Меню
Russian English French German Spanish

Библейская Энциклопедия -- Б 2 --



Библия
Слово "библия" происходит от греч. слова библос - "книги". Б. - это собрание 66 отдельных книг. О толковании Б. -> Священное Писание.

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
1) СОСТАВ ВЗ. В наст. время ВЗ представляет собой совокупность 39 сочинений различных лит. жанров и принадлежащих перу разных авторов. По содержанию эти книги делятся на три группы: а) исторические (Пятикнижие, Нав, Суд, Руфь, 1-4 Цар, 1-2Пар, 1 Езд, Неем); б) учительные (Есф, Иов, Пс, Притч, Еккл, Песн); в) пророческие (Ис, Иер, Иез, Дан, малые пророки). Книги объединены в эти группы без учета личности авторов и времени создания. Подобная компоновка впервые была сделана в Септуагинте, откуда заимствована Вульгатой и более поздними переводами. В евр. Б. число книг равнялось 24, т.к. разделенные в наст. время ист. книги раньше были объединены попарно, а именно: 1 и 2 Цар, 3 и 4 Цар, 1 и 2Пар, а также Eзд и Неем Кр. того, в одну книгу были собраны писания 12 малых пророков. Дальнейшее объединение Pуфь с Cуд и Плaч с Иeр свело количество книг к 22 (Иосиф Флавий). Они были разделены на три группы: а) Тора, пять книг Моисея (-> Пятикнижие Моисея); б) Невиим (пророки). Пророки подразделялись на ранних и поздних. К ранним относятся Нав, Суд, Цар, 1-2 Сам, к поздним - великие пророки (Ис, Иер, Иез) и 12 малых пророков; в) Кетувим (писания). Их составляют Пс, Притч, Иов, Песн, Руфь, Плач, Еккл, Есф, Дан, Езд, Неем, 1 и 2Пар Все эти книги различаются как по содержанию, так и по времени создания. Это дало повод позднейшим экзегетам предположить, что расположение их зависело от того, когда они были созданы или признаны. Внутри писаний особо выделяются Мегиллот (свитки), к-рые читались во время праздничных служб в синагоге: Пeсн (на Пасху), Pуфь (на Пятидесятницу), Плaч (в день поста, соблюдаемого в воспоминание о разрушении Иерусалима), Eккл (во время праздника Кущей) и Eсф (во время праздника Пурим). Разделение на эти три группы мы находим в Книге Иисуса, сына Сирахова: "Закон, пророки и остальные книги" (Сир, предисловие). В НЗ его подтверждает Иисус (Лк 24:44);
2) ЯЗЫК. Все книги ВЗ были написаны на -> евр. яз., за исключ. нек-рых частей, написанных на -> арамейском;
3) КАНОН. Израил. лит-ра, в т.ч. и религ., не исчерпывается книгами ВЗ (Числ 21:14; Ис Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Поэтому возникает закономерный вопрос, почему именно вошедшие в Б. тексты считаются священными, используются при богослужении и выделяются из общего богатства письм. памятников в качестве канона, т.е. свода правил и основ учения. Подробнее -> Священное Писание (II,Б). ВЗ, к-рым мы располагаем сейчас, прекрасно знал и часто использовал в проповедях Иисус;
4) ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТА ВЗ. Изучением евр. текста ВЗ и его переписыванием вплоть до эпохи гуманизма занимались исключит. иудеи, обращавшие особое внимание на сохранение звукового строя. Они превратили работу по сохранению Писания для след. поколений (-> Масоретский текст) в своего рода науку. Методика переписывания текстов в Месопотамии отличалась от аналогичной методики в Палестине и Сирии, но со временем на первый план выдвинулась Тивериадская школа. На протяжении многих поколений переписыванием здесь занимались члены семейства Бен-Ашеров. Свидет-во их работы - след. списки: Codex Cairensis (ранние и поздние пророки), сделанный в 895 г. Моше Бен-Ашером; Кодекс синагоги в Халебе (Алеппо; полный текст ВЗ), составленный в начале X в. Аароном Бен-Моше Бен-Ашером; а также сделанная в 1008 г. копия этого последнего, позже сгоревшего списка - Codex Leningradensis. Другой вариант текста, восходящий к Бен-Нафтали, содержится в Эрфуртском кодексе N 3, созданном в XI в., и в Codex Reuchlianus 1105 г. (пророки). Другим важным списком является Ленинградский кодекс пророков 916 г., включающий сочинения великих и 12 малых пророков. Текст позднесредневековых рукописей, послуживших основой для первых печатных изданий, возник как сочетание редакций Бен-Ашера и Бен-Нафтали.

С находкой в 1947 г. -> рукописей Мертвого моря обозримая история текста евр. ВЗ продлевается на срок до 1000 лет. До этого древнейшим евр. списком ВЗ считался папирус Нэша, созданный между II в. до Р.Х. и 70 г. по Р.Х. и содержащий десять заповедей. Теперь же в распоряжении ученых находится большое количество относящихся к тому же периоду рукописей и текстовых отрывков, большинство из к-рых написаны квадратным письмом, а часть - др.-евр. (отрывки из Быт, Исх, Лев, Bтор и Иoв). Кр. того, существуют списки из генизы (хранилище ветхих, непригодных для чтения списков) Каирской синагоги, относящиеся к V в. Они служат как бы связующим звеном между рукописями Мертвого моря и списками X в. Что касается книг Моисея, то, кроме названных, существует отдельный вариант текста - Пятикнижие -> самарян, к-рое и сегодня воспроизводится др.-евр. письмом. Опубликованы лишь поздние списки. С изобретением книгопечатания стали появляться и печатные издания евр. Б. Самыми известными издателями евр. Б. были члены евр. семьи Сончино из Шпайера, к-рые именовали себя по названию итал. местечка, где находилась их типография. Именно здесь в 1488 г. вышел полный текст ВЗ, к-рый затем, в издании 1494 г., послужил основой для перевода М.Лютера. Особое значение имели раввинские Б., первая из к-рых была издана Ф.Пратензисом в 1516-1517 гг. в Венеции. Уже в 1524-1525 гг. в этой же типографии Д.Бомберга вышло второе, улучшенное, издание под ред. Я.Бен-Хайима. В него наряду с евр. текстом был включен и арам. перевод (-> Таргум), а также раввинский комментарий и, впервые, полная -> Масора. Это издание на протяжении последних четырех веков перепечатывалось без изменений, вплоть до выхода Biblia Hebraica Р.Киттеля, в основе к-рой лежало 3-е изд. Ленинградского списка с Масоры А.Бен-Моше Бен-Ашера (см. выше);

5) ИУДЕЙСКИЕ ПЕРЕВОДЫ ВЗ. Переводы ВЗ, предназнач. для отправления служб в синагогах, стали необходимыми, когда языком повседневного общения евреев в Палестине и Месопотамии стал арам. яз., а в средиземноморских странах - греч.; а) арам. переводы (-> Таргум) стали появляться в письм. форме относит. поздно. Самое раннее упоминание о них - сообщение о том, что учителю ап. Павла, равви Гамалиилу, был преподнесен таргум Книги Иова. Лишь нек-рые из арам. переводов получили офиц. признание. Таргум Онкелоса (Пятикнижие) и таргум Ионафана (пророки), названные так по имени людей, считающихся их авторами, первонач. возникли в Палестине, но окончат. оформление получили лишь в V в. в Вавилонии. К Таргуму Онкелоса, признанному офиц. истолкованием, была приложена Масора. В самарянском Пятикнижии также содержались отрывки из целого ряда таргумов; б) особое значение имел греч. перевод ВЗ -> Септуагинта (LXX), осуществленный в III в. до Р.Х. в Александрии. Но когда в I в. Септуагинта была принята в качестве Б. древней Церковью, иудеи отказались от нее и решили сделать новый перевод. Около 130 г. появился буквальный перевод ВЗ на греч., выполненный Акилой, прозелитом и учеником равви Акибы. Этот перевод очень высоко ценился иудеями именно за его букв. соответствие евр. оригиналу. Феодотион, возм. также прозелит, ограничился переработкой более раннего греч. текста (ок. 150 г.); какой именно список он взял за основу, точно неизвестно. И наконец, ок. 170 г. добротный перевод ВЗ на греч. был сделан Симмахом, к-рый, возм., был иудеохристианином. Отдельные части этих переводов дошли до нас в монумент. труде Оригена, созданном им в 240-245 гг. и получившем название "Гекзапла" ("шестиричный"). Столкнувшись с разночтениями в совр. ему рукописях Септуагинты и желая воссоздать достоверный текст, Ориген свел вместе шесть различных текстов и выявил их взаимные противоречия.

