., как и Сим, почтительно вел себя с отцом, когда тот, пьяный и обнаженный, лежал в шатре (Быт 9:22.23), за что был благословлен Ноем: "Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему". Это должно было означать не господство И. над Симом, а его причастность к благословению, обещанному потомкам Сима (Быт 12:3). Сыновьями И. названы Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас (Быт 10:2). В Быт 10:3.4.5 сказано, что потомки И. населили "острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих". Исследователи считают, что это тер. на побережье Черного и Каспийского морей, Малая Азия и острова в сев. части Средиземного моря. При этом имеются в виду индоевроп. народы. -> Гомер -> Магог и т.д.

Иафиа (Яфий)
[евр. Яфиа, "да воссияет Он (Бог) (в знак своей милости)"]:
1) хананейский царь Лахиса (Ис Нав 10:3);
2) сын Давида (2 Цар 5:15);
3) город в уделе Завулона (Ис Нав 19:12), совр. Яфа (новоевр. Яфиа), располож. в 2 км юго-зап. Назарета.

Иафлет
[евр. Яфлет, "да спасет Он (Бог)"]:
1) потомок Асира, сын Хевера (1 Пар 7:32.33);
2) в Ис Нав 16:3 говорится об области иафлетлян (в Синод. пер. - "предел Иафлета"), живших на границе между уделами Ефрема и Дана, рядом с Беф-Ороном. Были ли они потомками И. (1), сказать трудно.

Иафниил
[евр. Ятниэл, "Бог дал, даровал"], левит из рода Корея, привратник, сын Мешелемии (1 Пар 26:2).

Иахав
-> Иахаф (2,4).
Иахазиил (Яхазиил, Иозиил, Озиил)
[евр. Яхазиэл, "да узрит Бог (страдания, чтобы помочь)"]:
1) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:4);
2) священник, трубивший перед ковчегом завета во времена Давида (1 Пар 16:6);
3) левит, сын Хеврона (1 Пар 23:19; 1 Пар 24:23);
4) сын Захарии, левит из рода Асафа, предсказавший Иосафату победу над моавитянами и аммонитянами (2Пар 20:14 и след.);
5) отец Шехании (в Синод. пер. И. - "потомок Шехании"), возвратившегося из вавил. плена в Иерусалим вместе с Ездрой (Езд 8:5).

Иахаф (Иахав)
[евр. Яхат, возм., "загребающий"]:
1) израильтянин из колена Иуды, сын Реаии (1 Пар 4:2);
2) левит, сын Ливни, потомок Гирсона (1 Пар 6:20.43);
3) левит, сын Шимея, также потомок Гирсона (1 Пар 23:10.11);
4) левит из рода Ицгара, сын Шеломофа (1 Пар 24:22);
5) левит из рода Мерари, надсмотрщик над ремесленниками, принимавшими участие в ремонте храма во времена Иосии (2 Пар 34:12).

Иахдо
[евр. Яхдо, кр. ф-ма от "да возрадует Он (Бог) его"], гадитянин, сын Буза (1 Пар 5:14).

Иахзер
[евр. Яхзера, "осторожный" или "возвращающийся"], возм., имя И. имеет то же значение, что и имя -> Охозия. Священник, сын Мешуллама (1 Пар 9:12).

Иахин
-> Яхин.

Иахлеил
[евр. Яхлеэл, "упование Божие"], сын Завулона; прародитель одного из родов колена Завулона (Быт 46:14; Числ 26:26).

Иахмай
[евр. Яхмай, "согревающий"], глава рода в колене Иссахара, потомок Фолы (1 Пар 7:2).

Иахцеил
[евр. Яхцеэл, "да разделит Бог"], сын Неффалима, прародитель одного из родов колена Неффалима (Быт 46:24; Числ 26:48; 1 Пар 7:13).

Иашовам (Иошавам, Иесваал, Исбосеф)
[евр. Яшовам, "народ будет обитать"]:
1) сын Ахамани, главный из трех, вероятно, самых прославленных героев Давида (1 Пар 11:11 - в Синод. пер. - Иесваал; 2 Цар 23:8 - в Синод. пер. - Исбосеф);
2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:6), ср. -> Корей (4);
3) сын Завдиила, начальник первого отделения в войске Давида (1 Пар 27:2.3).

Иашув
[евр. Яшув, "пусть он возвратится"], сын Иссахара; прародитель одного из родов колена Иссахара (Числ 26:24; 1 Пар 7:1). В Быт 46:13 он назван Иовом.

Ива, верба
Евр слово арав, вероятно, обозначает тополь евфратский (Populus euphrati-ca). Произрастает, главн. образом, в долинах рек (Иов 40:17; Ис 44:4) и по высоте сопоставим с липой. Ветви начинают отходить от ствола на уровне человеч. роста (ср. Пс 136:2). Ветви этого дерева использовались в ритуалах праздника Кущей (Лев 23:40). Собственно И. [евр. цафцафа] подразумевается в Иез 17:5.

Ивлеам (Билеам),
ханаан. город, выделенный во владение колену Манассии (Ис Нав 17:11) и не захваченный израильтянами (Суд 1:27). Вероятно, он лежал на пути из Изрееля в Мегиддо (4 Цар 9:27). В 1 Пар 6:70 И. (Билеам) назван левитским городом. В надписи в храме Карнака этот город именуется Й-бра-а-му и упоминается вместе с Таанахом. Исследователи предполагают, что он находился на месте Телль-Биламе, в 2 км юж. Дженина; эта местность была заселена уже в бронзовом веке.

Ивния
I. [евр. Йивнейя, "Яхве построит, дарует большое потомство"], вениамитянин, сын Иерохама, живший в Иерусалиме (1 Пар 9:8).
II. [евр. Йивний], вениамитянин, отец Регуила (1 Пар 9:8).

