Библейская Энциклопедия -- Х 2 ---
Хлеб
I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ
Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; Быт 14:18; Быт 21:14 и др.). В 2 Цар 9:7 под "Х." подразумевается еда в целом, так же как и в молитве "Отче наш": "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Мф 6:11; ср. также Лев 26:5; Пс 36:25; Пс 103:15; Ис 30:20; Ис 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Суд 7:13; 4 Цар 4:42) позднее становится пищей исключит. бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение. Выпечкой Х. занимались домашние хозяйки, к-рые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Быт 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1 Цар 8:13; Ос 7:4); так, в Иер 37:21 упоминается "улица хлебопеков".
II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА
Х. выпекали, как правило, женщины (Быт 18:6; 1 Цар 8:13; Иер 7:18). Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно (-> Мельница, молоть), затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску. Был известен также пресный Х. (Исх 12:8.17; Исх 23:15; Исх 34:18; Втор 16:1 и т.д.). После того как тесто подходило, из него, как правило, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30-50 см и посередине протыкали пальцем. После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали (Мф 14:19). Кр. того, существовали более длинные и толстые буханки, хотя, видимо, их выпекали значит. реже.
III. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
Простейший способ выпечки Х. заключался в том, что лепешки из теста клали на камни, предварит. раскаленные на костре (см. "печеная лепешка" в 3 Цар 19:6), или в горячую золу (Ис 44:19). Обычно использовались противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, к-рые через нек-рое время переворачивали (Лев 2:5; Лев 6:21; Ос 7:8). Этот способ выпечки Х. широко распространен и в наст. время. Печи были двух видов. Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием. Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутр. перегородку, где они и выпекались. О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредств. близости от них, в специальных пекарнях. Благодаря большим размерам печей в них могли печь Х. одноврем. до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.
IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА
В Пс 103:15 о Х. говорится, что он укрепляет сердце человека; Сам Иисус метафорич. называет Себя Х. Божьим или "хлебом жизни, Который сходит с небес" (Ин 6:33.35.41.50.58). Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Т.о., выражение "вкушать хлеб" (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем. Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Х., принимаемый Церковью (Мф 26:26). Этот Х. символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидет-вуемое (1 Кор 10:16; 1 Кор 11:26). Упоминание Х. в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова "отпускай", "дели хлеб свой" выражают призыв к щедрой благотворит-ти (Екк 11:1; Ис 58:7). Однако уже в ВЗ, где подчеркивается, что Бог заботится о человеч. благополучии (Исх 16:8; Исх 23:25; Лев 26:5), говорится о том, что "не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3). Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.
Хлеб предложения, стол для хлебов предложения
(досл. "хлеб перед лицом").
I. Х.П. - это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) (Лев 24:6). Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля. Х.П. пекли левиты. Каждую субботу хлебы от предыдущего приношения заменяли свежими, а прежние ели священники в святилище (Исх 25:30; Лев 24:5.9). Согл. 1 Пар 9:32, левиты из рода -> Каафа должны были надзирать за Х.П. и отвечать за их изготовление (см. 1 Пар 23:29; 2 Пар 13:11). Священник из Номвы отдал Х.П. Давиду, когда тот спасался бегством от Саула (1 Цар 21:4). Об этом Иисус напомнил фарисеям, когда порицал их закоснелое законничество (Мф 12:1-4).
II: 1) стол для Х.П. стоял в -> скинии, на сев. стороне, в помещении, называемом Святое, напротив светильника (Исх 40:22). Он был дл. в 2 локтя, шир. в 1 локоть и выс. в 1,5 локтя. Стол был изготовлен из дерева -> ситтим и покрыт пластинами из чистого золота. Его край был обнесен золотым венцом. Стол окружали стенки шириной в ладонь, предположит. на середине высоты или внизу, вокруг ножек стола. В углах стола, у ножек, были укреплены золотые кольца, через к-рые продевались позолоч. шесты из дерева ситтим. Когда стол несли, его держали за эти шесты (Исх 25:23-30). Во время -> странствования в пустыне левиты должны были нести стол Х.П., соблюдая точные предписания (Числ 4:7);
2) в то время как в 3 Цар 7:48; 2 Пар 29:18 говорится только об одном столе для Х.П., в 1 Пар 28:16; 2 Пар 4:19, где речь идет о -> храме Соломона, упоминается несколько таких столов, очевидно десять (2 Пар 4:8), в соотв. с десятью светильниками (2 Пар 4:7). Но, видимо, лишь один из них служил для Х.П. Во втором храме стол для Х.П. был изготовлен заново во время восстания Маккавеев (1 Макк 4:49), после того как первый стол исчез при разграблении, учин. Антиохом Эпифаном (1 Макк 1:23). Стол Х.П. из Иродова храма был привезен Титом в Рим, его изображение поместили на триумф. арке Тита;
3) к принадлежностям стола для Х.П. относились след. предметы: -> блюда, на к-рых, видимо, подавали хлебы, кадильницы (-> Сковорода) для воскурения -> ливана, винные чаши и кружки для совершения жертвы возлияния (Исх 25:29; Числ 4:7).