В Гекзаплу вошли:
1) Масоретский текст;
2) его список греч. буквами;
3) перевод Акилы;
4) перевод Симмаха;
5) перевод LXX;
6) перевод Феодотиона. В целом этот труд состоял предположит. из 50 томов, но все они, за искл. очень небольшой части, утеряны; в) необходимость перевода ВЗ с евр. сохранялась и в средние века. Так, начиная с XIII в. иуд. учеными был осуществлен ряд переводов отрывков ВЗ на нем. язык. С XVIII в. стали появляться полные нем. переводы ВЗ, первый из к-рых был сделан М.Мендельсоном в 1780 г.

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ
1) СОСТАВ НЗ. НЗ содержит основополагающие тексты, удостоверяющие новый завет между Богом и человеком, заключ. через Иисуса Христа. НЗ состоит из 27 книг, к-рые, как и книги ВЗ, экзегеты разделяют на три группы. Это, во-первых, ист. книги (Евангелия), в к-рых рассказывается о жизни, деяниях, страданиях, смерти и воскресении Господа, а также сформулированы основы веры. Кр. того, к этой группе относятся Деяния апостолов - повествование об успешном распространении веры в языч. мире, вплоть до Рима. Вторую группу т.наз. учительных книг составляют послания, в к-рых разъясняется суть учения Христа и разоблачаются ложные учения. Послания свидетвуют о направляющей деят-сти апостолов в жизни общин и содержат предостережения тем, кто склонен встать на путь заблуждения. В эту группу входят и послания ап. Павла, в составе к-рых особый раздел составляют т.наз. пастырские послания (послания к Тимофею и к Титу потому и называются пастырскими, что содержат обращения не ко всей общине, а к отдельным ее служителям, "пастырям", лат. пасторес). Остальные книги этой группы носят название соборных, или кафолических, посланий (от Послания Иакова до Послания Иуды; греч. слово католикос означает "общий, относящийся ко всем"), к-рые обращены не к конкретным общинам, а ко всем верующим. В третью группу входит только одна пророч. книга - Откровение Иоанна Богослова. В ней Иоанн повествует о том, как ему довелось провидеть будущее торжество Господа и грядущий Cуд над миром;
2) ЯЗЫК. НЗ написан на т.наз. койне - диалекте греч. яз., к-рый был господствующим во времена Иисуса Христа. В результате завоеват. походов Александра Македонского на греч. яз. начали говорить и писать букв. во всем цивилизов. мире. Но т.к. в НЗ он применялся для выражения новых божеств. истин, то и слова в нем соотв. принимали новую лексич. окраску, что необходимо учитывать при переводе;

3) О КАНОНЕ -> Священное Писание (II,В);
4) ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТА НЗ: а) рукописные списки НЗ полнее и точнее списков любого памятника антич. лит-ры. Временной промежуток, отделяющий древнейшие из известных нам списков от оригиналов, столь мал, что практич. не имеет значения. Среди 2600 списков различаются папирусы (II-VI вв.) и пергаменты (начиная с IV в.), к-рые, в свою очередь, делятся на более ранние маюскулы (до X в.), написанные прописными буквами и без пробелов между словами, и более поздние минускулы (начиная с IX в.), письмо к-рых схоже с греч. письмом. Самый ранний папирусный отрывок, фрагмент Ев. от Иоанна, принадлежал к рукописи, созданной в Египте ок. 125 г. (ил. на стр. 267). Три тома папирусов Ч.Битти, относящихся к 200-220 гг., включают в себя отрывки из Евангелий, книги Деяния апостолов, посланий ап. Павла и книги Откровение (цвет. вклейка 24). Важнейшими маюскулами (унциальными списками), каждый из к-рых изначально представлял собой полный текст Б., являются: Ватиканский кодекс (IV в.), содержащий текст НЗ, за искл. Евр 9:15 и след., пастырских посланий, Флм, Откр; Синайский кодекс (IV в., цвет. вклейка 42) с полным текстом НЗ; Александрийский кодекс (V в.) и кодекс Ефрема (Палимпсест, V в.), содержащие лишь текст НЗ со значит. пробелами; б) по содержанию, т.е. с учетом расхождений и соответствий между ними, новозаветные списки делятся на несколько больших текстовых групп, или "семей". К егип., или александрийской, группе относятся Ватиканский, Синайский кодексы, кодекс Ефрема, а также Александрийский кодекс начиная с Деян Другая группа - распространенный прежде всего в Антиохии и Константинополе визант. вариант текста. Кр. того, существуют кесарийская и западная "семьи", но мнения ученых о разграничении этих текстовых групп и об отнесении к ним отдельных рукописей расходятся; в) первыми, кто попытался выделить из этого материала наиболее достоверный текст, были теологи испан. университета в Алькале (Комплютум), с 1502 г. работавшие над изданием Комплютенсианского Полиглота (многоязычное издание Б.), в шестой том к-рого, напечатанный в 1514-1517 гг., был включен и греч. текст НЗ. Но из-за задержки, связанной с разрешением Папы на публикацию, испанцев опередил Эразм Роттердамский.

В 1516 г. он опубликовал составленный по нескольким позднесредневековым Базельским спискам греч. текст с собств. лат. переводом. Второе издание этого труда (1519 г.) М.Лютер использовал как основу для своего перевода НЗ. Испан. труд вышел в свет лишь в 1522 г. После переработки текста Эразма Р. Стефаном (1546-1551 гг.), Т.Безой (1565-1604 гг.) и Эльзевиром (1624 г.) последний в предисловии ко второму изд. своей книги (Лейден, 1633 г.) объявил этот вариант текста "всеми принятым", после чего он действительно получил всеобщее признание. И только И.А.Бенгель распознал слабые стороны Textus receptus и в собственном изд. греч. НЗ, снабженном науч. аппаратом (1734 г.), предпринял первую попытку на основании сравнения большого колич-ва списков составить единый достоверный текст. В XIX в. появилось множество науч. изданий НЗ. К.Тишендорф, лично обнаруживший часть рукописей, и среди них Синайский кодекс, в 1869-1872 гг. выпустил большое издание греч. НЗ, основанное на егип. текстовых вариантах, и прежде всего - на Синайском кодексе. Обработав тексты этой же группы, но отдав при этом предпочтение Ватиканскому кодексу, Б.Ф.Весткотт и Ф.Дж.А.Хорт предприняли свое издание НЗ в 1881 г. В 1894-1900 гг. свой вариант новозаветного текста опубликовал Б.Вейс. Систематизировав все доступные списки, фон Зоден (1902-1913) попытался на основании этих материалов восстановить первонач. текст НЗ. С 1898 г. выходят многочисл. издания НЗ под ред. Э.Нестле, причем каждое новое изд. перерабатывается с учетом вновь найденных рукописей НЗ. С 1952 г. дело Нестле продолжает К.Аланд (26-е изд. 1979 г.).