Иври
("еврей"), левит, сын Иаазии (1 Пар 24:27).

Ивсам
[евр. Йивсам, "(благовонный) бальзам"], потомок Фолы из колена Иссахара (1 Пар 7:2).

Игал (Игеал)
[евр. Йигал, "Он (Бог) избавит"]:
1) представитель колена Иссахара среди 12 соглядатаев, посланных в Ханаан Иисусом Навином (Числ 13:8);
2) сын Нафана из Цобы, один из храбрых у Давида (2 Цар 23:36);
3) потомок Зоровавеля (1 Пар 3:22).

Игеал
-> Игал (3).

Игла
-> Оружие и орудия труда.

Иго
-> Ярмо, иго.

Игольные уши
Толкователями НЗ неоднократно высказывалось предположение, что И.У. в притче Иисуса (Мф 19:24) обозначают узкие ворота в каменной стене, через к-рые не может пройти верблюд. С др. стороны, существует мнение, что в тексте были перепутаны греч. слова, обозначающие "верблюд" и "канат" (камэлос и камилос). Очевидно, что канат лучше ассоциируется с игольным ушком, чем верблюд, но представляется, что употребл. в тексте слово более образно.

Игра
I. ДЕТСКИЕ ИГРЫ
Д.И. очень редко упоминаются в Библии. Одним из образов грядущего времени спасения является беззаботно играющий малыш около норы аспида (Ис 11:8), а также множество играющих отроков и отроковиц на улицах Иерусалима (Зах 8:5). Притча Иисуса изображает детей, играющих на улице в "свадьбу" и в "погребение" (Мф 11:16 и след.). На живых животных в качестве игрушек намекает следующий вопрос: "Станешь ли забавляться им (левиафаном), как птичкой, и свяжешь ли его для девочек твоих?" (Иов 40:24). В Ис 22:17 и след. речь идет, вероятно, о спортивной игре для взрослых (см. ниже, III,1). Сведения о детских играх и игрушках дают древние изображения, а также материалы раскопок. На Ближнем Востоке были найдены куклы самых различных видов, от примитивных фигурок до таких, у к-рых были подвижные руки и ноги и натуральные волосы; кр. того, обнаружены деревянные, глиняные и каменные игрушки, изображавшие животных, в том числе и на колесиках, чтобы их можно было катать. В Египте найден деревянный крокодил с подвижной нижней челюстью, а в Телль-Бейт-Мирсиме (Дебире) - детские свистульки, куклы и наполненные камешками глиняные погремушки, к-рые изготовлялись иногда в форме кукол.

II. ИГРА В КОСТИ НА ДОСКЕ
Из небиблейских источников до нас дошли сведения о различных играх в кости на доске. Наряду с изображениями и другими находками существует множество упоминаний об этом в лит-ре эллинистич. и рим. периодов; и все же основные правила таких игр неясны. Суть игры состояла в том, что камушки ("фишки") на доске передвигались в зависимости от результата бросания костей. Очевидно, из Египта подобные игры попали и в Палестину, где игральные доски из известняка с начерченными на них клетками существовали начиная с позднего бронзового века; самый древний экспонат костей и игральных камешков обнаружен в Телль-Бейт-Мирсиме (средний бронзовый век). На игральной кости (кубике) насчитывается от одного до четырех глазков; с помощью палочки ее приводили во вращение, подобно волчку. В эту игру входят два набора по пяти камешков в каждом, игральная же доска не сохранилась. Обильно украшенная плита из Мегиддо также считается игральным столом. На каменном столбе во внутреннем дворе крепости Антония (сев. Иерусалимского храма) сохранились линии и фигуры, к-рые римские легионеры начертили там для своих игр.

III. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ
1) в ВЗ упоминаются упражнения по стрельбе из лука (1 Цар 20:20.35-40), игра в сражение, к-рая перешла в кровопролитие (2 Цар 2:14-16), и измерение силы при поднятии тяжестей (Зах 12:3). Остается неясным, можно ли из текстов 2 Цар 2:18 и след. и Екк 9:11 сделать вывод о существовании спортивных состязаний в беге. Упомянутая в Ис 22:17 и след. игра в мяч (в Синод. пер. - "ком"), возм., являлась развлечением, принятым при царском дворе и среди аристократии;
2) спортивные занятия и состязания были признаком греч. культуры; Павел часто намекает на общеизвестные в то время состязания, ссылается на их правила и на необходимую для победы полную самоотдачу участника. Важнейшими и регулярно проводившимися спортивными состязаниями в Др. Греции были Олимпийские игры в Олимпии, Немейские - в Арголиде, на Пелопоннесском полуо-ве, Истмийские - в Истме, на Коринфском перешейке, и Пифийские - в Дельфах.

