Жизнь в библейские времена 5 ч.
Завтрак не был обильным. Люди обычно ели хлеб, сыр, фрукты или маслины. Мужчины могли брать завтрак с собой в поле.
Главная трапеза дня происходила вечером, когда работа была окончена, а жара спадала. Женщины готовили овощи или чечевицу (Быт. 25:29,34): когда мужчины возвращались с полей варево кипело на огне. Пищу из горшка все черпали куском хлеба. Столовых ножей и вилок не было. За едой могли пить вино; по особым случаям бывало и мясо. Часто в конце трапезы подавали фрукты.
Евреи любили устраивать пиршества: по случаю свадьбы, рождения ребенка, похорон, а также в сезон стрижки овец. Людям удавалось хорошо поесть и в тех случаях, когда приходилось принимать гостей. Были религиозные праздники, такие как Пасха, Пурим и Праздник Жатвы. Во время этих праздников к обычным тушеным овощам иногда прибавлялось мясо и готовились особые сладкие печеные изделия с фруктами. Праздники были очень радостными событиями; они сопровождались песнями и танцами. Свадебные торжества длились несколько дней, как это бывает и ныне в арабских селениях.
Хлеб, главная пища, подавался к каждой трапезе. Иисус учил своих последователей молиться так: «Хлеб наш насущный подай нам на каждый день» (Лк. 11:3). Евреи не пользовались ножами, чтобы резать хлеб; куски хлеба они отламывали руками.
Евреи пили овечье, козье и верблюжье молоко. Из молока готовили сыр и масло (2Цар. 17:29). Приготовляли также нечто вроде йогурта, встряхивая молоко в кожаном мешке (Быт. 18:8). Подобным образом в наши дни такой напиток делают бедуины.
Евреи выращивали и употребляли в пищу различные овощи. Они тушили бобы, чечевицу, корнишоны и огурцы (Иез. 4:9). Использовались также корнеплоды и пряные травы, которыми приправляли тушеные овощи.
Евреи потребляли много фруктов. Когда Моисей послал разведчиков для обследования Земли Обетованной, они принесли огромные грозди винограда, чтобы показать, как богата была эта земля. Страна также изобиловала гранатами, инжиром, финиками, маслинами и фисташками (Иер. 24:2; Быт. 43:11; Втор. 8:8).
Большая часть виноградного сока шла на изготовление вина. Вода часто была грязной, в ней кишели бактерии, поэтому в воду добавляли вино, чтобы обеззаразить ее.
Мед евреи брали у диких пчел (Суд. 14:8-9). Мед использовался в приготовлении сладких блюд, так как сахара тогда не было. Другой вид сладостей вываривали из виноградного сока, кипятя его, пока он не превращался в густой сладкий сироп. Таким сиропом намазывали хлеб.
В большинстве семей редко ели мясо. Обычно доводилось отведать его только на праздниках (3Цар. 4:23). Иногда евреи ели птицу: голубей, гусей, перепелок и куропаток. Но чаще на столе было мясо козленка или ягненка.
Рыба из Галилейского моря и из реки Иордан была любимой пищей (Лк. 11:11). Во времена Иисуса множество рыбаков ловили рыбу в Галилейском море.
Виноградные лозы лучше всего было высаживать по склонам холмов (Ис. 5:1). Виноград там получал много солнца, а дождевая вода стекала вниз. Часто склоны холмов разделяли уступами на ряд нешироких террас, поднимавшихся по склону одна над другой. На краю каждой террасы возводили невысокую стенку из камней и обломков скал. Прежде чем высаживать новые лозы, виноградарь вскапывал землю мотыгой или бороздником Затем он сажал лозы на значительном расстоянии одну от другой. Если одни лозы росли по земле, то другим нужны были подпорки, чтобы подниматься вверх.
Когда в июле, августе или сентябре виноград созревал, семья виноградаря нередко перебиралась в сторожевую башню посреди виноградника (Ис. 5:2). По ночам люди охраняли виноград от воров, а днем собирали его и укладывали в большие корзины.