III. ХРИСТИАНСКИЕ ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ
По мере распространения Благой Вести возникала необходимость перевода основополагающих христ. книг на языки тех народов, к-рых она достигла. При этом сначала переводили НЗ, а затем ВЗ. Теперь ВЗ стал первой частью общей Б.:
1) хотя языком богослужений Рим церкви вплоть до II в. оставался греч., но на западе Рим империи все большее распространение получала латынь. Лат. переводы появились достаточно рано и во многом отличались друг от друга. Их объединяет под собират. названием древний лат. перевод (Vetus Latina). По повелению Папы Дамаса I с 383 г. Иероним правил лат. текст, а затем заново перевел с евр. большую часть ВЗ. Возникшая т.о. -> Вульгата стала общеупотребит. лат. Б. Тридентский собор в 1546 г. признал этот перевод аутентичным и основополагающим для решения всех догматич. вопросов внутри католич. церкви. Существовали сомнения, что издать вначале - служебник или Б. Решение было принято в пользу Б., и первой печатной книгой стала лат. Вульгата. Эта 42-страничная Б. И.Гутенберга 1455 г., особенно экземпляры, напечат. на пергаменте и иллюстрир. вручную, и сегодня остаются непревзойденными по красоте и совершенству произведениями печатного иск-ва;

2) большое значение имеют и ранние переводы Б. на сир. (-> Пешита) и коптский яз. Особенно важны переводы на бохаирский (нижнеегип., возм., VII в.) и сахидский (верхнеегип., III в.) диалекты коптского яз. Далее следует назвать эфиопский (возм., IV-VI вв.), армянский (V в.), грузинский (V в.), араб. (не позднее IX в.) и старославянский (IX в.) переводы Б. Особое значение как первый перевод Б. на германские языки имеет готский перевод епископа Ульфилы (ум. в 383 г.). От этого перевода сохранились незначит. отрывки из ВЗ и довольно большие - из НЗ (Codex Argentius в Упсале, VI в.). Этот труд отличают осмысленное отношение к языку и удивит. языковое чутье. Ульфиле удалось перенести в готский вариант НЗ строение предложений, звучание и ритм греч. оригинала. До наст. времени, пожалуй, никому, кроме Лютера, не удалось достичь подобного совершенства перевода. Все перечисленные выше переводы Б. играли важную роль в процессе восстановления новозаветных текстов, т.к. они обращались к утраченным ныне или же очень ранним рукописным спискам. Поэтому важнейшие из этих вариантов приводятся и в издании греч. НЗ Нестле;
3) на протяжении всего средневековья Б. завоевывала один европ. язык за другим. И основой для этих переводов постоянно служила Вульгата. Со времен Реформации переводчики Евангелия в основном обращались к евр. и греч. источникам. В начале XIX в. с образованием библ. общ-в и с развертыванием миссионерской деятельности встала задача перевода Б. на все без искл. существующие на земле языки. В XX в. возникшее в Америке Уиклифовское общ-во переводчиков Б. поставило себе целью, используя новейшие языковедческие и технические методы, предоставить всем народам и племенам, имеющим самостоят. языки, соотв. перевод Б.

IV. ДЕЛЕНИЕ НА ГЛАВЫ И СТИХИ
ВЗ в первые века по Р.Х. был разделен на отрывки: в Вавилоне их было 54 - по числу суббот в году (1. Быт 1:1 - Быт 6:8; 2. Быт 6:9 - Быт 11:32 и т.д.), в Палестине - 154 соответственно более коротким отрывкам, раздел. по числу суббот за три года. В Талмуде также говорилось о разделении текста ВЗ на отдельные стихи, однако нумерация еще отсутствовала. В древних списках Септуагинты и НЗ имеются различные варианты деления на отрывки (перикопы), ни один из к-рых, правда, не стал общепринятым. Наиб. значит. из таких попыток стали т.наз. "Каноны" Евсевия. Евсевий разделил текст Евангелий на 355 (Мф), 233 (Мк), 342 (Лк) и 232 (Ин) отрывка и пронумеровал их. Из них он составил десять таблиц (канонов), каждая из к-рых содержала отрывки из двух, трех или всех четырех Евангелий и давала возможность отмечать общее во всех Евангелиях и различия между ними. Это деление присутствует почти во всех греч. списках. Таблицы приведены во введении к изданию греч. НЗ Нестле. Совр. деление на главы восходит к С.Лангтону, канцлеру Парижского университета, разработавшему свою систему к 1205 г. Это деление перенял для составленной им Симфонии монах-доминиканец Гуго Сенвикторский из монастыря Сен-Шэр (до 1250 г.), к-рый, в свою очередь, разбил каждую главу на семь отрывков, обозначив их буквами от a до g. В XIV в. это деление через Вульгату перешло в евр. рукописи, и первым печатным изданием, в к-ром оно было использовано, стала евр. раввинская Б. (1524-1525 гг.). Совр. деление на стихи и их нумерация принадлежат печатнику Р. Стефану, к-рый применил их в издании греч. НЗ (1551 г., Женева) и в издании Вульгаты (1555 г.).

Бигвай
[санскрит. бхагаван - "счастливый", "радостный" или перс. "садовник"], один из начальников израильтян, возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7). Вместе с Б. вернулось и его семейство (Езд 2:14; Неем 7:19), остаток к-рого пришел в Иерусалим с Ездрой (Езд 8:14). Во времена Неемии член семейства Бигвая подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:16).

Бигфа
[евр. Бигта], один из придворных перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). -> Авагфа.

Бидекар
[евр. Бидкар], приближенный Ииуя во времена израил. царя Иорама (4 Цар 9:25).

Бидья
[евр. Бедья, возм., "под защитой Господа"], израильтянин, женившийся на иноплеменнице (Езд 10:35).

Бизфа
[евр. Бизта, "победа"], один из евнухов перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). -> Авагфа.

Билга,
селение в уделе колена Симеона (1 Пар 4:29), возм., то же, что и -> Ваала (Вала) (Ис Нав 15:29; Ис Нав 19:3).

Билган
[евр. Билхан]:
1) хоррей, сын Эцера, жившего на горе Сеир в земле Эдома (Быт 36:27; 1 Пар 1:42);
2) вениамитянин, сын Иедиаила и отец семи сыновей (1 Пар 7:10).

Билеам,
город в уделе колена Манассии, зап. Иордана, переданный левитам (1 Пар 6:70). Возм., то же, что -> Ивлеам.

Билшан,
израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7).

Бимгал
[евр. Бимхал, возм., "терпеливый"], сын Иафлета и потомок Асира (1 Пар 7:33).

Бинея,
вениамитянин, сын Моцы и потомок Саула (1 Пар 8:37; 1 Пар 9:43).

Биннуй
[перс. "желать счастья" (?)]:
1) левит, сын Хенадада, помогавший во времена Неемии восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:24; Неем 12:8);
2) глава одного из семейств, возвратившихся из плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:15). В Езд 2:10 он именуется -> Ваний;
3) два израильтянина из семейств Пахаф-Моава и Вания, женившиеся на чужеземках (Езд 10:30.38);
4) -> Бани.

Бирзаиф
[евр. Бирзайит], внук Берии, потомок Асира (1 Пар 7:31).

Бирша,
царь Гоморры во времена Авраама (Быт 14:2).

Битрон,
название долины, располож. вост. Иордана (2 Цар 2:29).

Бифья
[евр. Битья], дочь фараона и жена иудея Мереда (1 Пар 4:18).

Бихри
("юный", "первенец"), отец вениамитянина Савея (2 Цар 20:1.2), восставшего против Давида.