В программу соревнований, проходивших по твердо установленным правилам (ср. 2 Тим 2:5), входили бег на короткие, средние и длинные дистанции (1 Кор 9:26; Гал 2:2; Гал 5:7), бег в полном воинском снаряжении и с оружием, кулачный бой (1 Кор 9:26), состязание на колесницах и пятиборье: прыжки, бег, метание диска, метание копья и борьба. Перед состязаниями проводились основательные тренировки; в Олимпии они длились 10 месяцев (1 Кор 9:25.27). Соревнования проходили при стечении большого числа зрителей (Евр 12:1). В состязаниях по бегу (Флп 2:16) участвовало много спортсменов - по четыре в каждом забеге, а в финале всегда определялся главный и единственный победитель (1 Кор 9:24; 2 Тим 4:7 и след.). Награда победителя (Флп 3:14) состояла только из венка (-> Венец, II,2): в Олимпии - из масличных ветвей, в Коринфе - из еловых, а в Дельфах - из лавровых. В родном городе победителя ожидали высокие почести и он пользовался всеобщим уважением. (-> Зрелище.) С распространением эллинистич. культуры такие игры устраивались также в Сирии и Палестине. В период правления Антиоха Епифана первосвященник Иисус, изменивший свое имя на Ясон, ввел греч. игры и в Иерусалиме (между 175 и 171 гг. до Р.Х.) и соорудил под городской крепостью гимнасий (1 Макк 1:14 и след.; 2 Макк 4:7-16). Особые нарекания благочестивых иудеев вызвало то обстоят-во, что здесь, вблизи храма, спортсмены тренировались и состязались без всякой одежды, как это было принято в Др. Греции (ср. Исх 20:26; Исх 28:42 и след.). Позднее Ирод Великий построил большой театр и стадионы в эллинистич. городах Кесарии и Самарии (Себастии), а также в сев. пригороде Иерусалима.

Игуд
(евр. "иудейский" или "простертый"), город в уделе Дана (Ис Нав 19:45), совр. Иехуд, располож. в 12 км юго-вост. Яффы.

Идбаш
[евр. Йидбаш, "мед", "медовый"], сын Етама из колена Иуды (1 Пар 4:3).

Иддай
[евр. Хиддай], израильтянин из -> Нахле-Гааша, один из храбых у Давида (2 Цар 23:30). Вероятно, то же лицо, что и -> Хурай.

Иддо
[евр. Йиддо], сын Захарии, начальник над полуколеном Манассии в Галааде во времена Давида (1 Пар 27:21).

Иддо (Гиддо, Адда)
I. "Главный в местности Касифье" во времена Ездры (Езд 8:17-20). Ездра просил И. как предстоятеля колонии левитов и нефинеев привести служителей для храма в Иерусалиме.
II. Кр. ф-ма от -> Адаии (возм., "любимец", или "Он (Бог) знал", или "Он позаботился (о к.-л.), принял к.-л. близко к сердцу"):
1) левит, потомок Гирсона (1 Пар 6:21), к-рого называли также Адаией;
2) отец Ахинадава, одного из приставников Соломона (3 Цар 4:14);
3) прозорливец, описавший деяния Ровоама (2 Пар 12:15) и сложивший сказание о деяниях Авии (2 Пар 13:22). Возм., этот И. (Адда) тождествен Иоилю, о к-ром говорится в 2 Пар 9:29;
4) дед пр. Захарии (Зах 1:1.7; ср. Езд 5:1; Езд 6:14); вероятно, тождествен священнику Иддо, вернувшемуся с Зоровавелем из вавил. плена. При первосвященнике Иоакиме главой рода священников из дома И. был назван Захария (Неем 12:4.16).

Идеала,
погран. город удела Завулона (Ис Нав 19:15), упомянутый вместе с Шимроном и -> Вифлеемом (2). Возм., это совр. Хирбет-эль-Хуввара, в 1 км юж. Вифлеема (2).

Идифум
-> Идифун.

Идифун (Идифум)
[евр. Йедутун]:
1) левит из рода Мерари (1 Пар 9:14.16), вместе с Асафом и Еманом руководивший певцами во времена правления Давида (1 Пар 25:1.3.6). Вероятно, прежде И. звали -> Ефаном (ср. 1 Пар 16:37.41 с 1 Пар 15:17.19). В то время как отделение Асафа осталось при ковчеге завета в Иерусалиме, Еман и И. служили в скинии, у жертвенника в Гаваоне (1 Пар 16:41.42). Соломон снова объединил их для совместного служения в храме (2 Пар 5:12). В 2 Пар 35:15 И. назван "царским прозорливцем"; упоминания о его потомках относятся ко времени правления царя Езекии (2 Пар 29:14), а также к эпохе после возвращения израильтян из вавил. плена (1 Пар 9:16; Неем 11:17). Имя И. встречается в заголовках трех псалмов (Пс 38:1; Пс 61:1; Пс 76:1). Его сыновья были привратниками в храме (1 Пар 16:42);
2) отец привратника -> Овед-Едома, левита из рода Корея (1 Пар 16:38; ср. 1 Пар 26:1.4.8).

Идлаф
[евр. Йидлаф, от "плачущий"], сын Нахора и Милки (Быт 22:22).

Идол, идолослужение
I: 1) под "идолами" (Лев 19:4; 3 Цар 21:26; Иез 30:13; 1 Фес 1:9), "чужими богами" (Втор 31:16), "иноземными богами" (1 Цар 7:3), "иными богами" (Ис Нав 24:2; 3 Цар 11:4), "другими богами" (Исх 20:3; Суд 2:17), "богами народов", т.е. язычников (4 Цар 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Суд 10:6), а также под "мерзостью" (3 Цар 11:5.7; Иез 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Исх 23:24; Втор 27:15; 4 Цар 23:24; Ис 2:8; Иез 22:3.4; Наум 1:14) (-> Терафим -> Звери пустыни, а также статьи, посвященные языч. божествам, напр., -> Ваал);

2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор 4:16-18; Рим 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать "славы Своей иному и хвалы Своей истуканам" (Ис 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исх 20:3-5; Исх 23:13.24.32.33; Втор 12:1-3.29-31). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (4 Цар 17:7-23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием (-> Брак, IV и V), развратом и -> блудом, намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, к-рые не позволяют наследовать Царство Божье (1 Кор 6:9.10; 1 Кор 10:14; Откр 21:8; Откр 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: в Еф 5:5 и Кол 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в 1 Цар 15:23 - "волшебство" и "противление", т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное "я" (ср. Мф 6:24);

3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов - бездушных (Пс 105:28), суетных (Иер 2:5), безгласых И. (Авв 2:18; 1 Кор 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Иер 2:28; Иер 10:5; ср. Иер 7): "Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил" (1 Пар 16:26; Пс 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми "богами", Он - Бог и Владыка всех "богов" (Втор 10:17; Пс 94:3; Пс 96:9), "которые в существе - не боги" (2 Пар 13:9; Гал 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно: "Идол в мире ничего, и ... нет иного Бога, кроме Единого", - говорил ап. Павел (1 Кор 8:4). Он утверждал, что -> идоложертвенное приносится злым духам, и поэтому христианин не должен принимать участия в языч. идоложертв. трапезах (1 Кор 10:19-22).

