Библейская Энциклопедия -- Д 3--
Долина благословения
[евр. бераха], место, где -> Иосафат (5) и его войско благословили Господа за одерж. победу (2 Пар 20:26). Это название сохранилось в названии руин Берейкут, располож. в 6 км сев.-зап. Ткоа (библ. Фекои) и в 8 км юго-зап. Бет-Лехема (библ. Вифлеема).
Долина видения
в Ис 22:1.5, вероятно, обозначает Иерусалим. Возм., это название метафорич. говорит об Иерусалиме как о месте, где пророки получали свои видения, но не исключено, что здесь содержится намек на жажду сенсаций, к-рой были обуреваемы его жители.
Долина дуба
(1 Цар 17:2) - плодородная долина Вади-эс-Самт (новоевр. Хаэла). Д.Д., начинающаяся от Ливны, была единств. местом на зап. границе Иудеи, через к-рое филистимляне проникали в эту страну. В верхней своей части Д.Д. была заперта крепостью -> Беф-Цур (Веф-Цур).
Долина плотников
-> Долина Харашим (плотников).
Долина Рефаимов (Рефаимская)
("долина исполинов"), плодородная долина (см. Ис 17:5) на границе уделов Иуды и Вениамина (Ис Нав 15:8; Ис Нав 18:16), недалеко от Вифлеема (ср. 1 Пар 11:15-18). Давид неоднокр. одерживал здесь победы над филистимлянами (2 Цар 5:17 и след.; 2 Цар 23:13 и след.; 1 Пар 14:9 и след.). Ныне это место называется Эль-Бака (новоевр. Эмек-Рефаим). Близ ее юж. границы расположен монастырь Илии (-> Ваал-Перацим). Остатки древнейших из найденных в Д.Р. сооружений относятся к каменному веку. Название долины напоминает об исконных жителях древней Палестины, -> исполинах.
Долина сыновей Еннома
В Ис Нав 15:8; Ис Нав 18:16 это место названо "долиной сына Енномова", а в 4 Цар 23:10; 2 Пар 28:3; Иер 7:32 - "долиной сыновей Еннома". Долина [араб. Вади-эр-Рабаби] находится юж. Иерусалима. Здесь был расположен -> Тофет, место, где идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву Молоху. После Божьего суда над Иерусалимом Господь говорит, что это место должно называться "долиной убиения" из-за недостатка места для погребения мертвых (Иер 19:6.11). В Ис 30:33 речь идет о Тофете как месте наказания царя, где Господь Своим дуновением зажжет костер, в Таргуме же упоминается о Д.С.Е. (гехинном), а в Талмуде сообщается, что в этой долине находится вход в преисподнюю - в том месте, где между двумя пальмами поднимается дым. Исходя из этого, название долины на греч. языке НЗ трактуется как обозначение преисподней (геенна) (-> Ад, преисподняя).
Долина Харашим (плотников),
широкая долина, лежащая юго-вост. Яффы (Иоппии), в к-рой находились города Лод (Лидда) и Оно (1 Пар 4:14; Неем 11:35).
Дом из ливанского дерева,
дом Соломона, построенный им возле храма в Иерусалиме; 45 колонн из ливанского кедра делали огромный зал дома похожим на лес. Позднее зал служил арсеналом (3 Цар 7:2; 3 Цар 10:17.21; 2 Пар 9:16.20; Ис 22:8).
Дом рабства
Это выражение подразумевает Египет, где израильтяне занимались рабским трудом (Исх 13:3.14; Исх 20:2; Втор 5:6; Ис Нав 24:17; Суд 6:8; Иер 34:13; Мих 6:4). Оно употребляется только в связи с освобождением израил. народа, ставшим возможным благодаря спасит. промыслу Божьему.
Дом сокровищ
-> Сокровищница, хранилище.
Дом, строительство дома
I: 1) прочное жилище, не предназнач. для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в -> шатрах (Числ 16:26; Суд 4:17; Иер 35:7); иногда убежищем служили пещеры (Суд 6:2; Суд 15:8; 1 Цар 13:6);
2) точное представление о Д. израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячел. до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в Д. располагался с поперечной стороны. Первонач. Д. имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутр. двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (2 Цар 17:18 - в Синод. пер. - "колодезь"). Жизнь израил. семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, Д. же использовали только для сна. Д. состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Ис 1:3). Фундамент Д. клали из камня; поскольку при археол. раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относит. высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Втор 22:8) и снабженной внутр. и внешней, иногда винтовыми, лестницами (2 Пар 9:11; 3 Цар 6:8), располагалась горница (Суд 3:23; 3 Цар 17:19; Дан 6:10; Деян 1:13). Довольно толстые кирпичные стены княжеских Д. позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких Д. состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в Д. простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета -> купание;
3) когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (2 Цар 5:11; 3 Цар 5:18), это сказалось и на качестве отделки обычных строений - она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII в. до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, напр., в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены Д., состоящие из трех смежных продольных помещений, к к-рым примыкало еще одно помещение, располож. поперек по всей ширине строения;
4) в перс.-греч. период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма Д. остается в основном той же, но сами Д. становятся меньшими. Та же форма Д. сохраняется и в эллинист.-рим. эпоху. Новое проявляется лишь в строит. элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К рим. периоду относится и появление сводчатых кровель.
