Меню
Russian English French German Spanish

Библейская Энциклопедия -- Д 2--



День Господень
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В пророч. книгах нередко встречаются выражения "день Господень" и "день Господа" (Ис 13:6.9; Иез 13:5; Иоил 1:15; Иоил 2:1.11.31; Ам 5:18.20; Авд 1:15; Соф 1:7.14; Мал 4:5), досл. пер. - "день Яхве" (-> Имена Бога). В других местах (Ис 2:12; Иез 30:3; Зах 14:1 - в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определ. артикля в евр. тексте) это словосочетание дословно означает "некий день Яхве". Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание "тот день" (Ис 2:11.17.20). Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеч. историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах Д.Г. может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.

II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА
В речах ранних пророков Свящ. Писания, в частн. у Амоса (Ам 5:18), проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророч. слова жило ожидание Д.Г. и бытовали определ. представления о том, что он будет собой представлять. Израил. народ, в отличие от пророка, ожидал Д.Г. как благодатное событие; предполагалось, что Д.Г. будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка (Ам 1-2) хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частн., над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Ам явно оспаривает мнение, что Д.Г. - это свет (Ам 5:18.20), ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (Ам 8:9; ср. Ис 2:12 и след.; Ис 24:21; Иоил 2:31; Мих 1:3.4; Зах 14:4-8). Для связанных с Д.Г. ожиданиями - будь то ожидания народа или предвидения пророков - типично как раз то, что политич. изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (ср. особенно Соф 1:14-18). То обстоят-во, что об упованиях на Д.Г., как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидет-вует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Д.Г. господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.

III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ
В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Д.Г. как о суде, к-рый разразится не только над чуждыми народами (Ам 1:1; Авд 1:1; Иоил 3:1), но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (Ам 2:6-16), поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязат. пощады ему, она свидет-вует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (Ам 3:2). Д.Г. станет неотвратимым судом (Ам 5:19), и Израиль падет. Cуд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов. Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (Ам 8:11-14). Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует Д.Г. народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (Ис 2:6-22). Возвещение Д.Г., как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии (Соф 1).

IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ
Наряду с пророческим возвещением Д.Г. как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (Иоил 2:28-32; Ам 9:11; Авд 1:17 - Авд 1:21). Разрушение Иерусалима в 586 г. до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Д.Г. (Плач 1:21; Иез 34:12; здесь этот день, к-рый уже миновал, обозначен тем же выражением, что и в Иоил 2:2 и Соф 1:15 - "день облачный и мрачный"), хотя Иoиль и Софония писали о Д.Г. как о дне будущем; но теперь ожидается вмешательство Бога для будущего спасения и восстановления Иерусалима. Д.Г. должен принести с собой защиту (Зах 12), очищение (Мал 3:2), омовение от греха (Зах 13:1 и след.), излияние духа благодати и умиления (Зах 12:10), орошение живыми водами (Зах 14:8). Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказ. спасение в Д.Г. станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду. Этим пророч. весть в корне отличается от упований народа. Сколь сильна в пророчествах о грядущем суде идея спасения, с особой силой показано в Иоил 2:28-32 и Мал 4:1. -> Cуд -> Второе пришествие Иисуса -> Приход Царства Божиего на землю.

День очищения
[евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур - буквально: "день покрытия (грехов)].
I. Десятый день седьмого месяца (тишри = сентябрь-октябрь), согл. Закону, был днем праздничного собрания, поста (-> Покаяние) и отдыха от работы (Лев 16:29.31; Лев 23:27-32; Числ 29:7), в к-рый -> первосвященник совершал перед Господом полное очищение (-> Примирять) своих грехов и грехов всего народа (Лев 16:17.30.33.34; Лев 23:28). Это был единств. в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Лев 16:2 и след.; Евр 9:7). (О "жертве за грех, приносимой в день очищения", Числ 29:11; ср. Лев 16:1 -> Жертва, III и -> Азазель; кр. того, в Д.О. совершались и иные жертвоприношения, Числ 29:7-11). Особое значение Д.О. имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (-> Субботний год) он открывал собой -> юбилейный год.
II: 1) Д.О. был учрежден после того, как два сына Аарона (Лев 16:1 и след.) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, к-рую Бог не велел им приносить (Лев 10:1 и след.). Помимо излож. в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деян 27:9), а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (см. ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к Д.О. и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О Д.О. раввины говорили след.: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;
2) нек-рые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании Д.О. в период после его учреждения как доказат-во того, что этот праздник был введен лишь после вавил. плена, а соотв. разделы Закона возникли лишь к этому времени (-> Пятикнижие Моисея). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения Д.О. оказались единств., непосредственно связ. с -> ковчегом завета, к-рого после плена уже не было.
III. Д.О. как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертв. смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося "однажды в год" (Евр 9:7.25) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, к-рый сам нуждался в очищении (Евр 7:27), теперь пришло очищение, соверш. однажды и навечно (Евр 9:12.26.28; Евр 10:12.14.18) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (Евр 7:26.28), когда Он со Своей собств. кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (Евр 9:24; ср. Евр 7:25).

День пути
-> Меры длины, площади, объема и веса (I,2).

День рождения
Известие о рождении ребенка, особенно сына, было радостной вестью (Иер 20:15) и, видимо, часто сопровождалось торжеством. Известно, что египтяне и персы устраивали ежегодные празднования Д.Р. (Быт 40:20; Геродот 1,133). В эллинистич. эпоху и в эпоху рим. правления Д.Р. царей и императоров часто превращались в общенародные праздники (ср. Мф 14:6; Мк 6:21).

День солнца
(воскресенье) -> Суббота (V,2).

Деньги
I: 1) Д. в виде монет появились в Израиле после вавил. плена. До этого имели хождение Д. в виде золотых и серебряных слитков, к-рые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями. Денежными единицами были: (золотой) талант = 60 (серебряных) мин, каждая из к-рых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям); -> Меры длины, площади, объема и веса (II);
2) расплачивались обычно серебром. Поэтому слово "деньги" может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; т.о., золотой сикль (4 Цар 5:5; 1 Пар 21:25) весил несколько больше, чем серебряный (Быт 23:15 и след.). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты - серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, - кесита - упоминается в Быт 33:19 (в Синод. пер. - "монета") и в Иов 42:11.

II. Древнейшей монетой, название к-рой встречается в Библии, является ДРАХМА (Езд 2:69; Неем 7:70-72), перс. золотая монета (дарик), вес к-рой составлял 8,36 г. В IV в. до Р.Х. были отчеканены монеты перс. провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного евр. гос-ва относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134-104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью "Первосвященник Ионафан и общество иудеев" (ил. стр. 826; 827: эллинистич. эпоха). Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, т.к. римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на евр., а на греч. языке.

III: 1) в новозаветные времена в Палестине находились в обращении рим. и греч. монеты. В текстах НЗ упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них - евр. ЛЕПТА (Мк 12:42; Лк 12:59). Две лепты равнялись рим. КОДРАНТУ (Мк 12:42; Мф 5:26), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ (Мф 10:29; Лк 12:6). Римский эквивалент греч. ассария назывался ассом. Самой распростран. серебряной монетой был рим. ДИНАРИЙ (денарий) (Мф 18:28; Мк 6:37; Лк 7:41 и т.д.), к-рый равнялся 16 ассариям. Греч. ДРАХМА (Лк 15:8) равнялась одному динарию. В Мф 22:19 динарий назван "монетой, которой платится подать": ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;
2) в Мф 17:24 упоминается ДИДРАХМА, греч. монета, к-рой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязат-вом (Неем 10:32). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Исх 30:13; Исх 38:26. Т.о., дидрахма (= два динария) равнялась половине евр. сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР (Мф 17:27), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ (Мф 26:15), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Зах 11:12) или в тетрадрахму;
3) самыми крупными из встречающихся в НЗ денежных единиц являются греч. МИНА (Лк 19:13), равная 100 драхмам, и греч. ТАЛАНТ (Мф 18:24; Мф 25:15), равный 60 минам = 6000 драхм.