Хлебная ржавчина (ржа),
болезнь, поражающая зеленые злаки, вызывается грибками, споры которых покрывают колосья черным, коричневым или красноватым налетом. На пораженных ржавчиной колосьях зерна не развиваются. Во Втор 28:22; 3 Цар 8:37; 2 Пар 6:28; Ам 4:9; Агг 2:17 хлебная ржавчина названа Божьей карой.
Хлебное приношение
-> Жертва.
Хлебодар, хлебопек
-> Хлеб.
Хлев
-> Животноводство.
Хлоя
["зеленая (трава)"]. От "Хлоиных (домашних)" Павел узнал о спорах внутри общины в Коринфе (1 Кор 1:11). Эти "Хлоины" были, вероятно, рабами или вольноотпущенниками, а Х. - неизвестная женщина, к-рая могла жить в Эфесе (где Павлом было написано Первое послание к Коринфянам, см. 1 Кор 16:8) или в Коринфе; неясно, была ли она христианкой.
Хова,
город "по левую сторону" (т.е. к северу) от Дамаска (Быт 14:15). Прим. в 80 км от Дамаска было обнаружено место с источником, к-рый и поныне называется Х. В док-тах из архива Телль-Амарны также упоминается некая местность с названием Убе, к-рую ученые отождествляют с Х.
Ховав
(от евр. "быть хитрым" или "любить"), мадианитянин, сын Рагуила, брат Сепфоры и родственник Моисея (Числ 10:29). По просьбе Моисея, Х. сопровождал израильтян в качестве проводника во время их странствования по пустыне. В Ханаане Х. со своим семейством поселился в уделе колена Иуды, к югу от Арада; его потомки, -> кенеяне, оставались там вплоть до времен Саула и Давида (Суд 1:16; Суд 4:11; 1 Цар 15:6; 1 Цар 27:10; 1 Цар 30:29).
Ховаия
-> Хабайя (Ховаия).
Ховар
[вавил. нару кабару], большой канал в Вавилонии, на берегах к-рого поселились иуд. переселенцы (Иез 1:1; Иез 3:15). Предположит. речь идет о судоходном естеств. протоке Евфрата вблизи Вавилона, совр. Шатт-эн-Ниле.
Хогла
("куропатка"), дочь -> Салпаада из колена Манассии (Числ 26:33; Числ 27:1; Числ 36:11; Ис Нав 17:3).
Ходатай,
один из возм. переводов греч. слова параклетос "помощник", "защитник, выступающий в суде на стороне истца или ответчика". В Ин 14:16.26; Ин 15:26; Ин 16:7 это слово переводится как "утешитель". Согл. 1 Ин 2:1, Иисус Христос ходатайствует за нас перед Своим небесным Отцом. -> Посредник.
Ходатайство
-> Молитва.
Ходеша
[евр. Ходеш, "новая луна"], жена вениамитянина Шегараима (1 Пар 8:9).
Ходить
I: 1) в ВЗ слово "Х." употребляется только в прямом значении (Быт 17:1; Ис 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола "жить" (Ин 8:12; 2 Кор 5:7; Флп 1:27; Кол 3:7);
2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. -> пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. "Хождение" является одним из основных понятий библ. этики;
3) силы, которые влияют на "хождение" человека, могут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Пс 137:7; Ис 50:10; Ис 59:9; Иез 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о "роке" в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, к-рые в общем виде могут быть определены словами "свет" и "тьма" (Ис 2:5; Ис 9:1; Ин 8:12; 1 Ин 1:6; Откр 21:24). Конкретно о них может говориться как об "истине", "любви", "правде" (3 Цар 3:6; Пс 25:3; Ис 33:15; Ис 38:3) или как о "нечистоте", "злой похоти" и "любостяжании" (ср. Кол 3:5-7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Иер 23:17; ср. Втор 29:18; Иер 3:17; Иер 18:12), они на деле подчинены силам зла.