II: 1) при сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Ис 9:10); при строит-ве храма использовали также мрамор (1 Пар 29:2). Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (3 Цар 7:12). Однако дорогостоящие сорта древесины - кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и др. - при строит-ве обычных Д. не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (3 Цар 10:27; Ис 9:10), из к-рой делали кровельные перекрытия. Кровля таких Д. была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, к-рый, вероятно, приходилось часто подновлять , т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (4 Цар 19:26). Как и крыша, пол делался из утрамбов. глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. -> Известь служила строит. раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом (Ис 33:12 - в Синод. пер. - "горящая известь") (Лев 14:42);
2) деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Притч 17:19) запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Пс 106:16). Двери Д. открывали на стук. Греч. слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположит. - кольцом (Лк 12:36; Деян 12:13). Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в к-рых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Исх 12:7), сюда, согл. предписанию, содержащемуся во Втор 6:9, прикрепляли и
коробочки с полосками пергамента, на к-рых были начертаны стихи Втор 6:4-9; Втор 11:13-21 (-> Хранилище);
3) в бедных Д., по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (см. Лк 15:8). В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизит. 50 х 50 см, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидет-ва об имевшихся на окнах решетках (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9). Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (4 Цар 13:17). Поскольку через окна в Д. могли проникнуть воры (Иоил 2:9; ср. Иер 9:21), то их часто делали очень высоко (1 Цар 19:12). То же относится и к Д., располож. у гор. стены или встроенным в нее; через окна таких Д. беглецы могли спуститься только по веревке (Ис Нав 2:15; 2 Кор 11:32). Окна, описанные в 4 Цар 9:30; Иер 22:14, по-видимому, относились к особому виду. Судя по егип. изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с к-рых царь обращался к народу.
III. Внутр. убранство Д. было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Д. прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, к-рую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных Д. обитатели лежали и сидели на циновках, разлож. на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В 4 Цар 4:10 перечислены предметы мебели и утварь - кровать ("постель"), стол, стул ("седалище") и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в к-рой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (3 Цар 17:12; Ин 2:6), сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был Д., тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из -> слоновой кости (Ам 6:4; ср. 3 Цар 22:39), а также застилать их разноцветными егип. тканями (Притч 7:16).
IV: 1) Д. упоминаются и в законе о "язве проказы" (Лев 14:33-53). Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то Д. считался "покрытым проказой" и подлежал сносу. При этом обломки и строит. мусор надо было вынести за пределы города;
2) существовали особые предписания по продаже Д. и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной Д. передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначал. владельцу самое позднее в -> юбилейный год (Лев 25:31). Но Д. в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца. В этом случае недвижимость могли приобретать и -> пришельцы. Исключение составляли Д. в городах левитов, к-рые тоже считались наследств. собственностью.
V: 1) в метафорич. значении Д. означает семейный быт, семейство, род (Быт 45:2; 1 Цар 3:14 и проч.) или объединенных верой домочадцев (Деян 11:14; Деян 16:15; 2 Тим 1:16; 2 Тим 4:19) во главе с отцом как "домашним священником";
2) а) Д. Божий во всеобъемлющем значении - это Его народ (Числ 12:7; Евр 3:2.5) и христ. Церковь (1 Тим 3:15; 1 Петр 4:17; Евр 3:3-6 и др.), к-рая названа также храмом Божьим (1 Кор 3:16; 1 Кор 6:19). Ее учителя названы домостроителями (1 Кор 4:1); б) в более узком смысле под Д. Божьим подразумевается земное святилище (Быт 28:17.19; Пс 83:11; Мф 23:38; Мк 2:26), к-рое Иисус называет также Д. Своего Отца (Ин 2:16) и Д. молитвы (Мф 21:13; Мк 11:17); в) Д. Отца могут быть и небеса (Ин 14:2); Д. (жилище) на небесах (2 Кор 5:1) означает воскресшее тело. -> Строительство, строить.
VI. "Дом храбрых" - название здания в Иерусалиме (Неем 3:16; ср. 2 Цар 23:8 и след.), где размещался главный пост стражи вблизи цар. крепости. -> Дворец -> Крепость.
Дом торговли
Очищение храма Иисусом и Его заповедь не превращать -> храм в дом торговли (Ин 2:16) были направлены против торговцев и менял, занимавшихся своим ремеслом во дворе язычников. Неиудеям, к-рые не могли заходить в храмовый комплекс дальше этого двора, торговая суета мешала молиться Богу.
Домашние, живущие в доме
I. "Домашними" в Библии названы люди, проживающие в одном доме, независимо от степени родства. В Исх 3:22 это слово употреблено в отношении египтян, из чего можно заключить, что израильтяне жили в земле Гесем не вполне обособленно.
II: 1) в Иов 19:15 (МТ), напротив, проводится разграничение между челядью и домочадцами (в Синод. пер. - "пришлые в дому"). В Иер 20:6 под "живущими в доме Пасхора", вероятно, подразумеваются члены его семьи, в том же значении Иисус употребляет слово "домашние" (Мф 10:36; ср. Мих 7:6). В 1 Тим 5:8 христианину заповедано заботиться о своих Д., родственниках, иначе он отрекается от веры и становится "хуже неверного";
2) в Мф 10:25 Господь называет Своими Д. учеников, а в Еф 2:19 ап. Павел говорит о верующих как о Д., т.е. членах семьи Божьей (в Синод. пер. - "свои Богу").
Домостроитель
-> Начальник дома, домостроитель.
Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор)
("палаточный лагерь в форме круга"), ханан. город (Ис Нав 11:2; Ис Нав 12:23) в уделе Манассии (Суд 1:27), в холмистой местности [евр. нафот, "холмы"] на берегу моря юж. Кармила (Ис Нав 11:2). Д. - очень древний город. Около 1190 г. до Р.Х. он был завоеван одним из "народов моря". Когда вскоре после 1100 г. до Р.Х. в Д. пришел египтянин Унамон, во главе этого малого гос-ва стоял князь Бедер. Позднее область Д. стала одним из адм. округов в царстве Соломона (3 Цар 4:11). Монеты времен Помпея (64 г. до Р.Х.) напоминают о кровавом эллинист.-рим. периоде в истории города. Д. находился несколько сев. совр. деревни Эт-Тантура, в 23 км юж. Хайфы. Дж.Гарстэнг обнаружил здесь, в холме Хирбет-эль-Бурдж, культурные слои, относящиеся к бронзовому веку.