II: 1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Ис 40:20; Ис 44:13), камень (4 Цар 19:18; Иер 2:27), золото, серебро, медь и железо (Исх 20:23; Ис 44:12; Дан 5:4; Откр 9:20). Наряду с литыми И. (Исх 34:17; Ис 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Ис 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Иер 10:3-5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Ис 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Иез 8:10), вероятно, имея в виду рисунки. Согл. Ис 44:12, мастера при изготовлении И. постились. (-> Изображение и -> Золотой телец.);

2) раскопки в Палестине подтвердили и существенно дополнили библ. свидет-ва об идолопоклонстве. В Хацоре (Асоре) обнаружена каменная фигура сидящего божества, к-рая была установлена в нише посвящ. ему храма, а также небольшие бронзовые фигурки, изображающие сидящих или стоящих И. Каменные рельефы с мужскими или женскими божествами высекались их поклонниками по обету. Найденные при раскопках формы для отливки бронзовых и серебряных статуэток богинь, в основном обнаженных, изготавливались в храмах. Известны также небольшие глиняные и каменные фигурки; видимо, именно такие статуэтки имеются в виду в Быт 35:2; Ис Нав 24:23. Иногда вместо антропоморфных И. встречаются символич. культовые изображения. К их числу принадлежат "маццебы", "ашеры" (-> Дубрава -> Ашера, 2) и памятники (2 Цар 18:18).

III. Согласно Библии, культ плодородия отправлялся на горах (Иер 3:6; Ос 4:13), холмах, под тенистыми деревьями (4 Цар 16:4; 4 Цар 17:10), в садах и дубравах (Ис 1:29; Иез 6:13), в долинах ручьев и расселинах скал (Ис 57:5.6). Здесь же находились храмы, или капища (1 Цар 5:2; 1 Цар 31:10), и -> высоты. Ханаан. и арам. храмы, обнаруженные при раскопках, имеют устройство, схожее с устройством -> храма в Иерусалиме. Храмовые постройки, относящиеся к эллинистич. временам, соответствуют греч. и рим. архитектурным образцам. Руины подобных строений, и сегодня производящие внушит. впечатление, можно видеть в Баальбеке и Пальмире.

IV: 1) в Библии говорится о таких формах идолослужения, принятых в богослужении израильтян, как жертва всесожжения (4 Цар 17:32 - в Синод. пер. - "служили"; 2 Пар 28:4; Ос 12:11), жертва хлебная и возлияние (Ис 57:6; Иез 16:19), жертва курения (4 Цар 16:4; 4 Цар 17:11; 4 Цар 23:5; Иез 6:13) и жертвенная трапеза (Иез 18:6). Эти сведения подтверждают обнаруженные при раскопках остатки костей животных, жертв. сосудов и сосудов для курения, масляная пленка на камнях. С особой формой жертвоприношения связан запрет варить козленка в молоке его матери (Исх 23:19);
2) практиковались также человеч. жертвоприношения, к-рые в Израиле были строго запрещены (4 Цар 16:3; 4 Цар 17:17; Пс 105:36-39; Ис 57:5; Иер 7:31; Иез 16:20.21 -> Молох), и культовый блуд (4 Цар 23:7; Ос 4:14; Мих 1:7 -> Цена пса -> Блуд, I,2);
3) также свидет-вами идолопоклонства являются найденные археологами на тер. храмов глиняные маски, бронзовые культовые штандарты и сосуды с изображением змей (-> Драконов источник; железный век, I), а также разнообразные пожертвования - жемчуг, украшения, амулеты, глиняные фигурки голубей и обезьян, миниатюрные жертв. сосуды.
V. В ВЗ говорится об отправлении культа плодородия и поклонении небесным светилам - Солнцу, Луне, планетам и "всему воинству небесному" (Втор 4:19; 4 Цар 17:16; 4 Цар 21:3; 4 Цар 23:5). Подобные обряды совершались, вероятно, на крышах (Соф 1:5), где сооружались соотв. жертвенники (4 Цар 23:12). В 4 Цар 23:4.11 упоминаются "вещи для всего воинства небесного", кони и колесницы солнца. К идолослужению относится и поклонение "царице небесной", вероятно, Венере (Иер 44:17-19 - в Синод. пер. - "богине неба").

Идоложертвенное,
продукты, приносимые в жертву или посвящаемые идолам, т.е. языч. божествам. В новозаветное время христианские общины, состоявшие из обращенных язычников, приобретали "на торгу" (1 Кор 10:25) мясо животных, как правило, забитых в ритуальных целях, т.е. принесенных в жертву идолам. В принципе, ап. Павел не видел ничего предосудительного в том, чтобы есть мясо, не спрашивая о его предназначении. Другое дело, если хозяин дома указывал гостю на то, что перед ним мясо И., или если употребление такого мяса могло стать "соблазном для немощных" (Рим 14:15; 1 Кор 8). (-> Немощный.) Христианам из язычников предписывалось воздерживаться от И. (Деян 15:29; Деян 21:25; ср. -> Апостольский собор), дабы иметь возможность сотрапезничать с христианами-евреями. В отношении же участия христиан в языч. жертвенных трапезах требование было безоговорочным: "Не можете быть участниками ... в трапезе бесовской" (1 Кор 10:19-22).