II: 1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов "ходить пред Богом" (Быт 17:1; Быт 24:40) или "достойно Бога" (Флп 1:27, в Синод. пер. - "живите достойно благовествования Христова"). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по к-рому они должны идти (Исх 18:20; Пс 31:8; Пс 85:11; Иер 6:16). Для народа Израиля это "хождение пред Богом" было воплощено в -> Законе. Поэтому ВЗ говорит: "Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь" (Втор 5:33; Иер 7:23), или "соблюдайте заповеди Божии" (Исх 16:4; Лев 18:4; Лев 26:3; 3 Цар 6:12; 3 Цар 8:61; Неем 10:30; Иер 32:23; Иез 36:27; Зах 3:7), или "ходите Его путями" (3 Цар 11:38; 4 Цар 21:22; Пс 118:3; Иер 7:23);
2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (Еф 2:10; 1 Петр 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом - это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. "Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем", "если мы живем духом, то по духу и поступать должны" - таковы основные новозаветные нормы (2 Кор 10:2-4; Гал 5:25). Вместе с тем это "хождение", т.е. жизнь во Христе (Кол 2:6; 1 Ин 2:6; ср. также Рим 13:14; Еф 4:22-24), - это и совершение дел, к-рые Бог предназначил исполнять верующим (Еф 2:10);
3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, к-рые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (3 Цар 3:3; 4 Цар 22:2; 2 Пар 11:17; 1 Тим 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (1 Ин 2:6);
4) сущ. "хождение" подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо "злым, суетным, нечестивым и безбожным" (Иер 23:22; Иер 44:22; 1 Петр 1:18; Иуд 1:15), либо "святым, целомудренным, добрым, божественным" хождением пред Богом (1 Петр 1:15; 1 Петр 3:16; 2 Петр 3:11; Иак 3:13).
Хозева
(от евр. "лгать", "обманывать"), город в уделе Иуды, в местности Шефела (1 Пар 4:22), предположит. тождествен Хезиву (Быт 38:5) и Ахзиву (Ис Нав 15:44); возм., это совр. Хирбет-Кувейциба, находящийся в 10 км сев.-вост. Хеврона.
Холм Божий
-> Гива (5).
Холм обрезания
[евр. Аралот, "крайние плоти"]. В Ис Нав 5:3 Х.О. назван холм вблизи того места, где израильтяне впервые расположились станом после того, как перешли через р. Иордан (-> Галгал). Здесь Иисус Навин приказал подвергнуть обрезанию всех молодых израильтян, родившихся во время странствования в пустыне.
Холм Финееса
-> Гива (4).
Холон,
город в уделе Иуды, переданный священникам (Ис Нав 15:51; Ис Нав 21:15). В 1 Пар 6:58, вероятно, в результате ошибки переписчика он назван Хиленом. Предположит. - это совр. Хирбет-Алин, в 2,5 км сев.-вост. Адоллама.
Хонания
[евр. Конаньяху, "Господь укрепил, дал силы"]:
1) левит, к-рый во времена Езекии был ответственным за приношения, десятины и пожертвования (2 Пар 31:12);
2) один из начальников левитов во времена Иосии (2 Пар 35:9).
Хор-Агидгад (Гудгод),
место, где израильтяне располагались станом во время -> странствования в пустыне (Числ 33:32; Втор 10:7). Его местонахождение неизвестно, хотя упоминаемые в Библии названия местностей позволяют предположить, что речь идет о горных районах зап. Аравы.
Хоразин,
город, к-рому Иисус высказал Свой укор, ибо его жители не покаялись, видя чудеса, совершенные Им (Мф 11:21; Лк 10:13). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Х. был заброшенной деревней в двух стадиях от Капернаума. Сегодня это Хирбет-Керазе, в 3 км сев. Капернаума - это развалины среди пустынного ландшафта. Руины свидет. о том, что некогда здесь был большой город с роскошной синагогой. Среди обретенных здесь находок - каменное почетное сиденье из синагоги, т.наз. "Моисеево седалище" (Мф 23:2), и столб, очевидно, предназнач. для ларца, в к-ром хранилась Тора.
Хораф,
приток Иордана (3 Цар 17:3.5), около к-рого вороны кормили пр. Илию. Возм., это совр. Вади-эль-Ябис, вост. приток Иордана, впадающий в него прим. в 12 км юго-вост. Бейт-Шеана (библ. Беф-Сана).
Хорашан
[евр. Бор-Ашан, "коптильня"], город на юге удела Иуды (1 Цар 30:30), возм., идентичный -> Ашану (1).
Хорем,
укреп. город в уделе Неффалима, местоположение к-рого точно не известно (Ис Нав 19:38).
Хори
(возм., аккад. "ребенок"):
1) сын Лотана, внук -> хоррея Сеира (Быт 36:22; 1 Пар 1:39);
2) отец израил. соглядатая Сафата (Числ 13:6).
Хорив
(возм., "засуха", "запустение"), гора Божья (Исх 3:1; Втор 1:6; Втор 4:10; 3 Цар 8:9; 3 Цар 19:8; Пс 105:19). Если судить по перечисленным стихам Библии, то Х. является вторым названием горы -> Синай. Однако Х. упоминается уже в Исх 17:6, а рассказ о том, как израильтяне через Рефидим (Исх 17:8) подошли к Синаю, приведен только в Исх 19:1 Но ни здесь, ни в других местах о Х. не говорится как об отдельной горе; в Исх 17:6 упоминается "скала в Хориве", поэтому нек-рые ученые предполагают, что название "Х." обозначает горную местность с главной вершиной Синай. Такое решение вопроса кажется самым простым, тем более, что в евр. языке понятия "гора" и "горная местность" обозначаются одним словом.
Хорма
(значение связано с понятием "подвергать кого-либо изгнанию, заклятию"), город на юге удела Иуды (Числ 14:45; Числ 21:3; Ис Нав 15:30; 1 Цар 30:30), древний Цефаф (Суд 1:17) и, возм., совр. Хирбет-эль-Месас, располож. юго-вост. Беэр-Шевы. Поскольку в Ис Нав 12:14; Суд 1:16 Х. упоминается вместе с -> Арадом, то "место" (Числ 21:3), к-рое израильтяне назвали Х., не может быть тождественно Араду, как полагают нек-рые исследователи. Возм., название "Х." прилагается здесь ко всей области вокруг Арада или к месту решающего сражения.
Хоровод
-> Танец, пляски, хоровод, ликование.
Хоронаим (Оронаим)
("дыра", "нора"), город в Моаве (Ис 15:5; Иер 48:5), возм., совр. Эль-Арак, в 12 км юж. Кир-Харешета. Здесь берет свое начало ручей Эн-Нумера, название к-рого созвучно названию "Нимрим" (Ис 15:6; Иер 48:34).
Хоронит,
прозвище -> Санаваллата (Неем 2:10.19), к-рое говорит о нем как о человеке из Беф-Орона либо из Хоронаима. В последнем случае Санаваллат был бы -> моавитянином. В пользу первого предположения высказывается Иосиф Флавий, называющий его -> самарянином.
Хорошие Пристани
[греч. калой лименес, "красивые бухты" или "гавани"], стоянка судов у юж. берега Крита (Деян 27:8) вблизи города Ласеи.
Хорреи
упоминаются в ВЗ как жители Ханаана (Быт 14:6; Быт 36:20,29; Втор 2:12.22). Они жили на горе Сеир и были изгнаны оттуда потомками Исава, -> эдомитянами. Евр название Х. - хори - истолковывалось ранее как "обитатели пещер" или отождествлялось с хару, егип. обозначением жителей Сирии и Палестины. Однако нек-рые ученые высказывали предположения, что слово "Х." связано со словом харри, встречающимся в надписях Богазкёя (-> Хеттеи). В наст. время Х. отождествляют также с хурритами, родиной к-рых была тер., находящаяся юж. Кавказских гор. Ок. 2400 г. до Р.Х. хурриты вторглись в Северную Месопотамию, прежде всего в земли, располож. вост. Тигра. Позднее они ассимилировались с ассирийцами, жестокость и воинственность к-рых иногда объясняют их смешением с хурритами. Памятники хурритской письменности, обнаруженые при раскопках в Телль-Амарне, Богазкёе, Рас-Шамре и Мари, дали много нового и интересного для исторической науки. Важнейшие для понимания библ. текстов хурритские источники представлены глиняными табличками из города Нузы, в Сев. Месопотамии. Они относятся к XV в. до Р.Х. - тогда Нуза входила в гос-во Митанни - и позволяют по-новому взглянуть на многие подробности из жизни патриархов. Царству Митанни, располагавшемуся в верхнем течении Евфрата, где хурриты составляли преобладающий элемент, удалось в период между 1450-1350 гг. до Р.Х. подчинить себе Ассирию. Правители Митанни вели также войну с Египтом, но позднее, подвергшись совместному нападению хеттов и ассирийцев, они стали искать помощи у Египта. Закат царства Митанни приходится на время правления ассир. царя Салманасара I (ок. 1274-1245 гг. до Р.Х.).
Хоса:
1) левитский привратник из рода Мерари, современник Давида (1 Пар 16:38; 1 Пар 26:10,16);
2) город на сев. границе удела Асира, вблизи Тира (Ис Нав 19:29); по мнению Дальмана, - совр. Рашидия, находящаяся в 4 км юж. Тира.
Хофам
[евр. Хотам, "печать"]:
1) израильтянин из колена Асира, внук Берии (1 Пар 7:32);
2) -> ароерянин, два сына к-рого названы в Библии среди храбрых у Давида (1 Пар 11:44).
Храм
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
В Библии Х. [лат. templum, "помещение, посвящ. божеству"] - это святилище Господа в -> Иерусалиме. Евр слово хехал означает прежде всего "роскошный шатер" или "великолепное здание", при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. (Ис 6:1; Мал 3:1). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон ("святилище"; Мф 4:5; Мф 21:12; Мк 14:49) или наос ("храм"; Лк 1:9). Иногда о нем говорится как о "святом храме" (Авв 2:20), многокр. - как о "доме Господнем" (3 Цар 8:10) или как о "доме Божием" (2 Пар 5:14).