Дорога
I. В -> Палестине, располож. на пересечении множества путей, дороги имели особенно важное значение. Все главнейшие пути сообщения проходили с севера на юг, к ним добавлялись нек-рые "поперечные" дороги, в напр. запад-восток:
1) за прибрежной дорогой, имеющей большое значение только сев. Акко, следовал главный сквозной путь из Месопотамии через Пальмиру, Дамаск, Хацор, Мегиддо и Газу в Египет. От Мегиддо в Беэр-Шеву проходила дорога по водоразделу западноиорданских гор через Сихем, Иерусалим, Хеврон и Кадес дальше в Египет (путь к Суру; Быт 16:7). Дорога через долину Иордана имела меньшее значение. По восточноиорданскому плоскогорью проходили две дороги. Западная, царская, дорога (Числ 20:17; Числ 21:22; вела из Дамаска через Есевон, Дивон, Кир-Херес, Петру к заливу Акаба. Другая проходила по краю сирийско-аравийской пустыни, через Равву и Маон, далее в Аравию;
2) важнейшие "поперечные" пути сообщения проходили от Акко через Галилею к озеру Кинерет; от Акко через Изреельскую равнину и Бефсан далее на Васан; от Яффы (Иоппии) через Сихем к броду через Иордан при Адаме (II) и далее на Галаад; от Яффы через Лод, затем либо через Вефиль, либо через Иерусалим в Иерихон и далее на Равву; от Аскелона через Геф и Хеврон в Енгедди и далее на юг - вдоль Мертвого моря до Аравы; от Газы через Беэр-Шеву и Акравимскую возвышенность на - Петру.
II. Состояние дорог, в основном, было плохим (ср. Ис 40:3 и след.; Ис 57:14; Ис 62:10; -> Города-убежища, I,2). Укрепл. и мощеные дороги стали известны только с перс., но в большей мере с рим. периода. Рим дороги были снабжены придорожными камнями, указывавшими расстояние в милях; вдоль цар. дороги они сохранились в значит. количестве вплоть до наст. времени.
III. В городах (-> Город) дороги (гор. улицы и переулки) были узкими и грязными (ср. Пс 17:43; Ис 10:6; Зах 9:3). Только в эллинистич. период, с увеличением площади городов, стали прокладывать прямые, широкие, обрамленные колоннадами дороги (-> Антиохия, II,4 -> Самария, II,4). Люди, занимавшиеся одним и тем же ремеслом или торговлей (см. 3 Цар 20:34; -> Самария, II,2), селились вместе на одной улице, к-рая получала соотв. название. Так, в Иерусалиме мы слышим об "улице хлебопеков" (Иер 37:21) и о "белильничьем поле" (Ис 7:3; Ис 36:2).
Дофаим
-> Дофан (Дофаим).
Дофан (Дофаим),
город на караванном пути из Дамаска в Египет (Быт 37:17). Д. стоял на возвышенности, окруженной равниной, на к-рой могло расположиться большое войско (4 Цар 6:13 и след.). В наст. время это холм Телль-Дотан в 15 км сев. Самарии.
Дофка
[возм., от егип. мафкат, "бирюза"], одно из мест между пустыней Син и Рефидимом, где израильтяне располагались станом во время своего странствования по пустыне (Чис 33:12 и след.). Возм., ныне это егип. горнодобывающий центр Серабит-эль-Хадим; существует также мнение, что Д. находилась в долине Вади-Магара, сев.-зап. Сербала.
Дочь
[евр. бат; греч. тюгатер]:
1) слово "дочь" в Библии употребляется в отношении как родного (Быт 30:21), так и приемного ребенка (Есф 2:15), внучки (Быт 24:48), снохи (Руф 1:12) и других родственниц. Это слово во мн.ч. означает женщин одного семейства или сообщества. Так, в Числ 25:1; 2 Цар 1:20; Лк 23:28 говорится о "дочерях Моава", "дочерях Филистимлян" и "дочерях Иерусалима";
2) у израильтян власть отцов распространялась на Д. в гораздо большей степени, чем на сыновей; в праве наследования они также не были равноправны со своими братьями (Числ 27:1-11). Отец мог продать Д. (Исх 21:7). Обет, данный Д., имел силу только в том случае, если на то было согласие отца (Чис 30:4 и след.). -> Дети;
3) часто слово "Д." используется и для персонификации городов или стран: "дочь Сиона", "дочь Иерусалима" (Ис 37:22), "дочь Тира" (Пс 44:13), "дочь Вавилона" (Пс 136:8), "дочь Египта" (Иер 46:11), "дочь Едома" (Плач 4:22). -> Девица, дева (III);
4) под "дщерями пения" в Екк 12:4, видимо, подразумеваются песни.
Дощечка
В Лев 8:9 упоминается золотая полиров. Д., крепившаяся на кидар (головной убор) первосвященника. На ней было начертано: "Святыня Господня" (Исх 28:36; Исх 39:30).