Идумеи
-> Эдомитяне, идумеи.

Идумея,
появившееся в эллинистич. период греч. название области, к-рая располагалась в юж. части Палестины и простиралась до Беф-Цура (в 27 км юго-зап. Иерусалима) и Хеврона, Адоры и Мареши. Здесь жили -> идумеи, к-рые после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. продвинулись на север; их прежние земли заняли набатеи. И. входила в царство Ирода Великого, к-рый по происхождению был идуметянином. Во времена Иисуса И. (Мк 3:8) называли юж. часть Шефелы (-> Низкие (низменные) места) и Негев (юж. часть Палестины).

Иеафрай
[евр. Йеатрай], левит из рода Гирсона (1 Пар 6:21). В 1 Пар 6:41 он назван -> Ефнием.

Иевосфей
[евр. Иш-Бошет, "человек позора"], единств. из сыновей Саула, оставшийся в живых после смерти отца своего и трех братьев, павших в битве с филистимлянами. Первонач. его звали Ешбаал, "человек Господа (или Ваала)" (1 Пар 8:33; 1 Пар 9:39). Неизвестно, когда его имя было изменено; возм., это случилось в ту эпоху, когда именем Ваал называлось языч. божество, но не исключено, что изменению имени способствовал и бесславный конец правления И. Когда после победы филистимлян к власти в Хевроне пришел Давид, Авенир, двоюродный брат Саула и начальник его войска, провозгласил И. царем в Маханаиме, области, неподвластной филистимлянам (2 Цар 2:8-10).

Сначала его власть, вероятно, распространялась только на земли, располож. вост. Иордана; со временем Авенир присоединил к ним и земли на зап. берегу этой реки, чему филистимляне, по-видимому, не воспрепятствовали. Стих 9, вероятно, описывает примерный ход событий, продолжавшихся много лет; И. было сорок лет, когда он воцарился над Израилем "и царствовал два года". Между тем, Давид царствовал в Хевроне семь с половиной лет. Рядом с дядей И. не мог быть самостоятельным. Его протест против отношений Авенира с наложницей Саула Рицпой привел к тому, что разгневанный Авенир перешел на другую сторону (2 Цар 3:7-12). О том, насколько беспомощным был правитель Северного царства, свидетельствуют переговоры Давида с Авениром. Условие, к-рое Давид поставил Авениру перед началом переговоров, а именно: вернуть его жену Мелхолу, он направил И. как открытое требование, к-рому тот повиновался беспрекословно. Вслед за этим Авенир пал жертвой военач. Иоава. Не исключено, что безнаказанность убийцы побудила двух вениамитян напасть на И. в его доме и убить его. Они принесли Давиду в Хеврон голову И., но тот приказал их казнить, а голову И. похоронить в могиле Авенира (1 Цар 4).

Иевус
Древний -> Иерусалим, стоявший на холме у источника Гион, называли также Сионом (2 Цар 5:7) или Иевусом (Суд 19:10; 2 Цар 5:6). Здесь наряду с израильтянами жили -> иевусеи (Ис Нав 15:63), а также другие народы, что видно из Иез 16:3: "Твой корень и твоя родина - в земле Ханаанской, отец твой - аморрей, и мать твоя - хеттеянка".

Иевусеи,
народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян (Быт 15:21; Исх 3:8). Родоначальником И. был один из сыновей Ханаана, внука Ноя (Быт 10:16). Согл. Числ 13:30 и Ис Нав 11:3, ко времени завоевания Ханаана И. вместе с аморреями, хеттеями и ферезеями жили "на горе". В ВЗ они неоднократно упоминаются как жители Иерусалима (Ис Нав 15:8.63; Ис Нав 18:16.28; Суд 1:21; 2 Цар 5:6), к-рый поэтому называли городом иевусеев, или -> Иевусом (Суд 19:10.11). В то же время название Иерусалим было известно и до завоевания города израильтянами: в форме Урусалим оно встречается в док-тах Телль-Амарнского архива. Коленам Иуды и Вениамина не удалось изгнать И. из Иерусалима (Ис Нав 15:63; Суд 1:21; Суд 19:11). Город был взят Давидом (2 Цар 5:6-9), но и он не смог изгнать из него коренных жителей. У одного из И. (-> Орна) Давид купил гумно, на месте к-рого позднее был построен храм (2 Пар 3:1). Оставшихся И. Соломон "сделал оброчными работниками" (3 Цар 9:20.21).

Иевусей
-> Иевусеи.

Иегаллелел
[евр. Йехаллелел, "он прославит Бога"]:
1) потомок Иуды (1 Пар 4:16);
2) левит из рода Мерари (2 Пар 29:12).

Иегар-Сагадуфа
(арам. "(каменный) холм-свидетель"), название груды камней, собранных в знак свидет-ва примирения между Лаваном и Иаковом (Быт 31:47). -> Массифа (5).

Иегдай
[евр. Йехдай], значение то же, что -> Иада. Наложница Халева (1 Пар 2:47 - в Синод. пер. "Иегдай" - имя неизвестного мужчины).

Иеглом
[евр. Ялам, "сокрытый"], сын Исава и Оливемы (Быт 36:5.14; 1 Пар 1:35).

Иегоаддань
[евр. Йехоаддан, возм., "Яхве - упоение, благополучие"], жена иуд. царя Иоаса, мать Амасии (4 Цар 14:2).

Иегова
-> Имена Бога.

Иегоиарив
[евр. Йехоярив], священник и начальник первой священнич. чреды во времена Давида (1 Пар 24:7; ср. 1 Пар 9:10 - в Синод. пер. - Иоиарив).