Бичевание, палки:
1) порка плетью или прутьями (в Синод. пер. - "палками") практиковалась римлянами при допросах (Деян 22:24) и перед распятием (Мф 27:26; Ин 19:1), а также являлась мерой наказания (Деян 16:22; 2 Кор 11:25). Рим гражданин (-> Римляне) был защищен от этого. Рим плеть состояла из кожаных ремней, закрепленных на кнутовище. Часто в ремни вплетали кости или кусочки свинца, чтобы боль при ударах была сильнее. Обнаженного до пояса наказуемого заставляли принять согнутое положение;
2) у евреев Б. совершалось в синагоге (Мф 10:17; Мф 23:34; Деян 5:40; Деян 22:19). Согл. иуд. закону, число ударов не должно было превышать 40 (Втор 25:3). Боясь ошибиться в счете, евреи наносили "сорок ударов без одного" (2 Кор 11:24). -> Наказание.

Бишлам
(возм., "в согласии", "сын согласия"), один из перс. сановников, направивших жалобу царю Артаксерксу I по поводу проведения строит. работ в Иерусалиме (Езд 4:7).

Благо
-> Благость, благо, добро.

Благовествование
-> Евангелие, благовествование.

Благовествовать
-> Учитель -> Проповедь, проповедовать, проповедник.

Благовестник
-> Евангелист, благовестник.

Благоволение, благоволить
I. Делая ч.-л., человек поступает в соотв. со своим свободным выбором (Ис Нав 24:15; Есф 1:8; Иер 40:4; 1 Кор 7:12 и след.), он совершает то, что доставляет ему радость или соответствует его желанию (Суд 14:3; Притч 16:13; Екк 11:9). Зная, к чему благоволит человек, можно сделать заключение о его сущности; нередко о глубокой развращенности человека свидет-вует то, что он находит удовольствие в мерзостях (Ис 66:3), грехе (Рим 1:32) и неправде (Деян 8:1; Деян 12:3).
II: 1) отношения между Богом и человеком определяются тем, насколько человек соответствует тому, чего хочет от него Бог. Господь не благоволит к беззаконию (Пс 5:5), к человеку, не исполняющему свой обет (Екк 5:3), отвращающемуся от Него (1 Кор 10:5 и след.; Евр 10:38) или упорствующему в своем неверии (Евр 11:6). Господу не угодны жертвоприношения, если они не сопровождаются повиновением (1 Цар 15:22), любовью (Ос 6:6) и милосердием (Мф 9:13). Но Бог не хочет и смерти грешника (Иез 33:11);

2) Бог благоволит ко всем боящимся Его, к уповающим на Его милость (Пс 146:11), к открывающим себя Его праведности (-> Справедливость, праведность), Его миру и радости (Рим 14:17 и след.), просящим Его Б. (Пс 142:10; Кол 1:9 и след.). Он дарит мудрость, разум и радость тому, к кому благоволит (Екк 2:26), Он примиряет с ним его врагов (Притч 16:7) и внемлет его молитвам (1 Ин 3:22). Христианин, как раб Иисуса Христа, должен стремиться лишь к тому, к чему благоволит Бог (2 Кор 5:9; Еф 5:10; Еф 6:6), он уже не может жить для угождения каким-л. людям (Гал 1:10; 1 Фес 2:4). Но при этом он должен избегать ненужных раздоров (1 Кор 10:32 и след.), причем следует иметь в виду, что вера в Бога не отменяет повиновения верующего раба своему господину, но, наоборот, требует его (Тит 2:9). Павел рассматривает как опасность стремление супругов в браке угождать друг другу больше, чем Богу (1 Кор 7:32-34). Бог ожидает, что мы принесем Ему в жертву всю нашу жизнь (Рим 12:1). Кр. того, как богоугодная жертва принимаются благодарение Господу и восхваление Его (Пс 68:31 и след.; Пс 118:108; Евр 13:15 и след.), обращение к Господу с сокруш. сердцем (Пс 50:19), а также деятельная любовь к ближнему (Флп 4:18; Евр 13:16).

III. Посылая в мир Своего Сына, Бог дарует "на земле мир, в человеках благоволение" (Лк 2:14). Иисус - возлюбленный Сын Божий, к Которому благоволит Его душа; это было предсказано пророком (Ис 42:1), и Бог подтвердил это при крещении Иисуса (Мф 3:17) и перед началом Его страстного пути (Мф 17:5). "Богу было благоугодно, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его" (Кол 1:19 и след.). Бог открыл тайну Своей воли по Своему Б. (Еф 1:9 и след.), по Своему Б. утаив ее от мудрых и разумных и открыв младенцам (1 Кор 1:21). "Малое стадо", уверовавшее в эту весть, знает, что Царство Небесное дано ему по Божию Б. (Лк 12:32). Эти люди поняли, что только Божие Б. и милость открыли им глаза на Его Сына (Гал 1:15 и след.) и что Господь производит в них "и хотение и действие" по Своему Б. (Флп 2:13; Евр 13:21).

Благодарить
-> Благодарность, благодарить.

Благодарность, благодарить:
1) в Библии глагол "благодарить" - одно из ключевых слов. Евр корень йдх означает "благодарить", "восхвалять", "превозносить". Греч. глагол эвхаристео связан с важным библ. понятием харис, "милость", "благодать" (ср. хара, "радость");
2) Б. в Библии - это ответ, к-рый человек должен дать на деяния Бога: на сотворение мира и людей, обеспечение дарами для тела и души (Мф 14:19). Человек должен равным образом отвечать Б. и на Господнюю доброту, к-рая проявляется прежде всего в -> милосердии к грешнику (Пс 105:1 и др.), внимающему молитве (Пс 41:6) и зову "из глубины" (Пс 129:1), обновляющемся каждое утро (Плач 3:23), и на Господень гнев и суд, поскольку они способствуют покаянию (Ис 12:1). Чем больше человек размышляет над тем, как Бог управляет его жизнью, тем больше он приходит в изумление от мудрых предначертаний Господа, Который думает о нас, Который в Своей заботе благословляет нас (Пс 113:20). От размышления приходят к Б. (Пс 76:6.14). Христианин также размышляет о путях, к-рыми Бог ведет других людей, поэтому к просьбам за них присоединяется Б. (2 Кор 1:11; Еф 1:16; Флп 1:3);

3) чувство Б. - это настроение сердца, возникающее из Б. за конкретные дела. Оно приводит человека еще ближе к Господу и открывает ему дверь к тайнам небесного мира (Пс 49:23);

4) укоренив-шаяся в сердце Б. может проявляться в различных формах: насколько многообразны дары и дарования человека, настолько же разнообразны и формы, в к-рых проявляет себя Б., так что человек участвует в ней всем своим существом: телом, душой и духом (ср. у М.Ринкарта: "Теперь да возблагодарит каждый Господа сердцем, устами и руками!" - Сборник дух. гимнов Евангелич. церкви Германии, гимн 228). Б. проявляется в послушном следовании за Господом (Ин 14:15). Поэтому благодарственная -> жертва - это не нечто особенное, а само собой разумеющееся (Лк 17:10). Ср. Исх 20:2: Израиль должен соблюдать заповеди, поскольку к этому его обязывает Б. Богу. Вступит. фраза к Десяти заповедям звучит так: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства". Ни одно деяние Господа не должно оставаться без слова, без благодарного ответа, без жертвы уст (Пс 50:17; Пс 62:4; Ос 14:3), без благодарственной молитвы! Дело и слово Б. - это выступление на стороне того, к кому относится Б. Тем самым тот, кто благодарит, отделяет себя от тех, к-рые не позволяют призвать себя к Б. (Пс 17:50);

5) существует также возможность ложной Б. При этом основания для Б. ищут в том, что совершили сами, а не в том, что сделал Бог, и Б. уже не является ответом. Такова ложная Б. фарисея в Лк 18:11. Такая Б. исходит из высокомерного сердца, и ей Бог противится (1 Петр 5:5). Кто не славит Бога своей Б., тот пренебрегает тем, от Кого он все получил и от Кого он зависит. Кто надменно приписывает дары и способности, которыми наделен, себе, вместо того чтобы с Б. принимать их из рук Божьих (1 Кор 4:7), тот забывает Бога и пренебрегает Им (Втор 32:6; 2 Кор 10:17);

6) в Библии выражение Б. часто имеет характер публичной молитвы (Ин 6:23; 2 Кор 4:15). Уже в ранний период, на рубеже I и II вв., -> Вечеря Господня именовалась Евхаристией, "благодарением". Она связана с ветхозаветной пасх. трапезой, совершавшейся для того, чтобы каждое новое поколение могло вспоминать великое деяние Бога, выведшего Свой народ из Египта (Исх 12:26 и след.; Втор 6:7.20-25). Так и причащение нового народа Божьего должно напоминать об искупит. деянии Бога во Христе, о страданиях и смерти Господа, и тем самым вся жизнь христианина должна быть "живой жертвой" в Б. за жертву Иисуса (Рим 12:1; 2 Кор 5:15).

Благодарственная жертва
-> Жертва.

Благодать
-> Милость, благодать.
Благоразумие (разум, догадливость)
Благоразумный человек ("сын разумный") сообразует действия с осознанной целью (Притч 10:5; Лк 16:3-8) и определяет пути ее достижения (Мф 7:24; Мф 10:16). Истинное Б. - это Божий дар (1 Пар 22:12), исходящий из Слова Божьего (Пс 118:104.130). В тех случаях, когда разум не связан с мудростью, т.е. с вечными устоями, человек прибегает к неправедным средствам (Сир 19:19), что ведет к гибели (Дан 8:25); народ, у к-рого "разума у разумных... не станет", становится неспособным к познанию Бога (Ис 29:14; Мф 11:25; 1 Кор 1:20; 1 Кор 3:19).

Благородный
Б. называли добродет. человека из знатного рода (Екк 10:17; 1 Кор 1:26). Это понятие переносится также на растения, драг. камни и металлы (Иер 2:21; 3 Цар 10:18 - в Синод. пер. - "чистое золото"). Мудрость, разум и добродетель дороже земных ценностей - серебра, золота и жемчуга (см. Притч 3:15; Притч 16:16; Притч 31:10).

Благословение
[евр. бэрах ; греч. эулогиа].
I. Под Б. (противоположность -> проклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Быт 12:3). Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Быт 27:28 и след.; Быт 48:15 и след.), а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Втор 28:4), имущество и окружение. Б. исполняется (Числ 22:6), даже если оно было добыто хитростью (ср. Быт 27). Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Быт 12:3); Иаков благословил своих внуков и сыновей (Быт 48:1; Быт 49:1), а Моисей - колена Израилевы (Втор 33). Иногда Б. называются и дары (Быт 33:11; ср. 1 Цар 25:27; 4 Цар 5:15).
II. Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Быт 49:25). Б. по большей части обращено на человека (Быт 1:28; Быт 12:3; Быт 26:3), но Бог благословил также и седьмой день (Быт 2:3), животных (Быт 1:22), хлеб и воду (Исх 23:25). Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Втор 7:13). Божье Б. дарует многочисл. потомство (Быт 1:28), владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Быт 39:5; Втор 28:3-5; Иов 42:12; Пс 64:11), жизненное благополучие и защиту от врагов (Быт 14:19 и след.; Пс 28:11). Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50:22 и след.) благословляют народ (Чис 6:23 и след.; ср. Втор 10:8). Цари также благословляют народ (Давид - 2 Цар 6:18; Соломон - 3 Цар 8:14). Получали Б. и жертвенные трапезы (1 Цар 9:13).

III. Иисус снял с людей проклятие (Гал 3:13 и след.), чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деян 3:26). Он благословил детей (Мк 10:16), а перед вознесением - и Своих учеников (Лк 24:50). Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (Рим 12:14; Рим 15:29). Сила Божья проявляется в них и свидет-вует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (Мф 5:44; Лк 6:28; 1 Кор 4:12; 1 Петр 3:9).

IV. Евр и греч. слова, обозначающие "благословение", "благословлять", могут также употребляться и в значении "восхвалять", "прославлять", а также "благодарить"; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же - букв. (Быт 24:48; Втор 8:10; Суд 5:2.9; Мф 14:19; Мф 15:36; Мф 26:26; 1 Кор 10:16).
Благость, благо, добро:

1) один только Бог благ - Иисус прямо говорит об этом, отвечая на вопрос богатого юноши (Мф 19:17) и подтверждая тем самым целый ряд аналогичных ветхозаветных высказываний (2 Пар 5:13; Езд 3:11; Пс 135:1). Б. - это категория, неподвластная человеч. суждению; единств. критерий Б. - Божья воля. Даже само желание познать добро и зло (Быт 3:5.6) означает отпадение от Бога. На Страшном суде благой Бог спросит о совершенных человеком добрых делах (2 Кор 5:10). О том, что Господь понимает под добром и Б., говорится в Мих 6:8 и Лк 10:42 (благое дело - слушать Господа);
2) люди отпали от Бога и поэтому, согл. Библии, стали "негодны" и злы. "Нет делающего добро, нет ни одного" (Пс 13:3; Рим 3:12; ср. Екк 7:20). Отсутствие в человеке истинной Б. будет особенно заметно при наступлении последних дней этого мира (2 Тим 3:2 и след.);

3) человеку, желающему изменить такое положение и предстать благим пред Богом, не помогут никакие усилия и отречение от мирских благ. Причина этого в том, что, по словам ап. Павла, "не живет... в плоти... доброе" (Рим 7:18). Помочь здесь может только -> возрождение от Духа Божьего, ибо Б. - это Его плод (Гал 5:22). Божья Б., проявившаяся в том, что Он отдал Своего Сына в жертву за наши грехи, ведет к покаянию (Рим 2:4) и обновлению человека. Церковь Иисуса, в к-рой действует Дух Божий, призвана вершить добрые дела (Еф 2:10; Кол 1:10). Но т.к. такие дела совершаются не самими христианами, а живущим в них Духом Божьим, то прославлять следует не их, а Небесного Отца (Мф 5:16);
4) Б., пробуждаемая в христианах Божьим Духом, не означает, однако, состояния непогрешимости и совершенства в земной жизни; дух и плоть противятся друг другу (Гал 5:17). Но ученикам Иисуса в их борении дано обетование: "Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6).

Благоухание:
1) "Благоухание, приятное Господу" - это устойчивое выражение часто встречается в ВЗ, оно употребляется тогда, когда речь идет о приносимой Богу жертве (Быт 8:21; Исх 29:18.25.41; Лев 1:9.13.17 и др.), к-рая пользуется Божьим благоволением;
2) согласно ап. Павлу, Б. может обозначать дела, совершаемые человеком (2 Кор 2:14-16). В 2 Кор 2:14 говорится: "Но Богу благодарение, Который всегда победоносно ведет нас во Христе и благоухание познания о Нем распространяет через нас во всяком месте" (пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Непременным атрибутом всех триумф. процессий римлян были захваченные ими в ходе боев пленники, к-рые несли сосуды с курящимися благовониями. Т.о., слова Павла можно истолковать след. образом: верующий человек, "побежденный" Иисусом Христом, следует за своим Господом и, как Б., словом и делом распространяет Евангелие.