IV. Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, т.к. точные сведения о покупат. способности Д., имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Лев 5:16; 3 Цар 10:29; 4 Цар 6:25; 4 Цар 7:1). Но в НЗ все же имеются сведения, на основе к-рых можно сделать нек-рые выводы. Согл. Мф 20:2, рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согл. Откр 6:6, столько же стоит хиникс пшеницы, т.е. дневной рацион мужчины; учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драг. металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни "стоил" один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные. Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, к-рым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк 14:5), стоило 300 динариев = плата за 300 дней, т.е. почти годовой заработок наемного работника.

Дервия,
город в юго-вост. Ликаонии (Малая Азия), к-рый Павел посетил во время своих первого (Деян 14:6.20) и второго (Деян 16:1) миссионерских путешествий. В 1956 г. Д. была отождествлена с Керти-Хююком, лежащем в 21 км сев.-вост. Карамана (Ларанды), прим. в 100 км от Листры. В 1964 г. местоположение Д. было определено еще точнее - это совр. Деври-Сехри, в 4 км юго-вост. Керти-Хююка.

Дерево:
1) благодаря удачному геогр. положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом;
2) в Лев 19:23-25 говорится о запрете есть плоды только что посаженного Д. в течение первых трех лет. (-> Первородство, первородный.) Запрещалось во вражеской стране срубать фруктовые Д., но любые другие, к-рые "ничего не приносят в пищу", разрешалось; их использовали для сооружения осадных орудий (Втор 20:19 и след.);
3) в ВЗ часто упоминаются Д., ставшие памятными знаками. Так, существовали "дуб плача", под к-рым погребли кормилицу Девору (Быт 35:8), дуб в Сихеме, под к-рым Иисус Навин воздвиг памятный камень (Ис Нав 24:26), пальма Деворы между Рамой и Вефилем (Суд 4:5), "колдовской дуб" (Суд 9:37 - в Синод. пер. - "дуб Меоним"), дуб в Гиве, под к-рым Саул вершил суд над сторонниками Давида (1 Цар 22:6), Фаворский дуб (1 Цар 10:3 - в Синод. пер. - "Фаворская дубрава"), гранатовое Д. в Мигроне (1 Цар 14:2) и т.д.;
4) для устройства мест поклонения идолам израильтяне, по примеру ханан. язычников, выбирали не только свящ. рощи, но и отдельные Д. с обширной кроной (Ис 57:5; Иез 6:13; Иез 20:28). Уже в Быт 3:8 рассказывается о том, как человек пытался среди Д. укрыться от живого Бога. Д., вместе со всем остальным Божественным творением, разделяют ликование спасения (Пс 95:12; Ис 44:23; Ис 55:12);
5) Д. может также обозначать орудие казни, т.е. виселицу (Есф 5:14; Есф 6:4; Есф 7:9);
6) в притче о Д., избиравших над собою царя, Иофам осуждает Авимелеха и жителей Сихема (Суд 9:7-15). Д. также служит олицетворением Ассирийского царства (Ис 10:19) и могуществ. царя Навуходоносора (Дан 4:7 и след.), а в Пс 1:3 и Иер 17:7 и след. плодоносящее Д. является образом человека, живущего по Закону Божьему. И в НЗ плодоносные Д. олицетворяют людей праведных, а бесплодные - нечестивых (Мф 3:10; Мф 7:17-19; Лк 6:43.44). В Иуд 1:12 нечестивцы сравниваются с "осенними деревьями, бесплодными, дважды умершими, исторгнутыми". В притчах Иисуса высокий стебель горчицы также назван Д. (Мф 13:32).

Дерево жизни:
1) в Быт 2:9 наряду с деревом познания добра и зла упоминается и Д.Ж., к-рое произрастало в середине Эдемского сада. Чтобы человек "не простер ... руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт 3:22), Господь Бог изгнал людей из Эдемского сада "и поставил на востоке у сада эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни";
2) в Откр 2:7 говорится о том, что побеждающему будет дано вкусить от Д.Ж. В Откр 22:2.14 также явно указывается на райский сад и на растущее в нем Д.Ж. Тому, кто побеждает со Христом, в конце времен будет даровано то, что было отнято у человека после его грехопадения, т.к. Христос есть преодоление греха;
3) Д.Ж. известно также из вавил. мифологии. Согл. легенде, где-то растет Д.Ж. или растение, плоды к-рого являются источником вечной жизни. Но людям это Д.Ж. недоступно, и лишь боги могут вкушать его плоды (см., напр., "Эпос о Гильгамеше");
4) в притчах Соломона Д.Ж. олицетворяет некий дар, благополучие или некую ценность (Притч 3:18; Притч 11:30; Притч 13:12; Притч 15:4).

Дерево познания добра и зла
В Быт 2:9 говорится о том, что Господь Бог насадил в Эдемском саду самые разные деревья. В том числе Он, наряду с -> деревом жизни, произрастил в самом центре сада и Д.П. добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, что может он есть плоды любого дерева, кроме Д.П. Если же человек нарушит эту заповедь, то умрет. Ева была введена в искушение змеем, заставившим ее усомниться в заповеди Господа Бога (Быт 3:5). "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел". "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги". Поэтому им пришлось скрыться от лица Господа Бога и затем, объясняя причину этого, признаться в нарушении заповеди. С тех пор человек знает добро и зло, но общение с Господом Богом было разрушено. Здесь Писание говорит о необходимости смирения человека перед лицом Бога и беспрекословного следования Божьим заповедям и воле Господа. Человек же поддался искушению самому быть, как Господь, и познал добро и зло, т.е. увидел последствия как смиренного поведения, так и гордыни. То, что первые люди устыдились своей наготы, является свидет-вом проснувшегося в них осознания вины.

Держать
Бог держит, хранит человека, доверившегося Ему (Пс 72:23).

Держать ответ
-> Защищаться (держать ответ).

Дерзновение:
1) -> Прямота, открытость, смелость, дерзновение;
2) -> Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

Дерзость
Д. в Библии называется заблуждение, при к-ром человек, пользуясь неверными критериями, оценивает себя или собств. возможности выше, чем это есть на самом деле, и потому ведет себя вызывающе по отношению к Богу и к др. людям. Д. чревата тем, что по легкомыслию человек может попасть в беду, грозящую ему гибелью (Ос 7:16). Эта угроза особенно актуальна, если человек отвергает авторитет служителей, поставленных на служение Богом (Втор 17:12). Д. ведет к надменности, к-рая выражается в презрит. отношении к окружающим.