Иегоханан
("Яхве милостив"):
1) сын Мешелемии, привратник из рода Корея (1 Пар 26:3);
2) видный военач. царя Иосафата (2 Пар 17:15); возм., то же лицо, что и отец сотника Исмаила (2 Пар 23:1);
3) отец ефремлянина Азарии, жившего во времена Факея (2 Пар 28:12).

Иегу (Иуй, Ииуй, Иеуй)
[евр. Йеху, "Господь есть Он (Бог)"]:
1) вениамитянин из Анафофа, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:3);
2) сын Анании, пророк, предсказавший падение израил. царя Ваасы и его дома (3 Цар 16:1-4.7). Позже он осудил иуд. царя Иосафата за помощь, к-рую тот оказал Ахаву (2 Пар 19:1-3). И. составил запись о правлении иуд. царя Иосафата (2 Пар 20:34);
3) сын Иосафата (6) и внук Намессии, царь Израиля, правивший ок. 845-818 гг. до Р.Х. (3 Цар 19:16.17; 4 Цар 9-10; 2 Пар 22:7-9). Пр. Илия, к-рому Господь повелел помазать И. на царство в Израиле, поручил совершить это своему преемнику Елисею (согл. 4 Цар 9:25.26, Илия и И. встретились лично, когда пророк сообщил израил. царю Ахаву Божий приговор, гласивший, что дом Ахава будет истреблен - в наказание за идолослужение; тогда помазание не состоялось). Спустя годы, когда другой израил. царь, Иорам, был ранен в битве с арамеями (сирийцами), Елисей повелел одному из своих учеников помазать И. на царство. В то время И. находился с войском в Рамофе Галаадском. И. был провозглашен царем, после чего начал освобождать Израиль от идолопоклонства. Истребление дома Ахава И. провел с такой жестокостью, что позже пр. Осия говорил о "крови Изрееля", к-рую Господь взыщет с дома И. (Ос 1:4). Один за другим были убиты царь Израиля Иоарам (4 Цар 9:15-26), царь Иудеи Охозия (2 Пар 22:7-9), жена Ахава Иезавель (4 Цар 9:30-37) и 70 его сыновей (вероятно, имеются в виду также внуки и правнуки) (4 Цар 10:1-10), а также царские вельможи и священники. Были убиты 42 брата царя Охозии. Затем И. устроил ловушку для жрецов Ваала.

Собрав жрецов со всего Ханаана, он заявил им, что по случаю коронования хочет принести жертву их богу. Когда жрецы заполнили храм, солдаты И. перебили их. Статуи Ваала были разбиты, а храм осквернен и превращен в отхожее место. Господь одобрил ревность И. против идолослужения и обещал, что его потомки до четвертого поколения будут править Израильским царством. Это обетование исполнилось в отношении Иоахаза, Иоаса, Иеровоама II и Захарии. Однако И. "не старался ходить в законе Господа ... от всего сердца". Он "не отступил от грехов" Иеровоама I (-> Идол), сохранив культ золотого тельца, центрами к-рого были Вефиль и Дaн. За это последовала Божья кара. Вскоре после вступления И. на трон ассир. царь -> Салманасар III предпринял поход на Самарию. И. вынужден был платить ему дань. Эти события увековечены на черном обелиске, к-рый ученые называют "обелиском Салманасара". Покорившись Салманасару, И. остался на троне, но при этом обрел непримиримого врага в лице царя Дамаска -> Азаила, оказывавшего ассирийцам сопротивление. Азаил отвоевал у израильтян земли вост. Иордана "при потоке Арнон". И. царствовал 28 лет и после смерти был погребен в Самарии. Его преемником стал его сын Иоахаз;
4) еврей из колена Иуды, сын Овида и отец Азарии (1 Пар 2:38);
5) князь из колена Симеона, современник царя Езекии (1 Пар 4:35-41).

Иегудий
[евр. Йехуди, "иудейский", "иудей"], сын Нафании, посланец иуд. князей и царя Иоакима (Иер 36:14.21.23).

Иегудифа
[евр. Йехудит], дочь хеттеянина Беэра и жена Исава (Быт 26:34).

Иегухал (Юхал)
[евр. Йехухал, "Он (Господь) явит Свою власть"], сын Селемии, один из иуд. князей, противник Иеремии (Иер 37:3). В Иер 38:1-6 он назван Юхалом.

Иедаия (Иедай)
[евр. Йедайя, "Он (Бог) сотворил благое дело", "Яхве знал" или "Яхве проявил заботу"]:
1) сын Шимрия из колена Симеона (1 Пар 4:37);
2) сын Харумафа, участвовавший в восстановлении иерусалимской стены (Неем 3:10);
3) глава 2-й чреды священников во времена правления Давида (1 Пар 24:7); потомки И. вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:36; Неем 7:39);
4) два священника, возвратившиеся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:6.7); их потомки упоминаются при перечислении поколений, вернувшихся из рассеяния;
5) иудей, возвратившийся из плена во времена пр. Захарии (Зах 6:10.14).

Иедай
-> Иедаия (5).

Иедиаел (Иедиаил)
[евр. Йедиаэл, "известный Богу"]:
1) сын Вениамина, прародитель одного из родов вениамитян (1 Пар 7:6.10.11);
2) тысяченач. из колена Манассии, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:20);
3) сын Шимрия, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:45);
4) левит, потомок Корея, привратник в храме во времена правления Давида (1 Пар 26:1.2).

Иедиаил
-> Иедиаел.

Иедида
(евр. "возлюбленная", "любимая"), жена царя Иудеи Амона, мать Иосии (4 Цар 22:1).