Блаженный
[евр. ашре; греч. макариос, букв. "счастливый"].
I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, к-рого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова "блаженный" мы находим в ВЗ в выражении "блажен муж, который..." или "блажен тот, кто..." (Пс 1:1; Пс 2:12; Пс 31:1; Притч 3:13; Иов 5:17). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как "блажен", но иногда переводится по-другому, напр. "счастливый" (Деян 26:2);

2) в ВЗ считается счастливым тот человек, к-рого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29:11 и след.; Пс 126:3-5), а главное - радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Пс 1:1; Пс 40:1; Пс 118:1; Пс 127:1). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Пс 2:12; Пс 32:12; Пс 39:5; Пс 83:6.13; Пс 111:1; Притч 16:20; Ис 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31:1 и след.; Пс 32:12; Пс 64:5; Пс 143:15), то этот народ блажен (ср. также Пс 83:6 и след.; Пс 88:16; Пс 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5:17 и след.; Пс 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;

3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в к-рое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк 14:15; Откр 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Мф 16:17; Мф 24:46; Лк 1:45; Лк 11:28; Откр 1:3), кто верит в Него (Ин 20:29) и не соблазнится о Нем (Мф 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5:3 и след.; ср. Лк 6:20 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Мф 13:16; Лк 10:23). Ср. также -> Заповеди блаженства.

II. Блаженный = "спасенный" от глаголов, означающих "спасать", - евр. йаша, греч. содзеин:
1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего "раба Божия", Мессию и Спасителя: Ис 42:1-4; Ис 49:6; Ис 53:5, Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;
2) в НЗ "спасение" и "избавление" часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства - это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и -> жизни (1 Фес 4:17; 1 Петр 1:4; Откр 21:1; Откр 22:1);

3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (Мф 18:11; Лк 19:10; 1 Кор 1:21; 2 Тим 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (Рим 11:14; 1 Кор 9:22; Иак 5:20; ср. 1 Кор 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Иак 1:21), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях "стать блаженным", "быть спасенным", "достичь спасения", "дать спасти себя" слово "блаженный" относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего "мира сего" и осознают себя вступающими в "грядущий век" - в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин 3:17). "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [=блаженных] - сила Божия" (1 Кор 1:18). -> Спасение -> Искупление -> Прощение.

Ближний
[евр. реа; греч. плесион].
I. В ВЗ слово "ближний" обозначает соседа (Втор 19:14; Втор 27:17; в Исх 11:2 - соседа-египтянина), а также близкого человека (Пс 37:12); в Иов 19:13 и след. Б. стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. С др. стороны, это слово часто имеет тот же смысл, что и "некто", "некий человек" (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. Исх 21:12). Но везде, за искл. Исх 11:2, это понятие включает в себя значение "соотечественник", "израильтянин", как это следует из Лев 19:16-18; Лев 25:14.17. Так же понимали это слово и в заповеди: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев 19:18; по иуд. истолкованию: потому что он такой же, как и ты). Милосердие, оказываемое Б., тоже понимали лишь в этом смысле (Иов 6:14; Притч 14:21). Б. признавался и -> прозелит, однако фарисеи склонялись к тому, чтобы круг людей, к-рых можно назвать Б., ограничить лишь фарисеями. Отсюда и вопрос законника: "А кто мой ближний?" (Лк 10:29).
II. Отвечая законнику, Иисус рассказывает ему притчу о милосердном самарянине и задает встречный вопрос: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" (Лк 10:36). Тот не задумываясь отвечает: "Оказавший ему милость". Пострадавшего видели все трое (священник, левит и самарянин), но тот, к-рый сжалился над ним, оказался ближним ему. В самом глубинном смысле именно Иисус является ближним каждому человеку. Этой притчей, да и всей Своей жизнью, Он призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. -> Близко, близкий, приближать.

Близко, близкий, приближать
I. В пространств. аспекте речь идет прежде всего об отношении к Богу:
1) неомрач. общение с Богом стало невозможным из-за греха, к-рый отдалил человека от Бога (Быт 3:8; ср. Исх 20:18 и след.). Но Богу все открыто: от Него, невидимого, но близкого (Пс 118:151), невозможно скрыться (Пс 138:7-12). Отдаление от Бога ведет к гибели, поскольку лишь у Него можно найти спасение (Пс 90:1 и след.); однако молящийся может быть уверен в том, что Бог близок к нему (Пс 144:18). Чтобы облегчить человеку приближение к Себе, Бог устанавливает институт священства и позволяет -> священникам предстоятельствовать перед Ним за людей (Евр 5:1), но и священники смеют приближаться к Богу только во время служения и после особой подготовки (Лев 16:2-6);

2) народ Израиля, обладая священством и получив особое обетование, состоит в особых отношениях с Богом, в к-рых отказано язычникам. В новозаветные времена, благодаря посредничеству Христа (1 Тим 2:5 и след.), верующие из язычников становятся так же близки к Богу, как иудеи (Еф 2:13). Христос Своей кровью и плотью открыл путь к Богу (Евр 10:19-21); каждый человек, искренне уверовавший во Христа, теперь может приблизиться к своему Творцу.
II. Люди состоят друг с другом в неодинаково близких отношениях, поскольку каждому дан свой -> ближний, к-рому следует помогать в первую очередь (Лк 10:27-37).
III. Во времени предстоящее событие может быть близким или далеким (Ам 6:3; Втор 32:35). В ВЗ говорится о близости дня Господня (Ис 13:6; Иез 7:7; Соф 1:14) и прихода Мессии (Числ 24:17; Ис 56:1). НЗ начинается с проповеди приблизившегося Царства Небесного (Мф 3:2); в нем также содержится обетование Второго пришествия Христа (Ин 14:3). Поскольку никто не знает часа этого события (Мк 13:32) и ожидающим кажется, что Христос медлит явиться, возникает опасность предаться соблазну (Лк 12:45; 2 Петр 3:9).
IV. Временная и пространственная близость могут быть связаны между собой. Бывают времена особой близости Бога, времена Его милости, когда Бог позволяет найти Себя (Ис 55:6) или Сам приближается к страждущему (Пс 33:19; Пс 84:10). Но Бог может приближаться и для того, чтобы исполнить Свой суд (Откр 2:5; Откр 3:3.20). Осознание близости вершащего суд Господа побуждает верующего жить так, чтобы при встрече со Христом не понести осуждения (Рим 13:11 и след.; 1 Петр 4:7-11; Иак 5:8-10).

Близнецы
В Библии рассказывается о рождении двух пар Б. Противоречия между Б. Иаковом и Исавом начались с момента их рождения (Быт 25:22-26); затем они продолжились в стремлении Иакова завладеть благословением отца, к-рое тот должен был дать первородному сыну. При рождении сыновей Фамари также первородным стал не Зара, к-рый показался из чрева матери раньше, чем Фарес (Быт 38:27-30). Фарес стал одним из предков Иисуса (Мф 1:3; Лк 3:33). В НЗ апостол -> Фома прозван Б., видимо, потому, что имел брата или сестру-близнеца (Ин 11:16). Корабль, на к-ром Павел добирался с Мальты в Путеол, был назван в честь Б. Диоскуров, Кастора и Полидевка, сыновей Зевса (Деян 28:11). Вероятно, на носу корабля было укреплено их скульптурное изображение. Эти божеств. Б. считались покровителями моряков -> Корабль, кораблестроение -> Знамя.

Блоха
(Pulex irritans). Насекомое, паразитирующее на людях и животных. В песчаных и засушливых областях Палестины было много Б., от к-рых особенно страдали жители Тивериады. Согл. народному преданию, этот город был жилищем "царя блох". Давид, преследуемый Саулом, называл себя Б. (1 Цар 24:15; 1 Цар 26:20).