II. ХРАМ СОЛОМОНА
1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа (2 Пар 3:1) или Сион (Пс 64:2; Пс 134:21), на том месте, к-рое было указано Давиду Господом (2 Цар 24:18). Это место - плоская часть возвышенности, назв. в Иер 21:13 "скалой равнины", - единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф - "возвышенное святилище". Совр. размеры площадки - 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит "святая скала" - скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе;
2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу (2 Цар 7), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи (1 Пар 28:11 - 1 Пар 29:8). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику (1 Пар 28:3.6). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла (3 Цар 5:1; 3 Цар 7:13). Строит. лес доставлялся по морю (3 Цар 5:9); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (3 Цар 6:7). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3 Цар 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; 3 Цар 6:38). Освящение Х. в 7-м месяце (3 Цар 8:2), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении -> скинии (Исх 40:34), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание (3 Цар 8:10);
3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР: а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей (-> Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. (3 Цар 6:2), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше -> скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину (3 Цар 6:3). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей (3 Цар 6:5.6). Входом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы (3 Цар 6:8). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы (-> Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей (3 Цар 6:10), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции (3 Цар 6:4). Крыша была плоской, "обшитой кедровыми досками" (3 Цар 6:9), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня (3 Цар 6:7), а внутри обшивались кедровыми досками (3 Цар 6:15); пол был настлан из кипарисовых досок (3 Цар 6:15), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками (3 Цар 6:16). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка к-рой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться (3 Цар 6:33.34). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок (3 Цар 6:16), в к-рой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (2 Пар 3:14). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями -> херувимов, пальм и цветов, драг. камнями (3 Цар 6:29; 2 Пар 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (3 Цар 6:21.30). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей; б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами (3 Цар 6:36; 3 Цар 7:12). Внутр., или "верхний", двор (Иер 36:10) был предназначен для священников (2 Пар 4:9) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа; в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения (2 Пар 4:1; -> Жертвенник всесожжения), возм., жертвенник скинии (см. 1 Пар 21:29; 3 Цар 8:4), литое из меди -> "море" (3 Цар 7:23-26) и десять передвижных подстав с умывальницами (3 Цар 6:27-39; -> Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба (3 Цар 6:15-22; -> Воаз, 2 -> Иахин, 4); г) в Святом помещался -> жертвенник курения, называемый также "золотым жертвенником" (3 Цар 7:48); десять золотых семисвечных светильников - по пять на каждой продольной стороне (3 Цар 7:49); десять столов для хлебов предложения - по пять на каждой стороне (2 Пар 4:8), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе (3 Цар 7:48); д) в Святом Святых находился -> ковчег завета, над к-рым возвышались два позолоченых -> херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены (3 Цар 6:23-28; 2 Пар 3:10-13).
III. ИСТОРИЯ ХРАМА
Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля (3 Цар 8:14). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане (3 Цар 12:26-29). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены (3 Цар 14:26; 4 Цар 14:14) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям (4 Цар 12:18; 4 Цар 16:8; 4 Цар 18:16). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением (4 Цар 16:14.17; 4 Цар 21:7; 2 Пар 24:7), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом (4 Цар 12:1; 4 Цар 22:3-7; 2 Пар 29), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям (Иер 7:4). Cуд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен -> халдеями (Вавилоном) (4 Цар 25:8.9). -> Скиния (IV).
IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ
По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. (Езд 1:2-4), и вернувшиеся вместе с -> Зоровавелем израильтяне начали строит. работы (Езд 3:7). Прежде всего был восстановлен жертвенник (Езд 3). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось (Езд 4). Строит-во было продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. (Езд 6). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей (Езд 6:3), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета - знамения присутствия Господа - в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн -> Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном (1 Макк 1:20,44,54; 2 Макк 6:2.5). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; 1 Макк 4:36-61). С тех пор праздник обновления Х. (Ин 10:22) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми.
V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО
Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в "стене плача"). С зап. стороны находились главные входные ворота, через к-рые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также "двором язычников", - большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился "портик Соломона" (-> Притвор Соломонов) (Ин 10:23; Деян 3:11; Деян 5:12), на юж. - "царский портик"; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей (Лк 2:46). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис. Во времена Маккавеев она была обновлена, а при Ироде Великом укреплена и переименована в Антонию (Деян 21:34). От Храмовой площади к крепости вели ступени (Деян 21:35.40). Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Деян 21:28). Лестница из двенадцати ступеней вела наверх, и посетители могли попасть внутрь через девять ворот, четыре из к-рых выходили на север, четыре - на юг и одни на восток. Эти последние, "Красные ворота", были самыми великолепными (Деян 3:2.10 - в Синод. пер. - "двери").