Иедидиа
[евр. Йедидея, "друг, возлюбленный Яхве"]. Это имя, по слову Господа, было дано Соломону пр. Нафаном (2 Цар 12:25).

Иедия
-> Иехдия.

Иезавель
[евр. Изевель]. Возм., значение этого имени складывается из отрицат. частицы "не" и корня евр. глагола, означающего "терпеть". -> Ихавод (Иохавед):
1) дочь сидонского царя Ефваала, к-рый, согл. Иосифу Флавию, ранее был жрецом -> Астарты. И. вышла замуж за израил. царя Ахава. Это была властная и энергичная женщина. Ее враждебность к Господу и жестокий характер оказали негативное влияние не только на мужа, но и на весь израил. народ. Она поощряла поклонение Ваалу, и по ее настоянию Ахав соорудил жертвенник в капище Ваала в Самарии (3 Цар 16:31 и след.). И. пыталась истребить пророков Господа (3 Цар 18:4.13) и покровительствовала 450 пророкам Ваала и 400 дубравным пророкам, действовавшим в Израиле. Когда Ахав сообщил И., что Илия убил всех пророков Ваала на горе Кармил, она через посланца передала Илии следующее: "Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них" (3 Цар 19:1 и след.). Эта угроза заставила Илию бежать. Когда позднее Ахав пожелал завладеть виноградником Навуфея, И. хитростью устранила Навуфея, и это позволило царю присвоить чужую землю. В ответ на это Господь возвещает через Илию суд над Ахавом и его домом и говорит о его жене: "Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля" (3 Цар 21:1-24). Далее следует замечание: "Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель". Через посланного пр. Елисеем ученика Ииуй получает повеление истребить дом Ахава: это названо местью за кровь пророков и всех рабов Господа, "павших от руки Иезавели" (4 Цар 9:7). Реченное Господом через Илию исполнилось: "На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели; и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель". И. умерла в возрасте 60 лет;
2) имя И. упомянуто и в Откр 2:20. Нек-рые исследователи видят в ней жену ангела или предстоятеля Фиатирской церкви. Но по общепринятому мнению, речь идет о некой женщине, к-рую называли именем жены Ахава, чтобы подчеркнуть ее безбожную сущность. Выдавая себя за пророчицу, эта женщина вводила рабов Господних в заблуждение, уча их любодействовать и есть идоложертвенное.

Иезекииль
[евр. Йехезкел, "Бог укрепит, придаст силы"], руководитель 20-й череды священников во времена правления царя Давида (1 Пар 24:16).

Иезекииля пророка книга
-> Книга пророка Иезекииля.

Иезекия
-> Иекамия (2).

Иезер
-> Авиезер.

Иезиел
(евр. "да окропит Бог"), вениамитянин, сын Азмавефа, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:3).
Иеиел (Иеил, Иеиель)
[евр. Йеиэл]:
1) прародитель жителей Гаваона, предок царя Саула (1 Пар 9:35.36.39);
2) левит, привратник и арфист, живший во времена царя Давида (1 Пар 15:18.21; 1 Пар 16:5);
3) писец, современник царя Озии (2 Пар 26:11);
4) один из вождей колена Рувима (1 Пар 5:7);
5) левит, современник царя Езекии (2 Пар 29:13);
6) потомок Адоникама, вернувшийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:13);
7) израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:43);
8) сын ароерянина Хофама, одного из храбрых у Давида (1 Пар 11:44);
9) левит из потомков Асафа, предок Иозиила (2 Пар 20:14);
10) -> Иехиел (1).

Иеиель
-> Иеиел (4).

Иеил
-> Иеиел (1).

Иекавцеил
-> Кавцеил.

Иекамам
["родственник, (букв.: единоплеменник) поднимется (чтобы помочь)"], сын левита Хеврона (1 Пар 23:19; 1 Пар 24:23).

Иекамия
[евр. Йекамья, "Яхве поднимет"]:
1) потомок Иерахмеила из колена Иуды (1 Пар 2:41);
2) сын Иехонии (1 Пар 3:18, в Синод. пер. - Иезекия).

Иекуфиил
[евр. Йекутиэл, возм., от араб. "Бог напитает своих чад"], еврей из колена Иуды, основатель города Занаоха (1 Пар 4:18).

Иемвлай
[евр. Йимла, вероятно, "он (Бог) исполнит (обещание, просьбу)"], отец пр. Михея (3 Цар 22:8.9; 2 Пар 18:7.8).

Иемуил
[евр. Йемуэл], сын Симеона, родоначальник одного из родов колена Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), то же лицо, что -> Немуил.

Иерамеил
-> Иерахмеил (3).

Иерамоф
[евр. Йерамот], израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:29).

Иераполь
("святой город", "город священников"), город в Малой Азии, совр. Памуккале. Здесь проповедовал Евангелие Епафрас (Кол 4:12 и след.). Город известен горячими источниками, воды к-рых каскадами ниспадают на причудливые террасы сталактитовых образований. И. расположен вблизи Лаодикии.

Иерах
(евр. "луна", "месяц"), потомок Сима, сын Иоктана (Быт 10:26; 1 Пар 1:20).

Иерахмеил (Иерахмиил, Иерамеил)
[евр. Йерахмеэл, "Бог встретит с любовью, смилостивится"]:
1) еврей из колена Иуды, сын Есрома (1 Пар 2:9). Многочисл. потомки И. населяли тер. на юге Палестины (1 Цар 27:10; 1 Цар 30:29);
2) сын левита Киса (1 Пар 24:29);
3) член цар. семьи, современник царя Иоакима (Иер 36:26).

Иерахмиил
-> Иерахмеил (2).