Драгоценные камни
В самой Палестине нет месторождений Д.К., но при раскопках здесь было обнаружено множество предметов, сделанных из драг. или полудраг. камней, в т.ч. печатей и фигурок скарабеев. Большая часть их была найдена в юж. областях Палестины, в культурных слоях, относящихся к железному веку. Предположит., эти изделия были привезены из Египта. Кр. того, Д.К. вывозили из Хавила (Быт 2:11 и след.), Савы (Аравия; 3 Цар 10:2; Иез 27:22), Офира (3 Цар 10:11) и Эдома (Иез 27:16, в Синод. пер. - "Арамеяне"). Возм., идентификация Д.К. в нижеслед. описании не совсем полная:
1) АГАТ [евр. шево; аккад. шубу], полудраг. камень, минерал класса силикатов, назв. по одному из его месторождений на реке Ахат в Сицилии. Камень имеет разную окраску и особенно ценится за свой естеств. рисунок. В Исх 28:19; Исх 39:12 агат назван вторым камнем третьего ряда в наперснике первосвященника;
2) АЛМАЗ [евр. яхалом], Д.К. (Исх 28:18; Исх 39:11; Иез 28:13), назв. в Септуагинте и Вульгате ясписом (яшмой). Совр. алмаз, вероятно, не был известен в древности, поскольку достоверные сведения о нем появляются только в I в. по Р.Х. Евр слово шамир, переданное в Синод. и многих других переводах как алмаз (Иер 17:1; Иез 3:9), в Ис 5:6; Ис 7:23-25 и др. употребляется как собират. понятие, обозначающее "тернии". При таком толковании слова шамир более понятным стало бы и упоминание алмаза в Иер 17:1, но, видимо, здесь имеется в виду адамантан, разновидность корунда, как и алмаз, самый твердый из известных минералов (см. Иез 3:9);
3) АМЕТИСТ [евр. ахлама, греч. аметюстос], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот Д.К. ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры - из Испании и Индии. Аметист использовался, гл. обр., для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот Д.К. навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист - третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:19; Исх 39:12) и двенадцатый - в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20);
4) БИРЮЗА [евр. таршиш], минерал класса фосфатов небесно-голубой или зеленоватой окраски, часто встречающийся на Синайском полуо-ве. Бирюза - самый мягкий из всех назв. камней. Пр. Даниил сравнивает с бирюзой (в Синод. пер. - "топазом") тело явившегося ему в видении "мужа" (Дан 10:6);
5) ВИРИЛЛ, берилл [греч. берюллос], минерал класса силикатов, окраска разнообразн.: голубая, желтая, зеленая, розовая. В Откр 21:20 вирилл назван восьмым камнем в основании стены нового Иерусалима;
6) ГИАЦИНТ [греч. гюакинтос], минерал класса силикатов, Д.К. коричнево-красного, желтоватого, реже - зеленоватого цветов. Бывает бесцветным, как вода (аквамарин), или голубым (берилл или бирюза). Гиацинт назван одиннадцатым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20);
7) ИЗУМРУД -> СМАРАГД;
8) КАРБУНКУЛ -> РУБИН;
9) КРИСТАЛЛ [греч. крюсталлос, лед], бесцветный, прозрачный, как вода, кварц, иначе называемый горным хрусталем. Из этого Д.К. будет сделана ограда Божьего города (Ис 54:12; в Синод. пер. - "из драгоценных камней"), но в сравнении с премудростью даже драгоценный кристалл утрачивает свою ценность (Иов 28:18; в Синод. пер. - "жемчуг"). В Иез 1:22 и Откр 4:6 свод над Божьим престолом и море перед ним сравниваются по своей прозрачности с кристаллом;
10) ОНИКС [евр. шохам; греч. онюкс, "ноготь"], разновидность халцедона с хорошо выраженными черными и белыми слоями. Земля Хавила славилась месторождениями оникса (Быт 2:12). В ВЗ оникс назван "драгоценным" (Иов 28:16; Иез 28:13). Два таких камня с вырез. на них именами 12 колен Израилевых были вставлены в золотые гнезда на нарамниках ефода первосвященника (Исх 28:9.12). Оникс был вторым камнем в четвертом ряду его наперсника (Исх 28:20). Давид заготавливал этот Д.К. для будущего храма (1 Пар 29:2);
11) РУБИН [евр. нофех, экдах, кадкод], минерал класса оксидов, прозрачный красный корунд, называемый также карбункулом, Д.К. Первый камень второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18). Давид собирал рубины для украшения храма (1 Пар 29:2; в Синод. пер. - "камни красивые"). Окна и ворота Сиона будут сотворены из рубинов и карбункулов (Ис 54:12; - в Синод. пер. - "рубинов ... жемчужин"). Арамеи привозили этот Д.К. в Тир (Иез 27:16);
12) САПФИР [евр. саппир; греч. сапфейрос]. Упоминаемый в Библии под этим названием Д.К., видимо, не является сапфиром в совр. понимании; скорее всего, это лазурит - минерал класса силикатов, ярко-синий камень, нередко с белыми и золотистыми включениями, встречается также в Азии. Сапфир был вторым камнем второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18) и будет вторым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19). В Плач 4:7 внешний вид князей Иерусалима сравнивается с блеском сапфира. В древности этот минерал причислялся к Д.К. и высоко ценился (Иов 28:16; ср. также Песн 5:14; Ис 54:11). Во времена Моисея 70 старейшин сравнивают то, что находилось под ногами Бога, с "работой из чистого сапфира" (Исх 24:10);
13) САРДИС, САРДОЛИК [евр. одем; греч. сардион], вероятно, соотв. сердолику, минералу класса силикатов, оранжево-красного цвета, разновидности халцедона. Сардис - первый камень первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17, Синод. пер. "рубин") и шестой - в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20). Высоко ценился (Иез 28:13; в Синод. пер. - "рубин"); в его блеске Иоанн видел Божью славу (Откр 4:3);
14) САРДОНИКС [греч. сардонюкс], разновидность халцедона с коричневыми или красными и белыми прожилками. Пятый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20);
15) СМАРАГД, ИЗУМРУД [евр. барекет, барекат; греч. смарагдос], вост. смарагд - это прозрачный зеленый берилл, к-рый встречается в Верхнем Египте. Смарагд был третьим камнем первого ряда в наперснике первосвященника (в Исх 28:17; Исх 39:10 это, возм., также зеленый полевой шпат). В Тире изумруды использовали для изготовления ювелирных украшений (Иез 28:13). В НЗ смарагд - четвертый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19). Иоанн сравнивает с этим камнем радугу вокруг Божьего престола (Откр 4:3);
16) ТОПАЗ [евр. питда; греч. топадзион], минерал класса силикатов, прозрачный, чаще желтый, с оттенками от коричневого до светло-голубого. Возм., в ВЗ топазом назван хризолит. Он был вторым камнем первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17). Эти Д.К. привозили из Эфиопии (Иов 28:19), они были известны и в Тире (Иез 28:13). В новом Иерусалиме топаз будет девятым камнем в основании стены (Откр 21:20);
17) ХАЛКИДОН, халцедон [греч. халкедон], минерал класса силикатов, разновидность кварца со скрытокристаллической мелковолокнистой структурой. Бесцветный или светло-серый полудраг. камень, получивший свое название от города Халкедона на Босфоре. Халкидон назван третьим камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19);
18) ХРИЗОЛИТ [греч. хрюсолитос, "золотой камень"], желто-зеленый прозрачный минерал класса силикатов, встречающийся преимущ. в Египте и Нубии. Хризолит назван девятым камнем основания стены нового Иерусалима (Откр 21:20; в Синод. пер. - "топаз"). Антич. хризолит - это (как и в ВЗ) совр. топаз;
19) ХРИСОПРАС, хризопраз [греч. хрюсопрасос, "золотисто-зеленый камень"], полудраг. камень, разновидность халцедона. Этот матовый камень часто путают с собственно халцедоном. Хрисопрас назван десятым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20);
20) ЯСПИС [евр. яшефэ; греч. иаспис]. Обычно под ясписом понимают яшму, но такое отождествление, скорее всего, неверно, ибо в соотв. с Откр 21:11, яспис - совершенно прозрачный камень с ярким блеском. Яшма же обычно непрозрачна, имеет коричневатую или зеленоватую окраску и относится к полудраг. камням. Исходя из этого можно предположить, что в Откр 4:3 речь идет о благородном опале;
21) ЯХОНТ [евр. лешем], предположит. янтарь, высоко ценившийся в древности, в Библии упоминается лишь дважды. Яхонт был первым камнем в третьем ряду наперсника первосвященника (Исх 28:19; Исх 39:12).
Драконов источник
Источник Рогель, протекавший юго-вост. Иерусалима (Неем 2:13), там, где Кедронская долина граничила с "долиной сыновей Еннома". Рядом с Д.И. находился камень Зохелет (3 Цар 1:9), "змеиный камень". Вероятно, название этого камня связано с древним культом "медного змея", на что, возм., указывает и название источника.
Драхма,
греч. серебряная монета. Приданое восточной женщины состояло обычно из 10 или 20 Д. (см. притчу о потерянной Д., Лк 15:8). Если приданое было неполным, девушка не могла выйти замуж. Часто она носила эти монеты на шее на золотой цепочке. -> Деньги.
Древесина
-> Акация -> Дуб -> Кедр -> Кипарис.
Древний
-> Старый.
Дровосек
-> Нефинеи.
Дрожжи,
горьковатое на вкус вещество, состоящее из микроскопич. грибков, вызывающих брожение. У древних евреев Д. считались нечистым продуктом. Использовались при изготовлении вина. Сравнивая в Пс 74:9 Божий суд с чашей в руке Господа, псалмопевец говорит, что "даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли", к-рые в полной мере познают горечь суда. В то же время, на трапезе для "всех народов" будут поданы "самые чистые вина", т.е. вина без Д. (Ис 25:6), и, следовательно, будет царить не омраченная страданием радость. Пр. Иеремия говорит о моавитянах, а пр. Софония об иудеях, что они "сидят на дрожжах своих" (Иер 48:11; Соф 1:12), т.е. сделались нечестивыми, неспособными к нравств. очищению.
Дромадер
-> Верблюд.
Друг царя
Это словосочетание обозначает в ВЗ высокопоставленного чиновника при дворе, доверенное лицо и советника царя. Ахузаф, друг филистимского царя Авимелеха, стал свидетелем заключения союза между Авимелехом и Исааком (Быт 26:26). Позднее архитянин Хусий был Д.Ц. Давида (2 Цар 15:37; 2 Цар 16:16; 1 Пар 27:33), а Завуф, сын Нафана, - Д.Ц. Соломона (3 Цар 4:5); племянник Давида Ионадав был другом наследника престола Амнона (2 Цар 13:3). В 2 Цар 3:8; 3 Цар 16:11, где слово "друг" стоит во множ. числе, вероятно, речь идет о таких же приближенных царя; это подтверждает существование подобных должностей при дворе Саула и в израил. Северном царстве. Возм., что такие же должностные отношения связывали Иуду с Хирой одолламитянином (Быт 38:12.20). Друг кесаря -> Кесарь (II).
Дружба, друг:
1) Д. знаменует самые тесные и теплые отношения между людьми (Быт 38:12; Втор 13:6; 1 Цар 30:26; 2 Цар 13:3 и т.д.). Истинные друзья познаются в беде (см. 1 Цар 20:19 и след.; 1 Цар 23:16 и след.; Сир 6:7 и след.). Скорбная песнь Давида, оплакивающего своего убитого друга Ионафана, принадлежит к числу наиб. волнующих и проникновенных произведений, посвященных истинной Д. (2 Цар 1:19 и след.). В Библии часто рассказывается о подобной Д. (2 Цар 15:37; Дан 3). Д. может связывать людей крепче, чем родств. отношения (ср. Притч 17:17; Притч 27:9). Д. укрепляется и особо ценится, если она зиждется на вере в живого Бога и если основой ее является Сам Господь (Сир 6:16 и след.; ср. Филипп и Нафанаил, Ин 1:45 и след.; Павел и Филимон, Флм 1:1 и др.). Вражда против Господа Иисуса Христа также может создать основу для Д., но эта Д. будет смертельной (Лк 23:12). Гарантией нерушимости Д. служит верность (Сир 27:17 и след.), а неверность и предательство губят ее (Пс 40:10; Иер 9:4 и след.; Мф 26:50);
2) Авраам и другие праведники (см. Исх 33:11; Иак 2:23) названы Божьими друзьями (Пс 126:2 - в Синод. пер. - "возлюбленному Своему"). Такая Д. исключает "дружбу с миром", к-рая "есть вражда против Бога" (Иак 4:4). Д. Бога и людей основана на служении Иисуса Христа, Который "положил душу за друзей своих" (Ин 15:13 и след.). Д. Бога обязывает человека верить Ему. "Аврам поверил Господу" (Быт 15:6) и поэтому стал Его другом;
3) в Ев. от Матфея слово "друг" [греч. гетайрос] трижды встречается в качестве обращения, но оно всегда наделено негативным, осуждающим звучанием (Мф 20:13; Мф 22:12; Мф 26:50).