Десятиградие
[греч. декаполис]. Города на вост. берегу Иордана, со времен Александра Македонского населенные преимущ. или исключит. неевреями. Они, по примеру других греч. колоний, объединились в союз городов. В эпоху рим. владычества города Д. подчинялись непосредств. наместнику провинции Сирия. Первонач. этих городов было 10 Скифополь (-> Беф-Сан), Гиппос (Фик), -> Дамаск, Гадара (Умм-Кейс), Рафана (Эр-Рафе), Канафа (-> Кенаф), -> Пелла, Дион (Телль-Ашари или, возм., Айдун, в 5 км юж. Ирбида), Гераса (Джераш), Филадельфия (-> Равва); позднее называют 14 или 18 городов, среди них Авила (Телль-Абил). Целью союза городов была защита торг. путей в своей области от набегов бедуинов аравийских пустынь и жителей Аврана, поэтому особое значение приобретало положение городов Канафы на востоке и Филадельфии на юге, как форпостов на границе пустынь. Скифополь на западе, как единств. город на зап. берегу Иордана, обеспечивал связь Д. с Акко и другими средиземноморскими портами. Когда Иисус начал Свою проповедь, многие жители Д. последовали за Ним (Мф 4:25); Он проповедовал преимущ. в той части тер. этого союза городов, к-рая примыкала к вост. берегу Геннисаретского озера (Мк 5:1 и след.; ср. Мк 5:20; Мк 7:31).

Десятина
I. Д. - это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт 14:20) или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1 Цар 8:15.17; -> Подати, II,1). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода. Д. была известна и за пределами Израиля, напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку Д. от своей добычи (Быт 14:20; Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу Д. от всего своего состояния (Быт 28:22).

II: 1) Закон предписывал: Израиль должен давать Господу Д. "из семени земли и из плодов дерева" (Лев 27:30), а также от крупного скота и от овец (ср. 2 Пар 31:6), и эти Д. должны быть посвящены Господу. В Числ 18:30 Д. от зерна и от плодов названа так: "получаемое с гумна и получаемое от точила"; согл. этому правилу, Д. отсчитывали от обмолоч. зерна, от получ. в точиле сока (-> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино) и от добытого оливкового масла (ср. Втор 12:17). Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, т.е. выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта (Лев 27:31). Д. от скота определяли так: животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22:19 и след.) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет (Лев 27:32 и след.). Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных - предназнач. для отделения и отдел. вместо него - считались святыней Господу;

2) после завоевания Ханаана -> левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Числ 35:2-5; Ис Нав 21:2 и след.), но не получили земельных наделов. В качестве возмещения за это они получали Д. от прочих израильтян (Числ 18:21.24), от к-рых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание. В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении Д. от зерна и плодов;

3) во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о Д. непосредств. перед завоеванием страны. Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, Д. также надлежало приносить в центральное святилище (Втор 12:4 и след.; Втор 14:22 и след.), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их; получ. выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище. С уплатой Д. была связана радостная жертв. трапеза, в к-рой принимали участие и левиты (Втор 12:17 и след.; Втор 14:26 и след.). В каждый третий год следовало приносить Д. не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14:28 и след.; Втор 26:12). Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидет-вать "пред Господом", т.е., вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле. Эти два года Д. каждый раз приходилась на период между двумя -> субботними годами, когда урожай не собирали и, след., Д. не отчисляли;

4) в истории народа Израиля эти предписания о Д. часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление Д. продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам 4:4), но в какой форме, неизвестно. Реформа Езекии восстановила отчисление Д. от скота и плодов земли; в храме были заново оборудованы помещения для запасов (2 Пар 31:4-12). После вавил. плена пр. Малахия укорял израильтян за то, что Д. собираются лишь частично (Мал 3:8-10), а в обязат-ве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и Д. (Неем 10:38). Д. от урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем 12:44; Неем 13:5.12); при этом ничего не сказано о Д. от скота, однако скот и не мог размещаться в храме. В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание Д. на все виды дохода (Лк 18:12), так что к собственности, с к-рой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф 23:23; Лк 11:42).

III. В ветхозаветных апокрифах о Д. как таковой упоминается в 1 Макк 3:49; о Д. от вина и масла говорится в Иф 11:13 В Тов 1:6-8 приводится перечень приношений Д. и "начатков". Иосиф Флавий различает Д., к-рую отдают левитам (Лев 18), вторую Д., или "Д. святыни" (Втор 12:1; Втор 14:22-27), и Д. для бедных (Втор 14:28 и след.; Втор 26:1), то же о трех Д. говорится в Талмуде и в другой позднеиуд. лит-ре, однако в этом перечне не упоминается Д. от скота. Первую Д. (зерно и плоды) отдавали; вторая Д. оставалась у ее владельца, и ее следовало употреблять во время праздничных посещений Иерусалима; третья Д., или "десятина для бедных", возм., замещала в каждом третьем году вторую Д., но полной уверенности в этом нет. Насколько эти предписания о двух или даже трех Д. выполнялись на практике, неизвестно.
IV. Д., как и -> первородное, и первенцы, были святыней Господней (-> Святое святых) (Лев 27:30). Вручая ее Богу, израильтяне тем самым исповедовали, что земля, как и ее урожаи, принадлежит Господу (Исх 19:5; Лев 25:23; Пс 50:12), что все имущество народа не является приобрет. им самим -> собственностью (Втор 8:17 и след.), но что люди получили это как дар от Бога (Втор 28:1-14; -> Суббота -> Субботний год -> Юбилейный год). Этими отчислениями у израильтян освящалось все их имущество и приобретения, в этом проявлялось их подчинение воле Божьей (ср. Рим 11:16).

Десять
-> Число.

Десять заповедей
[quote]I. Д.З. перечислены в Исх 20:2-17; Втор 5:6-18. В ВЗ они названы "словами завета" (Исх 34:28), или "десятословием" (Исх 34:28; Втор 4:13), а в НЗ - "заповедями" [греч. энтолай; Мф 19:17; Рим 13:9]. В совр. лит-ре Д.З. часто именуют "Декалогом" (от греч. дека - "десять" и логос - "слово"). Десятословие - первая часть обширного законодат-ва Моисея, свидет-во заключения завета на горе Синай. Это основной Закон израильтян, к-рый был написан на двух каменных плитах (в Синод. пер. - "скрижали") Самим Богом (Исх 24:12; Исх 31:18; Исх 32:16; Втор 4:13; Втор 10:4; -> Закон). Моисей передал скрижали народу, к-рый был свидетелем провозглашения Д.З., но слышать Божьих речей не мог (Исх 19;20). О размерах скрижалей (Исх 32:15) в Библии ничего не говорится, но известно, что Д.З. были размещены на двух сторонах каждой скрижали. Результаты археол. раскопок позволяют предположить, что для Д.З. было бы достаточно двух плит высотой около 10 см.
II. В Библии нет нумерации заповедей, но, исходя из текста, можно предложить след. деление:

Введение: Я Господь, Бог твой... (Исх 20:2).
[quote]1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира....
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно....
4. Помни день субботний....
5. Почитай отца твоего и мать твою....
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства....
10. Не желай дома ближнего твоего....[/quote]

У иудеев и христиан существовали разные варианты деления заповедей и распределения их на двух плитах. Филон Александрийский, Иосиф Флавий, раннехрист. Церковь, а в наст. время православная и большинство протестантских церквей придерживаются указ. выше деления. В Талмуде введение рассматривается как первая заповедь, а стихи Исх 20:3-6 объединены во вторую. Августин объединил в одну заповедь Исх 20:2.3-6 и, чтобы сохранить общее число заповедей, разделил последнюю на девятую и десятую. В этом ему последовали католич. и лютеранская церкви. Но в результате такого деления произошло смешение понятий идолослужения и почитания изображений. Запрет на поклонение изображениям не всегда выполнялся и в конце концов исчез из катехизиса. Согл. Филону, Иосифу Флавию, Талмуду, Иринею Лионскому, на каждой плите было по пять заповедей, позднее же стали считать, что на одной плите было четыре заповеди, а на другой - шесть. Из этого следовало, что, согл. концепции Августина, на одной плите было три заповеди, а на другой - семь, а согласно концепции Ж.Кальвина, соотв., четыре и шесть. Т.о., на первой плите были записаны заповеди, касающиеся отношения к Богу, а на второй - отношений между людьми.

