Жизнь в библейские времена 4 ч.
Еврейские родители считали знаком божественного благословения, если у них было много детей (Втор. 28:4). Чем больше детей — тем лучше, особенно если это были сыновья. Над бездетной женщиной люди потешались или жалели ее.
Когда женщине приходил срок разрешиться от бремени, к ней в дом звали повивальную бабку (Исх. 1:15-19). Роды проходили на дому: больниц, подобных нашим, не было. Новорожденного сначала омывали, а затем натирали солью, водой и маслом. Считалось, что это полезно для кожи младенца. Потом ребенка крепко пеленали длинными кусками ткани. Люди верили, что от этого ноги и руки младенца вырастут прямыми. Младенец мужского пола на восьмой день от рождения проходил особый обряд, называвшийся обрезанием. Крайняя плоть на его члене обрезалась в знак того, что этот мальчик вступает в завет с Богом (Быт. 17:10).
В это же время младенец получал имя (Лк. 2:21). Выбор имени был очень важным делом, ведь каждое имя имело свое значение. Давид, например, означает «любимый», а Сара — «княгиня».
От детей, когда они подрастали, ожидали помощи по хозяйству. Нужно было подметать в доме, приносить воду, присматривать за домашними животными. Лет с трех отец начинал обучать сына Закону Божьему. Позднее он учил его своему ремеслу.
Мальчик, достигший тринадцати лет, считался мужчиной. Был специальный обряд, отмечавший этот этап в его жизни. Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, он с родителями отправился на праздник Пасхи в иерусалимский Храм, на последнюю Пасху Своего детства (Лк. 2:41 – 49). В наши дни еврейские мальчики в 13 лет проходят обряд «бар мицва». После этого они могут посещать синагогу как взрослые.
Игрушек у детей было немного. Обычно обходились палочками, веревочками и черепками посуды. У некоторых детей были глиняные игрушки, у девочек — глиняные куклы, одетые в тряпицы.
До времени Иисуса настоящей школы не было, и родители учили детей тому, что знали сами: рассказывали о религиозных праздниках, например, о Пасхе, и о том, что эти праздники значили. Ко времени Иисуса мальчиков с шести лет стали посылать учиться в «дом книги». Учителям платила синагога – место собрания еврейской общины. Мальчики заучивали наизусть отрывки из Священного Писания, учились читать и писать. Занятия в школе длились около четырех часов каждый день. После утренних уроков наступал долгий перерыв, и занятия возобновлялись примерно в три часа пополудни.
Дети учились круглый год, без всяких каникул. Учитель, скрестив ноги, сидел на не большом возвышении перед классом. Рядом стояла подставка, где лежали свитки, содержавшие различные части Священного Писания. Мальчики сидели на полу перед учителем. Вне зависимости от возраста все мальчики занимались в одном классе. Писали заостренными палочками по мягкому воску, который тонким слоем наносился на деревянные таблички (Лк. 1:63).
У евреев существовало много предписаний, имевших целью обеспечить здоровый образ жизни: один день из семи следовало отдыхать, запрещалось есть определенные виды пищи, нужно было следить за чистотой своих жилищ.
Евреи считали, что в случае болезни следует обращаться с молитвами к Богу. Но иногда они, по примеру окужающих народов, носили амулеты для отпугивания злых духов.
Со временем евреи стали применять простые естественные лекарства. Они умели чистить раны и перевязывать их, используя для лечения порезов природные мази.
В качестве болеутоляющего средства использовалась добавленная в вино смирна.
Из Библии мы знаем, что люди страдали от многих недугов и болезней, таких как проказа, слепота, глухота, эпилепсия, а также от увечий (Мк. 1:32-34). Многие евреи считали, что болезнь является следствием греха. Если кто-нибудь заболевал, они спрашивали: "Кто согрешил, он или родители его?" (Ин. 9:2).
Во времена Иисуса уже были врачи, которые научились у греков делать некоторые хирургические операции. Врачи давали обеты, обещая заботиться прежде всего о жизни своих пациентов и не разглашать о них сведений частного характера.
В библейские времена выращивали главным образом пшеницу, ячмень и иногда хлебный злак — просо. Ячмень можно было выращивать и на скудной почве, но он не был так распространен, как пшеница.
Землепашец разбрасывал семена из корзины. Засеяв поле, он запахивал семена, чтобы птицы не склевали их. Иисус описывает труд сеятеля (Лк. 8:5 - 8). С декабря по февраль, пока зерно прорастало, поле приходилось пропалывать, чтобы сорняки не заглушили хлеб.
Ячмень созревал для жатвы в апреле или мае. Жали его острыми кривыми серпами (Иер. 50:16).
Стебли ячменя срезали высоко, у колоса, а нижнюю Земледелец оставлял несжатым немного хлеба по краям своих участков. Беднякам разрешалось приходить и собирать это зерно, а также колосья, которые хозяин и его работники не подобрали с поля (Руфь 2).
Теперь зерно нужно было отделить от соломы. Сжатый хлеб доставляли на гумно — площадку плотно утрамбованной земли (1 Пар. 21:18-26). Здесь хлеб молотили деревянными орудиями или гоняли по нему волов, которые копытами выбивали зерно из колосьев. Иногда применяли молотилку. Это была деревянная доска, на нижней стороне которой имелись каменные или железные шипы. Волы таскали ее взад и вперед по расстеленному хлебу и вымолачивали зерно из колосьев. часть растений оставляли на корню, чтобы на поле после жатвы могли пастись овцы.
После молотьбы нужно было отделить зерно от мякины — шелухи и мелких частиц соломы. Зерно подбрасывали вверх особой деревянной лопатой, веялом. Легкую мякину ветер относил в сторону, а более тяжелое зерно падало тут же на землю.Окончательно зерно очищали от всяких примесей, встряхивая его в большом решете (Лк. 22:31).
Теперь можно было убирать драгоценное зерно на хранение. Обычно его хранили в больших глиняных сосудах и кувшинах (Лк.6:38). Пора уборки урожая была очень важным временем года. В эти недели люди обеспечивали себя хлебом на следующий год. Поэтому уборку ячменя и пшеницы отмечали особыми праздниками.
Земледелец начинал работу со вспашки в октябре или ноябре, когда проходили дожди. Дождь размягчал пересохшую землю и облегчал пахоту. Нередко пахали и одновременно сеяли. Плугом служило Т-образное деревянное орудие с острым выступом, который взрезал почву. Тянули плуг два осла или вола. Если земельный участок располагался на холме или среди деревьев, вспахивать его приходилось вручную. Для такой вспашки использовали орудие, напоминавшее мотыгу; называлось оно «бороздник» (Ис. 7:25).
Книга "Жизнь в библейские времена"