Иеред (Иаред)
[евр. Йеред, "нисходящий"]:
1) сын Малелеила, отец Еноха и предок Иисуса Христа (Быт 5:15-20; 1 Пар 1:2; Лк 3:37);
2) еврей из колена Иуды, прародитель жителей Гедора (1 Пар 4:18; в Синод. пер. - "отца Гедора").

Иеремай
(возм., "Яхве высоко вознесен"), израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:33).

Иеремии пророка книга
-> Книга пророка Иеремии.

Иеремия
[евр. Йирмейя, Ийрмейяху]. Значение имени спорно; предположит. "Яхве возвысит":
1-2) двое гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:10.13);
3) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:4);
4) глава рода в полуколене Манассии (1 Пар 5:24);
5) отец Хамуталь, жены царя Иосии (4 Цар 23:31), жил в Ливне;
6) рехавит, отец Иазании (Иер 35:3);
7) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:1.12);
8) священник, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон и участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 10:2; Неем 12:34);
9) сын Хелкии, пророк (Иер 1:1). -> Книга пророка Иеремии.

Иеремоф (Иремоф)
[евр. Йеремот]:
1) вениамитянин, сын Берии (1 Пар 8:14);
2) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1 Пар 23:23). То же лицо, что и Иеримоф (7);
3) имя И. носили двое израильтян, расставшихся со своими женами-язычницами (Езд 10:26.27);
4) вениамитянин, сын Бехера (1 Пар 7:8).

Иеривай
("Он (Бог) спорит, оспаривает"), сын Елнаама, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:46).

Иериил
[евр. Йериэл, возм., "Бог узрит"], потомок Фолы из колена Иссахара (1 Пар 7:2).

Иеримоф
[евр. Йеримот]:
1) Вениамитянин, сын Белы (1 Пар 7:7);
2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:5);
3) сын Емана, левит, певец, живший во времена Давида (1 Пар 25:4.22);
4) сын Давида. Его женой была Авихаиль, дочь брата Давида Елиава. Дочь И. и Авихаили Махалафу взял в жены Ровоам, сын Соломона (2 Пар 11:18; в Синод. пер. - Авихаиль - жена Ровоама);
5) смотритель в храме во времена Езекии (2 Пар 31:13);
6) сын Азриила, начальник над коленом Неффалима во времена Давида (1 Пар 27:19);
7) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1 Пар 24:30). То же лицо, что И. (2).
Иериофа
[евр. Йериот, "убежище", "робость"], жена Халева (1 Пар 2:18).

Иерихон
Значение названия "И." неясно, обычно cчитается, что это слово происходит от евр. яреах = "луна", т.е. "город луны":
1) древнее хананейское поселение на Телль-эс-Султане, рядом с к-рым находится источник Елисея (4 Цар 2:19-22). И. также называли "городом пальм" (Втор 34:3; Суд 1:16; Суд 3:13). При -> раскопках (IV,4) на Телль-эс-Султане были обнаружены остатки поселения, относящиеся к V тысячел. до Р.Х. Древнейшие свидет-ва присутствия здесь человека относятся, по-видимому, к среднему периоду каменного века (IX тысячел. до Р.Х). Кр. того, было установлено, что остатки стены, ошибочно датированной Дж. Гарстэнгом временем завоевания города Иисусом Навином, относятся к IV тысячел. до Р.Х. и что стена была уничтожена пожаром ок. 2350 г. до Р.Х. Город И. располагался в плодородной долине (Втор 34:3; 4 Цар 25:5), вблизи гор (Ис Нав 2:16.22), рядом с Иорданом, за к-рым простирались земли Моава (Числ 22:1). Близ И. проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина (Ис Нав 16:7). Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торг. центром. И. - первый из ханаан. городов, завоеванных израильтянами. Израильтяне захватили и полностью разрушили И., после того как стены города рухнули от звука свящ. труб (Ис Нав 6).

Территория И. была отдана во владение колену Вениамина (Ис Нав 18:21). Вероятно, рядом с городскими развалинами все же сохранилось некое поселение. Библия говорит, что "город пальм" был захвачен моавит. царем Еглоном и его союзниками (Суд 3:13); затем город упоминается во времена Давида (2 Цар 10:5). Во времена Ахава Ахиил отстроил стены И., но за это поплатился своей жизнью и жизнью своих сыновей - так исполнилось проклятие, наложенное Иисусом Навином (3 Цар 16:34; Ис Нав 6:25). Несколько позднее в И. действовала пророч. школа (4 Цар 2:4.5). Возле И. вавилоняне пленили спасавшегося бегством Седекию (4 Цар 25:5). Жители города находились в числе возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:34) и участвовали в восстановлении иерусалимской стены под руководством Неемии (Неем 3:2);
2) новозаветный И. (Лк 10:30) с его амфитеатром, ипподромом, водопроводом и дворцом был зимней резиденцией Ирода Великого. Он стоял юж. древнего И. - на берегу Вади-Келт. В окрестностях города, согл. Лк 19:1.4, росли смоковные деревья (инжир). В И. был исцелен слепой Вартимей (Мк 10:46). В наст. время Иерихон - это плодородный оазис, располож. у вост. подножия лишенных растительности гор и окруженный пальмовыми плантациями. Совр. город находится в 2 км юго-вост. Телль-эс-Султана и в 7 км зап. Иордана. И. расположен на 250 м ниже уровня моря, поэтому здесь установился субтропич. климат.

Иерия
[евр. Йерийя, Йерийяху, возм., "Яхве узрит"], левит, потомок Каафа, сын Хеврона (1 Пар 23:19; 1 Пар 24:23; 1 Пар 26:31).

Иероваал
[евр. Йеруббаал], прозвище -> Гедеона, означающее: "пусть Ваал спорит с ним" (Суд 6:32).


ПРОДОЛЖЕНИЕ ---