III. Обе редакции Д.З. в принципе одинаковы, но в них по-разному мотивируется заповедь о соблюдении субботы. Так, в Исх 20:11 в основе заповеди лежит история сотворения мира, а во Втор 5:15 - избавление Израиля от егип. рабства: в своих прощальных словах Моисей указывает на событие, более близкое народу. Кр. того, в Исх 20:17, в заповеди "Не желай...", слово "дом" служит обобщающим понятием семьи и собственности, а во Втор 5:21 вначале названа жена (-> Брак, IV,1).
IV. О том, что Синайское законодат-во не было чем-то абсолютно новым, свидет-вуют древневост. своды законов, к-рые в большинстве своем были составлены значит. раньше. Самый известный из них - свод законов Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), царя -> Вавилона. Законы Хаммурапи, в свою очередь, представляли собой переработ. вариант более раннего законодат-ва. Они имеют много параллелей с другими ветхозаветными законами (с т.наз. казуистическим правом, построенным по образцу: "Если ... то..."), но лишь нек-рые из них схожи по форме с заповедями десятословия (напр., т.наз. аподиктическое право: "Ты не должен..."). Нек-рое сходство с Д.З. имеют клятвы невиновности умерших в егип. "Книге мертвых" и список прегрешений, использовавшийся в ассир. молитвах за больного, а также заклинания, предназнач. для более сильного магич. воздействия на божество.

V. В отличие от прочих законодательств, целью к-рых было регулирование общест. отношений, суть десятословия состоит в признании направляющей воли Господа, "единого Бога" (Исх 20:3; Втор 6:4), указующего Своему народу праведные пути в этом мире и перекрывающего пути ложные. Четко определяемое Господом требование "ты должен" или "ты не должен" (букв. "ты не будешь") отличает Д.З. от любых других библ. и небибл. казуистических законов, действующих по принципу "если ... то...": если к.-л. сделает (или не сделает) ч.-л., то его нужно наказать таким-то образом. Предпосылкой Д.З. были Божеств. откровение и осуществленное Богом освобождение Израиля из егип. рабства, о чем ясно говорится в преамбуле (Исх 20:2) к этому основному израил. Закону. Божий дар, принятый народом Израиля и предшествующий выдвигаемому Богом требованию, делает необходимым выполнение этого требования. И поэтому народ Господень должен жить по Божьему Закону, всем сердцем служа Господу Богу и своему ближнему: "Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш" (Лев 19:2).
VI. В НЗ Иисус и апостолы неоднократно ссылаются на эти заповеди, за исключ. заповеди о соблюдении субботы (Мф 19:18.19; Мк 10:19; Лк 18:20; Рим 13:9; Иак 2:11). При этом, указывая на необходимость прежде всего внутр., а не внешнего соблюдения заповедей, они выделяют два основных требования - любовь к Богу и любовь к ближнему (Мф 22:36-40; Рим 13:9).

Дети (сыны) Божьи
-> Усыновление.

Дети, сыновья, младенцы, чада
I. Словами "дети" или "сыновья" в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Мф 18:3; 1 Кор 14:20; 1 Петр 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., "чада света" или "сыны века сего" (Лк 16:8; Еф 5:8), "сын смерти" (2 Цар 12:5 - в Синод. пер. - "достоин смерти"), "сын геенны" (Мф 23:15), "сыны лукавого" (Мф 13:38).
II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Втор 28:4; Иов 5:25; Пс 126:3; Пс 127:3 и след.; Притч 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Быт 30:23; 1 Цар 1:6 и след.; Ис 47:9).
III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21:7 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (1 Цар 1:23; 2 Макк 7:27; ср. -> Грудь (3) -> Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Быт 4:1.25; Быт 29:32-35; Быт 38:4; Суд 13:24; 1 Цар 1:20; Ис 7:14 - МТ; в Синод. пер. - "нарекут ему имя"), но иногда это делал и отец (Быт 4:26; Быт 5:28 и след.; Быт 21:3; Быт 35:18; Быт 38:3; Быт 41:51; Исх 2:22; 2 Цар 12:24 - МТ; в Синод. пер. - "нарекла ему имя"). В новозаветный период имя мальчику давали при -> обрезании, на восьмой день после -> рождения (Лк 1:59; Лк 2:21). Первенец, как все -> первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18:15 и след.).

IV: 1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Притч 6:20; Притч 31:1; 2 Тим 1:5). Позднее -> воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (4 Цар 10:1; Ис 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4:9 и след.; Втор 6:6 и след.,20-25), поскольку начало всякой мудрости - страх Господень (Притч 1:7 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12:26 и след.);

2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Исх 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (4 Цар 4:1; Неем 5:5; Ис 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (-> Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Быт 38:24; Втор 21:18-21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Втор 21:15-17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Исх 20:12; Лев 19:3; Втор 5:16; ср. Притч 1:8 и след.; Притч 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Исх 21:15.17; Лев 20:9; Втор 27:16; Притч 20:20; Мф 15:4).

V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Мк 3:33-35; Лк 9:59-62; Лк 14:26).

Детоводитель, наставник
[греч. пайдагогос], раб, к-рому доверяли воспитание детей и присмотр за ними (1 Кор 4:15). Таким "детоводителем ко Христу" ап. Павел называет Закон (Гал 3:24 и след.).

Деяние, дело
I. ДЕЯНИЯ
Библейский Бог - это Творец мира и Вершитель истории. Он творит великие дела, многие из к-рых недоступны человеч. пониманию (Иов 5:9 и след.). Крепче всего в памяти ветхозаветного народа Божьего сохранились славные Д., связ. с освобождением народа из егип. рабства (Втор 11:2-4). Но Господь допускает и бедствия, когда своим отпадением народ вынуждает Его прибегнуть к карам (Ам 3:6). Помыслы и дела Господа едины (Ис 46:11). Бог "бодрствует над словом Своим", чтобы оно скоро исполнилось (Иер 1:12). Для благочестивых людей нет более приятного занятия, чем размышлять и рассуждать "о делах рук" Господа (Пс 142:5). Основное Д. Божие в НЗ - это приход в мир Иисуса. Этим Бог осудил грех и дал человеку возможность внутр. духовного обновления (Рим 8:3 и след.).

II. ДЕЯНИЯ ИИСУСА
Основная миссия Иисуса на земле состоит в том, чтобы исполнить волю пославшего Его Отца (Ин 6:38). Эта воля направлена на вечное спасение верующих. Сын Божий един со Своим Отцом, потому что ничего не творит от Себя, а послушно взирает на Отца, в покорности принимая и исполняя все то, что предначертано Отцом (Ин 5:19). Творить волю Отца есть "пища Сына" (Ин 4:34).
III. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ 1) богоугодные Д. народа Израиля, к-рому Бог возвестил Свою святую волю у горы Синай, заключаются в соблюдении Его "заповедей и законов". Послушно соблюдая их, человек получает обетование, что "будет жив" (Лев 18:5). Но никто из людей не может восславить Бога полным исполнением Его воли. Суть новозаветной проповеди ап. Павла именно в том, что на пути исполнения Закона никто не достигнет спасения, а новое "деяние", делающее человека блаженным, - это вера в Христа;

2) праведное поведение не исчерпывается -> делами. Господь спас нас "не по делам праведности, которые мы бы сотворили, а по Своей милости" (Тит 3:5). Праведный же образ действий служит свидет-вом истинности веры (Гал 5:6; Иак 1:22; Иак 2:17), при этом без постоянной внутр. связи со своим Господом ученик ничего не может сделать (Ин 15:5). Тайна следования за Христом заключается в том, чтобы все делать во славу Божью (1 Кор 10:31) и во имя Иисуса Христа (Кол 3:17).