Друзилла,
младшая дочь царя Ирода Агриппы I (37-44 г. по Р.Х.), сестра Ирода Агриппы II. Красоте Д. завидовала ее старшая сестра Вереника. Обрученная в , Друзилла так и не вступила в брак со своим женихом, поскольку тот не захотел подвергнуться обрезанию. Она вышла замуж за царя сир. города Эмессы Азиза, к-рый исполнил необходимое условие. Позже Д. оставила его и стала женой рим. прокуратора Феликса (Деян 24:24).
Дуб
Словом "Д." в Синод. пер. Библии передано несколько различных евр. слов. Слово аллон, к-рым названо дерево Васана, обозначает собственно Д. (Ис 2:13; Иез 27:6; Зах 11:2). В Ис 6:13 и в Ос 4:13 наряду со словом аллон употребляется слово эла, переведенное в названных местах как "теревинф", а во многих других - как "дуб". В Палестине произрастают след. разновидности Д.:
1) Д. хермесовый (Quercus coccifera), вечнозеленое дерево с густой листвой. Небольшие листья этого Д. обрамлены зубцами, желуди мелкие, с твердой скорлупой;
2) греч. Д. (Quercus aegilops), встречающийся преимущ. в Галилее, а также на вост. берегу Иордана. "Дубы Васанские" (Ис 2:13; Иез 27:6) были, по-видимому, именно этого вида. Листья у этих Д. крупнее, чем у хермесовых, весной они обновляются. Продолговатой формы съедобные желуди находят также применение при дублении кож;
3) к другим, менее распростр. разновидностям Д. относятся каменный Д. (Q. ilex), произрастающий, в частности, на горе Фавор, и чернильный Д. (Q. cerris). Только в горах Антиливана насчитывается еще восемь разновидностей Д., и среди них - распространенный в Европе скальный (сидячецветный) дуб (Q. sessiliflora);
4) -> Теревинф;
5) евр. слово эшэл, также переведен. в Синод. пер. как "дуб", означает тамариск (Tamarix) - дерево, имеющее мелкие листья в форме чешуек или иголок, тесно прижатых к ветвям. В Палестине растет несколько разновидностей тамариска. Самое крупное из этих деревьев, Tamarix arti-culata, достигает величины дуба. Встретить тамариск можно прежде всего в долинах с пересыхающими ручьями, в пустынях и степях (1 Цар 22:6; 1 Цар 31:13). В Библии Д. упоминается часто. Иногда у Д. были имена, от к-рых происходили названия местностей (Суд 9:6.37; 1 Цар 10:3). Под Д. иногда хоронили умерших (Быт 35:8) и приносили жертвы идолам (Ос 4:13). Из дубовой древесины изготовлялись статуи идолов (Ис 44:14 и след.). Д. служит воплощением величия и силы, к-рые, однако, ничего не значат перед Богом (Ис 2:12 и след.; Зах 11:2).
Дубрава
В Быт 13:18 словом "дубрава" обозначены рощи с растущими в них теревинфами. Для жителей Ханаана они служили местом культовых поклонений и жертвоприношений. В таких рощах происходило служение идолам и в Израильском царстве (Иер 17:2; ср. 4 Цар 16:4; 4 Цар 17:10; Иер 2:20; Иез 6:13).
Дума
("тишина", "молчание"):
1) город в уделе Иуды (Ис Нав 15:52), совр. селение Эд-Доме, располож. прим. в 17 км юго-зап. Хеврона;
2) потомки Измаила (Быт 25:14; 1 Пар 1:30), араб. племя, жившее в погран. области между Сирийской и Аравийской пустынями. Возм., это был район оазиса Думат-эль-джендел (совр. Эль-Джауф) на северо-востоке Аравии;
3) согл. Ис 21:11, это, видимо, символич. обозначение Эдома (Сеир).
Дунуть,
в Ин 20:22 в переносном смысле обозначает передачу Св. Духа (-> Дух, Святой Дух).
Дух, Святой Дух
I. ПОНЯТИЕ "ДУХ"
Изначально евр. слово руах, как и греч. пнеума, означало "дыхание" или "ветер", а значение "дух" приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:
1) в основном значении - "ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: "Ветер, где хочет веет..." (Ин 3:8 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; ср. Евр 1:7: "делающий ангелов Своих ветрами" - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
2) неоднократно это слово употребляется в значении "человеческая душа": "Дух бодр..." (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: "и возвратился дух ее" (Лк 8:55). Д. ап. Павла "возмутился" при виде Афин - "города, полного идолов" (Деян 17:16). Божий Д. "свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии" (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Д. без порока (1 Фес 5:23) и т.д.;
3) слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте "духи праведников, достигших совершенства" (Евр 12:23) и "духи, находящиеся в темнице" (1 Петр 3:19);
4) в Библии говорится и о недобрых Д.: злых Д. (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно "нечистыми" Д. (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными Д. (Деян 16:16), а также "духом немощи" (Лк 13:11), Д. усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово "дух" может использоваться и в иносказат. значении;
5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании "Святой Дух".
II. СВЯТОЙ ДУХ
А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ
Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. хаоса была создана вселенная, "Дух Божий носился над водою" (Быт 1:2). В нем было творч. начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. - это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3; Иов 33:4; Пс 103:29 и след.). Этот "дух жизни" оживил "рассеянные кости Израиля" (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен "слову" (логос), бывшему в начале у Бога, через к-рое все было сотворено (Ин 1:1 и след.). Это творящее Слово - Сам Христос (1 Кор 15:45; -> Иисус Христос). Тождество Христа и Св. Д. выражено Павлом в словах: "Господь есть Дух" (2 Кор 3:17). -> Бог (IV,В).
Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Св. Д. - это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеч. жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Д. дает человеку разумение (Иов 32:8). "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их" (Неем 9:20). "И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!" (Агг 2:5). Человеку следует довериться этому Д. (Пс 142:10). Он вершает великие деяния, рядом с к-рыми человеч. усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. художников (Исх 31:1 и след.), судей (Суд 3:10; Суд 6:34 и др.), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1 Цар 10:6.10; 1 Цар 16:13 и след.). Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1 Цар 19:20.23); 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее (Числ 11:17). На Елисее "опочил" Д. Илии (4 Цар 2:15). Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; Ис 42:1). На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16). Силой этого Д. Он исцелял и благотворил (Деян 10:38). Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: "Примите Духа Святого" (Ин 20:22). Когда о земной жизни Иисуса говорится: "Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин 7:39 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин 16:7).