Блуд, блудница, блудник
I.: 1) о блудницах в Библии сообщается довольно часто (Ис Нав 2:1; Суд 16:1; 3 Цар 3:16; Притч 23:27). При раскопках в Самарии был найден пруд, в к-ром мылись блудницы, омывшие колесницу царя Ахава (3 Цар 22:38);
2) многократно сообщается и о культовой проституции у израильтян (Чис 25:1 и след.; Иер 3:2; Ос 4:13 и след.; ср. Быт 38:15), практиковавшейся прежде всего в хананейских культах плодородия. Культовая проституция встречалась и у финикийцев, сирийцев, вавилонян. Служа в святилище женского (-> Астарта, -> Ашера, Анат, Баалат) или мужского божества плодородия (-> Ваал, Адонис), не только девушки, но и мужчины (Втор 23:18, -> Цена пса; 3 Цар 14:24; 3 Цар 15:12; 3 Цар 22:46) отдавались посетителям храма (-> Высота). Как сообщают античные авторы, каждая девушка перед свадьбой (ср. Лев 19:29; Ос 4:13) или женщина раз в жизни обязана была отдаться священнику в храме или чужому мужчине. Из истории Вавилона нам известно, что нек-рые родители посвящали своих дочерей на подобное служение божеству (ср. Лев 19:29);
3) распространение культовой проституции, к-рую Закон запрещал под угрозой смертной кары (Лев 19:29; Лев 21:7.9; Втор 23:18 и след.; ср. Числ 25:5-8; Втор 13:6 и след.), явилось причиной того, что пророки стали называть Б. всякое идолопоклонство (Иер 2:24 и след.; Иер 3:1-3.6.9; Иез 16:15-34; Иез 23:1-21).
II. НЗ запрещает всякий Б. (1 Кор 6:9.13-20; Еф 5:3.5; 1 Фес 4:3; Евр 13:4; -> Апостольский собор, 4). Иисус в Мф 19:9 (см. пер. НЗ под ред еп. Кассиана) говорит о Б. как о единств. причине для развода. Но и блудницам, и блудникам не закрыт путь к прощению (Мф 21:31 и след.; 1 Кор 6:9 и след.; -> Коринф). В значении "идолопоклонство" слова "блудница", "блуд", "любодеяние" употребляются прежде всего в Откр 2:20 и след.; Откр 14:8; Откр 17:1 - Откр 19:2.

Блудник
-> Блуд, блудница, блудник.

Блудница
-> Блуд, блудница, блудник.

Блюдо
[евр. саф], широкий открытый сосуд, использовавшийся как в святилище (Исх 12:22; Исх 25:29; Исх 37:16; Числ 4:7), так и в доме (2 Цар 17:28; Мф 23:25 и след.). Подобные сосуды имелись и среди инвентаря храма (4 Цар 12:14; Иер 52:19). Судя по Числ 7:13, Б. было больше по размерам и, возм., глубже, чем -> чаша.

Блюститель порядка
[греч. грамматеус, "писец"], высокопост. чиновник гор. администрации в Эфесе (Деян 19:35-40), к-рый, помимо других обязанностей, руководил собранием горожан и осуществлял надзор за храмовой казной.

Бобы
Упоминающиеся в Библии Б. [евр. пол] являются, видимо, Б. Vicia faba. Их варили целиком или мололи на ручной мельнице, употребляя затем в виде каши, приправленной чесноком. Б. также кормили скот. Согл. 2 Цар 17:28, во время войны Давида с Авессаломом Б. были частью продовольствия, доставлявшегося войску царя. В голодные времена израильтяне использовали Б. и при выпечке хлеба (Иез 4:9).

Бог
Библия повествует о деяниях Божьих - прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА
А. Бог сотворил "небо и землю" (Быт 1:1) "и все, что на них" (Откр 10:6), "человека", "мужчину и женщину" (Быт 1:27). Он сотворил "мир" (Деян 17:24), "человека и животных" (Иер 27:5) и "все" устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, - Ноя (Быт 9:1), Ав-раама (Быт 12:2), Исаака (Быт 25:11), Иакова (Быт 35:9 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт 26:22; Втор 1:10). Бог дал людям пищу (Быт 1:29.30; Быт 9:3), одежду (Втор 10:18; ср. Мф 6:25 и след.), детей (Быт 33:5; Пс 126:3), землю (Втор 26:9), имущество (Екк 5:18) и успех (Быт 39:3.23).
Б. В подобных деяниях "Бог неба и земли" (Быт 24:3.7; Езд 5:11), Вседержитель (Иов 33:4; Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3; Быт 48:3): "Он творит все, что хочет" (Пс 113:11), для Него "нет ничего невозможного" (Иер 32:17; Лк 1:37) - воистину "Бог силен и из мертвых воскресить" (Евр 11:19), но при этом Он "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22:32). В отличие от "богов", "которые не сотворили неба и земли" (Иер 10:11), Он - живой Бог (Втор 5:26; 4 Цар 19:4; Пс 41:3; Деян 14:15; 1 Фес 1:9), "присносущий" (т.е. существующий вечно) (Дан 6:26; ср. Быт 21:33; Ис 40:28; Рим 14:25), и поэтому Он - "единый истинный Бог" (Ин 17:3; 1 Фес 1:9; ср. 1 Ин 5:20), "великий, сильный и страшный", "Бог богов и Владыка владык" (Втор 10:17; ср. Пс 85:10; Пс 94:3; Пс 95:4), "всевышний" (Пс 46:3; Ис 14:14; Деян 7:48). И "все воинство небесное" (Втор 4:19), обожествляемое язычниками (4 Цар 23:5; Соф 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем 9:6; Лк 2:13.14), поскольку Он сотворил его (Быт 2:1; Пс 32:6; Ис 40:26): "Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] - имя Ему" (Иер 31:35; ср. Пс 88:6-9), "Господь всей земли" (Ис Нав 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все "угодное" Ему и "предначертанное" Им (Ис 44:24 и след.; Ис 46:10.11; ср. Иов 37:5; Ис 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: "Я сделаю, и кто отменит это?" (Ис 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для "новой твари" (2 Кор 5:17): "И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1 Кор 12:6), а именно "в нас, верующих по действию державной силы Его" (Еф 1:19; Еф 3:20; 1 Фес 2:13). "Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению" (Флп 2:13; ср. Деян 19:11; Кол 1:29); "мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела..." (Еф 2:10), но, как сказал Сам Иисус: "без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5).
II. ПОВЕЛИТЕЛЬ
В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.
А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс 32:9; Пс 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: "И заповедал Господь Бог человеку..." (Быт 2:16; ср. Быт 2:17). В Исх 19:7 Десять заповедей названы "словами, которые заповедал ему [народу] Господь"; ср. Исх 34:10; Втор 4:5; Мф 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, к-рые Он Сам вкладывает им в уста (Иер 26:2; ср. Пс 118:15; Иер 43:1; Деян 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2 Цар 16:11; ср. 4 Цар 18:25; "будешь делать все, что Я повелел тебе" (2 Пар 7:17; см. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь..." (Мих 6:8; ср. Втор 10:12.13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:
1) в ВЗ наряду с формулой "И пришел Бог, и сказал" (Числ 22:9), к-рая может дополняться словами "ночью" и "во сне" (Быт 20:3; Быт 31:24), часто встречается формула "И явился Бог [Господь], и сказал" (Быт 12:7; Быт 17:1; Быт 26:2; Быт 35:9; Быт 48:3 и др.), также с добавлением слов "ночью" (Быт 26:24; 2 Пар 1:7) и "во сне" (3 Цар 3:5). Вместо "Бог пришел" в Библии часто встречается выражение "было слово Господа" (2 Цар 7:4; 2 Цар 24:11; 3 Цар 16:1; 3 Цар 17:2; 3 Цар 19:9 и др.), относящееся, кроме 3 Цар 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иер 1:2; Иез 1:3; Ос 1:1; Иоил 1:1; Ион 1:1; Мих 1:1; Соф 1:1; Зах 1:1 и др.;