Деяния апостолов
Деяния апостолов [греч. праксейс апостолон, "дела апостолов"]. Так с конца II в. по Р.Х. называют вторую часть повествования о возникновении христианства; первая часть этого труда известна как Ев. от Луки.
I. ВВЕДЕНИЕ 1) писавший Д.А. не называет своего имени; однако из Деян 1:1 и Лк 1:1-4 следует, что он то же лицо, что и автор третьего Евангелия. Заглавие этого Евангелия, а также мнение отцов Церкви свидет-вуют о том, что это был Лука, сподвижник Павла (Кол 4:14; 2 Тим 4:10; Флм 1:23). Эти свидет-ва подкрепляются еще и тем, что часть Д.А. написана как рассказ очевидца (т.е. от первого лица: Деян 16:10-17; Деян 20:5-16; возм., также и Деян 20:17-38; Деян 21:1 - Деян 28:16). Исключив сотрудников, к-рые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги. Если такие доводы установления авторства не кажутся достаточно убедительными, как и свидет-во отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными.

О личности Луки нам известно, что он был врачом (Кол 4:14). Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней (Деян 3:2; Деян 9:33; Деян 14:8; Деян 28:8). О его профессион. наблюдательности свидет-вуют также меткие характеристики людей (Деян 8:9-24; Деян 17:18-21; Деян 19:23-40) и яркие подробности в рассказах о событиях (Деян 27). В отличие от других евангелистов, Лука не был евреем, что следует из Кол 4:10-14. В НЗ не содержится никаких сведений о его родине и его пути к вере;

2) в Д.А. говорится, что они были написаны для некоего Феофила. Его личность также остается в тени. В Ев. от Луки он назван кратистос, что означает "могущественный", "высокочтимый", - так обращались, напр., к наместнику (Деян 23:26; Деян 24:3). Т.о., речь, возможно, идет о лице высокого ранга, влияние к-рого могло оказаться важным для Церкви. Полагают, что Феофил жил в Италии, поскольку города и местности Палестины описаны достаточно подробно, в то время как города Италии, видимо, знакомы ему и без более точных указаний;

3) о времени и месте написания Д.А. мнения расходятся. Книга заканчивается сообщением автора (ведущего рассказ от первого лица - "мы") о том, что Павел два года находился в заключении в Риме, однако сведений о его освобождении или казни нет. Поэтому, возможно, книга была составлена еще до первого гонения на христиан при Нероне в 64 г. Если предположить более позднее время написания, то тогда непонятно, почему, в таком случае, в книге не говорится ни о смерти ап. Павла и Петра, ни о разрушении Иерусалима;

4) о намерениях Луки мы можем судить по его книге. Он не летописец, ведущий хронику всех событий, его описания избирательны. Но все, что он изображает, представлено живо и точно. С другой стороны, он не биограф, стремящийся прославить своего героя, иначе он не умолчал бы о том, что упоминается в 2 Кор 11:23-28; 2 Кор 12:1-4. Итак, Д.А. он писал с той же целью, что и Евангелие. Феофил, как человек, занимающий высокий пост, должен был познакомиться с достоверным образом Иисуса и с тем, как Господь ведет Свою Церковь. Поэтому автор описывает созидание Церкви, распространение Евангелия и путь апостолов среди преследований и опасностей;
5) Лука смог написать подобный "отчет" о возникновении христианства, пос
кольку он имел доступ к различным источникам. Он сам был участником нек-рых важных событий. Дополнит. сведения о деят-сти Павла он мог получить от него самого или от его непосредств. окружения. Кр. того, сопровождая Павла, Лука имел возможность говорить с другими апостолами и сотрудниками; проверить надежность рассказов, как он уже делал это при написании своего Евангелия (Лк 1:1-4). Т.о., сведения, дошедшие до нас, абсолютно достоверны, что проявляется даже в мелочах, к-рые подтверждаются археол. находками.

II. СОДЕРЖАНИЕ 1) в Д.А. можно видеть исполнение поручения, данного Иисусом (Деян 1:8), рассказ о проникновении Благой Вести в области от Иерусалима и Иудеи до Самарии и даже до "края земли". Вначале Лука дополняет написанное им ранее Евангелие подробным рассказом о вознесении Иисуса, т.е. о Его восхождении на престол Божий. На земле теперь следует собрать и ободрить народ Божий, чтобы он под водит-вом Божьим мог устоять в бурях мировой истории. Этот завещанный Богом труд совершается апостолами (и проч. христианами, ср., напр., Деян 11:19 и след.) в период, отображенный в Д.А. Так, Петр приблизит. одноврем. с завершением этого периода может констатировать: "Некогда не народ, а ныне народ Божий" (1 Петр 2:10). Д.А., как рассказ о создании Божьего народа (-> Церковь; ср. также Послания к коринфянам), в полной мере соответствуют представленим Павла, в различных своих посланиях обращавшегося к вопросу о том, как из иудеев и эллинов создать "один народ и одно тело";

2) с этой т.зр. в книге выявляется следующий замысел:
Вступление: восхождение Иисуса на престол (Деян 1:4-12). Пополнение круга сотрудников (Деян 1:13-26).
I. Община (Деян 2:1 - Деян 7:60):
а) ее основание в результате чуда, явленного в день Пятидесятницы, и проповеди Петра (Деян 2:1-47);
б) нерешительность синедриона (Деян 3:1 - Деян 4:22);
в) период терпимости со стороны властей (Деян 4:23 - Деян 5:42);
г) гонения от разгневанной толпы (Деян 6:1 - Деян 7:60).
II. Присоединение язычников (Деян 8:1 - Деян 10:48):
а) путь Филиппа (Деян 8:1-40);
б) призвание апостола язычников (Деян 9:1-31);
в) наставление Петра о пути Божьем (Деян 9:32 - Деян 10:48).
III. Создание нового народа Божьего (Деян 11:1 - Деян 15:35):
а) новые трудности Церкви (Деян 11:1 - Деян 12:25);
б) миссия среди язычников (Деян 13:1 - Деян 14:28);
в) Церковь, свободная от Закона (Деян 15:1-35).
IV. Построение Церкви на новом основании (Деян 15:36 - Деян 20:38):
а) второе миссионерское путешествие Павла (Деян 15:36 - Деян 18:23);
б) Церковь в столице провинции Асии (Деян 18:24 - Деян 20:38).
V. Новый народ и власти (Деян 21:1 - Деян 28:16):
а) путь Павла навстречу аресту (Деян 21:1-40);
б) решение иудеев (Деян 22:1 - Деян 23:21);
в) решение наместника (Деян 23:22 - Деян 25:12);
г) решение царя Агриппы (Деян 25:13 - Деян 26:32);
д) поездка для рассмотрения дела императором (Деян 27:1 - Деян 28:16).
Заключение: последний призыв к Израилю (Деян 28:17-31).