В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ
1) в Своих прощальных речах (Ин 13:31 - 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16.26; Ин 15:26; Ин 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Т.о. христианство не знает другого "представителя Христа на земле" кроме Св. Д., в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что "не видит Его и не знает Его" (Ин 14:17). Мир не принимает Св. Д. "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт 6:3; ср. Ис 63:10). Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Св. Д. путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него.
Первыми восприняли дары Св. Д. ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся "силою свыше" (Лк 24:49; Деян 1:4);
2) СОШЕСТВИЕ Св. Д. (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и "разделяющимися, как бы огненными языками". Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Св. Д., его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Св. Д. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47; Деян 4:32 - Деян 5:11);
3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Св. Д.: а) вселяясь через Св. Д. в христианина, Христос Сам Себя "прославляет" в нем (Ин 16:14). Тогда содеяное "за нас" Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собств. опыте узнаём, что означают слова: "вы во Мне, и Я в вас" (Ин 14:20). Христианин обретает новое жизненное пространство, в к-ром он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутр. миром человека правит уже иной властитель: "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал 2:20). Его "Дух истины" наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13). Св. Д. - это истинный учитель, к-рый напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26). Он свидет-вует об Иисусе и о Его спасит. подвиге (Ин 15:26). Верующий человек познает через Св. Д. совершенное возрождение, обретает состояние, к-рое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3.5). Отныне он - "новая тварь": "древнее прошло, теперь все новое!" (2 Кор 5:17). Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, "ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим 8:14). Воистину существует "Дух усыновления", к-рый научает взывать: "Авва, Отче!" (Рим 8:15); б) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары. Так, ученикам, на к-рых Св. Д. снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидет-вовать людям о Христе.
Они "начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян 2:4). Св. Д. с самого начала наделяет верующих дарами, к-рые придают им силы для выполнения возлож. на них миссии. В первых христ. общинах это были самые разнообразные дары Св. Д., к-рых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении см. 1 Кор 12:1 и 1 Кор 14:1 (-> Дар, II).
Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидет-ва, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1 Кор 12:8-10). Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, к-рые соответствуют его миссии (1 Кор 12:11; Еф 4:7). Все множество даров дается одним Св. Д. (1 Кор 12:4). И когда в Откр 1:4; Откр 3:1; Откр 5:6 говорится о семи Божьих Д., находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (-> Число, II,7) Д. во всех его проявлениях; в) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., подчиняется новому закону Д., освобождающему его в боговдохновенной "жизни во Христе Иисусе" от прежнего "закона греха и смерти" (Рим 8:2). Теперь человек живет не "по плоти", определявшей жизнь людей до их спасения, а "по духу" (Рим 8:4). Поэтому Павел взывает к галатам: "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал 5:16). Ведомые Д. не подчиняются более никакому закону, они обладают царств. свободой (2 Кор 3:17; Гал 5:18). Св. Д. желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6.13.22), обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11; 1Кор 14:24 и след.), подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26). Плоды Д. - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22.23; ср. Еф 5:9). Величайший плод среди них - любовь (1 Кор 13).
Христианин, "запечатленный" Св. Д. (-> Печать, II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончат. искупления (Рим 15:13; 2Кор 1:21 и след.; Еф 1:13 и след.);
4) Св. Д. является даром Божьим, к-рый дается только по Его милости (Деян 8:17-20). Необходимые условия для получения дара Св. Д. - это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38). Упомянутое здесь крещение ("...и да крестится каждый из вас...") символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Д. (Еф 5:18) и не "угашать духа" (1 Фес 5:19). Но как сказал Иисус, "кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мф 13:12). -> Хула (III,4); -> Священное Писание (IV).
Дух опьянения
- это дух безысходности и заблуждения, посланный Господом на Египет, его вельмож и мудрецов (Ис 19:11-14). С Д.О. можно сравнить также злого духа от Господа, к-рый досаждал Саулу (1 Цар 16:14-16; 1 Цар 18:10; 1 Цар 19:9), лживого духа, вошедшего во всех пророков Ахава (3 Цар 22:19-23), и духа усыпления, к-рый Господь навел на Свой неверный народ (Ис 29:10; Рим 11:8).
Душа
В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.