Через них можно было пройти во "двор женщин". Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во "двор израильтян", куда женщинам доступа не было. Возм., на этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей (Лк 2:25-38). Двор израильтян был отделен земляной насыпью от "двора священников", где были жертвенник всесожжения и медное море. От жертвенника к притвору Х. вели двенадцать ступеней. С этой лестницы священники благословляли народ (Лк 1:22). К притвору примыкали Святое и Святое Святых. Между ними висела завеса, к-рая в момент смерти Иисуса разорвалась надвое (Мф 27:51). В 70 г. по Р.Х., всего через несколько лет после завершения строит-ва, Х. был разрушен рим. завоевателями. Захватчики проникли в здание через крепость Антонию в тот момент, когда сами израильтяне подожгли портики Х. Один из римлян, бросив горящую головню в сев. пристройку, поджег сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Х. рухнул. Храмовые сокровища погибли. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа Израилева знамением Божьего суда. После второго иуд. восстания имп. Адриан распорядился построить на месте иуд. Х. храм Юпитера Капитолийского (136 г. по Р.Х.). Евреям теперь было запрещено входить в город. Сегодня на храмовой террасе Харам-эш-Шериф стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима.
VI. ХРАМЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЕРУСАЛИМА
Кроме Иерусалимского, в разное время было построено еще три Х. для поклонения Господу:
1) Х. -> самарян на горе Гаризим. Точных сведений о его создании не сохранилось; он был разрушен во времена Маккавеев;
2) из текста папируса с о-ва Элефантины на Ниле стало известно, что здесь, еще до завоевания Египта персами (в 525 г. до Р.Х.), в иуд. воен. колонии существовал Х., к-рый был разрушен в 410 г. до Р.Х. и, вероятно, позднее не восстанавливался. Проходившие там богослужения имели нек-рые отклонения от порядка, принятого в Иерусалимском храме;
3) в Леонтополе (Нижний Египет) также был иуд. Х. По преданию, его построил в 170 г. до Р.Х. по образцу Иерусалимского Х. бежавший из Иерусалима первосвященник Ония; в 73 г. по Р.Х. римляне положили конец этому последнему месту иуд. богослужений.
VII. ХРАМ ИЕЗЕКИИЛЯ
После разрушения Соломонова Х. -> Иезекиилю в 573 г. до Р.Х. было видение о новом Х., в к-рый вернется слава Божья (Иез 43:1-7), покинувшая прежний Х. (Иез 10:19; Иез 11:23). У комментаторов Библии возникают сомнения, можно ли видеть исполнение этого обетования в Х., построенном евреями после плена. Чаще всего это видение Иезекииля относят к многочисл. пророчествам о восстановлении Израиля, к-рые ждут своего свершения в конце времен.
VIII. ХРАМ БОЖИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В новозаветные времена на место ветхозаветного Х. (ср. Деян 7:48-50) приходит -> Церковь, Тело Христово (Ин 2:19-21), живой и святой Х. Господень (Еф 2:19-22; 1 Петр 2:5). -> Строительство, строить -> Скиния (VI) -> Идол, идолослужение (III).
Храмовая подать
-> Подати (I) -> Меновщик.
Храмовая стража
-> Сторож (хранитель) -> Левиты (III) -> Привратник (II).
Хранилище:
1) -> Сокровищница, хранилище;
2) со времени вавил. плена иудеи имеют обыкновение перед молитвой привязывать ремнями ко лбу и к руке две кожаные коробочки [евр. тефиллин]. К этим коробочкам, или Х. (Мф 23:5), люди относились как к амулетам. В коробочке, к-рую привязывают ко лбу, имеются четыре отделения, в которых хранятся четыре полоски пергамента с текстами из Закона: Исх 13:3-10; Исх 13:11-16; Втор 6:4-9; Втор 11:13-21 В коробочке, к-рая закрепляется на руке, находится одна полоска, содержащая все четыре текста. Основанием для ношения Х. стали буквально понимаемые иудеями места из Закона - Исх 13:9.16; Втор 6:8; Втор 11:18. Надевая тефиллин, иудеи свидет-вуют о своей причастности к Богу Израиля.
Хризолит
-> Драгоценные камни.
Христианин
Последователи Иисуса Христа впервые были названы Х. в Антиохии Сирийской в 43 г. по Р.Х. (Деян 11:26). Несмотря на то, что первонач. это слово употреблялось противниками Благой Вести, вскоре оно стало общеупотребительным. Тем не менее в НЗ оно встречается еще только дважды (Деян 26:28; 1 Петр 4:16).
Христос
-> Иисус Христос.
Хуб,
народ, упоминаемый только в Иез 30:5. Он как-то связан с Египтом, и, вероятно, место его обитания следует искать вблизи границ этой страны.
Хуза
[евр. Куза, "кувшин", "кружка"], домоправитель Ирода Антипы. Его жена Иоанна служила ученикам Иисуса "своим имением" (Лк 8:3).
Хуккок
(возм., "участок поля", "поле"), селение в уделе Неффалима (Ис Нав 19:34), предположит. совр. Якук, находящийся вблизи Джебель-Хабакбука, сев.-зап. Киннерета (новоевр. Хукок).
Хул,
сын Арама (Быт 10:23; 1 Пар 1:17). Полагают, что местом расселения потомков Х. был район оз. Хуле, или Хулия, область на границе с Арменией.
Хула, злословие, злоречие
I. Х. - это оскорбление к.-л. словом (Лев 24:11; Пс 58:8) или делом (Притч 14:31), а также клеветнич. обвинения (Рим 3:8). Христианин своей жизнью не должен давать повода "к злоречию" (1 Тим 5:14).
II. Библия заповедует воздерживаться от Х. (Еф 4:31; Кол 3:8), в частн., на ближнего (Тит 3:2), на судей и начальников (Исх 22:28). Павел предупреждает об опасности бессмысл. споров, "от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения" (1 Тим 6:4). Виновные в грехе злословия отлучаются от Церкви (1 Кор 5:11) и не наследуют Царства Божьего (1 Кор 6:10; ср. Мф 15:19).
III: 1) за Х. на Бога в ветхозаветные времена полагалась смертная казнь (Лев 24:16; Числ 15:30). После того как свидетели преступления возлагали руки на голову хулителя в знак подтверждения его вины, приговоренного к смерти побивали камнями (Лев 24:10-16.23; 3 Цар 21:10.13). Богохульство - это злословие Имени Господа (Лев 24:11), открытое глумление над Богом (Ис 36:18-20; Ис 37:1-4), неповиновение Божьим установлениям (Числ 16:3.30), игнорирование Божьей воли, явленной в Его Законе (Ис 5:24; ср. Деян 6:11.13), неверие и непослушание (Иез 20:27), обращение к другим богам (-> Идол, идолослужение; Иез 20:27). В Деян 26:11 под "хулением" подразумевается отречение от веры;
2) грехи народа Божьего (2 Цар 12:14; Рим 2:24; ср. Притч 14:31) и христиан служат причиной того, что злословию подвергаются имя (1 Тим 6:1) и Слово Божьи (Тит 2:5), учение Господа (1 Тим 6:1), путь истины (2 Петр 2:2) и труд Божьих служителей (2 Кор 6:3);
3) богохульствует также человек, приписывающий себе качества и достоинства, присущие лишь Господу. Обвинив Иисуса в том, что Он отпускал грехи и называл себя Сыном Божьим (Мф 9:3; Ин 10:36), иудеи вынесли Ему смертный приговор (Мф 26:65). Во свидет-во услышанного богохульства люди разрывали -> одежду (Мк 14:63.64) и затыкали уши (Деян 7:57);
4) любая Х. может быть прощена (Мф 12:31.32; Лк 12:10; ср. 1 Тим 1:13), но только не Х., возводимая на Св. Духа. Согл. Мк 3:28-30, в этом случае мы имеем дело с сознат. неприятием явных и несомненных деяний Св. Духа и приписыванием их духу нечистому;
5) злословие "высших", к-рое допускали лжеучителя (2 Петр 2:10.11; Иуд 1:8-10), было, вероятно, направлено против падших ангелов.
Хумта,
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:54), упомянутый вместе с -> Афекой и -> Кириаф-Арбы; местонахождение Х. неизвестно.
Хупим
-> Хуфам.
Хуппим
-> Хуфам.
Хур (Ор)
(возм., аккад. "ребенок"):
1) израильтянин из колена Иуды (Исх 31:2; 1 Пар 2:19), отец Урия и дед -> Веселиила. От трех других сыновей Х. (в Синод. пер. - Халев) произошли жители Кириаф-Иарима, Вифлеема и Бефгадера (1 Пар 2:50);
2) с вышеназв. Х., видимо, не следует отождествлять Хура (в Синод. пер. - Ор), о к-ром говорится в Исх 17:10-12; Исх 24:14. Согл. более позднему иуд. преданию (Иосиф Флавий), он был мужем Мариами. Х. вместе с Аароном поддерживает руки Моисея, молящегося во время битвы с амаликитянами. Моисей назначил его и Аарона своими заместителями и верховными судьями на время восхождения на гору Синай;
3) один из убитых израильтянами мадиамских царей (Числ 31:8), к-рые были зависимы от аморрейского царя Сигона (Ис Нав 13:21);
4) отец Бен-Хура, приставника Соломона на горе Ефремовой (3 Цар 4:8);
5) отец Рефаии, начальника полуокруга Иерусалимского во времена Неемии (Неем 3:9).