III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
О богосл. постулатах Д.А. можно говорить только как об этапах на пути развития, а не как об устоявшихся канонах. Нельзя, взяв одно слово, один рассказ или какую-то ситуацию из жизни Церкви, возвести их в церк. норму, действующую всегда и повсеместно. Подобные попытки опровергаются как самой книгой Д.А., так и включ. в НЗ посланиями. Это можно показать на след. примере: верующим после крещения путем возложения рук сообщается Св. Дух (Деян 8:17; Деян 19:6). На Павла перед его крещением возлагают руки, но о сообщении Духа в Его видимом проявлении (с даром говорении на языках) здесь не упоминается (Деян 9:17-19). С другой стороны, Дух Св., без возложения рук, нисходит на язычников, а затем они принимают крещение (Деян 10:44-48). Аполлосу, знавшему только Иоанново крещение, сообщаются более точные наставления о пути Господа, но ничего не говорится о его крещении и о возложении на него рук для передачи Духа. Тем не менее он проповедовал, "горя духом" (Деян 18:25). Вслед за этим сообщается о мужах, к-рые приняли Иоанново крещение, а теперь принимают крещение во имя Иисуса. Потом Павел возлагает на них руки, после чего на крещаемых нисходит Св. Дух, и они начинают "говорить иными языками" (Деян 19:1-7).

Т.о., мы находим во всех этих фрагментах свободное, не связанное никакой формой действие Бога через служащих Ему. Но эта свобода не является произвольной: мы видим, что события, происходящие одноврем. в разных местах, развиваются в едином направлении. Буква Закона, составлявшего основу ВЗ, перестает довлеть над детьми Божьими, которые призваны достичь подлинной свободы во Христе Иисусе. Их дела должны определяться только любовью к Богу и собратьям. Решающим прорывом к этой свободе стал -> Апостольский собор. Но и на нем еще не был окончат. преодолен дух законничества, стремившийся на место неогранич. послушания сердца поставить соблюдение религ. норм и формальностей. Произошел также прорыв к признанию того, что Крест не стоит между иудеями и язычниками, но язычник через Крест становится участником обетований, данных иудеям (Рим 2:29; Рим 3:30; Гал 3:28 и след.). С другой стороны, путь ко Кресту пролегает не через иудаизм, и язычник не обязан прежде подчиниться Закону (Деян 15:28; Гал 2:3). Ведь теперь иудеи и язычники едины перед Христом и во Христе (Рим 3:9 и след.; Рим 3:23; Рим 10:12). Пройдя через врата крещения, они едины как члены одного тела и одного народа (Рим 3:9; 1Кор 12:12 и след.; Кол 3:11). Этот вопрос можно поставить и по-другому: кто ближе к спасению во Христе, израильтяне или язычники? (Рим 3:9). В Д.А. мы видим горячее стремление к обращению иудеев (Деян 13:14; Деян 14:1 и след.; Деян 17:2.10 и др.). Почти все дошедшие до нас великие речи и проповеди были обращены к израильтянам (Деян 2:14 и след.; Деян 7:2 и след.; Деян 11:4 и след.; Деян 15:7 и след.,13 и след.). Мы узнаём, как труден был путь Павла, готового пожертвовать собств. блаженством ради спасения своего народа (Рим 9:3) и вынужденного в конце концов обратиться почти исключит. к проповеди среди язычников (Деян 13:46; Деян 28:28). За его горькими словами об иудеях (1Фес 2:15 и след.) стоят события, отраженные в Д.А. К этому вопросу Павел обращается в своих посланиях к галатам, римлянам и ефесянам. Предлагаемый Павлом ответ можно рассматривать как теологич. вывод, основанный на осмыслении Божьего промысла, о котором рассказывается и в Д.А. И, наоборот, можно рассматривать Д.А. как живую иллюстрацию к этим посланиям.

Диадема
-> Венец, диадема.

Дивлаим
отец Гомери, жены Осии (Ос 1:3)

Дивон:
1) моавитский город, до вступления в него израильтян принадлежал Аморрейскому царству со столицей в Есевоне (Числ 21:30). Колено Гадово отстроило Д. заново (Числ 32:34), после чего он назывался Дивон-Гад, но в конце концов был отдан в удел сынам Рувима (Ис Нав 13:17). Позднее Д. был вновь захвачен Моавом (Ис 15:2). Во времена Иеремии Д. был крепостью (Иер 48:18). Здесь, в совр. Дибане (вост. Мертвого моря), Клейн нашел знаменитый -> камень Меши, в наст. время находящийся в Лувре (Париж). Надпись на камне начинается словами: "Я, Меша, сын Хамоса, царь Моава, дивонитянин".
2) город на юге удела Иуды (Неем 11:25).

Дивон-Гад
-> Гад.

Диври
(возм., "болтливый"), данитянин, отец Суламифи, чей сын, по повелению Господа, был побит камнями как богохульник (Лев 24:11 - в Синод. пер. имена Д. и его дочери опущены).

Дизагав
("место, богатое золотом"), местность "за Иорданом" (Втор 1:1). Одни ученые предполагают, что она находилась в Моаве, другие отождествляют ее с Киброт-Гаттаавой ("гробы прихоти"). Местоположение Д. точно не известно.

Дикий осел
-> Осел (5).

Дикла
(арам. "финиковая пальма"), сын Иоктана и потомок Сима. Потомки Д. жили, вероятно, в юж. Аравии (Быт 10:27; 1 Пар 1:21).

Дилеан
(от араб. "возвышаться"). Город в уделе Иуды (Ис Нав 15:38), помещенный в списке городов между Мигдал-Гадом и Мицфой; возм., в наст. время это холм Телль-эн-Нагиле [евр. Тель-Нагила], располож. приблизит. в 30 км сев. Беэр-Шевы и в 33 км зап. Хеврона.

Димас
("человек народа"), сподвижник Павла, вместе с ним посылавший из Рима приветы в Колоссы и Филимону (Кол 4:14; Флм 1:23). Позже он, из любви к мирскому, оставил апостола и отправился в Фессалонику (2 Тим 4:10).

Димитрий
["принадлежащий (богине) Деметре (Земле-матери)"]:
1) серебряник и, возм., старшина цеха в Эфесе, делавший серебряные модели храма Артемиды, к-рые служили свящ. дарами, или "сувенирами", для иногородних посетителей храма. До сих пор серебряных моделей храма обнаружено не было, известны только терракотовые. Напуганный проповедью ап. Павла, Д. созвал своих собратьев по ремеслу и заявил, что угроза нависла не только над их доходным промыслом, но и над самим почитанием Артемиды. Это вызвало крупные волнения, толпа ворвалась в театр и, вслед за серебряниками, кричала: "Велика Артемида Ефесская!", пока блюститель порядка не успокоил сборище разумными словами (Деян 19:23-40);
2) христианин, о к-ром положит. свидет-вует Иоанн (3 Ин 1:12).

Димна
(значение неясно, возм., связано с араб. "удобрять"), левит. город в уделе Завулона (Ис Нав 21:35); -> Риммон (2).

Дина
("суд"), дочь Иакова от Лии. Евеянин Сихем, сын Еммора, обесчестил Д. и хотел жениться на ней. Сыновья Иакова вначале дали согласие на этот брак, но затем Симеон и Левий, братья Д., напали на город Еммора, умертвили "весь мужской пол" и забрали сестру. Иаков, не принимавший участия в нападении, укорял своих сыновей за этот поступок (Быт 34); даже на смертном одре он осудил их гнев (Быт 49:5-7). Д., вероятно, осталась незамужней и отправилась с Иаковом в Египет (Быт 46:15).

Дингава,
город идумейского царя Белы (Быт 36:32); его местоположение неизвестно. Согл. Иерониму, это Даннайя, совр. Хирбет-эд-Денн - развалины, прим. в 10 км юж. Арнона на пути в Керак.