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне..." (Евр 1:1.2). Это подтверждает евангелист Иоанн: "Слово было Бог...", "Слово стало плотию и обитало с нами..." (Ин 1:1.14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: "Вот, Я поставляю завет Мой с вами..." (Быт 9:9; ср. Быт 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт 17:1-14): "...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя"; "соблюди завет Мой...". Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: "Я Господь, Бог твой" (Исх 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: "Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов" (Исх 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы "будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез 36:27), "будете Моим народом, и Я буду вашим Богом". Так же будет и при "новом завете" (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил = "с нами Бог", см. Мф 1:23): "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лк 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: "Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века..." (Мф 28:19 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ
Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.
А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт 6:6 и далее часто звучит в Библии: "и восскорбел в сердце Своем". "Бог с небес призрел на сынов человеческих" (Пс 52:3), Он "увидел, что велико развращение человеков на земле" (Быт 6:5); Он "есть Бог ведения" (1 Цар 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Пс 68:6). Он сетует: "Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня" (Ис 43:24). Слово, ставшее "плотию" (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: "Душа Моя скорбит смертельно" (Мф 26:38); "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого "не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов..." (Числ 14:18), потому что Он - "Бог ревнитель" (Исх 20:5; ср. Наум 1:2) и даже - "огонь поядающий" (Втор 4:24; Евр 12:29). "Он Бог святой" (Ис Нав 24:19; ср. Ис 6:3; Откр 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: "Горе мне! погиб я!" (Ис 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с Иов 42:10 и след.), что воспето в псалме: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Пс 102:9.10) и что проповедано с обетованием в Ис 53:5: "...наказание мира нашего было на Нем", исполнилось наконец в Том, Кто был "сделан грехом вместо нас" (2 Кор 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и "умерщвлен" (1 Петр 3:18). "Дитя", Которое Бог наказал за всю "вину отцов" (ср. Исх 20:5), - Его собственный Сын, "не пощаженный Им", а "преданный" за всех нас (Рим 8:32).

В. Бог совершил это, "дабы нам получить усыновление" (Гал 4:5): "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Ин 3:1); "...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: "Авва, Отче" (Рим 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: "Ты будешь называть Меня отцом твоим" (Иер 3:19); "...ибо Я - отец Израилю..." (Иер 31:9; ср. Втор 32:6; Мал 2:10; 2 Кор 6:17.18). И пусть даже "...кого любит Господь, того наказывает", Он все равно "благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч 3:12; ср. Евр 12:6), и "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс 102:13). Ведь "щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс 102:8; ср. Исх 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: "Он избавит Израиля от всех беззаконий его" (Пс 129:8; ср. Мф 1:21; Ин 8:36), непреложным стало исповедание: "Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" (Ис 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО
А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор 6:4), так и в НЗ (ср. 1 Кор 8:4 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах - Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17.18; Рим 15:16.30; 1 Кор 12:4-6; 2 Кор 1:21.22; 2 Кор 13:13; Еф 1:17; Еф 2:19-22; Еф 3:5-7.14-17; Тит 3:4-6; 1 Петр 1:2; Евр 9:14; Ин 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом "трезвучии" деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в к-рых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, к-рую "не видел ... глаз, не слышало ухо" и к-рая "не приходила ... на сердце человеку" (1 Кор 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за к-рыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. -> Исповедание (II).

Б. В 2 Кор 5:19 ап. Павел пишет: "Бог во Христе"; это свидет-вует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9). Он был "образом Божиим" (Флп 2:6); в Нем Бог примиряет с Собой (2 Кор 5:19) и судит человечество. Он - "сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Рим 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. "Слово было Бог" (Ин 1:1); через это Слово "создано все" (Кол 1:16.17; Евр 1:2), и в Нем "все начало быть" (Ин 1:3). Видевший Христа видел Отца (Ин 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, Он - в Отце, а Отец - в Нем, поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Откр 5:8-14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует: "Господь мой и Бог мой" (Ин 20:28). -> Иисус Христос.

В. Библия свидет-вует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: "Бог есть дух" (Ин 4:24). Это свидет-во есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт 1:2 говорится: "И Дух Божий носился над водою". Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1 Цар 10:10; 1 Цар 16:13; ср. Ис 59:21; Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2 Кор 3:17 сказано: "Господь есть Дух". Человек, в к-ром живет Божий Дух, - это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1 Кор 3:16.17; 1 Кор 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян 5:3.4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1 Кор 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1 Петр 1:10.11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16.26) и что Он послан Христом от Отца (Ин 15:26); через Него Бог возрождает человека (Ин 3:5; Иоил 2:28); "Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия" (Рим 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал 5:18), в Нем - основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).
Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидет-ва по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.

Бог гор
В Передней Азии было распространено представление о том, что боги господствуют лишь на определ. ограниченной тер., за пределы к-рой их могущество не распространяется. В соответствии с этим представлением, власть горных богов ограничивалась исключит. горами. Вероятно, именно т.о. следует понимать 3 Цар 20:23 и след., где сирийцы объясняют победу израильтян в горах тем, что "Бог их есть Бог гор" (МТ: "Боги их - боги гор"). Но надежда арамеев на победу в битве на равнине была разрушена безграничным могущ-вом Бога Израиля.

Боган
[евр. Бохан, от бехон - "большой палец" (?)], рувимлянин, именем к-рого назвали камень, служивший погран. знаком между уделами Иуды и Вениамина (Ис Нав 15:6; Ис Нав 18:17).

Богатство, богатый
I. Б. - это владение собственностью, размеры к-рой намного превышают жизненно необходимый уровень. Б. может быть дано Богом как благословение, дарованное благочестивому (Притч 10:22) в награду за выдержанное испытание (Иов 42:10) или проявленное прилежание (Притч 12:27). Но оно может быть и неправедно присвоено не знающим угрызений совести безбожником (Пс 72:12). Поэтому Б. не может быть мерилом благочестия, как и нищета - признаком особой вины перед Богом (ср. Притч 28:6). Человек, благочестивый на словах, на деле может накапливать Б. неправедным путем (Мк 12:40). Мудрец говорит в своей молитве: "Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Притч 30:8 и след.).
II. Б. может оказаться опасным для его обладателя. И даже когда Б. еще нет, стремление к нему может помешать человеку ясно различать праведное и неправедное (1 Тим 6:9). Другая опасность заключена в вызываемом Б. высокомерии: "Человек богатый - мудрец в глазах своих" (Притч 28:11). Пророк предостерегает: "Да не хвалится богатый богатством своим" (Иер 9:23). Если человек привязывается к Б., это ставит под угрозу его будущую вечную жизнь: "Трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф 19:23 и след.). Б. может повредить: "...горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение" (Лк 6:24). На примерах богача из притчи о богаче и Лазаре (Лк 16:19 и след.), богатого начальника (Лк 18:23), мытаря Закхея показано, как Б. вовлекает человека в грех, закрывая ему доступ в Царство Небесное. Отсюда предостережение: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас" (Иак 5:1). Обольщение Б. заглушает слово Божье (Мф 13:22).

III. Истинное Б. может быть только во Христе. Павел говорит о "неисследимом богатстве Христовом" (Еф 3:8). Такое Б. придает человеку духовную силу. Оно состоит в даруемой Богом мудрости и ее плодах (Притч 8:11.18-36), в милосердии и благодати, к-рые Бог обращает к нам (Еф 1:7; Еф 2:4), и в любви, к-рой Он наполняет наши сердца (Рим 5:5; Флп 1:9). Такое Б. должно постоянно возрастать (Флп 1:9). Считающий себя богатым может потерять все и впасть в нищету (Откр 3:17; ср. 1 Кор 4:7 и след.). Тот, кто непрерывно черпает духовное Б., познает Божью благодать, "насытится от тука дома" Божьего (Пс 35:9). Он может передавать свое Б. другим (2 Кор 6:10), хотя сам при этом останется бедным, ибо духовная сила, проявляющаяся через него, происходит не из него, а от изобилия Отца. -> Бедность, бедный.

Богиня неба
(Иер 7:18, МТ: "царица неба"), вавил. богиня Иштар (-> Астарта).


ПРОДОЛЖЕНИЕ ---