Хурай,
израильтянин из Нагале-Гааша (1 Пар 11:32). Вероятно, то же лицо, что и -> Иддай.
Хурам
-> Хуфам.
Хурий
[евр. Хури, возм., аккад. "ребенок"], израильтянин из колена Гадова, сын Иароаха, отец Авихаила (1 Пар 5:14).
Хус
-> Хуш (3).
Хусарсафем
[евр. Кушан-Ришатайим (искаж. имя неустановленного историч. лица)]. Месопотамский царь, угнетавший израильтян (Суд 3:8-20). Евр слово, обозначающее Месопотамию, подразумевает не всю ее тер., а только сев.-зап. области, где был расположен Харран. Больше об этом царе ничего не известно. Существуют предположения, что это был властелин царства Митанни или Эдома. От ига Х. израильтян освободил судья Гофониил.
Хусий
-> Хушай.
Хусий, Хусия
[евр. Куши]:
1) предок Иегудия, жившего во времена пр. Иеремии (Иер 36:14);
2) отец пр. Софонии (Соф 1:1).
Хусия
-> Хусий, Хусия.
Хуфам,
сын или потомок Вениамина, родоначальник одного из родов вениамитян (Числ 26:39). Согл. Быт 46:21, Х. может быть тождествен Хуппиму (Хупиму), к-рый назван в 1 Пар 7:12.15 сыном Ира. Возм., Х. идентичен Хураму, упомянутому в 1 Пар 8:5.
Хуш
(возм., "западня"), предположит. город в Иудее, жители к-рого были потомками Езера (1 Пар 4:4); возм., это совр. Хосан, в 6 км зап. Вифлеема. Хушатяне были выходцами из Х. (2 Цар 21:18; 2 Цар 23:27).
Хуш, Хус
[евр. Куш]:
1) земля Х. (в науч. лит-ре - Куш; в Синод. пер., как правило, - Ефиопия, Пс 67:32), располагавшаяся юж. Египта, т.е. Нубия и граничащие с ней области (тер. совр. Судана), - это та земля, к-рую антич. авторы называют Эфиопией. Высокорослые, славившиеся воин. мастерством жители этой земли (Ис 18:2) отличались темным цветом кожи, поэтому пророк вопрошает, "может ли Ефиоплянин переменить кожу свою?" (Иер 13:23). Авдемелех, вызволивший пр. Иеремию из ямы (Иер 38:7), и крещенный Филиппом евнух (Деян 8:27) были жителями земли Х. В отдельные историч. периоды Эфиопское царство в Нубии достигало расцвета; его столицами были Напата и Мероэ. Нубийцам даже удавалось на время устанавливать свое господство над Египтом; XXV династия фараонов была нубийского происхождения. Ефиоплянином был и фараон Тахарка (библ. Тиргак - 4 Цар 19:9). Периоды расцвета Эфиопского царства чередовались с периодами его упадка. В новозаветные времена власть здесь находилась в руках цариц, к-рые носили титул "кандакия" (Деян 8:27).
2) старший сын Хама (Быт 10:6-8; 1 Пар 1:8-10), родоначальник араб. народов и предок Нимрода;
3) вениамитянин, противник Давида (Пс 7:1).
Хушай
[евр. Хуппа, "защитный кров", "покой невесты"], руководитель 13-й чреды певцов в храме во времена Давида (1 Пар 24:13).
Хушай (Хусий),
-> архитянин (ср. Ис Нав 16:2), друг царя -> Давида (2 Цар 15:37; 1 Пар 27:33), отец Вааны, одного из приставников Соломона (3 Цар 4:16). Как доверенное лицо Давида, Х. сыграл решающую роль во время восстания Авессалома: сделав вид, что переходит на сторону бунтовщиков, он "расстроил совет Ахитофела" и через сыновей священников послал Давиду предостережение (2 Цар 15:32-37; 2 Цар 16:16-19; 2 Цар 17:5-23).
Хушам,
царь Эдома, выходец из земли -> феманитян (Быт 36:34; 1 Пар 1:45).
Хушатянин
-> Хуш.
Хушим,
сын Дана (Быт 46:23). В Числ 26:42 он назван Шухамом.
Хушим (Хушима):
1) потомок Вениамина (1 Пар 7:12);
2) жена вениамитянина Шегараима, мать Авитура и Елпаала (1 Пар 8:8.11).
Хушима
-> Хушим (2).