Дионисий
["принадлежащий Дионису (или Вакху, богу вина)"], житель Афин, уверовавший в результате проповеди ап. Павла в Ареопаге (Деян 17:34). Д. был ареопагитом, т.е. членом афин. верховного суда (Ареопага). По словам коринфского епископа Дионисия (ок. 170 г. по Р.Х.), Д. был избран первым епископом Афинской церкви.

Диотреф
["питаемый, воспитываемый (богом) Зевсом"], член церк. общины, к-рой посвящено Третье послание ап. Иоанна. Д. "любил первенствовать", не признавал авторитета апостола и отказывался принимать как самих апостолов, так и их послания (3 Ин 1:9 и след.).

Дишан
(возм., "антилопа"), хоррей, сын Сеира и отец Уца и Арана (Быт 36:21.28.30; 1 Пар 1:38.42).

Дишон
(возм., "антилопа"), потомок Сеира, старейшина хорреев; брат Оливемы, жены Исава (Быт 36:20-30; 1 Пар 1:38.40-54).

Дневных записей (памятная) книга
Под книгой Д.З. царей мидийских и перс. (Есф 10:2) подразумеваются постоянно офиц. составлявшиеся историч. записи (анналы) (Езд 4:15; Есф 2:23; Есф 6:1).

Дно
В переносном значении о морском Д. говорится как о месте, наиболее удаленном от земли, куда человек гипотетически мог бы спрятаться. Но даже и там он не мог бы скрыться от Бога (Ам 9:3; Иов 36:30).

Добро
-> Благость, благо, добро.

Добродетель, добродетельный:
1) ВЗ называет добродетельной Руфь. Этот эпитет она заслужила своим образом жизни, верностью свекрови, народу и Богу Израиля (Руф 3:11);
2) Д. человека - это его мысли и поступки, вырастающие из веры (2 Петр 1:5) и соотв. ей, т.е. праведные, честные, справедливые и чистые дела, любезные речи (Флп 4:8). Как и все человеч. свойства, Д. основана не на собств. силах человека, а на получ. от Бога дарованиях (2 Кор 3:5 и след.). В т.наз. перечнях Д. (Гал 5:22.23; Еф 4:1-3; Кол 3:12-14) эти Д. характеризуются как плоды Духа, распределяемые Самим Богом.

Добыча
Как правило, воен. Д. принадлежала Господу (-> Заклятие). Но если народ Израиля добывал трофеи, к-рыми он мог распоряжаться сам, как, напр., после победы над мадианитянами (Чис 31:26 и след.), то эта Д. распределялась по определ. схеме. Половину Д., после того как 1/500 ее часть отдавалась священникам для возношения Господу, получали воины, другая половина, после выделения 1/50 части левитам, предназначалась остальному народу. Давид же воен. Д. делил поровну между воинами и обозной командой (1 Цар 30:24 и след.; см. также Ис Нав 22:8). Часть Д. Давид отсылал в разные города, вероятно, чтобы обрести благосклонность их жителей (1 Цар 30:26 и след.). Ликование по поводу победы обычно было связано также и с радостью от добытых трофеев (Ис 9:3). Как правило, Д. отбирается силой (2 Пар 14:13; 2 Пар 20:25), но на войне или в особых случаях Д. может быть взята по воле Господа (ср. Исх 3:22; Ис Нав 8:27). Ахан, присвоивший себе Д. вопреки Божьему повелению, был наказан смертью (Ис Нав 7:1).

Додава
[евр. Додаваху, "возлюбленный Господом"], отец пр. Елиезера из Мареши в уделе Иуды (2 Пар 20:37).

Додай
["возлюбленный (Господом)"], ахохиянин, начальник цар. стражи для второго месяца во времена Давида (1 Пар 27:4). Вероятно, то же лицо, что и ахохиянин -> Додо (2), отец одного из храбрых у Давида (2 Цар 23:9; 1 Пар 11:12).

Доданим
(в евр. языке это ф-ма мн.ч. от "доданы"), потомки Иавана (Быт 10:4; 1 Пар 1:7). Согл. нек-рым текстам (Септуагинта, самарянское Пятикнижие), речь идет о жителях Родоса.

Додо
("возлюбленный им"):
1) потомок Иссахара, отец Фуи и дед судьи Фолы (Суд 10:1);
2) сын Ахохи и отец Елеазара, одного из трех храбрых у Давида (2 Цар 23:9). Возм., то же лицо, что и -> Додай (1 Пар 27:4);
3) отец Елханана из Вифлеема, принадлежавшего к числу храбрых у Давида (2 Цар 23:24; 1 Пар 11:26).

Дождь
I. Продолжающееся в Палестине пять месяцев засушливое лето сменяется периодом Д. (-> Календарь):

1) с середины мая до второй половины октября Д. не выпадают даже на побережье (см. Притч 26:1; 1 Цар 12:17 и след.). Но зап. ветер приносит на равнину и на склоны гор влагу (Быт 27:28; Втор 33:28; Суд 6:38; Иов 29:19; Зах 8:12). В пустыне Негев осадки выпадают в виде росы, причем здесь она особенно обильна из-за резких колебаний дневной и ночной температуры;

2): а) период Д. начинается обычно в октябре, вскоре после -> праздника Кущей, причем в холмистой местности - несколько позднее, чем на побережье. Эти ранние Д. [евр. йорэ (Втор 11:14; Иер 5:24; Иоил 2:23; Иак 5:7)] предшествуют пахоте и севу, орошая иссохшую от летней жары почву. Но если Д. задерживаются (до ноября и даже до начала января), а ветер гонит над землей только "тучи без дождя" (Притч 25:14; Иуд 1:12), или если за первыми Д. наступает продолжит. сухой период, то урожай оказывается под угрозой; б) после ранних Д. наступает время, когда регулярно дуют благодатные для земледелия зап. ветры, приносящие с собой Д. В первые два-три дня продолжит. Д. сменяются кратковрем., и после этого прим. четыре дня стоит сухая солнечная погода - до след. Д. Эти Д. обычно внезапны и интенсивны (3 Цар 18:45; Езд 10:9.13; Иез 13:13.14; Мф 7:25.27). -> Снег выпадает только в конце декабря, во второй половине периода Д.; в) в марте-апреле, когда становится теплее, выпадают поздние Д. [евр. малкош]. Влага позволяет налиться колосьям и обеспечивает хороший урожай (Втор 11:14; Иов 29:23; Притч 16:15; Иер 3:3; Иер 5:24; Ос 6:3; Иоил 2:23; Зах 10:1).

II. Больше всего осадков выпадает в сев. и зап. частях Палестины. По мере продвижения на юг и удаления от моря на восток их количество снижается. Однако с увеличением высоты осадков выпадает больше. В особо благоприятном положении, т.о., оказываются тер. на востоке Палестины - от -> Васана и -> Галаада до -> Аврана, а на юге - Эдома. Д. проливаются над низменными областями Нижней Галилеи, Изреельской равниной и над пустыней Негев, в то время как в остальных областях, прилегающих к вост. берегу Иордана и отделенных от Средиземного моря горами Иуды, Ефрема, Верхней Галилеи и особенно горными хребтами Ливана и Антиливана, осадки крайне редки. Заметно уменьшается количество влаги на вост. склонах гор; это прежде всего относится к горам на зап. берегу Иордана, а также к вост. части Негева и к Араве. Количество осадков определяет границы между пашнями и пастбищами, а также между степями и пустыней. При этом к пустыням относятся не те области, где никогда не бывает Д. или их недостаточно для сельскохоз. использования земель, а те, в к-рых Д. идут нерегулярно.