I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая"; в Синод. пер. это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9; Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, к-рое сообщает телу -> жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. -> Тварь) - как человека, так и животного (ср. Быт 1:20; Быт 2:7.19; Быт 9:10; Лев 17:11), - причем чаще всего оно встречается вместе со словом "живая". Т.о., слово "душа" стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21; Быт 46:15; Числ 5:6; Иез 13:18 и след.; см. также Быт 27:4.19.25.31; Числ 11:6; Ис 42:1; Плач 3:24). Выражение "душа моя" может выступать в значении "я" (Пс 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4; Пс 21:21). Слово "душа" может также иметь значение и "кто-то" (Быт 5:1.4; в Синод. пер. - "если кто..."). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Лев 19:28; Лев 21:11; Лев 22:4; Числ 6:6; Числ 9:6; в Синод. пер. - "умерший", "мертвый"); б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д. нередко имеют значение "себя", поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (-> Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу" (Пс 18:8; Пс 22:3), "хранить души" (Пс 96:10) или "сохранить душу" (Пс 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа" и "человек в целом", к-рое показано с помощью обычного в библ. языке "параллелизма" - повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9; ср. Пс 41:3; Притч 10:3; Притч 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7; Иер 31:25) или подкрепляется (Плач 1:11.19), постится (Пс 68:11), отвращается (Числ 21:5; Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом" указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Пс 72:26; Пс 83:3; Откр 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19; Иов 10:21 и след.; ср. 1 Цар 28:11 и след. о Самуиле);
3) целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 3 Цар 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10; Иез 18:4). Он может взять Д.=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Ис Нав 9:24; в Синод. пер. - "жизнь"; ср. Иез 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс 55:7). Т.о., утрата души - это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Числ 23:10; Суд 16:30), ее истребляют (Быт 17:14), обрекают на смерть (Суд 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3 Цар 3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17; в Синод. пер. - "не дорожить жизнью"), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5; Пс 33:23; Пс 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 3 Цар 17:21 - "душа отрока"); об угрозе для жизни может свидет-вовать и выражение "воды дошли до души моей" (Пс 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иер 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Быт 35:18), а в Пс 140:8; Ис 53:12 говорится, что душа "вытряхивается", т.е. исторгается силой (в Синод. пер. это передано другими словами). Носителем "животной", т.е. "жизненной", души (нефеш) считалась кровь (Быт 9:4 и след.; Лев 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. "голос крови" (Быт 4:10). Другое библ. название Д. - нешама, т.е. "дающая дыхание". Согл. этому понятию, при сотворении человека Д. была "вдунута" в него Богом (Быт 2:7, в Синод. пер. - "дыхание жизни"); Д. является "светильником Господним" в человеке, она испытывает "все глубины его сердца" (Притч 20:27, в Синод. пер. - "дух"). Д. также именуется "дыханием Вседержителя" (Иов 33:4). Именно нешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово "душа" может быть заменено словом "сердце", к-рое будет иметь то же значение. Д. страдает (Быт 42:21), томится и радуется (Пс 83:3; Пс 85:4), мучается (Ис 53:11), любит (Быт 34:3; Песн 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3; Пс 93:19), Д. проявляет желания (Втор 12:20 и след.; Мих 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2; Пс 41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2). Д. порой скорбит (Пс 118:81; в Синод. пер. - "истаевает от скорби"), изливается (в слезах) (Иов 30:16), Д. изливают пред Господом (1 Цар 1:15). Иногда Д. мыслит ("говорит", 1 Цар 20:4; в Синод. пер. - "желает"), сознает (Пс 138:14) и волеизъявляет (Быт 23:8; в Синод. пер. - "вы");
5) если Д. обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. - "дух и всякое дыхание"; Иер 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30; Пс 18:8; Пс 93:19); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3; Пс 62:2), томится по Нему (Пс 83:3), теряет покой (Плач 3:17), с Богом же она радуется (Ис 61:10) и утешается (Пс 76:3; Пс 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Втор 4:29) и любить Его (Втор 6:5; Втор 10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1.22; Пс 103:1.35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Ис Нав 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово "душа" в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.
II. В НЗ:
1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греч. псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10; Откр 8:9) и означает саму жизнь (Мф 2:20; Мф 20:28; Ин 10:11.17; в Синод. пер. - "жизнь"; Деян 15:26; Рим 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20). Человек может любить свою Д. (Откр 12:11) или ненавидеть ее (Ин 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25; Лк 12:22; Деян 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41: "душ около трех тысяч"; 1 Петр 3:20; ср. Мк 3:4; 1 Кор 15:45: "душа живущая"); слово Д. также употребляется в смысле "кто-то" или "всякий" (Деян 2:43; Рим 13:1); б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38; Ин 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43; Рим 2:9), раздражается (Деян 14:2; в Синод. пер. - "сердца"), колеблется (Деян 15:24) и мучается (2 Петр 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. Лк 12:19; Откр 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14; Ис 42:1), говорится о душе Божьей (Мф 12:18; Евр 10:38); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его "всею душою" (Мф 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. -> Жизнь, II). В этом смысле Д. - это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30; Лк 10:27; Еф 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его Д. (Мф 10:28), т.е. лишить его будущей жизни.
Человек часто вредит своей Д. (Мф 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (1 Петр 2:11; 2 Петр 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21; Иак 5:20; ср. 1 Петр 1:9). Бог - Создатель Д. (1 Петр 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидет-во (2 Кор 1:23), Он хочет очистить ее (1 Петр 1:22). Христос - ее Пастырь и Блюститель (1 Петр 2:25), желающий дать ей покой (Мф 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (2 Кор 12:15; Евр 13:17; 3 Ин 1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35;
2) а) Д. отличается от духа [греч. пневма] (1 Фес 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении Д. и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, к-рыми человек подсознательно руководствуется. В 1 Фес 5:23 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1:46 и след.); б) о различии между Д. и духом говорится и в 1 Кор 15:44 и след., где Д. обозначает сущность "перстного", т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного "духом животворящим" (1 Кор 15:45). "Духовный" и "душевный" в данном случае - синонимы "небесного" и "перстного". Противопоставление "первого Адама" "второму" восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается "по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Быт 1:26.27; Быт 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, к-рая может подчинить себе Д. и властвовать над ней (1 Петр 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов - врагом (Флп 3:18 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое -> возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (1 Кор 2:14; ср. Ин 14:17);
3) о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в нек-рых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1 Фес 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Откр 20:12.13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис 14:9-11; Лк 16:22.23; -> Ад, преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) -> суд по -> Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43; ср. Флп 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, к-рыми их наделяет Божий Дух (ср. -> Воскресение).
Дым, курение дыма:
1) о Д. как о признаке пожара говорится в Ис Нав 8:20; Суд 20:40. Ср. -> Знамя;
2) нередко Д. в Библии символизирует бренность (Пс 36:20; Пс 101:4; Ис 51:6; Ос 13:3);
3) в Пс 118:83 использован образ пустого меха, к-рый иссох и почернел от Д.;
4) Д., к-рый извергается из ноздрей -> левиафана, - это аллегорич. образ, используемый в поэтич. описании (Иов 41:12);
5) Д. сопутствует явлению славы Божьей (Исх 19:18; Ис 6:4; Откр 15:8); -> Столп облачный;
6) Д. (Быт 19:28; Ис 34:10; Иоил 2:30; Откр 9:2 и след.; Откр 14:11), "курение дыма" (Деян 2:19) нередко упоминаются как явления, сопровождающие Божий суд.
Дыхание
-> Дух, Святой Дух