В библейские времена очень ценились овцы. Они обеспечивали человека шерстью, мясом и молоком. Использовались даже рога - из них делали специальные трубы (Лев. 25:9) или сосуды для масла.
В библейские времена пастух пас коз и овец в одном стаде. Козы давали много молока, часть которого шла на приготовление своего рода йогурта. Из козьей шерсти делали грубую ткань для покрытия шатров или для простой одежды, а из козьих шкур выделывали мехи для хранения воды.
Пастух часто пас стадо овец и коз, принадлежавших жителям его селения. После зимних дождей вокруг селения поднималась обильная трава, на которой можно было пасти овец и крупный рогатый скот.
Когда палящее летнее солнце иссушало траву, пастуху приходилось отгонять стадо далеко от дома, чтобы найти для животных пригодное пастбище (1Пар. 4:39-40) Он также должен был отыскать колодец, откуда мог бы брать воду для овец и коз.
Пастуху приходилось защищать свое стадо от хищников, которые водились в диких местах (1Цар. 17:34-36). Львы, медведи, шакалы и гиены нападали на овец из стада.
Пастух носил с собой тяжелую дубинку с шипами из острых камней для защиты от зверей (Пс. 22:4). Была у него и кожаная праща, чтобы бросать в хищников камни. У пастуха была длинная, около двух метров, палка, служившая дорожным посохом при ходьбе по пересеченной местности; ею же пастух погонял стадо (Иез. 20:37-38). Иногда этот посох был загнут на конце. Пастух брал с собой кожаный мешок, называвшийся сумой, в котором он держал провизию. У некоторых пастухов бывали небольшие тростниковые дудочки, на которых они наигрывали мелодии, одновременно следя за стадом.
На ночь пастух должен был найти безопасное место для своих овец (Лк. 2:8). Часто он загонял их в какую-нибудь пещеру, а сам ложился у входа, чтобы хищник не мог пробраться туда (Ин. 10:7). Если пещер не было, приходилось строить простой загон из камней и хвороста.
В селениях бывали каменные овчарни с небольшой пристройкой для пастуха, охраняющего стадо. Пастух проводил очень много времени с порученными ему овцами и знал кличку каждой из них (Ин. 10:14). Он знал, какой семье принадлежит овца, и всегда мог вернуть ее владельцу.
В конце лета овец нужно было стричь. Окончание стрижки овец отмечалось пиршеством с обильными угощениями и возлияниями (1Цар. 25).
Иисус говорит о пастыре, ищущем свою потерявшуюся овцу (Лк. 15:3-7). Есть также прекрасное описание труда пастуха в Пс. 22.
Во времена Иисуса множество рыбаков трудились на большом озере, которое называлось Галилейским морем. По берегам озера стояли рыбачьи селения. Некоторые из рыбаков ловили рыбу удочками, как нынешние рыболовы.
Рыбаки пользовались и накидной сетью (Мк. 1:16-17). Это была круглая сеть около пяти метров в поперечнике. По краям сети были привязаны грузила, а от ее центра шла веревка. Заметив на мелководье у берега рыбу, рыбак кидался в воду и набрасывал сеть на рыбью стаю. Грузила прижимали сеть ко дну, и рыба оказывалась в ловушке.
Если лов рыбы велся с лодки, рыбаки часто использовали кошельковый невод (Лк. 5:4). Он представлял собой длинную сеть шириной около трех метров, которую тащили за кормой лодки.
Поплавки, прикрепленные к верхней части, держали ее на плаву, а камни, привязанные к нижней части, опускали ее вниз. Лодка плыла вперед, и рыба попадала в невод. Время от времени лодка поворачивала назад, и рыба оказывалась запертой внутри невода.
Рыбаки выходили в озеро на небольших парусных лодках, в которых обычно находилось всего человека четыре. На таких лодках был один большой парус и длинное рулевое весло. Закончив дневной лов, рыбаки вытаскивали сети на просушку и чинили прорехи.
Книга "Жизнь в библейские времена"