III. Если засуха приходится всегда на одно и то же время, то период Д., от к-рых зависит урожай, может преподносить любые неожиданности. Урожай зависит не только от общего количества осадков, но и от равномерного выпадания Д. в зимние месяцы. Если наступление ранних или поздних Д. задерживается или Д. не идут вовсе, это может стать причиной неурожая и, как следствие, голода; только обильные и равномерные Д. способны обеспечить изобилие и плодородие (Пс 64:10-14). В этом израильтянин всегда видел свою зависимость от Господа, Который один только может послать Д. (Иер 14:22; Пс 146:8). Д. - это Божье благословение (Иез 34:26 и след.; ср. Мал 3:10), а также символ Его духовных даров (Ис 55:10 и след.; Ос 6:3; Ос 10:12), в то время как засуха означает Его суд (Втор 11:17; Втор 28:23 и след.; Агг 1:10 и след.).

Доик
[евр. Доэг, возм., "боязливо", "робко"], идумеянин, начальник пастухов Саула. Он находился в Номве, в святилище, когда священник Авимелех дал Давиду, скрывавшемуся от Саула, свящ. хлеб и меч (1 Цар 21:7). Д. донес об этом Саулу (1 Цар 22:9 и след.), добавив, что Авимелех вопрошал о Давиде Господа. Саул призвал священников из Номвы и, допросив, приказал своим телохранителям убить их. Когда же телохранители отказались, поручил это дело Д., к-рый затем уничтожил и Номву. Спасся лишь Авиафар, бежавший к Давиду (1 Цар 22:6-23).

Долг
Понятие "Д." встречается в Библии, в Рим 4:4, как перевод греч. слова офейлема ("должное", "то, что полагается к.-л."). Д. и обязанности сотворенного и спасенного Богом человека -> Ответ (II) -> Благодарность -> Послушание -> Закон -> Любовь.

Долг, должник:
1) Д. в юридич. значении называется невыполнение обязат-ва, невозвращение занятой вещи или денежной суммы, возникшая задолженность по платежам и т.п. Человек, обяз. вернуть Д., является должником (Лк 7:41; Мф 6:12). Обычно считается справедливым погашать Д. Если погашения Д. не происходит или он погашается несвоеврем., кредитору (заимодавцу) приходится прибегать к мерам принуждения. Во времена Иисуса крайней мерой против неисправного должника было заточение в темницу (Мф 5:25.26; Мф 18:34). Чем выше сумма долга, тем сложнее было положение должника (Мф 18:24 и след.). Но еще ВЗ выступает против ростовщич. эксплуатации и угнетения попавших в нужду, задолжавших соотечественников (Неем 5:1-8; Иез 18:7.8; -> Залог). Заимодавец может простить должнику всю сумму Д. или ее часть, руководствуясь великодушием (Лк 7:42 и след.) или расчетом (Лк 16:4 и след.). Неразумно становиться поручителем за чужие Д. (Притч 22:26). Но Павел был готов полностью принять на себя ответственность за Д. Онисима, с к-рым он подружился, или за причин. им ущерб (Флм 1:18 и след.);
2) говоря о том, что должен человек, Библия имеет в виду не только денежные Д. Иисус употребляет выражение "что должны были сделать" в его самом общем смысле (Лк 17:10). Павел, говоря о Д. верующих, подразумевает и такие обязанности, как уплата налогов и податей, а также правильное поведение по отношению к властям (Рим 13:7). В 1 Кор 7:3 подчеркивается, что Д. мужа оказывать жене "должное благорасположение" в браке. Д. и обязанность людей по отношению друг к другу состоит в любви к ближнему (Мф 22:39; Рим 13:8 и след.).

Долготерпение
-> Терпение, терпеливый.

Должность
I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. чиновники и т.д.) имеются и особые Д. -> пророка -> судьи и -> старейшины. Первые две Д., помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них, отличаются еще и тем, что призванные должны обладать особыми дух. дарованиями и полномочиями. Особое положение занимает -> царь, к-рый тоже может быть причислен к должностным лицам, но, являясь "помазанником Господним", относится к тем, кого Бог наделяет особыми полномочиями. В религ. жизни израильтян со времен Моисея постоянно существуют Д. -> священника и -> первосвященника.
II. В НЗ Иисус Христос, будучи Первосвященником (Евр 4:14) и Царем (Ин 18:37; Ин 19:19), учредил в Церкви, к-рая является Его телом (Еф 1:22 и след.) и Храмом Св. Духа (Еф 2:20-22), определ. Д. Перевод соответствующего понятия как "Д." проблематичен, поскольку в греч. тексте в большинстве случаев употребляется слово диакониа ("служение"), так что слово "должность" не вполне передает значение того, что имеется в виду. Такой перевод скорее соответствует более поздним церковным структурам, чем является точной передачей смысла. Поэтому лучше говорить о "служении" или "функции" (к-рые не обязат. должны быть твердо закреплены за одним лицом). В этом отношении показательно, что НЗ вообще обходится без общеупотребит. понятий для обозначения религиозных Д., а пользуется нейтральным описанием, чаще всего прибегая именно к слову диакониа.
А. НЕОБХОДИМОСТЬ
Поскольку Церковь, как тело Христово, "представляет" своего Господа на земле, то ее организац. устройство не может быть представлено на усмотрение ее членов, а должно исходить от ее Главы - Иисуса Христа. В НЗ мы не находим единой и обязат. регламентации на этот счет, а видим значит. многообразие форм (ср., напр., Посл. к коринфянам с Посл. к Тимофею и к Титу). Это не означает, что церк. устройство может быть каким угодно и устанавливаться произвольно (во всяком случае, оно не должно навязываться извне). Критерий оценки внешнего церк. устройства - это, в первую очередь, его соответствие сущности Церкви. Примером здесь может служить стирание национальных и классовых различий "во Христе", о к-ром говорится в Кол 3:10 и след., а также в Гал 3:27 и след. как о результате облечения в нового человека. Преграды между людьми устраняются только в вере "во Христа Иисуса" (Гал 3:28), но наше пребывание "во Христе" должно влиять как на нашу личную жизнь, так и на жизнь Церкви (Кол 3:10). Вторым мерилом оценки церк. устройства является его способность служить, а не препятствовать, выполнению предназначения Церкви. В зависимости от внешних обстоятельств, здесь могут быть различия, как мы это видим на примере многообразия форм церк. устройства в НЗ. Может случиться, что потребуется изменение тех форм, к-рые когда-то соответствовали назначению Церкви, а теперь устарели. Основополагающим для любой Д. в новозавет. Церкви является принцип всеобщего священства (1 Петр 2:4-10; Откр 1:6; Откр 5:10; Откр 20:6; 1Кор 12:7 и след.), ни одна Д. больше не выполняет посреднич. роли между человеком и Богом. Несмотря на это, в соответствии с различ. дарованиями (1 Кор 12:4) существуют и различные служения.
Б. НАЗНАЧЕНИЕ
Задача Церкви - распознать это определение Божье (см. выше). Важную роль здесь играют дарования и образ жизни кандидата на церк. Д. (см. Тит 1:3-9; Рим 12:6-8). След., когда Церковь распознает дарования своего члена и поручает ему какую-то Д., это не противоречит Божьему определению, а является чаще всего конкретным исполнением этого определения. По свидетельству НЗ, распознавание дарований и назначений на Д. может осуществляться Церковью по-разному. В Деян 13:2 описан случай, когда община получила указание от Св. Духа во время служения Господу и поста; но Писание не говорит, как именно это произошло. Из Деян 6:1-7 мы узнаем предысторию назначения на особую Д. Отправной точкой здесь явились жалобы на неблагополучие в деле помощи нуждающимся.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ---